Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Почему внебюджетные фонды относятся к бюджетной системе. Целевые бюджетные фонды. Бюджетные фонды РФ

    Почему внебюджетные фонды относятся к бюджетной системе. Целевые бюджетные фонды. Бюджетные фонды РФ

    Уткин Э. А. Денисов А. Ф.

    Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

    Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:

    Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

    Ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

    Социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.

    Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

    В регионах формируются и действуют:

    Территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;

    Региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

    Внебюджетные фонды муниципальных образований.

    Например, закон Тверской области “О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области” от 18 мая 1995 г. предусматривает следующие бюджетные фонды:

    Валютный фонд;

    Фонд финансовой поддержки территорий;

    Фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

    Фонд развития области;

    Фонд послеприватизационной поддержки предприятий;

    Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

    Фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

    Иные фонды в соответствии с принятыми программами на предстоящий финансовый год.

    Указанные целевые бюджетные фонды, кроме фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, могут объединяться в единый бюджетный залоговый фонд. К резервным бюджетным фондам области отнесены фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, фонд непредвиденных расходов исполнительного органа власти.

    Областными внебюджетными фондами являются фонды:

    Развития территории области;

    Социальной поддержки населения;

    Областной администрации;

    Экологический;

    Развития жилищного строительства и др.;

    Местные внебюджетные фонды, образуемые органами местного самоуправления.

    Средства региональных внебюджетных фондов предназначаются для финансирования комплекса целевых программ и мероприятий, для решения экономических, социальных, экологических и иных значимых для населения регионов задач.

    Использование средств бюджетных и внебюджетных фондов регулируется соответствующим нормативным актом субъекта федерации. Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о бюджете региона.

    Из средств бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке и на условиях, определяемых законом о региональном бюджете. В законодательном акте о бюджете внебюджетного фонда предусматривается предельная сумма средств, выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.

    Временно свободные средства бюджетных и внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством, могут размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.

    Для управления бюджетными и внебюджетными фондами создаются специальные коллегиальные органы, в которые могут входить представители исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации, исполнительные директора соответствующих фондов, представители предприятий, организаций, учреждений, иные заинтересованные лица.

    Во многих регионах формируются целевые бюджетные экологические фонды. В Москве средства такого фонда формируются за счет следующих источников:

    отчисления от платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

    средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения, нарушения санитарных норм и правил;

    средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

    средства, предназначенные на компенсационное озеленение;

    средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

    добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, объединений граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

    иные источники денежных средств, не противоречащие действующему законодательству и задачам деятельности фонда.

    Средства экологического фонда расходуются по следующим направлениям:

    Разработка и реализация имеющих городское и региональное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

    Финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы, содержанию, развитию территорий природного комплекса, расширению охранных и рекреационных зон;

    Финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;

    Финансирование создания и совершенствования автоматизированных систем экологического мониторинга, а также приобретение контрольно-измерительного и аналитического оборудования;

    Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка нормативно-законодательной базы в области охраны окружающей среды, а также внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

    Финансирование создания и расширения рынка экологических услуг, производство природоохранного оборудования;

    Финансирование программ по экологическому образованию населения, проведение учебно-методических семинаров, конференций, выставок и конкурсов;

    Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды;

    Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера, а также экспертизы проектов, финансируемых за счет средств фонда;

    Выдача в установленном порядке бюджетных кредитов на реализацию природоохранных мероприятий;

    Организация выполнения природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств фонда;

    Иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

    Во многих регионах формируются также целевые бюджетные фонды борьбы с преступностью. Средства таких фондов расходятся на финансирование городских программ по борьбе с преступностью, укрепление материально-технической базы, финансирование непредвиденных расходов материально-технического характера правоохранительных и воинских структур, осуществляющих правоохранительную деятельность и др.

