Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Государственное управление безопасностью: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Административному праву

     Государственное управление безопасностью: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Административному праву

    СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

    Управления безопасностью

    На производстве

    ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

    Управление безопасностью основано на всех тех же законах и закономерностях, которые свойственны управлению в организационно-технических системах и которые определены в теории управления.

    Естественно, особенности управления безопасностью должны быть учтены, если необходимо достичь цели управления. Если исходить из цели управления безопасностью, нет необходимости говорить о функциях маркетинга, прогнозирования, выбора направлений деятельности.

    Цель системы безопасности – не допустить снижения работоспособности, заболеваний, травм и гибели работающих. Тогда модель системы управления безопасностью будет иметь вид:

    где – «собственные» свойства управления,

    – состояние управления в зависимости от людей (персонала),

    – состояние управления в зависимости от оборудования,

    – состояние управления в зависимости от внешней среды,

    – состояние управления в зависимости от информации.

    «Собственные» свойства управления – это надежность управления Н и оперативность управления Т U ,функции и структура управления.

    Надежность управления Н отражает способность системы управления достичь сформулированных и поставленных целей.

    Надежность управления безопасностью на производстве Н б – это способность системы управления не допустить снижения достигнутого уровня безопасности

    Н б = Р (В В дост). (24.2)

    Достигнутый уровень безопасности отражает уровень техники и технологии, созданную систему защиты человека. Система управления должна поддерживать этот уровень безопасности, не допуская его снижения.

    Оперативность управления отражает способность системы управления принимать и реализовывать решения при отклонениях параметров от нормы за время, не больше допустимого для данного вида опасности

    , (24.3)

    где t U – время от момента отклонения параметра от нормы до реализации принятого решения,

    – допустимое время для устранения i -й опасности.

    Реализация «собственных» свойств управления осуществляется через функции и структуру управления. Состав функций управления при жестко сформулированной цели управления известен:

    Планирование мероприятий по обеспечению безопасности,

    Обеспечение мероприятий,

    Оперативное управление безопасностью,

    Учет и анализ (рис. 24.1).

    Рассмотрим содержание этих функций.

    Функция планирования мероприятий обеспечения безопасности реализуется в задании требований на безопасность оборудования, рабочего места, технологического процесса, в проверке выполнения этих требований при монтаже и наладке, в планировании мероприятий производственного контроля, в планировании профилактических работ по поддержанию надежности и безопасности оборудования, планово-предупредительных ремонтов, освидетельствований, испытаний и т.п. Научно обоснованные требования к безопасности оборудования, рабочих мест и технологических процессов позволяют изначально добиться высокого уровня безопасности. Научно обоснованная периодичность проведения всех мероприятий по обеспечению безопасности позволяет в значительной мере предупредить проявление опасных и вредных производственных факторов и их воздействие на человека.

    Функция обеспечения мероприятий плана включает целый ряд видов обеспечения. В первую очередь необходимо правовое обеспечение , т.е. юридические документы – от Конституции РФ до стандартов предприятия и инструкций по мерам безопасности на рабочем месте, которые позволяли бы проводить запланированные мероприятия в запланированные сроки в полном объеме. Кроме того, юридические документы должны определять ответственность должностных лиц за непроведение запланированных мероприятий или препятствие в их проведении, а также за ущерб, который возникнет вследствие непроведения указанных мероприятий.

    Финансовое обеспечение мероприятий по поддержанию безопасности предусматривает выделение денежных средств, которые бы позволяли выполнить все запланированные мероприятия. Это и денежные средства на обеспечение безопасности рабочего места G рм, технологического процесса G тп, на системы защиты G Z , на обучение работающих G об, на профилактические мероприятия и проверки G проф, на средства коллективной и индивидуальной защиты и т.п. Отсюда следует, что финансироваться должны: обеспечение безопасности при проектировании оборудования, при проектировании рабочего места, технологического процесса, при выборе или проектировании систем защиты и т.п.

    Информационное обеспечение мероприятий безопасности исключительно разнообразно. Оно включает информацию о параметрах безопасности на рабочих местах и в технологических процессах, их допустимых значениях, о сроках и результатах производственного контроля, о планах мероприятий обеспечения безопасности, о сроках и результатах аттестации рабочих мест, о результатах анализа травматизма и заболеваний и т.п.

    Техническое обеспечение мероприятий безопасности включает устройства, предназначенные для обеспечения безопасности, установленные на оборудовании рабочих мест и технологических процессов, контрольно-измерительную аппаратуру, средства коллективной и индивидуальной защиты, плакаты и знаки безопасности, а также все оборудование, предназначенное для проверки и испытаний средств защиты.

