Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Кто утверждает разработанный проект в культуре. Теоретические аспекты исследования проблемы проектной деятельности учреждений культуры как механизма реализации государственной культурной политики

    Кто утверждает разработанный проект в культуре. Теоретические аспекты исследования проблемы проектной деятельности учреждений культуры как механизма реализации государственной культурной политики

    Менеджер, занимающийся социокультурными проектами, - это не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. Это человек, создающий новые культурные смыслы, новые культурные практики и новые форматы образа жизни.

    — Ольга Викторовна, кто такие «менеджеры в сфере культуры»?

    — Это транспрофессионалы, работающие на границах разных дисциплинарных и профессиональных сфер, «сшивающие» проблемные разрывы, которые невозможно преодолеть исходя из узкопрофессиональной или отраслевой логики, за счет запуска новых технологий деятельности, новых социокультурных практик.

    Несколько лет назад одна из первых выпускниц нашего факультета - Лена Михайлова - делала с коллегами выставку, которая называлась «Люди на границах». Мне очень нравится эта метафора: она хорошо отражает специфику деятельности менеджера в сфере культуры. Менеджер, занимающийся социокультурными проектами, - это не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. Это человек, создающий новые культурные смыслы, новые культурные практики, новые форматы образа жизни.

    Как вы понимаете, когда мы говорим о «сфере культуры», речь идет совсем не об отрасли. Об этом, кстати, свидетельствует и состав наших слушателей, который кардинально изменился в последние годы. Большую долю слушателей сегодня составляют не представители бюджетной отрасли культуры, а практики, работающие в коммерческом и некоммерческом секторах, причем их число растет с каждым годом, а также те, кто рассматривает обучение на факультете как точку смены профессионального поля деятельности. Например, только половина из них имеет профильное образование в области культуры.

    Если 10 лет назад факультет набирал специалистов из сферы культуры и «оснащал» их менеджерскими компетенциями для работы в новых условиях и на новых рынках, то сегодня к нам приходят люди из разных сфер деятельности с разным образовательным бэкграундом, чтобы сменить карьерную траекторию и приобрести компетенции для работы на современных рынках, связанных с производством культурных продуктов и услуг.

    С конца 1990-х годов по настоящий период в социокультурной сфере отчетливо проявились, с одной стороны, черты нового рыночного и технологического уклада, с другой - черты новой государственной и региональной политики. Субъектами развития и заказчиками изменений все чаще стали выступать крупные корпорации, государственные структуры разных уровней (ориентированные на повышение внебюджетных доходов), субъекты арт-рынка и т.д. Данная ситуация существенным образом меняет требования к профессиональным компетенциям и навыкам менеджеров, работающих в культурной сфере. Специфика организации процесса управления изменениями в разных секторах проявляется все более отчетливо, что требует иной конфигурации управленческих компетенций и навыков.

    Вот только основные тенденции, которые влияют на ситуацию в области образования в сфере менеджмента культуры:

    Расширение предметного поля деятельности управленцев - выход за рамки традиционного понятия «культурной сферы»;

    Развитие некоммерческого и коммерческого сектора в сфере культуры - складываются и институализируются различные культурные практики и «индустрии», формирующие заказ на профессионалов, понимающих особенности функционирования конкретных культурных рынков;

    Расширение зоны малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере;

    А также депрофессионализация экономистов, юристов и управленцев, не нашедших применения на перенасыщенных рынках соответствующих услуг.

    Сейчас в Москву и некоторые другие крупные города пришла мода на так называемые «креативные кластеры». История этого явления довольно прозаична - несколько художников селятся вместе в каком-нибудь старом здании, чтобы меньше платить за аренду. Но вдруг оказывается, что такое сосуществование создает новое качество жизни в этом месте, притягивает профессионалов из смежных сфер - дизайнеров, галеристов, издателей и т.д. - возникает новое культурное пространство со своими неповторимыми чертами и особенностями. В итоге капитализация этого места возрастает в несколько раз, что делает его привлекательным не только для публики, респектабельных потребителей, но и для девелоперов. Сегодня этот эффект переосмыслен и начинает работать в «обратной логике»: девелоперы привлекают менеджеров культуры, чтобы спроектировать такие городские пространства, которые станут «магнитом» для потребителей, ориентированных на современные культурные продукты и специфическую среду, являющуюся обязательным условием их потребления. А уже затем в это пространство привлекаются художники, дизайнеры и другие представители творческих профессий, работающие в рамках заданной идеологии.

    Например, создатели « The Distillery District», проекта регенерации исторического индустриального района Торонто, ставшего центром дизайна и креативности, формулировали свое видение таким образом: « Наша цель состояла в соединении романтики и расслабляющей атмосферы европейских прогулочных зон с хипстерской, модной динамикой таких районов, как нью-йоркский Сохо или Челси, где творческие люди собираются вместе, и вы чувствуете, как будто сейчас что-то может случиться».

    Эта деятельность является культурной по своему типу, так как в ее ядре - работа с культурными ресурсами, культурными практиками и культурными смыслами. То есть культура является сегодня не только непременной «упаковкой» любого акта потребления, но и его основным смыслом.

    Очевидно, что для такой деятельности нужны профессионалы, понимающие суть современных процессов городского развития и культурного потребления, умеющих работать со средовыми эффектами и долгосрочными программными действиями, которые связаны, в том числе, с умением организовывать эффективную коммуникацию между различными субъектами территориального развития.

    — В России профессия «менеджер социокультурных проектов» еще сравнительно молода. Где работают такого рода специалисты за рубежом, в странах, где эта профессия существует давно?

    — В принципе, ваш вопрос задан еще в старой «индустриальной» логике, когда специалистов готовили как шурупы, заточенные под узкие задачи и конкретные функции. С точки зрения современного менеджмента культуры эластичность рынка труда чрезвычайно высока, менеджеры сами формируют новые рынки, они, по сути - предприниматели нового типа на неограниченном, постоянно меняющемся рынке культурных услуг. Эта широта сферы приложения профессиональных компетенций культурных менеджеров и проектировщиков напрямую зависит от степени открытости и свободы общества.

    Так, во многих развитых странах они работают в сфере городского развития. У нас планированием городов занимаются в основном архитекторы, транспортники, коммунальщики, то есть те, кто мыслит город в понятиях «жесткой» инфраструктуры. Они не принимают во внимание, что город - это, прежде всего, особая среда, в которой живут люди. Проектировать такие среды должны профессионалы, понимающие современную социокультурную динамику.

    Одной из главных технологий городской ревитализации сегодня является «культурное зонирование»: в городе выделяются особые районы или «кварталы», отличающиеся друг от друга спецификой культурной активности и визуально маркирующиеся в городском пространстве. Допустим, в Монреале среди культурных кварталов, помимо этнических (Чайнатаун, Маленькая Италия), есть «латинский квартал» - в котором концентрируются университеты и который является средоточием студенческой жизни, музейный квартал и «квартал зрелищ», где сосредоточены крупные концертные залы, театры. Такое зонирование - это фактически внутригородской маркетинг. Жители знают, куда им пойти, когда они хотят определенных впечатлений и определенного культурного продукта. Кроме того, культурное зонирование - это вклад в городскую экономику, поскольку оно привлекает туристов и стимулирует девелоперов, владельцев мелких и средних бизнесов вкладываться в создание современных культурных рынков и продуктов.