    Например, в Москве средства фонда борьбы с преступностью формируются за счет следующих источников:

    Добровольные взносы предприятий, организаций, кооперативов, общественных организаций и формирований, граждан, иностранных организаций и частных лиц;

    Часть средств, полученных от осуществления отдельных экономических акций с иностранными организациями и фирмами;

    85 процентов денежных средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых органами внутренних дел, за исключением штрафов, получатели которых установлены федеральными законами;

    Различные сборы, взимаемые по предписаниям правоохранительных органов;

    Плата за проведение исследований номерных обозначений деталей и агрегатов транспортных средств;

    25 процентов средств, полученных от аукционной продажи лицензий по прописке приглашенных иностранных специалистов;

    3 процента от суммы издержек за проведение публичных торгов недвижимого имущества в порядке исполнения решений судов;

    Плата за регистрацию граждан, постоянно проживающих за пределами России;

    Плата за оформление паспортов и вкладышей к ним.

    В рамках общего бюджета или в рамках бюджетных и внебюджетных фондов могут приниматься программные бюджеты, т.е. бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, которые получили название программных бюджетов. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения.

    Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем.

    Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

    Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:

    Постановка целей, выбор методов, последовательность шагов и времени достижения целей;

    Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага;

    Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей;

    Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

    На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

    Характер процедур разработки программного бюджета тяготеет к централизации процесса принятия решений. Ответственность за принятые решения и выбранную политику ложится на центральные органы, что приводит к улучшению координации деятельности, но за счет утраты инициативы на более низких уровнях принятия решений. Подобный бюджет требует постоянной централизованной координации и четкого взаимодействия исполнителей. Специалисты отмечают, что данный подход разрушает имеющиеся коммуникационные каналы между административными единицами. Поскольку схемы организационных связей, необходимых для выполнения каждой подпрограммы, будут для каждого конкретного случая различными, ни одного устойчивого канала связи взамен имеющихся не создается. Ориентация на анализ альтернатив приводит в состояние постоянной неопределенности всех заинтересованных лиц вместо стабильности прежних бюджетных систем.

    В целом программный бюджет имеет ограниченную сферу и может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/


    1

    На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообусловливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы привели к резкому снижению уровня жизни подавляющего числа населения, безработице. В этих условиях, с одной стороны, возникла потребность в концентрации ограниченных хозяйственных ресурсов на государственном уровне в целях обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в кризисных условиях переходной экономики, обусловивших дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникла необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды. За последнее десятилетие данные фонды неоднократно претерпевали существенные изменения в организационно-правовых и экономических аспектах их функционирования. В настоящее время в условиях нестабильной экономической ситуации проблемы формирования и расходования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов являются наиболее актуальными. Цель данной публикации – комплексное рассмотрение основ функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов для того, чтобы проанализировать основные изменения в их функционировании, оценить последствия этих изменений, рассмотреть тенденции развития фондов Российской Федерации, изучить проблемы функционирования социальных внебюджетных фондов в современных условиях.

    хозяйственная система

    целевые бюджетные и внебюджетные фонды

    кризисные явления

    дефицит финансовых ресурсов

    недофинансирование

    изменение

    функционирование

    нестабильная ситуация

    1. Бюджетный кодекс (БК РФ). Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 18.09.2014).

    2. Долгих Ю.А., Агарков Г.А., Степанова Н.Р. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 143 с.

    3. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Высшее образование, 2008. – 528 с.

    4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с.

    5. Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.programs-gov.ru (дата обращения: 18.09.2014).

    6. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2010. – 384 с.

    7. Шестакова Е.В. Отчетность в Пенсионный фонд России. – М.: Приор, 2013. – 336 с.

    8. Широкова Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 176 с.

    Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе отдельной сметы. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после чего либо создаются снова, либо прекращают свое существование .

    Фонды могут быть классифицированы по различным основаниям, например по целевому назначению, по уровню управления фондами и т.д. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные, в зависимости от уровня управления - на региональные и федеральные. Многие целевые фонды являются одновременно и региональными, и федеральными. Кроме того, целевые фонды могут иметь :

    1) отраслевой характер (сюда относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-то одной отрасли, например атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, борьбы с преступностью, развития налоговой службы и т.п.);

    2) общегосударственный характер (сюда относятся резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и т.д.).

    Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как законодательную основу формирования целевого бюджетного фонда; образование фонда в составе бюджета; пополнение фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов либо иных поступлений; использование средств фонда по отдельной смете; использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда .

