Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Рекомендации "методическое сопровождение аттестации". Методическое сопровождение аттестации педагогических работников доу

    Рекомендации
    Содержание:

    Введение 3-5


    1. Этапы сопровождения педагога в период аттестации 5-6

      1. Первый этап - «Подготовительный» 6-10

      2. Второй этап - «Партнерство» 10-11

      3. Третий этап - «Заключительный» 11
    Заключение 11

    Список литературы 12

    Приложения 13-33

    Модель управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ №**

    Введение :

    Кадровая политика современного руководителя ДОУ строится не только на серьезном подборе, подготовке, организации деятельности педагогов, но и предъявляются особые требования к оценке их работы. Поэтому значение аттестации как важнейшей организационно-правовой формы оценки профессионального труда работника образовательного учреждения повышается. В связи с переходом на «Новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010г. №209, подлежат пересмотру и обновлению позиции администрации ДОУ к оценке профессиональной деятельности педагогических работников.

    Аттестация педагогических кадров - очень важная процедура в оценке профессионализма и качества работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

    В свете многочисленных инноваций последнего времени в сфере дошкольного образования (внедрение ФГТ, новая система оплаты труда, изменение формы аттестации педагогических работников и т.п.) воспитатели пребывают в состоянии дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения, а иногда и просто депрессии, потому что функционал воспитателя существенно расширен.

    Выделим ряд проблем , существенно осложняющих процедуру аттестации,

    среди них:

    1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.

    2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.

    3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых.

    Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации и экспертной группы (в лице заведующей, заместителя заведующего по УВР, специалистов ДОУ, воспитателей стажистов и педагога психолога дошкольного образовательного учреждения)с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации. (Приложение 6)

    Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

    Для себя мы выделили ряд задач , решение которых осуществлялось пошагово:

    Первый шаг - выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

    Второй шаг - определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

    Третий шаг -построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого.

    Модель данной деятельности была разработана и апробирована в педагогическом коллективе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №**

    Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.

    Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.

    Практика показывает, что к аттестации педагоги относятся по-разному. По данным опроса дошкольных работников МБДОУ №**, среди положительных сторон аттестации они отмечают повышение оплаты труда, возможность проявления творческой инициативы, повышение профессиональной компетенции, продуктивности педагогического труда.

    В данных методических рекомендациях предлагается модель взаимодействия администрации ДОУ, педагога психолога и экспертной группы (в состав группы входят специалисты ДОУ, педагоги стажисты) с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

    Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучение и практическое решение.

    Эта работа ведется в три этапа:

    - «Подготовительный этап»;
    - «Партнерство»;
    - «Заключительный этап».

    Рассмотрим более подробно этапы работы.


    1. Этапы сопровождения педагога в период аттестации
    1.1 Первый этап - Подготовительный

    Цель подготовительного этапа: формирование у педагога представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

    Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:

    1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации:

    Заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;
    - Методист и экспертная группа организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;
    - Педагог психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.

    Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе

    Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;
    - Экспертная группа проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным критериям.

    2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.

    3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе листа самоанализа (Приложение 1 ) и анкетирования (Приложение 2; 2.1; 2.2)

    4. Комплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.

    5. Оформление портфолио, документов необходимых педагогу для участия в аттестации.

    На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет).(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") (Приложение 3)

    Требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий см. в Приложении 3

    1.2 Второй этап - «Партнерство»

    Цель данного этапа: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.

    Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях:

    1. Диагностическое направление , которое позволяет дать объективную оценку педагогической деятельности, выявить уровень воспитательнообразовательной работы. На основе проведенного психолого-педагогического анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

    Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов.

    Данная оценка должна соответствовать следующего рода требованиям:

    - объективность (предполагает оценку педагога по конечному результату его деятельности);
    -универсальность (предложенные критерии должны быть применимы для педагога ДОУ);
    - точность (строгое соблюдение определенных правил при оценивании педагогов);
    - надежность (требует проверки выдвинутых критериев на практике);
    - гибкость (наряду с жесткими показателями оценка должна включать интегральные критерии, позволяющие развивать приоритетное направление работы педагога);
    - своевременность.

    С нашей точки зрения комплексная оценка деятельности педагога - это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и психолого-педагогической экспертизы.

    Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между диагностикой и развивающей деятельностью опосредованная, она преломляется через функцию психолог педагогического анализа.

    Итак, главная задача нашей деятельности - не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и само актуализации.

    Для роста педагогического мастерства и развития педагогических способностей педагогов мы взяли за основу по рекомендации А.К. Марковой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности:

    Педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
    - профессиональные знания: методики преподавания, знания педагогики и психологии;
    - гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы;
    - педагогическая техника: умение управлять собой, умение взаимодействовать.

    2. Развивающее направление . Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога через:

    Внесение поправок и устранение недочетов;

    Методическая помощь в написании статей, программ, проектов;
    - обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.

    Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство»:

    Расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин;
    - повышение уровня профессионализма и психологической компетентности;
    - создание условий для возможности проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую, экспериментальную деятельность;
    - развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
    - формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.

    Система мероприятий, проводимых в рамках модели, на данном этапе направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах.

    Здесь главным для нас является реализация индивидуального подхода, создание условий для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» (Приложение 4)

    Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе и своего отношения к членам коллектива. От нее зависит активность личности и стремление к самосовершенствованию. Педагогический стаж, особенности профессионально педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.

    На этом этапе мы также стараемся учесть те условия, которые необходимы для обеспечения профессионального выполнения развивающей функции воспитателя с учетом современных Федеральных Государственных Требований (ФГТ). Под развивающей функцией мы понимаем деятельность педагога, направленную на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих), а также собственной позиции педагога профессионала. Профессиональное выполнение развивающей функции обеспечивается содержанием знаний, умений и профессионально личностных качеств.

    Определяя сущность и содержание развивающей функции, мы проанализировали имеющиеся позиции по данной проблеме.

    При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

    При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка , которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):


    • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

    • любознательный, активный;

    • эмоционально отзывчивый;

    • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

    • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

    • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

    • овладевший необходимыми умениями и навыками.
    Таким образом, наиболее перспективными и оптимальными с точки зрения современных педагогических ценностей являются условия, в которых упор делается на развитие интегративных качеств ребенка. Эти ценности и определяют требования к знаниям, умениям и профессионально личностным качествам педагогов нашего учреждения. Для этого нами были выделены основные критерии психологического и методического анализа деятельности, аттестуемого педагога. (Приложение 5; 5.1)

    Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем:

    Формирование у педагога интереса к практической психологии;
    - предотвращение стерео-типизации профессиональной деятельности;
    - формирование способности к восприятию нового, (ИКТ);
    - коррекция нарушений личностных дисгармоний и мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, и т.д.

    Реализация данного направления включает проведение педагогом психологом и экспертной группой: занятий; психологических тренингов, индивидуального консультирования, решений педагогических задач, занятий по ИКТ, заполнения листа готовности педагога к аттестации.

    Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются:

    Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; - повышение информационно компьютерной компетентности педагогов; - улучшение эмоционального самочувствия педагогов;
    - снятие напряжения и чувства дискомфорта;
    - создание наиболее комфортных условий для воспитания и развития ребенка.

    Материал содержит ключевые моменты организации сопровождения педагогов в межаттестационный период, основанный на методических разработках Волобуевой Л.М., Кабаленовой Е., Трошковой Т., а так же практический материал из опыта работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 167 «Колокольчик»

    города Чебоксары Чувашской Республики

    Доклад

    на тему:

    Методическое сопровождение педагогов

    в межаттестационный период

    Подготовила

    старший воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары

    Музянова О.В.

    Чебоксары 2012

    Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности старшего воспитателя. Так как именно аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности. Аттестация работников проводится в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

    1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
    2. Приказ министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
    3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
    4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
    5. Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
    6. Дополнения к Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений .

    Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава ДОУ. При этом большое значение имеет объединение усилий методической и психологической служб, обеспечивающих психологическую поддержку аттестуемых (Е.Ю. Кабаленова).

    Цель аттестации: определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

    Основные задачи аттестации:

    1. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
    2. Обеспечение педагогическим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

    Для педагогических работников установлены принципы добровольности, открытости и коллегиальности прохождения аттестации.

    Функции аттестации в структуре управления образованием:

    1. Стимулирование персонала к эффективной профессиональной деятельности.
    2. Управленческий инструмент оценивания.
    3. Внутренний контроль результатов профессиональной деятельности.

    В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период.

    Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методической сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя (методиста) и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.

    В связи с этим, в своей работе мы выделяем цели деятельности:

    1. стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда,
    2. развитие творческой инициативы педагогов,
    3. повышение качества образования путем объединения усилий методической и психологической служб ДОУ.

    Н.Н. Бояринцева, В.А. Новицкая, П.И.Третьякова выделяют факторы эффективной организации аттестационного процесса:

    1. Четкое определение функций участников образовательного процесса при подготовке и прохождении аттестации.
    2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций и установление доверительных отношений.
    3. Составление плана методического сопровождения педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.
    4. Комплектация нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.
    5. Оформление документов, необходимых для успешного прохождения аттестации.

    Интерес представляет опыт работы Кабалёновой Е., Трошковой Т., которые отмечают направления деятельности методической службы ДОУ по отношению к аттестуемым педагогам – этапы сопровождения аттестуемого.

    Диагностическая деятельность.

    Цель: всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя.

    1. Изучение теоретических знаний.
    2. Изучение специальных умений и навыков воспитателя.
    3. Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств.

