Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Основные исторические этапы развития в организации производства. Этапы развития теории организации. внедрение системного, комплексного подхода

    Основные исторические этапы развития в организации производства. Этапы развития теории организации. внедрение системного, комплексного подхода

    Исследования производства стали активно проводиться в ХVIII в. и были связаны со становлением и развитием машинного производства. Крупное машинное производство потребовало согласованного действия всех производственных звеньев, установления и строгого соблюдения определенных норм и пропорций между всеми элементами производства. Появились многообразные задачи управления производством, начиная от технической подготовки производства, конструирования намечаемых к производству изделий, проектирования технологических процессов и др. Это потребовало обеспечения согласованности и слаженности в выполнении различных работ. Организация производства (как функция управления производством) выделилась в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда.

    Именно переход к использованию машин (систем машин) и значительное усложнение общественного производства создали предпосылки для формирования науки об организации производства.

    Проведем анализ этапов формирования и развития науки об организации производства на основе исходной посылки, что каждому этапу (ступени) социально-экономического общественного развития свойственны свои формы и методы организации производства. На рис. 3 схематично показаны этапы развития общественного производства в "эпоху индустриального развития".

    Первый этап характеризуется переходом к машинному производству. Характерная черта этого этапа - стремление предпринимателей к сокращению издержек производства, основная тенденция в экономике - снижение цен.

    Второй этап характеризует качественные изменения в общественном производстве, происшедшие вследствие научно - технической революции (НТР). Характерная черта этапа - рост издержек производства (за счет удорожания рабочей силы вследствие повышения требований к ее качеству); основная тенденция в экономике - рост цен.

    Энергетический кризис середины 70-х годов привел к необходимости качественных изменений в общественном производстве. Появление энергосберегающих технологий, структурные изменения в промышленном производстве, повышение роли науки привело в конечном итоге к качественно новому этапу общественного развития - появлению и развитию информационного производства, усилению значения творческого начала, повышению мировой интеграции производства (третий этап).

    В соответствие с этими этапами индустриального развития и проведем анализ развития науки об организации производства.

    Й ЭТАП

    Родоначальником науки об организации производства является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

    Основные труды Ф.У. Тейлора: "Управление фабрикой" (1903 г.), "Принципы научного менеджмента" (1911г.).

    Вклад Тейлора в науку об организации производства - формирование основных принципов (правил) научной организации труда и управления:

    Изучение и оптимизация производственных процессов на основе разделения их на части: операции, элементы операций, отдельные движения.

    Рабочих необходимо обучать наиболее рациональным приемам труда.

    Рабочему необходимо устанавливать конкретное задание (урок).

    Рабочий должен быть только исполнителем.

    Необходимо полное использование рабочего дня.

    Введение повышенной оплаты труда за выполнение установленной высокой нормы (система дифференцированной оплаты труда).

    Система организации труда Тейлора получила широкое распространение в первые три десятилетия XX века.

    Супруги Гилберт (Френк Банкрет Гилберт (1868-1924), Лилиан Моллер Гилберт (1878 - 1972)) проводили исследования в условиях массового поточного производства, при котором темп работы по выполнению каждого приема зависит от установленного ритма всего потока.

    Ф. и Л. Гилберты разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации трудовых процессов.

    Для исследования движений работников супруги Гилберт первыми применили фотоаппарат и кинокамеру, изобрели микрохронометр (часы с секундной стрелкой, способной зафиксировать время с точностью до 1/2000 минуты).

    Основные труды Ф. и Л. Гилбертов: "Изучение движений, как способ повысить производительность любой работы", "Система кирпичной кладки", "Азбука научной организации труда", "Психология управления" (Л. Гилберт).

    Идеи создания системы, объединяющей труд целых коллективов (фирмы, предприятия, организации), изложены в книге Гаррингтона Эмерсона (1853 - 1932) "Двенадцать принципов производительности".

    Г. Эмерсон впервые выдвинул идею широкой рационализации предприятия, систему научного управления, применимую в самых различных отраслях. Достижение эффективности понимается им как результат борьбы с любыми потерями в производстве и общественной жизни.

    Значительный вклад в развитие науки об организации производства осуществил французский исследователь Анри Файоль (1841 - 1925), предложивший ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

    Понятие "управление", по мнению А. Файоля, объединяет в себе шесть основных функций: техническую (технологическую) деятельность; коммерческую деятельность (закупки, продажи, обмен); финансовую деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитную деятельность (защиту собственности и личности); бухгалтерскую деятельность (инвентаризацию, балансовые ведомости, издержки, статистику); администрирование (воздействующее только на персонал и не оказывающее непосредственного влияния на материальные и финансовые ресурсы).

    А. Файоль сделал попытку выделить управление в особый вид деятельности.

    Основные труды А. Файоля: "Общее и промышленное управление" (1916), "Учение об управлении", "Научная организация труда", "Позитивное управление".

    В 1913 г. американский автомобилестроитель Генри Форд (1863-1947) ввел на своих заводах новую систему организации производства - метод поточной сборки автомобилей.

    Г. Форд считается одним из создателей поточного метода производства.

    Элементы системы непрерывно-поточного производства ("фордизм"):

    Предварительная детальная разработка технологического процесса изготовления изделия с синхронизацией хода производства по всем участкам.

    Внедрение автоматизации и механизации в процессы производства на основе их разделения их на простейшие операции.

    Максимальное разделение труда и использование рабочих низкой квалификации.

    Полная стандартизация производства, применяемых сырья, материалов, конструкторских разработок, приемов труда и т.д.

    Полное освобождение производственных цехов от функций проектирования и технической подготовки.

    Основные труды Г. Форда: "Моя жизнь, мои достижения", "Сегодня и завтра".

    Возникновение концепции "человеческих отношений" связывают с именем австралийско-американского социолога Элтона Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод многолетних исследований Э. Мэйо сводился к тому, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.