    Целевые бюджетные фонды характеризуются следующими отличительными особенностями:

    а) фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;

    б) правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом;

    в) функционирование внутри бюджетного фонда;

    г) длительность функционирования зависит от времени достижения той цели, ради которой создается фонд;

    д) в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие как национальная оборона, образование, здравоохранение и другие, целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов.

    Уплачивая целевые налоги и сборы, налогоплательщик получает возмещение потраченных средств в виде воспроизводства тех благ, которые он непосредственно использует в своей деятельности для получения личной прибыли или иной выгоды. Данное обстоятельство способствует повышению заинтересованности экономических субъектов в формировании подобных целевых бюджетных фондов, в частности, путем уплаты предусмотренных для этих целей налогов и сборов, при условии, что государство обеспечит расходование средств фондов исключительно по целевому назначению посредством, в том числе, казначейской системы исполнения бюджетов.

    Рассмотрим источники формирования средств целевых бюджетных фондов. К ним относятся специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, процентные платежи за использование средств фондов на возвратной основе, внебюджетные средства. Основным источником формирования фондов являются бюджетные ассигнования. Их размер определяется законом о федеральном бюджете на предстоящий год. Средства фонда аккумулируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные фонды могут быть созданы и на региональных уровнях.

    Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы целевых бюджетных фондов, в отличие от всех остальных бюджетных фондов, не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели: использование целевых бюджетных средств на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете .

    Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, и разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

    Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Формы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета представлены в табл. 1.

    Таблица 1

    Формы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

    Наименование формы

    Характеристика

    Правовые

    Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов

    ст. 131 Бюджетного кодекса РФ

    Субвенции

    Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов

    ст. 132 Бюджетного кодекса РФ

    Субсидии

    бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

    ст. 133 Бюджетного кодекса РФ

    Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ

    Средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ

    ст. 132.1 Бюджетного кодекса РФ

    Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам

    Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов, таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

    ст. 129 Бюджетного кодекса РФ

    Таблица 2

    Характеристика фондов, используемых в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации

    Федеральные фонды

    Цель создания фонда

    Тип финансовой помощи

    Принцип распределения финансовой помощи

    предоставления

    1. Фонд финансовой поддержки регионов

    Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов по текущим расходам

    С учетом оценки налогового потенциала и нормативных расходов

    Для высокодотационных регионов (через кассовое обслуживание бюджетов федеральным казначейством)

    2. Фонд компенсаций

    Финансирование публично-нормативных обязательств

    Субвенция на финансирование федеральных обязательств

    На основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи

    Целевое использование средств

    3. Фонд софинансирования социальных расходов

    Финансирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

    Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

    На основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

    Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программы реформ

    4. Фонд регионального развития

    Поддержка развития региональной инфраструктуры

    Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ

    На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов

    Софинансирование инвестиционных проектов

    5. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

    Содействие проведению бюджетных реформ

    Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов

    Конкурс программ реформирования финансов с учетом результатов их проведения

    Реализация программы финансовых реформ

    Роль социальных внебюджетных фондов также очень велика. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи и социальной помощи .

    Целевые бюджетные фонды денежных средств были созданы для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Целевые бюджетные фонды способны играть положительную роль в развитии финансово-экономической и социальной политики государства, поскольку они позволяют сконцентрировать финансовые средства на определенных направлениях, имеющих приоритетное значение в жизни страны вследствие своей социальной значимости.

    Межбюджетные трансферты, предоставляемые в качестве субсидий, субвенций и дотаций, аккумулируются в целевых фондах, созданных в составе федерального бюджета РФ. Сравнительная характеристика данных фондов приведена в табл. 2.

    Целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

    Перечень основных федеральных целевых программ, реализующихся в настоящее время в нашей стране , представлен в табл. 3.

    Таблица 3

    Основные реализующиеся федеральные целевые программы РФ и объемы финансирования

    Целевая программа

    Общий объем

    финансирования

    Развитие социальной инфраструктуры

    Программа «Чистая вода» на 2011-2017 гг.

    331,8 млрд руб.

    Программа «Культура России (2012-2018 гг.)»

    192 863,0 млн руб.

    Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.»

    523,3 млрд руб.

    Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.»

    158 726,8 млн руб.

    Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

    142 579,1 млн руб.

    Программа «Русский язык» на 2011-2015 гг.

    2 526,7 млн руб.

    Программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.»

