Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души". О письме как жанре творческой работы

    Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева

    Любезный и почтенный Иван Сергеевич!
    Надеюсь, я не ошиблась с обращением, а если всё ж совершила ошибку, то покорнейше прошу извинить меня. В двадцать первом веке письма пишут редко, эпистолярные традиции практически утрачены. Думаю, Вы узнаете об этом, прочитав письма моих сотоварищей-современников, обращенные к Вам.
    Признаюсь, я пребываю в некотором сомнении. Через временной туннель можно отправить всего 10000 знаков, ничтожно мало. Чем заполнить их? Вопросами к Вам? О, у меня их накопилось немало. И главный – согласитесь ли Вы на них отвечать? Одни, уверена, уже «набили оскомину» и неоригинальны. Почему Вы заставили Герасима утопить Муму? Как мог Санин так поступить с Джеммой, а Н.Н. с Асей? Зачем Вы на муки школьникам написали «Отцов и детей»? Последний вопрос, конечно, шутка. И, в некотором роде, благая весть из будущего: Ваши произведения – в обязательной школьной программе, а, значит, их прочитали (на самом деле, «прошли», но оставим это за скобками) все россияне.
    Другие вопросы, которые я могла бы задать, касаются Вашей личной жизни, неприятны и некорректны. Меня не оставляет мысль о Вашей единственной дочери, Полине. Мою единственную дочь тоже зовут Полина, в крещении - Пелагея. Может быть, это совпадение тревожит меня. Почему Вы так мало приложили усилий к тому, чтобы сделать свою дочь счастливой? Как жилось сироте при живых родителях, малышке-Пелагее в имении бабки, нелюбящей и нелюбимой? Что чувствовала восьмилетняя девочка, перевезенная из России в другую страну, лишенная собственного имени в угоду возлюбленной отца? Как жила она шесть лет в семье нелюбимой Виардо? Ждала ли она все эти годы Вас? Почему, почему Вы, умеющий так тонко чувствовать и так живо описывать чувства других, не сочувствовали родному и полностью зависимому от Вас человеку? Почему, покидая этот мир, не вспомнили о ней, сделав единственной наследницей другую Полину, Виардо?
    Кажется, я совершила непростительную ошибку и обидела Вас! Мои современники, прочитав это письмо, могли бы сказать, что тургеневские девушки так бы ни за что не поступили. Вы удивлены? Да-да, «тургеневские девушки» - стереотип, подобный «бальзаковскому возрасту» или «шекспировским страстям». Наверное, каждый стереотип, как любое клише, со временем «стирается» и становится все дальше и дальше от оригинала. Вот и Ваш, Иван Сергеевич, женский идеал, полагаю, довольно далёк от «тургеневской девушки» в понимании людей 21-го века: тепличного растения с идеалистическими представлениями о мире и неспособностью постоять за себя. Аутентичные «тургеневские девушки»: Елена Стахова, Марианна Синецкая, Наталья Ласунская мне, признаюсь, ближе. Смею предположить, что они, подобно мне, могли задавать неудобные вопросы и окружающим, и себе.
    Парадоксальная несправедливость: о «тургеневских девушках» все помнят, а «тургеневские мужчины» забыты. Парадокс в том, что «тургеневских девушек», особенно в современном понимании, сегодня практически не осталось, зато модифицированные Санины и Лаврецкие распространены повсеместно. Наверное, я демонстрирую гендерную солидарность, но мне обидно за женщин! И тех, что жили рядом с Вами, и тех, что «живут» в Ваших романах, и тех, кто сегодня окружают меня. Сильные, яркие, умеющие любить, они так достойны любви, так заслуживают права хоть ненадолго почувствовать слабость своего пола, укрывшись за широким плечом! А плечо часто оказывается соломинкой, которая не может спасти, и чем раньше женщина осознает, что «спасение утопающего – дело рук самих утопающих», тем успешнее (счастливее ли?) складывается её судьба. Её и её детей. Но тут я опять вступаю на скользкий путь личностных параллелей, а потому умолкаю.
    Наверное, Вам, любезный Иван Сергеевич, интересно узнать, как выглядит Россия и мир двадцать первого столетия. Но я бессильна описать все изменения за полтора (без малого) века, прошедшие с Вашего ухода. Я могу с помощью маленького, с мою ладонь, прибора видеть подругу, живущую на другом континенте, и говорить с ней. Могу за два-три часа попасть из Москвы в Париж. Но не могу кратко и доступно рассказать, как это происходит.
    Однако многое осталось неизменным. Россия по-прежнему лежит по обе стороны от Уральских гор, и россияне ощущают себя то европейцами, то азиатами. А некоторые «настоящие» европейцы по-прежнему считают, что по улицам Москвы бродят медведи, если не в прямом, то в переносном смысле слова. И некоторые россияне, как и в ваши времена, предпочитают жить в Лондоне, любя или ненавидя Родину издалека.
    Нигилисты, популяризации которых Вы немало послужили, дали огромное и очень разнородное потомство. Самыми страшными их потомками стали террористы. Первые появились еще при Вашей жизни. Сейчас эстафету ужаса и смерти приняли другие. У них иная религия, иной язык и цели. Но то же отрицание права безвинных на жизнь. Тот же нигилизм, по большому счёту…
    Мы разучились писать письма, это правда! Дочитаете ли Вы моё письмо до конца? Не уверена: слишком сбивчиво, сумбурно, обидно. А пишу – гению, классику. Сейчас я в основном читаю электронные книги, но в моём книжном шкафу до сих пор стоит собрание Ваших сочинений, томики в выцветших от времени зелёных обложках. В детстве и ранней юности я зачитывалась ими. Брала один за другим и читала, читала. И «Записки охотника», и романы, и письма. Воображала себя Асей, Джеммой (какое пряно-вкусное имя), Еленой. Не знаю, что я тогда понимала, но читала взахлёб. Потом, взрослой, перечитывала. «Первая любовь» - так больно! «Как хороши, как свежи были розы» - прекрасно и грустно, как запах уже умерших цветов. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…» - точно и высоко.
    Конечно, следовало бы сказать, что Вы – мой самый любимый писатель. Но я не умею врать. Самые любимые из русских классиков-прозаиков - Чехов и Толстой. А Вы – часть моего детства, юности, зрелости. «Отец» героев, любимых и нелюбимых. Повелитель «великого, могучего, правдивого и свободного» русского языка. Пафосно получилось, но это правда.
    Моя дочка, тёзка Вашей, подарила мне внучку. Она еще совсем маленькая, даже над судьбой Муму неспособна плакать. Я часто гуляю с ней в парке на окраине Москвы. Парк больше похож на лес. Не просторы Орловщины, конечно, но для нас, жителей мегаполиса, почти дикая природа. Я везу коляску по дорожкам, залитым утренним солнцем, или засыпанным снегам, или укрытым ковром из желтой осенней листвы, и пою малышке «Утро туманное, утро седое». Она смотрит в небо, безмятежно синее или затянутое тучами, и внимательно слушает, будто вспоминает что-то родное и далёкое.
    Начать письмо к вам, почтенный Иван Сергеевич, было сложно, но закончить еще труднее. Не просить же Вас передать привет тем, кто рядом? Какие-либо пожелания явно неуместны. Призову Вас помочь мне и закончу письмо Вашими же словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

    В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У вас есть замечательная возможность научиться писать письма, познакомиться с эпистолярным наследием И.С. Тургенева и как бы душой соприкоснуться с личностью человека, оставившего в письмах часть своей жизни, проходившей на фоне жизни эпохи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Письма – зеркало души».

    Урок – открытие по письмам Тургенева в 10 классе.

    Цели урока:

    Обучающие:

    Знакомство с эпистолярным жанром;

    Формирование представления о Тургеневе как неординарной личности в процессе изучения документального материала: фотографий и писем;

    Воспитывающие:

    Неожиданное и радостное открытие молодого писателя, попытка приблизить личность писателя к учащимся;

    Воспитание коммуникабельного, гуманного, творческого человека;

    Развивающие:

    В процессе подготовительной работы к уроку способствовать отработке навыка поиска информации, написания сочинения-письма; совершенствование умения анализировать;

    Умение работать в группе, размышлять по поводу увиденного и услышанного, отвечая на вопросы учителя, делать выводы и обобщения.

