Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Определение морали в современной этике. Этика, нравственность, мораль соотношение понятий. Этика как наука о морали - реферат. В заключении контрольной работы, можно отметить, что этика представляет собой одну из древнейших теоретических дисциплин, объект

    Определение морали в современной этике. Этика, нравственность, мораль соотношение понятий. Этика как наука о морали - реферат. В заключении контрольной работы, можно отметить, что этика представляет собой одну из древнейших теоретических дисциплин, объект

    Итак, предварительное рассмотрение трех основных понятий - этика, мораль, нравственность - позволяет дать краткие определения: этика - паука о нравственности и морали; мораль - вся сфера мораль­ного сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивиду­альные моральные убеждения; нравственность - вся сфера реальных отношений и поведения, взятых в их непосредственно межчеловече­ском содержании и именно с точки зрения этого содержания оцени­ваемых.

    Своеобразие морали и нравственности в том, что они пронизыва­ют всю жизнь человеческого общества и отдельного человека. Живу­щие в обществе люди реально оказываются лишь более или менее связаны с теми или иными сферами жизни общества (наукой, поли­тикой, религией, правом и т. д.) - и это, однако, не мешает им быть полноценными членами человеческого общежития. Но нет и не бы­ло, более того - и быть не может! - человека, который был бы по­сторонним, чуждым сфере морали и нравственности. И дело здесь не в его личном желании. Человек может ничего не знать об этой сфере, по не может - если он человек - оказаться вне ее.

    Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравствен­ность - к действию. И оказывается, что между моральным сознанием и нравственным поведением далеко не однозначная связь. Напротив, здесь возможны весьма сложные, противоречивые отношения; это обстоятельство давно известно и закреплено в афоризме «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

    «Мораль» и «нравственность», исходя из уже сказанного, поня­тия близкие, но они образуют единство, а не тождество.

    Вот почему в отличие от принятых определений этики («паука о морали» или «паука о нравственности») было предложено: «Этика - наука о нравственности и морали».

    Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин "Э." был введен Аристотелем.

    Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

    Ригористическая этика - к ней причисляются все концепции, в которой высшей моральной ценностью признается выполнение долга; только следование велению долга определяет достойное с точки зрения морали поведение человека: нет никакой другой цели, кроме выполнения обязанностей. Типичный пример, этическая система И.Канта.

    Теоцентрическая этика - совокупность религиозных этик, которые уже в силу своей природы, моральные ценности и нормы соотносят к сверхъестественному бытию и ему же подчиняют назначение человека на земле. Типичное проявление такой этики в нашей культуре - христианская этика, в которой высшей ценностью

    является Бог.

    Эволюционная этика - направление в современном гуманитарном и биологическом знании, которое исследует происхождение нравственности как результат биологической эволюции (этология, социобиология и др.); совокупность всех этических концепций, в которых жизнь признается высшим моральным благом и которые одобряют все действия, направленные на увеличение шансов развития человеческого рода и содействующие обеспечению жизни наибольшей устойчивости и интенсивности.

    Мораль - понятие ввел Цицерон (106-43 г. до н.э.). Свойства морали: интегративность, нормативность, оценочность. Императивность (от лат. повелевать). Мораль - предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. М. регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. М. того или иного общества, прежде всего, предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. М. складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

    Социология морали - это область социологического знания, которая изучает определенные типы нравственности, появляющихся в разные периоды истории (мораль периода Просвещения, буржуазная мораль и т.п.). Социология морали исследует явления морали в их историческом срезе и пытается выявить взаимообусловленность между моральным сознанием людей и их социальным положением и условиями жизни. Занимается также влиянием геоклиматических и демографических факторов на формирование обычаев и нравов.

    Мораль и наука - проблемы соотношения морали и науки исследуются в разных аспектах. Наиболее важными являются: роль моральных принципов в деятельности ученого; можно ли достижения науки и техники подвергать морально-нравственной диагностике; способствуют ли достижения науки улучшению общественных нравов и нравственному самосовершенствованию личности; должен ли научно-технический прогресс сдерживаться моральными установками и др.