    Развивающая деятельность.

    Цель: обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства воспитателя по всем показателям его деятельности.

    1. Расширение знаний основ педагогики и психологии.
    2. Повышение профессионального мастерства и психологической компетенции педагога.
    3. Создать условия, дающие воспитателю возможность проявлять творчество, новаторство.
    4. Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога.
    5. Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами по работе.

    Коррекционная деятельность.

    Цель: оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем.

    1. Формирование у педагогов интереса к практической психологии.
    2. Предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового.
    3. Профессиональная помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем.
    4. Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.
    5. Коррекция нарушений личностных дисгармоний.

    Мы взяли за основу опыт данной работы – этапы сопровождения и стараемся использовать разнообразные формы работы с педагогами.

    1. определение групп педагогических трудностей и проблем в профессиональной компетентности воспитателей;
    2. совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности воспитателей, в зависимости от результатов оценки состояния профессиональной компетентности (план самообразования);
    3. осуществление вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения;
    4. проведение промежуточной диагностики и самодиагностики становления профессиональной компетентности воспитателя, внесение корректив в методическое сопровождение.

    На втором этапе сопровождения аттестуемого составляем план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации, для этого мы составляем отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке воспитателей. План по самообразованию и представлению передового педагогического опыта составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт. При составлении плана учитываем стаж работы педагогов, имеющуюся категорию, здесь педагоги указывают тему самообразования, форму и сроки отчетов, а так же тематику курсов повышения квалификации, которая для них интересна.

    Следует отметить, что здесь второй и третий этап неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем.

    На основе полученной информации для педагогов, готовящихся к аттестации составляется план работы, включающий в себя содержание, формы работы, сроки проведения.

    Один из основных методов сопровождения аттестующихся, который мы используем в ДОУ является система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ, которая предполагает разные формы:

    1. обучение на курсах;
    2. самообразование;
    3. участие в методической работе города, района, детского сада;
    4. участие в конкурсах, фестивалях на уровне города, республики, федерации.

    Курсы повышения квалификации проходят на базе ЧРИО по предварительной заявке. Вся информация на сайте организации.

    На современном этапеосновная работа в межаттестационный период – это повышение результативности деятельности педагога. Для воплощения необходима долгая, плодотворная работа педагога. Обязательно знакомим педагогов с картами результативности педагогической деятельности, что позволяет им объективно оценить свои возможности, перспективы роста и деятельности, нацеливании на результат.

    Самообразование, по словам К.Ю. Белой – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. Система методических мероприятий обязательно подчиняется главной цели – стимулирование педагогов в профессиональном совершенствовании. Мы предложили воспитателям объединиться в своей работе над определенной темой, близкой им по содержанию.

    К.Ю. Белая рекомендует организовывать самообразование педагогов гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педпроцесс детского сада. В индивидуальной беседе с воспитателем определяем, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в его практике. Здесь же проводим анкетирование, определяем тему самообразования, выявление, изучение и распространение педагогического опыта.

    Отметим важный момент – обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества на разных уровнях:

    1. на уровне образовательного учреждения через открытые занятия, семинары, педагогические советы, участи в «круглых столах», консультирование, наставничество для молодых воспитателей, работа в творческих группах,
    2. на муниципальном уровне через открытые занятия, семинары, участие в методических объединениях, участие в конкурсах, фестивалях;
    3. на региональном уровне: научно-практические конференции, фестивали, конкурсы;
    4. на федеральном уровне: научно-практические конференции, всероссийские конкурсы, фестивали, интернет-конференции.

    Результаты своей работы педагоги представляют на мероприятиях в ДОУ: выступления на педагогических советах, проведение семинарских занятий, практикумов, консультаций, участием в творческих группах. Так же проходят открытые показы, мастер-классы, творческие отчеты, выставки работ воспитанников.

    Одной из форм самообразования, которую мы предлагаем педагогам, является научно-исследовательская работа, тема которой определяется самим педагогом. Научно-исследовательская работа предполагает углубление знаний педагогов по какому-либо вопросу, приобретаемые из разных источников, заставляя занимающихся сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. Умения собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и др. Мы предлагаем педагогам представлять итоги своей работы, публикуясь в сборниках научных трудов издательства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогических университет им. И.Я. Яковлева», международных сборниках и др.

    Как воспитатель работал в межаттестационный период, хорошо прослеживается в его материалах. Педагоги могут проявить себя в работе городских методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщать опыт своей работы. Сейчас проводится огромное количество конкурсов по различным направлениям. Педагог может принимать участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе, участвовать в работе методических объединений. Участие в данных мероприятиях положительно сказывается на оценке уровня профессионального развития. Кроме того, педагог может представить результаты не только своего труда, но и достижения воспитанников. Это результаты творческих конкурсов различного уровня, которые проводятся ежегодно в городе, республике. Среди республиканских организаций, проводящих всевозможные конкурсы, мы предлагаем воспитателям сотрудничать:

    1. Развивающий центр школьников и дошкольников «Совёнок»,
    2. Российский образовательный центр «Дарование»,
    3. Российский развивающий детский центр «Радуга» и др.