    58 158,5 млн руб.

    Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»

    332,0 млрд руб.

    Развитие транспортной инфраструктуры

    Программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)»

    11 450,8 млрд руб.

    Программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 гг.)»

    90 889,1 млн руб.

    Развитие науки и технологий

    Программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.»

    1471,4 млрд руб.

    Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.»

    187, 0 млрд руб.

    Начиная с 2010 г. сфера программно-целевого управления в РФ претерпевает значительные изменения, связанные с трансформацией механизма федеральных и ведомственных целевых программ в механизм государственных программ. Это обусловлено рядом объективных причин, к которым относятся отсутствие учета рисков при разработке федеральных и ведомственных целевых программ, узкая область охватываемой проблемы, низкий уровень софинансирования программ из региональных и местных бюджетов, а также неудовлетворительные показатели эффективности реализации ряда федеральных целевых программ.

    В настоящее время эффективное функционирование данных фондов осложняется несовершенством законодательной базы, наличием многих технических и организационных проблем, а также неблагоприятными последствиями экономического кризиса. Именно поэтому в нашей стране необходима реализация реформ, предполагающих структурную, инвестиционную перестройку социальной сферы, направленную на повышение экономической эффективности ее функционирования, улучшение качества оказания социальной помощи и обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации.

    Рецензенты:

    Шеломенцев А.Г., д.э.н., профессор, заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем, Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург;

    Воротников В.И., д.ф.-м.н., профессор, заместитель директора по науке и инновациям, ФГБОУ ВПО «Нижнетагильский технологический институт (филиал) УрФУ» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Нижний Тагил.

    Работа поступила в редакцию 30.12.2014.

    Библиографическая ссылка

    Ляпцев С.А., Степанова Н.Р. ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-11. – С. 2420-2424;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36707 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Финансы-совокупность отношений, отражающих формирование и использование денежных средств. Финансовая система РФ включает в себя финансы физических и юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций),местные финансы и государственные финансы (государственный бюджет и внебюджетные фонды).

    Финансы выполняют экономические функции: регулирующую (посредством финансов можно воздействовать на объем деловой активности) и распределительную (посредством финансов перераспределяется часть совокупного общественного продукта).

    Бюджетная система Российской Федерации представляет со­вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий­ской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюд­жетов трех уровней:

    · первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государст­венных внебюджетных фондов;

    · второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    · третий уровень - местные бюджеты.

    Бюджетная система Российской Федерации основана на сле­дующих принципах:

    · единство бюджетной системы Российской Федерации;

    · объективность и полнота бюджета;

    · разграничение доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы Российской Федерации;

    · самостоятельность бюджетов;

    · сбалансированность бюджета;

    · общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

    · гласность;

    · адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

    Как экономическая категория бюджет выражает систему де­нежных отношений между государством и экономическими субъ­ектами по поводу перераспределения части стоимо­сти общественного продукта для удовлетворения наиболее важ­ных на данном этапе развития общественных потребностей. Как специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количест­венном выражении определены предполагаемые доходы, источни­ки их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного самоуправления.

    Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консоли­дированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидирован­ный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюд­жеты муниципальных образований, находящихся на его террито­рии, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    Существует два метода формирования и использования бюд­жетных средств - собственно бюджетный и кредитный. Бюджет­ный метод представляет собой принудительное изъятие части де­нежных доходов предприятий и населения и безвозмездное ис­пользование этих средств на определенные цели.

    Кредитная форма предполагает формирование части доходов бюджета за счет внутренних и внешних займов, а также расходо­вание части бюджета в виде бюджетных ссуд, кредитов иностран­ным государствам и т. п.

    В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые поступления. Неналоговые доходы включают: доходы от приватизации, аренды государственного и муниципального иму­щества, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи золотовалютных резервов и другие неналоговые по­ступления, в том числе дивиденды по акциям, находящимся в го­сударственной собственности, платные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации и т.д.

    Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, об­разуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджет­ного фонда используются строго по назначению.

    Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.В форме дотаций денежные средства передаются для достижения общей сбалансированности бюджета, покрытия текущих расходов без указания конкретной цели.В форме субвенций денежные средства передаются для покрытия текущих расходов и имеют строго целевое назначение. В форме субсидий денежные средства передаются для финансирования расходов, связанных с мероприятиями, осуществляемыми совместно вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетной системы.

