Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Китай: мировоззрение, национальные интересы, стратегия действий - rubrikator. Разногласия китая и россии по нефтегазовым проектам

    Китай: мировоззрение, национальные интересы, стратегия действий - rubrikator. Разногласия китая и россии по нефтегазовым проектам

    ГРАЧИКОВ Е.Н. кандидат политических наук, социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова ([email protected])

    Термин “национальные интересы” в китайском языке имеет двойное содержание: государственные интересы в контексте международной политической структуры, т.е. интересы государства-нации, что в английском языке передается термином «National Interests», который имеет антипод в виде интересов организации, международных или мировых интересов. Другим значением является внутриполитическое содержание государственных интересов, которое отражает интересы правительства или представляемые правительством интересы всего государства.

    После провозглашения Дэн Сяопином политики реформ и открытости (1978) Народно-освободительная армия Китая (НОАК) одна из первых приступила к изучению глобальных трансформаций, происходящих в мире, и формулированию национально-государственных интересов страны в 21 веке. При разработке новых, отвечающих современным требованиям, стратегий и теорий военные ученые КНР столкнулись с проблемой отсутствия в Китае на общегосударственном уровне какой-либо концепции национальной безопасности, утвержденной верховной политической властью в лице Всекитайского собрания народных представителей или съезда КПК, где были бы четко сформулированы государственные и национальные интересы КНР.

    Вопросы государственных интересов в научном сообществе Китая впервые были поставлены в 1987 году на шанхайской научной конференции по теории международных отношений. Тогда многие считали, что у Китая не может быть других государственных интересов, как кроме классовых. Но и в середине «нулевых» годов уже 21 века некоторые ученые не признавали, что за пределами границ Китая могут быть ее интересы. Они считали, что все интересы страны находятся на собственной территории. Такой взгляд тесно связан с историей. «В новое время Китай подвергался жестоким унижениям со стороны Запада. Империалистические державы действовали в ущерб национальным интересам Китая, растоптали ее суверенитет, на территории Китая преследовали национальные интересы своих стран. Вследствие этого, на протяжении длительного времени в нашем сознании преследование каких-либо интересов за рубежом имело смысл нарушения прав и даже агрессии, экспансии и попрание суверенитета других стран. Хотя большинство китайских ученых признают двойное содержание национальных интересов, но под ним они понимают только интересы нации и классовые интересы. Такое содержание, как особые интересы или обычные интересы все еще не включалось ими в понятие внутренних или внешних национальных интересов Китая».

    Одной из первых теоретических исследований проблем государственных интересов стала монография научного сотрудника Академии военных наук Китая Хун Бина. Он рассматривает интересы страны c точки зрения удовлетворения потребностей экономического развития, политической стабильности, обороны и безопасности, единства и повышения международного авторитета. Понятие «государственные интересы», по мнению ученого, достаточно абстрактное, объемное и представляет определенные трудности для описания его полного содержания. В целях упрощения анализа Хун Бин, наряду с другими китайскими учеными, выделяет только два наиболее существенных государственных интереса: выживания и развития, которым подчиняются все остальные второстепенные интересы.

    Китайские специалисты отмечают шесть факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование государственных интересов: территория государства, его безопасность, суверенитет, развитие, стабильность и достоинство. Ряд ученых формулируют семь видов государственных интересов: сохранение политической системы, экономическое развитие и процветание общества, научно-техническое развитие, государственная безопасность и стабильность общества, образовательная система и культурные традиции, ресурсная и территориальная полнота, внешняя независимость и самостоятельность.

    Особым элементом государственных интересов является достоинство государства – guojia zunyan 国家尊严, которое означает твердое отстаивание в международном сообществе занимаемого страной положения и защита ее престижа за рубежом. Оно означает признание другими странами международного положения, международного влияния и международного образа страны. Достоинство государства относится к так называемым «невидимым» (wuxing 无形) государственным интересам и означает весомость занимаемого положения в глазах других участников международного процесса. Это необходимое любому государству «почтительное отношение» (liyu礼遇) и «национальный престиж» (guoge国格). В каком-то смысле достоинство государства сравнимо со своего рода силой, возможно, «мягкой силой» государства на мировой арене. Утрата достоинства означает потерю «чувства государства» (qinggan情感) и «субстанции государства» (wuzhi物质), что прямым образом влияет на безопасность и развитие государства. Защита достоинства является делом жизни и смерти государства. Чувство собственного достоинства каждого человека выражается в достоинстве и величии страны.

    Иерархия государственных интересов (здесь должна быть таблица)

    Возрастание интересов государства по значимости.

    Основные интересы по возможным угрозам: интересы выживания, важные интересы, главные интересы, второстепенные интересы.

    Защита территории (интересы нац.безопас.), защита экономических интересов, борьба за благоприятную мировую обстановку, интересы роста.

    Данное разделение является весьма условным. Например, «интересы выживания» так же, в свою очередь, можно разделить на «важные» и «главные», а разница между последними представляется достаточно условной.

    Основные особенности государственных интересов

    Особенности государственных интересов определяются их отличительными чертами и характерными свойствами, среди которых выделяют шесть главных.

    1) Политичность — zhengzhixing 政治性. Основные потребности государства, как политической субстанции. Эти потребности соотносятся с понятиями «все государство» (zhengge guojia整个国家) и «весь народ» (quanti guojia全体民众). На Западе государственные интересы понимаются и определяются исходя из интересов индивидуума. На Востоке – интересы человека формируются исходя из интересов государства, личные интересы подчиняются государственным.

    2) Национальность — minzuxing 民族性. Означает, что потребности государства рассматриваются с точки зрения нации, т.е. одной или нескольких этнических общностей, составляющих единое целостное культурное образование.

    3) Многообразие — duoyangxing 多样性. Указывает на множественность основных составляющих элементов. Каждый интерес не является чем-то простым по структуре, а соотносится с различными сферами общественной жизни и сложными социальными связями и отношениями и представляет собой органическое целое. Многообразие несет в себе такие смыслы, как «комплексность» (zonghexing 综合性) и «целостность» (zhengtixing 整体性) или одним словом «совокупность» (zonghexing总和性).