    Основные труды Э. Мэйо: "Проблемы человека в индустриальном обществе" (1933), "Социальные проблемы индустриального общества" (1945),

    Заметный вклад в разработку теории и практики организации производства внес К. Адамецки (1866-1933), сформулировавший три закона: закон разделения труда, закон концентрации или интеграции, закон гармонии.

    К. Адамецки является создателем теории построения производственных процессов во времени, им были разработаны графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

    Значительный вклад в науку об организации производства внес Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) - создатель теории организационной науки "тектологии", а также теории систем, предвосхитившей кибернетику.

    Разрабатывая тектологию, Богданов исходил из идеи тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных систем. На всех этих уровнях происходит борьба организационных форм, и побеждают в ней более организованные.

    Основы своего учения он изложил в работе "Всеобщая организационная наука. Тектология" (1912).

    Большую известность в период 20-30-х годов получают труды советских ученых и специалистов по научной организации труда (НОТ) и управлению. Среди них следует отметить имена А.К. Гастева, П.К. Керженцева, О.А. Ерманского, О.И. Непорента, В.И. Иоффе, Л.В. Канторовича, Е.Ф.Розмировича, Б.Я. Каценбогена и др.

    А.К. Гастев заложил основу комплексного подхода к теории управления, т.е. подхода, который в современном менеджменте рассматривается как системный подход.

    П.М. Керженцев разработал основные принципы производства и научной организации труда.

    В работах О.А. Ерманского делались попытки сформулировать общие принципы рационализации управления производством. Совершенствование управления производством он понимал широко, но основное свое внимание сосредоточил на проблемах управления предприятием и рабочими процессами.

    О.И. Непорент - разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе движение партии деталей по операциям.

    В.И. Иоффе - создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования труда.

    Л.В. Канторович - заложил основы математических методов оптимального планирования (конец 30-х годов).

    Б.Я. Каценбоген - разработал теорию и методику применения поточных методов производства на серийных заводах.

    Й ЭТАП

    Г.Б. Мейнард разработал систему макроэлементного нормирования труда, основы которой были заложены Ф. и Л. Гилбертами.

    М. Уолкер, Д. Келли, Д. Малькольм (конец 50 - х годов) создали систему сетевого планирования и управления разработками новой техники.

    Дуглас Макгрегор (1906 - 1964) сформулировал два доминирующих отношения к работникам на исполнительском уровне - теории "X" и "Y".

    Теория "X": человек ленив, требует принуждения к работе и постоянного контроля.

    Теория "Y": человек - творческая личность, которой свойственно стремление ставить перед собой новые цели и своими усилиями, трудом добиваться их без какого-либо принуждения и контроля извне.

    Взгляды Д. Макгрегора сыграли важную роль в развитии теории мотивации и заострили внимание менеджмента на необходимости усилий по повышению удовлетворенности работников трудом.

    Уильям Оучи выдвинул идею о трех идеальных типах организаций: американском (тип А), корни которого уходят в традиции индивидуализма этой страны, японском (тип Y), характерной чертой которого является социокультурное наследие согласия и коллективизма, и типе Z, объединяющем лучшие черты двух названных выше типов. В 1981 году идея о типах переросла в теорию "Z", которая предусматривает перенесение японских методов организации труда, основанных на содействии, в другие страны.

    Советский ученый Э.А. Сатель проводил исследования в области комплексности решения конструкционных, технологических, эксплуатационных, организационных, экономических и др. проблем производства.

    Особое место в развитии науки об организации производства занимает проф. С.П. Митрофанов , разработавший научные принципы групповых методов обработки, за которые ему была присуждена Ленинская премия. Эти принципы получили свое распространение во всем мире и открыли широкие возможности как для автоматизации производственных процессов, так и для групповых поточных линий в серийном и мелкосерийном производствах.

    Среди наших соотечественников следует отметить Л. Барташева , которому принадлежит теория технической подготовки производства, П.А.Левицкого - решение вопросов оперативного планирования, И.Е.Нелидова - создателя теории "жизненного цикла" машин и многих других.

    Й ЭТАП

    Р. Акоф (США) - создание теории исследования операций.

    Р. Янг (США) - системные подходы к организации производства.

    Джей Форрестер (1918) является разработчиком теории динамики систем, автором фундаментальных монографий по динамике социума, "крестным отцом" экологических идей Римского клуба.

    Дж. Форрестер разработал технику компьютерного моделирования реальных процессов - дисциплину, называемую "динамика систем" (ДС).

    Основные труды Дж. Форрестера - "Основы кибернетики предприятия" (1961), "Динамика городов" (1969), "Мировая динамика" (1971).

    Э. Дрекслер - один из создателей основ нанотехнологий, основанных на "манипуляциях с отдельными атомами".

    Основные труды Э. Дрекслера: "Двигатели созидания" (1986), "Неограниченное будущее. Нанотехнологическая революция" (1991).

    Выводы

    1 На современном этапе развития производства и производительных сил вопросы совершенствования организации производства являются специальной отраслью знаний, сферой исследования различных научно-исследовательских организаций, а так же отдельных субъектов экономической деятельности. Круг решаемых вопросов достаточно широк и охватывает различные аспекты организации производства (как технические, так и социально-психологические), что свидетельствует о необходимости расширения арсенала средств и методов, направленных на совершенствование производства и его эффективности.

    2 Переход к использованию машин (систем машин) и значительное усложнение общественного производства создали предпосылки для формирования науки об организации производства.

    3 Историю развития науки об организации производства целесообразно рассматривать, соотнося основные ее этапы с основными этапами общественно - экономического развития. Можно выделить три таких этапа "эры индустриального развития".

    На первом этапе (XVII век - середина XX века) были заложены основы науки об организации производства (Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, А. Файоль, Г. Форд, Э. Мэйо и многие др.). На втором этапе (середина XX века - конец 70- х годов XX века) основное внимание уделялось формированию современных методов управления людьми (теории мотивации) (Д. Макгрегор, У. Оучи), на третьем (конец 70 - х годов XX века - настоящее время) - развитие информационного производства (Дж. Форрестер, Р. Янг, М. Порат).