    Мораль и политика - проблемы соотношения морали и политики анализируются в разных аспектах. Наиболее важными из них являются следующие: могут ли использоваться в политике аморальные средства для достижения цели; может ли государство вести антигуманную политику в отношении своих граждан; в каких ситуациях мораль и политика вступают в противоречие друг с другом и др.

    Мораль и право - представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний) регулирующих поведение людей в обществе. Отличие состоит в том, что нормы права носят писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством (кодифицируются), а нормы морали живут в индивидуальном и общественном сознании. Самое важное различие М. и П. касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали носят рекомендательный характер. Они поддерживаются силой общепринятых норм, обычаев, общественного мнения или личной убежденности индивидов.

    Религиозная мораль - обосновываемая религиозными средствами система нравственных представлений, норм и заповедей, тесно связанная с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога.

    Моральные модели и личностные образцы - совокупность качеств и линий поведения людей, постулируемых принятой иерархией ценностей. Они представляют систему, по которой осуществляется процесс воспитания. В них всегда запечатлены черты эпохи, в которую они возникали, и общественных групп, которыми они признаются и культивируются. Они определяют направление и стимулируют воспитательные цели и задачи. В моделях содержатся взаимодействующие комплексы качеств, которые характеризуют идеал человека (благородного, надежного, доброжелательного и т.п.), хорошего гражданина (лояльного по отношению к государству, стране, народу), хорошего работника (выполняющего свою работу, понимающего что такое дисциплина труда, инициативность и т.п.), или хорошего члена какой-либо организации или сообщества.

    Проявлением моральных моделей являются личностные образцы, которые наглядным образом демонстрируют определенную систему ценностей. Одна и та же моральная модель может включать несколько личностных образцов, обращенных к разным социальным, профессиональным и культурным общностям. Это могут быть реальные и фиктивные персонажи, исторические и современные. Так, например, образцом служили святые, легендарные победители, первооткрыватели, спортсмены и т.п.

    Моральная оценка - это высказывания, содержащие в более или менее яркой форме какую-то реакцию на действительность в виде одобрения или осуждения. Оценка выражается чаще всего в языковой форме, но может - как условный жест или выражение лица. Моральная оценка представляет собой некий вид похвалы или порицания по отношению к действиям, поступкам, мыслям в контексте понимания оценивающим добра и зла. В отличие от моральных норм, принимающих императивную форму, предписания или запрета, моральная оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступка моральной норме и таким образом определяет правильность или неправильность поведения.

    Требование (моральное) - простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования.

    Моральные санкции - формы порицания или похвалы, обеспечивающие выполнение людьми моральных норм.

    Ценности (моральные) - одна из форм проявления моральных отношений общества. Под Ц. понимаются:

    Во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

    Во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

    Философские проблемы природы Ц. изучает аксиология. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей общество регулирует их поведение посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, которым они должны следовать. Отсюда и возникает в поступках моральная Ц. (положительная или отрицательная): действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро, противоречащее им - зло. Представления мо­рального сознания являются разновидностью духовных Ц. общества. В идеалах, принципах, понятиях добра и зла можно выделить их ценностную сторону: в них выражено отношение людей к явлениям действительности.

    В них содержится, во-первых, моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено), во-вторых, оценка существующих или имевших место явлений с точки зрения присущего им морального значения. Кроме этого, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков.

    Моральный выбор - акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (намерения), предопределяющий содержание будущего практического действия. Наличие морального выбора - отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом. Моральный выбор выражается в оказании предпочтения одному из возможных поступков, когда сталкиваются между собой интересы личности и группы, общества, собственные и чужие интересы и вступают в противоречие различные моральные и деятельные требования

    Норма моральная - простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством Н.м. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Моральным сознанием Н.м. формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»). Однако сами по себе Н.м. не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, Н.м., как «Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоренелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативные Н.м. Позитивные Н.м. предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»). Негативные Н.м. запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).

    Нравственная культура личности - степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Н.к.л. выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

    Нравственное богословие - богословская дисциплина в христианстве, призванная обосновать назначение христианской морали как необходимого условия для достижения спасения, показать ее преимущество перед другими этическими системами.