    Собственные доходы бюджетов представляют собой те дохо­ды, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней.

    К ним относятся:

    налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюд­жетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов Рос­сийской Федерации;

    неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

    Финансовая помощь не является собственным доходом соот­ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

    К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавли­ваются не менее чем на три года нормативы отчислений (в про­центах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или мест­ные бюджеты на очередной финансовый год.

    Размер регулирующих доходов связан с минимальной бюджетной обеспеченностью нижестоящего уровня бюджетной системы. В ее основе лежит государственный социальный стандарт (минимум государственных услуг, предоставляемый за счет бюджетных ассигнований из вышестоящего уровня бюджетной системы).

    Региональные финансовые ресурсы включают в себя финансовые ресурсы регионального органа власти (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и финансовые ресурсы региональных предприятий, поступающие для реализации региональных программ, финансируемых на долевой основе совместно со средствами из регионального бюджета.

    Расходы бюджетов в зависимости от их экономического со­держания делятся на текущие и капитальные расходы.

    Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюд­жетов Российской Федерации.

    Капитальные расходы бюджетов представляют собой расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, предназна­ченные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвести­ционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюд­жетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивает­ся имущество, находящееся в собственности соответственно Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници­пальных образований.

    В составе капитальных расходов бюджетов может быть сфор­мирован бюджет развития.

    Текущие расходы бюджетов - это расходы, направленные на обеспечение текущего функционирования органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учре­ждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

    Расходы бюджетов осуществляется в следующих формах:

    1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

    2. средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

    3. трансфертов населению;

    4. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    5. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе нало­говых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и плате­жей и других обязательств);

    6. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

    7. инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

    8. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

    9. кредитов иностранным государствам;

    10. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

    Приобретение продукции для государства, муниципалитета осуществляется на основе заключения государственного (муниципального) контракта (при превышении определенной величины). Такие контракты размещаются на конкурсной основе. Совокупность контрактов образует государственный (муниципальный) заказ.

    В расходной части бюджетов всех уровней может быть преду­смотрено создание резервных фондов.

    Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (предста­вительной) власти соответствующих субъектов при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.

    Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварий­но-восстановительных работ по ликвидации последствий стихий­ных бедствий, имевших место в текущем финансовом году.

    Резервный фонд Президента Российской Федерации расходуется на финансирование не­предвиденных расходов, а также дополнительных расходов, пре­дусмотренных указами Президента Российской Федерации. Рас­ходование средств фонда осуществляется на основании письмен­ного распоряжения Президента Российской Федерации. При этом не допускается расходование средств резервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации.

    Дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (реше­нием) о бюджете утверждаются и источники его финансирования.

    При этом текущие расходы бюджета субъекта Российской Феде­рации, местного бюджета не могут превышать объем доходов со­ответствующего бюджета.

    Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслу­живание государственного долга Российской Федерации.

    Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования только дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут направляться на финансирование инвестицион­ных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение его долга.

    Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования рас­ходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

    Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджетный кодекс РФ предусматри­вает, что, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокраще­ние профицита бюджета в следующей последовательности:

    Сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюдже­та - сократить привлечение доходов от реализации государствен­ных запасов и резервов);

    Предусмотреть направление бюджетных средств на дополни­тельное погашение долговых обязательств;

    Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи час­ти доходов бюджетам других уровней.

    Если указанные выше меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения из­менений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

    Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъек­тов РФ. Они создаются для решения (финансирования) конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.

    Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социаль­ных потребностей общегосударственного значения (государствен­ные внебюджетные фонды социального назначения); для финан­сирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными орга­нами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнози­ровать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, кон­тролировать целевое использование указанных финансовых ре­сурсов.

    Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

    По правовому положению фонды делятся на государствен­ные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые - в распоряжении органов местного самоуправления.

    В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социаль­ного назначения (их иногда называют фонды социального страхо­вания) и экономические фонды. Первые предназначены в основ­ном для решения задач социального характера, вторые - имеют экономическую направленность.

