Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Содержание и организация ранней помощи в доу. Цель и задачи службы ранней помощи

    Содержание и организация ранней помощи в доу. Цель и задачи службы ранней помощи

    Демографическая ситуация в настоящее время характеризуется низкой рождаемостью, высокими цифрами младенческой смертности и заболеваемости детей, падением естественного прироста населения. Учитывая экономические трудности сегодняшнего времени, самым приемлемым и самым эффективным путем снижения числа детей с нарушениями в развитии и повышения их социальной адаптации была бы организация ранней специализированной помощи. Исследования в области специальной психологии, педагогики доказали, что раннее начало целенаправленной коррекционной работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Максимально раннее коррекционное воздействие обусловлено прежде всего анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. В этом возрасте отмечается становление всех морфологических и функциональных систем организма, происходят первые социальные контакты. Дети раннего возраста являются наиболее чувствительным колнтингентом населения. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и социализации. Установление единства психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии позволили Л. С. Выготскому обосновать общую теорию развития личности аномального ребенка. Одним из важнейших достижений Л. С. Выготского является анализ соотношения процессов развития и обучения в детском возрасте, как в норме, так и при патологии, в раскрытии сложных динамических соотношений между ними, в доказательстве ведущей, стимулирующей роли обучения.

    Учение выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о зонах актуального и ближайшего развития и другие положения легли в основу организации специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни до трех лет) возраста, выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л. С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивного периода для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии (2).

    Значительный вклад в создание системы абилитации (первоначального формирования) внесли зарубежные научные исследования по проблемам:


    социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие (Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт и др.);

    взаимодействия матери и младенца с оценкой их социального поведения (Ф. Фогель, Д. Н. Штерн и др.);

    развитие младенцев у матери с психическими расстройствами и из группы социального риска – страдающими алкоголизмом, наркоманией, несовершеннолетних матерей, одиноких женщин с низким прожиточным уровнем (Т.М. Филд, Л. Беквит и др.).

    Следовательно, обозначилась теоретическая основа, которую представляет большое количество исследований, посвященных различным аспектам поведения, физиологии и психического развития младенцев и детей раннего возраста, и которую.существенным образом пополнили работы отечественных специалистов (Мастюкова Е. М., Разенкова Ю. А. и др.).

    Проведенные научные исследования зарубежных и отечественных ученых в области медицины, специальной психологии и педагогики убедительно доказали эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей. Уникальность этого возраста заключается в его особой чувствительности – сензитивности в формировании большинства специфически человеческих качеств и способностей. Практическое воплощение идеи создания системы ранней коррекционной помощи начинается с определения объекта воздействия. По мнению большинства специалистов, такая работа должна проводиться не только с детьми, имеющими определенные дефекты развития, но и при риске возникновения нарушений социальной адаптации в будущем. Главным инструментом выявления детей, нуждающихся в комплексной междисциплинарной помощи, должна стать система массового скрининга. При патологии развития на основе комплексного обследования необходимо оказание помощи совместными усилиями врачей, психологов, дефектологов, массажистов, диетологов, инструкторов по лечебной физкультуре и других специалистов. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить реализацию абилитационных мероприятий, а также обеспечить возможность некоторой части детей с ограниченными возможностями обучения в общеобразовательной школе. Существенный вклад работа с детьми раннего возраста вносит в коррекцию семейной ситуации.

    Скрининг факторов риска проводится при первичном обращении родителей в генетическую или женскую консультацию. В период беременности при тщательном контроле за развитием плода в случае неблагоприятного течения будущей матери могут проводить предупредительное лечение. Также проводится выбор правильной техники ведения родов. В первые часы после рождения у ребенка обследуют состояние его органов, ткани, нервной системы. Все эти мероприятия от мониторинга состояния беременной женщины до выхаживания ребенка с нарушениями в развитии обеспечивают комплексный подход в проведении медицинского аспекта абилитации. В последние годы особую актуальность приобретает проблема отрицательного воздействия на нервно-психическое развитие детей алкоголизм и наркомания родителей. Являясь социальным злом, они приводят в действие чисто биологические механизмы. Вызывая тяжелые повреждения соматического здоровья и генетического аппарата будущих родителей, алкоголь и наркотики могут воздействовать на развитие и дифференцировку нервной системы в период грудного вскармливания, а затем как чисто социальные факторы – в процессе воспитания маленького человека. Следует заметить, что научно-технический прогресс способствует появлению целого ряда новых химических, радиационных воздействий, которые по-разному влияют на организм матери иребенка. Механизм действия негативных экологических факторов связан с развитием врожденных уродств и других генетических и токсических повреждений.

