Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Ключевые институты. Социальный институт: признаки. Примеры социальных институтов

    Ключевые институты. Социальный институт: признаки. Примеры социальных институтов

    План

    Введение

    1. Социальный институт: понятие, виды, функции

    2. Сущность, особенности процесса институционализации

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество:

    Государство своё назначение осуществляет через согласование разнородных интересов, через формирование на их основе всеобщего интереса и его реализации с помощью государственной власти;

    - Право - это свод правил поведения, которые регулируют взаимоотношения людей в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами;

    - Религия - это общественный институт, реализующий потребность людей в поисках смысла жизни, истины и идеалов.

    Для общества чрезвычайно важен устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, которые регулируют различные сферы человеческой деятельности и организуют их в систему ролей и статусов.

    Любой социальный институт, чтобы стать устойчивой формой организации совместной деятельности людей, складывался исторически, на протяжении развития человеческого общества. Общество и представляет собой систему социальных институтов как сложную совокупность экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

    Также исторически шёл процесс институционализации, т.е. превращения каких-либо социальных, политических явлений или движений в организованные учреждения, формализованные, упорядоченные процессы с определённой структурой отношений, иерархией власти различных уровней и др. признаками организации, такими как дисциплиной, правилами поведения и т.п. Начальные формы институционализации возникли на уровне общественного самоуправления и стихийных процессов: массовых или групповых движений, волнений и т.д., когда в них возникали упорядоченные, направленные действия, лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем и постоянные руководящие группы. Более развитые формы институционализации представлены сложившейся политической системой общества со сформированными социальными и политическими институтами и институциональной структурой власти.



    Рассмотрим подробнее такие категории социологии, как социальный институт и институционализация.

    Социальный институт: понятие, виды, функции

    Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Они являются фундаментом общества, на котором возвышается само здание. Они - те «опоры, на которых держится весь социум». Социология. Под редакцией профессора В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2009, с. 217. Именно благодаря социальным институтам «общество выживает, функционирует и эволюционирует». Там же, с. 217.

    Определяющим условием появления социального института является возникновение социальных потребностей.

    Социальные потребности характеризуются следующими признаками:

    Массовость проявления;

    Устойчивость во времени и пространстве;

    Инвариантность применительно к условиям существования социальной группы;

    Сопряжённость (возникновение и удовлетворение одной потребности влечёт за собой целый комплекс других потребностей).

    Основное предназначение социальных институтов - обеспечение удовлетворения важных жизненных потребностей. Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение, устройство) - это «исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции». Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Изд-во «Библиотека», 2004, с. 150. Т.е. социальный институт определяется как организованная система социальных связей и социальных норм, которая объединяет общезначимые ценности и процедуры, удовлетворяющие определённым социальным потребностям.

    Даётся и такое определение: социальный институт представляет собой:

    - «Ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

    Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    Формальную и неформальную организацию;

    Совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений». Кравченко А.И. Социология. М.: Проспект, 2009, с. 186.

    Итоговое определение социальных институтов: это специфические образования, выполняющие общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

    Характерные черты социальных институтов:

    Постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

    Чёткое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников связи и отношения;

    Регламентация и контроль этих взаимодействий;

    Наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов.

    Основными социальными институтами (в зависимости от сферы действия институты бывают реляционными - определяющими ролевую структуру общества по различным признакам, и регулятивными - определяющими границы независимых действий индивида для достижения личных целей):

    Институт семьи, выполняющий функцию воспроизводства общества;

    Институт здравоохранения;

    Институт социальной защиты;

    Институт государства;

    Церковь, бизнес, СМИ и др.

    Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: религия, образование, экономика, управление, власть, мораль, право, торговля и т.д. Т. е. если обобщить весь перечень элементов социальных институтов, то они предстанут «в качестве глобальной социальной системы, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей насущные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным авторитетом и регулируемой сводом социальных норм и правил». Социология. Под редакцией профессора В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2009, с. 220.

    Социальные институты имеют институциональные признаки, т.е. черты и свойства, которые присущи всем органически и выражают их внутреннее содержание:

    Стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение, послушание, субординация, исполнительность и т.д.);

    Символы и знаки (герб государства, флаг, крест, обручальное кольцо, иконы и др.);

    Кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки);

    Физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественные здания для государственной власти, заводы и фабрики для производства, учебные классы и аудитории, библиотеки для образования, храмы для религиозных отправлений);

    Ценности и идеи (любовь к семье, демократия в обществе свободы, православие и католицизм в христианстве и т.д.). Из: Кравченко А.И. Социология. М.: ТК Велби, Проспект, 2004, с. 187.

