Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект непосредственной образовательной деятельности - тема: «Сова» (художественное творчество). Рисование в средней группе «Совушка-Сова» Видео

    План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект непосредственной образовательной деятельности - тема: «Сова» (художественное творчество). Рисование в средней группе «Совушка-Сова» Видео

    юлия кашинцева

    Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование с использованием нетрадиционной техники ) в подготовительной группе .

    Задачи : Закреплять умение рисовать поролоном ; совершенствовать технические навыки при работе кистью и гуашью; уточнить знания о сове; воспитывать бережное отношение к природе. Развивать связную речь.

    Материалы и оборудование : листы бумаги А-4 с контуром птицы без крыльев, гуашь, палитры, кисти № 3, стаканчики с водой, 2 прищепки с кусочками поролона (для удобства, салфетки, фото совы, схема для составления рассказа о птице. Аудиозапись «Вечер в лесу» , магнитная доска с изображением ели.

    Ход НОД:

    Дети стоят в кругу с воспитателем.

    В : Ребята, на этой недели мы говорили о птицах. Давайте их назовем.

    Проводится игра с мячом «Я знаю птицу» . После игры дети садятся на стулья.

    В : Молодцы, много птиц назвали. А сегодня более подробно поговорим вот о какой птице. Послушайте загадку :

    Все слепой меня считают

    Утром, днём. Но ночью я

    Вижу всех во тьме кромешной :

    Даже кроху муравья.

    (Сова )

    Воспитатель выставляет на мольберт несколько фото сов.

    В : Ребята, а что вы знаете об этой птице?

    Дети по цепочке составляют рассказ о сове, опираясь на схему.

    В : Сова очень красивая птица. Посмотрите, какое оперение, какие большие глаза.

    В : Сегодня мы нарисуем совушек. А в передаче образа нам поможет поролон. Давайте вспомним, как рисовать поролоном . (Ответы детей) .

    В : Молодцы, все вспомнили. Садитесь за столы. Приступаем к работе. Сначала раскрасим птиц по контуру, а потом внутри. После этого нужно взять другую прищепку с поролоном и заполнить фон.

    Дети выполняют работу.

    В : Пока наша работа подсохнет, давайте отдохнем.

    Физминутка :

    В лесу темно,

    Все спят давно.

    (Дети изображают спящих)

    Все птицы спят.

    Одна сова не спит ,

    Летит, кричит.

    (Дети делают взмахи руками)

    Совушка - сова ,

    Большая голова.

    На суку сидит,

    Головой вертит.

    (Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)

    Во все стороны глядит,

    Да вдруг как полетит.

    (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

    В : А теперь оживим наших совушек. Берем кисть и рисуем 2 больших желтых глаза. Затем коричневой краской рисуем крылья, проводя короткие полосы, кисточки на голове – 2 полоски. Далее работаем черным цветом : внутри желтых глаз рисуем черные зрачки, на крыльях между коричневых полос примакиваем черную краску, также на ушках. Рисуем треугольный клюв, лапки, примакиваем черные перышки на груди и животе. В Завершении работы наносим белые блики на глаза и несколько черт белой гуашью на черные перья. Работа готова.

    В : Какие красивые совы у вас получились. Давайте посадим их на «ель» .

    Рефлексия :

    Кого мы сегодня рисовали ?

    Чем рисовали ?

    Понравилась ли вам работа?

    Публикации по теме:

    «Золотая хохлома». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

    Подготовила: воспитатель Оганнисян Елена Олеговна Цель: Познакомить детей с историей лоскутных куколок,показать их разнообразие, помочь.

    Конспект НОД направление художественно-эстетическое развитие рисованию в нетрадиционной технике (оттиск пробкой) в средней группе второй.

    Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Вид деятельности: Изобразительная деятельность. Аппликация. Возрастная группа:.

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе

    Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе Аппликация «Подарок мамочке» Цель: Научить детей своими руками создавать аппликацию – подарок маме. Формировать умения и навыки работы.

    Гилязова Расима Ришатовна

    Воспитатель

    МДОУ детский сад "Березка"

    Подарок имениннице сове.

    Программные задачи .

    1.Познакомить детей с жанром изобразительного искусства - графикой и одним из технических приемов изображения в графике – штриховым рисунком.