    Обеспечение мероприятий безопасности персоналом включает в себя подбор персонала на соответствующие рабочие места, обучение всего контингента работающих, инструктажи всех видов.

    Оперативное управление безопасностью как функция управления включает в себя регулирование уровня безопасности и предназначено для поддержания уровня безопасности, достигнутого за счет проведения всех мероприятий в соответствии с планами.

    Оперативное управление как функция достаточно сложна и содержит совокупность операций:

    Контроль параметров безопасности;

    Сравнение параметров безопасности с допустимыми значениями;

    Оценка возможностей изменения параметров до допустимых значений или изменение тенденций;

    Принятие решения на управление безопасностью и реализация решения на практике.

    Функция учета и анализа предусматривает накопление всех данных о состоянии безопасности, о результатах выполненных мероприятий, о несчастных случаях, о заболеваниях, о затраченных на обеспечение безопасности средствах. Исходя из накопленных данных периодически проводится количественный и качественный анализ состояния безопасности, результаты которого позволяют уточнить и при необходимости скорректировать план мероприятий по обеспечению безопасности.


    Рис. 24.1. Схема управления безопасностью


    СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

    Для реализации рассмотренных в предыдущем подразделе функций необходимы органы управления. Совокупность органов с наделенными функциями, а также взаимосвязями между органами представляет собой структуру управления (рис. 24.2).

    Органы управления безопасностью на нижних уровнях от участка, цеха, подразделения до крупной компании – являются функциональными элементами линейно-штабной управленческой структуры соответственно участка, цеха, подразделения, предприятия, компании. Органы управления безопасностью не имеют прав принятия решений, а могут только представлять предложения линейным руководителям. Соответственно, и ответственность за безопасность работающих несут линейные руководители – мастер, начальник участка, цеха, директор, технический директор (главный инженер) и др.

    Учитывая многообразие оборудования, имеющегося на предприятии, за каждым типом из них закрепляется лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию: за электрооборудование, за грузоподъемные машины, за сосуды, работающие под давлением, за газовое хозяйство и т.п. Кроме того, за неспецифическое стандартное оборудование, имеющееся на рабочем месте, ответственным за его безопасность назначается мастер участка или аналогичное по должности лицо. Это – нештатные обязанности функционального назначения, т.е. те элементы функциональной структуры, которые наиболее близки к непосредственным опасностям производства. Однако эти нештатные лица отвечают за узкие отдельные функции и не могут в полной мере решить задачи безопасности. В этой связи необходимы органы управления, которым линейные руководители делегировали бы функции управления безопасностью за исключением финансового обеспечения и принятия решения. Эти органы организуют проведение всех мероприятий по обеспечению безопасности от их планирования до учета и анализа. Это могут быть инженер по охране труда штатный или по совместительству, или по договору, или отдел охраны труда – в зависимости от количества рабочих мест. Границы введения той или иной структурной единицы, обеспечивающей безопасность, устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

    Рис. 24.2. Структура управления безопасностью на предприятии.


    Учитывается, что отделов охраны труда (охраны труда и промышленной безопасности) много и их деятельность требует значительной координации, управления, требует принятия многочисленных решений. На предприятии, являющемся опасным производственным объектом, вводится отдел охраны труда и промышленной безопасности. На больших предприятиях, в крупных компаниях вводятся Управления или Департаменты охраны труда.

    Все перечисленные органы управления безопасностью подчинены работодателю и зависят от него в должностном и финансовом плане. В этой связи государством и профессиональными союзами созданы надзорные органы. Государственные надзорные органы профилированы по видам оборудования или деятельности (рис. 24.3):

    Роспотребнадзор – надзор за выполнением работодателем требований, предъявляемых к допустимым значениям вредных производственных факторов и требований к санитарно-гигиеническим условиям труда, полнотой и своевременностью проведения медицинского контроля за состоянием здоровья работающих.

    Ростехнадзор – надзор за выполнением работодателями требований к допустимым значениям опасных производственных факторов в экологической, технологической и атомной областях.

    Госпожнадзор – надзор за выполнением работодателями требований пожарной безопасности.

    Энергонадзор (входит в Ростехнадзор) – надзор за выполнением работодателями требований безопасности при эксплуатации энергетических установок.

    Государственная инспекция безопасности дорожного движения – надзор за выполнением требований правил дорожного движения.