    — Где сейчас работают менеджеры в сфере культуры в России и как изменилась эта профессия за 10 - 15 лет своего существования?

    — Это на самом деле не такой простой вопрос. Так как не каждый специалист, работающий в организациях культуры, и даже занимающий управленческую позицию, является культурным менеджером. В последние несколько лет, когда бюджетная сфера культуры утратила лидирующие позиции в инновационных процессах, профессионалы, действительно занимающиеся управлением, а не администрированием в сфере культуры, концентрируются в некоммерческом, негосударственном секторе (non-for-profit, non-governmental), прежде всего, а также, в меньшей пока степени, в частном и корпоративном секторах.

    Если вы обратите внимание на то, кто является инициаторами наиболее интересных культурных проектов последних лет, то увидите это совершенно отчетливо.

    Помимо традиционных культурных институций, таких, как музеи, библиотеки, театры, культурные центры, центры современного искусства, многие наши выпускники работают в подразделениях PR и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, в аналитических отделах исследовательских центров, в консалтинговых агентствах, различных культурных фондах. Все больше наших слушателей участвуют в развитии различных секторов культурной экономики, ориентированы на создание собственных культурных бизнесов.

    За последние десять лет профессия изменилась довольно сильно: она сегодня скорее «привязана» к бурно развивающемуся некоммерческому сектору и культурной экономике, нежели к отраслевой инфраструктуре бюджетных организаций.

    Сегодня молодые представители творческих профессий - художники, дизайнеры, музыкальные исполнители - стремятся сами овладеть менеджерскими навыками, чтобы не зависеть от множества проблем, порожденных кризисом отраслевой системы управления культурой. Арт-рынки в России только складываются, многих элементов «поддерживающей» инфраструктуры - продюсерских и агентских центров, фондов, поддерживающих молодых исполнителей, и т.д. - еще попросту нет либо слишком мало, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию и возможность легально и быстро встроиться в рынок. Я считаю, что эта тенденция сохранится в течение ближайших 5-7 лет как минимум.

    Сейчас организации культуры переводят на рыночные рельсы. С одной стороны, появляются новые возможности, но с другой — и новые проблемы. Что, на ваш взгляд, самое сложное для менеджера в новой ситуации?

    Самое сложное - это переориентировать государственную организацию на работу в логике рынка и социальной востребованности, но сделать это придется. У нас культура всегда понималась как нечто самоценное. Но времена, когда государство должно было всех финансировать a priori, прошли. Собственно, новый механизм финансирования отрасли и направлен на то, чтобы создать условия для «естественного отбора» востребованных обществом институций и тех, чье время уже ушло. Поскольку у нас нет сейчас внятных критериев оценки качества деятельности культурных институций, нет стратегии развития отрасли, базирующейся на современных представлениях о культуре, эта агония отживших культурных форм еще будет искусственно поддерживаться какое-то время.

    — Насколько легко менеджеру в сфере культуры найти финансирование для реализации своих идей?

    — Это зависит от его компетенций и отчасти от того, где территориально он работает - проще тем, кто живет в крупных городах, сложнее - региональным проектировщикам. Регионалам приходится иметь дело с очень небольшим рынком общественных денег. В лучшем случае в регионе есть несколько предприятий, готовых выделять некоторые средства на культуру, и десяток общественных фондов, решающих в основном проблемы детских домов, но не культуры.

    Конечно, в разных регионах ситуация разная: скажем, в Красноярском крае, где социокультурную деятельность активно поддерживает фонд Михаила Прохорова, в Пермском крае, где сегодня реализуется новая стратегия развития культуры, в Карелии, где работают не только грантовые программы Евросоюза, но и сформировался довольно сильный республиканский некоммерческий сектор, больше возможностей для поддержки культурных инициатив.

    — Как вы считаете, что важнее для менеджера социокультурных проектов — быть специалистом по культуре или управленцем?

    — В отношении универсальных управленческих навыков я согласна с известным «гуру» американского менеджмента Питером Друкером: не бывает «просто менеджеров», способных успешно управлять чем угодно — от библиотеки до нефтяной вышки, благодаря знаниям, полученным на программе МВА. Любой менеджер должен знать и понимать особенности сферы, в которой работает, но также уметь видеть ее в более широких контекстах.

    — Тем не менее какой должна быть менеджерская подготовка специалиста в области культуры, на что стоит обратить внимание?

    — Я бы сказала, что она должна включать три обязательных компонента: общую теоретическую подготовку в области современной теории культуры, теоретическую подготовку в области управления с акцентом на особенности социального и культурного предпринимательства и блок практических курсов, призванных оснастить специалиста соответствующим набором прикладных знаний в разнообразных сферах современных культурных практик.

    Последний блок обязательно должен строиться с опорой на стажировки в организациях культуры различного типа, разбор кейсов. Например, наш канадский коллега Майкл Робинсон считает: чтобы быть успешным, эффективным менеджером, нужно приобрести опыт работы в организациях разного типа - бюджетных, коммерческих и некоммерческих.

    Но главная компетенция успешного менеджера - умение работать в ситуации неопределенности, не по готовым шаблонам и рецептам, но находя каждый раз уникальное управленческое решение.

    Беседовала Екатерина Рылько

    2.1. Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента

    Одним из факторов, определяющих успешность и эффективность деятельности арт-менеджера, является способность к проектированию. Сам термин «проект» латинского происхождения, projectus в буквальном переводе означает «брошенный вперед», а объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем.

    Хотя различные источники трактуют понятие проекта по-разному, во всех определениях четко просматриваются особенности проекта как объекта управления, обусловленные комплексностью задач и работ, четкой ориентацией этого комплекса на достижение определенных целей и ограничениями по времени, бюджету, материальным и трудовым ресурсам, а процесс управления и координации называется проектным менеджментом. Изначально это понятие возникло в связи с управлением сложно-техническими проектами, сейчас перешло и в социокультурную cферу.

    Первоначально термин «менеджмент» употреблялся исключительно к сфере промышленного производства. Когда же принципы и законы менеджмента стали применяться и в других областях человеческой деятельности, для разграничения этих понятий, в обращение был введен термин ""арт--менеджмент"" (artmanagment), указывающий на тот факт, что в данном случае речь идет о сфере непромышленного производства (сфера услуг, здравоохранение, сфера искусства и т.д.)

    Таким образом, если управление как процесс является функцией любых организованных систем (партии, армия, наука и т.д.), обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, то, ""арт-менеджмент"" трактуется как управление социально-экономическими процессами в (непромышленном производстве) в условиях рыночной экономики, с целью получения экономического эффекта.

    Также ""менеджментом"" называется как процесс управления, так и административно–управленческий персонал (совокупность менеджеров различных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением).

    А современное понятие ""арт-менеджер"" означает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности.

