Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Принятие эффективных решений в школе тренинг. Упражнение «Принятие себя на всех уровнях. Образование, повышение квалификации, научные стажировки

    Принятие эффективных решений в школе тренинг. Упражнение «Принятие себя на всех уровнях. Образование, повышение квалификации, научные стажировки

    «Нам никогда не хватает времени на то,

    чтобы сделать работу так, как следует, но оно

    всегда находится для того, чтобы ее переделать».

    Программа №1

    Анализ проблем. Принятие решений

    Продолжительность: 2 дня

    Результаты:


    Тренинг развивает навыки анализа и поиска путей решения сложных, проблемных ситуаций, где цена управленческого решения очень высока.

    В результате тренинга участники смогут:

    • безошибочно разбираться в обилии информации, отсекая ненужную
    • оперативно выявлять истинную причину проблемы
    • принимать взвешенные решения
    • максимально использовать прямые и косвенные эффекты решения

    В чем особенность тренинга:

    • Тренинг базируется на решении кейсов, составленных по реальным проблемным деловым ситуациям
    • 80 % практики. Практическая отработка и оценка эффективности предлагаемых технологий непосредственно на тренинге
    • Спиральная структура тренинга: каждый последующий навык использует и развивает предыдущие.
    • Никакого академизма – только рабочие инструменты и технологии

    Для кого этот тренинг: тренинг рассчитан на руководителей среднего и высшего звена, для тех, кто обладает реальными полномочиями принимать решения.

    Тематический план

    1.Оценка ситуации. Выявление проблем

    2.Анализ проблемы

    3.Поиск и анализ решений

    4.Анализ потенциальных возможностей

    Что происходит на тренинге: практическая отработка материала происходит в подгруппах по 4-5 чел. Используя предложенные технологии, участники решают сложные бизнес-задачи (кейсы), основанные на реальных ситуациях. Уровень сложности кейсов повышается по мере прохождения тренинга. Каждый кейс требует использования полученных инструментов. Таким образом, участники имеют возможность оценить их действенность тут же, на тренинге.

    Этот тренинг — для тех, кто ценит свое время, кто тратит его на обдумывание своих действий, а не на работу над ошибками, для тех, кто привык принимать взвешенные, выверенные решения.

    Подарок! Каждый участник получает набор карманных каточек с алгоритмом действий на каждом из этапов анализа проблемы и принятия решения.

    Программа №2

    Системный подход к принятию решений

    Продолжительность: 2 дня

    Цель: развитие компетенций «системное мышление» и «ориентация на результат», «анализ проблем и принятие решений».

    Задачи:

    • Освоение ключевых принципов и инструментов эффективного анализа большого объема информации.
    • Формирование целостного понимания ситуации, умения выделять закономерности.
    • Развитие умения самостоятельно и своевременно принимать решения, в том числе непопулярные.
    • Освоение инструментов принятия решений.
    • Освоение технологии оценки рисков и возможностей, связанных с принятием тех или иных решений.

    Программа тренинга

    1.Введение

    2. Анализ большого объема информации

    3. Ключевые принципы эффективного анализа большого объема информации

    4. Оценка информации

    5. Метод анализа проблем

    6. Анализ проблем

    7. Постановка целей

    8. Поиск альтернатив решения

    9. Анализ решения. Оценка и «взвешивание» рисков

    Вы можете заказать корпоративный тренинг.

    Результаты

    В процессе тренинга по принятию решений участники научатся формулировать творческие задачи, выделять основные противоречия и видеть возможность их решения, продуцировать новые бизнес идеи. Практические индивидуальные и групповые упражнения на развитие креативных навыков. Отработка алгоритмов эффективного решения творческих задач. Поиск, нахождение и оценка новых бизнес идей. Решение задач прорыва в бизнесе.

    Формат тренинга

    Тренинг проходит в режиме деловых игр, направленных на решение различных творческих задач, разработки новых бизнес идей. Креативные дискуссии, мозговой штурм, постоянные конкурсы между отдельными творческими группами тренируют участников тренинга в освоении навыков работы в команде при решении творческих задач в условиях конкурентной борьбы. Психотестирование и видеозапись дают эффективную обратную связь и оценку успешности работы участников тренинга.

    Цели тренинга

    • Системное понимание процесса принятия решений
    • Тренировка навыков мышления логического типа
    • Тренировка навыков интуитивного мышления

    В программе

    Введение.