    2. Учить изображать сову штрихами, передавать разные позы совы, рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы.

    3.Развивать творческий подход в изображении совы, используя нетрадиционные материалы.

    4.Воспитывать чувство взаимопомощи.

    Предварительная работа. Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасова «Грачи прилетели», В.Васнецова «Богатыри» и. т д. Рассматривание книг с иллюстрациями В.Лебедева, В. Сутьева, Е. Рачева. Беседа о жизни и местах обитания совы. Работа с нетрадиционными изобразительными материалами.

    Оборудование . Иллюстрации с изображениями совы. Нетрадиционный изобразительный материал: цветные гелиевые и шариковые ручки, цветные мелки,сангина, восковые мелки,угольки,цветные и графитные карандаши; бумага разной фактуры: белая, цветная, бархатная, виниловая (остатки обоев) наждачная бумага с мелким и более крупным зерном. Аудиозапись (голоса птиц).

    Ход занятия.

    Воспитатель . Ребята, сегодня на занятие по рисованию я приглашаю вас в лесную школу, а тему нам подскажет природа. Вы согласны? (Да) Тогда в путь по прямой дороге (обычная ходьба), дорога наша не простая, впереди кочки и нам придется идти, перешагивая их (ходьба с высоким подниманием колена), дальше легким бегом на носках спустимся с горки по извилистой дорожке. Вот мы и пришли, садитесь за столы.

    Сюрпризный момент.

    Вини - Пух и Пятачок идут и поют песню.

    Куда идем мы с Пятачком. Нас ждет чудесная страна.

    Большой, большой секрет. Там горы желудей.

    Но, если честно, тайны в том Цветут поля и льется мед.

    Ни капельки и нет. Такая вот она.

    Летит сорока и объявляет новость леса.

    Сорока . Внимание! Внимание! Сегодня вечером всех зверей леса Сова приглашает на именины. (Улетает)

    Вини - Пух . Как здорово, Пятачок, что нас пригласили на день рождение.

    Пятачок. Ой! Что же мы подарим тетушке сове.

    Вини - Пух . Надо подумать. Может нам подскажут дети из детского сада «Березка»

    (Пятачок и Вини - Пух идут к детям в лесную школу.)

    Вини - Пух и Пятачок. Здравствуйте, ребята, подскажите, пожалуйста, что подарить тетушке сове. (Прослушивается версия детей)

    Воспитатель . А, я предлагаю, ребята, каждому из вас нарисовать сову. Например, сова летит над полем, сова сидит на веточке и др.

    Пятачок . Да! Да! Тетушка сова любит при луне рассматривать свои фотографии и картинки с изображением совы.

    Воспитатель. Пятачок, Вини - Пух, садитесь за столы, и учитесь с ребятками рисовать.

    Вопросы детям. Вспомните, как называют художников, которые пишут картины масляными красками на холсте? (Художники живописи)

    Какие произведения живописи вы знаете?

    Ответ: И.Левитан «Золотая осень», В.М. Васнецов «Богатыри», А. Саврасов «Грачи прилетели» и.т.д.

    Воспитатель . А еще, ребята, есть рисунки и картинки, выполненные разными другими изобразительными материалами: карандашами, гуашью и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются - уголь, пастель, сангина, восковые мелки, жидкая тушь. С некоторыми из этих материалов вы уже умеете работать.

    Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками - графиками. Например: художник- иллюстратор Е. Чарушин рисовал иллюстрации к детским произведениям на бумаге, а потом его рисунки отпечатывали в типографии и помещали в тысячи одинаковых книжек.

    Также печатали иллюстрации и других художников. Вот одна из книг

    Е. Чарушина у меня в руке. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти иллюстрации? (Карандашом). Почему вы считаете, что рисунки выполнены карандашом?(Иллюстрации нарисованы и раскрашены короткими и тонкими линиями)

    Воспитатель: Эти линии называются штрихами. Штрихами художники любят изображать лохматых зверей, оперение птиц и многое другое.

    (Показать рисунки, выполненные штрихом.) Для того чтобы вам легче было рисовать, у меня есть таблица подсказка, где изображены штрихи разного вида.

    (Обсудить по таблице, какие штрихи использовать при рисовании).