    Восстребованность в менеджерах проявляется тогда, когда в результате узкой специализации и разделения труда возникает необходимость в координации деятельности отдельных специалистов и сторон деятельности. Пока производство и реализация, какого-либо изделия (товара) осуществляется индивидом, необходимость в менеджменте отсутствует (поскольку он осуществляется самим изготовителем). Однако, как только процесс производства (кинопроизводство, организация выставки, изготовление ювелирных изделий, дизайна одежды и т.д.) требует объединения усилий различных специалистов, возникает необходимость в координации их деятельности, т.е. менеджменте.

    Менеджмент, как известно, ― это управленческий процесс, осуществляется людьми, наделенными определенной властью, обладающими специфическими знаниями и опытом и может протекать только в рамках какой-то структуры, имеющей взаимосвязанные подразделения (иерархическая организация). Из этого следует, что труд менеджера является определяющим во всей цепи производства и охватывает не только внутренние связи в организации, но и обеспечивает взаимодействие организации с внешним миром. Причем чем выше уровень менеджера, чем большим числом внутренних связей он руководит, тем больше его ответственность за связи организации с внешними связанными группами (поставщики, государственные структуры, клиенты и т.д.

    Применительно к «рынку символической продукции», по определению Бурдье, или в отношении концепции менеджмента индустрии творчества, наиболее приемлемым представляется выделение функций арт-менеджера в деятельностном, ролевом и концептуальном аспектах .

    Способность к проективной деятельности, то есть продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего” задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира - природы, общества, самого человека.

    Технология ― это совокупность знаний о методах, способах и средствах осуществления проекта. Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия ― как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности и полезности осуществленных преобразований.

    В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

    Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

    Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется.

    Также можно выделить два глобальных подхода к менеджменту проектов в культуре:

    Англо-американский (результаты измеряются степенью реализации запланированных целей), в котором получил применение целевой метод (management by objectives), использующий системный анализ;

    Французский (подразумевает реализацию групповых проектов с об­щественной и культурной целью) .

    По определению В.А.Лукова, на «отечественном» пространстве в литературе получило признание то обстоятельство, что теоретические основы социального проектирования могут исходить из трех разных, хотя и связанных между собой подходов: объектно-ориентированного, проблемно-ориентированного, субъектно-ориентированного (тезаурусного). Все эти подходы основываются на рациональности и конструируют реальность, учитывая актуальные потребности социума и индивида .

    До недавнего времени наиболшее распространение имел объектно-ориентированный подход, закрепленный в теоретических разработках 70–80-х годов прошлого столетия (Г.А. Антонюк, Н.А. Аитов, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко, И.В. Бестужев-Лада). Целью проект, с позиций такого подхода, выступает создание нового или реконструкция имеющегося социального или культурного объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения. Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление о закономерном характере проекта и о его научной обоснованности как объективности. Здесь и выявляется слабость концепции. Научная обоснованность проектируемого объекта, таким образом, доказуема лишь в самых общих положениях и спорна в отношении конкретного управленческого решения.

    С 1986 г. на базе Института социологии РАН был создан Межотраслевой научный коллектив «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология» под руководством профессора. Т.М. Дридзе, где велась разработка концепции прогнозного социального проектирования получившая название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Исследователи, придерживающиеся этого подхода (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий, Г.М. Бирженюк., А.П. Марков), постулируют, что прогнозная социально-проектная деятельность представляет из себя специфическую социальную технологию, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации. Для проблемно-ориентированного подхода характерны: рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных; понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы; акцент на взаимосвязи между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют характеризовать специфику рассматриваемого подхода - как его проблемную или целевую ориентацию.

    Наиболее востребованным сегодня, нам представляется субъектно-ори­ентированный (тезаурусного) подход, в основу которого положена концепция Ю.Хабермаса о необходимости истинной коммуникации между людьми «интеракции», которая растворяется в антиномии неотчужденного «жизненного мира» и отчуждающей системы современности. Тезаурусный подход к социальному проектированию, по мнению В.А.Лукова эффективен в условиях рыночной экономики, где субъектная ориентация проекта ограничена свободой выбора других субъектов жизнедеятельности.

    В современных условиях субъектная ориентация проектирования отражает и новые, ранее менее свойственные общественному устройству, черты. Наиболее важными для социально-проектной деятельности мы бы считали три особенности современной социальной организации европейского типа: падение регулирующей роли традиции по Юргену Хабермасу, фрагментарность воспринимаемого мира (у Ю. Хабермаса - «фрагментизация повседневного сознания») и скорость наступающих перемен как дестабилизирующий фактора социальной жизни

    Этот подход дает возможность обращаться к социальным и культурным реалиям, прежде всего, на уровне повседневности, формирующей картину мира в соответствии с культурными кодами. Тезаурусный подход к социальному проектированию позволяет констатировать, что социальное проектирование - один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом и социальное проектирование (независимо от того, какого рода объекты проектируются) несет на себе черты субъекта проектной деятельности, его мировоззрения. Социальный проект субъектно-ориентирован. На такой же позиции стоит Дукельский В.А., утверждающий что «проект является способом преобразования культурной действительности через индивидуальность автора» .

    Данная концепция более приемлема и с точки зрения, что требованием времени стало развитие субъект-субъектных отношений в социокультурной сфере. Сегодня наиболее распространно целевое проектирование, результатом которого выступают проекты 2-х типов: организационный или проблемно-ориентированные проекты и субьектно-ориентированные проекты.

    Исходя из определения что «социокультурное проектирование – это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений», необходимо выделить те концептуальные положения, которые и определяют общие ориентиры и мировоззренческие рамки проектной деятельности.

    Социально-культурный проект представляет собой целевой блок, который реализуется через систему практических мероприятий. В основе генерирования идеи проекта и разработки условий и способов его воплощения лежит система принципов, т.е. основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих оснований и наиболее общих нормативов проектной деятельности.

    Принципы социокультурного проектирования выполняют двойную функцию: во-первых, они определяют мировоззрение проектировщика, а также стиль и нравственную интонацию разрабатываемых им концепций, проектов, программ, инициатив, т.е. обеспечивают ценностно-ориентационный уровень проектирования (особенно первые четыре принципа). По степени их воплощения (в целевой и содержательной части проекта) можно судить об органичности программы, мере ее созидательности или разрушительности. Во-вторых, эти принципы составляют теоретическую основу технологии социокультурного проектирования.

    К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся:

    1. Принцип «критического порога модификации»,

    2. Принцип оптимизации “зоны ближайшего развития” личности -

    3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования.

    4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение

    5. Принцип проблемно-целевой и субъектно-целевой ориентации.

    Более частными принципами социокультурного проектирования (в основном, технологического характера) являются:

    Принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта;

    Принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений;

    Принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением;

    Принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта .

    Независимо от концепций, характеристиками социально-культурных проектов выступают:

    1. Ориентация на достижение определенной цели. Структурное определение целей с вычленением главной и второстепенных целей требует применения метода, известного как МВО (целевой менеджмент -management by objectives). Основной задачей менеджера проекта является классификация целей - от высшей, через второстепенные, до уровня конкретных задач. Именно поэтому такие проекты часто определяют как проекты реализации тщательно продуманных целей.