    4) Уровневость, градация — cengcixing 层次性. Данное свойство означает, что кроме горизонтальных связей 横向联系 между составляющими государственный интерес элементами, еще имеются и вертикальные纵向联系 (вспомним стратегию Цзунхэн 纵横 – союз по горизонтали и вертикали). В системе интересов представлены «верхние слои интересов» biaoceng liyi 表层利益и «нижние слои интересов» shenceng liyi 深层利益, которые между собой взаимосвязаны.

    5) Верховенство — zhishangxing 至上性. Верховенство государственных интересов – это высший принцип, которым должно руководствоваться государство при регулировании отношений с другими странами и, в соответствии с которым, никому не разрешается присваивать эти интересы, разделять и попирать их. Любое государство в вопросах отстаивания своих интересов должно проявлять особую бдительность (jingtixing警惕性) и даже “враждебность” (diyi敌意). Вне зависимости от того, кто занимает пост главы государства или правительства, сфера национальных интересов всегда рассматривается, как «запретная зона» (jinqu禁区), где никому из руководителей не позволено идти на уступки. В противном случае при определенных исторических условиях руководитель может стать «предателем» maiguozei卖国贼. Такими примерами могут служить подписание Ли Хунчжаном «Договора Магуань» 马关条约 и «21 статьи» 二十一条 бэйянским (пекинским) правительством.

    6) Компенсационность — buchangxing 补偿性. В процессе международных контактов можно видеть, как какое-либо государство, исходя из своих потребностей, идет на уступки в вопросах государственных интересов. Например, уступает часть своей территории, идя против совести, подписывает не выгодные для себя условия, временно отказывается от союзников, на короткое время откладывает осуществление некоторых необходимых для государства программ развития. Государство жертвует какими-либо интересами для защиты или получения взамен более интересных и важных выгод.

    Таким образом, данное качество государственных интересов проявляется в ситуациях, когда государство заключает объективно не выгодные в настоящее время соглашения, твердо рассчитывая получить больше выгод в будущем. Такие действия соответствуют древней китайской мудрости, которая звучит так: “пожертвовать пешкой, чтобы сохранить ладью” diuzu baoju丢卒保车, или другой её вариант: “пожертвовать ладьей, чтобы защитить короля” diuzu baoshuai丢卒保帅. Оба означают: поступиться малым ради сохранения большего. В международной практике многие рассматривают «компенсационность» как «терпеливость, сдержанность» 自制性 в том смысле, что у партнера имеются свои законные государственные интересы, которые он вправе отстаивать.

    Причины возникновения необходимости применения принципа компенсации.

    1. Существует многообразие и категории государственных интересов, которые структурируются в единое целое исходя из баланса ценностей – jiazhi quanheng 价值权衡 (ценностного веса каждого интереса), где одним из критериев выступает возможность компенсации.

    2. Одна из причин применения компенсационности заключается в том, что основная часть государственных интересов представлена во многих областях и проявляется в своем разнообразии в различных ситуациях. Одни и те же интересы в одних случаях будут реализовываться успешно, в других – не могут быть достигнуты. Возможность компенсации одних интересов другими является важным фактором определения приоритетности интересов.

    3. Благоприятным условием для учета необходимости применения компенсации при формировании государственных интересов является увеличение числа и активизация на международной арене таких негосударственных акторов, как транснациональные корпорации и международные организации, которые способствуют появлению у многих стран новых видов интересов, которые представляют возможность разнообразить неформальные отношения государств. В итоге, они создают медиа пространство для стимулирования «контактов» или «трансформаций» по компенсации межгосударственных интересов.

    4. Развитие мировой интеграции увеличило степень взаимозависимости между государствами. Различные интересы государств стали взаимно перекрещиваться и взаимопроникать, «ты стал частью меня» 你中有我, «я — частью тебя» 我中有你, поэтому кратно возросло число взаимно компенсированных «областей» и «интерфейсов» (互相补偿的“领域”和“接口”) для реализации государственных интересов в международной сфере.

    Способы и формы компенсации.

    1. Жертвовать частью второстепенных интересов взамен на более важные общие интересы (牺牲局部的次要利益,换取全局的重大利益).

    2. Взаимное компенсирование различных типов государственных интересов (不同类型利益之间相互补偿).

    3. Для реализации компенсации прибегать к обмену интересами, используя третью сторону (通过“第三者”进行利益交换,完成利益补偿).

    4. Жертвуя внутренними интересами добиваться достижения общих (государственных) интересов в международных делах (牺牲国内利益作为其国际方面共同利益的补偿).

    Современные проблемы государственных интересов Китая

    Достаточно широкая дискуссия по вопросам национальных интересов страны была проведена только в 2006 году по инициативе и при финансовой поддержке НОАК (Проект 2110). Результаты обсуждения были опубликованы в виде сборника статей под общей редакцией Сюй Цзя. Ученые обратили внимание на некоторые особенности современного состояния в определении и формулировании интересов страны. Изменение иерархии интересов. Янь Сюетун считает, что на протяжении последних тридцати лет приоритет в развитии Китая отдавался интересам экономического развития страны. Интересы безопасности, политики и культуры были подчинены экономическим. Содержание экономических интересов за это время претерпело существенное изменение. Если раньше ставилась задача привлечения капиталов, то потом — его вложение за рубежом. Расширялось и пространство действия этих интересов. Если сначала они концентрировались на приграничных странах, то потом стали включать Африку и Латинскую Америку. Чем дальше, тем больше расширялась география государственных интересов, которые, в конце концов, приобрели глобальный характер. Встал вопрос об определении характера государственных интересов, т.е. речь идет об обычном развитии страны или об ускоренном подъеме. Простое развитие не требует перенапряжения сил, не ставит перед собой задачу превзойти развитые страны. Когда Китай обошел по уровню ВВП Японию, встал вопрос о «структуре» 结构性национальных интересов. Интересы превосходства超越性利益 и интересы расширения扩展利益 – это национальные интересы поднимающейся страны, то есть Китая.

    Смена последовательности реализации государственных интересов.