    4 Одним из путей развития отечественных предприятий является обеспечение рационального сочетания отечественного и зарубежного опыта в организации, планировании и управлении производством.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБОУ ВПО "САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

    КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

    Направление подготовки 080200.62 - "Менеджмент"

    Дисциплина: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

    Студента (ки) 4 курса 423 группы

    Квак Дианы Александровны

    Научный руководитель:

    Заведующая кафедрой менеджмента

    к. экон. н., доцент

    Лысенко Н.Н.

    Южно-Сахалинск - 2014

    Содержание

    • Библиографический список

    Развитие организации производства в дореволюционный период

    В дореволюционной России велась работа по пропаганде идей Ф. Тейлора и их приспособлению к условиям российской действительности.

    В подходе Тейлора организация - завод представляет собой набор более или менее автономных элементов, каждый из которых может быть рационализирован, усовершенствован, а при рациональной специализации и координации деятельности элементов может быть получен высокий результат. Таким элементом может быть и производственное подразделение, и процесс, и рабочее место, и операция, и трудовое движение. "Разработанная Тейлором система представляет собой совокупность методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на повышение интенсивности и производительности труда. Система предусматривает детальное исследование трудовых процессов и строжайшую регламентацию их выполнения, а также режимов работы оборудования"*. Подходы Тейлора к анализу движений рабочего, устранению лишних и неудобных движений, научному нормированию труда, ведению учета и контроля служат основой современных систем организации труда. Уровень реализации подходов Тейлора - непосредственно производство, его звено, конкретное рабочее место. Ф. Тейлора упрекали за то, что он превращает рабочего в придаток машины, в автомат, но в своих поздних трудах он говорил о необходимости формирования сознательного отношения рабочих к вводимым новшествам, стимулирования инициативы, усердия, добросовестности, старательности, обучения рабочих, заботы о них, разъяснения целей организации. И хотя эти пожелания не привлекли внимания современников Тейлора, а система Тейлора осталась в памяти как "система выжимания пота", без его работ явно замедлились бы темпы научно-технического прогресса. К примеру, в современных японских системах организации производства устранены лишние, а тем более неудобные движения, нормирование выведено на высочайший уровень, решены проблемы разделения, специализации, кооперации и координации труда, синхронизации всего производства, но все это делается совместно с самими работниками, при их заинтересованном и поощряемом участии. Так уже в наше время сомкнулись лучшие элементы тейлоризма и факторы, связанные с отношением к персоналу как к главному достоянию организации .

    Научная организация производства в России 20-30-х годов

    В 1920-х гг. сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были А.А. Богданов (Малиновский), О.А. Ерманский, А.К. Гастев, сторонниками социальных концепций - П.М. Керженцев, Н.А. Витке и Ф.Р. Дунаевский.

    В эти годы в стране были созданы научные институты, разрабатывавшие проблемы организации труда и производства, - Центральный институт труда, Таганрогский институт организации труда и производства, Всероссийский институт труда, Казанский институт научной организации труда и др. Было создано несколько специальных журналов: "Предприятие", "Вопросы организации и управления", "Системы и организация", "Организация труда" и др. Этот период характеризуется выпуском многочисленных работ, посвященных организации производства, труда и управления. Если 1920-е гг. примечательны публикациями материалов по отдельным проблемам организации, то уже в первой половине 1930-х гг. теоретические работы по вопросам организации производства носили комплексный характер.

    Ряд ученых (Н.А. Аносов, Ф.Р. Дунаевский, М.Н. Липский) обосновали идею о необходимости выделения особой науки организации и управления производством, ее полезности для практической деятельности. Было сформулировано понятие организационного процесса, определены его основные фазы. Большая группа ученых, к числу которых относятся Е.М. Альперович, М.И. Васильев, И.С. Лавров и др., сконцентрировали свои творческие усилия на решении проблем организации производства и управления в рамках отдельного предприятия.

    Выдающийся ученый - естествоиспытатель, философ, экономист А.А. Богданов (1873 - 1920) отмечал, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), и заявил о необходимости их изучения. Многие положения, выдвинутые А.А. Богдановым, предвосхитили идеи кибернетики, теории систем, современной теории организации.

    К фундаментальным работам, опубликованным в 1920 - 1930 гг., следует отнести книгу под редакцией Б.Я. Каценбогена и Д.Т. Тобиаса "Методика расчета серийного производства", книгу П.В. Крепыша "Структура и расчет деятельности производственного цикла", книгу С.А. Думлера "Основы расчета величины наивыгодной партии".

    Велись поиски адекватных новым условиям методов проектирования и организации процессов труда, производства и управления. Сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были теория движений в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

    А.К. Гастев (1882 - 1941) разработал концепцию "узкой базы". Суть ее в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории "человеческих отношений в управлении" Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что "рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка", а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Он считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин.

    О.А. Ерманский (1866-1941) разработал методологию рационализации крупного машинного производства, основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.

    Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления - физиологического оптимума, который должен был стать критерием рациональности любой работы. В основе этого критерия - сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (Полезный результат/Затраты энергии).

    Сторонниками социальных концепций организации производства и управления, как уже отмечалось, являлись П.М. Керженцев (Лебедев), Н.А. Витке и Ф.Р. Дунаевский.

    Керженцев выделял три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу он придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

    Н.А. Витке разработал "социально-трудовую концепцию управления производством", в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации (управление состоит в целесообразном сочетании людских воль). Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание.

    Ф.Р. Дунаевский разработал теорию "административной емкости", под которой он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по его мнению, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение "административной емкости" центра. Таким образом, он выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления. Результатом большой научно-теоретической работы ученых в предвоенный период стал выпущенный в 1937 г. первый отечественный учебник по организации производства под редакцией Б.Я. Каценбогена .