    2. Проект - это система, подразумевающая ряд взаимосвязанных дей­ствий.

    3. Проекты имеют временные рамки – точно определенное начало и свершение, применяется метод сетевого планирования (табели Барта или Ганта, в которые по горизонтальной оси вписывается время, необходимое для реализации каждой позиции проекта, а по вертикали - порядок реализации этих позиций).

    4. Каждый проект в определенной степени является уникальным и спе­цифическим.

    5. Любой проект подразумевает в равной мере процесс и результат, причем часто процесс является сам по себе результатом.

    6. Проект подразумевает придание равного значения результативности и экономичности как основным его итогам.

    7. Оценку рисков и разработку системы мер понижения рисков;

    8. Организацию эффективной системы управления реализацией проектов и программы;

    9. Обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта.

    Исходя из определения проекта, данного институтом управления проектами США, "проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения", проект должен включать в себя замысел, средства его реализации и по­лучаемые результаты. Продолжение этого определения Миленой Драгишевич-Шешич и Бранимиром Стойковичем в их книге "Культура: менеджмент, анимация, маркетинг": "Проект - это идея, реа­лизуемая в процессе, дающем определенные результаты" .

    Как правило, выделяют четыре фазы полного проектного цикла:

    · замысел или концепция

    · планирование и оформление

    · реализация

    · завершение .

    Обязательными составляющими на протяжении жизненного цикла проекта выступают контроль, оценка, подведение текущих и окончательных итогов проектной деятельности.

    Общую логику формирования проекта можно представить в виде двух взаимосвязанных блоков.

    Проблематизация или определение проблемы

    Целеполагание или постановка целей и задачи

    Инструментализация определение методов (мероприятия и содержание деятельности), форм организации исполнителей и аудитории проекта, ресурсы (средства)

    2. Развертывающаяся система действий, отражающую общую логику реализации проектного решения.

    Важно отметить, что технология собственно проектирования и практическая реализация проекта представляют собой как бы два встречных вектора мыследеятельности. В процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только “прямой” алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации. То есть “обратную” последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов. Применимы все 3 подхода: SMART, SWOT, и PEST- анализ на всех этапах проектного сопровождения.

    Неоспоримо, что смыслом культурной деятельности выступает ее «улучшающая» направленность, создание возможностей для улучшения и оптимизации человеческого бытия. Именно через проектирование, выступающее инновационной, творческой деятельностью и можно создавать идеальные образы преобразования и совершенствования действительности.А сам процесс социокультурного проектирования базируется на логически структурированных и смыслообразующих концептах: ценности - как методология проектирования, как отношение субъекта к объекту; цели - это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания культуры и своих профессиональных умений и навыков; знания и методы - это нормативные предписания о применимых целях и способах деятельности для достижения эффективного результата в арт-менеджменте.

    2.2 Социокультурное проектирование как вид управлеческой деятельности в сфере культуры и искусства

    Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ "должного" доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной . Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов.

    Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование,

    Во-первых, разрабатывает модель "должного" в соответствии с наличными ресурсами;

    Во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;

    В-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

    Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей .

    В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и
    вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

    Создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

    Обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

    Задачи проектной деятельности:

    Анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

    Поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

    Выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

    Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении .

    Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

    Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

    Проект может существовать в двух формах:

    а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

    б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

    И в первом и во втором случае проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социо-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

    В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией "социально-культурная деятельность", которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (и, прежде всего, - проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

    Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

    Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов "социальной механики", т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

    Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

    "Социальное" и "культурное" растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным "атомом" социальных структур, отношений и культурных процессов. Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:

    Культура в актуальности настоящего всегда предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания, традиции, нормы, развивает их и в них только и развивается. Таким образом, в категории социально-культурная деятельность первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а вторая характеризует сферу и качество его активности.

    Осуществленное выше ограничение социально-культурной деятельности позволяет точнее определить объектную область социокультурного проектирования, которая во многом является общей как для профессий культурологической, так и социально-педагогической ориентации (а еще точнее - тех направлений и видов профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии и досуговедения и суть которых лучше всего отражает термин социально-культурная педагогика).

    Стратегическая цель этих проектных мероприятий – обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ .

    В качестве самостоятельного направления проектной деятельности по отношению к инфраструктуре можно рассматривать развитие индустрии досуга, что требует другого рода проектных решений и соответствующих мероприятий (в частности, насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения, оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг; строительство аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров; создание условий для качественной организации культурного досуга на различных уровнях: квартира – жилой дом – двор – микрорайон – район – город, что в итоге даст каждому жителю возможность широкого выбора форм, видов и содержания проведения свободного времени в зависимости от интересов, физического состояния, материальных возможностей и т.д.).

    На всех уровнях проектирования развития культурной инфраструктуры основной целью здесь является создание условий, стимулирующих культурную деятельность индивидов, социальных категорий и групп населения, приведение культурной инфраструктуры в нормативное и функционально-содержательное соответствие тем новым задачам, которые возникают сегодня в связи с наиболее острыми социальными и личностными проблемами.

    Таким образом, культура как объект программирования представляет собой сложное и многоуровневое явление. В технологическом плане объектом проектирования является не отрасль с соответствующими учреждениями, а культура и искусство – как универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни компонент. Следовательно, стратегическая задача проектирования заключается в поддержке самоорганизующейся социально-культурной среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Характеристика розробки проекту та управління ними. Визначення і типи проектів. Сутність управління проектами. Створення проектної команди. Метод управління проектами. Підходи управління проектами в іноземних країнах.

      курсовая работа , добавлен 22.06.2007

      Понятие конкурентоспособности, ее компоненты. Этапы процесса управления качеством на предприятия ИП Халиманова Л.О.: характеристика организации, анализ внешней и внутренней среды; стратегическое планирование, продвижение товаров и услуг; риски и гарантии.

      курсовая работа , добавлен 01.10.2012

      Сущность и понятие внешней среды организации, ее основные элементы. Организационно-экономическая характеристика ООО "Регион". Анализ внешней среды исследуемого предприятия. Разработка и реализация маркетинговой стратегии на примере ООО "Регион".

      курсовая работа , добавлен 08.06.2014

      Сущность стратегического управления. Маркетинг как основа развития организации. Особенности маркетинга розничного торгового предприятия. Анализ внутренней и внешней среды ООО "Ритейл Групп". Разработка эффективной маркетинговой стратегии для предприятия.

      курсовая работа , добавлен 19.02.2012

      Методологические основы бизнес-планирования в управлении проектами. Бизнес-план как эффективный инструмент достижения целей проекта. Бизнес-план создания нового производства. Анализ положения дел в отрасли. Формирование системы управления проектом.

      дипломная работа , добавлен 03.05.2011

      Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами. Маркетинг как система управления сбытовой деятельностью организации, основные функции маркетинга. Система менеджмента качества, управление проектами и контролинг.