    Перечисленные свойства социальных институтов являются внутренними. Но выделяются также внешние свойства социальных институтов, которые каким-либо образом воспринимаются людьми.

    К таким свойствам относятся следующие:

    Объективность, когда люди воспринимают институты государства, собственности, производства, образования и религии как определённые объекты, существующие независимо от нашей воли и сознания;

    Принудительность, поскольку институты навязывают людям (при этом не зависят от воли и желаний людей) такое поведение, мысли и поступки, которые люди для себя не желали бы;

    Моральный авторитет, законность социальных институтов. Так, например, государство - единственный институт, имеющий право применять силу на своей территории на основе принятых законов. Религия имеет свой авторитет на основе традиций и морального доверия людей к церкви;

    Историчность социальных институтов. Это даже доказывать нет необходимости, потому что за каждым из институтов лежит многовековая история: с момента зарождения (возникновения) и до настоящего времени.

    Для социальных институтов характерно чёткое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия; согласованность, слаженность их действий; достаточно высокий и жёсткий уровень регуляции и контроля над этим взаимодействием.

    Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Заболел человек - обращается в институт здравоохранения (клиника, больница, поликлиника). Для продолжения рода есть институт семь и брака и т.д.

    Институты одновременно с этим выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

    Роль социальных институтов в обществе похожи на функции биологических инстинктов в природе. Человек в процессе развития общества утратил почти все свои инстинкты. А мир опасен, постоянно меняется окружающая среда, и он должен в этих условиях выживать. Как? На помощь и приходят социальные институты, которые выполняют в человеческом обществе роль инстинктов. Они помогают человеку и всему обществу выживать.

    Если социальные институты функционирую в обществе нормально, то это благо для него. Если нет - они становятся колоссальным злом. Институты постоянно развиваются, и каждый из них выполняет свои основные функции. Например институт семейно-брачных отношений выполняет функции заботы, выхаживания и воспитания детей. Экономические институты выполняют функции добывания пищи, одежды, жилья. Образовательные выполняют функции социализации людей, приобщение к базисным ценностям человеческого общества и практике реальной жизни. И т.д. Но существует ряд функций, которые выполняются всеми социальными институтами.

    Эти функции являются общими для социальных институтов:

    1. Удовлетворение конкретной социальной потребности;

    2. Функци закрепления и воспроизводства общественных отношений. Эта функция реализуется в стабилизации общественного взаимодействия путём сведения их к предсказуемым образцам социальных ролей.

    3. Реуглятивная функция. С её помощь. социальные институты вырабатывают стандарты поведения для формирования предсказуемости во взаимодействии людей. Посредством социального контроля любой институт обеспечивает устойчивость социальной структуры. Такая регламентация необходима для совместной деятельности и осуществляется на основе выполнения каждыми ролевых требований - ожиданий и рационального распределения имеющихся в обществе ресурсов.

    4. Интегративная функция. Она способствует сплочению, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп посредством системы правил, норм, санкций и ролей. Наиболее важным социальным институтом в осуществлении функции интеграции общества является политика. Она согласовывает разнородные интересы социальных групп, индивидов; формирует на их основе общепринятые цели и обеспечивает их реализацию путём направления необходимых ресурсов для их осуществления.

    5. Функция трансляции заключается в передаче накопленного опыта новым поколениям. Каждый социальный институт стремится обеспечить успешную социализацию личности, передавая ей культурный опыт и ценности для полноценного выполнения различных социальных ролей.

    6. Функция коммуникации предполагает распределение информации как внутри института с целью управления и контроля над соблюдением норм, так и для взаимодействия между институтами. Особую роль в реализации этой функции играют средства массовой информации (СМИ), которые называются «четвёртой властью» после законодательной, исполнительной и судебной.

    7. Функция защиты членов общества от физической опасности, обеспечения личной безопасности граждан выполняют правовые и военные институты.

    8. Функция регулирования властных отношений. Эту функцию осуществляют политические институты. Они обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение демократических ценностей, а также стабилизацию существующей в обществе социальной структуры.

    9. Функция контроля над поведением членов общества. Её осуществляют политические и правовые институты. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные нормы, с другой, - к одобрению желательного для общества поведения.

    Таковы функции социальных институтов.

