Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Автоматизированная система управления различного назначения. Практическое занятие по информатике "асу различного назначения, примеры их использования". Порядок выполнения работы

    Автоматизированная система управления различного назначения. Практическое занятие по информатике

    Страница 1

    Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

    Направления деятельности учреждений культуры:

    1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

    2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

    3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

    4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

    5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

    6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

    7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

    В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

    Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

    Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

    Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

    Типы учреждений культуры.

    1. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

    2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

    3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

    4. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

    5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

    6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

    7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

    8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

    9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

    Форма собственности:

    · учреждения федеральной собственности,

    · учреждения субъектов РФ,

    · учреждения муниципальной собственности,

    · частные учреждения.

    Вид учреждения культуры:

    1. производящие товары и продукты культурного назначения,

    2. оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

    3. осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

    Целевая направленность:

    1. культурное просветительство,

    2. художественное творчество,

    3. развитие эстетических чувств,

    5. развлечение.

    Способ хозяйствования:

    Рококо в архитектуре
    Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя...

    Церковно-литературные произведения
    Культурные традиции Киевской Руси продолжались не только в летописании, но и в других видах письменности, в частности в ораторской, житийной и паломнической прозе. Выдающимся представителем ораторской прозы второй половины ХIII в. был арх...

    Как зарождались первые скульптуры
    По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их...

    Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)

    Типы учреждений:

    1 тип Клубные учреждения

    Сельский – городской – ведомственный - по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. - дом культуры

    Дворец культуры

    2 тип Театрально – зрелищные учреждения

    Театр всех видов – Кинотеатры - Цирковое искусство - Концертные залы, площадки, организации

    3 тип Музеи

    Отраслевые - мемориальные – краеведческие - музеи-заповедники - музеи-усадьбы (ясная поляна)

    Галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.

    4 тип Библиотечные учреждения

    Территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) - отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) - учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) - демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)

    5 тип Парки культуры и отдыха

    Городские ПКиО- центральные ПКиО - сады- скверы

    Появляются новые типы учреждений культуры.

    Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия, и социальный аспект. Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики

    Этнокультурные технологии : технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.

    Этнонаправленные технологии . Технологии создания межнациональных программ развития и сохранения культуры и досуга; международных контактов и взаимного обмена в социокультурной сфере; программы возрождения социальной и культурной самобытности народа и отдельных социальных групп.

    Уровни международного сотрудничества в этнокультурных технологиях: государственный, городской, отдельных предприятий и социальных институтов, частных фирм и организаций.

    Картография как исследовательский метод отправной пункт разработки этнокультурных проектов и программ. Процедура социального картографирования этнокультурного явления и процессов, протекающих в территориально-поселенческом обществе. Характеристика социально-экономической ситуации: наличие и преобладание промышленности, частных форм экономической деятельности, формы селькохозяйственной деятельности. Данные о миграции населения и их причины.

    Изучение социально-культурной сферы региона : сеть научных, исследовательских, образовательных центров и учреждений; учреждения культуры, искусства, досуга, спорта; развитость профессионального искусства и художественной самодеятельности, народных промыслов и ремесел; характеристика и описание местных народных обычаев, верований, обрядов.

    Виды и типы карт моделей : единичные модели, электронные сайты, дифференцированные модели по функциональной направленности: видам фольклора, народных ремесел, промыслов; праздники, обряды.

    Использование информационно-целевого контент-анализа прессы, телевидения, радио; мониторинг результатов опросов, рейтингов выступлений коллективов, различных самодеятельных групп населения.

    Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

    Этнонаправленные технологии - инструмент межнационального и международного культурного обмена и сотрудничества.

    Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).

    Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов. Технология краеведческой работы

    Технология краеведческой работы Понятие «краеведение» зародилось в 1761 г. (М.В.Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в т.ч. и детей). За время существования понятия «краеведение» в него вкладывали различное содержание: в 20-е годы XX в. его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, относительно небольшой территории; в 30-е годы краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения; в настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

    В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного (находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при мэриях), общественного(краеведов-общественников, туристов, общественных организаций) и школьного(учащиеся под руководством учителей).