    А сейчас, ребята, посмотрите на иллюстрации на доске.(рис.1,2,3) Скажите, кто на них изображен? (Сова) Давайте рассмотрите их и попробуйте рассказать, какая сова, какой формы у нее голова, какой формы туловище? Что больше: голова или туловище? Какие глаза? Какой клюв? Что делает сова? Куда смотрит? (По ходу ответов детей воспитатель рисует силуэт совы.)

    А сейчас дети, мы рассмотрим расположение перьев (рис.4)на голове, на теле и крыльях, обсудим какие штрихи, будем использовать. (Рассказ сопровождается показом расположения штриха на силуэте совы). Как вы будите наносить штрихи на голове совы? (Штрихи, отходящие от центра, если дети не могут ответить словами, предложить указать номер штриха на таблице). Как расположены штрихи на теле? (Вертикальные короткие штрихи от головы к хвосту). Как расположены на крыльях? (Верхней части штрихи - зигзаг, внизу крыла – длинные вертикальные).

    Физ.минутка.

    Совушка - сова. Руки вытянуть вперед

    Большая голова. Поднять руки вверх и через стороны опустить вниз.

    На суку сидит. Руки отвести назад.

    Головой вертит. Повороты головой.

    Всю ночь летает. Машут руками, на носочках переминают ноги.

    А станет светло. Машут руками.

    Спать летит в дупло. Садятся на карточки.

    Воспитатель. Мы рассмотрели внешний вид совы, фактуру перьев, а сейчас, чтобы ваши рисунки получились интересными и разными, я предлагаю вам для изображения совы использовать разные виды материалов. Ребята на столе карандаши, мелки, угольки, пастель, гелиевые ручки, а также бумага разной фактуры, цветной картон, альбомный лист, бархатная и наждачная бумага – все это для вас знакомо, мы их использовали на предыдущих занятиях. Вы должны выбрать нужный материал и преступить к работе. Советую не торопиться, чтобы взятое направление штрихов не искажалось

    Включить аудиозапись с голосами птиц . Поощрять детей, которые вносят в свои рисунки интересные дополнения. Следить за осанкой детей. В конце занятия надо рассмотреть работы. Предложить детям отобрать наиболее интересные, выразительные рисунки.Спросить детей, почему им понравилось эта работа? Что делает сова? Поощрять детей, которые использовали нетрадиционную фактуру бумаги, разнообразные изобразительные материалы. Если работ окажется много положить все в заранее приготовленный фотоальбом и передать Вини - Пуху и Пятачку. Герои мультфильма благодарят за оказанную помощь и уходят.

    Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Какой прием рисования мы использовали при изображении совы? (Штрихование)

    Похвалить детей за доброту и отзывчивость.

    Рисунок 1 Сова сидит.

    Рисунок 2 Сова летит.

    Рисунок 3 Книга Е. Чарушина.

    Рисунок 4

    Литература.

    1. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. РГ Казаковой – М.: ТЦ Сфера,2005.-128 с.

    2.Кожохина, С К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества - Ярославль,ПК Химический завод «Луч»,2007г – 80.,ил.

    3. Швайко, Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2001.- 176с.

    Конспект НОД в подготовительной группе по декоративному рисованию «Совушка –сова».

    Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, воспитателей, педагогов дополнительного образования, любящих родителей и творческих людей.
    Цели занятия: Учить изображать гуашью на листе сову.
    Задачи:
    Образовательные: Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего
    облика, образе жизни.
    Художественные: Знакомить с приёмами заполнения фона (закрашивать фон линиями в одном направлении), обучение рисованию без предварительного карандашного наброска. Обучение владению кистями разного размера. Учить создавать композицию, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. Развивать творческое воображение.
    Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность и любовь к творчеству,
    фантазии и воображения.
    Материал для занятия: Акварельные листы, набор гуаши 12 цветов; сухая постель, кисти белка №5 и 2, салфетка для кисти, баночка с водой, иллюстрация с изображением совы или игрушка-сова.
    Предварительная работа: чтение книги Г. Снегирева «Про птиц», В. Бианки «Сова».
    Ход занятия.
    1. Организационная часть.
    Воспитатель: Я вам хочу загадать загадку:
    У нее глаза большие,
    Хищный клюв – всегда крючком.
    По ночам она летает,
    Спит на дереве лишь днем.
    Дети: Сова.
    Воспитатель: Верно это сова. Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением совы.
    Воспитатель: «У совы - большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова - хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: огромные глаза совы не любят яр¬кого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте. У птицы есть острые когти и кривой клюв. Большинство этих хищных птиц питаются исключительно грызунами и приносят этим огромную пользу. «Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло».
    Г. Снегирев
    Воспитатель: Давайте с вами немножко поиграем.
    Физкультминутка «Сова»
    В лесу темно, (поднять руки вверх, пошевелить пальчиками)
    Все спят давно, (закрыть глаза, руки под щеки)
    Все птицы спят,
    Одна сова не спит, (руки в стороны, помахать вверх – вниз)
    Летит, кричит.
    Совушка-сова,
    Большая голова, (руками показать большой круг)
    На суку сидит,
    Головой вертит, (повороты головой влево - вправо)
    Во все стороны глядит
    Да вдруг - как полетит (взмахи руками, бег на месте)
    2. Практическая часть
    Воспитатель: Я предлагаю изобразить эту удивительную птицу. Мы нарисуем непросто сову, а полярную.
    Этапы выполнения работы.
    Воспитатель:
    Сначала нам нужно нарисовать снег, над которым пролетает наша сова. Как вы думаете какие цвета можем использовать? Какого цвета снег ночью?
    Дети: Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый, изумрудный.
    Воспитатель: Именно эти цвета мы возьмем. Нам нужно заполнить весь лист полосками холодных оттенками синего цвета.
    1.


    Потом мы возьмем белую краску и нарисуем в центре листа овал, это туловище нашей совы.
    3.


    Затем рисуем голову и раскрашиваем ее белым цветом.
    4.


    Затем рисуем хвост.
    5.


    Теперь крылья.
    6.


    Теперь нужно нарисовать перья на грудке и шейке нашей совы.
    7.


    Перья на крыльях и хвосте.
    8.


    Теперь перышки на концах крыльев и хвоста
    9.


    Теперь все белые перышки подводим синим цветом.
    10.


    Голова у нас высохла. Теперь можно нарисовать глаза. Глаза у совы большие, что бы она могла видеть в темноте. Нарисуем также клюв и брови.
    11.


    Раз сова у нас полярная, вокруг нее летают снежинки.
    12.


    Что бы сова могла видеть нарисуем ей зрачки.
    13


    Воспитатель: Вот наша сова и готова! А теперь наши ручки отдохнут.
    Разминка для рук во время работы
    1, 2, 3, 4, 5 - поочередно загибаем пальчики на одной руке
    1, 2, 3, 4, 5 - поочередно загибаем пальчики на другой руке
    Десять пальцев, две руки, - покрутить кистями рук, "как фонарики”
    Все твои помощники!

    3. Заключительная часть.
    Рисунки вывешиваются на доске. Давайте посмотрим на наших сов, какие они получились. На каком рисунке вам кажется самая веселая сова? На каком самая сердитая? На каком грустная?
    Для чего совам длинные когти и острый клюв? Как вы считаете какую пользу приносят совы?
    В конце занятия проводится игра «Совушка - сова».
    Одному из детей надевается шапочка - маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).
    Дети-птички выбегают в центр свободного пространства группы - «на полянку», летают.
    Совушка - сова, большая голова,
    Днем крепко спит, на дубу сидит.
    А как ночь настает,
    Просыпается,
    На охоту собирается.
    Летит, кричит: «У-у-у!
    ».
    Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.

    Познавательно-речевое занятие по теме "Что мы знаем о сове" в старшей коррекционной группе.

    Программное содержание:
    Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.
    Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы.
    Формировать умение согласовывать прилагательное с существительным; употреблять существительные в единственном и множественном числе.
    Развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза.
    Материал, оборудование: мини-песочницы с цветным песком, иллюстрации про сов, мяч, полумаски птиц на голову.
    Предварительная работа: чтение "Сова" В.Бианки, В. Шебзухов "Сова и Волк", "Сова, лиса и ёж", рус.нар. потешка "Совушка - сова", подвижная игра "День - ночь".
    Педагог : - Ребята, к нам в гости пришёл Лунтик. Давайте поздороваемся с ним по особенному:
    Дили - дили - дили - дили!
    Колокольчики звонили.
    Колокольчики будили
    Всех зайчат и ежат,
    Всех ленивых медвежат,
    Всех жуков, пауков,
    И веселых мотыльков,
    И воробушек проснулся,