    Как видим, каждая функция социального института заключается в той пользе, которую он приносит обществу. Для социального института функционировать - значит, приносить пользу обществу. Если социальным институтом обществу наносится вред, то эти действия его называются дисфункцией. Например, в настоящее время в России налицо кризис института семьи: страна вышла на первое место по количеству разводов. Почему это случилось? Одной из причин является неправильное распределение ролей между мужем и женой. Другой причиной - неэффективная социализация детей. В стране миллионы беспризорных, брошенных родителями детей. Последствия для общества можно легко себе представить. Здесь налицо дисфункция социального института - института семьи и брака.

    С институтом частной собственности в России также далеко не всё гладко. Институт собственности вообще для России новый, так как был утрачен с 1917 года, родились и выросли поколения, не знавшие, что такое частная собственность. Уважение к частной собственности ещё предстоит у людей воспитать.

    Социальные связи (статусы и роли, в рамках которых люди осуществляют своё поведение), социальные нормы и процедуры (стандарты, образцы поведения в групповых процессах), общественные ценности (общепризнанные идеалы и цели) являются элементами социального института. Общество должно иметь систему идей, которая формирует смыслы, цели и стандарты поведения людей, объединённых для совместной деятельности, по удовлетворению определённой социальной потребности - идеологию. Идеология объясняет каждому члену общества необходимость существования данного института, соблюдения социальных норм для достижения поставленных целей.

    Чтобы социальные институты развивались, в обществе должны быть объективно заданные условия, необходимые для развития социальных институтов:

    В обществе должна появиться и распространиться какая-либо социальная потребность, которую обязательно осознают многие члены общества. Поскольку она осознанная, то должна стать главной предпосылкой становления нового института;

    В обществе должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система процедур, операций, чётких действий, направленных на реализацию новой потребности;

    Для реального выполнения своей роли, социальным институтам необходимы ресурсы - материальные, финансовые, трудовые, организационные, которые общество должно постоянно пополнять;

    Чтобы обеспечить самостановление и саморазвитие любого социального института, необходима особая культурная среда - определённый свод правил поведения, социальных действий, которые отличают людей, принадлежащих к данному институту (организационная, корпоративная и т.д. культура).

    Если таковых условий нет, возникновение, становление и развитие конкретного социального института невозможно.

    Таким образом, социальные институты характеризуются как организованные социальные системы, имеющие устойчивые структуры, интегрированные элементы и определённую изменчивость своих функций. Их деятельность считается позитивно-функциональной, если она способствует сохранению стабильности общества. Если нет, то их деятельность является дисфункциональной. Нормальное функционирование любого социального института является необходимым условием развития общества.

    Если происходит так называемый «сбой» в функционировании социальных институтов, то это моментально вызовет напряжение в социальной системе в целом.

    Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций сложились в общие социальные функции социальных институтов, о которых сказано выше. Каждый институт представляет собой определённый вид социальной системы. Функции многообразны, но определённая упорядоченная система - классификация социальных институтов существует.

    Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

    1. Экономико-социальные институты. Их категории - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа. Они обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, взаимодействуя с другими сферами социальной жизни;

    2. Политические институты. Здесь: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, которые преследуют политические цели и направлены на установление и поддержание какой-либо политической власти. Политические институты «обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры». Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Библионика, 2004, с. 152;

    3. Социокультурные и воспитательные институты. Их цель - освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение человека в определённую субкультуру и социализация людей через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения, а также защита ценностей и норм.

    4. Нормативно-ориентирующие социальные институты. Они являются механизмами морально-этического регулирования поведением людей. Их цель - придание поведению и мотивации нравственной аргументации, этической основы. Именно эти институты утверждают в обществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения;

    5. Нормативно-санкционирующие социальные институты. Они занимаются общественным регулированием поведения членов общества на основе норм, правил и предписаний, которые закреплены юридически, т.е. законами или административными актами. Эти нормы обязательны, они обеспечиваются принудительно;

    6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на договорных нормах и их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты и взаимодействие людей, разнообразные акты группового и межгруппового поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д. регламент собраний, заседаний, деятельность каких-либо объединений.

    Таковы виды социальных институтов. Очевидно, что формой социальных институтов выступают социальные организации, т.е. такой способ совместной деятельности, при котором она принимает форму упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение общей цели взаимодействия. Социальные организации всегда целенаправленны, иерархичны и субординированы, специализированы по функциональному признаку и имеют определённую организационную структуру, а также свои механизмы, средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов.