    Янь Сюетун также отмечает, что за небольшой, с исторической точки зрения, период после «холодной» войны Китай был вынужден уже несколько раз менять иерархию своих интересов. В 80-х годах главными были экономические интересы. В начале 90-х годов на первое место резко вышли политические интересы. Это было связано с «событием на площади Тяньаньмэнь» в 1989 году и последовавшей за ним международной изоляцией страны. К 1994 году Китай смог восстановить свой авторитет и преодолеть последствия изоляции, хотя эмбарго на продажу Китаю военной техники западными странами действует и по сегодняшний день и вряд — ли когда-либо будет отменено. В 1996 году разразился тайваньский кризис. Политика “двух Китаев” и “независимости Тайваня”, проводимая президентом Тайваня Ли Дэнхуэем получила большой международный резонанс и стала угрожать политике единого Китая, которую проводил Пекин. Теперь на первый план вышли интересы национальной безопасности страны. К середине «нулевых» стала складываться ситуация, при которой расширялись экономические интересы страны и при этом не гарантировались интересы безопасности. Комплексная мощь Китая увеличивалась не так стабильно, как планировалось. Экономическая сила росла быстрее военной, а политическая – «застыла на месте». Эта неравномерность развития вела к ухудшению безопасности страны.

    Иерархия национальных интересов Китая на 2006 год выглядела следующим образом: интересы безопасности, политические интересы, экономические и только потом культурные. Экономические интересы по сравнению с периодом 80-х годов 20 столетия с первого места переместились на третье.

    Пространство действия государственных интересов.

    За последние три десятилетия границы национальных интересов Китая претерпели существенные изменения. Пространство действия интересов Китая расширилось далеко от собственных границ. Сегодня безопасность жизни и интересов граждан КНР за рубежом, по мнению китайских ученых, не гарантируется. Способность вооруженных сил КНР обеспечить эту безопасность все еще не достаточно. С политической точки зрения Китай уже стал частью мировой системы, что полностью признается другими странами. В 90-е годы 20 столетия Китай вступил в большинство международных организаций. Сейчас уже не стоит вопрос о признании прав Китая в этих организациях. Китай «борется за право определения и установление новых международных правил». В области экономических интересов Китай концентрировал свое внимание на приток зарубежных капиталов и технологий, а сегодня — ставит задачу по выходу за рубеж, расширению вывоза китайского капитала и получение доступа к зарубежным природным ресурсам. В прошлом это был упор на экспорт и расширение товарного рынка, сейчас – увеличение активов в транснациональных компаниях, через которые осуществляется вывоз капитала. В области культуры Китай ставил задачу сохранения традиционной культуры, то теперь – продвижение китайской культуры за рубеж.

    Государственные интересы КНР в ближайшие десять лет.

    Проблема национальных интересов полностью относится к сфере «великой стратегии». Это выражается в том, что в современной международной политике существует своя «логика силы», предполагающая борьбу за «руководящее место» и вытекающую отсюда первостепенность проблем безопасности для многих стран, в том числе и для Китая. Важно отметить два момента: комплексность и стратегические возможности. Международная обстановка характеризуется весьма тесным переплетением межгосударственных отношений, которые усложняют структуру национальных интересов, делают их по-настоящему комплексными. В связи с этим, формируются группы совсем новых государственных интересов: интересов вызова, взаимосвязи, пересекающихся интересов. Проблема комплексности постепенно превращается в отдельную «дисциплину по изучению философии и искусства стратегического планирования». Рост экономической и военной мощи резко увеличили стратегические возможности Китая и, в первую очередь, возможности по «структурированию международной системы». Однако сейчас «относительный недостаток возможностей структурирования – это ключевой фактор, ограничивающий будущее развитие Китая, который нельзя преодолеть в короткое время». Поэтому, считает Тан Юншэн, в целях гарантирования выживания и развития Китая необходимо ускорить создание «сети безопасности», повысить качество экономики и привлекательность культуры. Повышение «структурных возможностей» на международном и региональном уровне позволит Китаю успешно осуществлять свои национальные интересы.

    Иерархия национальных интересов Китая на ближайшую перспективу выглядит следующим образом: интересы социально-экономического развития и увеличения комплексной мощи; интересы государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав; интересы обеспечения благоприятной международной и приграничной обстановки; интересы ответственной державы международного сообщества.

    Дорогие читатели моего журнала!

    Хочу представить вашему вниманию мой доклад, который я сделал в 2008 году на международной конференции.

    В ее рамках была проведена ролевая игра, одним из заданий которой стал анализ внешней политики Китая. Нужно было, не имея специальных знаний по стране, за 1 день сформировать документ, в котором были бы изложены комплекс национальных интересов Поднебесной и основные методы их реализации.

    Надеюсь вам будет интересно познакомиться с результатами проделанной работы.

    Структура доклада основывается на следующих принципах:

    1) сначала мы попытаемся раскрыть суть китайской внешней политики через призму мировоззрения этой страны, которое сформировалось под воздействием культуры, традиций, философии, истории китайского народа;

    2)затем мы рассмотрим проистекающие из мировоззрения национальные интересы Китая на современном этапе;

    3) после этого мы проанализируем с помощью каких стратегических подходов происходит реализация национальных интересов.

    Итак, история Китай показывает, что еще в древние времена данная страна позиционировала себя как Срединное царство, как сердце мира. Китай считал, что огромная территория, а также сформированные им культурные ценности, экономические основы функционирования державы, система управления, обеспечение социальной стабильности и процветания делают его самодостаточным цивилизационным образованием, которое не нуждается во внешней кооперации для своего дальнейшего развития. Не зря, ряд политологов, исходя из исторической предпосылки, считает Китай цивилизацией, которая только притворяется государством.

    Вторым немаловажным аспектом является тот факт, что при расширении в прошлом своей территории и зоны влияния Китай только в исключительных случаях делал ставку на войну. Величайший стратег древности Сунь Цзы подчеркивал, что война - это способ существования и гибели государства, поэтому использовать ее как инструмент для решения важных задач своего развития нужно очень и очень осторожно. Исходя из этого, Поднебесная считала необходимым делать ставку на «цюань», концепцию непрямых действий. Другими словами - упор делался на комплекс дипломатических, культурных, экономических подходов. По мнению древних китайцев, мощная цивилизация с развитой культурой и экономикой является своеобразным магнитом, который будет притягивать периферийные государства, которые, имея менее развитую структуру, пожелают в обмен на подчинение воспользоваться теми благами, которые имеет Китай.