      реферат , добавлен 29.07.2010

      Факторы, составляющие внешнюю среду компании. Демографическая компонента. Законотворчество местных органов управление. Стандарты по обеспечению качества. Анализ внутренней среды организации. Теория ресурсной базы. Анализ организационной культуры.

      Культура социума обусловлено историческим прошлым и опытом единения с другими культурами. Социология культуры изучает систему норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов и социальных групп. Для современной культуры характерна полиструктурность, сохраняющая разнообразные ценности древних культур несмотря доминирование, а то и вытеснения их новыми ценностями.

      Поэтому при разработке и реализации проекта определяют:

      систему ценностей населения;

      традиции и верования;

      потребности населения.

      Довольно часто переоценка разработчиками степени положительного влияния проекта на население связана с неоправданным дистанцированием национальных задач от повседневных интересов местного населения.

      Вообще, можно выделить несколько подходов к обоснованию феномена социокультурной среды.

      Одни авторы под социокультурной средой понимают целесообразно организованная среда, окружающая отдельного человека или большое количество людей . Следует отметить, что данный подход не учитывает того, что человек является субъектом деятельности, а социокультурная среда представляет собой результат ее творческой и интеграционной деятельности.

      Для того, чтобы сложилась целесообразно организованная среда, необходимо определить основные ее компоненты, связи между ними, а также включить в эти связи деятельность самих людей. Только в этом случае социокультурная среда местной общины может стать существенным фактором ее развития. При таком понимании структурной единицей социокультурной среды является культурная или другое учреждение, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, которые руководствуются едиными задачами, принципами и подходами к развитию местной общины.

      Другие исследователи рассматривают социокультурная среда как часть среды любого заведения, в которой царит определенный сложившийся тип жизни . В этом случае взаимодействие всех участников определяется чаще моделью идеального образа жизни. Этот подход недооценивает, во-первых, субъектную роль самих членов данного структурного объединения, а во-вторых, взаимодействие самого учреждения с другими компонентами местной среды.

      В зависимости от уровня организации выделяются следующие структурные единицы социокультурного пространства:

      внешний социокультурное пространство как определенная часть единого социокультурного пространства;

      социокультурное пространство определенного культурного, образовательного, профессионального сообщества (учреждения);

      социокультурное пространство малых групп и т.п.

      Проектирование в социокультурной сфере является важной составляющей теории и практики современной социокультурной деятельности. Способность эффективно управлять социокультурной сферой и ее структурными подразделениями обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей общества. Социокультурное проектирование-это особый вид управленческой практики в учреждениях социокультурной сферы.

      Актуальность обращения к данной теме заключается в том, что если раньше функции социокультурного проектирования принадлежали государственным институтам, то теперь все чаще они переходят к общественным институтам, что весьма положительно влияет на раскованность сознания народа, связанной с существенным активизацией социокультурной творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Широкое использование приобретает поддержка различных инициатив, которая выражается в виде целевых программ общенационального и локального характера.

      Управление проектами практиковалось с начала возникновения цивилизации. Например, охота за дикими животными можно рассматривать как охотничий проект, а строительство поселений осуществлялось в форме проекта. Не менее известными проектами можно считать строительство египетских пирамид или Вавилонской башни, для строительства которых составлялся план, который отвечал бы современном планированию фаз проекта .

      Социокультурное проектирование выделяется как особый вид деятельности во второй половине ХХ века. Причиной этого стало широкое использование проектов в коммерческой деятельности, доказало свою эффективность в условиях нарастающей конкуренции производителей товаров и услуг. Но в социокультурной сфере проекты были менее масштабными и осуществлялись в отрыве теории от практики. К этому привело то, что бизнес-проекты оценивались как успешные проекты, исключительно по показателям экономической эффективности, а такой подход мало применялся в социокультурной деятельности .

      Концепции социокультурного проектирования развиваются в тесной связи с рядом социологических теорий и подходов, из которых выделим социальную инженерию и социальную утопию, антиутопии и дистонии, поиск оптимизации путей социального проектирования, объект-ориентированный подход, проблемно-ориентированный подход, философия социального проектирования, проектный подход.

      В странах с рыночной экономикой получила определенное распространение такая форма применения на практике социологического знания, как социальная инженерия, считая определяют как деятельность по проектированию, конструированию, создание и обновление организационных структур и социальных институтов, а также комплекс прикладных методов социологии и других социальных дисциплин, которые составляют инструментарий такой деятельности.

      Выделение социокультурного проектирования в относительно самостоятельную сферу деятельности в наибольшей степени способствовало осознание мировым сообществом глобальных проблем современности, прежде всего экологической проблемы.

      Ранее ценностная природа целенаправленных социальных изменений не осмыслялась в связи с конкретными проектными разработками и технологии проектирования, это была сфера чистой теории. Проектной деятельности была характерна установка на немедленное реализацию проекта. В роли ведущих факторов успеха рассматривались скорость работ и наличие финансовых, кадровых и материально-вещественных ресурсов.

      Теперь успех как достижение цели стал недостаточной характеристикой эффективности проекта. В новой парадигме мышления внимание уделяется не столько связи целей проекта и достижения, сколько самой постановке цели. Здесь сложилась новая мораль проектирования и новая его технология в выработке целей проекта: они должны устанавливаться после изучения последствий инновации для ценностного мира, в рамках которого будет реализовывать проект.

      Проектный подход в социокультурной сфере формируется вследствие развития социокультурные коммуникации, которая обеспечила человека знаниями с целью решения неотложных социально-культурных проблем, реальных ресурсных возможностей социально-культурной сферы.

      Своеобразие проектного подхода заключается в том, что приоритетными в нем является не статистические параметры доступности, посещение учреждений культуры, обеспечения населения культурными услугами, а ценностная природа культурных услуг, которые потребляются. Проектирование как технология эффективного управления культурным процессом обусловливается тенденцией усиления социальных функций культуры, усовершенствованием различных подсистем социокультурного жизнеобеспечения человека (рекреации, досуга, бытовых услуг, самодеятельного творчества, домашнего быта, охраны природы, культурной экологии, общественно-политической активности человека) ??. С помощью проектов решаются самые социокультурные вопросы: рекреационное обслуживание в районе, преодоления подростковой преступности, налаживание культурно-досуговой инфраструктуры в городе, уменьшение безработицы .

      Итак, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработка целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей .

      В условиях современной России, в ходе осуществления перехода к рыночной экономике устойчивость общественного развития, сохранение и приумножение культурного достояния возможно только посредством проведения продуманной государственной культурной политики.

      Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры .

      В настоящее время культурная политика в России представляет собой сравнительно автономную деятельность различных ведомств, отвечающих за охрану культурного наследия, художественную деятельность, печать, библиотечное дело и т. п.

      Ученый Большаков А.В считает, что в культурной деятельности происходит процесс перехода от старой схемы удовлетворения культурных потребностей к новой, связанной с развитием локальных, частных, приуроченных к местным потребностям проектов. В формирующейся модели культурной политики России происходит перемещение акцентов на создание условий для саморазвития культуры и культурных потребностей. В первую очередь, предполагается включение в культурную деятельность независимых субъектов культурной политики общественные объединения, организации коммерческого и некоммерческого секторов принимают активное участие в реализации социально-значимых проектов, динамизирующих культурную жизнь общества, вступают между собой как в отношения партнерства, так и конкуренции.