    Программа медицинской абилитации тесно связана с программой психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и в своей реализации учитывает вредоносные факторы развития ребенка: болезни матери, патологию беременности, патологию родов, появление всех первых признаков аномального развития. Весь этот анамнез должен быть собран тщательнейшим образом. Абилитационные мероприятия желательно проводить в домашних условиях в тесном контакте с матерью. В организации профилактических мер и лечебного ухода за ребенком большую роль играет семья и семейная обстановка. Следует иметь в виду, что абилитация ребенка должна носить комплексный характер. В ее реализации должны быть задействованы, как уже было замечено, многие специалисты: врач-педиатр, методист по лечебной гимнастике, логопед, психолог, социальный работник (педагог), которые обучают мать специальным коррекционным приемам выработки возрастных навыков у проблемного ребенка, вносят коррективы в предложенные упражнения.

    При каждом дошкольном образовательном учреждении может быть организована группа кратковременного пребывания, где будет оказываться комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии, а также квалифицированная помощь его родителям.

    Ранняя коррекция включает:

    скрининг-диагностику всех новорожденных с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

    расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

    целенаправленное наблюдение педиатром за темпом психофизического развития ребенка из группы риска по месту его жительства;

    оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с отклонением в развитии;

    раннее начало систематической коррекционной работы.

    Ранняя коррекционная работа решает основные задачи:

    Развития, характерных для данного возраста психологических новообразований и ведущих видов деятельности (развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, развития речи и т.д.);

    создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии (совершенствовать и развивать общие движения, ручную и мелкую моторику, способствовать социальному развитию, формировать предметную и предметно-игровую деятельность и т. д.).

    Если ребенок младенческого возраста, то взрослый должен направлять свои усилия на удовлетворение потребностей ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в знакомстве с новыми предметами. Коррекционная работа с детьми младенческого возраста заключается также в обеспечении функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, в развитии подражания и эмоционально-делового общения, в активизации лепета.

    С наступлением раннего возраста, что связано с изменением ведущих мотивов и ведущей деятельности, взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональной назначенности (Что можно с ним сделать? В чем его значение?). Решающее значение имеет совместная предметно-игровая деятельность, которая является предпосылкой успешного развития высших психических функций: восприятия, речи, мышления, памяти, эмоций, мотивации; обогащается сенсорный опыт. Значимым компонентом содержания взаимодействия на данном этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознание».

    Абилитационную программу помощи следует вести в следующих направлениях: диагностическое, коррекционно-воспитательное. В диагностическом направлении ведущим является медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательной работы, с другой, - разработки индивидуальной программы развития ребенка с постоянной корректировкой программы. Следующее направлениекоррекционно-воспитательное должно быть направлено на исправление и развитие компенсаторых механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а также на предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, формирование всех видов деятельности, характерных для данных возрастных этапов, поведения и личностных ориентиров. Коррекционно-воспитательное направление решает также задачи социализации, максимального уровня самореализации, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении. Коррекционные занятия ведут дефектологи, социальные работники, логопеды и носят как групповой, так и индивидуальный характер. Коррекционно-воспитательная работа проводится с психологическим сопровождением, для чего необходимо организовать комнату психологической разгрузки. Коррекционно-воспитательная работа проводится также в тесном контакте с медицинской абилитацией, которая включает медикаментозную терапию, физиолечение, электро-, свето-, лазеро-, магнитотерапию, водолечение, природотерапию, жемчужные ванны, массаж, диетотерапию, фитолечение, лечебную гимнастику. Регулярный врачебный контроль позволит вносить своевременные корректировки в программу индивидуального развития ребенка. Большое внимание должно уделяться развитию двигательных навыков малышей посредством мягких модулей: матов, горок-скаток, бревен, максимально использовать коррекционные игры с гигантскими мячами, мячами-модулями, сухие бассейны. Можно использовать также ходунки, качели, напольные манежи.