    Существуют и другие надзорные органы в различных отраслях экономики.

    Государственные надзорные органы включают центральные и межрегиональные или региональные органы. Кроме надзорных органов, существуют региональные государственные инспекции по труду, в функции которых входит, в том числе, и участие в расследовании несчастных случаев на производстве со смертельным или инвалидным исходами. Профессиональные союзы, как общественные организации работающих, в региональных органах имеют технического инспектора охраны труда, а в первичных организациях на предприятиях, в учреждениях и организациях участвуют в трехсторонних комиссиях по охране труда, создаваемых на предприятиях, организациях и в учреждениях.

    Для определения необходимости и достаточности уровней иерархической структуры управления безопасностью существуют два подхода – экономический и информационный.

    Представим, что каждый работник – активный элемент АЭ i , . Для обеспечения безопасности центр управления безопасностью Ц j , , которому «принадлежат», т.е. находятся в сфере его ответственности, АЭ ij , выделяет средства G ij . Эти средства включают средства на создание системы защиты, на обучение, инструктажи и т.п. Если же на рабочем месте или в технологическом процессе произойдет несчастный случай, то это приводит к выплатам страховки, оплате больничных листов и т.п., равным V ij . Функция полезности Центра управления безопасности определяется следующим образом:

    . (24.4)

    Если f j > 0, то центр Ц j выполняет возложенные на него функции и его существование оправдано.

    Если же f j ≤ 0, то это означает, что центр Ц j выделил недостаточно средств для обеспечения безопасности активных элементов АЭ ij . Причинами недостатка средств могут быть либо непонимание важности выделения средств на обеспечение безопасности, либо недостаточность средств у Центра. В первом случае необходимо менять персонал центра, во втором – необходимо обращаться к центру более высокого уровня за дополнительным финансированием ΔG ij с целью снижения V ij .


    Рис. 24.3. Структура управления безопасностью федерального и регионального уровней.

    7.1 Методы и технологияуправления СБП

    7.2 Функции процессов управления

    7.3 Принципы управления СБП

    7.4 Виды обеспечения деятельности СБП

    7.5 Управление безопасностью предприятия в кризисных ситуациях

    7.1. Методы и технологияуправления СБП

    Основной целью деятельности СБП является своевременное пересечение (нейтрализация) противоправных посягательств экономические интересы, персонал предприятия, предотвращена материального и физического вреда, а также предотвращение пресечение преступлений, административных проступков и гражданок правовых конфликтов и т.д.

    Формулирование цели управления зависит от многих факторов финансовых возможностей предприятия-учредителя, его географического месторасположения, возможности набрать из числа жителей данной территории квалифицированный состав сотрудник службы безопасности и т.д.

    На основе сформулированной цели проектируется и создает оргструктура службы безопасности. Анализ изученных документов служб безопасности свидетельствует, что наибольшее распространение получили линейная и линейно-штабная структура. Линейная структура характеризуется четким единоначалием – каждый сотрудник подчинен только одному вышестоящему лицу.

    Линейно-штабная структура представляет собой линейную структуру, дополненную штабным органом (штабом), на который возлагаются дополнительные функции управления. Такая структура создается обычно тогда, когда большое количество сотрудников или территориальная разобщенность не позволяют начальнику службы безопасности эффективно управлять.

    Эффективное функционирование службы безопасности предполагает предварительную проработку многих вопросов. Среди них особое значение приобретает проектирование оргструктуры службы безопасности и ее ресурсного обеспечения, т.к. без решения этих вопросов ее деятельность вообще невозможна. Собственно говоря, употребляемый нами многозначный термин «организация» среди многих значений имеет и такое, как создание нужной структуры и необходимых ресурсов.

    Общеизвестно, что любое оргструктурное формирование создается дня реализации определенных функций. Применительно к службе безопасности предприятия эти функции определены ст. 3 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

    Этим законом (ст. 14) предусмотрена должность руководителя (службы безопасности, которая на практике реализуется в виде начальника службы безопасности (здесь сказался прошлый опыт деятельности в правоохранительных органах персонала службы безопасности). Совершенно очевидно, что если персонал службы безопасности по количеству большой, неизбежно встает вопрос о заместителях начальника службы безопасности. Их может быть несколько (обычно по количеству подразделений службы безопасности).

    Как правило, заместитель начальника службы безопасности является одновременно руководителем одного из подразделений и, в мою очередь, также имеет одного или нескольких заместителей. Не вызывает сомнений целесообразность создания таких подразделений, как канцелярия и бухгалтерия (в случае, если службу безопасности не обслуживает единая бухгалтерия предприятия-учредителя).