    Третий аспект - в случае появления противника, который проявлял агрессивные настроения в отношении Китая, Поднебесная пользовалась принципом экономии сил. По мнению Сунь Цзы, самая лучшая война - разбить замыслы противника, заставить его проиграть без сражения, заставить его играть по своим правилам.

    Итак, мы разобрались с мировоззрением. Теперь попробуем выяснить какие национальные интересы произросли из этого мировоззрения.

    В 1994 году Дэн Сяопин заявил, что первым приоритетом для Китая является противостояние гегемонии и политике силы, а также защита мира. По мнению китайских политологов, которые представляют школу реализма, на современном этапе при решении международных проблем и противоречий сильными государствами в большей степени используется военный подход. Исходя из того, что армия Китая не дотягивает по многим параметрам до армии США - наиболее серьезного своего потенциального противника, Пекину очень важно перевести правила и формат международных отношений в ту сферу, в которой он чувствует себя более уверенно. В сферу экономики и мирного решения споров. Как вы видите, налицо реализация концепции экономии сил и непрямых действий.

    Второй приоритет - создать новый международный и экономический порядок. Иными словами, если Китаю удастся перевести международную жизнь в указанный выше формат и сделать со временем свою экономику локомотивом международных процессов, он сможет вернуть себе утерянный статус Срединного царства, сердца мира.

    Неудивительно, что воплощение в жизнь этих интересов строится на том, в чем Китай сейчас показывает наибольшую динамику - экономике и региональном сотрудничестве.

    С помощью каких же стратегических подходов Китай обеспечивает реализацию данных интересов, которые являются краеугольных камнем внешнеполитической безопасности страны?

    Условно их можно поделить на 2 блока - политический и экономический.

    Начнем с политического блока.

    Учитывая, что США является наиболее опасным потенциальным противником Китая, учитывая существенный проигрыш Пекина Вашингтону в сфере технологий, инноваций, развития армии, Поднебесная делает ставку на концепцию повышения своей значимости для соперника, на создания такой взаимозависимости, разрушение которой нанесло бы непоправимый ущерб обоим противникам. Китай пытается привязать к себе США с помощью экономических рычагов. На данный момент Китай является самым большим кредитором США, его золотовалютные запасы превысили показатель в 1,9 триллионов долларов, существует сформировавшаяся цепочка «производство в Китае - сбыт на внутреннем рынке США». На данном этапе Китай пытается привить США образ надежного партнера, без которого очень сложно проводить свое дальнейшее развитие. При этом Китай рассчитывает, что его способность дестабилизировать экономику США за счет выброса на рынки сотен миллиардов долларов и создания тем самым огромной инфляции, способно обуздать возможные агрессивные настроения среди американского истеблишмента.

    Следующая концепция - истощение сил соперника с помощью союзников, что приведет к «потере лица» соперника. Согласно работе Мао Цзэдуна «Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части», Поднебесная рассматривает мир как совокупность трех величин. Первая - это «мы», собственно Китай. Вторая - «союзники». Третья - «соперники». Что интересно, исходя из политических заявлений и внешнеэкономической практики КНР «союзниками» выступают такие страны, как Ирак, Иран и Северная Корея. Эта позиция отражает стратегию непрямых действий. Ее суть - с помощью неформальной поддержки «союзников» связать силы и ресурсы соперника, которые могли быть направлены против Китая. Мало того, если соперник не сможет справиться с союзниками, если они истощит свои ресурсы и, по итогам, потерпит поражение в противостоянии с ними, это, по мнению китайцев, приведет к потери им своего международного авторитета и, как следствие, переориентации союзных сопернику государств на самостоятельную политику или на новые центры силы.

    Из этой предпосылки проистекает третья концепция - концепция многополярности. Наличие большого числа самостоятельных игроков или центров силы выгодно Китаю, позволяет это позволяет гораздо более эффективно играть на существующих противоречиях между ними, сталкивать их лбами, формально оставаясь в стороне от конфликтных моментов. На данный момент, по мнению китайской стороны, лидирующее положении Америки в мире основывается на иерархии, наверху которой находится США при поддержке НАТО в западной части Евразии и Японии в восточной части. Важным является внести диссонанс в эту триаду, параллельно подключив другие центры силы. Пекину выгодно, чтобы возникшие разногласия между США и т.н. «Старой Европой» после иракской операции разрастались новыми линиями противостояния, чтобы Россия продолжала считаться страной-соперником Западного мира, оттягивая на себя его ресурсы и распыляя его силы.

    Теперь перейдем к экономическому блоку.

    Концепция экономического центра вновь уводит нас в реалии Срединного царства, которое подчиняло себе приграничные государства через предоставлении им благ своей цивилизации. Конечно, до такого уровня Китаю еще идти и идти, но даже сейчас у нее есть некоторые возможность в этой сфере, которые он пытается наращивать. Так, в условиях финансового кризиса, при правильной экономической политике, именно Китай может стать той опорой, которая может сохранить экономики ряда приграничных регионов от коллапса. Для этого ему следует включить в дело, например, свои огромные золотовалютные запасы. Свидетельством такого подхода может стать обращение государств Центральной Азии на одном из недавних заседаний ШОС к Китаю с просьбой выделить им кредит для преодоления последствий глобального финансового кризиса. Помимо этого нужно принять во внимание данные Азиатского банка развития, который указывает, что Китай ввез из Восточной Азии на 35 процентов товаров больше, чем в предыдущем. Он уже опередил США и Японию как крупнейший импортер в регионе. В данном контексте через экономический инструментарий (инвестиции, финансовую помощь, развитие совместных инфраструктурных проектов, повышение импорта) Китай вполне способен со временем обрести достаточный вес для реального доминирования в приграничных регионах.
    Более глобальным развитием данного подхода, как нам кажется, нужно считать концепцию достижения мировой гегемонии через региональное лидерство. Следует отметить, что, поскольку АТР в плане экономического развития опережает остальные страны мира, убеждение многих специалистов в том, что АТР со временем станет центром мировой экономики, и соответственно, политических процессов, кажется достаточно убедительным. Если это предположение оправдается, то даже неформальное лидерство КНР в АТР через реализацию концепции экономического центра станет залогом возникновения Китая уже как мировой державы, а, возможно, и сверхдержавы.
    Попробуем суммировать все сказанное в конкретные выводы.