    Отмечая ключевую позицию медицинских работников в профилактике детской инвалидности и предотвращения рождения ребенка с нарушениями в развитии, особенно на этапе раннего распознавания, комплексной диагностики и организации полноценного выхаживания младенцев с врожденными дефектами и относящихся к группе повышенного риска, следует обозначить главную роль педагогов-дефектологов, в частности, логопедов в системе абилитации.

    Вопросы и задания:

    1.Чем вызвана необходимость оказания ранней коррекционной помощи?

    2.Почему работу по оказанию ранней помощи должна быть ориентирована на интердисциплинарный подход?

    Дополнительная литература:

    1.Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов В. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» – первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. – 1995. - №4.

    2.Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. - №1.

    3.Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. - №2.

    4.Разенкова Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. - №3.

    Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

    Задачами Службы ранней помощи являются:

    1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

    2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

    3. Ранняя помощь ребенку и семье:

    Создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

    Междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

    Отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

    4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

    Раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

    Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

    Предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

    5. Обеспечение преемственности между службами ранней помощи и детскими дошкольными учреждениями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты

    6. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.

    5. Основные принципы работы Службы ранней помощи

    1. Семейно-центрированная деятельность -- профессиональная направленность сотрудников Службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

    2. Междисциплинарный подход -- совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.

    3. Партнерство -- установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

    4. Добровольность -- решение об обращении в Службу ранней помощи и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.

    5. Открытость -- служба ранней помощи отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

    6. Конфиденциальность -- информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы ранней помощи, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

    7. Уважение к личности -- сотрудники Службы ранней помощи уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники Службы принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

    Штаты и функциональные обязанности сотрудников Службы.

    Все специалисты междисциплинарной команды имеют единую продолжительность рабочей недели -- 40 часов.

    § Продолжительность приема одного ребенка для всех специалистов - 1 час

    § При необходимости проводятся совместные приемы несколькими специалистами, продолжительность приема -- 1 час.

    § Индивидуальные занятия, продолжительность -- 1 час.

    § Продолжительность занятий в группе -- 1,5 часа.

    § Домашнее визитирование - 2 часа.

    § Работа с видеоматериалами, методической литературой, документацией - 2 часа в неделю.

    § Обязательным является проведение еженедельного обсуждения работы с детьми всеми специалистами районной службы. Продолжительность обсуждения - 2 часа в неделю.

    В рабочее время междисциплинарной команды специалистов включается:

    Систематическое прохождение курсов по повышению квалификации в области раннего вмешательства и по отдельным специальностям;

    Работа по распространению идей раннего вмешательства среди населения и персоналa медицинских и детских дошкольных учреждений района (участие в конференциях, семинарах, встречи с персоналом);

    Работа по обеспечению преемственности между службой раннего вмешательства и ДДУ района (посещение ДДУ с целью совместной разработки и построения индивидуальных программ для детей, перешедших в ДДУ из службы ранней помощи)

    Все специалисты службы ранней помощи должны:

    Соблюдать этические нормы.

    Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях.

    Знать закономерности развития ребенка.

    Иметь базовые знания по раннему вмешательству.

    Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни.

    Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи.

    Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

    Социальный работник (социальный педагог)

    Направление работы социального работника:

    1. Информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Информирование семьи о деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).

    2. Помощь клиентам службы в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий).

    3. Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи).

    4. Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.

    5. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

    Целевые группы в программах раннего вмешательства.

    Целевой группой являются семьи с маленькими детьми, имеющими установленное отставание в одной или нескольких областях развития или нарушения, которые с высокой вероятностью приводят к задержкам развития, например:

    * генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Вильямса и др.);

    * двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), состояния после травм и оперативных вмешательств;

    * множественные нарушения;

    * нарушения аутистического спектра;

    * сенсорные нарушения (нарушения слуха, зрения);

    * дети биологического риска (экстремально низкая масса тела при рождении, недоношенность и т.д.).