    Коммуникативные: воспитание культуры речи, взаимоотношений, души.

    Оборудование:

    15карточек-текстов с отобранными фрагментами писем /ПСС, т.1; фотографии из альбома «Иван Сергеевич Тургенев в портретах, иллюстрациях, документах»; эпидиаскоп для изображения адресата; учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература»10 класс, стр.77-85.

    Предварительное домашнее задание.

    Групповое задание:

    Познакомиться с письмами, представить адресата, найти информацию, воспользовавшись дополнительной литературой;

    Составить свой сборник «ключевых фраз», красивых оборотов по письмам;

    Индивидуальное задание :

    Вспомнить героев, пишущих письма (письмо как приём характеристики персонажа);

    По материалам учебника приготовить сообщение, сделать вывод о раннем периоде жизни писателя, о дружбе с Белинским, о семье Виардо;

    Придумать костюм, выучить письмо.

    Эпиграфы к уроку:

    … «Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение». М.П.Алексеев.

    К письмам:

    «Что за прекрасная вещь - работа». И.С.Тургенев.

    Ход урока.

    Обращение к теме урока.

    Вводное слово учителя.

    Как это приятно получить загадочный конверт с письмом от близкого родного человека, устроиться удобно у камина, укутавшись в плед, и читать, предаваясь воспоминаниям и мечтам. Небольшой листок способен вызвать искренний эмоциональный отклик. Письма, фотографии, рисунки - это документы - они несут достоверную информацию (обращение к эпиграфу). Даже в художественные фильмы часто вводятся документальные кадры. Театр юного зрителя поставил пьесы Л. Малюгина о Чехове «Насмешливое моё счастье», Ю.Свирина о Пушкине «Болдинская осень», построенные на переписке. И идут они с успехом. По словам Г. Мопассана, «слово ослепляет и обманывает, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге – это душа нараспашку». Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

    Варианты: «Я вам пишу». Любви и дружбы талисман».

    ПИСЬМО – ЗЕРКАЛО ДУШИ.

    В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У вас есть замечательная возможность научиться писать письма, познакомиться с эпистолярным наследием И.С. Тургенева и как бы душой соприкоснуться с личностью человека, оставившего в письмах часть своей жизни, проходившей на фоне жизни эпохи.

    Сегодня вам предстоит услышать рассказ Тургенева о самом себе - в письмах - и сделать выводы о том, каким он был, когда писал их.

    Перед нами 15 отобранных писем, ярко освещающих личность молодого Тургенева, написанных в1840-1850годы. Это 1-е десятилетие его самостоятельной жизни - пора напряжённой учебы, поиск своего места в жизни, начало творчества и в то же время юношеской увлечённости жизнью, друзьями, любовью.

    Карточка-письмо № 1 М. А. Бакунину и А. П. Ефремову, 1840, Мариенбад.

    1 индивидуальное задание.

    Краткое сообщение о ранней молодости(1838-1841), о событиях личной жизни, об интересе к Шеллингу и Гегелю, о желании получить специальное образование в Берлинском университете, о посещении кружка русских студентов, возглавляемом светлой личностью Н. В. Станкевичем. Знаменитая « аннибаловская клятва » посвятить все силы борьбе за отмену крепостного права.

    1группа учеников (на экране изображение 20-летнего Тургенева)

    В словарь я выписала: «В Риме я нахожу Станкевича. Понимаешь ли ты переворот, или нет – начало развития моей души! Как я жадно внимал ему, я, предназначенный быть последним его товарищем, которого он посвящал в служение Истине своим примером. Поэзией своей жизни, своих речей! Станкевич! Тебе я обязан моим возрождением: ты протянул мне руку - и указал мне цель…- Я приехал в Берлин, предался науке - первые звёзды зажглись на моём небе – и, наконец, я узнал тебя, Бакунин».

    Это письмо написано очень молодым искренним человеком, восторженно относящимся Михаилу и его братьям - Алексею и Александру. Вероятно, ставшими настоящими друзьями. До встречи с ними он признается в робости, смутных мыслях, а после – в обретении высокой цели. Через несколько лет Тургенев напишет роман «Рудин». В образе главного героя романа ему хотелось воплотить черты внешнего и внутреннего облика друга юности – Михаила Бакунина.

    В следующем письме он с удовольствием рассказывает друзьям о том, как в детстве пристрастился к русским книгам.

    Карточка-письмо № 2.

    Ученик в костюме 19 века читает его наизусть, стараясь передать интонации сценического образа.

    «У нас в деревне был огромный дом. Нам, детям, казался он тогда целым городом. В нашей части стояли запылённые шкафы домашней работы чёрной краски с стеклянными дверцами: там хранились груды книг 70-х годов, в бурых переплётах, кверху ногами, боком, плашмя, связанных бечевками, покрытых пылью и вонявших мышами. Мне было лет 8 или 9. я сговорился с одним из наших людей даже стихоплётом, порыться в заветных шкафах. Дело было ночью; мы взломали замок, и я, став на его плечи, исцарапавши себе руки до крови, достал две громады: одну он тотчас унёс к себе - а я другую спрятал под лестницу и с биением сердца ожидал утра… Мы с Леоном уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали – и как читали! Или правильнее: он читал – и как читал! Сперва каждый стих скороговоркой так себе начерно; потом с ударением, с напряжением и с чувством - набело. Немного пёстро - но приятно. Я слушал - мало! – внимал – мало! Обращался весь в слух – мало! – и классически: пожирал – всё мало! Давился – хорошо».

    Во-первых, меня удивило отношение 8-летних ребятишек к старым книгам, как к заветному кладу, который надо было открывать именно ночью! Во-вторых, с каким трепетом, в три подхода читал Леон. В-третьих, стилистика: употребление просторечного слова «сперва», длинных, сложных, неполных предложений, выражение «с стеклянными», вместо современного «со стеклянными». Это говорит об эмоциях, и влиянии на речь «барчонка» крестьянских ребят, с которыми так любил играть в детстве Тургенев.

    В словарь я выписал выражение «с биением сердца», «обращался весь в слух».

    Учитель:

    Обратите, ребята, внимание, как тонко писатель чувствует русский язык, как перебирает синонимы к глаголу «слушать», пока не находит удовлетворяющее его выражение. «Слушал – внимал - обращался весь в слух – пожирал - глотал-давился».

    (Градация)

    2 группа учеников.

    Карточка №3. Письмо Бакуниным, 1842 из Петербурга.

    В 1841 году Тургенев вернулся в Россию. Сначала он хотел занять кафедру философии и успешно выдержал магистерский экзамен.

    Меня чрезвычайно заинтересовало письмо о подготовке к экзамену. Оно написано живо, с юмором («Лейбниц у меня урчит ещё в желудке» (метонимия ). Писал его человек, которому ничто человеческое не чуждо, он так занят, что пишет письмо «для отдыха» - и он становится ближе и понятнее. Оказывается, тогда были в моде волтеровские кресла, с обилием подушек (кстати, сейчас это входит в моду), по утрам пили чай с кренделями.

    Красивое предложение: «Я блаженствую и с трепетным, тайным, восторженным удовольствием наслаждаюсь уединеньем – и работаю – много работаю».

    Карточка № 4.

    А сообщение в следующем письме о работе над поэмой и стихами, несмотря на экзаменационную занятость, заставило нас удивиться. Надо быть либо вундеркиндом, либо очень трудолюбивым, либо очень любить своих друзей, чтобы одновременно с подготовкой сочинять стихи-посвящения Алексею Бакунину и Татьяне Александровне. Мне понравились простое обращение и слова благодарности за письмо. «Изустный» экзамен – так, наверно, звучало «устный» экзамен.

    2 индивидуальное задание.