    К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д. Государство - основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.Наука - особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки - познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).Право - социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья - это не только институт, но и малая социальная группа.

  • 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
  • 6.Функции тгп.
  • 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
  • 1. Прецедент толкования
  • 8. Виды юридической практики.
  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 21.Предпосылки происхождения государства
  • 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
  • 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
  • Теория специализации
  • Восточный (азиатский) путь возникновения государства
  • Западный путь возникновения государства
  • 24.Основные закономерности развития государства и права
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Государство: понятие, признаки.
  • 27.Сущность государства
  • 28.Соц.Назначение госва
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 15. Общество: понятие, социальные институты

    Общество - совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных, общностью экономической, социальной, политической и духовной метни. единой государственной властью и правовой системой.

    Люди, составляющие данное общество имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, вхо­дящих в другие сообщества.

    Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности по отношению друг к другу, составляющей социальную жизнь.

    Люди - существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью.

    Институты

    Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства.

    Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты - племена.

    Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты .

    Исторически первым политическим институтом , самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

    Социальные институты

    Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы .

    Социальный институт в широком смысле - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; социальный институт в более узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Основнаяцель социальных институтов - достижение стабильности в ходе развития общества.

    Выделяют функции социальных институтов:

    1. Удовлетворение потребностей общества .

    Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности - церковью, потребности в познании окружающего мира - наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность - удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

    2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы – семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность ее распада.

    3. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов,но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания

    4. Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и безответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

    5. Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

    6. Коммукативные функции . Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику – формальные связи. У института средств массовой информации – это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим – в меньшей.

    Структуру социального института образуют:

      социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

      совокупность норм , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

      система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

      идеологические обоснования деятельности социального института;

      социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

    В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

      экономические институты - разделение труда, собственность , рынок , торговля , заработная плата , банковская система , биржа, менеджмент , маркетинг и т.д.;

      политические институты - государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

      институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

      институты культуры - школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

    Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Условия появления системы социальных институтов:

    а) в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте;

    б) общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

    Социальные институты – 1) элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2) ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3) определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

    Основные черты (признаки) социального института:

    1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию.

    2. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур.

    3. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий (поведения) в соответствии с этими нормами и образцами.

    4. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели.

    5. Обладает определенными средствами (материальными и человеческими ресурсами) и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

    6. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

    Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т. д.); идеологические обоснования деятельности социального института; социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

    Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества

    Типы социальных институтов классифицируют:

    1. По сферам жизни общества: а) экономические (разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. д.); б) политические (государство, армия, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество); в) стратификации и родства (класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство); г) культуры (школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь).

    2. В зависимости от их сферы деятельности: а) реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б) регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

    3. По функциональным качествам.

    4. По времени существования и др.

    Социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций.

    Типы функций социальных институтов

    А) Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; 2. Регулятивная функция – выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т. е. социальный институт как элемент социального контроля); 3. Интегративная функция – процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп; 4. Транслирующая функция – передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям; 5. Коммуникативная функция – распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

    Б) Отдельные функции:

    – социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.);

    – социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья);

    – социальный институт производства средств существования выполняет созидательную функцию;

    – социальный институт права выполняет функцию разработки правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм и т. д.

    В) Р. Мертон предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции. Явные – приняты официально, признаны и контролируются обществом; скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно. При расхождении этих функций возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества, так как наряду с официальными институтами формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

    Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (институт рабства), а другие – появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации (процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах).

    Основные социальные институты

    1. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Функции: экономическая, репродуктивная, воспитательная и т. д.

    2. Социальные институты политики: осуществляют реализацию политической власти. Внутренние функции: хозяйственная, стабилизационная, координационная, обеспечения защиты населения и др.; внешние функции: обороны, международного сотрудничества и др.

    3. Экономические институты : институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и другие виды систематизированной экономической активности. Экономика как социальный институт обеспечивает людей материальными условиями существования, является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Основная функция: производство и распределение товаров и услуг.

    4. Образование – социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Образование способствует социализации индивида и развитию личности, содействует ее самореализации. Функции: адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. д.

    5. Право – социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

    6. Религия – как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики. Функции: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая, общекультурная и др.

    Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня (например, суд – институты адвокатуры, прокуратуры, судейства). Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность – удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т. д.).