    Биоритмы головного мозга, биоэнерегизаторы головного мозга, функциональная ассиметрия, факторы, влияющие на работу головного мозга, психостимуляторы.

    1. Что такое принятие решений?

    • Что такое проблема?
    • Распознавание проблемы. Анализ видимых и скрытых тенденций
    • Формулирование проблемы и прогнозирование последствий
    • Метод « Магические вопросы»
    • Структурирование проблемы.
    • Анализ причинно - следственных связей
    • Метод «Рыбий скелет»
    • Метод « Бурение вопросами »
    • Постановка целей и выработка критериев
    • Метод SMART
    • Метод « Шести шляп»
    • Конкретизация целей. Правило 5 шагов
    • Иерархия целей, задач, подзадач
    • Дерево решений. Классификация решений
    • Алгоритм принятия решений
    • Фильтры принятия решений Правило Парето
    • Матрица Эйзенхауера, Диаграмма Д. Аллена
    • Анализ последствий принимаемых решений
    • Оценка исполнения решений
    • Стили принятия решений

    2. Что такое креативное мышление

    • Параметры креативного мышления.
    • Барьеры креативного мышления.
    • 3. Каноны креативного мышления
    • Концентрация внимания.
    • Приемы разогрева и тренировки креативного мышления.
    • Как сломать стереотипы
    • Креативные вопросы.

    4. Логическое мышление.

    • Параметры логического мышления.
    • Алгоритм логического мышления.
    • Как создать успешную бизнес идею.
    • Креативная матрица.

    5. Эффективный поиск возможностей улучшения бизнеса

    • Выявление ключевого препятствия. Модель бурения.
    • Таблица вопросов в анализе прорыва в бизнесе.
    • Анализ слабостей конкурентов

    6. Интуитивное мышление.

    • Практика интуиции. Креативная спираль.
    • Переключатели.

    7. Приемы запуска интуитивного мышления

    • Стимуляторы интуиции.
    • Ассоциативный метод. Проективные картины
    • Прием Альберта Эйнштейна.
    • Прием Леонардо Да Винчи.
    • Прием Взрыва.
    • Прием Уолта Диснея.
    • Мудрость поговорок.
    • Прием мудрых советников.

    8. Анализ и оценка своих ограничений и ресурсов

    • Управление субличностями в креативном процессе.

    9. Возможности НЛП в креативе и ресурсные состояния Как повысить эффективность Мозгового штурма

    Тренинг принятие решений

    «Правильного решения порой нет, но лучшее решение есть всегда».

    «И на колебания нужно решиться».

    Можете ли Вы назвать сферу жизни человека, в которой нет необходимости принимать решения? Какое количество решений Вы принимаете в течение дня? Насколько зависит качество Вашей жизни от качества принимаемых Вами решений?

    «Приходит пациент к врачу и говорит, доктор, я схожу с ума

    на своей работе, я больше так не могу!

    А чем Вы занимаетесь?

    Понимаете, я работаю на заводе и сортирую железные шарики,

    которые едут по конвейеру. Шарики побольше я направляю налево,

    шарики поменьше направо.

    Так в чем же дело?

    Это ужасно! Я постоянно должен принимать решения!!! ».

    Тренинг «Решение проблем и принятие решений» посвящен, пожалуй, главной компетенции современного руководителя - умению принимать решения. А если вы ни кем не руководите? Выходя из офиса, взаимодействуя в других сферах жизни, Вы также продолжаете принимать решения, будь это встречи с друзьями, личная жизнь или организация досуга в выходные. В любом случае Вы используете навыки принятия решений.

    Управленческие решения - это результат работы руководителя. В бизнесе достигают успеха те руководители, которые принимают более правильные решения, либо быстрее других принимают решения, либо быстрее других реализуют хоть какие-то решения, ибо иногда лучше одно плохое решение чем два хороших. Данный тренинг построен таким образом, чтобы Вы смогли научиться применять любую из указанных стратегий.

    Цели тренинга по принятию решений:

    Научиться анализировать проблему с более высокого уровня, чем тот, на котором она возникла.

    Овладеть методами правильного описания проблемы, так чтобы решать саму проблему, а не ее симптомы.

    Изучить процесс принятия решений и научиться управлять его составляющими.

    Ознакомиться с психологическими особенностями разных типов личностей при решении проблем и принятии решений.