      В новой программно - целевой модели культурной политики особую роль играет проектный подход, способствующий более четкой формулировке целей культурной деятельности, достижению в ней баланса целесообразности и эффективности, обоснованию привлекаемых ресурсов (кадровых, информационных, материально-технических, финансовых и пр.), преодолению затратного метода финансирования культуры, повышению качества услуг, оказываемых в культурной сфере, стимулирующий креативность в поиске новых решений .

      По определению Милютиной Н.Р. ("Социально - культурное проектирование"), проектное развитие культуры - это базисный инструмент инновационной деятельности, позволяющий генерировать и претворять в жизнь свежие созидательные идеи, обеспечивающий реорганизацию и модернизацию учреждений культуры на реформаторской волне .

      Горушкина С.Н. определяет понятие проект - (от лат. projectus -- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) -- как уникальную деятельность, имеющую начало и конец во времени, направленную на достижение определенного результата/цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам .

      По мнению Орловой Э.А, проект - это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

      Проекты позволяют учитывать местную культурную специфику, культурные предпочтения граждан и сообществ, объединяя усилия различных субъектов культурной политики, что, безусловно, способствует развитию многообразия культуры, культурному плюрализму .

      Исследователь проектной деятельности Дридзе Г.М считает, что преимущество проектной деятельности по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

      Новые тенденции в культурной политике России, безусловно, не отменяют основных функций государства в социокультурной жизни страны. Это предполагает, что эффективное функционирование сферы культуры в современных условиях возможно только при взаимодействии различных общественных, коммерческих и государственных структур, принимающих непосредственное участие в выработке и реализации стратегических целей культурной политики .

      Колтынюк Б.А. обращает внимание на то, что именно использование потенциала культуры в общественном развитии, реализация эффективных концептуальных моделей современной культурной политики актуализируют потребность в проектном подходе к управлению сферой культуры.

      Вместе с тем в процессе децентрализации учреждения культуры, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса. Это связано с тем, что государство своевременно не создало эффективной системы ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитал .

      В своём труде "Управление проектами" Кунов И. А. приходит к выводу о том, что важным механизмом привлечения необходимых ресурсов в учреждения культуры должно стать именно проектно-ориентированное управление. Оно может стимулировать привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны внебюджетных фондов и частных инвесторов, способствовать эффективному развитию предпринимательской деятельности организаций культуры, обеспечить целевую ориентацию и финансовую гибкость управления, действенный контроль за расходованием средств .

      Роль государства в сложившихся условиях, по мнению Жидкова В.С. и Соколова К.Б., заключается в полном или частичном уходе от финансирования тех направлений культурной сферы, которые могут успешно существовать за счет рыночных ресурсов; в систематическом обучении работников культуры новым проектным технологиям; в развитии сотрудничества культуры и бизнеса, что может выражаться в формировании предпосылок, привлекательных для участия в различных проектах.

      К ним относятся: законодательные и налоговые льготы для бизнеса, оказывающего поддержку культуре; распространение опыта эффективного сотрудничества через средства массовой информации; поощрение спонсоров и спонсорских проектов (конкурсы и премии); программы встречного бюджетного финансирования проектов и т.д.

      В сфере культуры России сегодня накоплен определенный практический опыт по созданию и реализации проектов. Однако, с целью обеспечения эффективности проектной деятельности в учреждения культуры, он нуждается в систематизации и классификации.

      Анализ публикаций, посвященных проблемам управления проектами, показывает, что в связи с многоаспектностью использования проектной деятельности, существуют различные классификации проектов.

      Аванесова Г.А. считает необходимым использовать классификации проектов :

      По масштабам;

      По срокам решения проблемы и достижения желаемой цели;

      По целям деятельности.

      С позиций масштабов проекты можно рассматривать как:

      Монопроекты (для одного учреждения культуры);

      Мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);

      Мегапроекты (для учреждений культуры какого - либо региона).

      Каждый проект развивается в определённой среде. Причем независимо от того, какой предметной области он принадлежит, эта среда напрямую влияет на проект. Все воздействия делят на несколько категорий:

      Социально-культурное окружение (нравы и обычаи местности, этические соображения проектной деятельности и т. д.)

      Международно-политическое окружение (политическая ситуация на территории, экономическое влияние, ресурсоемкость местности и т. д.)

      Окружающая среда (экологические параметры, наличие природных ресурсов и т. д.).

      Окружение проекта может изменяться в ходе его выполнения, изменяя своё влияние на него. Такие изменения бывают как позитивными, так и негативными. Управлением изменениями занимается соответствующий раздел дисциплины - управление проектами .

      По мнению Курбатова В. И, исходя из содержательных признаков , проекты в культурной практике делятся на:

      Пилотные;

      Инвестиционные;

      Информационные;

      Инновационные;

      Маркетинговые;

      Стратегические;

      Организационные;

      Партнерские;

      Образовательные;

      Социокулътурные;

      Научные;

      Производственные;

      Управленческие и т.д. .

      Евтеев О.А определяет разделение: по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели :

      Краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года);

      Среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);

      Долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более);

      с точки зрения целей деятельности проекты:

      Некоммерческие

      Коммерческие.

      В отличие от коммерческих проектов, предполагающих получение прибыли и коммерческий успех, некоммерческие проекты направлены на реализацию различных социально-культурных целей .

      Проектная деятельность, по мнению Маркова А.П. и Бирженюка Г.М., - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей .

      В качестве объекта проектной деятельности Есипов Б.П и Равкин З.И. определяют сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений),зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности .

      Задачи проектной деятельности Орлова Э.А. в своей книге "Проблемно ориентированное социокультурное проектирование" определяет следующие:

      Анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

      Поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

      Выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

      Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении .

      Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программ и проект.

      В исследовании Зуева С.В "Социально - культурное проектирование" даётся определение понятиям программа и проект.

      Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально - содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

      Проект - есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.

      Проект представляет собой особую знаковую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений людей, направленную на преобразование природы, общества, самого человека.

      Из этих определений можно сделать вывод, что проект - это форма отображения идей и стремлений людей, которая позволяет управлять деятельностью при условии грамотной постановки цели, разработки шагов по её воплощению и реализации данной задумки .

      По мнению Лепского М. проект может существовать в двух формах:

      а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

      б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

      И в первом и во втором случае проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой .

      Раскрывая проблему социально - культурного проектирования Милютина Н.Р. и Сарычева Л.П. определяют проекты по содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизну способов их разрешения, что проекты могут быть:

      Типовыми

      Уникальными.

      Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.) .

      Генисаретский О.И. дает следующее определение понятию проектирование.

      Проектирование (от лат. projectus, буквально -- брошенный вперёд)- это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Проектирование характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают проектирование как таковое от других типов гуманитарных технологий, например, от исследования.