    Социальные институты классифицируют по разным критериям. Наиболее распространенной является классификация по целям (содержанию заданий) и сферы деятельности . В таком случае принято выделять экономические, политические, культурные и воспитательные, социальные комплексы институтов:

    - экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, - это все макроинституты, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля). Макроинституты строятся из таких институций как собственность, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования;

    - политические институты (государство, Верховная Рада, политические партии, суд, прокуратура и т.д.) – их деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении социального порядка;

    - институты культуры и социализации (наука, образование, религия, искусство, разные творческие учреждения) – это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия с целью создания, укрепления и распространения культуры (системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения;

    - институт семьи и брака – способствуют воспроизводству человеческого рода;

    - социальные – организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, т.е. регулирующие повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.

    Внутри главных институтов скрываются неглавные или не основные институты. Например, внутри института семьи и брака выделяются не основные институты: отцовства и материнства, родовой мести (как пример неформального социального института), имянаречения, наследования социального статуса родителей.

    По характеру целевых функций социальные институты делятся на:

    - нормативно-ориентирующие, осуществляют морально-этическую ориентацию поведения индивидов, утверждают в обществе общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения;

    - нормативно-регулирующие, осуществляют регулирование поведения на основе норм, правил, специальных приписок, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения является государство, ее представительские органы;

    - церемониально-символические и ситуативно-конвенционные, определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации (обращение, приветствие, утверждения/не утверждения).

    В зависимости от количества выполняемых функций выделяют: монофункциональные (предприятие) и полифункциональные (семья).

    По критериям способа регулирования поведения людей выделяют формальные и неформальные социальные институты.

    Формальные социальные институты. Основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах, законах, указах, регламентах, инструкциях), осуществляют управленческие и контрольные функции на основе санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и криминальным). К таким институтам принадлежат государство, армия, школа. Их функционирование контролирует государство, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Формальные социальные институты определяют прочность общества. Они регулируются не только писаными правилами – чаще всего речь идет о переплетении писанных и неписанных норм. Например, экономические социальные институты функционируют на основе не только закона, инструкции, приказа, но и такой неписанной нормы, как верность данному слову, которая зачастую оказывается сильнее десятков законов или постановлений. В некоторых странах взяточничество стало неписанной нормой, настолько распространенной, что является достаточно устойчивым элементом организации экономической деятельности, хотя оно преследуется законом.

    Анализируя любой формальный социальный институт, необходимо исследовать не только формально зафиксированные нормы, правила, но и всю систему стандартов, в том числе морально-нравстенных эталонов, обычаев, традиций, которые устойчиво участвуют в регулировании институализированных взаимодействий.

    Неформальные социальные институты. Они не имеют четкой нормативной базы, то есть взаимодействия в рамках этих институтов не закреплены формально. Являются результатом социального творчества на основе волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах устанавливается с помощью норм, закрепленных в гражданской мысли, традициях, обычаях. К ним относят разные культурные и социальные фонды, объединения по интересам. Примером неформальных социальных институтов может быть дружба – один из элементов, который характеризует жизнь любого общества, обязательное устойчивое явление человеческого сообщества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля и санкций в этом социальном институте. Но эта регламентация не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства и т.д.), но нет учреждений. Она имеет четкое отграничение (от любви, взаимоотношений с коллегами по службе, братских отношений), но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров. Другой пример неформальных социальных институтов – соседство, которое является значимым элементом социальной жизни. Примером неформального социального института может быть институт кровной мести, который частично сохранился у некоторых народов востока.

    Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены сообщества. Однако надо помнить, что в любом обществе существует известная доля аномичного, т.е. не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Это обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов.

    Среди ученых идет спор о том, какие социальные институты оказывают наиболее существенное влияние на характер общественных отношений. Значительная часть ученых считает, что наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе оказывают институты экономики и политики. Первый создает материальный базис развития общественных отношений, так как нищее общество не в состоянии развивать науку и образование, а следовательно, повышать духовный и интеллектуальный потенциал общественных отношений. Второй создает законы и реализует властные функции, что позволяет выделять приоритеты и финансировать развитие определенных сфер общества. Однако к не меньшим социальным изменениям может привести развитие институтов образования и культуры, которые будут стимулировать экономический прогресс общества и развитие его политической системы.

    Институциализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.

    Первая группа последствий - очевидные последствия.