    Краеведение – это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.

    Методы краеведческого исследования «своего края»

    К методам краеведческого исследования «своего края» относятся: литературный (работа с литературными источниками); картографический (используются картографические материалы); статистический (статистико-экономические показатели); метод полевых наблюдений; зарисовки, фотографирование и видеосъемка объектов; анкетирование местных жителей.

    Работа с литературными источниками предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории. Они включают монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а также периодические издания (особенно местные), посвященные данному району и конкретной теме.

    Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности и служит одним из основных источников сведений о своей местности.

    Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.

    Метод полевых наблюдений включает изучение природных условий, которое осуществляется ландшафтными методами. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов (геологическое строение, формы рельефа, воздух, воды, почва, растительность и животный мир), так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

    Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

    Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для краеведческой экспозиции и использоваться как наглядный материал.

    Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов Индустрия туризма занимает важное место в политике, экономике и культуре современной России. Из многообразия видов туризма (культурный, деловой, лечебно-оздоровительный, учебный, шип-туризм и др.) наиболее распространенным является культурно-познавательный или культурно-просветительный туризм, занимающий более 60% группового туризма.

    Туристов привлекают памятники истории и культуры, составляющие культурное наследие народа. Памятники материальной культуры, гражданской и культовой архитектуры, архитектурно-ландшафтные ансамбли и мемориальные комплексы раскрывают историю культуры определенного региона или местности. Туристов различных социальных групп и возрастов привлекает возможность познать неведомое, расширить свой кругозор, знания и интеллект.

    В культурно-познавательном туризме можно выделить две формы организации работы: экскурсионная и культурно-досуговая.

    Экскурсия как туристическая услуга обеспечивает эстетические, духовные и информационные потребности туристов. Экскурсия отличается многообразием функций: функция информации; функция познания; функция культурного досуга; функция отдыха; функция общения.

    Экскурсия отличается процессом наглядного познания культурно-исторических памятников определенного региона и способствует удовлетворению эстетических и морально-психологических потребностей туристов, которые возникают по восприятии экскурсионных объектов и влияют на факторы рекреационной деятельности как комплексная оценка экскурсий и тура в целом; реализация рекреационных ожиданий; создание имиджа туристического маршрута и его популярности; создание эмоционального настроя от экскурсии (отрицательные или положительные, удовлетворение, возмущение и т.д.).

    Экскурсия представляет собой и эффективную форму обучения в педагогическом процессе, что позволяет привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения и анализа полученных знаний и впечатлений. Экскурсия представляет из себя и культурно-досуговую работу, связанную с посещением культурно-массовых мероприятий, концертов, спектаклей.

    Управление в социально – культурной деятельности

    Становление менеджмента

    Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

    Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

    Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

    Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

    1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

    2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.

    Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю.

    Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в Домострое Ксенофонта, Домострое средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им - в Законах и Государстве Платона, в работе О граде Божьем Аврелия Августина, в работе Государь Николо Макиавелли.

    Процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют революциями в менеджменте . Таких революций выделяется пять.

    Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

    В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

    Не будучи какими-то хозяйствующими субъектами жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения.

    Эта деятельность характеризовалась в большей степени как социально-политический менеджмент, нежели как экономический. Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

    Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

    Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием Кодекса царя Хаммурапи (начало второго тыс. до н.э.), законов 12 таблиц в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

    И если Кодекс царя Хаммурапи, состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на знатных людей, свободных простолюдинов и рабов, закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды писанные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и неписаные законы.

    Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды писанных законов, которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

    Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

    Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

    С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVII1 вв.

    Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.

    Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.

    Пятая стадия, которую можно назвать революцией, характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

    Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей.

    Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента.

    Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XX века в концепциях научного управления Ф. Тейлора, идеальной бюрократии М. Вебера, науки администрирования А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

    Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рационализма управления в науке и практике уступает место другому направлению - поведенческому, включающему в качестве новых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется человеческие отношения, человеческий фактор.

    Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффективность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин управление по бестселлерам, то есть управление по целям или управление по отклонениям.

    Специфика социокультурного менеджмента

    Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

    Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как духовное производство или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

    Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

    В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность - культурное и национальное достояние общества.

    Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

    Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

    Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

    Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

    Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

    Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

    Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

    Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

    Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

    Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

    Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

    Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов


    Похожая информация.



    Практическое занятие №8


    Оборудование: ПК

    Теоретические сведения
    Автоматизированная система управления или АСУ – комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и тому подобное.
    Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, основоположник научной школы стратегического планирования Николай Иванович Ведута (1913-1998). В 1962-1967гг. в должности директора Центрального научно-исследовательского института технического управления (ЦНИИТУ), являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР, он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PR-акций по внедрению дорогостоящих ЭВМ, вместо создания настоящих АСУ для повышения эффективности управления производством.
    Важнейшая задача АСУ– повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления.
    Цели автоматизации управления
    Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:
    Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР) адекватных данных для принятия решений.
    Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных.
    Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР.
    Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины.
    Повышение оперативности управления.
    Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов.
    Повышение степени обоснованности принимаемых решений.
    В состав АСУ входят следующие виды обеспечений:
    информационное,
    программное,
    техническое,
    организационное,
    метрологическое,
    правовое,
    лингвистическое.
    Основные классификационные признаки
    Основными классификационными признаками, определяющими вид АСУ, являются:
    сфера функционирования объекта управления (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, непромышленная сфера и так далее);
    вид управляемого процесса (технологический, организационный, экономический и так далее);
    уровень в системе государственного управления, включения управление народным хозяйством в соответствии с действующими схемами управления отраслями (для промышленности: отрасль (министерство), всесоюзное объединение, всесоюзное промышленное объединение, научно-производственное объединение, предприятие (организация), производство, цех, участок, технологический агрегат).
    Функции АСУ
    Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):
    планирование и (или) прогнозирование;
    учет, контроль, анализ;
    координацию и (или) регулирование.
    Виды АСУ
    Автоматизированная система управления технологическим процессом или АСУ ТП– решает задачи оперативного управления и контроля техническими объектами в промышленности, энергетике, на транспорте.
    Автоматизированная система управления производством (АСУ П)– решает задачи организации производства, включая основные производственные процессы, входящую и исходящую логистику. Осуществляет краткосрочное планирование выпуска с учётом производственных мощностей, анализ качества продукции, моделирование производственного процесса.
    Примеры:
    Автоматизированная система управления уличным освещением («АСУ УО»)– предназначена для организации автоматизации централизованного управления уличным освещением.
    Автоматизированная система управления наружного освещения («АСУНО»)– предназначена для организации автоматизации централизованного управления наружным освещением.
    Автоматизированная система управления дорожным движением или АСУ ДД– предназначена для управления транспортных средств и пешеходных потоков на дорожной сети города или автомагистрали
    Автоматизированная система управления предприятием или АСУП– Для решения этих задач применяются MRP,MRP II и ERP-системы. В случае, если предприятием является учебное заведение, применяются системы управления обучением.
    Автоматическая система управления для гостиниц.
    Автоматизированная система управления для поликлиник.
    Эта АСУ предназначена для организации работы поликлиник, организации врачебного приёма, упрощения записи к врачу в выбранной поликлинике. URL http://www.kmivc.ru/zapis-na-priem-cherez-interent/Автоматизированная система управления операционным риском– это программное обеспечение, содержащее комплекс средств, необходимых для решения задач управления операционными рисками предприятий: от сбора данных до предоставления отчетности и построения прогнозов.