    Попробовать определенные инструменты НЛП для решения проблем в бизнесе и при принятии решений.

    Разобрать на тренинге наиболее актуальные проблемы для всех участников и в течение двух дней практиковаться в принятии оптимальных для данных ситуаций решений.

    Краткий анонс тренинга:

    В начале тренинга будут рассмотрены вопросы о том, как люди в принципе принимают решения, какие способы они для этого используют, насколько они осознают те механизмы принятия решений, которыми они пользуются, и в какие психологические ловушки попадает большинство людей при принятии решений.

    Следующим этапом будет анализ психологических особенностей личностей и разбор их привычных стратегий принятия решений, что позволит увидеть свои сильные и слабые стороны, а также учитывать эти особенности при взаимодействии с другими.

    Для принятия эффективных решений мы изучим способы группового принятия решений, а потом перейдем к способам индивидуального принятия решений, более подробно остановившись на определенных методиках.

    Перед изучением темы принятия окончательного решения мы также рассмотрим как правильно расставлять приоритеты при принятии решений, как выбирать критерии по которым нужно будет выбрать окончательное решение, как анализировать риски и учитывать последствия принятия или непринятия того или иного решения.

    И в завершение тренинга принятия решений мы подробно разберем тему реализации принятого решения, оценку его эффективности и влияния полученных результатов на более долгосрочные цели.

    Итак, программу тренинга Вы уже знаете. Теперь Вам остается самостоятельно, привычным для Вас способом, принять такое данного тренинга, о котором Вы будете думать, как о правильном!

    Программа обучения развивает навыки анализа и поиска путей решения сложных, проблемных ситуаций, где цена управленческого решения очень высока. Участники тренинга освоят инструменты системного мышления, методики прогнозирования событий и оценки выработанных решений, рассмотрят основные логические ошибки при прогнозировании событий, принципы построения системных моделей, научатся концентрироваться на приоритетном, отказываться от второстепенного и присутствовать в настоящем моменте. Тренинг Русской Школы Управления предлагает не только теоретические знания, но и практические занятия, которые помогут закрепить пройденный материал.

    Программа обучения

    2 дня очного обучения 09:00 - 16:15

    Системное мышление. Принятие решений

    • Система и системное мышление
    • Виды систем, законы и принципы в системе
    • Элементы и взаимосвязи в системе
    • Свойства системы и её частей
    • Взаимосвязи окружающих предметов, событий и явлений
    • Системное мышление и системный подход
    • Цели применений системного мышления
    • Практикум : Анализ систем
    • Информация в системах. Обратная связь
    • Источники информации для анализа
    • Обратная связь как источник информации для анализа и принятия решений
    • Петли обратной связи
    • Усиливающая и уравновешивающая обратная связь в системах
    • Причина и следствие: заблуждение и истина
    • Ошибки при установлении причинно-следственных связей
    • Практикум : Установление причинно-следственных связей
    • Инструменты системного мышления
    • Оценка факторов в алгоритме принятия решения
    • Формулирование определенных взаимосвязей
    • Использование "замещающего восприятия" для получения и анализа системной информации
    • Виды умозаключений (осуществления выводов)
    • Выработка решений
    • Прогнозирование событий и оценка выработанных решений
    • Основные логические ошибки при прогнозировании событий
    • Практикум : Применение системного мышления при прогнозировании и принятии решений в стандартных и нестандартных ситуациях. Применение системного мышления в анализе данных
    • Построение системных моделей
    • Ограничения внешние и внутренние
    • Расширение горизонта мышления: многомерное и пространственное мышление
    • Практикум : Разбор практических систем и возможностей их изменения

    Продуктивность. Развитие полезных навыков и привычек

    • Что такое продуктивность: определение, выгоды от повышения продуктивности, цели в области продуктивности
    • Что снижает продуктивность: лень, прокрастинация, слабое здоровье и нехватка энергии, стресс и эмоциональное выгорание, неясность целей, недостаток контроля
    • Три направления развития продуктивности
    • Здоровье и энергия: тело (спорт, питание, отдых), разум (осознанность, медитация, эссенциализм, опора на собственные ценности)
    • Профессиональные навыки: анализ структуры и перспективности, инструмент: «Колесо Профессионального Развития»
    • Привычки: развитие полезных, избавление от мешающих
    • Вдохновение и мотивация: что мотивирует, что демотивирует, «Волшебный пендаль»
    • Фокусировка: концентрация на приоритетном, отказ от второстепенного, присутствие в настоящем моменте
    • Реализация: дисциплина и сила воли, простой и чёткий План, теория малых шагов, оценка прогресса, график роста