    По результатам участия в конкурсах педагогам выдаются дипломы, грамоты. Здесь отметим, что в последнее время наблюдается активность воспитателей, проявляется желание участвовать в конкурсах.

    Результатом профессионального развития педагога так же служит портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за последние годы. В портфолио помещаются материалы профессиональных достижений, творческие работы, проекты, оформление достижений педагога, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога: свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях, дипломы, поощрения, награды; результаты деятельности воспитанников. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Следует помнить, что представляемый аттестуемым портфолио помогает судить о результативности деятельности педагога.

    В настоящее время, в связи с внедрением ИКТ существует различные подходы к организации методического сопровождения, педагогические технологии и методики, основанные на использовании информационно-коммуникативных технологий. Расширение информационного пространства за счет внедрение сервисов сети Интернет открывает новые модели взаимодействия с другими педагогами на различных уровнях. Одним из эффективных средств изменения традиционного подхода к деятельности педагога является создание собственного Интернет-ресурса педагога, который может быть представлен в виде веб-страницы на сайте ДОУ. На сайте нашего ДОУ мы поместили странички наших специалистов, где размещаем сведения о профессионализме, а так как сайт больше ориентирован на родительскую общественность, то разместили рекомендации для родителей на актуальные вопросы. В перспективе – размещение страницы для каждого педагога нашего ДОУ. Но на сегодняшний день существуют и проблемы – это не достаточное овладение педагогами ИКТ, отсутствие информационного обеспечения.

    Результатами работы по аттестации педагогов в нашем ДОУ являются следующие показатели: в 2009 году аттестовалось 8 человек – 1 педагог на первую, 7 – на вторую, в 2010 году аттестовалось 8 педагогов, из них на первую категорию – 5 человек, на вторую 3. В 2011 году на первую квалификационную категорию аттестовалось 3 педагога. В этом году на первую категорию претендуют 3 педагога. Но, также наблюдается большое количество неаттестованных педагогов, это связано с текучестью кадров. Таким образом, за период 2010-2012 г. аттестовано 76% педагогов, 8 (46%) человек повысили свой квалификационный уровень.

    Итак, в работе в межаттестационный период мы стараемся создавать условия веры педагога в свои силы, оказывать всестороннюю помощь внутри учреждения. Продолжать работу с педагогами по распространению педагогического опыта через публикации в сборниках научных статей. Активизировать педагогов на участие в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах разного уровня.

    Результатом усилий педагога обязательно будет совершенствование работы, профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени. А равномерное распределение усилий, направленные на профессиональное развитие ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность.

    Список литературы

    1. Алехина И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период [Текст] / И. В. Алехина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 307-310.
    2. Волобуева Л.М. Организация аттестации педагогов в дошкольном учреждении / Л.М. Волобуева // Справочник старшего воспитателя. – 2007. – № 3. – С. 4-10.
    3. Кабаленова Е., Трошкова Т. Как помочь воспитателю пройти аттестацию / Е. Кабаленова, Т. Трошкова // Дошкольное образование. – 2007. – № 22. – С. 7-23.

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН

    самообразования педагогов МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары

    Педагоги с I и высшей квалификационной категорией

    фамилия, имя отчество

    тема самообразования

    форма и срок отчета

    Бороздинова

    Юлия Юрьевна

    Развитие ритмопластики.

    Мастер-класс февраль 2013 г.

    Развитие певческих навыков.

    Дмитриева

    Светлана Геннадьевна

    Развитие певческих навыков.

    Мастер-класс январь 2012 г.

    Ритмика в дошкольном учреждении.

    Сергеева

    Татьяна Николаевна

    Элементы йоги в НОД по физической культуре.

    Мастер-класс октябрь 2012 г.

    Ритмическая гимнастика в детском саду.

    Кушникова

    Зинаида Ивановна

    Развитие двигательной активности в подвижных играх.

    Консультация апрель 2013 г.

    Леонтьева

    Зоя Петровна

    Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте.

    Консультация. Мастер-класс. Презентация.

    2012-2014 г.

    Обучение детей чувашскому языку.

    Михайлова

    Валентина Григорьевна

    Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

    Консультация.

    Открытые занятия.

    Презентация.

    Социально-личностное развития дошкольников.

    Сейтхалиль

    Надежда Александровна

    Развитие эмоциональной сферы детей в игровой деятельности

    Консультация 2013 г.

    Воспитание личности ребенка.

    Скобелева

    Лидия Петровна

    Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

    Аттестация 2013 г.

    Трудовое воспитание дошкольников.