    Практическое занятие №8
    Тема: АСУ различного назначения, примеры их использования.
    Раздел: Информация и информационные процессы
    Цели занятия: получить представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
    Оборудование: ПК
    Программное обеспечение: MicrosoftOffice 2010: MS Point, Internet Explorer
    Содержание работы:
    Задание №1.
    Просмотрите презентацию «Автоматизированные системы управления» (расположена на сетевом диске компьютера), в которой представлены виды АСУ. С помощью гиперссылок перейдите на web-страницы, в которых приведены примеры автоматизированных систем управления.
    В качестве примера автоматизации на производстве просмотрите несколько видеороликов.
    Задание №2. Ответить на вопросы:
    1) Что называется автоматизированной системой управления? 2) Какую задачу решают автоматизированные системы управления? 3)Какие цели преследуют АСУ? 4)Какие функции осуществляют АСУ? 5) Приведите примеры автоматизированных систем управления. Задание №3. Сделать вывод о проделанной практической работе:


    Приложенные файлы

    (СППР) являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

    1. Формирование требований к АС
      1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
      2. Формирование требований пользователя к АС
      3. Оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АС
    2. Разработка концепции АС
      1. Изучение объекта
      2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ
      3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователей
      4. Оформление отчета о проделанной работе
    3. Техническое задание
      1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС
    4. Эскизный проект
      1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям
    5. Технический проект
      1. Разработка проектных решений по системе и её частям
      2. Разработка документации на АС и её части
      3. Разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий
      4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта
    6. Рабочая документация
      1. Разработка рабочей документации на АС и её части
      2. Разработка и адаптация программ
    7. Ввод в действие
      1. Подготовка объекта автоматизации
      2. Подготовка персонала
      3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
      4. Строительно-монтажные работы
      5. Пусконаладочные работы
      6. Проведение предварительных испытаний
      7. Проведение опытной эксплуатации
      8. Проведение приёмочных испытаний ru en
    8. Сопровождение АС.
      1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
      2. Послегарантийное обслуживание

    Эскизный, технический проекты и рабочая документация - это последовательное построение все более точных проектных решений. Допускается исключать стадию «Эскизный проект» и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии «Технический проект» и «Рабочая документация» в «Технорабочий проект», параллельно выполнять различные этапы и работы, включать дополнительные.

    Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые положения устарели.

    Состав АСУ

    В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое.

    Основные классификационные признаки

    Децентрализованная структура

    Построение си­стемы с такой структурой эффективно при автоматизации техно­логически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая система представляет собой совокупность нескольких независи­мых систем со своей информационной и алгоритмической базой.

    Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима инфор­мация о состоянии только этого объекта.

    Централизованная структура

    Централизованная структура осуществляет реа­лизацию всех процессов уп­равления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анали­за в соответствии с критериями системы вырабатывает управ­ляющие сигналы. Появление этого класса структур связано с увеличением числа контроли­руемых, регулируемых и уп­равляемых параметров и, как правило, с территориальной рассредоточенностью объекта управления.

    Достоинствами централизованной структуры являются достаточно простая реализация процессов информационного взаимодей­ствия; принципиальная возможность оптимального управления системой в целом; достаточно легкая коррекция оперативно изменяемых входных параметров; возможность достижения максимальной эксплуатационной эффективности при минимальной избы­точности технических средств управления.

    Недостатки централизованной структуры следующие: необхо­димость высокой надежности и производительности технических средств управления для достижения приемлемого качества упра­вления; высокая суммарная протяженность каналов связи при наличии территориальной рассредоточенности объектов упра­вления.

    Централизованная рассредоточенная структура

    Основная особенность данной структуры - сохранение принципа централизованного управления, то есть выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состояниях всей совокупности объектов управления. Некоторые функциональные устройства системы управления являются об­щими для всех каналов системы и с помощью коммутаторов под­ключаются к индивидуальным устройствам канала, образуя замкнутый контур управления.