    Несмотря на то, что экзамены сданы успешно, сделать учёную карьеру Тургенев не захотел, а приступил к проекту освобождения крестьян - по сути, служба отвечала «аннибаловской клятве». В1843 году, оставшимся навсегда памятным, произошли два замечательных знакомства, переросших в искреннюю дружбу, с идейным вдохновителем будущих «Записок охотника» В.Г.Белинским и 22летней певицей, приехавшей в Петербург с итальянской оперой, Полиной Виардо-Гарсия. С огромным успехом она выступала в городах Европы. Завоевала признание светил музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи. Писатели восторженно говорили о её бархатном голосе, русские зрители сразу оценили бурную страстность и артистическое мастерство. Тургенев тоже был покорён её талантом. Не пропускал спектаклей.1ноября – день, в который состоялось знакомство, навсегда остался для него незабываемым.

    Демонстрируется портрет Тургенева работы Лами, портрет Полины Виардо.

    Карточка№5.

    30 апреля 1845 года мать Тургенева Варвара Петровна писала из Москвы: «Иван уехал отсюда дней на 5 с итальянцами, располагает ехать за границу ». Мы видим частые его переезды: Германия, Голландия, Париж, Куртавнель… и снова Петербург.

    Учитель.

    С юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву…Глубокую привязанность нельзя назвать обыкновенной влюблённостью. Его привлекали редкое богатство её натуры, блестящий ум, начитанность, внутренняя тонкость и восприимчивость.

    3 группа учащихся.

    Карточка № 6 . . Полине Виардо, 1846, Петербург.

    «пишу Вам накануне отъезда в деревню…Собираюсь провести 4 месяца в полнейшем уединении, среди степей, которые я так люблю. Беру с собой несколько хороших книг; надеюсь, что воспоминания, планы насчёт будущего, труд и охота помогут мне довольно приятно провести время. Смею думать, что вы не забудете сообщать мне время от времени, что у вас делается. Будьте здоровы и

    счастливы, насколько возможно. Работайте много и думайте немножко о тех, кто вас любит.… Вот уже скоро 3 месяца, как вы уехали,…сколько остаётся ещё до вашего возвращения?.. Вернётесь ли вы?.. Прощайте пока. Возвращайтесь к нам такой же, какой уехали… Здесь вы найдете всё так же, как вы оставили. Итак, до свидания, рано или поздно. Весь Ваш И.Тургенев».

    Я думаю, эти письма лучше всяких объяснений отношения Тургенева к Полине Виардо. Исполненные нежной любви, грустью разлуки, проникнутые заботой о здоровье и счастье любимой. Он умеет справиться с чувствами, он восхищённо пишет о блаженстве уединенного размышления, тихого чтения у камина, радости труда и охоты. Это не только интересно как история жизни замечательного человека, но близко нам, юным, которых волнуют подобные вопросы. Кстати, Базаров и от несчастной любви лечится работой: ставит опыты, наблюдает, исследует. Мне понравилось предложение: «работайте много и думайте о тех, кто вас любит».

    Карточка № 7.

    «По всей вероятности, я буду иметь счастье увидать вас около половины января будущего года…Я был очень занят всё это время, занят и до сих пор благодаря нашему новому журналу. Но я постараюсь устроиться так, чтобы можно выехать из Петербурга с наступлением нового года. Потому и работаю изо всех сил. Я взял на себя некоторые обязательства, хочу их выполнить и выполню. А в конце этих 2 месяцев упорной работы мне видится масса очаровательных вещей, ожидающих меня и придающих мне бодрость. Ведь какая превосходная вещь – уже одна возможность сказать вам до свидания!

    Преданный вам И.Тургенев».

    В этом письме Тургенев – ответственный человек, он сообщает о работе настойчивой, вдумчивой, напряжённой. Очень подкупает трогательная преданность, переданная фразой: я буду иметь счастье, превосходная вещь – сказать вам до свиданья.

    4 группа учащихся анализирует карточки № 8,9,10,11.

    Адресат этих писем – В.Г.Белинский, с ревнивой и трогательной заботой следивший за становлением писательского таланта Тургенева. Читая их, мы видим внимательное и заботливое отношение к больному Белинскому. И конечно, он никак не думал – не гадал, что Белинский умрёт таким молодым.

    (На экране - демонстрация портрета) написаны они в Берлине, Куртавнель и Париже, где писатель был свидетелем трагических июльских дней французской революции 1848 года.

    В письме №8 я подчеркнул слова, передающие личную боль и готовность помочь: опечалило, берегите себя, убедительно прошу не церемониться со мной… - В письме № 9 Иван Сергеевич предлагает Белинскому остановиться у него на квартире, показаться знаменитому доктору и вместе ехать в Силезию.

    10 письмо вообще замечательно, полно искреннего желания здоровья другу, почитания семьи, сердечности в дружбе. Постоянный труд сопутствует молодому писателю: драма, стихи, статьи для журналов, поэма, очерки и рассказы из «Записок охотника». Я выделила для словарика обращение – любезный Белинский, предложение сочувствия – хорошее известие об Вас, меня обрадует. Особенно запомнилось предложение, которое возьму у Тургенева за принцип

    жизни, и всем посоветую. «Любить людей хороших умею и надолго к ним привязываюсь».

    Учитель. - Прочтите 11 письмо. Какое оно по настроению? Почему его приятнее получить больному?

    Это шутливое письмо написано одарённым, остроумным человеком. Белинского он назвал «отец и командир». Журналы «Современника» они читают с жадностью, стихотворение Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной» его « с ума свело» и т.д. Оно вызывает улыбку, чувство сопричастности. Юмор и остроумие всегда ценится и помогает настроиться позитивно.

    Учитель.

    Умница. Меня радует ваше восприятие писем Тургенева: то серьёзных, то шутливых, то весёлых и даже озорных, то восторженных, то исполненных любви и заботы, но всегда изящных. Подробности занятий писателя, его рабочие планы и их осущесление составляют содержание писем – это то, чем живёт его душа. Мы чувствуем любовь к Родине в его радости за успехи родной литературы. Литературный труд – это постоянное напряжение всех сил талантливого человека, вся его жизнь, его радость. Во всех письмах Тургенев сообщает о работе. Подтвердите цитатами из своих карточек и сделайте вывод.

    Ученики: «нам надо будет работать усердно в течение зимы»;

    «О, блаженство, блаженство уединённой, неторопливой работы»;

    «Надеюсь, что труд и охота помогут мне приятно провести время»;

    «никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии»;

    «работаю изо всех сил».

    Итак, перед нами писатель – труженик.

    Учитель. Эпиграфом к уроку, по-моему, очень подходят слова из письма к Полине Виардо. Какие вы думаете?

    Из письма 1847 года из Парижа.

    «Что за прекрасная вещь – работа».

    5 группа учащихся.

    Карточка № 12 и 13.

    Эти письма к Полине Виардо показывают Тургенева в момент творческого подъёма в работе над «Записками охотника». Даже здесь он использует художественный образ бедняка-трактирщика, которого застигает лавина гостей, рассказывая о себе и писательских идеях. Ярко, шумно начинается письмо, в котором он радуется невероятному успеху актрисы в Германии. Здесь же встречается подтверждение необыкновенных способностей Тургенева к языкам: он учится говорить по-испански.

    6 группа.

    Карточка №14. А.И.Герцену, 1850, Париж.

    «Я приехал из деревни, любезный Александр, час спустя после твоего отъезда – ты можешь себе представить, как мне было это досадно – я бы так был рад ещё раз с тобой повидаться перед возвращением в Россию. – Да, брат, я возвращаюсь; все вещи мои уложены, и послезавтра я покидаю Париж и через неделю, в будущую субботу сажусь на пароход в Штеттине. - Ты можешь быть уверен, что все твои

    письма и бумаги будут мною доставлены в целости. Я исполню все свои обещания; буду высылать тебе книги и журналы…

    Прощай, милый Герцен; желаю тебе всех возможных благ; я от твоего имени обниму всех твоих друзей – мы много будем говорить о тебе с ними.… Будь здоров и действуй по возможности.… Ещё раз обнимаю тебя и остаюсь твой И. Тургенев».