    Наши эксперты

    Овчаренко Максим Витальевич

    Прошел путь от юрисконсульта до генерального директора юридической компании. Опыт проведения обучения по лидерству и развитию команд - с 2007 года. С 2014 года проводит стратегические сессии, бизнес-обучение. Реализует консалтинговые проекты, направленные на развитие лидеров бизнеса, повышение эффективности команд и бизнеса в целом. Имеет опыт по "перезапуску" более 30-ти компаний. Основатель собственного тренингового центра. Автор ряда книг и публикаций в периодических изданиях

    бизнес-тренер, консультант

    • Сонастройка команд, партнеров, подразделений
    • Развитие культуры сотрудничества в организациях
    • Развитие основных soft skills, лидерских компетенций

    Практическая деятельность

    • 2015-2017 - Wilson Learning Russia, ведущий тренер департамента корпоративного консультирования
    • 2011-2014 - Центр развития «Легкость Бытия», главный тренер
    • 2006-2011 - Юридический центр АПЭК, генеральный директор

    • Московский государственный университет, психолог
    • Московская государственная юридическая академия, юрист

    Дополнительное образование

    • Академия тренингов, тренинг тренеров (тренер личностного роста, тренер команд)
    • Академия Кристофера Ховарда, тренинг тренеров (мастер-тренер, мастер-коуч, мастер консультационных продаж, профессиональный спикер)
    • TOC Strategic Solutions, управление людьми, управление конфликтами на основе логических инструментов ТОС
    • Академия Wilson Learning, тренинг тренеров
    • Академия Абирой, тренинг тренеров (бизнес-тренер сессий быстрого обучения)

    Основные публикации

    Реорганизация юридических лиц. М.: Юрайт, 2001; 5 элементов сильной мотивации в компании // Компетенции. Управление развитием персонала. 2015. № 3; Преодоление сопротивления при изменениях в бизнесе // Компетенции. Управление развитием персонала. 2015. № 4; Личный и командный коучинг. Общность и различия // Управление развитием персонала. 2017. № 1; Возможно ли развитие сотрудника без развития его эмоционального интеллекта? // Компетенции. Управление человеческим потенциалом. 2015. № 3; «Прежде, чем управлять другими, нужно научиться управлять собой», Финансы Право, 2001

    Бастриков Юрий Вячеславович

    Бизнес-тренер, коуч, организационный консультант. Имеет большой опыт в коучинге руководителей ТОП уровня, обучении и развитии менеджеров среднего и линейного уровня в вопросах лидерства, искусства управления, переговоров. На протяжении более 18 лет обучает сотрудников компаний навыкам продаж, общения, работы в команде. За время работы реализовано более десяти консалтинговых проектов для крупных торговых компаний сегментов B2B и B2C, которые включали в себя диагностику, создание системы обучения и развития, тренинги, коучинг и другие формы работы

    Бизнес-тренер, организационный консультант в сфере управления и мотивацией персонала, лидерства и руководства, эмоционального интеллекта

    Сфера профессиональных интересов

    Развитие управленческих навыков
    Экзистенциальный менеджмент - управление по Смыслам
    Эффективность руководителей
    Коммуникации (переговоры, конфликты)
    Консалтинг руководителей по вопросам личной эффективности

    Практическая деятельность

    Осуществляет полный цикл консультирования организаций по вопросам эффективности
    структуры предприятия, управления персоналом, оценки и формирования кадрового
    резерва.
    Автор таких обучающих программ как:
    "Экзистенциальный менеджмент"
    "Мотивация по нотам"
    "Власть!"

    Образование, повышение квалификации, научные стажировки

    1991 – 1997 Уральская государственная медицинская академия.
    1991 – 1993 Санкт-Петербургский институт Гештальта, специализация:
    организационное консультирование, тренинг, коучинг.
    С 2001 года по настоящее время - регулярное участие в многоступенчатой
    пролонгированной программе образования в области тренинга и коучинга.