    И галчонок встрепенулся.. .
    Динь, день! Динь, день!
    Начинаем новый день!
    Лунтик: - Здравствуйте, ребята! Мне Кузя загадал загадку, а я не могу отгадать. Вы мне поможете?
    «Ух, ух, ух, какая ночь!
    Разбегайтесь мыши прочь!
    Вижу, слышу в темноте –
    Пища бегает везде!»
    Крутит птица головой,
    Видит даже за спиной,
    Словно блюдца, глаза два…
    Эта хищница...
    Педагог: -Ребята, кто как думает, обоснуйте свои догадки. (Предположения детей, доказательные ответы с приведением фраз из загадок).
    Лунтик: - Ой, как интересно! В нашем лесу я никогда не встречался с совой, очень бы хотелось узнать про неё побольше!
    Педагог: - А вам, ребята, хочется узнать про сову? Тогда слушайте. (рассказ сопровождается показом иллюстраций)
    Совы , это птицы, они распространены по всему миру. Они бывают большими: высотой 75 см, а если расправят крылья, то в длину будут до 190см, это чуть выше ваших пап. А бывают и маленькими - размером с воробья, они всего лишь 15 см ростом, а весят 30 грамм, это как один кусок булки. Отличительной особенностью совы являются уши. Все совы - хищные птицы. питаются мелкими животными, насекомыми, рыбой и даже рептилиями. Жевать совы не умеют, поэтому они проглатывают добычу целиком, а если добыча большая, то разрывают её на куски, чтобы удобнее было проглотить. То, что не переваривается, например, кости, перья, шерсть - совы отрыгивают обратно. В основном, это ночные птицы, но некоторые предпочитают охотиться на закате, а кроличья и болотная сова, охотятся днём. Совы очень хорошо видят, но двигать глазами они ре умеют, поэтому приходится поворачивать голову. В этом им помогает очень подвижная шея, сова может заглянуть себе за плечо. Интересно то, что сова отлично видит далёкие предметы, а вблизи - нет. Здесь на помощь ей приходят специальные нитевидные перья на клюве и лапах, позволяющие им ощущать добычу.
    Летают совы совсем бесшумно, этому им помогают широкие крылья, на которых она парит в воздухе, и жёсткие перья по краям крыльев. Крепко вцепиться и удержать добычу, совам помогают лапы, с четырьмя пальцами, в полёте три из них смотрят вперёд, а один назад, а когда нужно схватить добычу, то один передний палец поворачивается назад и помогает сове крепко держать её.
    Совы не строят себе гнёзд, они селятся в дуплах деревьев, брошенных гнёздах других птиц, а могут поселиться и в искусственных домиках, созданных людьми. Если пищи много, то совы откладывают до семи яиц, а если мало, то всего два - три. Птенчики появляются слепыми, покрытыми редким пухом. Мама греет своих малышей, а папа приносит им еду. Через два месяца птенчики покидают родной дом и начинают жить самостоятельно.
    Лунтик: - Как здорово быть совой. Давайте поиграем! Мне Кузя рассказывал про игру "День - ночь", там тоже сова была.
    Дети делятся на две команды, одевают атрибуты птиц и по сигналу "День" -совы спят, птички летают, а по сигналу "Ночь" - совы догоняют улетающих в домики птичек.
    Педагог : - Да, поохотились мы на славу, а теперь давайте сыграем ещё в одну игру: я буду говорить, что есть у человека, а вы - как это называется у совы:
    нос - клюв, волосы - перья, руки - крылья...
    Педагог: - Вы любите играть с мячом? Тогда в круг вставай, на вопрос отвечай!
    Проводится игра "Чья? Чей? Чьё?" , например "У совы хвост чей? У совы крыло чьё?..."
    Педагог: - А теперь посмотри, чего у совы по два назови. (Глаза, крылья, уши..) Аналогично... по одному (хвост, клюв, шея...)
    Лунтик: - Ребята, я очень люблю рисовать на речном песке и вам в подарок я принёс мини-песочницы с цветным песком, давайте вместе нарисуем сову.
    Дети рассаживаются за столы.
    Педагог: - Рисовать сову несложно. Её тело похоже на каплю. Посередине рисуем большую каплю, остриём вниз. К нему пририсовываем ещё маленькие капли, остриём вверх - это хвост. По краям располагаем по одной капле - это крылья. Осталось нарисовать большие круглые глаза и треугольный клюв. Не забудьте ушки по краям на голове. Вот сова и готова!
    Дети рисуют.
    Рефлексия:
    Педагог: - Ребята, что интересного вы узнали сегодня? Чем понравилось заниматься? Что было трудно выполнить?
    Лунтик: - Спасибо ребята, я сегодня тоже много узнал про сов, пойду, расскажу Кузе.
    До новой встречи!