    · Формирование института образования на месте спорадических, спонтанных и, может быть, экспериментальных попыток передачи знаний приводит к существенному повышению уровня овладения знаниями, обогащению интеллекта, способностей личности, ее самореализации.

    В результате происходит обогащение всей общественной жизни и ускорение общественного развития в целом.

    Фактически каждый социальный институт, с одной стороны, способствует более качественному, надежному удовлетворению потребностей индивидов, а с другой – ускорению общественного развития. Поэтому чем больше общественных нужд удовлетворяется специально организованными институтами, тем более многогранно развито общество, тем оно качественно богаче.

    · Чем шире область институциализированного, тем больше предсказуемости, устойчивости, упорядоченности в жизни общества и личности. Расширяется зона, в которой личность свободна от своеволия, неожиданностей, надежды на «авось».

    Не случайно степень развитости общества определяется степенью развитости социальных институтов: во-первых, какой тип мотивации (а значит нормы, критерии, ценности) составляет основу институализированных взаимодействий в данном обществе; во-вторых, насколько в данном обществе развита система институализированных систем взаимодействий, насколько широк круг социальных задач, решаемых в рамках специализированных институтов; в-третьих, насколько высок уровень упорядоченности тех или иных институциональных взаимодействий, всей системы институтов общества.

    Вторая группа последствий – возможно, самые глубокие последствия.

    Речь идет о тех последствиях, которые порождены обезличенностью требований к тому, кто претендует на определенную функцию (или уже выполняет ее). Эти требования облекаются в форму четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения – норм, поддерживаемых санкциями.

    Социальные организации.

    Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно.

    Термин «организация» употребляется в трех смыслах.

    В первом случае организацией может называться искусственное объединение институциального характера, занимающее определенное место в обществе и выполняющее определенную функцию. В этом смысле организация выступает как социальный институт. В таком значении «организацией» можно назвать предприятие, орган власти, добровольческий союз и т.д.

    Во втором случае термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации (распределении функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т.д.). Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

    В третье случае под «организацией» может пониматься характеристика степени упорядоченности какого-либо социально объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое. С этим содержанием термин «организация» употребляется, когда речь идет об организованных или неорганизованных системах. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

    Организация как процесс упорядочивания и согласования поведения индивидов присуща всем общественным образованиям.

    Социальная организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования высокоформализованных структур.

    Согласно убеждений П.Блау, собственно к организациям могут быть причислены лишь социальные образования, которые в научной литературе обычно обозначаются как «формальные организации».

    Черты (признаки) социальной организации

    1. Четко определенная и декларированная цель, которая объединяет индивидов на основе общего интереса.

    2. Имеет четкий общеобязательный порядок, систему ее статусов и ролей – иерархичную структуру (разделение труда по вертикали). Высокий уровень формализации отношений. Согласно правила, регламенты, распорядок охватывают всю сферу поведения ее участников, социальные роли которых четко определены, а отношения предполагают власть и подчинение.

    3. Должна иметь координирующий орган или систему управления.

    4. Выполняют достаточно устойчивые функции по отношению к социуму.

    Значимость социальных организаций заключается в том, что:

    Во-первых, любая организация стоит из людей, включенных в деятельность.

    Во-вторых, ориентирована на выполнение жизненно важных функций.

    В-третьих, изначально предполагает контроль над поведением и деятельностью людей, входящих в состав организаций.

    В-четвертых, использует средства культуры в качестве инструмента этой регуляции, ориентирована на достижение выдвигаемой цели.

    В-пятых, в наиболее концентрируемом виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы и проблемы.

    В-шестых, сам человек пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, школа, поликлиника, магазин, банк, профсоюз и т.д.).

    Необходимым условием функционирования организации является: во-первых, соединение разнородных деятельностей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения поставленных общих целей и задач, продиктованных потребностями более широкого социума. Во-вторых, заинтересованность индивидов (групп) в сотрудничестве как средстве реализации собственных целей и решения своих проблем . Это в свою очередь, предполагает установление определенного социального порядка, разделения труда по вертикали, что является третьей предпосылкой для формирования организации. Выполнение управленческой функции предполагает наделение лиц, специализирующих на этой деятельности, определенными полномочиями – властью и формальным авторитетом, т.е. право отдавать указания подчиненным и требовать их выполнение. С этого момента лица, выполняющие базовую деятельность, и лицо, выполняющее управленческие функции, вступают в отношения руководства – подчинения, что предполагает ограничение части свободы и активности первых и передачи им части суверенитета в пользу вторых. Признание необходимости отчуждения работником части своей свободы и суверенитета в пользу другого лица во имя обеспечения необходимого уровня согласованности действий и социального порядка – условие и предпосылка формирования организации и ее деятельности. В связи с этим обязательным является выделение в группе людей, наделенных властью и авторитетом. Такой тип работника именуется руководителем , а тип выполняемой им специализированной деятельности – руководством . Руководители берут на себя функции целеполагания, планирования, программирования соединения, синхронизации и координации базовых деятельностей, контроль за их результатами. Установление и признание власти одного человека над другим – один из важных компонентов формирования организации.