    Нравственность - одна из основных форм нормативной регуляции действий человека, которая основывается на силе устоявшегося и общепринятого порядка, привычек и совокупного воздействия на личность, окружающих ее людей. Нормы нравственности фиксируются системой ценностей, идеалов, представлений о добре и зле, о долге и назначении человека, принятых в данном обществе. Гегель отличал нравственность от морали, первая имеет объективную природу, яшияется «субстанцией жизни общества», вторая регулирует индивидуальное поведение человека. Нравственность - основа морали.

    Религия и нравственность - историческая роль религиозной морали и нравственности в системе социальной регуляции жизни и деятельности человека очевидна. Так, христианство преобразовало внутренний мир человека, архетип его психики, предоставив ему высшую религиозную свободу и провозгласив спасение души целью и смыслом индивидуальной человеческой жизни. Нравственный критерий стал главным в оценке человека и его дел. Именно с нравственных позиций праведности и неправедности оцениваются в христианском сознании; труд, собственность, богатство, бедность и др. Праведным признается созидательный, добросовестный труд. Неправедным, достойным осуждения - презрение к труду. Одна из трех (католицизм, православие и протестантизм) христианских ветвей - протестантизм впервые возвышает обыденную деятельность до уровня высочайших религиозных ценностей. В связи с этим, напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленное состояние - вот слагаемые капитализма в Европе.

    Общечеловеческое в нравственности - исследования, изучающие общие для всех исторических эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития. В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношения людей: не убивать, не воровать, помогать друг другу в трудностях и т.п. Во все время так или иначе осуждались жестокость, жадность, трусость, лицемерие, вероломство, предательство, клевета, зависть и поощрялись смелость, честность, мужество, самообладание, героизм, жертвенность и т.д.

    Оценка моральная - одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

    Психология морали - изучает психические источники определения моральных поступков, исследуют реакцию человека на собственные поступки и на поступки других людей. Она освещает мотивы поведения, роль психических механизмов при моральном выборе, вопросы связанные с формированием чувства ответственности, а также то, каким образом психика предопределяет моральное одобрение или осуждение, моральные наклонности людей к определенным ценностям, оценкам и самооценкам.

    Профессиональная мораль - исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. П.м. является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.

    Профессиональная честь - забота об авторитете своей профессии в обществе.

    Профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

    Профессиональная этика сотрудников Государственной противопожарной службы - это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В представленной лекции мы рассмотрели ряд важ­ных вопросов: что такое этика, каковы ее основные категории, какова их роль в формировании мировоззрения человека, в его адаптации к окружающему миру, каковы точки взаимодейст­вия этики с другими фундаментальными сферами деятельности человека, с другими гуманитарными дисциплинами - педагогикой, социологией, экологией. Мы постарались отобразить имеющиеся философские обоснования ответов на эти во­просы, дать представление о психологическом фундаменте этих ответов.

    Возрастающее воздействие человека па окружающий его мир привело к тому, что сфера нравственности (морали) вышла за опре­деленные ей со времен Аристотеля границы межчеловеческих отно­шений. Экологическая этика и космическая этика - тому наглядное подтверждение. Развитие в паши дни биоэтики и эвтаназии, внимание к проблемам жизни и смерти убедительно показали относительность и границы социальных отношений. Воздействуя на окружающую его природу, человек в то же время изучает и познает самого себя, откры­вая неведомые ранее бездны, - в этом глубинная причина расширения сферы нравственности и морали

    Этимологический анализ слова «этика» говорит о том, что термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что означало «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384--322 гг. до н.э.) от термина «этос» образовал прилагательное «ethicos» -- этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение ею содержания науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н.э.

    Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово, аналогичное древнегреческому «этос» и этим словом является «mos», означающее «нрав», «обычай», то есть почти то же, что и древнегреческое слово «этос». Римские философы и среди них Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» -- мораль. По этимологическому происхождению древнегреческий термин «этика» и латинский «мораль» совпадают.

    Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, где он происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году.

    В чем различие между этикой и моралью?

    Хорошо известно, что слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании "морально-этический"); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело - специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание - ценность, структура этики, специфика морали и др.).