    Основы безопасности на дорогах.

    Педагоги со II квалификационной категорией

    фамилия, имя отчество

    тема самообразования

    форма и срок отчета

    тематика курсов (какие хотели бы пройти)

    Григорьева

    Эльвира Николаевна

    Экологическое воспитание дошкольников.

    Выставка творческих работ 2013 г.

    Обучение чувашскому языку.

    Ефимова

    Валентина Михайловна

    Обучение чувашскому языку.

    Консультация март 2013 г.

    Зайцева

    Анна Анатольевна

    Развитие творческих способностей в изодеятельности.

    открытое занятие декабрь 2012 г.

    Работа с родителями.

    Краснова

    Елена Дмитриевна

    Двигательная деятельность детей как основа укрепления здоровья.

    Открытое занятие.

    Консультация.

    2013-2014 г.

    Экологическое воспитание в детском саду.

    Курицына

    Лариса Алексеевна

    Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста.

    Творческий отчет 2013 г.

    Обучение чувашскому языку детей дошкольного возраста.

    Моторьева

    Наталия Александровна

    Развитие познавательных способностей детей.

    Консультация 2013 г.

    Коррекция агрессии детей.

    Сидорова

    Анастасия Витальевна

    Культура поведения детей младшего дошкольного возраста.

    Семинар 2013-2014 г.

    Психология развития детей 3-го года жизни.

    Не аттестованные педагоги

    фамилия, имя отчество

    тема самообразования

    форма и срок отчета

    тематика курсов (какие хотели бы пройти)

    Васильева

    Елена Петровна

    Музейная педагогика.

    Доклад

    март 2013 г.

    Патриотическое воспитание дошкольников.

    Ефиторова

    Алевтина Георгиевна

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

    Творческий отчет 2013 г.

    Развитие творчества детей 3-го года жизни в рисовании.

    Мартынова

    Татьяна Валерьевна

    Успешная адаптация к детскому саду.

    Доклад

    декабрь 2012 г.

    Открытое мероприятие 2013 г.

    Консультирование родителей.

    Петрова

    Светлана Веняминовна

    Экологическое развитие дошкольников.

    Открытое занятие 2013 г.

    Психология развития детей 5-6 лет.

    Тяпкова

    Татьяна Петровна

    Художественно-творческая деятельность.

    Доклад

    Декабрь 2012 г.

    Творчество дошкольников.

    Хохлова

    Оксана Николаевна

    Консультация. Открытое занятие. Презентация.

    2012-2014 г.

    Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

    Не аттестованные молодые (стаж менее 3 лет)

    фамилия, имя отчество

    тема самообразования

    форма и срок отчета

    тематика курсов (какие хотели бы пройти)

    Ефимова

    Екатерина Юрьевна

    Риманова

    Алена Николаевна

    Художественно- творческая деятельность детей в рисовании.

    Портфолио 2014 г.

    Смелькова

    Светлана Валерьевна

    Художественно-творческая деятельность детей.

    Доклад 2013 г.

    Развитие творчества у детей 5-6 лет.

    Сидорова

    Светлана Алексеевна

    Ознакомление с произведениями чувашского народного творчества, детской художественной литературой, чувашскими писателями.

    Открытое занятие 2013 г.

    Методика формирования навыков изобразительной деятельности детей в детском саду.

    Яковлева

    Алена Юрьевна

    Художественно- творческая деятельность детей в аппликации.

    Портфолио 2014 г.

    Развитие дошкольников в художественно-творческой деятельности.

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН

    работы с аттестующимися педагогами МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары

    Список аттестующихся педагогов

    Ф.И.О.

    должность

    сроки предыдущей аттестации

    сроки подачи заявлений

    Зайцева

    Анна

    Анатольевна

    воспитатель

    декабрь 2007 г.

    октябрь 2012 г.

    Михайлова

    Валентина Григорьевна

    воспитатель

    март 2008 г.

    январь 2013 г.

    Скобелева

    Лидия

    Петровна

    воспитатель

    март 2008 г.

    январь 2013 г.

    График прохождения аттестации

    Ф.И.О.

    претендуемая должность

    срок аттестации

    Зайцева

    Анна

    Анатольевна

    воспитатель

    ноябрь-декабрь 2012 г.

    Михайлова

    Валентина Григорьевна

    воспитатель

    февраль-март 2013 г.

    Скобелева

    Лидия

    Петровна

    воспитатель

    февраль-март 2013 г.

    План работы по аттестации педагогических кадров

    формы работы

    ФИО педагога

    Сроки

    Ответственные

    Диагностика профессионального мастерства (выявление проблем, которые испытывает педагог в своей работе)

    анкетирование,

    индивидуальные беседы

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    апрель-май

    ст. воспитатель

    Ознакомление педагогов с нормативными документами по аттестации педагогических кадров

    анализ

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    май

    заведующий

    ст. воспитатель

    Мониторинг работы педагога (качество знаний воспитанников, разработки конспектов непосредственной деятельности с самоанализом, тезисы выступлений, информация о курсах, поощрениях, достижения воспитанников и педагога)

    анализ

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    май-август

    ст. воспитатель

    творческая группа

    Оказание помощи в оформлении методических материалов, документации, портфолио, написании заявления, обобщении опыта работы.