    Теория и практика организации с 1941 по 1945 годы

    В 1941 г. в США Ф. Хичкоксом была впервые решена "транспортная задача". Симплекс-метод, разработанный Дж. Данцигом, позволил решать широкий круг задач линейного программирования.

    Большинство из названных дисциплин получило развитие и применение благодаря появлению и совершенствованию электронных вычислительных машин, способных оперировать с большими объемами информации, необходимой для решения производственных и экономических задач. В современных бизнес-организациях информационный менеджмент предполагает использование компьютеров для обработки данных с целью получения необходимой управленческой информации.

    С компьютеризацией связано развитие прогнозирования, управления запасами, планирования материальных ресурсов, компьютерного проектирования (CAD), экспертных систем. Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP) дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем вплоть до создания компьютерных интегрированных перерабатывающих систем (CIM) .

    В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда перед промышленностью СССР встала задача обеспечить фронт большим количеством военной техники, были востребованы разработки ученых - организаторов производства. На предприятиях широко применялся поточный метод производства, были разработаны новые формы потока - переменно-поточные и групповые поточные линии. Развивались коллективные, бригадные формы труда. Все это позволило наладить массовый выпуск вооружений.

    Экономическая победа в войне стала возможной благодаря тому, что Советскому Союзу удалось создать более совершенную экономическую организацию и добиться более эффективного использования всех ее ресурсов.

    Вся система управления страной в военные годы носила чрезвычайный характер. 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) в следующем составе: И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (зам. председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Позднее в его состав введены Н.А. Булганин, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян. В руках ГКО сосредоточивалась "вся полнота власти в государстве". Члены ГКО курировали различные отрасли народного хозяйства, в частности, давали предприятиям задания по выпуску вооружения и боеприпасов и контролировали их выполнение. ГКО непосредственно руководил обороной Москвы и Ленинграда, а в ряде крупных городов были созданы городские комитеты обороны.

    Плановая централизованная система управления, созданная в СССР к началу войны, позволила быстро перестроить народное хозяйство. 65-68% всей произведенной продукции в натуральной форме были предметами военного потребления. Война вызвала гигантский сдвиг как в структуре экономики страны, так и в размещении производительных сил. К концу войны объем продукции промышленности в восточных районах возрос в 2 раза, а военной продукции - в 5,6 раза.

    По официальной советской статистике, военные расходы за 1941-1945 гг. составили 58,2 млрд руб. (50,8% от общих расходов по бюджету). Для обеспечения обороны были увеличены сборы с населения (военный налог, займы), но основу доходной части (70 %) составляли поступления от предприятий .

    Организация производства с 1946 по 1965 годы

    После окончания войны был разработан очередной четвёртый пятилетний план (1946-1950 гг.), предусматривавший в качестве основной хозяйственно - политической задачи восстановление разрушенных районов страны, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем и превышение этого уровня в значительных размерах и на этой основе рост материального благосостояния советского народа.

    Промышленная политика послевоенного периода была направлена:

    на возвращение предприятий из эвакуации;

    восстановление разрушенных предприятий в районах, подвергшихся немецкой оккупации;

    демобилизацию промышленного производства, т.е. предприятия, переведенные на военное производство, возвращались к выпуску мирной продукции.

    Следует сказать, что восстановление разрушенного народного хозяйства было начато еще в ходе войны.

    В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены. В 1947 г. средний уровень цен был 3 раза выше, чем в 1940 г., а снижение цен понизило их в 2,2 раза, так что и после снижения они оставались несколько выше довоенных. Таким образом, материальный уровень жизни людей в 1946-1950 гг. повысился, но лишь приблизительно к уровню 1940 г.

    Производственный потенциал страны был восстановлен по официальным данным в 1948 г. Многие предприятия еще выпускали в значительных количествах военную технику, но уже нового поколения, формировалась аэрокосмическая промышленность, развивались сырьевые отрасли промышленности, укрепилась материально-техническая база сельского хозяйства.

    Основными направлениями дальнейшего развития промышленного производства в СССР становятся:

    дальнейший подъём всех отраслей народного хозяйства на основе преимущественного развития тяжёлой промышленности;

    рост производительности общественного труда;

    развитие прогрессивных отраслей промышленности;

    улучшения качества и ассортимента продукции.

    Годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) характерны мощным развитием социалистического соревнования, появлением его новых форм: движение за комплексную экономию материалов, снижение себестоимости на каждой операции, увеличение съёма продукции с производственной площади и др.

    За 1956-1958 гг. вступили в строй 2690 крупных государственных промышленных предприятий.

    Необходимость решения ряда важных народно-хозяйственных проблем, выходящих за рамки пятилетнего плана, изыскание дополнительных средств на социально-культурное строительство, а также открытие эффективных месторождений полезных ископаемых потребовали изменения заданий на последние 2 года шестой пятилетки и разработки семилетнего плана (1959-1965 гг.). Были поставлены задачи по развитию производительных сил во всех отраслях экономики, обеспечению непрерывного повышения жизненного уровня народа. Этот семилетний план можно охарактеризовать как амбициозный. К 1965 г. СССР должен был перегнать США и выйти на первое место в мире как по абсолютным показателям производства, так и по показателям на душу населения.

    В промышленности особое внимание уделялось:

    развитию современных высокоэффективных отраслей и производств;

    развитию таких производств, которые позволили бы в дальнейшем существенно изменить структуру производства;

    развитию научно-исследовательской базы промышленного производства в рамках программы технического прогресса;

    повышению уровня концентрации, специализации и кооперирования производства с учетом потребности в улучшении территориальной организации промышленности, сдвига промышленности на Восток .

    теория организация производство дореволюционный

    Современный этап организации производства на предприятиях и объединениях

    Организация производства в современных условиях является активным фактором технического прогресса, который не только способствует лучшему использованию техники, но и обусловливает изменения в технике и технологии. Например, поточные методы организации массового производства привели к созданию многопозиционных станков и прессов, а также многочисленных транспортных устройств, и, в частности, конвейеров различных типов.