    Конспект итоговой НОД в подготовительной группе, тема: «Совы»

    Цели:

    Выявить уровень математических знаний детей (количественный и порядковый счет, величина, геометрические фигуры), умение писать цифры и измерять расстояние линейкой.
    Выяснить уровень сформированности у детей знаний о природе (природные взаимосвязи; польза сов и вред деятельности человека для природы; этимология названий, понятия «хищник», «самка», «самец», «маскировка», «Красная Книга»).
    Определить умение детей делить слово на слоги и считать их количество; определять ударный слог в слове; составлять полное развернутое предложение с заданным словом, используя различные части речи; объяснить смысл слова.
    Расширить и уточнить знания детей о совах.
    Уточнить знания о профессиях.
    Выявить умение детей делать выводы из увиденного и услышанного, четко излагать свои мысли.
    Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
    Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.

    Оборудование:

    Фотографии совы ушастой и совы болотной.
    Аудиозапись голоса совы.
    Рабочие листы.
    Простые карандаши. Клеящие карандаши. Линейки.
    Цветные силуэтные картинки сов в виде геометрических фигур.
    Книга В. Бианки «Сова».

    Ход занятия:

    У нас живут совы ушастые и совы болотные. Вот их фотографии. (Показ фотографий).

    Определите, пожалуйста, на каком фото изображена ушастая сова, а на каком болотная сова. Объясните свой выбор. (Ответы детей). Названия этих птиц рассказывают о них. Сова, у которой на голове перья в виде ушей, конечно же, называется ушастой совой. А за что получила свое название болотная сова? Поразмышляйте. (Ответы детей). Болотная сова любит жить поблизости от болот и других водоемов, где потише и поменьше людей.

    Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди: то болота осушают; то скот пасут там, где совы гнездятся; то вообще, землю перепашут; а то и пожар сами устроят, чтобы трава сгорела.
    Болотная сова даже занесена в Красную Книгу. Что это значит? Кого заносят в Красную Книгу? (Ответы детей). Болотные совы стали настолько редки, что нуждаются в защите.

    Глаза у совы большие, но неподвижные. Причем и днем и ночью совы видят одинаково хорошо. Вот только хорошо видят то, что подальше от них. А то что у них под носом, вернее, под клювом, почти не видят. Зато шеей сова может вертеть очень хорошо - почти вокруг себя.

    Гимнастика для глаз «Сова вертит шеей»

    Детям предлагается повернуть шею и отыскать глазами предметы, расположенные слева, справа, внизу, вверху.

    Когти у совы острые и длинные, клюв крепкий с острым изогнутым крючком на конце. На своих широких крыльях совы летают бесшумно. Окраска оперения серая или бурая. Бурый, это какой цвет? (Ответы детей). Серо-коричневый.

    А слух у совы удивительный! Только мышка пискнет, или ежик листочком зашуршит, сова стремительно летит и когтями своими хватает добычу. Почти никогда не промахивается!

    Совы - хищные птицы. Кто такие «хищники»? (Ответы детей). Хищниками называют тех, кто питается животной пищей, мясом. Питаются совы мелкими грызунами - мышами, крысами, хомяками, а также насекомыми и ежами. Попадется зайчонок - сова будет рада такому лакомству.

    Упражнение «Сова на охоте»

    Возьмите линейку и измерьте расстояние от совы до ее добычи. Кто ближе всех к сове? Кто дальше всех от совы? На каком расстоянии? (Ответы детей).