    В крупных службах безопасности, где возникает необходимость создания штабных подразделений, так как начальники службы безопасности просто физически не способны на должном уровне выполнять такие управленческие функции, как анализ, планирование, контроль и т.д., исполнение этих обязанностей помощниками положение дел не меняет, так как в этом случае возникает необходимость их ежедневного руководства, что опять-таки не под силу начальнику службы безопасности, и он вынужден будет назначить одного из них координатором деятельности других, а это, по сути, означает выполнение обязанностей начальника штаба.

    Предложенная схема оргструктуры может время от времени уточняться и пересматриваться.

    Любая оргструктура, даже самая оптимальная, не сможет дать ожидаемых результатов, если ее не дополнить внутренними нормативными актами, регулирующими деятельность всех подразделений и сотрудников службы безопасности. Образно выражаясь, «кость» (оргструктура) должна обрасти «мясом» (нормативными документами). Причем эти нормативные акты условно можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к деятельности самой службы безопасности и к деятельности других служб (подразделений, сотрудников) предприятия.

    Методы управления службой безопасности подразделяются на три группы:

    1) экономические;

    2) организационно-распорядительные;

    3) социально-психологические.

    Руководители службы безопасности должны безупречно владеть всеми методами управления в их единстве. Для этого они должны знать особенности каждого из них.

    Экономические методы управления строятся на использовании различных экономических стимулов, таких, например, как заработная плата. Умелое использование этого стимула с учетом уровня профессионализма, стажа работы, результатов деятельности сотрудника и т.д. позволяет эффективно организовать работу отдельные сотрудников в рамках службы безопасности.

    Организационно-распорядительные методы управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции и т.д.) подразделяются на три группы: распорядительные, организационно-стабилизирующие и дисциплинирующие. Особое внимание в деятельности службы безопасности следует уделить таким нормативам (производные от организационно-стабилизирующих методов) как нормативы времени выполнения той или иной деятельности, численности сотрудников того или иного подразделения и т.д. Такие нормативы обычно перенимаются из опыта работы органов внутренних дел, ФСБ и т.д., с поправкой на специфику деятельности службы безопасности предприятия, фирмы.

    Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и воздействуют на личность сотрудника службы безопасности с помощью психологических приемов с целью превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). На уровне коллектива службы безопасности действуют методы, включающие оценку индивидуальных качеств сотрудников и выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления их профессиональных качеств.

    Управление безопасностью осуществляется на мировом уровне, на уровне страны, региона, отрасли, отдельных членов общества.

    На мировом уровне.

    Рост народонаселения, интенсивное развитие промышленности, энергетики, транспорта, а также увеличение числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения в условиях мирного или военного времени, глобальные экологические проблемы вызывают озабоченность и усиление внимания правительств, а также мировой общественности к проблемам безопасности населения.

    Для обеспечения безопасности человечества ООН выдвинут концепции глобального развития:

    · концепция устойчивого развития. Принята в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Определяет необходимость глобального партнерства государств для осуществления стабильного социального, экономического и экологического развития общества. Предусматривает государственное решение проблем безопасности жизнедеятельности людей и создание Мировой стратегии охраны окружающей среды, а также национальных моделей устойчивого развития.

    · концепция приемлемого риска. Ее суть состоит в том, что каждое государство законодательно устанавливает приемлемые уровни риска на основании представлений общества о соотношении качества жизни и безопасности. Указанная система взглядов обеспечивается органами государственной власти и управления всех уровней;

    · концепция оправданного риска. Она складывается в каждой социально-экономической системе стихийно, а реализуется каждым отдельным человеком в соответствии с его субъективными представлениями о безопасности и личными обстоятельствами. В соответствии с этой концепцией приемлем тот риск, который общественно оправдан. При этом непосредственно рискующие члены общества, безопасность которых на данном этапе развития науки и техники не может быть обеспечена на приемлемом уровне, получают социально-экономические компенсации от общества (чернобыльцы, участники войны).

    Основой безопасности является устойчивость развития и функционирования, которая представляет собой способность среды обитания сохранять и обеспечивать свойства, способствующие процессам жизнедеятельности (жизненной активности) населения.

    На уровне страны.

    В РФ разработана концепция перехода на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Конечная цель данной концепции состоит в решении задач социально-экономического развития и сохранении окружающей среды и природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений.