    В современной промышленности произошли важные изменения, которые обусловили повышение роли и значение организации производства. В общих чертах это:

    усложнение производства; огромный рост разнообразия продуктов труда - изделий, выпускаемых современной промышленностью;

    увеличение многодетальности изделий, что ведет к повышению требований к точности сопрягаемых узлов и деталей, к технологии изготовления последних;

    изменения в технологии, которая стала более дифференцированной и многообразной, обусловливая сложные маршруты межоперационного и межцехового перемещения деталей и узлов;

    рост возможностей использования различных технологических процессов, что исключает однозначное решение вопроса о технологии изготовления того или иного изделия и требует исследования и выбора одного из многих альтернативных вариантов;

    возрастание мощностей и технических возможностей оборудования, вследствие чего стала многообразнее оснастка, позволяющая лучше сочетать предметы и орудия труда;

    установка оборудования в предметные, поточные и автоматические линии делает чрезвычайно ответственной организацию ухода за оборудованием и его ремонтом;

    растущее разнообразие видов технологического оборудования требует проведения сложных расчетов при решении вопросов, связанных с его конструированием, выбором и заменой;

    все большее значение приобретают вопросы размещения всех элементов производственного процесса в пространстве - планировка рабочего места, производственного участка, цеха и предприятия, что оказывает определяющее воздействие на производительность труда и издержки производства;

    повышение и ужесточение требований к взаимозаменяемости узлов и деталей, что обусловлено высокими требованиями к точности отделки деталей и узлов изготовляемой продукции, многооперационностью технологии, массовым характером выпуска изделий и узлов;

    увеличение роли и значения рациональной организации контроля качества продукции, направленного на предотвращение брака и обеспечивающего выпуск продукции в пределах допусков, установленных техническими условиями;

    повышение роли и значения мелкосерийного производства, что обусловлено частой сменой типов и моделей выпускаемых изделий.

    Модели изготовляемой продукции устаревают и меняются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для выпуска этих изделий. Сложность и разнообразие современного технологического оборудования вместе с быстрым прогрессом в области проектирования машин приводят к тому, что в выпускаемых современной промышленностью машинах и оборудовании преобладающее значение приобретает продукция не массового, а серийного производства (в США 85 - 90\% наименований машин и оборудования запускается партиями не более 25 штук).

    Таким образом, важнейшие проблемы проектирования и организации промышленного производства, а именно: создание предметных и поточных производственных линий, проектирование технологического оборудования, транспортно-перемещающих устройств и оснастки - решаются в условиях высокой динамичности объектов производства - частой смены типов и моделей выпускаемых изделий.

    Для современного этапа в области организации производства характерно:

    совершенствование методики работ;

    внедрение системного, комплексного подхода;

    применение электронно-моделирующих и счетно-решающих устройств;

    оснащение работ по организации производства современной электронной техникой, приборами автоматической передачи информации, регистрирующими приборами, промышленным телевидением и другими прогрессивными средствами связи.

    Основная цель работ по организации производства в современных условиях состоит в снижении издержек производства и повышении конкурентоспособности продукции в целях получения намеченной прибыли. Главной задачей для достижения цели является повышение производительности и интенсивности труда (производительности труда рабочего). В связи с этим комплекс работ по рационализации труда занимает исключительно важное и большое по объему место во всей деятельности работников по организации производства.

    Функции отдела организации производства. Отдел (служба) организации производства создается на предприятии или в составе заводоуправления. Основная задача отдела - проведение работ в основных производственных цехах .

    Библиографический список

    1. Галерея экономистов. http://gallery. economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn. pl? type=ru&links=. /ru/kantorovich/biogr/kantorovich_b2. txt&img=brief. gif&name=kantorovich

    2. История менеджмента. ТЕМА 9. [Электронный ресурс]. URL: http://ido.rudn.ru/lectures/201/h9. htm

    3. Краюхин Г.А., Евдокимова Е.Н., Развитие промышленности России в исторически изменяющихся условиях, Рязань: "СПбИЭУ; РГРТУ". 2009.272 с.

    4. Методы организации производства. [Электронный ресурс]. URL: http://psyera.ru/7069/metody-organizacii-proizvodstva

    5. Начало Великой отечественной войны 22 июня 1941 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/33. htm

    6. Организационное поведение и управление персоналом [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-personalom-2/5. htm

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие методов организации производства. Факторы, влияющие на выбор метода организации производства. Организация непоточного производства, формы его специализации. Особенности организации предметно-замкнутых участков. Понятие поточного производства.

      реферат , добавлен 15.10.2009

      Типы организации производства: сущность, понятие и сравнительная характеристика. Особенности и преимущества серийного типа партионного метода организации производства. Основные направления повышения экономической эффективности организации производства.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2014

      Общие положения организации поточных методов производства. Развитие предметной формы специализации цехов. Поточное производств – прогрессивная форма организации производственных процессов. Характерные признаки организации поточного производства.

      контрольная работа , добавлен 03.06.2008

      Характеристика видов, форм и типов организации производства. Отличительные черты поточного, партионного и индивидуального методов организации производства. Особенности организации производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях предприятия.

      реферат , добавлен 16.06.2010

      Организации производства на промышленных предприятиях и ее комплексность. Соответствие структуры системы управления и характеристик производства. Ключевые характеристики состояния предприятия. Разработка информационной схемы взаимодействия подсистем.

      реферат , добавлен 24.07.2011

      Особенности организации индивидуального метода производства. Особенности организации предметно-замкнутых участков. Организационно-экономическая деятельность, процесс организации, пути усовершенствования индивидуального производства ЗАО "Оверо".

      курсовая работа , добавлен 25.10.2010

      Сущность и основные признаки организации. Объективные и субъективные проблемы, снижающие уровень управления в организации ("болезни" организации). Развитие теории организации. Классификация (типология) организаций. Виды конфликтов в организации.