    Гамазин Олег Евгеньевич

    Кузютина Ирина Вадимовна

    Сфера профессиональных компетенций связана с развитием навыков управления людьми, переговоров и личной эффективности. Опыт работы в компаниях от 15 до 1800 человек, ведение консалтинговых проектов по организационному развитию, сервисному аудиту, постановке отделов продаж в крупных и средних компаниях, обучение персонала компаний в течении 13 лет. В активном опыте: создание и управление 10 лет собственной организацией, постоянное сотрудничество с организациями по «выращиванию» потенциала руководителей и сотрудников.

    Михайлов Дмитрий Юрьевич

    МВА, бизнес-тренер, консультант в сфере продаж и переговоров, управления персоналом и личной эффективности. Опыт работы бизнес-тренером 11 лет. Знание особенностей подхода к обучению продажам в разных городах России. Опыт работы HR директором. Генеральный директор и ведущий тренер консалтинговой компании

    МВА, бизнес-тренер в сфере продаж и переговоров, эксперт по развитию управленческих навыков и лидерства

    Сфера профессиональных интересов

    МВА, бизнес-тренер, консультант в сфере продаж и переговоров, управления
    персоналом и личной эффективности

    Практическая деятельность

    TOP LUMEN - директор, ведущий тренер
    MTI - ведущий тренер-консультант
    ADM - директор по персоналу
    Start Personnel - исполнительный директор

    Образование, повышение квалификации, научные стажировки

    Московская международная высшая школа бизнеса|Институт (МИРБИС), мастер
    делового администрирования (МВА стратегический менеджмент и
    предпринимательство)
    Санкт-Петербургский Государственный Университет, тренинг-менеджер
    Официальный провайдер тренингов FranklinCovey, сертификат на право проведения
    программ по личной эффективности
    Бизнес Школа Арсенал, мастер–класс «Методология создания новых тренингов»,
    Международный Институт Менеджмента, курс «Управление человеческими ресурсами»

    Столыпин Никита Леонидович

    Бизнес-тренер высшей категории, Projekt Manager. Сфера профессиональных интересов: управление проектами, внедрение культуры проектного менеджмента; создание организационной структуры и управление операционной деятельностью компании, организация службы продаж, управление продажами, создание системы и управление персоналом; обучение специалистов продающих подразделений навыкам продаж и ведения переговоров; фасилитационные сессии, сессии стратегического планирования; методическое обучение бизнес-тренеров, создание систем корпоративного обучения

    Психологический тренинг в принятии решений

    Вступление....................................................................................................... 2

    Основная часть................................................................................................ 4

    Выводы........................................................................................................... 11

    Литература...................................................................................................... 12


    Вступление.

    Принятие решений требует тщательного анализа всех факторов и представляет собой многошаговый процесс, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов. Эти этапы описывают так называемый нормативный процесс принятия решений, который в литературе по теории управления обозначается также понятием процессуального инварианта, т.е. некоторой стандартной и неизменной последовательности шагов, которые должен сделать любой руководитель, если он хочет принять рациональное решение. Обычно процесс принятия управленческих решений охватывает три основных фазы: подготовка, принятие и реализация. Однако каждая из них представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. В настоящее время разработано много различных подходов к выделению этапов принятия управленческих решений.

    Например, С. Оптнер в известной книге «Системный анализ для решения, деловых и промышленных проблем» предложил методику решения проблем, состоящую из следующих этапов: идентификация симптомов, определение актуальности проблемы, определение цели, вскрытие структуры системы и ее дефектных элементов, определение структуры возможностей, нахождение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, составление решения, признание решения коллективом исполнителей и руководителей, запуск процесса реализации решения, управление процессом реализации решения, оценка реализации и ее последствий.

    С. Янг в работе «Системное управление организацией» предлагает десять этапов принятия решений: определение целей систем, выявление проблем организации, исследование проблем и постановка диагноза, поиск решения проблемы, оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них, согласование решений в организации, утверждение решения, подготовка к вводу, управление применением решения, проверка эффективности решения.

    Более поздние авторы, например, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, сокращают этот перечень, включая в него следующие «этапы рационального решения проблем организации»: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация и обратная связь.

    В результате анализа этих и многих других работ напрашивается вывод, что предложенные в них этапы принятия решении различаются в деталях, но в целом дают верное описание логики развития этого процесса, начиная с формулировки проблемы и постановки целей и заканчивая контролем результатов решения.

    Цель реферата: рассмотреть постановку проблемы и ее корректировку в зависимости от ситуации.

    Основная часть.