    Алгоритм управления в этом случае состоит из совокупности взаимосвязанных алгоритмов управления объектами, которые реализуются совокупностью взаимно связанных органов упра­вления. В процессе функционирования каждый управляющий орган производит прием и обработку соответствующей информа­ции, а также выдачу управляющих сигналов на подчиненные объекты. Для реализации функций управления каждый локаль­ный орган по мере необходимости вступает в процесс информа­ционного взаимодействия с другими органами управления. До­стоинства такой структуры: снижение требований к производи­тельности и надежности каждого центра обработки и управления без ущерба для качества управления; снижение суммарной про­тяженности каналов связи.

    Недостатки системы в следующем: усложнение информацион­ных процессов в системе управления из-за необходимости обмена данными между центрами обработки и управления, а также корректировка хранимой информации; избыточность техниче­ских средств, предназначенных для обработки информации; сложность синхронизации процессов обмена информацией.

    Иерархическая структура

    С ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем переработанной информации и повышается сложность алгоритмов управления. В результате осуществлять управление централизо­ванно невозможно, так как имеет место несоответствие между сложностью управляемого объекта и способностью любого упра­вляющего органа получать и перерабатывать информацию.

    Кроме того, в таких системах можно выделить следующие группы задач, каждая из которых характеризуется соответствующими требованиями по времени реакции на события, происхо­дящие в управляемом процессе:

    • задачи сбора данных с объекта управления и прямого цифрового управления (время реакции, секунды, доли секунды);
    • задачи экстремального управления, связанные с расчётами желаемых параметров управляемого процесса и требуемых значений уставок регуляторов, с логиче­скими задачами пуска и остановки агрегатов и др. (время реак­ции - секунды, минуты);
    • задачи оптимизации и адаптивного управления процессами, технико-экономические задачи (время реакции - несколько секунд);
    • информационные задачи для адми­нистративного управления, задачи диспетчеризации и координа­ции в масштабах цеха, предприятия, задачи планирования и др. (время реакции - часы).

    Очевидно, что иерархия задач управления приводит к необхо­димости создания иерархической системы средств управления. Такое разделение, позволяя справиться с информационными трудностями для каждого местного органа управления, порождает необходимость согласования принимаемых этими органами реше­ний, то есть создания над ними нового управляющего органа. На каждом уровне должно быть обеспечено максимальное соответствие характеристик технических средств заданному классу задач.

    Кроме того, многие производственные системы имеют соб­ственную иерархию, возникающую под влиянием объективных тенденций научно-технического прогресса, концентрации и спе­циализации производства, способствующих повышению эффектив­ности общественного производства. Чаще всего иерархическая структура объекта управления не совпадает с иерархией системы управления. Следовательно, по мере роста сложности систем выстраивается иерархическая пирамида управления. Управляе­мые процессы в сложном объекте управления требуют своевремен­ного формирования правильных решений, которые приводили бы к поставленным целям, принимались бы своевременно, были бы взаимно согласованы. Каждое такое решение требует постановки соответствующей задачи управления. Их совокупность образует иерархию задач управления, которая в ряде случаев значительно сложнее иерархии объекта управления.

    Виды АСУ

    • Автоматизированная система управления технологическим процессом или АСУ ТП - решает задачи оперативного управления и контроля техническими объектами в промышленности, энергетике, на транспорте.
    • Автоматизированная система управления производством (АСУ П ) - решает задачи организации производства, включая основные производственные процессы, входящую и исходящую логистику. Осуществляет краткосрочное планирование выпуска с учётом производственных мощностей, анализ качества продукции, моделирование производственного процесса. Для решения этих задач применяются MIS и MES -системы, а также LIMS -системы.
    • Автоматизированная система управления уличным освещением («АСУ УО») - предназначена для организации автоматизации централизованного управления уличным освещением. .
    • «Система управления гостиницей». Наряду с этим названием употребляется PMS Property Management System
    • «Автоматизированная система управления операционным риском » - это программное обеспечение, содержащее комплекс средств, необходимых для решения задач управления операционными рисками предприятий: от сбора данных до предоставления отчетности и построения прогнозов.

    1. Введение.