    Часто проблемы развития ребенка связаны с его социальным окружением и высоким социальным риском, к которому относится употребление родителями ребенка алкоголя и наркотиков, наличие у родителей ребенка психических расстройств или интеллектуальных нарушений и др.

    Опыт программ раннего вмешательства показывает, что с данными целевыми группами программы поддержки могут быть также очень эффективными и востребованными, так как позволяют обеспечить максимальное развитие ребенка при соответствующей поддержке его семье.

    Доказано, что программы раннего вмешательства позволяют значительно улучшить будущее детей и их семей. Кроме того, имеются данные о высокой экономической эффективности программ раннего вмешательства.

    Развитие программ раннего вмешательства имеет под собой целый ряд теоретических предпосылок и базируется на современных исследованиях.

    Для того чтобы обеспечить эффективную программу раннего вмешательства, необходимо следовать базовым принципам, на которых должны строиться программы и о которых более подробно будет рассказано в следующей главе.

    Служба ранней помощи в ДОУ

    Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

    Команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: педагог- психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинский работники, педагоги младших групп. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины) , коррекционного взаимодействия с детьми.

    Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

    Задачи службы:

    1. Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
    2. Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
    3. Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
    4. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

    В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.

    Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей.

    Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием:

    1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
    2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др.) , у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
    3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.

    К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести:

    1. Консультативно – диагностическое направление:

    • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
    • максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
    • анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
    • консультирование родителей по вопросам;
    • обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
    • реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
    • создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
    • консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

    2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:

    • разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
    • обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
    • проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

    3. Информационно-методическое направление:

    • информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
    • информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
    • создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
    • повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

    В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:

    • развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
    • коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
    • игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

    Так же оказывается помощь молодым специалистам, работающими с детьми раннего возраста. Практические навыки воспитатели могут получить при посещении и наблюдении за работой более опытных воспитателей, а так же при проведении открытых мероприятий.

    Осуществляется оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь оказывается через консультирование и заседания СРП, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Заседания проводятся практически ежемесячно специалистами и педагогами ДОУ. Они носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей: компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т.д.

    Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

    Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи:

    1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
    2. Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
    3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
    4. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
    5. Промежуточная диагностика.
    6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
    7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
    8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.

    Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

    АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Об организации работы по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет в Одинцовском муниципальном районе Московской области

    В рамках реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 , социального проекта Одинцовского муниципального района Московской области "Подари ребенку радость", направленного на профилактику детского и семейного неблагополучия, отобранного по итогам девятого конкурсного отбора инновационных социальных проектов для последующей финансовой поддержки Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 26.06.2015 N 3, регистрационный номер заявки 90п-2015.9 от 15.04.2015), а также в целях организации работы по своевременному выявлению детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска, проживающих на территории Одинцовского муниципального района,

    ПОСТАНОВЛЯЮ:

    1. Организовать работу Службы раннего вмешательства на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

    2. Утвердить Положение о Службе раннего вмешательства (прилагается).

    3. Установить срок работы Службы раннего вмешательства в тестовом режиме с 01.04.2016 по 30.09.2017.

    4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Одинцовского муниципального района Московской области и на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.

    5. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.

    6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области Ляпистову О.И.

    Исполняющий обязанности
    руководителя Администрации Т.В. Одинцова

    Положение о Службе раннего вмешательства

    Утверждено
    постановлением Администрации
    Одинцовского муниципального района
    Московской области
    от "_31_" __03__ 2016 N 1661

    1. Общие положения

    1.1. Служба раннего вмешательства - это межведомственная структура, предназначенная для оказания помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет с особыми потребностями и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

    1.2. Служба раннего вмешательства осуществляет свою деятельность на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение" (далее учреждение).

    1.3. Законодательными основами деятельности Службы раннего вмешательства являются следующие документы: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации , Федеральные законы: от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" , от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Московской области, нормативные правовые акты Одинцовского муниципального района Московской области, Устав Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

    1.4. Потребителями услуг, оказываемых Службой раннего вмешательства, являются дети от рождения до 3 лет, которые:

    Имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

    Имеют диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

    Врожденные аномалии развития;

    Проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию.