    Ученик. – Письмо свидетельствует о хороших дружеских отношениях. Оказывается, Тургенев не только вёл переписку с Герценом. Обещание перевезти через границу его бумаги и исполнить в России его поручения прибавляют ещё один штрих к нравственному облику Тургенева. Какое огромное количество писем было написано им за его долгую жизнь. 15 томов. И письма – это была единственная связь с друзьями, которых он никогда не забывал.

    Учитель. – Зачем люди пишут друг другу письма? Во-первых, наверное, потому, что переписка – это второй способ общения между людьми, а во-вторых, в письме можно написать словами или сказать, глядя человеку в глаза. Письмо несет в себе те чувства и мысли, которые испытывает человек. Мне кажется, письмо является частичкой его души. В нём человек полностью открывается, поэтому письмо называют « ЗЕРКАЛОМ ДУШИ». Я просила вас побеседовать с родителями, не сохранились ли у них письма. Расскажите.

    Мой отец до сих пор переписывается со своим «служаком» из Прибалтики. В основном, это информация об экономических проблемах, о положении русских. Но такой искренности, как в письмах Тургенева, конечно, нет.

    Я прочитала письмо, которое папа написал маме ещё с армии. В нём чувства и мысли, что невозможно передать словами.

    А я представила себя на месте Татьяны Лариной. Я бы ни за что не написала такого письма Онегину, но понимаю её, сочувствую ей, хотя, думаю, что к жизни надо относиться проще, как Ольга. И уж совсем не представляю, как юноша 21 века напишет письмо, подобное Онегинскому.

    А я прочитала письма пятиклассников, которые они писали на уроке развития речи. Как беден их язык: штампы, употребление слов в неправильном значении, незаконченные предложения.

    Учитель.- Но хорошо то, что они открыты и откровенны. Значит, постигая законы этого жанра, надо учиться писать добрые письма.

    В 6 классе мы с ребятами придумали очень интересное домашнее задание: написать письма персонажам повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», соблюдая стиль времени. Получились весьма хорошие творческие работы. Одно из них перед вами.

    Уважаемый Андрей Гаврилович!

    С наилучшими пожеланиями к Вам ваш доброжелатель Артем Газизянов. За время знакомства с Вами я в Вас не разочаровался. И для вашего же блага я хочу сообщить вам следующее о вашем соседе Троекурове: ваши проблемы в взаимоотношениях с ним могут привести к тяжелым последствиям. Это богатый знатный барин, которого боятся все соседи и во всем ему угождают. Троекуров очень жестокий человек и беспощадный также по отношению к крепостным. Ваше столкновение может быть причиной взрыва среди крестьян. Суд также может быть подкуплен властью Троекурова и присудит ваше имение ему. Но ваши крестьяне очень преданы Вам и вряд ли захотят служить ему. Я слышал разговоры среди сельчан: "Во владение Кириллу Петровичу! Господь упаси и избави. У него, часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет...". Вы, знаете ли, что крепостной народ требует мести и жаждет расправы? Сейчас наступили такие времена, когда люди были готовы на все, чтобы навсегда покончить со своим рабским существованием. Крестьяне могут стать разбойниками, которые будут грабить, и сжигать помещичьи усадьбы. Да, это жестоко, но другого выхода у них нет. Ведь это была борьба за правое дело, они хотят настоящей жизни, а не жалкого существования под свист кнута и розог. И предвидя все это, я хочу Вас попросить, чтобы Вы не сорились с ним, будьте боле терпимы с ним. А теперь я благодарен Вам за то, что вы прочли мое письмо.

    Ваш доброжелатель Артем.

    Вашим домашним заданием будет творческая работа: пользуясь словариками, написать 1) «Письмо И.С.Тургеневу» 2) «Письмо другу». 3) «Письмо любимому человеку».

    Ребята, посмотрите на этот рисунок. Он удивительно подходит к следующему письму и мягким, задумчивым выражением лица и тем, что сделан Полиной Виардо.

    Я прочту вам это чудесное письмо, написанное в 1850 году.

    Как трогательны слова писателя о полной истинной прелести дружбе! «Дорогая моя, хорошая м-ме Виардо, любимая, лучшая госпожа. Как вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о Вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел Вас во сне. Теперь в разлуке, я чувствую больше чем когда – нибудь силу уз, скрепляющих меня с Вами и Вашей семьёй; я счастлив, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен оттого, что так далеко от Вас!..».

    Заканчиваем урок самыми лучшими словами Тургенева: «Я ничего не видел на свете лучше Вас. Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мною». Как бы душа изливается в них, и радость встречи в письме выражается монологе, посвящённом возлюбленной, которой он должен быть всего лишь другом. Вот благородство! Вот удивительная сила благородства!

    Итог. Урок окончен. Что нового узнали вы о Тургеневе сегодня? Понравился вам урок? Оцените свой труд.

    Для меня сегодня урок стал открытием. Тургенев предстал молодым, жизнерадостным, увлекающимся, сердечным в дружбе.

    Добавлю: одарённый и трудолюбивый, широко образованный и остроумный. Мне понравилось, что мы много работали, но не устали. Работать в группе – ответственно, не спросишь, п. ч. у всех разное задание. И хочется выступить лучше. Ребята красиво читали письма наизусть.

    Жизнь, прожитая писателем, очень интересна. Следовательно, чтобы узнать о нём больше, нужно читать, много и вдумчиво.

    Мне кажется, получать такие письма, любить такого человека и быть любимой – это счастье.

    Спасибо за урок.

    С сочинением по этой теме ученица Купцова Мария участвовала в республиканском конкурсе творческих работ. На районном этапе заняла 1 место в номинации «Литературно- историческое исследование». Приложение №1

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки РТ

    Отдел образования исполкома

    Азнакаевского муниципального района

    V республиканская научно – практическая конференция школьников

    Имени Льва Толстого

    Секция: литературно – историческое исследование.

    « Письмо – это зеркало души»

    (литературно – историческое исследование по письмам И. С. Тургенева)

    Сочинение на конкурс.

    Выполнила:

    Ученица 10 класса А

    МСОШ №6 Купцова

    Мария Владимировна

    Учитель: Хабибуллина

    Чулпан Шамиловна

    Г. Азнакаево, 2007 год.

    « ПИСЬМО – ЭТО ЗЕРКАЛО ДУШИ»

    С помощью письма лучше всего проникаешь

    В человека. Слово ослепляет и обманывает,

    Потому что видишь, как оно сходит с губ,

    Потому что губы нравятся, а глаза

    Соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге –

    Это душа нараспашку.

    Г. Мопассан.

    Весной в парке Спасского – Лутовинова поют соловьи, солнечные блики создают причудливые переплетения тени и света на его аллеях, а полянки между деревьями голубеют озёрками незабудок. По оврагам и берегам Савинского пруда цветёт черёмуха... Об этом времени писал Тургенев в одном из своих писем на родину: «Только и думаю о возвращении весной в возлюбленный Мценский уезд… Егорьев день, соловьи, запах соломы и берёзовых почек, солнце и лужи по дорогам – вот чего жаждет моя душа!»

    Зачем люди пишут друг другу письма? Во – первых, наверное потому, что переписка – это второй способ общения между людьми, а во – вторых, в письме можно написать всё, о чём ты думаешь и, что ты чувствуешь, что не можешь передать словами или сказать, глядя человеку в глаза. Письмо несёт в себе те чувства и мысли, которые испытывает человек. Мне кажется, письмо является частичкой человеческой души, в нём человек полностью открывается, поэтому письмо называют «зеркалом души».