    заявление

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    июнь-август

    ст. воспитатель

    Корректировка методической работы в соответствии с выявленными проблемами, оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования, определении темы самообразования и планированию работы по данной теме

    индивидуальные консультации

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    ст. воспитатель

    творческая группа

    Определение сроков изучения деятельности педагогов, подлежащих аттестации.

    индивидуальные консультации

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    сентябрь

    ст. воспитатель

    Подача заявлений в аттестационную комиссию.

    заявление

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    октябрь

    январь

    январь

    ст. воспитатель

    Подготовка аналитического материала на аттестуемых педагогов.

    индивидуальные консультации

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    октябрь-февраль

    ст. воспитатель

    Посещение занятий, мероприятий, проводимых аттестуемых педагогов

    посещение

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    октябрь-февраль

    ст. воспитатель

    творческая группа

    Анализ деятельности и системы работы педагога с целью оказания помощи в составлении самоанализа.

    анализ

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    октябрь-февраль

    ст. воспитатель

    Обобщение опыта. Представление на педагогических советах, семинарах.

    посещение

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    октябрь-февраль

    ст. воспитатель

    Распространение педагогического опыта аттестуемого педагога на уровне ДОУ, города.

    индивидуальные консультации

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    апрель - май

    ст. воспитатель

    Оказание помощи в подготовке презентации педагогического опыта педагога

    индивидуальные консультации

    Зайцева А.А.

    Михайлова В.Г.

    Скобелева Л.П.

    апрель - май

    ст. воспитатель

    Оказание помощи в определении перспектив в плане повышения профессионального роста

    Планирование прохождения курсов

    Кузнецова

    Наталия Ивановна

    Заведующий

    высшее, I

    2010

    2015

    Музянова

    Ольга Владиславовна

    Ст. воспитатель

    высшее, I

    2005

    2006

    2011

    2013-14

    Мартынова

    Татьяна Валерьевна

    Педагог-психолог

    высшее

    2013

    Бороздинова

    Юлия Юрьевна

    Музыкальный руководитель

    высшее, I

    2008

    2014

    Дмитриева

    Светлана Геннадьевна

    Музыкальный руководитель

    ср. спец., высшая

    2013-14

    Сергеева

    Татьяна Николаевна

    Инструктор по физ.культуре

    высшее, I

    2011

    2016

    Васильева

    Елена Петровна

    воспитатель

    высшее

    2004

    2009

    2013-14

    Григорьева

    Эльвира Николаевна

    воспитатель

    ср. спец., II

    2004

    2009

    2013-14

    Ефимова

    Екатерина Юрьевна

    воспитатель

    высшее

    2013-14

    Ефимова

    Валентина Михайловна

    воспитатель

    ср. спец., II

    2004

    2009

    2013-14

    Ефиторова

    Алевтина Георгиевна

    воспитатель

    Ср. спец.

    2007

    2013

    Зайцева

    Анна Анатольевна

    воспитатель

    высшее, II

    2013

    Краснова

    Елена Дмитриевна

    воспитатель

    ср. спец., II

    2008

    2014

    Кушникова

    Зинаида Ивановна

    воспитатель

    ср. спец., I

    2003

    2008

    2013-14

    Курицына

    Лариса Алексеевна

    воспитатель

    ср. спец., II

    Леонтьева

    Зоя Петровна

    воспитатель

    ср. спец., I

    2003

    2008

    2013-2014

    Михайлова

    Валентина Григорьевна

    воспитатель

    ср. спец., I

    2003

    2010

    2015

    Моторьева

    Наталия Александровна

    воспитатель

    высшее, II

    2010

    2013-2014

    Петрова

    Светлана Веняминовна

    воспитатель

    высшее

    2012

    Риманова

    Алена Николаевна

    воспитатель

    высшее

    2012-13

    Сейтхалиль

    Надежда Александровна

    воспитатель

    ср. спец., I

    2004

    2009

    2013-2014

    Смелькова

    Светлана Валерьевна

    воспитатель

    высшее

    2012-13

    Сидорова

    Анастасия Витальевна

    воспитатель

    ср. спец., II

    2012-13

    Скобелева

    Лидия Петровна

    воспитатель

    высшее, I

    2004

    2009

    2013-2014

    Тяпкова

    Татьяна Петровна

    воспитатель

    ср. спец.

    2013

    Хохлова

    Оксана Николаевна

    воспитатель

    высшее

    2012-13

    Яковлева

    Алена Юрьевна

    воспитатель

    ср. спец.