    Безусловно, сохраняющаяся и в обычном употреблении, и в теории широкая синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов - единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного "этический". Тем не менее за формальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое - весьма существенное - различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что "этика" и "мораль" фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно "ethos" и "mos" ("mores") и которая в русском языке ближе всего передается словами "нравы", "обычаи", "характеры" и т.п. Под "этикой" с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы "Этики") понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного "этоса", причем деятельность не просто познавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, - или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа "хорошее - дурное", "добродетельное - порочное", "справедливое - несправедливое" и пр. Собственно, и "мораль" изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для "морали" эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то "этика" сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.

    Таким образом, первое (по времени и по существу) размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой - совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и (или) стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (т.е. всего того, что чаще всего и обозначается словом "мораль").

    Таким образом, говоря о соотношении этики и морали, мы должны предварительно уточнить понятие этики, ибо одна часть того конгломерата, который принято называть этим словом, входит в состав самой морали, другая же составляющая есть знание (или наука) о феномене морали. То обстоятельство, что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части, находит выражение в современных определениях этики, фиксирующих ее двойственный статус в качестве "практической философии" и "науки о морали" (3). Такие определения, на мой взгляд, носит "аддитивный" характер, т.е. здесь суммируются несовместимые признаки, относящиеся по сути к разным дисциплинам, лишь внешним образом - в силу давней традиции - объединенным общим именем этики, но фактически поделившим ее наследство. "Практическая философия" и "наука о морали" - это не разные разделы, или стороны, или функции одной и той же "этики"; граница между ними определяется теми критериями, по которым производится демаркация двух форм сознания - соответственно ценностного и познавательного.

    Имеются и другие теоретические ракурсы, в которых могут быть сопоставлены этика и мораль. Так, в англо-американской однотомной энциклопедии по этике в специальной статье, посвященной рассматриваемому вопросу, различие между этикой и моралью усматривается в том, что первая включает в себя всеобщие, фундаментальные, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы(4). Но если трактовка морали как выражения "высших ценностей" в социальных нормах и человеческих поступках действительно является одним из принятых способов дефинирования этого понятия, то увязывание этики именно и только с этими высшими ценностями выглядит достаточно произвольным. Очевидно, автор статьи "Ethics/morality distinction" имел в виду то обстоятельство, что классическая этика всегда отправлялась от того или иного высшего принципа, на основе которого выстраивалось соответствующее жизнеучение; однако из этого факта вовсе не следует, будто этика тождественна самим этим исходным принципам, а мораль представляет собою лишь их конкретизацию.

    Более глубокая трактовка соотношения этики и морали дана в другой англоязычной энциклопедии, где также помещена статья на эту тему (6). В статье утверждается, что "этика является более широким понятием" по сравнению с моралью и "включает многое из того, чего нет в морали". В этом смысле "этика (особенно античная) образует альтернативу по отношению к морали: у нее отсутствуют характерные узкие признаки морали, хотя она все же затрагивает моральную проблематику, а именно - как мы должны жить и что должны делать".

    Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под "этикой" (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами "добро", "долг", "счастье", "любовь" и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все "доброе" и "должное" имеет статус морально доброго и должного. Благодаря Канту было осознано отличие специфически морального "категорического" императива от императивов "гипотетических", внеморальных, которыми полна традиционная этика от античности до нашего времени. Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам. Другое дело, что такая возможность никогда не реализовалась в чистом виде, и даже гедонико-эвдемонистические жизненные программы и ницшеанские инвективы в адрес общечеловеческой морали сопровождались явно выраженными или - чаще - неявными обоснованиями и оправданиями с позиций все тех же универсальных моральных ценностей.

    Безусловно, уже античные мыслители, как явствует из дошедших до нас текстов, замечали особое положение тех ценностей, которые мы сейчас называем "моральными", среди прочих ценностных установок, однако этот особый статус не был концептуально и терминологически оформлен, границы между собственно моральными (в более позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

    Сохранившаяся в современном языке философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий "этика" и "мораль", проявляющаяся, в частности, в том, что "этика" почти всегда определяется через "мораль", приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой - к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики.

    Мораль (от лат. тога lis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства .

    Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

    Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

    Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

    Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном И т. д.

    Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

    Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции . Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

    Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

    Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

    Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность .

    Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии или неприязни, любви или ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

    Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

    Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения» .

    Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену.

    В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем И т. д.

    Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали . О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

    Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

    Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

    В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

    Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

    Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т. е. присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

    В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

    В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

    Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

    Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

    Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

    Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированные в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

    Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

    Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

    К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.

    Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

    Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

    Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

    Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

    Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

    • Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985; Этика / Под ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М., 1999; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2000; Разин А. В. Этика: история и теория: Учебное пособие для вузов. М., 2002.
    • См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974. С. 37-46.
    • См.: Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1964. Т. 3. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.
    • Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.
    • См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100; Анисимов С. Ф. Указ. соч.

    Всегда, если есть термин, значит, есть нечто, что он должен обозначать. Также обстоит дело и с понятиями морали и этики. А что такое мораль и этика? Под моралью мы обычно понимаем некоторые устоявшиеся в обществе нормы поведения или представления о «хорошем» и «плохом». Эти понятия в различные времена и в различных культурах могут значительно отличаться, поэтому можно говорить о «высоком» или «низком» моральном уровне человека или общества. Другими словами мораль – понятие, характеризующее нравственный уровень, но оно в определенной степени относительное.

    В отличие от морали, этика понятие объективное. Этические принципы представляют собой неизменные критерии нравственности, основанные на истинных законах мироздания или космических принципах, являются необходимым условием для существования высоко духовного разумного существа. Они являются отражением истины, и поэтому неизменны ни при каких условиях.

    Теперь давайте обратим внимание на тот факт, что понятия морали и этики связаны только с человеком, только с его деятельностью. Ни к какому другому живому существу мы не сможем применить этих критериев. Значит это, нечто отличающее человека от всего остального, его уникальная особенность. Только человек может выбрать, что ему ближе - проявление жесткости либо милосердия, жадности либо бескорыстия, зависти либо снисхождения, совершение убийства либо прощение . Все зависит только от его желания.

    Отсутствие морали, отсутствие этических основ делает человека подобным другим живым существам, но не «человеку». Без существования в обществе определенного уровня нравственности человечество не является «человечеством». В таком случае оно не может соответствовать принципам, определенным для него.

    Слава и закат империй определяется нравственностью

    Понятия морали и этики тесно связанны с духовными учениями или заветами мудрецов. Эти наставления, проходят через века и остаются неизменны, потому что они вечны и соответствуют внутренней природе человека. Человек сохраняет их, так как понимает, что это его основа, потеряв которую он перестанет быть собой. Несмотря на то, что они высказаны с разных точек зрения, они все же направляют внимание на одно - на сердце человека. Обращают внимание на критерии, предъявляемые к человеку Богом, Небом, Буддой, Вселенной, Природой или Дао.

    Однако все-таки в различные эпохи мы можем встретить как положительные, так и отрицательные примеры соблюдения нравственных принципов различными культурами или конкретными людьми. Например, слава и закат великих империй всегда соотносились с уровнем моральных стандартов, существующих в обществе. Римская империя была величайшей цивилизацией, хранительницей культуры и высоких научных достижений. Она также наследовала мудрость великих античных философов. Ей сопутствовали великолепие и слава, до тех пор, пока критерии морали и этики были высокими.

    Однако с течением времени стандарты нравственности в Древнем Риме постепенно клонились к упадку, возникали такие тревожные симптомы как гомосексуализм, жестокость, развратное поведение и расточительство, которые становились нормой в обществе. Колизей собирал все больше зрителей, требующих боев гладиаторов или травлей зверьми людей. Чем больше народ хотел «хлеба и зрелищ», тем больше отдалялся от человеческих стандартов. Если оценивать состояние морали и этики в римском обществе к моменту перехода в нашу эру, то можно обнаружить резкий упадок нравственности.

    Как говорится «рыба гниет с головы». Император – глава государства, несущий ответственность за все, что происходит в нем. Касается ли это благополучия граждан (материальных вещей) или же уровня морали (души нации). Взять, к примеру, цезаря Нерона (50 – 54 год). Во время его правления было совершено множество глупых, жестоких и порочных поступков. В исторических записях отмечалось, что временами он впадал в приступы безумия, и устраивал сумасшедшие отвратительные игрища. Иногда выдавал себя за богов или богинь.