    Вот и великий русский писатель И. С. Тургенев писал письма. Только на одном уроке литературы, построенном полностью на письмах и фотографиях, мы познакомились с несколькими из них. Их подлинность вызвала у меня искренний эмоциональный отклик. Я будто соприкоснулась духовно с личностью человека, оставившего в письмах часть своей жизни, проходившей на фоне жизни эпохи. А сколько их было! Пятнадцать томов – это великий труд. Много писем, и все разные, из разных уголков земли, интересные, адресованные различным людям. Из них мы узнаём о жизни Тургенева, о его настроениях, мнениях, о работе над его произведениями.

    Я листаю томик «Полного собрания сочинений и писем И. С. Тургенева». Эти письма относятся к наименее известному, но очень важному для понимания его личности периоду, 1840 – 1850 годам – его ранней молодости, годам учёбы в Берлинском университете, а затем жизни в Петербурге, период серьёзных занятий науками, началу литературной деятельности и в то же время юношеской увлечённости жизнью, друзьями, любовью. В этих письмах Тургенев предстаёт молодым, жизнерадостным, немного восторженным, увлекающимся, сердечным в дружбе, одарённым и трудолюбивым, широко образованным и остроумным человеком. Читая их, я вижу его дружбу с М. Бакуниным, Станкевичем, Белинским, Герценом, восторженное отношение к Станкевичу, внимательное и заботливое к больному Белинскому, помощь Герцену – политическому эмигранту.

    Например, в письме И. С. Тургенева, присланном в 1840 году из Мариенбада М. А. Бакунину и его братьям – Алексею и Александру, он рассказывает, что встретил в Риме Станкевича. Общение с ним дало «начало развития души» Тургенева: «…Как я жадно внимал ему, я,

    предназначенный быть последним его товарищем, которого он посвящал в служение Истине своим примером, поэзией своей жизни, своих речей!…Станкевич! Тебе я обязан моим возрождением: ты протянул мне руку – и указал мне цель… - Я приехал в Берлин, предался науке – первые звёзды зажглись на моём небе – и, наконец, я узнал тебя, Бакунин.…».Как должно быть повезло человеку, у которого такие влиятельные друзья, которые могут произвести «переворот» и дать «начало развития души»!

    В следующем письме к Бакунину двадцатилетний Тургенев с удовольствием рассказывает о том, как в детстве пристрастился он к русским книгам; о событиях, произошедших с ним в возрасте 8 или 9 лет, как он с приятелем ночью, взломав замок в заветных шкафах, выкрали книги: «… исцарапавши себе руки до крови, достал две громады: одну он тотчас унёс к себе – а я другую спрятал под лестницу и с биением сердца ожидал утра.

    Мы с Лионом уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали – и как читали! Или правильнее: он читал – и как читал! … с ударением, с напряжением и с чувством…». Завидую, я этому юному читателю, потому что сама не помню, как научилась читать! В этом письме я заметила, как тонко Тургенев чувствует русский язык, как перебирает синонимы к глаголу слушать : «… Я слушал – мало! Внимал – мало! Обращался весь в слух – мало! – и классически: пожирал – всё мало! Глотал – всё ещё мало! Дивился – хорошо!». Может быть, вот из таких мгновений перед человеком открывается путь для становления «мастером художественного слова», каким и являлся Тургенев.

    А вот письмо, адресованное Алексею и Александру Бакуниным. Оно интересно тем, как Тургенев готовится к экзаменам: «… Я блаженствую и с трепетным, тайным, восторженным удовольствием наслаждаюсь уединением – и работаю – много работаю… для отдыха – пишу вам письмо».

    Мы должны учиться у него готовиться к экзаменам!

    В письме, написанном больному Белинскому в 1847 году в Берлине, меня подкупает то, как Тургенев проявляет к нему заботливое отношение: «… Опечалило меня то, что Ваше здоровье опять расклеилось. Берегите себя и постарайтесь не расклеиться совершенно (сколько это будет от Вас зависеть) – до первого парохода; а там – я почти готов ручаться за Ваше совершенное выздоровление. Как только я Вас увижу в Штеттике – я на Ваш счёт успокоюсь.… Я Вас только убедительно прошу об одном: не церемониться со мной и располагать моей особой…

    Ваш Тургенев».

    Я вижу, как Тургенев искренне переживает за здоровье Белинского, советует беречь себя и желает ему скорейшего выздоровления.

    Письмо Тургенева к Герцену, политическому эмигранту, написанное в 1850 году в Париже, свидетельствует о хороших отношениях с ним. Обещание перевезти его бумаги и исполнить в России его поручения, пожелание ему «действовать по возможности» прибавляют ещё одну нравственную черту Тургеневу: «…я бы так был рад ещё раз с тобой повидаться перед возвращением в Россию. – Да, брат, я возвращаюсь; все вещи мои уложены, и послезавтра я покидаю Париж.… Ты можешь быть

    уверен, что все твои письма и бумаги будут мною доставлены в целости… я исполню свои обещания; буду высылать тебе книги и журналы…

    Прощай, милый Герцен, желаю тебе всех возможных благ; я от твоего имени обниму всех твоих друзей.…Будь здоров и действуй по возможности.… Ещё раз обнимаю тебя и остаюсь твой И. Тургенев».

    Многие годы своей жизни Тургенев прожил за границей, в семье Полины Виардо. Сама Полина Виардо была знаменитой артисткой, и он не мог не увлечься ею.… Но как ни привязан был Тургенев к Виардо и её семье, он нередко жаловался на неустроенность личной жизни, на то, что он прилепился к чужому гнезду, от которого не в силах был оторваться. «В будущий вторник исполнится семь лет, с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот, мы остались друзьями и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мной». В письмах к Полине Виардо ясно видна неподражаемость Тургенева. Как бы душа изливается в них, и радость встречи в письме выражается в монологе, посвящённом возлюбленной, которой он должен быть всего лишь другом и которая должна ему стать всего лишь другом. Вот благородство! Вот удивительная сила его благородства. Он не бросил всё, не уехал на край света, чтобы забыть прошлое, он остался с ней, жизнь прожил с ней, стал лучшим другом её семьи и внутренне не пал духом.

    Я заметила то, что письма Тургенева были присланы его друзьям из разных стран и городов – это говорит о том, что он часто переезжал. Во время своего отъезда он скучал по Полине и писал ей письма. Эти письма лучше всяких объяснений отношения Тургенева к Полине Виардо. Вот одно из писем, адресованных ей, оно было прислано в 1846 году из Петербурга: «… По всей вероятности, я буду иметь счастье видеть Вас около половины января будущего года… Я был очень занят всё это время…

    А в конце этих двух месяцев упорной работы мне видится масса очаровательных вещей, ожидающих меня и придающих мне бодрость. Ведь какая превосходная вещь – уже одна возможность сказать Вам до свидания!..

    Преданный Вам И. Тургенев».

    Исполненные нежной любви и преклонения перед талантом певицы, встали передо мной письма Тургенева к Полине Виардо. Как трогательны слова писателя о полной истинной прелести дружбе! «Дорогая моя, хорошая m – me Виардо, theurste, libeste, beste Frau, как Вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о Вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я ни видел Вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше чем когда – нибудь силу уз, скрепляющих меня с Вами и Вашей семьёй; я счастлив, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен оттого, что так далеко от Вас!..».

    Судьба писателя сложилась так, что долгие годы провёл он вдали от России. Однако никогда не покидала его мысль обосноваться на родине, живым воплощением которой всегда было для Тургенева Спасское – Лутовиново. Только в Спасском он чувствовал себя дома. Пребывание в

    Спасском означало для Тургенева, прежде всего творчество. Здесь всё располагало к работе – природа, размеренный порядок деревенской жизни, состояние душевной свободы. «…Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух как будто полон мыслей!» - с полным правом мог утверждать Тургенев. В Спасском были полностью написаны или завершены романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». А имение и сад Спасского стали «прототипами» усадеб тургеневских героев. В русской литературе стало традицией писать письма друг другу, так и герои романов Тургенева пишут письма. В романе «Накануне» Елена пишет письмо к матери, в котором прощается со своими родителями и решает поехать сестрой милосердия на родину своего мужа после его смерти, где готовится восстание.