    Основная цель внешней политики Пекина на современном этапе - содействовать созданию новой системы международных связей, в которой Китай занимал бы одну из ключевых позиций, не мог быть изолирован, не являлся бы объектом давления и мог с полным правом рассчитывать на учет своих интересов другими ключевыми игроками.

    Путь к достижению этой цели - формирование регионального сообщества, в котором Китай в силу географических причин и размеров внутреннего рынка являлся бы естественным центром притяжения.

    Основная геополитическая цель Китая на ближайшее будущее - стать лидером в Восточной Азии. На протяжении двух тысячелетий Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии. В 1842 году был заключен навязанный Китаю Нанкинский договор, согласно которому Китай фактически попадал в зависимость от Запада и Японии. В настоящее время Китай хочет вновь обрести свою историческую роль, т.е. стать лидером в регионе, и благодаря этому статусу в большей степени участвовать в формировании геополитической картины мира. В настоящее время Китай обладает мощными геополитическими ресурсами, благодаря которым может достичь поставленной цели:

    Демографический – более 1млрд.300 млн. человек.

    Территориальный (9560 тыс. кв. м) – третье место в мире, уступает только России и Канаде.

    Геополитический центр. Обладание большой территорией и удобное с точки зрения решения геополитических проблем местоположение делает Китай геополитическим центром.

    Экономический ресурс. Темпы экономического роста очень высоки - 9%-10% в год. В 1950 году на Китай приходилось 3,3% мирового ВВП, в 1992 – 10% , а по прогнозам на 2025 год – более 20%. С 2005 года Китай по доле мирового ВВП (2,554 трлн. долларов) занимает четвертое место в мире (вытеснил с этого места Великобританию) после США (13 трлн. долларов), Японии (4,464 трлн. долларов) и Германии (2,890 трлн. долларов). Объем прямых иностранных инвестиций в Китай – 50 млрд. долл. Если темпы роста США и Китая останутся прежними, то к 2050 году экономика Китая сможет вырваться на первое место. Валютные резервы Китая - 91 млрд. долл., уступают в мире по этому показателю только Японии и Тайваню.

    Военный ресурс. В конце 1980-х годов Китай пересмотрел свою военную стратегию, перейдя от концепции обороны в большой войне с Советским Союзом к региональной стратегии, в которой особое значение придается перспективной оценке сил. Мощная экономика Китая создает мощную военную силу. Китай - ядерная держава и постепенно наращивает свой ракетно-ядерный потенциал. Сейчас у Китая 300 боеголовок для стратегических ракет. В российских и американских арсеналах – около 6000 боеголовок, но по соглашению об ограничении стратегических наступательных потенциалов (май 2002) их суммарное количество к концу 2012 года должно быть постепенно уменьшено примерно втрое. Число же китайских боеголовок в ближайшее десятилетие вырастет до 600-900 единиц, то есть ядерный арсенал Китая будет сопоставим с американским и российским. Численность вооруженных сил около 4 млн. человек. В период между 1988 и 1993 годом военные расходы выросли на 50% в реальном выражении. В настоящее время, по данным аналитических служб Пентагона, военные расходы Китая составляют около 90 млрд. долл. в год. Ежегодный рост военного бюджета Китая составляет более 20%. Будучи страной авторитарного режима, Китай естественно не оглашает истинный ежегодный объем средств, выделяемых республикой на военные цели, официально заявляя, что он составляет 30 млрд. долл. в год. Безусловно, цивилизованный мир беспокоит недостаточно открытое наращивание военного потенциала.

    Китай является постоянным членом Совета безопасности ООН, располагает правом вето; входит в различные межправительственные организации регионального и глобального уровня.

    Стремление Китая к региональному лидерству осложняют следующие внутренние проблемы:

    Неравномерное развитие 29 провинций;

    Возможная напряженность взаимодействия между экономикой Китая, его обществом и политической системой в результате глобализации и быстрых экономических перемен. Китайская экономика устойчиво растет уже четверть века, но ширится и пропасть между бедными и богатыми. ВВП на душу населения всего 7600долларов – это 109 место в мире. По китайским данным, наиболее зажиточные 20% населения страны получают 50% всех доходов, тогда как самые бедные 20% довольствуются 4,7%. Здравоохранение и образование остаются для многих недоступной мечтой. В 2004 году в Китае было около 74 тысяч стихийных народных протестов, в 2003 – 58 тысяч;

    Безработица, проблема внешних долгов;

    Серьезной политической проблемой Китая являются Тибет и Синьцзян, над которыми Китай установил контроль. Тибет, был фактически независимым государством вплоть до 1959 года, когда Пекин ликвидировал эту самостоятельность, жестоко подавив восстание местного населения. В Тибете постоянно находятся китайские войска и проводится политика ханизации («хань» - основная народность Китая, составляющая 90% его населения). Такова же политика Пекина и в Синьцзяне, населенном уйгурами. Этот когда-то кочевой мусульманский народ всегда тяготел к Киргизии и Казахстану, куда в 1950-х годах от притеснений китайцев ушло свыше 2 млн. уйгуров. В настоящее время после массового переселения в Синьцзян ханьского населения, уйгуры у себя на родине превращаются в этническое меньшинство.

    Каковы основные векторы геополитики Китая?

    1. Китай, подобно России, активно и настойчиво отстаивает идею многополярного мира и готовит себя к роли одного из центров будущего многополярного мира. Китай действует весьма стремительно и последовательно, ставя во главу угла свои национальные интересы. Геополитика Китая независимая и прагматичная. Китай уже бросает вызов интересам и позициям США в Восточной Азии. Так в 1996-1999 гг. они себя проявили в данном направлении в ходе спора по статусу Тайваня, демократии в Гонконге, будущему Тибета, объединению Кореи и контролю над островами в Южно-Китайском море. Но в то же время Китай весьма активно сотрудничает с Соединенными Штатами в экономической и торговой сфере. Распространение геополитического влияния Китая вовсе не обязательно будет противоречить реализации американских интересов. В Евразии не будет стабильного равновесия сил без стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем.