    2012-13


    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Документальное сопровождение порядка аттестации педагогических работников ДОУ Мальгина Людмила Альбертовна, заместитель заведующего УВР МБДОУ Детский сад №119

    Нормативная база: Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197 - ФЗ (в редакции ФЗ от 30.06.2006 № 90 – ФЗ), ст.21, 22, 81, 82, 187, 196, 197, 372, 373, 374 Закон РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.1996 № 12 – ФЗ, от 29.12.2006 № 258 – ФЗ, от 27.07.2010 № 215 – ФЗ), ст.28, 29, 55 Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

    Новые правила аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (с 01.01.2011г.) ВИД АТТЕСТАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ Цель: подтверждение соответствия педагогического работника занимаемой им должности (СЗД) ДОБРОВОЛЬНАЯ Цель: установление соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первая, высшая)

    Основание для аттестации ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ Представление работодателя СРОК: устанавливается работодателем ДОБРОВОЛЬНАЯ Заявление работника СРОК: в течение календарного года, но не менее чем за 3 месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории

    Форма аттестации ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ Квалификационное испытание в письменном виде РЕЗУЛЬТАТ: Соответствует (не соответствует) занимаемой должности (указывается должность) ДОБРОВОЛЬНАЯ Всесторонний анализ результатов профессиональной ЭГ (экспертиза деятельности) РЕЗУЛЬТАТ: Уровень квалификации (указывается должность) соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории

    Документы на аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности (СЗД) проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей) Аттестации не подлежат: Педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее 2-х лет Беременные женщины Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (не ранее чем через 2 года после выхода) Педагоги, имеющие квалификационную категорию в течение срока их действия

    Документальное сопровождение аттестации педагогов на СЗД 1. Представление должно содержать: мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результаты его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущей аттестации

    Документальное сопровождение аттестации педагогов на СЗД 2. Заявка о приеме квалификационных испытаний на СЗД на имя ректора АО ИППК РО 3. Постановление профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации (для членов профсоюза) 4. Аттестационный лист (по форме – в электронном виде) 5. Копии документов (заверенные руководителем) : - паспорт (1 лист); - диплом об образовании; - трудовая книжка (1,2 и последний листы); - удостоверение о курсовой подготовке (за 5 лет); - копия аттестационного листа (если есть).

    Документальное сопровождение аттестации педагогов на первую (высшую) квалификационную категорию I. этап – заявление в ГАК 1. Заявление (пишет заявитель) 2. Копии документов (заверенные руководителем) : - паспорт (1 лист); - диплом об образовании; - трудовая книжка (1,2 и последний листы); - удостоверение о курсовой подготовке (за 5 лет); - копия аттестационного листа (если есть). 3. Аттестационный лист (по форме – в электронном виде); 4. Документы, подтверждающие профессиональную деятельность педагога

    Документальное сопровождение аттестации педагогов на первую (высшую) квалификационную категорию II. Этап – экспертиза деятельности педагога 1. Приказ о проведении экспертизы на основании протокола ГАК 2. План работы ЭГ (утверждается приказом) 3. Личное аттестационное дело: - Протокол заседания ГАК; - Приказ по ДОУ о проведении экспертизы; - План работы ЭГ; - Справки экспертов (анализ деятельности педагога по плану экспертизы, собеседования с педагогом); - Итоги анкетирования педагога; - Экспертное заключение, приказ о присвоении категории, аттестационный лист

    Документальное сопровождение аттестации педагогов на первую (высшую) квалификационную категорию III. Этап – подведение итогов работы экспертной группы 1. Экспертное заключение (по форме) 2. Комментарии к экспертному заключению 3. Протокол заседания ЭГ 4. Приложения к экспертному заключению: - копии сертификатов, справок, грамот о деятельности аттестуемого

    Локальные акты и документы, обязательные при аттестации работников 1. Должностная инструкция (на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») 2. План (перспективный) аттестации педагогических работников ДОУ (утвержденный приказом заведующего, рассмотренный на педагогическом совете ДОУ) 3. Журнал учета заявлений работников на аттестацию на первую (высшую) квалификационные категории

    Журнал учета заявлений работников на аттестацию на первую (высшую) квалификационные категории № ФИО работника Должность Дата подачи заявле-ния Заявлен- ная кате- гория Период аттес- тации Итог аттес- тации Основание (приказ, распоряжение)

    План (перспективный) аттестации педагогических работников по состоянию на «___» _____________ 2012г. № ФИО Должность Дата назна-чения Дата предыдущей аттестации Сроки аттестации 2013 2014 2015

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №119 «Поморочка» Благодарим за внимание!