      По его мнению проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать .

      Таким образом, проектирование - это процесс создания проекта, который характеризуется тем, что его основная идея рассчитана на идеальный результат (идеальный характер действия) и оно нацелено на воплощение данной идеи в будущем. Проектирование имеет общие закономерности, этапы и стадии с определенной спецификой в зависимости от вида проекта, области проектирования. Так как оно является способом изменения реальности, проектирование относится к творческой деятельности. Также оно требует от человека не только профессионализма и знания всех нюансов при выполнении действий по его реализации, но и способности заранее проанализировать особенности той сферы, в которой проект будет "жить", оценить потребность в проектировании выбранной деятельности и проявить разумную долю фантазии и смелости, чтобы данный проект не остался только лишь "иллюзией деятельности", но ровно настолько, чтобы он был пригоден к реализации и результативен.

      Учреждения культуры при разработке социокультурного проекта должны соблюдать этапы проектной деятельности, Семенова Т.Ю. разделяет четыре последовательных этапа:

      1 - подготовка к проектированию;

      2 - разработка проекта;

      3 - реализация проекта;

      4 - завершение проекта.

      1 этап: Подготовка к проектированию. Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социокультурной ситуации и творческого мышления работников культуры. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.

      Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой - либо проблемной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.

      2 этап: Разработка проекта. Данный этап включает планирование проекта и оформление проектной документации, состоящей из трех частей: титульного листа, содержания проекта и приложения.

      На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации - заявителя, срок выполнения, сумму проекта, сведения о полученных ранее грантах и т.п.

      Краткое описание проекта - суть заявки, изложенная в сжатой форме (не более 5 предложений);

      Ведение - своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации - соискателя; отличительные особенности, которые делают её уникальной в области деятельности, непосредственно связанных с проектом или грантовым конкурсом;

      Постановка проблемы - описание проблемы, для решения которой создан проект; чёткое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т.е. обоснование актуальности;

      Цель - результат решения проблемы. Раздел в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего - либо. На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т.е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению нескольких групп задач. Особенно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной - их продвижение потребителям.

      При разработке проекта необходимо определить методы - мероприятия, которые представляются обязательными для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела нужно представить в виде плана - графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.

      Положительным моментом станет уникальность проекта - его инновационный характер (этот раздел имеет место лишь при наличии такового).

      Так же следует описать обязательные пункты проектируемого проекта:

      Сведения о квалификации участников проекта. Важно показать, что профессиональная квалификация организаторов и участников проекта достаточна для его успешной реализации;

      Социальное партнерство. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними;

      Бюджет проекта (смета расходов) - одна из самых главных частей заявки, в которой необходимо учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину.

      Бюджет проекта обычно состоит из трёх частей: прямые расходы, непрямые расходы, оплата труда.

      Прямые расходы включают аренду помещения; аренду и покупку оборудования; эксплуатиционные расходы; расходные материалы (канцелярские товары и т.д.); командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатных материалов и т.д.).

      Непрямые расходы - это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т.п.

      Оплата труда - это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники .

      Согласно мнению Третьяковой О. В. нельзя упускать из виду тот факт, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации - разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющейся в наличии оргтехники (собственным вкладом будут считаться расходы по её амортизации); расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на аренду помещения; коммунальные платежи и связь.

      Следующим пунктом проектирования является пункт - ожидаемы результаты. В этом разделе необходимо доказать что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта .

      В любом проекте определяются факторы успеха и риски, и социокультурные проекты не исключение, Луков В.А. определяет их следующими: факторы успеха подразумевают указание сильных сторон деятельности учреждения культуры, способствующих успешной реализации проекта, а именно:

      Начало фактической деятельности по теме проекта;

      Многолетний опыт организаторов;

      Высокая квалификация персонала;

      Креативный потенциал коллектива, инновационные способности;

      Широкое социальное партнерство;

      Согласование с региональными программами развития и т.п.

      Риски проекта - негативные факторы, "подводные камни" в реализации проекта. Луков В.А. выделяет следующие причины возникновения рисков:

      Политические (связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства);

      Экономические (связанные с экономической нестабильностью в стране, недостаточным финансированием);

      Производственные (связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов);

      Организационные (недостаточный опыт организаторов);

      Профессиональные (низкий уровень квалификации персонала, нехватка компетентных кадров, способных осуществить проект);

      Не менее важным является определение будущего проекта. Здесь необходимо коротко объяснить, с чьей помощью и за счёт каких ресурсов авторы рассчитывают сохранить и развивать результаты, полученные в рамках проекта.

      Завершающий пунктом должно стать приложение, в него входят документы, материалы, например такие как: регистрационные документы; договоры с организациями - партнерами; публикации об организации в СМИ и т.д.

      После оформления всех вышеперечисленных пунктов можно приступать к следующему этапу проектной деятельности .

      3 этап: Реализация проекта.

      Согласно Мазура И. И. этапы реализации и завершения проекта базируются на управлении проектами - профессиональной деятельности, основанной на применении современных научных знаний, навыков, методов и технологий для достижения эффективных результатов.

      Рис.1

      Первым процессом реализации проекта является инициация - принятие решения о начале выполнения проекта.

      Процесс инициации осуществляется в два этапа:

      Регистрация проекта, подготовка и проведение презентации;

      Собственно инициация проекта.

      При регистрации проекта заполняется шаблон, содержащий основную информацию. Затем проекту присваивается статус "Зарегистрирован" и определяется информационное пространство (бумажная папка-накопитель и (или) электронная папка в компьютере) для хранения проектной документации .

      Следующим процессом является планирование проекта, по мнению Козловой Т.В. оно представляется - как определение целей и критериев успеха; разработка стратегии их достижения. Планирование осуществляется в течение всего срока реализации проекта. В самом начале проектной деятельности обычно разрабатывается неофициальный предварительный план, т. е. составляется общее представление о том, что нужно выполнить для реализации проекта. Выбор проекта в значительной степени основывается на предварительных оценках.

      Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации:

      Определяются ключевые точки проекта;

      Формулируются задачи;

      Устанавливается их взаимная зависимость.

      Планирование включает много процессов, отдельные из которых имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Помимо основных процессов планирования немало важное значение имеют и вспомогательные процессы:

      Планирование организации - определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в работе проекта;

      Планирование взаимодействия - определение потоков информации и способов взаимодействия участников проекта;

      Планирование качества - определение используемых в проекте стандартов качества и путей их достижения;

      Оценка риска - прогнозирование вероятности наступления угрожающих событий, рассмотрение их характеристик и возможного влияния на проект;

      Разработка реагирования - определение действий, необходимых для предупреждения рисков и реакции на угрожающие события.

      В результате планирования выстраивается организационная структура проекта, составляется календарный график этапов, рассчитывается бюджет .

      Пайпе С.П обращает внимание на что, для сложных проектов может потребоваться разработка регламента реализации проектных работ. В регламенте указывается следующая информация:

      График совещания рабочей группы;

      Порядок и форма отчетности;

      Порядок контроля исполнения работ;

      Периодичность актуализации графика работ;

      Порядок сбора и актуализации информации;

      Порядок доступа к документации;

      Порядок коммуникаций.