    Там, где сейчас каменная церковная сторожка, когда – то стоял деревянный дом, в котором помещалась начальная сельская школа, открытая писателем в 1863 году для крестьянских детей. Школа содержалась на средства писателя, и он трогательно заботился о постановке преподавания в ней, об её учителях и учениках. В письмах на родину он часто спрашивает о школе, интересуется успехами учеников, занятиями: «Невозможно допустить, чтобы в моём имении, имении человека, который обязан всем своим значением перу, существовала плохая и неудовлетворительная школа», - писал он управляющему. Тургенев вновь и вновь размышляет о своей школе в письмах: «Одобряю все ваши распоряжения насчёт школы – разрешаю вам выписать все нужные книги и прочие школьные потребности. Повторяю: школа в Спасском не должна быть только подобием школы – надлежит поставить её на высокую точку».

    Незадолго до смерти он пишет Спасским крестьянам: «Жалею, что, по слухам, ваши дети мало посещают школу. Помните, что в наше время безграмотный человек то же, что слепой или безрукий».

    Последний раз Тургенев посетил свою усадьбу летом 1881 года. И в этот приезд он, как всегда, много работал, принимал гостей, общался с окрестными крестьянами. Писатель надеется снова приехать на родину. Смертельная болезнь помешала этому. Однако мысли о России не покидали его до конца.

    Родному краю посылает умирающий Тургенев свой прощальный привет. «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую, я уже, вероятно, никогда не увижу», - писал он Я. П. Полонскому.

    После смерти Тургенева школа была закрыта, и только в советские годы в центре села Спасского выросло двухэтажное каменное здание средней школы, которой в память о первой школе, открытой здесь Тургеневым, было присвоено его имя.

    Просмотрев весь том тургеневских писем, я поняла, что в наше время никто не сможет написать такое интересное и откровенное письмо, как у Тургенева.… Наверное, поэтому мои родители хранят письма своей молодости, как бы «весточку из прошлого». Теперь я их понимаю!..

    В наше же время стало модным пользоваться мобильными телефонами и посылать друг другу краткие сообщения, которые доходят до

    адресата быстро и без проблем, взамен написанным от руки на листе бумаги мыслям и чувствам…

    Кроме писем великих писателей ещё меня заинтересовали стихотворения, посвящённые кому – либо. Стихотворения – посвящения, как и письма – это тоже открытие души, исповедь. В литературе много тому примеров: С. Есенин писал «Письмо матери» в стихотворной форме, пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», Пушкин и сам писал своим друзьям и невесте…

    Я и сама пишу стихотворения, и многие из них посвящены дорогим для меня людям. Вот одно из моих самых любимых стихотворений, которое я написала своему любимому молодому человеку:

    Весь мир уныл и краски серы,

    Хочу хотя бы иногда смотреть в твои глаза,

    Нет, хочу я быть с тобой всегда:

    ночами, сутками, годами…

    Я умираю без тебя…

    За что такие испытанья?

    За что даётся боль в душе,

    слёзы радости и скуки?

    «За что страданья на земле?» -

    вопрос уходит в пустоту…

    И сквозь века всплывает снова,

    Я как молитву

    Повторяю прекрасных на земле

    три слова:

    «Я тебя люблю …»

    Давайте, восстановим традиции литературы XIX века и будем писать друг другу такие искренне трогательные письма, как у Тургенева, ведь это так прекрасно!


    195 лет назад родилась знаменитая французская певица и композитор Полина Виардо. В наших краях она известная не только как певица, но и как любовь всей жизни писателя Ивана Сергеевича Тургенева, который влюбился в нее в 1843 году и, покоренный её голосом, путешествовал за ней по всей Европе. Литературоведы до сих пор спорят о том, каким был истинный характер взаимоотношений замужней певицы и писателя. Кто-то считает, что они были просто близкими друзьями, а кто-то полагает, что один из сыновей Виардо также и сын Тургенева. Портал публикует выдержки из писем Тургенева, адресованных Полине, чтобы читатели сами могли дать оценку отношениям этих двух талантливых людей.

    1. Находясь в Европе Тургенев часто скучал за родными краями. Но возвращаясь в Россию начинал еще больше скучать по Виардо. Он старался быть как можно ближе к ней и её семье, даже сдружился с её мужем Луи, который относился к чувствам писателя с пониманием. О том, как он скучает, Тургенев писал Полине неоднократно.

    "Дорогая моя, хорошая m-me Виардо, theuerste, lieb-ste, beste Frau, как вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел Вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше, чем когда-либо, силу уз, скрепляющих меня с Вами и с Вашей семьей; я счастлив тем, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен оттого, что так далек от Вас! Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я Вас снова увижу!"

    2. Иван Сергеевич беспокоился о здоровье певицы, так как очень любил её голос. Кстати, Виардо голос все-таки потеряла в 1863 году и в дальнейшем только преподавала вокал.

    "Итак, Вы решительно поете Пророка, и все это делаете Вы, всем управляете... Не утомляйтесь чрезмерно. Заклинаю Вас небом, чтобы я знал наперед день первого представления... В этот вечер в Куртавенеле лягут спать не раньше полуночи. Сознаюсь Вам, я ожидаю очень, очень большого успеха. Да хранить Вас Бог, да благословит Он Вас и сохранить вам прекрасное здоровье. Вот все, что я у Него прошу; остальное - зависит от Вас".

    "Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые семь лет тому назад имел счастье говорить с Вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александринского театра; ваша квартира была на самом углу, - помните ли Вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам... Мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно, мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище. Вы знаете, - то, что я Вам говорю, правда, насколько может быть правдиво человеческое слово... Надеюсь, что Вам доставит некоторое удовольствие чтение этих строк... а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам."

    4. Кроме этого Виардо следила за работой Тургенева. Он часто описывал ей чем занят, высылал черновики своей прозы на одобрение. Полина с интересом читала их, переводила на французский и постоянно мотивировала Ивана Сергеевича много работать, а не зарывать свой талант в землю. Как талантливого писателя, она его очень уважала.

    "Нет более тростника! Ваши канавы вычищены, и человечество свободно вздохнуло. Но это не обошлось без труда. Мы работали, как негры, в продолжение двух дней, и я имею право сказать мы, так как и я принимал некоторое участие. Если бы Вы меня видели, особенно вчера, выпачканного, вымокшего, но сияющего! Тростник был очень длинен, и его очень трудно было вырывать, тем труднее, чем он был хрупче. В конце-концов, дело сделано!

    Уже три дня, что я один в Куртавенеле; и что же! Клянусь Вам, что я не скучаю. Утром я много работаю, прошу Вас верить этому, и я Вам представлю доказательство".

    5. Ну и, наконец, нет ни одного письма, где Тургенев не рассыпался бы в комплиментах. И даже если они и остались только близкими друзьями, то можно с уверенностью сказать, что писатель любил Виардо и любил очень сильно.

    "Это не мешает Вам быть чем-то чрезвычайно прекрасным... Видите ли, если бы там и сям на земле не было бы таких созданий, как Вы, то на самого себя было бы тошно глядеть... До завтра".

    ВЛАДИМИР НАБОКОВ: "НЕСМОТРЯ НА ПРЕДАННОСТЬ ВИАРДО, ОН ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОДИНОКИМ"

    Личная жизнь Тургенева сложилась не очень счастливо. Единственная настоящая большая любовь его жизни - известная певица Полина Виардо-Гарсиа. Ее счастливое замужество не оставляло ему никакой надежды на собственное личное счастье, но тем не менее Тургенев был в прекрасных отношениях со всей ее семьей и посвятил ей всю жизнь. Где бы они не жили, он стремился поселиться рядом, а когда ее дочери выходили замуж, дал им приданое.