    2. Стремление обрести влияние в Центральной Азии, прежде всего, с помощью Шанхайской организации сотрудничества, ключевым игроком которой является Китай. Если ранее Пекин в первую очередь интересовало решение с центральноазиатскими странами спорных пограничных вопросов и проблем безопасности, то в настоящее время, посчитав, что эти задача в основном выполнены, Китай приступил к масштабному экономическому освоению региона, в связи с чем он становится серьезным соперником России, в настоящее время достаточно прочно укрепившейся в Центральной Азии. Китай уделяет пристальное внимание богатым энергоресурсам Центральной Азии. Пока газ Китаю поставляет только Казахстан. Однако интерес к сотрудничеству с Китаем проявляют Туркмения и Узбекистан. Так, после строительства трубопровода, осуществляемого Туркменией совместно с китайской компанией, Ашхабад обязался с 2009 г. поставлять Пекину ежегодно 30 млрд. кубометров газа. Китаю удалось отстоять решение о создании в регионе зоны свободного движения товаров, капиталов на ближайшие 20 лет. Между КНР, Казахстаном, Киргизией, Туркменией и Таджикистаном реализовано 87 новых транспортных проектов. Основной их них – строительство «коридора» от Каспия до Китая (через Россию, Казахстан, Узбекистан и Киргизию). Также Пекин добился освоения китайского кредита на совместные проекты и программы в рамках ШОС. Речь идет о кредитах на 920 млн. долл., которые КНР предоставила в 2007 году Киргизии, Таджикистану и Казахстану на финансирование импорта из Китая. Небогатым странам Центральной Азии сотрудничество с Китаем выгодно, но в случае реализации всех пекинских экономических инициатив регион вполне может стать сырьевым придатком КНР.

    3. Помешать соседям (Россия, Япония, Индия) объединяться против него; особенно тревожит Пекин альянс между Японией и США, который сейчас по инициативе США трансформируется в альянс США, Японии и Австралии.

    4. Конкуренция с Японией. Как говорят китайские эксперты, отношения Пекина и Токио строятся по принципу «в политике – похолодание, в экономике – потепление». У Китая огромный рынок сбыта, у Японии современные технологии. Страны испытывают потребности друг в друге. Японские инвесторы – одни из наиболее активных в КНР, двусторонний товарооборот в прошлом году перевалил за 170 млрд. долл., превысив объем торговли между Японией и США. Но в отличие от предпринимателей политические деятели на компромисс идти не готовы. Во-первых, Китай настороженно относится к стремлению Японии юридически реабилитировать свою военную машину (Японии не разрешено иметь вооруженные силы для разрешения международных споров). Во-вторых, Китайцы полагают, что Япония не извлекла уроков из истории и искажает или замалчивает факты своей агрессии против стран Азии в XX веке. Например, китайцы не могут простить соседу школьных учебников по истории, в которых опущены подробности Нанкинской резни – событий 1937 года в городе Нанкине, когда японская армия уничтожила свыше 300 тыс. мирных жителей и военнопленных. В-третьих, Вторая мировая война создала обеим странам предпосылки для территориальных разногласий. Среди них спор вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао), находящихся под юрисдикцией Японии. В-четвертых, Китай и Япония – ведущие мировые импортеры энергоресурсов. Уже разгорается конфликт вокруг нефтяных месторождений в Восточно-Китайском море.

    Стремление приобрести больший авторитет и влияние в «развивающемся мире». Китай всегда позиционировал себя как защитника угнетенных афро-азиатских и латиноамериканских народов, как часть третьего мира. Китаю геополитически выгодно формально оставаться частью «развивающегося мира», ибо при переходе в «золотой миллиард» органическая связь между ним и странами Юга может разрушиться. Данный идеологический императив, усиленный нынешними китайскими возможностями, остается средством глобального влияния нынешнего Китая. Китай открыто объявил о своем намерении сделать Африку зоной своего влияния. В ноябре 2006 года в Пекине состоялся двухдневный саммит Китай – Африка, на который из 53 стран Черного континента приехали представители 48 стран. По итогам форума китайские компании получили в Африке контракты почти на 2 млрд. долларов, прежде всего в области энергетики (треть потребляемой нефти КНР импортирует из Африки). Кроме того, до 2009 года Китай обещал вдвое увеличить размер финансовой помощи развивающимся странам Африки и предоставить кредиты на сумму 5 млрд. долларов. В июне 2006 года Китай предлагал братский союз 22 лидерам арабских стран. Китай выступает главным арсеналом мусульманского мира. Китай помог Пакистану создать основу своей ядерной программы и начал оказывать такую же помощь Ирану. Китай секретно построил Алжиру ядерный реактор. Китай также активно работает на латиноамериканском направлении, удачно используя для себя антиамериканские настроения на этом континенте (Куба, Венесуэла, Боливия). Логика геополитики Китая проста: Пекин берется опекать (борьба с бедностью, помощь в развитии) любые режимы, не навязывая модели политического устройства и не настаивая на соблюдении прав человека, а в обмен требует только одного – гарантированных поставок ресурсов для своей растущей экономики. В итоге на сторону Пекина переходят страны или целые регионы, с которыми в силу идеологических или каких-либо иных причин не хочет разговаривать Запад

    Согласно официальным китайским картам, весь Дальний Восток России — территория КНР, а в официальных учебниках истории в Китае утверждается, что «Сибирь — временно утраченная территория Поднебесной».


    В историографии Китая существуют отдельные направления, большое внимание уделяющие территориальным вопросам и проблемам эволюции границ Китая. В разные периоды истории эти научные школы, то приобретают, то теряют свою популярность. Так, некоторые исследователи считают, что территориальный вопрос с Россией не улажен до сих пор, а часть территорий, ныне входящих в состав Российской Федерации и Казахстана были в свое время захвачены Российской империей у Китая.