    Хорошо известно, что необходимость в принятии решения возникает только при наличии некоторой проблемы. Существуют два подхода к определению понятия «проблема».

    Во-первых, проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. В жизни организаций такие проблемы возникают, если фактические результаты их деятельности не соответствуют требуемым или, другими словами, когда цели деятельности организации не достигнуты. Примером подобных проблем является уменьшение ниже допустимого уровня таких показателей, как прибыль, объем продаж, качество товаров или доля фирмы на рынке. Будем называть их проблемамифункционирования организации.

    Во-вторых, проблема часто понимается как потенциальная возможность. В этом смысле проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным при неизвестных способах преодоления этого расхождения. В жизни организаций такие проблемы возникают, если фактические результаты их деятельности ниже, чем потенциально возможные, или, другими словами, когда не реализуется потенциал организации, даже если ее дела идут хорошо, и все цели деятельности успешно достигаются. Например, если некоторая фирма получила достаточно высокую, однако не максимально возможную прибыль, или если фирма занимает лидирующее положение на рынке, но имеет возможность улучшить его и еще сильнее укрепить свои позиции, то можно сказать, что в деятельности этой фирмы также имеются проблемы, Но это проблемы совсем иного рода. Назовем их проблемами развития организации.

    Следует отметить, что потенциал организации, как правило, значительно превосходит желаемые результаты деятельности. Как известно, рациональность людей ограничена, и руководители организаций редко стремятся работать «на грани возможного», ограничиваясь постановкой достижимых целей. Одним словом, реальные цели деятельности обычно проще, чем потенциальные возможности организации. Тем не менее мудрый руководитель всегда видит перспективу. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, руководители обязаны не только своевременно распознавать и решать проблемы функционирования организации, а непременно думать об их развитии и стремится к реализации всех потенциальных возможностей.

    Проблема - это некоторое противоречие. Чтобы решить проблему, ее сперва необходимо определить, т.е. «увидеть» возникшее противоречие и установить его причины. Определение проблемы - первый шаг на пути ее решения. Как известно, правильно определить проблему - значит наполовину ее решить. Это непростая задача для руководителя. Организация - это сложная система, поведение которой зависит от большого числа взаимосвязанных и неопределенных факторов. Каждый из них может стать причиной проблемы. Более того, проблемы могут возникать как результат совместного действия либо «взаимодействия» различных по своей природе факторов. Это явление известно под названием эффект отрицательной сннергии, когда несколько факторов как бы «накладываются» друг на друга и образуют настолько неблагоприятное сочетание, что эффективность деятельности организации резко падает. Поэтому определение проблемы - это сложная процедура, которая, в свою очередь, состоит из нескольких фаз и требует принятия промежуточных решений. Среди этих фаз выделяют две основные - выявление и диагноз проблемы.

    Первая фаза -выявление проблемы, т.е. определение ее симптомов. Понятие «симптом» означает некоторый признак, который указывает на появление проблемы и понимается как отклонение реальных оценок показателей эффективности организации от желаемых или потенциально возможных значений. Например, к типичным симптомам проблем функционирования коммерческих организаций относятся низкие значения прибыли, объема продаж, качества товаров, производительности труда или, напротив, высокие издержки и текучесть кадров.

    Определение симптомов позволяет установить наличие проблемы, но не отвечает на вопрос о причинах ее возникновения. Дело в том, что любой симптом может быть обусловлен многими факторами, влияющими на эффективность организации. Например, объем продаж фирмы может уменьшиться вследствие изменения потребительского спроса или снижения качества товаров, которое, в свою очередь, зависит от квалификации рабочих, организации их труда, качества и технологий обработки используемых материалов. Поэтому после определения симптомов следует избегать импульсивных решений и поспешных действий для немедленного устранения проблемы. Чтобы определить истинные причины «болезни» своей организации, руководитель должен глубоко проникнут в суть проблемы, изучив реальное состояние дел и влияние всех факторов на организационную эффективность.

    Поэтому необходима вторая фаза - диагноз проблемы, т.е. установление причин ее возникновения. Поскольку в общем случае проблема понимается как снижение эффективности организации, то ее причину следует искать среди факторов, которые влияют на эффективность операций в этой организации. Как известно, существуют три группы таких факторов: качество ресурсов, способы и условия их применения. Сбор полезной и достоверной информации о значениях этих факторов и составляет сущность процесса диагноза проблемы. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, и выделить среди них управляемые факторы, из которых будет формироваться множество альтернатив для принятия решения. Например, причиной снижения объема производства на предприятии могут быть устаревшее оборудование (качество ресурсов), нерациональная организация процесса производства (способы применения ресурсов) или низкая надежность поставщиков (условия применения ресурсов).