    В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФ); Фонд социального стра­хования РФ (ФСС); Федеральный фонд и территориальные фон­ды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

    Введение индивидуально-персонифицированного учета в сис­теме государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пен­сий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обеспечением достоверности сведений о стаже и заработ­ке, определяющих размер пенсии при ее назначении; 3) развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными ли­цами.

    На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страхо­вой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Страховые свидетельства государственного пенсионного стра­хования хранятся у застрахованных лиц.

    Сведения о застрахованных лицах представляются плательщи­ками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудо­вому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работода­тели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взно­сов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

    Средства Пенсионного фонда направляются на: выплату госу­дарственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком в воз­расте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособ­ным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспече­ние текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

    Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводят­ся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах регио­нальных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляет­ся финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспече­ния сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об ис­полнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.

    Медицинское страхование осуществляется в Российской Фе­дерации в двух видах: обязательном и добровольном.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Целевые бюджетные фонды (ст.17. Бюджетного кодекса РФ) - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

    Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

    С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

    Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому - нецелевое использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.

    Представляется, что использование всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной - в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.

    Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов (расходы по отдельной смете).

    Целевые бюджетные фонды могут иметь:

    1) отраслевой характер;

    К ним относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задачи либо отдельной отрасли (например, атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и т.д.)

    2) общерегулирующий характер.

    Резервные фонды бюджета,

    Федеральный фонд финансовой поддержки регионов,

    Фонды компенсаций,

    Стабилизационный фонд.

    Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

    Особенностью ЦБФ является то, что они, как и бюджет действуют в течение 1 года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

    Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г . были включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ.

    В федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 г.» учтены следующие фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии». Также были образованы фонды: Фонд регионального развития и Фонд развития региональных финансов (для предоставления дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам РФ).

    Но уже с 2001 г. в федеральном бюджете остался только один фонд - Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Упразднение части бюджетных фондов было осуществлено в связи с выполнением задач, для которых они создавались, но в основном упразднение было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.

    Фонд Министерства РФ по атомной энергии – это фонд, из которого финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются расходы организациям, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)».

    Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму.

    1) ЦБФ отраслевого характера:

    Региональные целевые бюджетные фонды .

    Несмотря на ликвидацию ЦБФ на федеральном уровне, они продолжают играть немаловажную роль на уровне регионов. При этом в развитии системы ЦБФ регионального уровня можно выделить следующие 3 этапа:

    1. 1995 – 1997 гг. – зарождение ЦБФ. В это время происходит консолидация в бюджеты фондов, ранее функционировавших как внебюджетные.

    2. 1998 – 2000 гг. – быстрый рост доли ЦБФ в бюджетах. На данном этапе ЦБФ становятся значимым элементом бюджетной системы многих регионов. Появляются новые виды ЦБФ, растут объемы уже созданных фондов. Развивается нормативно-правовая база, регламентирующая отношения, связанные с формированием и использованием ЦБФ.

    3. 2001 гг.- по настоящее время - упорядочивание и совершенствование системы ЦБФ. Проводится анализ целесообразности существования отдельных видов фондов. Оценивается эффективность функционирования фондов, проводится оптимизация их объемов, структуры доходов и расходов.

    В среднем доля расходов ЦБФ в бюджетах субъектов РФ на 2007 г. составила 7%.

    Территориальные дорожные фонды остались самым распространенным видом ЦБФ в 2006 г. Из 28 субъектов, сохранивших ЦБФ, ТДФ существуют в 21 регионе, при этом в 11 из них он является единственным целевым бюджетным фондом.

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ЦБФ как инструмент финансовой политики и в настоящий момент не теряют своей актуальности.

    2) ЦБФ общерегулирующего характера:

    Резервные фонды бюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму ЦБФ, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный характер.

    Их размер не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Источники финансирования резервных фондов - бюджетные средства всех уровней бюджетной системы РФ

    В России в состав резервных фондов входят:

    1. Резервный фонд Президента РФ (для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов предусмотренных указами Президента);

    2. Резервные фонды президентов республик в составе РБ;

    3. Резервные фонды органов исполнительной власти (для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций).

    Резервный фонд Правительства РФ (для государственной поддержки общественных организаций и объединений; издания сборников нормативных актов и законодательства РФ; проведения встреч, симпозиумов на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; разовых премий и оказания материальной помощи гражданам за заслуги перед отечеством и др.).

    Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР)

    Формы финансовой помощи территориальным бюджетам

    Финансовая помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами):

    1. Отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых - единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

    2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

    Разновидности дотаций - субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

    3. В случае имеющихся в территориальных бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

    Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

    Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР) формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

    В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных ресурсов был распространен и на местные бюджеты. За счет средств региональных бюджетов были созданы региональные фонды финансовой поддержки. Предоставление финансовой помощи территориям регламентируется законодательно. В Бюджетном кодексе РФ зафиксирован ряд условий предоставления такой помощи.

    Субвенции регионам из федерального бюджета

    В последние десятилетия наиболее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено не только ограниченностью финансовых ресурсов, но и необходимостью более эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств. Предоставление территориям субвенций регламентируется законодательными актами.

    В соответствии с законодательством действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.

    1. Субвенции предоставляются для финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

    2. Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их использовании в установленном порядке.

    3. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

    Субвенции могут быть текущие и инвестиционные.

    Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

    Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений. К общегосударственным капитальным вложениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

    Фонд субвенций создается для предоставления субвенций субъектам РФ из федерального бюджета. Объем и распределение фонда субвенций федерального бюджета рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием при постатейном рассмотрении и утверждении федерального бюджета. Не использованные в отчетном году или возвращенные субвенции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета следующего за отчетным финансового (бюджетного) года.

    Контроль за использованием субвенций из федерального бюджета возлагается на Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ.

    Органы представительной власти республик в составеРФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета обязаны представить в Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ отчет об использовании полученных субвенций.

    Финансовые ресурсы, имеющие целевое назначение, могут выделяться территориям из внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды , осуществляющие субвенционное финансирование, создаются по решению Федерального Собрания РФ с целью привлечения дополнительных средств на финансирование мероприятий государственной региональной политики, направленных на сближение уровней социально-экономического развития регионовРФ, освоение новых территорий, оздоровление окружающей среды, регулирование процесса миграции населения, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

    Средства внебюджетных фондов, осуществляющих субвенционное финансирование, формируются за счет:

    1) перечисления федеральных средств из внебюджетных источников;

    2) кредитов и займов, в том числе иностранных;

    3) прочих поступлений.

    Право на получение субвенций из внебюджетных фондов имеют органы представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в установленном порядке получивших статус региона Российской Федерации, нуждающегося в финансовой помощи.


    Стабилизационный фонд РФ - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, которая закреплена на определенном уровне за один баррель сырой нефти марки «Юранс», и подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированного федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

    Использовать средства данного фонда можно, если цена нефть установится ниже базовой. Также средства могут использоваться для ускоренного погашения внешнего долга.

    Источники формирования стабилизационного фонда РФ:

    1. дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

    2. доходы, полученные от размещения средств стабилизационного фонда.

    Управление средствами фонда осуществляет Минфин РФ в порядке, определяемом Правительством РФ, хотя отдельные полномочия осуществляется Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

    Операции со средствами стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального Казначейства РФ, открытых в Центральном банке РФ. Правительство направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ о поступлении средств в стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств данного фонда в отчетном месяце.

    Формула расчета стабилизационного фонда:

    СФ=ПНх(СТПН-СТПНбаз)/СТПК (12.1)

    где СФ- объем средств, подлежащих перечислению в стабилиз.фонд;

    ПН – поступления в текущем месяце в федеральный бюджет вывозной таможенной пошлины за нефть;

    СТПН и СТПНбаз –соответственно, действующая в текущем месяце и расчетная при базовом уровне цен ставка вывозной таможенной пошлины за нефть.

    В 2008 году планируется средств стабилизационного фонда использовать по 2 направлениям:

    1) на создание резервных фондов; 2) на создание фондов будущих поколений.

    Гос бюджет-это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда гос-ва. Его основное назначение создание условий для эффективного развития экономики, решениобщегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Бюджетная система состоит из 3-ех элементов: 1)федеральный бюджет и бюджеты госдарственных внебюджетных фондах 2)бюджет субъектов федерации и бюджет территориальных гос-ых внебюд-ых фондов Гос. внебюджетные фонды-это денежные средства гос-ва имеющие целевое назначение и не включённые в гос бюджет. Эти средства концентрируются в специальных фондах каждый из которых предназначен для определенных нужд. Целевые бюджетные фонды-это денежные фонды образуемые в составе бюджета за счет целевых источников и расходуются строго по назначению.