    Китайская народная республика форсированными темпами строит дороги на границе с Россией. Коммуникации понадобятся Поднебесной для быстрой переброски войск в случае вооруженного конфликта с РФ. Наша страна, по мнению экспертов, не способна дать отпор страдающему от перенаселения южному соседу и может потерять Дальний Восток и Сибирь. Тем не менее, как полагают специалисты, на данном этапе приоритетными направлениями внешней политики КНР в среднесрочном периоде останутся Тайвань, Юго-Восточная Азия и Внешняя Монголия. Кроме того, авантюрная внешняя политика Путина, направленная на конфронтацию с Западом, создает благоприятные для Китая условия для мирного "освоения" этих территорий китайцами.

    В последнее время в российском сообществе все активнее обсуждается тема китайской экспансии, вплоть до сценариев военного конфликта. С одной стороны, наблюдается перенаселенность северокитайских территорий, с другой – полупустые территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с малонаселенностью этих регионов и заселением их легальными, а во многих случаях, нелегальными китайскими мигрантами, Россия может оказаться перед тем фактом, что китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке будет больше, чем россиян. Не исключено, что потом, когда китайцев здесь будет больше, чем россиян, фактически эти территории будут контролироваться Китаем, юридически оставаясь за Россией.

    Речь здесь идет, в первую очередь, о демографической экспансии. В РФ не налажен точный статистический учет китайских мигрантов, между данными разных ведомств имеются расхождения. По сведениям Федеральной миграционной службы в Россию ежегодно въезжает не менее 300 тыс. китайцев, по сведениям ФСБ – в 2 раза больше. Возвращается обратно лишь половина. Согласно данным УФМС России, на 2009 г. имели временную регистрацию 235 тыс. граждан КНР, еще 103 тыс. китайцев временно работали по трудовым квотам на российских предприятиях. Если к ним прибавить китайцев, получивших российское гражданство, и находящихся в РФ нелегально, то численность их составит более полумиллиона человек.

    Статья "Китай на картах китайских школьников " на серьезном, а не только сатирическом сайте "Сатира и жизнь" интересная, в ней 10 карт, относящихся к разным периодам истории Китая. Отдельно приводится мнение военного эксперта - заместителя директора Института политического и военного анализа.

    Китайская цивилизация - одна из самых древнейших в мире. За свою многовековую историю Китай претерпевал многочисленные изменения. Сменялись правящие династии, обострялись и угасали конфликты, менялась карта страны. Несмотря на это страна до сих пор занимает достойное место в мире и уверенно смотрит в будущее.

    Как сформировалась нынешняя карта Китая

    Благодаря многочисленным сохранившимся письменным историческим источникам можно легко проследить территориальную историю поднебесной. После состоявшейся неолитической революции, когда в отдельных областях земного шара стали возникать зачатки первых земледельческих цивилизаций, на плодородных землях юго-востока Евразии началось формирование китайской империи.

    Приблизительно с 2000 до 1600 г. до н. э. ареалом правления династии Ся была относительно небольшая область вдоль реки Хуанхэ. В дальнейшем, вплоть до начала новой эры, династия Хань расширила зону влияния на всю юго-восточную часть современного Китая, практически полностью включая бассейны рек Хуанхэ и Янцзы. В относительно короткий период Троецарствия контролируемая территория расширилась в западном направлении.

    В период правления династии Тан, которое продолжалось несколько веков, подконтрольная ей территория в целом соответствовала юго-восточной части современного Китая с наиболее плодородными землями. В дальнейшем, не без участия династий Сун и Ляо, в начале второго тысячелетия нашей эры происходит распространение зоны влияния китайцев на северном направлении. В этот период фактически частью Китая становятся территории современной России (Бурятии, Забайкальского и Приморского краёв). Династия Юань в 13-14 веках рекордно расширила территорию Китая. Помимо большей части современной КНР в неё входили территории, ныне принадлежащие Монголии, Казахстану и России. Впоследствии под влиянием ряда политических и экономических факторов границы страны менялись ещё не раз. Современные контуры китайское государство приобрело лишь к середине 20 века. На данный момент площадь Китайской Народной Республики составляет 9, 596, 961 км².

    Нынешние территориальные споры Китая с другими странами

    В настоящий момент китайское государство предъявляет рад претензий территориального характера своим соседям. В основе их лежат политические, социальные и исторические корни. К числу стран, с которыми по мнению политического руководства КНР есть нерешённые вопросы территориального характера, относятся Индия, Казахстан, Российская Федерация, Япония.

    Спор с Индией имеет достаточно давнюю историю. В первые века китайской истории вопрос не стоял столь остро. Цивилизационный этап, на котором находились страны, не предъявлял серьёзных требований к принадлежности территорий. Через своеобразные буферные зоны осуществлялся торговый и культурный обмен. В дальнейшем по мере трансформирования экономических систем вопрос ставился более остро. В настоящее время Китайская Народная Республика претендует на индийские земли площадью около 90 тыс. км². В последние десятилетия намечаются мирные пути решения давнего спора, подписан ряд соглашений.

    Не менее давним является территориальный спор поднебесной с Казахстаном. Спорные земли примыкают к Синьцзян-Уйгурскому автономному району КНР. Политическое давление на Казахстан, как и на ряд других среднеазиатских республик, значительно усилилось в 90-е годы прошлого века после распада СССР. Китайской стороной был инициирован переговорный процесс, который неоднократно тормозился. В 1994 году между странами был заключен договор, согласно которому определялась линия государственной границы, но без учёта двух спорных участков общей площадью 944 км². На рубеже 21 века вопрос был решён и по ним. В соответствии с принятыми двусторонними соглашениями 537 км² спорных территорий остались за Казахстаном, а 407 км² отошли КНР.

    Что касается взаимоотношений Российской Федерации и Китая по территориальному вопросу, то здесь не всё однозначно. После передачи в китайскую юрисдикцию 337 км² территории формально претензии КНР к России считаются исчерпанными. На официальном уровне никаких иных претензий в настоящее время не предъявляется. Тем не менее в определённых кругах политического руководства Китайской Народной Республики, а также в части подконтрольных государству средств массовой информации периодически затрагивается вопрос возможного объявления спорными и других территорий.