    Следующим компонентом формирования организационных отношений, дополняющим и одновременно ограничивающим власть руководителя, является формирование общих универсальных правил и социальных норм, социокультурных стандартов , предписаний , регулирующих деятельность и организационные взаимодействия. Формирование и интернализация единых правил и социальных норм, регулирующих поведение людей в организации, позволяет повысить устойчивость социальных взаимодействий поведения участников деятельности. Связано с формированием предсказуемых и устойчивых отношений, обеспечением известного уровня стабильности поведения людей. Предполагает закрепление властных полномочий, системы прав, обязанностей, подчиненности и ответственности в системе безличных позиций (официальных статусов) – должностных и профессиональных, подкрепленных системой юридически закрепленных норм, создающих основания для законности власти конкретного должностного лица. В то же время власть нормы ограничивает власть и произвол руководителя, позволяет обеспечить уровень социального порядка без вмешательства руководителя.

    Следовательно, можно назвать два взаимосвязанных, но принципиально различающихся источника регламентации поведения людей: власть человека и власть социальной нормы. При этом власть социальной нормы противостоит власти личности и ограничивает его произвол по отношению к другим.

    Основной критерий структурирования социальных организаций – степень формализации существующих в них отношений. С учетом этого различают формальные и неформальные организации.

    Формальная организация – это базовая подсистема организации. Иногда термин «формальная организация» употребляется как синоним понятия организация. Термин «формальная организация» был введен Э.Мэйо. Формальная организация – это ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах.

    Формальные организации строят социальные отношения на основе регламентации связей, статусов, норм. К ним относятся, например, промышленные предприятия, фирмы, университеты, муниципальные органы (мэрия). В основе формальной организации лежит разделение труда, его специализация по функциональным признакам. Чем развитее специализация, тем многостороннее и сложнее административные функции, тем многограннее структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального распределения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия служебных позиций) и разные специализации по вертикали. Формальная организация рациональна, для нее характерны исключительно служебные связи между индивидами.

    Формализация отношений означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение воли участника безличному порядку. Следование установленному порядку означает: изначальное ограничение свободы, активности каждого участника деятельности; установление определенных правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для их стандартизации. В результате следования четкому порядку возникает понятие «бюрократия».

    М.Вебер рассматривал организацию как систему власти и разрабатывал теоретические основы ее управления. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации больше всего соответствует бюрократическая система. Преимущества бюрократии наиболее заметны, когда ей во время исполнения служебных обязанностей удается исключить личностные, иррациональные, эмоциональные элементы. Согласно этому бюрократии присущи: рациональность, надежность, экономичность. Эффективность, нейтральность, иерархичность, законность действий, централизация власти. Главный недостаток бюрократии – отсутствие гибкости, шаблонность действий.

    Однако, как показывает практика, построить деятельность организаций целиком на принципах формализации отношений невозможно, так как:

    Во-первых, реальная деятельность бюрократии не столь идиллична и порождает ряд дисфункций.

    Во-вторых, деятельность организации предполагает не только строгий порядок, но и творческую активность работника.