    2. Автоматизированные системы управления производством: структура.

    3. Автоматизированные системы управления производством: функции.

    4. Автоматизированные системы управления производством: методы реализации, примеры реализации.

    Введение

    Классификация автоматизированных систем (АС)

    Условно модель любой целесообразной деятельности можно представить как систему, состоящую из объекта (познания, управления, трансформации и т.п.) и некоторой воздействующей на него системы - системы управления (СУ). Система управления может быть полностью автоматической (т.е. взаимодействовать с объектом без участия человека; например, банкомат), неавтоматизированной (т.е. не имеющей в составе компьтер; например, бригада рабочих, роющих траншею), автоматизированной (т.е. содержащей как людей, так и компьютеры; например, автоматизированная система налогообложения).

    АСУ - автоматизированная система управления

    Автоматизированная система управления - совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью, а так же коллектив людей объединенных общей целью

    В составе АСУ выделяют:

    Основную часть, в которую входят информационное, техническое и математическое обеспечение; и
    - функциональную часть, к которой относятся взаимосвязанные программы, автоматизирующие конкретные функции управления.

    Системы делятся на примитивные элементарные (для них строятся автоматические системы управления) и большие сложные.

    Как уже выше было отмечено, АСУ предназначена для автоматизированной обработки информации и частичной подготовки управленческих решений с целью увеличения эффективности деятельности специалистов и руководителей за счет повышения уровня оперативности и обоснованности принимаемых решений.

    Различают два основных типа таких систем: системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) и системы организационного управления (АСОУ). Их главные отличия заключаются в характере объекта управления (в первом случае – это технические объекты: машины, аппараты, устройства, во втором – объекты экономической или социальной природы, то есть, в конечном счете коллективы людей) и, как следствие, в формах передачи информации (сигналы различной физической природы и документы соответственно).

    Следует отметить, что наряду с автоматизированными существуют и системы автоматического управления (САУ). Такие системы после наладки могут некоторое время функционировать без участия человека.

    САУ применяются только для управления техническими объектами или отдельными технологическими процессами. Системы же организационного управления, как следует из их описания, не могут в принципе быть полностью автоматическими. Люди в таких системах осуществляют постановку и корректировку целей и критериев управления, структурную адаптацию системы в случае необходимости, выбор окончательного решения и придание ему юридической силы.

    Как правило, АСОУ создаются для решения комплекса взаимосвязанных основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью организаций (предприятий) или их основных структурных подразделений. Для крупных систем АСОУ могут иметь иерархический характер, включать в свой состав в качестве отдельных подсистем АСУ ТП, АС ОДУ (автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления), автоматизированные системы управления запасами, оперативно-календарного и объемно-календарного планирования и АСУП (автоматизированная система управления производством на уровне крупного цеха или отдельного завода в составе комбината).

    Самостоятельное значение имеют автоматизированные системы диспетчерского управления, предназначенные для управления сложными человеко-машинными системами в реальном масштабе времени. К ним относятся системы диспетчерского управления в энергосистемах, на железнодорожном и воздушном транспорте, в химическом производстве и другие. В системах диспетчерского управления (и некоторых других типах АСУ) используются подсистемы автоматизированного контроля оборудования. Задачами этой подсистемы является измерение и фиксация значений параметров, характеризующих состояние контролируемого оборудования, а сравнение этих значений с заданными границами и информирование об отклонениях.

    Отдельный класс АСУ составляют системы управления подвижными объектами, такими как поезда, суда, самолеты, космические аппараты и АС управления системами вооружения.

    Так как большие и сложные системы обладают свойством необозримости, то их можно рассматривать с нескольких точек зрения. Следовательно, классификационных признаков тоже много.

    (АСУ), совокупность экономико-математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управлениесложным объектом (например, предприятием, технологическим процессом). Наиболее важная цель построения всякой АСУ - резкое повышение эффективности управления объектом (производственным, административным и т.д.) на основе роста производительности управленческого труда и совершенствования методов планирования и гибкого регулирования управляемого процесса. В СССР АСУ создаются на основе государственных планов развития народного хозяйства.