    18.Структура бюджета: доходы и расходы. Бюджетный дефицит, способы его покрытия.

    Стр-ра:Бюджет состоит из доходов и расходов. Доходы отражают источники средств. Расходы на какие цели они направлены. Источники доходной части бюджета: 1)налоги сборы и пошлины основной источник, 80-90% бюджета 2)неналоговые доходы- 10-20% доходы от использования гос собственности прибыль центрального банка, доходы от гос займов, а также имисси бумажных денег. Основные направления гос расходов: 1)содержание органов власти и управления 2)обеспечение обороны страны 3)финансирование судебной системы 4)поддержка народного хоз-ва 5)социальная сфера и соц защита 6)фундаментальное исследования и содействия научно техническому прогрессу 7)обслуживание гос долга. Если гос расходы превышают доходы в стране дефицит бюджета. Виды дефицита: 1)фактический дефицит-это текущий бюджетный дефицит 2)первичный дефицит-это разница между общим текущим дефицитом и суммой выплат по обслуживанию гос долга 3)структурный-это разница между гос расходами и доходами бюджета которые поступили бы в него в условиях полной занятости. 4)циклический-это разница между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Если доходы превышают расходы то в стране профицит бюджета.

    19. Гос.Долг. Причины и последствия большого гос долга.

    Пути покрытия бюджетного дефицита: 1)сокращение гос расходов 2)увеличение доходов а)продажа золотовалютных резервов(заначка гос ва) б)продажа гос собственности в)имиссия бумажных денег г)займы(внутренние-внутри страны у людей,у банков,ценные бумаги,юр лиц) Следствием чрезмерной имиссии денег явл инфляция и воспро во бюджетного дефицита в будущем году Следствием внутреннего заимствования явл вытеснение частных инвестиций из реального сектора и снижение объемов про-ва(ВВП) Следствием внешнего заимствования явл необходимость выплачивать процент др странам и не исключено политич влияние(займы у МВФ, у гос-в, лондонский клуб(объединение банков кредитора)

    20.Сущность налога и налоговой системы. Налогооблагаемая база. Налоговая ставка. Типы налоговых систем.

    Налог-это обязательный безвозмездный платёж взимаемый с организаций и физ лиц в целях финансового обеспечения дея-сти гос-ва и муниципальных учреждений. Сбор-это обязательный взнос взимаемый с организаций и физ лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий гос органами. Пошлина-это налог взимаемый гос-вом с экспортируемого и импортируемого товара. Совокупность налогов,сборов,пошлин и др платежей образуют налоговую систему.объект налогооблажения-это то с чего взимается налог(имущество,доход) Налоговая база-это стоимостная хар-ка объекта налогооблажения,величина с которой взимается налог.Налоговая ставка- это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.(это размер в котором взымается налог) Классификация налогов: 1)по субъектам уплаты а)физ лица(подоходный налог) б)юр лица(налог на имущество) 2)по назначению а)общие(формирую бюджет гос-ва) б)целевые(расходуются на опред цели,пример транспортный налог) 3)по способу изъятия а)прямые имеют адресный хар-ер т.е взимаются на прямую с конкретного физ или юр лица(ндл,налог на имущество,транспорт) б)косвенные взимаются с товаров и услуг включающие в цену товара поэтому уплачивает их те кто покупает товар(акцис,ндс,пошлина) 4)статусная классификация-по принадлежностям к уровням управления а)федеральные б)региональные в)местные(на землю) 5)по методу обложения в зависимости от процентной ставки, налоговая ставка а)пропорциональная единая налоговая ставка которая не зависит от величины налоговой базы(на доходы) б)прогрессивная(с ростом налоговой базы налоговая ставка увелич) транспорт налого в)регрессивная в ростом налоговой базы налоговая ставка уменьш г)твердая установл в абсолютной сумме на единицу облажения не зависимо от размеров дохода. Прогрессивная нал ставка уменьш социальное неравенство в стране. А регрессивная наоборот увелич.