    Ему вообще жилось гораздо лучше за границей, чем в России. Западные критики не выводили его из себя своими сокрушительными атаками. Он дружил с Мериме и Флобером. Книги его переводились на французский и немецкий языки. Единственный достойный русский прозаик, известный в литературных кругах Запада, Тургенев неизбежно считался не только величайшим, но в сущности единственным Русским Писателем, так что он купался в лучах славы и был преисполнен безоблачного счастья. Он поражал иностранцев обаянием и прекрасными манерами, но сталкиваясь с русскими писателями и критиками, тотчас же становился самодовольным и надменным. Он перессорился со всеми: с Толстым, Достоевским и Некрасовым. К Толстому он испытывал ревность, одновременно восхищаясь его гением. В 1871 г. Виардо поселились в Париже и рядом с ними - Тургенев. Несмотря на страстную преданность мадам Виардо, он чувствовал себя одиноким, ему остро не хватало собственной семьи и заботы. В письмах к друзьям он жаловался на одиночество, на "холод старости" и душевную усталость.

    Цели: показать композиционные и художественные возможности жанра письма на примере писем И.С. Тургенева и дать возможность учащимся попробовать силы в этом жанре; учить овладевать умением творчески выражать мысли и описываемые события, отношение к ним; раскрывать внутренний мир ученика, характер взаимодействий с другими людьми пробудить интерес к личности и творчеству писателя, обращая внимание на лексическое и стилевое богатство речи писателя, на его трудоспособность, трудолюбие и духовную культуру.

    Оборудование:

    • Подборка произведений, написанных в жанре писем.
    • 1 том писем. Полное собрание сочинений и писем, АНССР, 1961 Письма: №
    • 25, 26, 36, 38, 52, 55, 58, 62, 63, 66, 68, 69, 72, 126, 133.
    • И.С. Тургенев в портретах, иллюстрациях, документах.
    • Памятка "Письмо как жанр творческой работы"
    • Развёрнутые листы у учащихся.
    • Распечатки писем Тургенева к Бакуниным, В.Г.Белинскому, П. Виардо, А.И. Герцену.

    Оформление на доске: Ты хочешь, милый друг, узнать мои мечты, желанья, цели...

    А.С. Пушкин Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение.

    М.П. Алексеев. Письма И.С. Тургенева. Умение творить словом, воплощать в художественный образ свои мысли, чувства, переживания нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку.

    В.И. Сухомлинский Ход урока

    1. Ученик читает строчки из письма Тургенева Полине Виардо: "...Каждое ваше письмо перечитывается по десяти раз - всегда же два раза подряд вслух... А затем проглотивши его целиком, мы начинаем его пощипывать то там, то сям, аппетит приходит за едой, и мы начинаем сызнова".

    2. Объявление темы, целей урока

    3. Краткая справка о подобранной литературе, чтение и разбор эпиграфов. 4.Выступление ученицы о литературных произведениях, написанных в жанре писем.

    (А.С. Пушкин "Евгений Онегин", Ф. Достоевский - письма Раскольниковой сыну, Л.Н. Толстой "Война и мир" - Н. Ростова, А. Болконского - отцу, письма И. Обломова Ольге Ильинской, поэтические письма С.Есенина "Письмо матери", "Письмо Шуре", "Стансы",

    В. Маяковский "Письмо Татьяне Яковлевне из Парижа","Письмо т. Кострову о сущности любви", "Письмо в XXX век"

    Р. Рождественского, письма с фронта - К. Симонов "Жди меня" и др.),

    4. Слово учителя

    Ребята, тема нашего урока эпистолярное сочинение, т.е. воображаемое письмо. Оно может быть написано другу, учителю, читателю и даже автору писем - И.С. Тургеневу. Напомню эпистолярная литература (от лат. epistola -письмо, переписка) - это повести, очерки, романы, написанные в форме писем. Таков роман в письмах Жан-Жака Руссо "Юлия", или новая Элоиза, роман Ф. М. Достоевского "Бедные люди" и др.

    Известно много произведений, созданных на документальном материале, в частности, на письмах и фотографиях. Интерес к произведениям такого рода велик: они несут достоверную информацию. Подлинность события вызывает Р1скренний эмоциональный отклик у читателя, зрителя, слушателя. Возникает духовное соприкосновение с личным человека, оставившего в письмах часть своей жизни, эпохи. Спектакли по письмам лейтенанта Шмидта "После казни прошу...", "Милый обманщик" - Бернарда Шоу - по его переписке, пьеса Л. Малюгина о Чехове "Насмешливое моё счастье" - на письмах Чехова и его близких, по переписке Пушкина "Болдинская осень" и др.

    Кого видите в этот момент перед своим мысленным взором, с кем ведёте диалог?

    Чьми глазами стремитесь прочесть своё творение, чтобы получить представление о собственных достоинствах и недостатках в обсуждаемых вопросах?

    Что значит быть предельно откровенным с адресатом? 7. Оформление записей учащихся на двойных листах по следующей таблице:

    Примечание: содержание отобранного материала из писем и оформление работы будут оценены отдельно.

    5. Выбор учащимися адресата (учителю, другу, читателю, автору) - краткий комментарий учителя. Работа учащихся с письмами, (письма зачитываются вслух учителем и учениками)

    Начинаем урок с писем к Михаилу Бакунину и его братьям - Алексею и Александру (1842 г., Петербург № 36,38)

    Как относился Тургенев к Станкевичу и Бакунину? (запись выдержки из письма)

    Какое отношение Тургенева к русским книгам? ("Я слушал - мало! внимал -мало! обращался весь в слух - мало! - и классически: пожирал - всё мало! глотал - всё ещё мало! давился - хорошо.") Какие синонимы Тургенев использует в этом высказывании?

    Во время подготовки к экзамену по философии чем занимается писатель? (...работаю, много работаю", "вчера съел за один присест Декарта, Спинозу и Лейбница, Лейбниц у меня ещё бурчит в желудке - а я себе на здоровье скушал Канта - и принялся за Фихте"; "Искушение" пишется урывками, по ночам - однако готово более половины"; написал я стихотворение "Зимняя прогулка", и другое, посвященное Татьяне Андреевне").

    Как написано письмо? (Живо, с юмором, заставляет удивляться таланту и огромному трудолюбию молодого Тургенева). (Ученики дальше заполняют таблицу самостоятельно). - А сейчас несколько писем Полине Виардо.

    (Показываются портреты Тургенева (Ламе) и П. Виардо (Брюллов) 1846, 1850, 1847, Петербург, Париж №72,69,55,133,58.

    Какие чувства испытывает Тургенев к этой женщине? Какова Полина- в глазах Тургенева? Какой тон повествования в письмах? (Глубокая любовь, испытывает радость встречи в письме с возлюбленной, которой он должен быть всего лишь другом. Вот удивительная сила благородства! Жизнь прожил рядом с нею, стал лучшим другом семьи, не пал духом от безответной любви. "Встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни".)

    (отводится несколько минут для заполнения таблицы) -Письмо В.Г. Белинскому, 1847, Берлин, Париж № 62,63,66,68

    Какую заботу проявляет он к Белинскому? Что пишет о работе? ("Опечалило меня то, что ваше здоровье опять расклеилось", "всякое хорошее известие от Вас меня обрадует"). Тургенев называл Белинского отцом и командиром и, как бы отчитываясь о своей работе, пишет: "Я работаю усердно, ей-богу. А "Современника" читаем с волчьей жадностью) Тургенев заботился и беспокоился о здоровье Белинского и, конечно, не думал, что он умрёт таким молодым. (Письмо А.И. Герцену, 1850, Париж №126).

    Как характеризует Тургенева знакомство с политическим эмигрантом? (Письмо свидетельствует о хороших, дружеских отношениях. Обещание

    перевезти через границу его бумаги и исполнить в России его поручение, пожелание ему "действовать по возможности" прибавляют ещё один штрих нравственному облику Тургенева).

    6. Подведение итогов.

    Итак, каким же был И.С. Тургенев в этот период? Перед вами прошло одно десятилетие из жизни великого писателя. Вы узнали о разных душевных проявлениях Тургенева. Проследили, как создавалось основное произведение этих лет и первое "значительное" - "Записки охотника. Отметили частые переезды. Почувствовали искреннюю любовь к Полине Виардо. В письмах прозвучали имена друзей, были названы его произведения, посмотрели фотографии этого периода.