      методичка , добавлен 23.02.2011

      Теоретические аспекты, типы, формы и методы, развитие форм организации производства. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, структура управления и производства. Мероприятия по совершенствованию основного производства предприятия.

      дипломная работа , добавлен 25.05.2010

      Процессы жизнедеятельности организации. Функции и принципы менеджмента. Экономические и организационные методы управления. Информационные потоки и документооборот в системе организации производства. Развитие науки организации производства в России.

      реферат , добавлен 08.12.2009

      Сущность и содержание технического развития и организации производства, определение его роли и места в системе менеджмента предприятия. Методика анализа технического развития и организации производства на предприятии, изучение используемых показателей.

    1)Донаучный этап развития теории организации.

    2)Научный этап развития теории организации.

    3)Основные школы теории организации.

    4)Тектология А.А.Богданова.

    1) Можно выделить три стадии в развитии теории организации.

    I. До 18 века. Главная дисциплина, в рамках которой обобщались знания об организации ― это философия.

    II. 18-19 века. Появление первых теорий, основанных на научных знаниях. Основную роль на этом этапе играло обобщение опыта индустриально-хозяйственных организаций, а главной наукой стала экономика.

    III. Начало 20 века. Считается, чо ее начало связано с появлением первой научной теории менеджмента ― школы научного управления. Первоначально главной наукой был менеджмент (теория управления). Но в 20-40е годы ХХ века огромную роль в развитии теории организации сыграла философия, теория систем и кибернетика. Достижения этих наук были соединены с достижениями экономики, менеджмента и общей теории управления. В результате оформилась новая научная дисциплина ― теория организации.

    2) Человечество накапливало опыт управленческой и организационной деятельности в течении тысячелетий. Однако в течении длительного времени процесс организации и ее изучения осуществлялись не в рамках науки, а в рамках искусства. Искусство ― это умение работать с уникальным, наука работает с типичным; науку можно преподавать без участия человека, разработавшего ее, искусство ― нельзя.

    Появление крупных организаций связано с переходом от присваивающего хозяйства к произвоящему. Появляется первое государство, первая крупная организация. Важную роль в обобщении опыта управления сыграли классики древнегреческой философии. Платон указал роль разделения труда. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве «экономике». Он указал на необходимость создания особой господской науки для обучения тех, кто должен управлять рабами.

    Теория организации развивалась менее успешно в эпоху феодализма. Для этого были 2 причины:

    • единственной крупной организацией была церковь, все хозяйственные функции выполнялись в рамках мелких ремесленных хозяйств;
    • не поощрялось развитие ненормативного (научного) знания по этическим (религиозным) положениям.

    Особый интерес к проблемам управления и организации возник в XVIII веке в связи с развитием индустриального капитализма. Можно выделить 2 важных открытия:

    1. Открытие А.Смитом роли горизонтального разделения труда в развитии горизонтальных организаций.

    2. Открытие Ч.Беббиджа, согласно которому разделение труда эффективнее в сфере умственного труда.

    Большую роль в развитии психологических аспектов теории организации сыграл Р.Оуэн. Он показал роль обучения сотрудников в развитии организации, а ткаже впервые проанализировал эффективность нематериальной мотивации персонала.



    3) К классическим теориям организации относят:

    1. Теория научного управления
    2. Административная теория
    3. Бюрократическая теория

    В менеджменте вторую и третью теории объединяют и называют классической.

    I. Представителями были основоположники менеджмента ― Тейлор, Гилберты, Г.Форд.Главная особенность ― стремление на научной основе организовать труд рабочих. Главное ― организация труда на рабочем месте. Основные принципы:

    v отделение планирования труда от его выполения;

    v научный подход к организации труда;

    v исследование трудовых операций при помощи научных методов: определение наиболее рационального способа выполнения операций, внедрение и контроль, нормирование труда определяется научно-обоснованными критериями. Оплата труда (сдельная) опирается на научный критерий, что обеспечивает оптимальную эффективность труда;

    v функциональное руководство. Деятельностью рабочего управляли сразу несколько специалистов. Планированием должны заниматься ответственные за порядок, инструкции, время, стоимость, дисциплину. Оперативное управление в рамках цеха ― начальник смены, приёмщики, руководители ремонта и руководители по нормированию. Сама идея функционального управления имеет очень важное значение в современной теории организации, но в той форме, которую предлагал Тейлор, она оказалась громоздкой и неэффективной;

    v внимание к человеческому фактору. Оно проявлялось в стремлении заинтересовать рабочих при помощи материальных стимулов (премиальная система, сдельщина). Стремление максимально сильно использовать рабочую силу. Внимание к отдыху, рациональному питанию, гигиеническим условиям труда (температура, освещённость, вентиляция, борьба с вибрацией);

    v внимание к обучению и подбору рабочих.

    II. Административная школа. А.Файоль, в рамках данной школы была попытка создать научную концепцию построения организации в целом. Заслуги: Файолем были выдвинуты принципы построения организации в целом на всех уровнях вне зависимости от типа организации. В рамках этой теории была разработана универсальная организационная структура. Идеальная структура может быть найдена ― считали представители школы. Файоль был сторонником линейно-функциональной структуры управления, где единоначалие дополнялось большим количеством функциональных специалистов, главная задача которых ― помощь линейным руководителям соответствующего уровня. Представителями школы ВПЕРВЫЕ была выдвинута идея о том, что существуют общие функции управления. Файоль старался в своих работах опираться на все, что было изобретено и открыто до него. Положения теории:

    v единоначалие. Работник на любом уровне должен получать указания только от одного человека;

    v единство полномочий и ответственности. Человек, получивший определенное задание, должен иметь достаточно полномочий, чтобы выполнить его и нести ответственность;

    v единство направления. Каждая организация, имеющая особую цель, должна иметь особый план и одного руководителя;

    v иерархия (скалярная цепь);

    v централизация;

    v корпоративный дух (чувство общности);

    v единство рабочего места. Организация заинтересована больше в стабильных работниках, чем в текучих, но хороших.