    В-третьих, существует множество ограничений на тотальную формализацию отношений:

    · всю сферу человеческих взаимодействий нельзя свести к деловым;

    · формализация деловых отношений возможна только в том случае, если способы деятельности и задачи повторяются;

    · в организации существует масса проблем, требующих инновационных решений;

    · высокий уровень формализации отношений возможен лишь в той организации, ситуация в которой относительно стабильна и определена, что позволяет четко распределить, регламентировать и стандартизировать обязанности работников;

    · для установления и юридического оформления норм необходимо, чтобы эти нормы соблюдались в неформализованной сфере

    Существуют разные классификации формальных организаций: по форме собственности; типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности; возможности сотрудников влиять на организационные цели; масштабу охвата и сфере организационного контроля; типу и степени жесткости организационных структур и степени формализации отношений; степени централизации принятия решений и жесткости организационного контроля; типу используемой технологии; размеру; числу выполняемых функций; типу внешней среды и способу взаимодействия с ней. По разным основаниям организации классифицируют на социетальные и локальные; скалярные (жестко структурированные) и латентные (менее жестко структурированные); административные и общественные; деловые и благотворительные; частные, акционерные, кооперативные, государственные, общественные и др. Несмотря на существенные различия, все они имеют ряд общих черт и могут быть рассмотрены в качестве объекта изучения.

    Часто служебные отношения не вмещаются в сугубо формальные связи и нормы. Для решения ряда проблем работникам иногда приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные никакими правилами. Что совершенно естественно, т.к. формальная структура не может предусмотреть всю сложность отношений.

    Неформальные организации – это альтернативная, но не менее действенная подсистема социальной регуляции поведения, стихийно возникающая и действующая в организации на уровне малых групп. Этот тип регуляции поведения ориентирован на реализацию общих целей и интересов малой группы (зачастую несовпадающих с общими целями организации) и поддержания социального порядка в группе.

    Неформальные организации появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальная организация это спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. В них действуют свои отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации. Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации. Эти взаимодействия в большей степени зависят от личных привязанностей, симпатий.

    Неформальные организации функционируют по неписанным правилам, их деятельность строго не регламентирована приказами, установками руководства, предписаниями. Отношения между участниками неформальных организаций складываются на основе устных соглашений. Решение организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткой дисциплины, поэтому они менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям. Структура и отношения во многом зависят от складывающейся ситуации.

    Возникая в процессе деятельности, неформальная организация может действовать как в сфере деловых, так и неделовых отношений.

    Взаимоотношения формальной и неформальной организаций сложны и диалектичны.

    Очевидно, что несовпадение целей и их функций часто провоцируют конфликты между ними. С другой стороны эти подсистемы социальной регуляции взаимодополняют друг друга. Если формальная организация, объективно ориентированная на достижение общеорганизационных целей, часто провоцирует конфликты между участниками совместной деятельности, то неформальная организация снимает эти напряжения и укрепляет интеграцию социальной общности, без чего деятельность организации невозможна. Кроме того, по утверждению Ч.Барнадра, связь этих систем регуляции очевидна: во-первых, формальная организация возникает из неформальной, т.е. образцы поведения и нормы, создаваемые в процессе неформальных взаимодействий, являются основой для конструирования формальной структуры; во-вторых, неформальная организация – полигон для проверки создаваемых образцов, при отсутствии которой юридическое закрепление социальных норм в формальной подсистеме регуляции ведет к их недействительности; в-третьих, формальная организация, заполняя собой лишь часть организационного пространства, неизбежно порождает неформальную организацию. Неформальная организация оказывает значительное влияние на формальную, и стремится изменить существующие в ней отношения согласно своим потребностям.

    Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об это мясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

    Выводы

    Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Исторически они расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальных групп, общества в целом. Как правило, эти взаимодействия и связи институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозабновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества.

    Определение роли социальных институтов в социальных изменениях и развитии можно свести к двум взаимосвязанным действиям:

    Во-первых, они обеспечивают переход к качественно новому состоянию социальной системы, ее прогрессивного развития.

    Во-вторых, могут способствовать разрушению или дезорганизации социальной системы.

    Литература

    1. Соціологія: Навч. Посібник / За ред. Г.В. Дворецької – 2-ге вид., перероб. і доповн. – К.: КНЕУ, 2002.

    2. Социология: Уч. пос. под ред. Лавриненко В.Н. – 2-е узд, перераб и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000.

    3. Соціологія / За ред.. В.Г.Городяненка. – К., 2002.

    4. Общая социология: Учебн. пособие / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 2002.

    5. Харчева В. Основы социологии: учебник для студентов. – м.: Логос, 2001.

    6. Оссовський В. Соціальна організація та соціальна інституція // Соціологія: теорія, метод, маркетинг. – 1998 - №3.

    7. Резник А. Институциональные факторы стабильности слабоинтегрированного украинского общества // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005 - №1. – С.155-167.

    8. Лапки В.В., Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинскими российским массовым сознанием // Полис – 2005 - №1. – С.50-62.


    Похожая информация.