    2. Цель и задачи Службы раннеГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

    2.1. Целью Службы раннего вмешательства является создание комплексного межведомственного сопровождения семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития (риском нарушения).

    2.2. Задачами Службы раннего вмешательства являются:

    2.2.1. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

    2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями, законными представителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

    2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:

    2.2.3.1. Создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

    2.2.3.2. Многопрофильное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

    2.2.3.3. Наблюдение за динамикой развития ребенка и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

    2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

    2.2.4.1. Раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

    2.2.4.2. Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

    2.2.4.3. Предоставление информации о законодательных и нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

    2.2.5. Осуществление преемственности между Службой раннего вмешательства и детскими дошкольными организациями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты.

    2.2.6. Информирование населения о работе Службы раннего вмешательства, ее целях и задачах.

    2.2.7. Результатом работы Службы раннего вмешательства является предоставление квалифицированной межведомственной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение преемственности программы сопровождения ребенка и семьи Службой раннего вмешательства, в том числе после окончания указанной программы.

    3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

    3.1. Добровольность - решение об обращении в Службу раннего вмешательства и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей (законных представителей).

    3.2. Открытость - Служба раннего вмешательства отвечает на все запросы родителей (законных представителей) ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

    3.3. Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы раннего вмешательства, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

    3.4. Уважение к личности - сотрудники Службы раннего вмешательства уважительно относятся к ребенку и родителям (законных представителей), принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей (законных представителей), сотрудники Службы раннего вмешательства принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

    3.5. Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.

    3.6. Семейно-центрированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников Службы раннего вмешательства на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями (законными представителями и другими членами семьи.

    4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

    4.1. Специалисты Службы раннего вмешательства и их функции:

    Педагог-психолог - работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

    Педагог-психолог - специалист по ранней коммуникации (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

    Учитель-дефектолог - оценка уровня развития ребенка (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

    Учитель-дефектолог - сурдопедагог (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями и детьми);

    Врач-педиатр - определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие;

    Детский невролог - диагностика заболеваний, вызванных поражением центральной и периферической нервной системы, а так же функциональными (следствия вышеуказанных поражений) нарушениями у детей;

    Диспетчер - координация деятельности сотрудников Службы раннего вмешательства.

    4.2. Обязанности штатных и привлеченных к деятельности Службы раннего вмешательства специалистов регламентируются должностными инструкциями, утвержденными директором учреждения, настоящим Положением.

    4.3. Служба работает в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, образования, общественными организациями (фондами, ассоциациями и т.д.) по вопросам всесторонней помощи детям раннего возраста. Специалисты-консультанты: тифлопедагог, врачи (отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, и др.) могут привлекаться для работы в Службе на общественных началах.

    4.4. Основанием для зачисления в Службу раннего вмешательства и организации диагностической, абилитационной помощи детям, является личное заявление родителей (законных представителей).

    4.5. Основанием для отчисления является:

    Окончание курса реабилитационной работы;

    Непосещение занятий более 2-х месяцев без уважительной причины.

    4.6. Организация работы Службы раннего вмешательства включает следующие этапы:

    Направление специалистов или организаций, обращение родителей (законных представителей);

    Прием направления, заявления (контакт с родителями (законными представителями), внесение в лист ожидания);

    Первая встреча с родителями (законными представителями), заполнение индивидуальной карты ребенка и семьи;

    Определение потребности ребенка и семьи (оценка взаимодействия родителя или законного представителя и ребенка);

    Междисциплинарная диагностика, обсуждение направления и длительности ранней помощи (однократная встреча родителей или законных представителей с командой сотрудников, кратковременная программа раннего вмешательства, методы раннего вмешательства);

    Индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи в Службе раннего вмешательства;

    Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы.

    Занятия с детьми могут проводиться как индивидуально, так и в группе, предельная наполняемость группы 2-4 человека.

    4.7. Непосредственное руководство Службой раннего вмешательства осуществляется работником, ответственным за работу Службы раннего вмешательства который, назначается приказом директора учреждения.

    4.8. Специалисты Службы раннего вмешательства проходят соответствующую подготовку по профилю деятельности Службы раннего вмешательства.