    Основные принципы.

    Разработка АСУ, порядок их создания и направления эффективного использования базируются на следующих принципах (впервые сформулированных В. М. Глушковым).

    Принцип новых задач. АСУ должны обеспечивать решение качественно новых управленческих проблем, а не механизировать приёмы управления, реализуемые неавтоматизированными метолами. На практике это приводит к необходимости решения многовариантных оптимизационных задач на базе экономико-математических моделей большого объёма (масштаба). Конкретный состав подобных задач зависит от характера управляемого объекта. Например, для машиностроительных и приборостроительных предприятий обычно наиболее важными оказываются задачи оперативно-календарного и объёмно-календарного планирования. Решающий эффект достигается в том случае, когда осуществляется точное согласование во времени всех сменных заданий как производственных, так и обеспечивающих (например, на материально-техническое снабжение и др.), определяются оптимальные объёмы партий продукции и производится оптимизация загрузки оборудования. Аналогичные задачи возникают в строительстве. В ряде случаев на первый план выдвигаются задачи технич. подготовки производства, управления проектно-конструкторскими работами. На транспорте важнейшее значение приобретают оптимизация маршрутов и расписаний движения, а также погрузочно-разгрузочных работ. В системах управления отраслью первостепенное значение имеют оптимальное планирование работы предприятий, точное согласование сроков взаимных поставок, а также проблемы перспективного развития отрасли и задачи прогнозирования.

    Принцип системного подхода к проектированию А С У. Проектирование АСУ должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов управления им. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования объекта (вместе с системой управления), анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. Этот комплекс охватывает вопросы не только технического, но также экономического и организационного характера. Поэтому внедрение АСУ даёт принципиально новые возможности для коренного усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования.

    Принцип первого руководителя. Разработка требований к системе, а также создание и внедрение АСУ возглавляются основным руководителем соответствующего объекта (например, директором завода, начальником главка, министром).

    Принцип непрерывного развития системы. Основные идеи построения, структура и конкретные решения АСУ должны позволять относительно просто настраивать систему на решение задач, возникающих уже в процессе эксплуатации АСУ в результате подключения новых участков управляемого объекта, расширения и модернизации технических средств системы, её информационно-математического обеспечения и т.д. Математическое обеспечение АСУ строится таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко менять не только отдельные программы, но и критерии, по которым ведётся управление.

    Принцип единства информационной базы. На машинных носителях информации накапливается (и постоянно обновляется) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач управления. При этом в т. н. основных (генеральных) массивах исключается неоправданное дублирование информации. которое неизбежно возникает, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно. Основные массивы образуют информационную модель объекта управления. Например, на уровне предприятий основные массивы должны содержать самую подробную информацию обо всех элементах производства: кадровые данные на всех работающих; сведения об основных фондах (земле, помещении, оборудовании со всеми характеристиками, необходимыми для принятия решений по их использованию, перераспределению и т.п.); данные о запасах, включая запасы на промежуточных складах и незавершённое производство; информацию о состоянии оборудования; нормативы (трудовые и материальные) и технологические маршруты (последовательности производственных операций, необходимых для изготовления деталей, узлов и готовых изделий); планы (включая заявки на материально-техническое снабжение); цены и расценки; сведения о текущем состоянии банковских счетов предприятия и др. Система обработки первичных документов, а также система автоматических датчиков должны быть организованы таким образом, чтобы данные о любом изменении, происходящем на предприятии, в минимально короткий срок вводились в ЭВМ, а затем автоматически или по указанию оператора периодически распределялись по основным массивам и при этом чтобы сохранялось состояние готовности выдать любую информацию об объекте. В случае необходимости из основных массивов оперативно формируются производные массивы, ориентированные на те или иные производства, изделия или комплексы задач. Производные массивы в таком случае являются вторичными.