    Если проблема определена и поставлена, то необходимо уяснить, какие факторы могут содействовать или, наоборот, помешать ее достижению. Как отмечалось выше, все факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений, можно разделить на две группы - личностные и ситуационные. К личностным факторам относятся психические процессы, состояния и свойства личности лица, принимающего решение (ЛПР). Ситуационные факторы характеризуют ситуацию принятия решения и описываются в виде значений ситуационных переменных внешней и внутренней среды организации. Анализ перечисленных факторов необходим для получения информации об их значениях и о том влиянии, которое они оказывают на последствия принимаемых решений. Поэтому можно утверждать, что успех в принятии решений зависит от того, насколько хорошо ЛПР знает себя и насколько хорошо он знает ситуацию, в которой находится. В связи с этим на данном этапе решаются две взаимосвязанные задачи - анализ личностных факторов и анализ ситуации принятия решения.

    1) Анализ личностных факторов. Решение этой задачи направлено на выявление психических состояний и индивидуальных свойств личности ЛПР. В настоящее время разработано большое количество разнообразных методик, которые позволяют проводить диагностику психических состояний, индивидуальных особенностей психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания и других), темперамента, характера, общих и специальных способностей, направленности личности. Современные методы психодиагностики обеспечивают своеобразную психологическую поддержку ЛПР и помогают ему лучше понимать свое поведение, особенности психики и с этой точки зрения более осознанно подходить к принятию управленческих решений. Например, своевременная диагностика отрицательных по своей природе состояний, таких как стресс, фрустрация, депрессия, информационная перегрузка, тревога, истощение, которые нередко возникают в деятельности руководителей организаций, позволяет отложить принятие важных решений и, как следствие, избежать серьезных ошибок, которые могли бы быть допущены. Кроме того, знание своих психологических особенностей помогает ЛПР сформировать индивидуальный стиль принятия решений, основанный на «сильных» качествах личности и поэтому компенсирующий такие качества, которые развиты недостаточно.

    2) Анализ ситуации. Решение этой задачи проводится в несколько этапов. Во-первых, необходимо определить перечень всех внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на последствия принимаемых решений. В этот перечень не обязательно должны входить все факторы макроокружения, деловой и внутренней среды организации, а только те, которые в данной конкретной ситуации влияют на принятие решения наиболее сильно. Во-вторых, необходимо собрать информацию об этих факторах и определить их значения. При этом под значениями факторов понимаются не только количественные, но и качественные оценки переменных, описывающих эти факторы. Например, темпы инфляции, дефицит бюджета, нормы налогообложения, цены на материальные и природные ресурсы, ожидаемый уровень спроса на продукцию - это количественные оценки. Вместе с тем большинство факторов оценивается только качественно. К ним относятся изменения политической ситуации, правовые ограничения, появление новых технологий, стратегии поведения конкурентов и многие другие. В-третьих, если значения каких-либо факторов определить не удается, то их следует отнести к разряду неопределенных. Поэтому на данном шаге необходимо выявить все неопределенные факторы, которые приводят к тому, что каждая альтернатива имеет не один, а несколько возможных исходов. В-четвертых, необходимо выполнить анализ неопределенности, сопровождающей процесс принятия решения. Для этого требуется установить источники и природу неопределенных факторов. В результате такого анализа все факторы разделяются на классы в зависимости от источника (факторы поведенческой или природной неопределенности) и природы неопределенности (случайные или неслучайные факторы). И в-пятых, для каждого из неопределенных факторов необходимо установить диапазон его возможных значений. Как указывалось ранее, отличительной чертой любых неопределенных переменных является то, что ЛПР не может достоверно указать, какие значения они принимают. В таких ситуациях ЛПР выдвигает лишь предположение о некотором диапазоне, внутри которого может находиться действительное значение фактора. Например, если мы не знаем точно, какой уровень спроса на продукцию будет в следующем году, мы должны сделать предположение о том, каким он может быть, т.е. определить его диапазон или несколько возможных значений. Если мы не знаем точно, как поведут себя конкуренты, мы должны сделать предположение о том, как они могут себя повести, т.е. выдвинуть ряд гипотез об их возможных стратегиях.