    Методическое сопровождение

    аттестации педагогических работников, оформление аттестационной документации

    Важное направление деятельности методистов – это подготовка и проведение аттестации педагогических работников, так как аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности. Наиболее эффективным способом повышения профессиональной компетентности педагога является методическое сопровождение в межаттестационный период. Целью методического сопровождения является оказание психолого-педагогической помощи педагогическим работникам для подготовки и успешного прохождения аттестации, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

    Ключевые слова: методическое сопровождение; аттестация; психолого- педагогическая помощь; профессиональный рост.

    Одним из ключевых направлений государственной политики является развитие кадрового потенциала. Аттестация – это кадровое мероприятие, позволяющее оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности работника требованиям выполняемой деятельности. Но главное ее назначение – выявить резервы повышения уровня развития инициативы и трудовой активности педагогов.

    Аттестация педагогов – это оценка уровня их профессиональной компетентности, процедура определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям. При этом основными параметрами оценки является педагогическая деятельность и ее результаты.

    В условиях нового порядка аттестации становятся актуальными готовность и способность методической службы увидеть и оценить личностный и профессиональный потенциал аттестуемого педагога, создать условия для его максимально полной реализации, оказать реальную помощь в организации планомерной и непрерывной работы педагога над собой в межаттестационный период.

    В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях образовательной организации. Наиболее эффективным способом повышения профессиональной компетентности педагога является методическое сопровождение в межаттестационный период.

    Основная задача межаттестационного периода – организация научно- методического сопровождения и поддержки педагога в повышении уровня его профессиональной компетентности, профессионального развития. Методическое сопровождение направлено на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.

    Система методического сопровождения включает следующие этапы работы:

      нормативное обеспечение педагогов;

      мониторинг квалификации педагогических работников;

      методическое сопровождение подготовки аттестационных материалов в аттестационный период;

      системный анализ прохождения аттестации педагогическими работниками образовательных организаций;

      анализ результативности аттестации педагогических работников.

    Основными направлениями работы в межаттестационный период являются: диагностико-аналитическое, информационное, организационно- методическое, учебно-методическое, психолого-педагогическое и консультативное.

      Диагностико-аналитическое направление: изучение результатов деятельности педагогов с их последующим анализом и определением обра- зовательных потребностей.

      Информационное направление: формирование банка педагогической информации по вопросам нормативно-правового характера и процессуальной составляющей порядка аттестации.

      Организационно-методическое направление: обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога в подготовке к предстоящей аттестации.

      Учебно-методическое направление: обеспечение непрерывности профессионального образования, осуществляемого в разных формах.

      Психолого-педагогическое направление: сохранение психологического комфорта для педагога при подготовке к предстоящей аттестации.

      Консультационное направление: оказание консультативной помощи

    педагогическому работнику по вопросам подготовки к аттестации.

    Этапы методического сопровождения педагога в межаттестационный период подразделяются следующим образом:

      Подготовительный этап – формирование у аттестуемого педагога представлений о механизме прохождения аттестации, ознакомление с нормативно – правовой базой аттестации.

      Диагностический этап – оформление диагностической карты, где выявляются проблемы, трудности педагога, накопленный опыт. Это позволяет педагогу контролировать этапы своих достижений по различным направлениям, отслеживать процесс накопления необходимого материала для обобщения и распространения своего опыта, повышения квалификации, тематику самообразования. На основе полученных сведений определяются направления и формы работы с педагогом, содержание методического сопровождения.

      Этап формирования портфолио – составление плана дальнейшей работы, предполагающий организацию работы по повышению квалификации, обмену и распространению педагогического опыта, участию в конкурсах.

      Итогово-обобщающий этап – сбор данных об уровне реализации потребностей аттестуемого.

    Основная работа в межаттестационный период – это повышение результативности деятельности педагога. Для этого требуется плодотворная работа методиста, всесторонняя помощь, создание условий для веры педагога в свои силы. Результатом усилий педагога будет совершенствование работы, развитие профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени.

    Конечной целью аттестации является не только оценка уровня квалификации педагога, но его личностный и профессиональный рост. В итоге методическое сопровождение на всех уровнях методической службы позволит обеспечить единое пространство сопровождения аттестации педагогического работника. Это сделает данный процесс более управляемым и эффективным и приведет к успешному прохождению аттестации.

    Литература:

      Алехина И.В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012.

      Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Сборник нормативно – правовых и инструктивно

    – методических материалов. Вып. 1. Сост. Долгоаршинных Н.В. – М.:УЦ

    «Перспектива», 2012.

      Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013– 2020 гг.

      Долгоаршинных Н.В., Семенова И.И. Новый порядок аттестации педагогических работников: нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности. Методическое пособие. – М.: УЦ

    «Перспектива», 2015.

      Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел

    «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

      Письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 03.12.2014 № 08-1955/505 «Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

      Семенова И.И. Сопровождение аттестации педагогических работников: новый взгляд на работу методических служб // Академический вестник. – 2013. – №1(7). – С. 78–98.