    Между Китаем и Японией существует до сих пор не решённый спор в отношении группы островов Сенкаку. Эти острова расположены в Восточно-Китайском море и в настоящий момент находятся под контролем Японии. Большую часть современной истории эти острова принадлежали Китаю, но затем были захвачены страной восходящего солнца. После разгрома японской империи во Второй мировой войне многие земли, в том числе этот архипелаг, перешли под юрисдикцию США. В 70-х годах они были возвращены Японии. В настоящее время стороны пытаются решить вопрос мирным путём. Правда, пока безуспешно. После обнаружения в данном районе внушительных залежей природного газа ситуация только обострилась. Обе стороны в приграничных районах архипелага ведут интенсивную хозяйственную деятельность, проводят военные манёвры, нередко провокационного характера.

    Возвращение в состав Китая страны бывших колоний

    Колониальный период истории Западной Европы не обошёл стороной и поднебесную. На территории современного Китая существовал ряд колониальных зон, находившихся под внешним управлением. В качестве примеров можно привести Гонконг, Макао, Циндао, Маньчжурию. К настоящему моменту эти области вернулись под китайскую юрисдикцию. Некоторые из них имеют статус специальных административных районов.

    Гонконг (Hong Kong, 香港)

    Гонконг длительное время находился под управлением Британской Империи. Сначала на бессрочной основе, а в дальнейшем на правах аренды. В 80-х годах прошлого века как часть процесса отказа Британии от колониальной политики в прежнем виде был инициирован процесс передачи Гонконга Китаю. Формально процесс был завершён в 1997 году. В соответствии с содержанием заключённых договоров в течение 50 лет, то есть до 2047 года, будет длиться переходный период. При этом многие внутренние вопросы Гонконг решает самостоятельно, а внешней политикой занимается руководство КНР.

    Макао (Macau, 澳门 )

    Макао в течение нескольких столетий был португальской колонией. Примечательно, что это была одна из самых давних колоний старого света. В конце девяностых годов прошлого века Макао был передан Китаю. Официально это было зафиксировано в декабре 1999 года. Город наряду с Гонконгом обрёл статус специального административного района с полувековым переходным периодом, в течение которого предполагается сгладить ряд возникших на протяжении колониальной истории экономических, социальных и культурных различий. Это укладывается в рамки так называемого принципа «одна страна - две системы», когда в пределах одной страны сосуществуют различные экономические направления.

    Тайвань(Taiwan, 台湾 )

    Интересную историю имеет Тайвань - остров, расположенный вблизи восточного побережья Китая. Определённое время он находился под японским управлением. Впоследствии на острове была провозглашена Китайская Республика, которая не признаётся КНР. С начала 60-х годов 20-го века Тайвань демонстрирует внушительные темпы экономического развития, превратившись в крупный производственный и финансовый центр. Этому в немалой степени поспособствовали оставшаяся от Японии инфраструктура и последовавший приток иностранных инвестиций. В настоящее время территория является спорной. На политическом уровне ведутся консультации по решению этого вопроса. Но пока процесс продвигается медленно.

    Циндао(Qingdao, 青岛)

    На территории современного Циндао , который расположен на побережье Жёлтого моря, люди селились не одно тысячелетие назад. На протяжении двадцатого века город находился под внешним управлением. В конце 19 века он был передан Германии по концессионному договору. В 10-х и 30-х годах прошлого века город дважды был оккупирован Японией. После разгрома японской империи город получил особый статус и фактически находился под протекторатом США, политическое и военное руководство которых разместило там одну из баз военно-морского флота. В настоящий момент город субпровинциального значения Циндао находится в составе КНР и представляет собой развитый промышленный, торговый и логистический центр.

    Тибет(Xizang, 西藏)

    Тибет , являясь географически изолированным районом, с давних времён сохранял относительную независимость и культурную идентичность. В начале 20 века Тибет провозгласил себя независимым государством. В 50-х годах китайская армия вошла в регион. В настоящее время Тибет является частью КНР, тибетцы постепенно смешиваются с китайцами. Тем не менее обостряются социальные противоречия. Тибетцы плохо интегрируются в китайское общество, теряется их национальная культура. Тибет имеет статус автономного района в составе КНР. Далай-Лама до сих пор находится в изгнании и проживает на территории Индии.

    Нерешённым вопросом также остаётся принадлежность островов в Южно-Китайском море. На них претендует ряд государств. Помимо Китая это Вьетнам, Малайзия, Филиппины. Острова очень удобны для размещения на них объектов военного назначения. В настоящее время международный суд в Гааге не признал архипелаг Спратли и Парасельские острова китайскими. Тем не менее власти поднебесной продолжают их осваивать, в том числе путём расширения площади архипелага искусственными островами.

    Маньчжурия(Manzhou, 满洲 )

    Маньчжурия представляет собой обширное пространство на северо-востоке Китая. Несколько веков назад территория была ещё больше, но и современные границы района впечатляют. Вплоть до окончания Второй мировой войны нынешняя Маньчжурия была самостоятельным государством под названием Маньчжоу-Го. Эта страна прекратила своё существование в августе 1945 года при непосредственном участии Красной Армии СССР. Это связано, в первую очередь, с тем, что Маньчжоу-Го не было самостоятельным государством в полной мере, фактически находясь под протекторатом Японии. В дальнейшем район был передан Китаю и в настоящий момент Маньчжурия является одним из динамично развивающихся регионов поднебесной. Стоит отметить, что через этот регион проходит основной поток людей и грузов в Россию наземным транспортом

    Спратали, южно-китайские осрова (南沙群島 )

    Южно-Китайские острова находятся на пути основных маршрутов международных морских грузоперевозок. Также не так давно в этом районе были разведаны большие запасы углеводородов. Всё это делает спорные острова лакомым куском для претендующих на них государств.

    Синцзян(Xinjiang, 新疆 )

    Синцзян был покорён династией Хань ещё на заре веков. Но из-за достаточной удалённости региона от основной части страны контроль над этой территорией властями Китая постоянно терялся. На протяжении 20 века регион сотрясали многочисленные смены власти. В данный момент регион находится в составе Китайской Народной Республики. При этом активно продолжает действовать Движение за независимость Восточного Туркестана, которое в Китае считается террористической организацией. Сторонники движения обосновывают свои действия тем, что в 18 веке цинской империей было захвачено независимое государство.