    Безопасность жизнедеятельности – это состояние, при котором жизнедеятельности человека не угрожает опасность или имеется защита от опасности. При этом обеспечивается защищенность жизненно важных процессов не только отдельного человека, но и всего общества от угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

    Управление безопасностью происходит в процессе деятельности, которая позволяет предотвратить, локализовать или ликвидировать как имеющиеся, так и потенциальные источники опасности. Для управления безопасностью строятся системы безопасности. Эти системы создаются в зависимости от объектов защиты и совокупности опасностей. Все системы безопасности взаимосвязаны. Приоритетными являются системы обеспечения безопасности человека: от природных стихийных воздействий, воздействий техносферы и социальных воздействий.

    В Российской Федерации комплексная система управления безопасностью жизнедеятельности отсутствует. Однако имеются структуры, осуществляющие управление экологической безопасностью, производственной безопасностью и охраной труда, а также безопасностью в чрезвычайных ситуациях. Управленческие структуры по указанным трем направлениям функционируют автономно и имеют высшую подчиненность Президенту РФ.

    Законодательная власть в лице Государственной Думы осуществляет разработку законов и подзаконных актов, в том числе по безопасности жизнедеятельности, действующих на территории всей страны. Она утверждает федеральные целевые программы, в т. ч. связанные со снижением рисков.

    Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации. Они обеспечивают реализацию государственной политики и государственных программ. Правительству РФ подотчетна деятельность министерств и ведомств, в т. ч. и нацеленных на управление безопасностью жизнедеятельности. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и экологии; МЧС России; Министерство здравоохранения и социального развития РФ (осуществляет разработку норм, правил и требований безопасного труда), а также Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Министерство обороны и Государственная таможенная служба РФ.

    Судебная ветвь власти обеспечивает безопасность жизнедеятельности через прокурорский надзор. Прокуратура РФ контролирует исполнение законов органами исполнительной власти, управления и контроля, местными представительными органами, политическими и общественными объединениями, юридическими и должностными лицами.

    На уровне отраслей.

    Соответствующие подразделения, отвечающие за безопасность и охрану труда и окружающей среды, имеются в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве транспорта, Министерстве промышленности и торговли, Министерстве энергетики, Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ. Эти подразделения контролируют состояние техники безопасности, охраны труда и окружающей среды на предприятиях своей отрасли и ведут работу по обучению и аттестации специалистов, оформлению и регистрации несчастных случаев, разрабатывают мероприятия по их предотвращению.

    Особое место в структуре управления безопасностью жизнедеятельности занимают специально уполномоченные на то органы государственного надзора. Они не подчиняются руководству федеральных органов управления и проводят независимые экспертизы оборудования, технологических процессов, внедряемых проектов на подконтрольных предприятиях.

    Органы Государственного надзора, имеющие право применять административные санкции к руководству организаций и в необходимых случаях передавать рассмотрение дел в прокуратуру, функционируют в основных отраслях экономики.

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор) собирает информацию об авариях, связанных с разработкой полезных ископаемых, проводит проверки надежности оборудования и безопасного ведения работ, ведет учет всех радиологических объектов, имеющих ядерные реакторы, контролирует соблюдение норм и правил радиационной безопасности. Служба осуществляет надзор за готовностью поднадзорных организаций, горно-спасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований к локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает нормативы создания, показатели готовности, а также табель оснащения горно-спасательных служб. Она также следит за проектированием, строительством, ремонтом и реконструкцией атомных электростанций, других радиологических объектов, включая суда, имеющие ядерные реакторы, информирует органы государственной власти и население об аварийно-опасных ситуациях на радиологических объектах и о неблагополучных изменениях радиационного фона.

    Федеральная противопожарная служба МЧС России осуществляет надзор за соблюдением правил противопожарной безопасности хозяйствующими субъектами и гражданами и разрабатывает нормативы пожарной безопасности, занимается ликвидацией возникающих пожаров и проведением связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития РФ осуществляет санитарную охрану территории страны для предупреждения проникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний. На основании ее решения в пунктах пропуска через Государственную границу вводится санитарно-карантинный контроль. Служба следит за соблюдением санитарного законодательства организациями, должностными лицами и гражданами, за санитарным состоянием мест обезвреживания и захоронения хозяйственно-бытовых и производственных отходов, ведет расследование и учет случаев профзаболеваний (отравлений) и т. д

    Федеральная служба по труду и занятости Минздравсоцразвития России ведет надзор за соблюдением трудового законодательства РФ. На нее возложены функции: вести надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде. Она может налагать на виновных руководителей и должностных лиц штрафы и другие санкции, давать предписания об устранении нарушений законодательства и правовых актов о труде работодателям и прочим должностным лицам и т. п.