    III. Бюрократическая теория организации. Макс Вебер. Данная теория примыкает к административной школе. Вебер считал, что в эпоху машин организация также должна быть подобна машине. Идеальная управленческая машина ― бюрократия. «Она во многом подавляет индивидуальность человека, но альтернативы ей все время нет». Принципы школы:

    v господство формальных процедур, а не отдельных руководителей;

    v данные процедуры являются легитимными, то есть они признаются членами организации, а не просто навязываются силой;

    v служебные обязанности ― четкие, постоянные и узаконенные;

    v четкое разделение труда;

    v имеется четкая иерархия;

    v работник нанимается исходя только из уровня компетентности;

    v зарплата зависит от места в иерархии;

    v должность служащего является единственным источником его заработка;

    v работа на основании контракта;

    v продвижение по службе по четким правилам, в соответствии с выслугой, а не по произволу;

    v личное отношение в максимальной степени устранено.

    Принципы бюрократии действуют в большинстве современных организаций, особенно в крупных. Наиболее актуальны эти принципы для системы государственной службы. Проблема бюрократических структур в недостаточной активности и адаптивности, поэтому Вебер считал, что руководители таких структур не должны являться частью бюрократической системы, должны обладать другими качествами и давать бюрократические цели, отсюда частичное противопоставление государственной службы политике.

    4) Тектология Богданова:

    I. Любое явление можно изучать с организационной точки зрения. Законы организации систем характерны для любых объектов.

    II. Организационные отношения можно исследовать при помощи формализации, используя количественные методы.

    III. С точки зрения тектологии, объекты ― организационные комплексы. Главный признак комплекса ― целое больше суммы частей, чем больше разница, тем более организован объект, комплекс.

    IV. Существуют 2 типа систем: централистский и скелетный. Централистские системы включают в себя центральны комплекс по отношению к которому все низшие элементы играют роль периферии.

    V. Выделил основные механизмы организации:

    1. коньюгация ― соединение комплексов;

    2. ингрессия ― один комплекс входит в состав другого;

    3. дезингрессия ― разделение или распад комплекса.

    VI. Все комплексы в природе развиваются благодаря механизму подбора (отбора): положительный (ситуация отбирает комплекс по принципу усложнения и увеличения неоднородности) и отрицательный (отбор по принципу упрощения комплексов, устраняется все лишнее, несостоятельное). Эти два процесса взаимно дополняют друг друга и одинаково важны для развития.

    VII. Сформулировал «закон наименьше», согласно которому «сила цепи определяется прочностью самого слабого звена».

    Первые зафиксированные идеи в области организации производства относятся к временам еги­петских фараонов. Основные принципы были сформулированы в Вавилоне, в древней Элладе, в Греции, Перси, позднее в Европе.

    В конце XIХ в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги как в самом производстве, так и в человеческом потенциале.

    Первой возникла рационалистическая школа . Основатель - Ф.Тейлор (американ.). В целом рационалистическая школа опирается на следующие основные положения:

    Расчленение процесса производства и трудовых процессов на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона трат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;

    Выполнение функций планирования специальными разделениями, определяющими последовательность, в сроки выполнения тех или иных работ;

    Увеличение производительности труда с помощью высоких заработков;

    Планирование на основе норм рабочих заданий;

    Признание менеджмента самостоятельной сферой и деятельности, основной функцией которого становит рационализация производства.

    Подбор работников в соответствии с физиологически психологическими требованиями и их обучение.

    Школа административного (классического) менеджмента разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. Основатель - Анри Файоль (франц.), рассматривал организацию как замкнутую сис­тему и искал внутренние возможности повышения ее эффективности, главное внимание он уделял управлению персоналом, и прежде всего административными кадрами.

    Г. Эмерсон (Америк.), сфор­мулировал 12 принципов производительности. С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распростра­нение науки об организации производства в странах Европы.

    Генри Форд I Его принципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим: -Строго построенная по вертикали организация управле­ния нескольких предприятий; -Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и макси­мально прибыльное. -стандартизация и унификация.

    Школа человеческих отношений Фоллет и Мейо определили менеджмент как выполнение управленческих работ другими лицами. Они разработали подходы по исследованию операций административной школы. Продолжение исследований этих работ занимался А. Маслоу.

    Школа челове­ческих отношений, рассматривала каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему:

    1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности.

    2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общ­ности интересов».

    Школа поведенческих кон­цепций, (Д.Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт ) разработчики которой ставили перед собой задачу по­мочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние воз­можности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.

    Коли­чественные теории управления: возникли с появлением ЭВМ, Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, вели поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоя­щих перед организацией проблем.

    Как и в других странах, в России передовые мыслители вы­сказывали в своих трудах немало ценных идей.

    Большой вклад в развитие теории организации в 18-19вв внесли:

    А. А. Богданов (Малиновский) концепция «организационного управления »,

    О. А. Ерманский концепцию «физиологического оптимума» ,

    А. К. Гастева (1882 - 1941) - концепция «узкой базы »,

    Е. Ф. Розирович (1886 - 1953) - «производственная трактовка» управ­ленческих процессов,

    К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева)

    На гребне нового этапа НТР получило распространение «технико-кибернетическое направление в управленческой тео­рии и практике », например, стали формироваться АСУП с повсе­местным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоваться экономические методы управления.. Сформирова­лась концепция хозяйственного механизма как единства соци­альной, экономической, организационной систем. Наконец, в 1980-х гг. начался новый этап развития отече­ственной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях пере­хода к рыночным отношениям.

    кретных ситуаций. Практическое применение в теории организации системного подхода затруднялось тем, что системы в данном подходе представляют собой застывшие, зачастую абстрактные модели, которые трудно приспособить к изменениям как внутри организации, так и в ее внешнем окружении; кроме того, возникали сложности при использовании конкретных знаний о специфике организаций и их развитии. Это обстоятельство послужило толчком для возникновения ситуационной теории, или ситуационного подхода, к изучению организаций и процессов управления.