    После того как диапазон, или набор, возможных значений неопределенных факторов сформирован, их влияние на организацию может исследоваться с помощью различных методов анализа неопределенности. Так, если установлено, что факторы имеют случайную природу, то оцениваются вероятности их возможных значений. В частности, если возможно только одно значение фактора, то его вероятность равна 1, и такой фактор считается определенным. Если вероятности возможных значений факторов известны, то появляется возможность оценить каждую альтернативу путем вычисления математического ожидания всех ее случайных исходов. Тогда оптимальным решением считается альтернатива, которой соответствует максимальный ожидаемый результат. Такой подход характерен для теории ожидаемой полезности. Если вероятности возможных значений факторов неизвестны, то для принятия решений используются другие критерии.

    Если неопределенные факторы имеют нестохастическую природу, то один из возможных способов их описания заключается в использовании математического аппарата теории нечетких множеств. В этом случае диапазон значений таких факторов описывается с помощью специальных функций, которые называются функциями принадлежности факторов. Функция принадлежности изменяется в пределах от 0 до 1 и определяет степень уверенности ЛПР в том, что некоторый фактор может принимать то или иное значение. В связи с этим все неслучайные факторы можно условно разделить на две группы: с известными функциями принадлежности (диапазонами изменения переменных) и неизвестными функциями принадлежности. Дело в том, что функция принадлежности определяет не только степень уверенности, но и задает некоторое подмножество (подобласть) общей допустимой области изменения фактора, определяемой, например, физической природой этого фактора. Очевидно, что эта подобласть, задаваемая функцией принадлежности, в некотором смысле отражает степень неопределенности фактора. Чем меньше эта подобласть, тем меньше неопределенность. В предельном случае функция принадлежности, равная единице для некоторого значения фактора и нулю для всех остальных, выделяет всего одно возможное значение этого фактора и, следовательно, переводит его в разряд определенных.

    Если функция принадлежности известна, то она описывает либо четкое, либо нечеткое подмножество возможных значений неопределенного фактора. Наибольшей степенью неопределенности обладают факторы с неизвестными функциями принадлежности. Обычно к таким факторам применяют процедуры экспертного оценивания диапазонов изменения их значений.

    Выводы.

    1. Процесс принятия рациональных решений состоит из последовательности взаимосвязанных этапов, образующих так называемый процессуальный инвариант управленческих решений. К ним относятся следующие этапы: определение проблемы; постановка цели принятия решения: анализ факторов, влияющих на принятие решения; разработка альтернатив: оценивание альтернатив; выбор альтернативы; реализация решения; контроль результатов.

    2. Необходимость в принятии решений возникает при наличии проблем. Существуют два подхода к определению понятия «проблема»: проблема как расхождение между желаемым и действительным и проблема как потенциальная возможность. В первом случае говорят о проблемах функционирования, а во втором - о проблемах развития организации. Процесс определения проблемы независимо от ее типа состоит из двух фаз - выявления и диагноза проблемы. На фазе выявления определяются симптомы проблемы, а на фазе диагноза - причины ее возникновения.

    3. Для решения проблемы формулируется глобальная цель управления, которая в общем случае понимается как обеспечение максимальной или требуемой эффективности деятельности организации. В соответствии с установленными причинами проблемы эта цель разделяется на все более частные подцели путем построения дерева целей. Этот процесс продолжается до момента получения относительно простых и независимых целей принятия решения. Каждая из них формулируется с помощью критериев выбора, находящихся на нижнем уровне дерева целей и задающих конкретные требования к свойствам альтернатив.

    Литература.

    1. Абчук В. Уроки бизнеса: Учебное пособие, СПб., 1994.

    2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

    3. Джонсон С. «Да» или «Нет». Система принятия верных решений. СПб., 1997.

    4. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.

    5. Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / Пер. с англ. М., 1981.

    6. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

    7. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.

    8. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.

    9. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М., 2000.

    10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.

    11. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 1969.

    13. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998.

    14. Психологический словарь. М., 1997.

    15. Райфа Г. Анализ решений. М., 1977.

    16. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы. М., 2000. С. 54-72.

    17. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.

    18. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М., 1978.

    19. Янг С. Системное управление организацией. М., 1972.