      Как правило, план проекта постоянно корректируется с учетом текущей ситуации. После утверждения формального плана на менеджера проекта ложатся задачи по его реализации .

      По мнению Зайцева Д.А. необходимо учесть тот факт, что исполнение - это координация всех ресурсов для реализации составленного плана и после запуска проекта все задачи календарного плана ставятся сотрудникам к исполнению с индикацией выполнения задач-предшественников. Менеджер проекта подтверждает выполнение задач приемкой результатов работы. Устанавливается нормативный срок проведения совещаний по проекту.

      По их результатам менеджер проекта должен актуализировать фактический ход его реализации. В процессе выполнения работ менеджер может изменить параметры задач календарного графика или добавить новые задачи, при этом прогнозные значения сроков выполнения и бюджет проекта могут отличаться от тех, что утверждены в плане. По достижении цели проекта менеджер составляет отчет и запускает процедуру завершения проекта.

      В процессе реализации могут возникать какие - либо отклонения, которые необходимо анализировать. Если в результате анализа становится очевидной необходимость определения и применения корректирующего воздействия, то нужно найти наиболее оптимальный вариант, скорректировать план оставшихся работ и согласовать намеченные изменения со всеми участниками проекта .

      Четвертым необходимым процессом реализации проекта является контроль - регулярное измерение ключевых параметров проекта и идентификация обнаруженных отклонений. Руководители обязаны постоянно контролировать ход работы над проектом. Контроль заключается в сборе фактических данных о выполнении работ и сравнении их с плановыми заданиями. К сожалению, отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда, поэтому в задачу менеджера входит анализ влияния возможных отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом, а также выработка соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, то может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач за счет выделения для этого большего объема ресурсов .

      Рязанцева Л.М. в своем труде "Секреты успеха проектной деятельности" делает акцент на то, что при реализации проекта менеджеру необходимо контролировать:

      Соблюдение сроков выполнения этапов и достижения контрольных точек проекта, установленных в утвержденном плане;

      Соблюдение утвержденного бюджета проекта;

      Своевременную актуализацию графика проекта, т. е. перенос прогнозируемых сроков для не начавшихся или не завершенных на текущую дату задач, которые должны быть начаты или завершены по плану прогнозов.

      Период контроля соответствует периоду совещаний по проекту. Существенные отклонения фактических (прогнозных) значений от плановых должны быть обоснованы менеджером проекта.

      Своевременным процессом должен стать анализ - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха, принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий.

      Процессы анализа включают анализ плана и анализ исполнения проекта. Анализ плана должен выявить, удовлетворяет ли составленный план исполнения проекта требованиям, предъявляемым к проекту, и ожиданиям его участников. Он выражается в оценке показателей плана командой и другими участниками проекта. На стадии планирования результатом анализа может стать принятие решения об изменении начальных условий и составлении новой версии плана либо разработанной версии в качестве базового плана проекта, который в дальнейшем составит основу для измерения исполнения.

      В ходе анализа исполнения оцениваются состояние и прогноз успешности исполнения проекта согласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования. В силу уникальности проектов эти критерии не являются универсальными, но для большинства проектов в число основных ограничений и критериев успеха входят цели, сроки, качество и стоимость работ проекта. При отрицательном прогнозе принимается решение о корректирующем воздействии, способы которого определяются в процессе управления изменениями .

      Процессы анализа Калякина А.В. подразделяет на основные и вспомогательные. К основным процессам относятся те процессы, которые непосредственно связаны с целями проекта и показателями, характеризующими успешность исполнения проекта:

      Анализ сроков - определение соответствия фактических и прогнозных сроков исполнения операций проекта запланированным;

      Анализ стоимости - определение соответствия фактической и прогнозной стоимости операций и фаз проекта запланированным;

      Анализ качества - мониторинг результатов с целью проверки их соответствия приняты м стандартам качества и определения путей устранения причин, при водящих к получению нежелательных результатов в исполнении качества проекта;

      Подтверждение целей - процесс формальной приемки результатов проекта его участниками (инвесторами, потребителями и др.).

      Вспомогательные процессы анализа связаны с анализом факторов, влияющих на цели и критерии успеха проекта, они включают:

      Оценку исполнения - анализ результатов работы и распределение проектной информации с целью снабжения участников проекта данными о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта;

      Анализ ресурсов - определение соответствия фактической и прогнозной загрузки и производительности ресурсов запланированным, анализ соответствия фактического расхода материалов плановым значениям.

      В результате анализа принимается решение руководителем о продолжении исполнения проекта по намеченному ранее плану или определяется необходимость применения корректирующего воздействия .

      Заключающим этапом проектной деятельности является - завершение проекта.

      Говоря о этом этапе проекта в своей книге "Новый проект. Идея, реализация, проблемы и перспективы" Веревкин А. В. дает определение завершению проекта. Завершение - период достижения конечных целей, подведения итогов, разрешения конфликтов и закрытия проекта. Главной задачей завершения проекта является консолидация всех знаний и полученных навыков, собранных в ходе реализации.

      На стадии завершения следует убедиться в том, что все работы выполнены. Для этого планируются и реализуются контрольные мероприятия, проводится анализ, составляется перечень невыполненных работ, осуществляется детальное планирование их выполнения, организуются оперативные совещания. Многие руководители проектов создают отдельную группу специалистов, в задачу которых входит выявление и завершение оставшихся работ.

      После логического завершения всех мероприятий заявитель оценивает результаты проекта, составляет отчет о завершении проекта и итоговый финансовый документ.

      В отчете о завершении проекта приводится конечный результат деятельности по проекту. Он включает итоговые версии всех основных окончательных результатов: представление и область охвата, функциональные спецификации и пр. Проектная группа и заказчик могут использовать этот отчет как краткую справку о проделанной работе и основу для дальнейших проектов. Качество заполняемого отчета свидетельствует о том, насколько участники проекта прониклись идеей и какие сделаны выводы. Отчет должен включать все интересные аспекты проекта, а также позитивный и негативный опыт. Полученные знания должны быть документально оформлены для дальнейшего распространения среди других сообществ и заинтересованных партнерских организаций .

      Таким образом, в современной России в условиях децентрализации управления сферой культуры были созданы предпосылки для появления новых подходов, одним из которых выступает проектно-ориентированный подход. В сложившейся ситуации именно проекты, как организационно-управленческая форма, помогают организациям и учреждениям культуры адаптироваться к рыночным отношениям, позволяют "вписаться" и традиционным, и инновационным направлениям культуры в систему новых экономических отношений. Проектирование имеет общие закономерности, этапы и стадии с определенной спецификой в зависимости от вида проекта, области проектирования.

      Во всем мире проходят конференции, симпозиумы, на которых специалисты делятся своими достижениями и новыми идеями в области проектной деятельности. Используя и совершенствуя накопленный опыт, можно преумножить имеющиеся достижения и обеспечить успех учреждению культуры.