    В 1940-1950-х гг. развивалась эмпирическая школа в теории управления. Представители этой школы П. Друкер, А. Чандлер, Р. Дэйвис особое значение придавали распространению конкретного опыта управления фирмами. При этом существующие организационные структуры корректировались на основании эмпирических исследований в зависимости от области деятельности, географического положения фирмы, состояния рынка и т.д.

    Толчком к созданию ситуационной теории послужили исследования Т. Бернса и Г. Сталкера, проведенные ими в 1960-1961 гг. на 20 машиностроительных, электронных и текстильных фирмах Англии и Шотландии . Основным результатом их исследований стало предположение о том, что в зависимости от вида внешней среды (стабильной или изменчивой) наиболее эффективными организационными структурами могут быть «механистическая» или «органическая».


    Основные положения структурно-функционального подхода. Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Наибольшее теоретическое и практическое значение данный подход получил именно в теории организаций. Основателем концепции функционализма считают Э. Д ю р к г е й м а, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б.Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

    Отправной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Здесь не имеется в виду математическое понимание функции, скорее «функция» ближе к биологическим наукам, где она означает «жизненный или органический процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад она вносит в сохранение организма» .


    Основы общей теории систем. Во многих областях знания объект исследования представляют в виде системы, а последующее его изучение проводят на основе базовых принципов системного подхода. Существуют биологические, технические, информационные и другие системы. Однако ни в одной области системный подход не получил столь широкого распространения и не использовался с таким эффектом, как в теории организаций.

    Концептуальные модели системного подхода к объяснению сложных явлений современной жизни или системного анализа появились в виде общей теории, которой приписывалась способность объяснить все явления современного материального и нематериального мира. Одним из основоположников системного подхода считают Г. Спенсера, английского естествоиспытателя и исследователя социальных явлений. По Спенсеру, весь социальный мир представляет собой некое целое или организм, который можно представить как совокупность взаимодействующих частей - сердца, почек, мозга и других органов, которые в целом выполняют функцию жизнеобеспечения или, иными словами, выживаемости данной системы. Перенося проблемы биологического организма на социальный уровень, Спенсер не смог выявить чисто социальных явлений, присущих исключительно человеческому обществу. Вместе с тем отдельные элементы его «организмической» теории и в настоящее время актуальны и способствуют проведению всестороннего анализа социальных общностей, в частности социальных организаций. Однако истинными творцами общей теории систем признаются А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи. Особенно весомый вклад в теорию сделан Богдановым. Он разработал ряд основных положений общей теории систем: принцип обратной связи, феномен открытой системы (т.е. системы, взаимодействующей с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом) . Берталанфи разработал базовые принципы функционирования системы, баланса между входом и выходом, определил принцип «изоморфизма», согласно которому все системы (биологические, технические, социальные, информационные и др.) обладают общими чертами, определяемыми как системные черты .

    В соответствии с общей теорией систем под системой понимается некоторое сложное целое, обладающее ярко выраженными границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой так, что изменение положения или состояния одной части с неизбежностью приводит к изменению состояния других частей.


    Значение человеческого фактора в организации. Еще Ф.Тейлор в своих работах писал о необходимости изучения человеческого фактора в организации. Он указывал, что организация только тогда будет работать эффективно, когда учитываются все самые важные потребности работников, когда организация является не только механизмом для производства прибыли, но и сплоченным коллективом, члены которого благожелательно относятся друг к другу.

    Но представители школы научного управления практически не рассматривали отношения между членами организации. Более того, они фактически отрицали значимость горизонтальных связей, рассматривая исключительно вертикальные, властные связи в направлении только сверху вниз - от руководителей к подчиненным. Невнимание к человеческому фактору самым отрицательным образом сказывалось на работе «рациональных организаций», которым не удавалось повышать эффективность деятельности несмотря на наличие ресурсов. Вновь актуализировалась проблема отчуждения и аномии.


    Предпосылки появления теории научного управления. Ранний период развития теории организаций характеризуется в первую очередь слабостью системы управления организацией, неопределенностью функций управления. Это обусловлено в основном тем, что в одном лице соединялись собственник и управляющий, следствием чего была незначительная численность управляющих и отсутствие специализации в осуществлении управленческих задач.

    В результате отделения собственника предприятия от процесса управления производством, произошедшего после распада фабричной системы организации труда и возникновения крупного машинного производства, появился специализированный аппарат управления, в задачи которого входили контроль за деятельностью рядовых членов организации и проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности их работы.

    Одной из первых теоретических школ, рассматривающих проблемы теории организаций, стала так называемая классическая школа научного управления. Основу организационных теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими словами, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность. Достижению всеобщей целесообразности рациональности служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего формального контроля. Очевидно, что создание системы такого контроля возможно только при условии четкого распределения функций (прав и обязанностей) между членами организации, а следовательно, требует разработки взаимосвязанных ролевых требований, отсечения ненужных действий, упрощения и максимальной рационализации существующих технологий.


    Социально-экономические условия возникновения теории организа ций. Довольно долго сложившиеся формы организационного устройства некоторых сторон социальной жизни не изменялись. Это во многом объясняется отсутствием потребностей в организованных объединениях в сфере материального производства. В тот период единичные, уникальные товары и услуги производили ремесленные гильдии, а прочую необходимую продукцию производили на основе принудительного труда с помощью прямого экономического, физического или другого вида принуждения. Но в обоих случаях не удовлетворяются главные требования к массовому производству продуктов и услуг: высокая производительность и высокое качество. Если в случае ремесленного производства можно создавать качественные продукты, но нельзя достичь высокой производительности, то в производстве на основе принудительного труда невозможно добиться высокого качества продукции (принуждаемый работник может перетаскивать камни или рыть каналы, но он является принципиальным тормозом повышения качества).

    Только возникшая конкуренция и желание наладить более прибыльное производство породили стремление создавать наиболее совершенные организационные структуры.