    Римляне его ненавидели, боялись и проклинали. В его царствование случалось много бед и несчастий. Одна только чума выкосила за несколько месяцев 30 тысяч римлян. В обществе также наблюдался упадок морали. Однажды комета, возникшая в небе, была видна три ночи подряд. Это был плохое предзнаменование: появление «хвостатого чудовища» всегда грозило страшной бедой.

    Не гнушаясь совершением всевозможных порочных деяний, Нерон решился на самое отвратительное, до селе невиданное. Во время его царствования начались преследования последователей зарождающегося духовного учения. Это были первые христиане.

    Как известно, Римская империя была уничтожена варварами, пришедшими с северных земель. Это один из примеров того, что если нравственность общества низка и мораль людей не соответствует стандартам, то нет ничего, что может спасти государство от разрушения.

    Древний Китай – родина людей великой морали

    Процветание общества прямо зависит от уровня морали и этики и вот свидетельства с другой части света. В Древнем Китае было три духовных учения, заложивших в обществе прочную основу нравственных принципов. Это буддизм, даосизм и конфуцианство, которые существовали независимо друг от друга. Они обогатили культуру Китая понятиями милосердия, добродетелей, благородства, принципом возмездия за совершенное (карма), а также необходимости следования Дао для достижения гармонии с природой и Вселенной. На Востоке говорят «за добро получишь добро, а за зло последует наказание».

    Таким образом, династии сменяли одну за другой, а историки кропотливо фиксировали все перипетии жизненных ситуаций, наглядно иллюстрируя принцип взаимосвязи морали и этики со стабильностью в государстве. Император, следующий принципам Дао, и соблюдавший волю небес непременно приводил свой народ к благополучию, позволяя миру и спокойствию наполнять Поднебесную.

    При возникновении засух, неурожаев или стихийных бедствий благородные императоры спрашивали советов у мудрецов и первыми каялись перед Небесами за свои ошибки. Так как считалось, что в государстве наименьшей ценностью обладает император, потом чиновники, а самым ценным считается народ, поэтому великие правители, считали свою ответственность за все происходящее в стране первостепенной. Они уделяли внимание морали и этике, создавали школы и наставляли собственным положительным примером, держа себя строго.

    Тех же правителей, которые в погоне за славой и богатствами изнуряли народ войнами и угнетали жестокими запретами, называли «безголовыми императорами без Дао». Такая государственная политика обязательно приводила к беспорядкам и разрухе, а общество раскалывалось, и поднимались восстания.

    На протяжении тысячелетий история предоставила нам множество примеров того, что уделяя внимание нравственности можно достичь благополучия в обществе, в то время как безнравственное поведение людей грозит беспорядками и уничтожением. Таким образом, мораль и этика представляют основы, поддерживающими государство в стабильном состоянии.

    Гераклит о морали, этике и человеческих пороках

    Гераклит происходил из царского рода и должен был занять трон правителя Эфеса, что в Малой Азии. Но когда подошло его время вступить на престол, он отрекся от него и, удалившись, посвятил себя познанию. Современники Гераклита называли его «плачущим» философом, потому что он часто выражал свою жалость к людям, бесцельно проживающим свои годы. Как и любой мудрец, Гераклит стремился возродить в обществе нормы этики и морали.

    Гераклит (540 - 480 год до н. э.) посвятил свою жизнь изучению принципов природы и изучению незыблемых истин мироздания. Свой главный труд он так и назвал – «О природе». Однако написан он был таким сложным языком, что большинство людей не имело возможности его понять. За что Гераклит получил еще одно прозвище - «темный». Хотя, скорее всего философ сделал это сознательно, вероятно, скрыв познанное им от большинства. Им было написано еще несколько сочинений. Все они были завещаны храму Артемиды Эфесской. К сожалению, его записи дошли до нас лишь фрагментарно. В своих трудах Гераклит призывал людей обратить внимание на главное в человеческой жизни: мораль, этику и призывал отречься от пороков.

    Всякое желание покупается ценою психеи

    Видя, что греческое общество того времени руководствовалось желаниями и забыло о морали и этике, Гераклит очень переживал. Он знал, что желания истощают душу и говорил: «Трудно бороться со своим сердцем: всякое желание покупается ценою психеи (души)». Философ считал, что для достижения мудрости и познания истины, человек должен выйти из мирской обыденной суеты и занять позицию стороннего наблюдателя. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что мудрое ото всех обособленно».