    Ушастая сова свое гнездо не строит, а откладывает яйца в старые гнезда сорок и серых ворон. А болотные совы и вовсе откладывают яйца в углублении в земле. В гнезде бывает чаще всего от 3 до 6 яиц.
    Сова-самка сидит на яйцах около месяца, а если вдруг гибнет, то самец продолжает насиживать яйца. Кого в природе называют самцом. А кого самкой? (Ответы детей). Самка - мать, самец - отец.

    Упражнение «Гнездо совы»

    Нарисуйте яйца в совином гнезде. Сколько яиц нарисовать, решайте сами. Напомню только, что в совином гнезде чаще всего бывает не меньше трех, но не больше шести яиц.

    Птенцы сов, совята, вылупляются покрытые пухом, но глухие и слепые. Совята примерно через неделю открывают глаза и начинают слышать. Корм приносят им оба родителя.

    Упражнения «Сосчитай слоги в словах», «Ударение», «Составь предложение»

    Сосчитайте слоги в словах «сова», «совенок».
    - Определите ударный слог в этих словах.
    - Составьте предложения с этими словами.

    Подвижная игра «Совушка-сова»

    Считалкой выбирается «сова». Остальные дети «птички». Сигнал – «день». Птички летают, зернышки клюют, водичку пьют. «Ночь» – птички замирают. Вылетает сова и ищет себе добычу. Если дети – птички пошевелятся, то сова забирает их к себе в гнездо.

    Совы ночные хищники. Они охотятся ночью. А днем ведут неподвижный образ жизни.

    Иногда про людей говорят: «Он сова». Как в думаете, про каких именно людей так говорят? Чем они заслужили сравнение с совами?

    (Ответы детей).

    Так говорят про людей, которые ночью не спят, а бодрствуют, работают. Такие люди, которые чувствуют себя бодрее вечером, чем утром, и которые ложатся спать поздней ночью.
    Но есть такие профессии, в которых людям приходится, как совам работать ночью. Может вы знаете такие профессии? Или среди ваших знакомых есть такие, которые работают ночью? (Ответы детей).
    Врачи, водители, пожарные, полиция работают ночью. Сторожа и охранники. Чтобы у нас был хлеб к завтраку, пекари работали на хлебокомбинате в ночную смену. Есть магазины, аптеки, работающие круглые сутки, то есть и днем, и ночью, в которых трудятся продавцы.

    Сова - символ мудрости у многих народов.

    Совы приносят человеку огромную пользу уничтожая мышей - вредителям посевов. За лето одна сова съедает тысячу мышей. В нашем уголке книги есть сказка Виталия Бианки «Сова». Мы прочтем ее после занятия.

    Совы умеют отлично маскироваться. Что это значит - «маскироваться»? (Ответы детей). Маскироваться - стать незаметным, слиться с окружающим пространством.

    Дидактическая игра «Маскировка сов»

    Эти совы замаскировались под геометрические фигуры. Назовите эти фигуры. (Ответы детей). Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник.

    Рассмотрите деревья с дуплами. Сколько деревьев? 7. Сосчитайте дупла. Сколько их? 6. Чего больше?

    Под каждым деревом впишите цифру - порядковый номер.
    Под каким номером дерево с самым большим дуплом?
    Под каким номером дерево с самым маленьким дуплом?
    Под какими номерами деревья с одинаковыми дуплами?
    Наклейте сову, замаскировавшуюся под круг на первое дерево.
    Наклейте сову, замаскировавшуюся под треугольник на третье дерево
    Наклейте сову, замаскировавшуюся под прямоугольник на седьмое дерево.
    Наклейте сову, замаскировавшуюся под овал на дерево без дупла.
    Наклейте сову, замаскировавшуюся под пятиугольник на пятое дерево.
    Наклейте сову, замаскировавшуюся под квадрат на четвертое дерево.
    Наклейте сову, замаскировавшуюся под шестиугольник на шестое дерево.

    Вопросы к занятию:

    Какие виды сов живут в наших краях?
    За что получила название ушастая сова? Болотная сова?
    Какие у сов глаза и зрение?
    Какой у совы слух?
    Что вы можете сказать о совиных когтях и клюве?
    Как устраивает гнездо ушастая сова? Болотная сова?
    Сколько яиц бывает у сов? Кто их насиживает?
    Какими вылупляются из яиц совята?
    Чем питается сова?
    Почему сова считается «ночным хищником»?
    Какую пользу приносит сова людям?
    Каких людей называют «совами»?