    5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

    5.1. Служба раннего вмешательства имеет право:

    Запрашивать информацию у родителей (законных представителей), с их согласия, необходимую для осуществления комплексной деятельности Службы раннего вмешательства из учреждений другой ведомственной принадлежности;

    Самостоятельно выбирать формы, средства и методы работы с детьми.

    5.2. Обязанности Службы раннего вмешательства:

    Разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения в Службе раннего вмешательства;

    5.3. Все специалисты, участвующие в деятельности Cлужбы раннего вмешательства обязаны:

    Соблюдать этические нормы;

    Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях;

    Знать закономерности развития ребенка;

    Иметь базовые знания по раннему вмешательству;

    Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни;

    Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи;

    Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

    5.4. Родители (законные представители) имеют право:

    Участвовать в разработке и реализации программ индивидуального сопровождения;

    Вносить предложения, направленные на улучшение работы Службы раннего вмешательства.

    5.5. Родители (законные представители) обязаны:

    Посещать занятия согласно графику;

    Своевременно информировать специалистов Службы раннего вмешательства о причине пропуска запланированных мероприятий.

    6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ

    6.1. Служба раннего вмешательства разрабатывает и представляет директору учреждения на утверждение следующие документы:

    План работы;

    График работы;

    Журнал учета обращений;

    Журнал учета индивидуальных и групповых занятий;

    Программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

    Анализ деятельности.

    Начальник Управления образования О.И. Ляпистова

    Целевой группой для вмешательства службы ранней помощи должны стать не только семьи с детьми-инвалидами, но также родители с детьми из группы риска и даже семьи, в которых ребенок еще не родился, заявили участники проектного семинара, посвященного созданию региональной системы ранней помощи. Семинар прошел 28 мая в Общественной палате РФ. +

    «Ранняя помощь это комплекс семейно-центрированных услуг, направленный на функционирование ребенка в естественной жизненной ситуации », - заявила Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ , председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.

    Если раньше специалисты ранней помощи занимались коррекцией нарушений развития у детей-инвалидов, то теперь объект внимания этой службы меняется. «Целевая группа - это дети группы риска, дети с установленной инвалидностью, дети из социальной группы риска. Т.е. не то что там инвалидность должна быть как непременное условие, а как бы ее избежать », - заявила Клочко. +

    На комментарий одного из участников о том, что в Москве услуги ранней помощи получают только дети с инвалидностью, Елена Клочко ответила, что теперь будет по-другому. +

    Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко заявил, что специалисты должны заниматься даже теми семьями, у которых еще нет детей. +

    «Вопросом здоровья ребенка нужно заниматься еще до того, как родители подумали о зачатии. Потому что все основные проблемы возникают именно в этот период. А кто с этим работает? Сейчас ВОЗ в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, партнерством по охране матерей и новорожденных детей и сетью действий по раннему развитию разрабатывают глобальную рамочную программу по стимулированию воспитания , ориентированную на содействие мероприятиям достижения необходимых результатов. В основном внимание будет уделять первым тысячам дней жизненного цикла. Это от зачатия, не от рождения », - заявил Рыбальченко.

    Рыбальченко предложил внимательно отнестись к рекомендациям ВОЗ. « ВОЗ - это, пожалуй, самая сильная организация, которая занимается здоровьем ребенка », - сообщил член Общественной палаты. +

    По его мнению, специалисты должны работать «не там, когда уже все обнаружили, а там, когда можно не просто информированием заниматься, а заниматься непосредственно работой по оценке здоровья, оценкой потенциала развития ребенка» . +

    С этими задачами блестяще справляются некоммерческие организации (НКО), роль которых до сих пор недооценена и они недостаточно хорошо финансируются государством, считает Рыбальченко. +

    В ходе дискуссии Елена Клочко подчеркнула что услуги ранней помощи - это не образовательные услуги, направленные на обучение ребенка. Они также не являются медицинскими услугами. « Услуги ранней помощи – это услуги семье » , - заявила Клочко. При этом она заявила, что служба ранней помощи также не должна находиться в ведомстве соцзащиты. Для успешного формирования сети региональных служб ранней помощи нужно « создание надведомственного органа » , считает Елена Клочко. +