    Чтобы освободить себя для познания, Гераклит отрекается от царского престола. Передав «царское достоинство» и бразды правления Эфесом своему брату, он полностью отстранился от государственных дел и политической жизни. Гераклит находит себе место в храме Артемиды, где беззаботно проводит время, играя с детворой в кости. Однажды эфесяне собрались около него и стали недоумевать, как он мог так поступить. Их речи так расстроили мудреца, что он в сердцах сказал: "Чему вы, негоднейшие, удивляетесь? Разве не лучше заниматься этим, чем вместе с вами вести государственные дела?». Видя, что люди не внимают его наставлениям о морали, он, разочаровавшись, уединился в горах, где питался травами.

    Незыблемы принципы Логоса

    Гераклит считал, что система морально-этических принципов должна опираться на божественное единство – Логос (с греческого – слово) или «огонь», разумное начало, управляющее всем миром. Оно проявляется в принципах Космоса и является вещью превышающей все обыденное. По мнению Гераклита, Логос – принцип существования природы, познав и следуя которому человек может проявить свою добродетель.

    Как и Вселенная человек, также состоит из «огненного начала», души, и тела. Если душа человека не отягощена пресыщением и опьянением она становится «наилучшей и мудрейшей», в противном случае душа становится слабой. Поэтому Гераклит считал, что те, кто поступает в соответствии с Логосом и обращает внимание на мораль, следует этике, может постепенно подняться и очистится. Познав закон, человек может стать прорицателем, певцом гимнов, врачом или царем, а затем вознесется к Богам.

    Ценнейшей добродетелью человека является целомудрие - говорить истину и поступать согласно природе. Он считал мудростью видеть не частное изменчивое, но вечное - «знать все как одно» и жить здравым рассудком. Поэтому Гераклит в своих речах и записях критиковал «многознание», не «научающее уму».

    Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают...

    Гераклит очень расстраивался, видя как низко пала мораль в греческом обществе, а принципы этики уступили место телесно-чувственным удовольствиям. Ясно понимая это, Гераклит часто плакал на площадях во время речей, за что его прозвали «плачущим» философом. «О, люди! Хотите узнать, почему я никогда не смеюсь. Не потому, что я ненавижу людей, а потому, что ненавижу их пороки… (Я плачу) Глядя на добродетель, поставленную на второе место после порока!»

    Философ не считал самих людей плохими, но видел их слабость в том, что они не могут противостоять дурным стремлениям. Люди, находясь в заблуждении, не хотят услышать от него истинного знания и принципов этики. «Ибо, каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам, и учитель их - толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших». Наконец, увидев, что мораль и этика больше не являются сдерживающими факторами для людей, Гераклит сравнивает их с животными: «Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, обращаясь друг с другом, становятся дикими».

    Прошло 2500 лет с того момента как Гераклит призывал жителей Эфеса следовать Логосу и совершенствовать добродетель. После него были и другие мудрецы и Святые. Но ситуация в обществе не только не улучшилась, но стала намного хуже. Слова Гераклита являлись милосердным напоминанием и грозным предупреждением всей греческой цивилизации, погрязшей в пороке. Но его не услышали. Спустя несколько сотен лет великая в прошлом греческая цивилизация разложилась изнутри, и римляне во II – I вв. до н.э. всячески стремились ограничить контакты с ними. Ибо только мораль и этика являются для общества факторами стабильности и обуславливают развитие и процветание.

    Вопрос 1. Предмет и функция этики.

    Объект – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

    Изучает «человека общественного», «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

    Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага с помощью "социальных регуляторов" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

    Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным - моральным - и неправильным - аморальным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

    Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.



    Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

    Задачи этики:

    1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;

    2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;

    3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"

    Вопрос 2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

    Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие -- «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

    На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая -- полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770--1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, с. 154--178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» -- то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль -- это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность -- это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

    Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

    Мораль и нравственность - понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

    Этика – это философская наука о морали и нравственности.

    Мораль (лат. moralis -- касающийся нравов) -- один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

    В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.