    В письмах этого десятилетия Тургенев предстаёт жизнерадостным, немного восторженным, увлекающимся, сердечным в дружбе, одарённым и трудолюбивым, широко образованным и остроумным человеком. Читая их, мы видим дружбу с Бакуниным, Станкевичем, Белинским, Герценом. Постоянный труд направлен на написании драмы, стихов, статей, поэмы, очерков и рассказов из "Записок охотника". Читая письма, мы чувствуем огромную любовь Тургенева к родной литературе, языку. Его стремление к дальнейшему образованию и самообразованию огромно (магистерский экзамен, изучение языков: древних и испанского, музыка, чтение).

    Очень подкупает юмор в письмах. Его письма к друзьям весёлые и даже озорные. Разный стиль писем в зависимости от адресатов, его письма просты и неповторимы. Мы прочитали только несколько писем. А сколько их было! 15 томов писем - это великий труд.

    Выставление оценок учащимся за активную работу на уроке.

    Задание на дом: написать сочинение по заданной теме.

    Примерные сочинения учащихся по прочитанным письмам И.С. Тургенева

    Светланка, привет!

    А может быть так: "Милая моя, хорошая m-sell Апрелкина, theurste, liebeste, beste Madchen, как вы поживаете?" Удивлена?! Объясню. Так обращался в своих письмах И.С. Тургенев к своей любимой женщине Полине Виардо. Как кстати твоё письмо! Я всё больше и больше убеждаюсь в том, что тебе действительно нужно поступать на филфак. С упоением и несколько раз прочитано твоё письмо. Как просто и убедительно ты написала о том, почему излюбленным местом для И. Обломова был диван. Представляешь, нам задали сочинение-письмо по письмам И.С. Тургенева (I 840-1850). Тебе, наверное, тоже будет интересно узнать об этом мало известном периоде жизни молодого, только начинающего писать Тургенева. Какое огромное количество писем было написано им за его долгую жизнь. 15 томов - это великий труд. Много писем, и все разные, из разных уголков земли, интересные, адресованные различным людям. Из прочитанных писем на уроке мы узнали не только о жизни писателя, но и его настроениях, мнениях, о кропотливой его работе над произведениями. Как-то по-новому он открылся для меня. Письма помогли мне убедиться в том, что это очень умный, талантливый, умеющий дорожить дружбой и ценить её, любить нежно и беззаветно, ни на что не рассчитывая. Светик, поймала себя на мысли, что я узнала себя в Тургеневе. Мне тоже часто хочется забавно пошутить или "поостроумничать". Вслушайся, как он пишет: "...вчера съел за один присест Декарта, Спинозу и Лейбница, Лейбниц у меня ещё бурчит в желудке - а я себе на здоровье скушал Канта и принялся за Фихте: но этот человек несколько чёрств, и поэтому я, для отдыха, - пишу к вам письмо". (А. и Алекс. Бакуниным, 1842, Петербург). Поражаюсь, какой широкий круг чтения! И всё это прочитано им как бы шутя. Горячность и жизнерадостность высказывает он, описывая Бакунину свои мечты о работе вместе, работе, приносящей наслаждение. Письма к Бакуниным лёгкие и простодушные.

    Совсем по-другому пишет Тургенев к Белинскому, своему ближайшему другу и наставнику. Эти письма проникнуты глубочайшим уважением: и заботой к великому критику. Он хочет вселить в Белинского веру в скорое выздоровление.

    Исполненные нежной любви и преклонения перед талантом певицы письма Тургенева к Полине Виардо. Интересно, что муж Полины тоже дружил с ним. Тургенев вовсе не пытается говорить о любви громкими фразами. У него всё получалось просто и неповторимо.

    Оказывается, Тургенев вёл переписку с Герценом: - политическим эмигрантом. Обещал прислать все необходимые книги, газеты и журналы.

    Будущий филолог, Светлана Николаевна! Известнейшее произведение "Записки охотника" начато в эти годы. А я как-то и не

    задумывалась, что оно создавалось, когда он был молодым писателем.

    А как он умел сказать! "Встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни", "я работал усиленно: никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами", "Что за прекрасная вещь - работа". Слов мало, а как о многом сказано: об удивительной любви, благородстве к Полине Виардо, огромном трудолюбии и таланте, поистине гигантской неутомимости в овладении науками. Из тургеневских писем узнала о новых чертах его характера. Он отмечает испытываемое счастье работы, пишет о блаженстве уединённого размышления, тихого чтения у камина, о жажде чтения и большой тяге к самообразованию.

    Света, у Тургенева я многому научилась. Благодаря ему, я учусь в своём дневнике искренней излагать мысли. И сделала для себя вывод: буду читать письма писателя. Надеюсь, не пожалею об этом. Поймала себя на мысли: Тургенев стал мне близок и более понятен.

    Милая подруга! Что ты думаешь по этому поводу? Пиши. Жду всегда твоих писем с нетерпением.

    P.S. Завтра решила сходить в библиотеку: посидеть часика два там и почитать переписку Тургенева с Полиной Виардо.

    Добрый день, дружище!

    Очень рада твоему письму. Пришла только что из школы, сразу взялась за чтение моей небольшой корреспонденции. Я получаю письма не так уж часто. На твои письма я стараюсь дать сразу ответ. Мне было приятно твоё мнение о моём решении - взяться за учёбу. К глубокому моему огорчению, понять меня, как ты, никто не смог (или не пожелал). Спасибо за поддержку. Это придаст силы, чтобы заняться самообразованием и более внимательным и тщательным изучением предметов. Слава, ты интересный собеседник, и я бы сказала, удивительный. Вот поэтому поделюсь своими впечатлениями об уроке по письмам И. С. Тургенева (1840-1850). До этого момента я относилась к нему без всякого восхищения, а познакомившись с письмами, он стал мне более симпатичен. Представляешь, им написано писем за всю жизнь столько, что это составляет 15 томов.

    Не все письма, конечно, этого периода мною прочитаны. Но те, что были озвучены в классе, меня поразили. Вот некоторые строчки из его письма Полине Виардо: "Всю эту неделю я почти не выходил из дома; я работал усиленно: никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами". Вот это трудоспособность! А я часто жалею себя, приходя из школы, трачу бесцельно время. Включаю музыку, но зачем -не понимаю или просто иду потусоваться с ребятами в бар. Сколько времени уже потеряно зря!

    Для меня Тургенев сегодня открылся совеем по-иному. Многому можно у него поучиться.

    А какая, оказывается, сильная его любовь была к Полине Виардо. Уверена, эта женщина сыграла огромную роль в его жизни и творчестве. Тургенев пишет в очередном письме Полине: "Я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни".

    Невероятно, но Тургенев уже в эти годы умел ценить любовь и дружбу, труд и дорожить всем этим. Трогает его забота к В. Г. Белинскому, когда тот болен. Не страшась, что Герцен - политический эмигрант, помогает ему. Братьям Бакуниным письма полны откровением и восторгом. Из писем я узнала: Тургенев - талантище и великий трудяга. Опять обращусь к цитате из письма: "Я слушал - мало! внимал - мало! обращался весь в слух - мало! -и классически: пожирал - всё мало! глотал - всё ещё мало! давился - хорошо". Как чувствует при этом он язык! К слову "слушать" столько синонимов!

    До свидания. Лена.

    "О письме как жанре творческой работы"

    Обращение к адресату.

    Мысленный диалог адресанта с адресатом.

    Выражение своих впечатлений и мыслей по определённому поводу (и в связи с ним).

    Стиль художественный с элементами разговорного.

    Ведущие стилевые черты: образность, разговорность, афористичность, эмоциональность, экспрессивность.

    Вывод, заключение, обращение к адресату.

    P.S. - (постскриптум) дополнительное сообщение о чём-то важном, о котором упоминается в основной части.