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии осуществляет контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах; следит за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, водных объектов, морской среды; за безопасностью гидротехнических сооружений и др.

    Транспортная отрасль – одна из критичных отраслей экономики, и это предъявляет особые требования к обеспечению безопасности на транспорте.

    В Министерстве транспорта РФ действует Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.

    В составе Службы функционирует Управление транспортной безопасности, которое осуществляет следующие полномочия:

    1) контролирует соблюдение законодательства РФ, в том числе международных договоров, в части транспортной и авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения транспортного комплекса;

    2) участвует в лицензировании в области транспортной безопасности;

    3) проводит сертификацию юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности;

    4) ведет учет происшествий и инцидентов на транспорте, связанных с транспортной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением транспортного комплекса;

    5) контролирует готовность дежурных подразделений к проведению поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, к действиям при авиационных происшествиях;

    6) ведет сбор, анализ и обобщение международной информации о новых методах борьбы с терроризмом на транспорте и вырабатывает предложения по предупреждению террористических акций;

    7) участвует в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы, форм и методов государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности транспортного комплекса и др.

    Управление безопасностью в транспортной отрасли ведется по ряду направлений:

    1. разработка нормативно-правовой базы безопасности (вопросы транспортной безопасности отражены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе, Кодексе внутреннего водного транспорта, Воздушном кодексе, законе «О безопасности дорожного движения» и др.;

    2. планирование мероприятий по повышению экологической, производственной и социальной безопасности;

    3. организация неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

    4. надзор и контроль за исполнением законодательства по безопасности жизнедеятельности.

    В последнее время, наряду с традиционными аспектами управления безопасностью появились и новые. Так, заместитель начальника департамента безопасности ОАО "РЖД" считает, что борьба за информационную безопасность стала одним из важнейших направлений деятельности как государственных учреждений, так и коммерческих организаций различного уровня. Атаки на телекоммуникационные сети и информационные системы являются причиной нарушения работоспособности или, в наиболее тяжелых случаях, вызывают нарушения функционирования критически важных производственных и технологических процессов. Появилось огромное количество разрушающих программных средств, средств несанкционированного доступа, а также уязвимости операционных систем и специального программного обеспечения.

    Современная Концепция национальной безопасности требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, т. е. на мероприятия по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций. По расчетам зарубежных экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем это необходимо для ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф.

    Добиться полного обеспечения безопасности невозможно. Поэтому современные концепции безопасности исходят из приемлемого риска, т. е. такого, с которым приходиться мириться, учитывая технико-экономические и социальные возможности общества на данном этапе его развития.

    Согласно Федеральному закону «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

    Основными функциями системы безопасности являются:

    · выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

    · создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

    · осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

    Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по обеспечению безопасности на основе и в соответствии с действующими законами.

    Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности подведомственными ему по соответствующим вопросам федеральными органами исполнительной власти.

    Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти на основе действующего законодательства и в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, на основе и в соответствии с законом разрабатывают внутриведомственные нормативные правовые акты по обеспечению безопасности.

    Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, является Совет безопасности РФ.

    Аппарат Совета безопасности во главе с Секретарем СБ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ со статусом главного управления Президента РФ и осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета безопасности по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства.

    Основными рабочими органами Совета безопасности являются его Межведомственные комиссии.

    По Федеральному закону «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска и т.д.

    В общегосударственной организации системы охраны и защиты безопасности личности, общества и государства определяющая роль принадлежит общегосударственным организационно-правовым средствам обеспечения различных видов безопасности личности, общества и государства. К ним относятся: 1) особые правовые режимы жизнедеятельности населения территорий и объектов (режимы чрезвычайного положения, военного положения, режим закрытых административно-территориальных образований); 2) определенный государственный порядок и правила реализации некоторых особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государственной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему, государственное регулирование въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортная система и регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства граждан, установленный порядок организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, государственная регистрационная и лицензионная системы и т.д.); 3) специальные предметно-функциональные виды государственной и негосударственной деятельности (оперативно-розыскная деятельность, частная детективная и охранная деятельность).

    Все эти общегосударственные организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства служат общему делу комплексного системного обеспечения охраны и защиты всех видов безопасности, учитываются и так или иначе используются всеми субъектами любых конкретных отраслей и сфер обеспечения безопасности личности, общества и государства.