Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Методическая разработка на тему: Интеграция детей-инвалидов в образовательный процесс. Права инвалидов и интеграция в общество, социальная поддержка - государственная и частная - инклюзивное образование

    Методическая разработка на тему: Интеграция детей-инвалидов в образовательный процесс. Права инвалидов и интеграция в общество, социальная поддержка - государственная и частная - инклюзивное образование

    Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня озна­чает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

    Любая небрежность в лечении ребенка, предоставление необходимого оборудования и технических средств, которые способствуют бесперебойному функционированию ребенка, отрицательно сказываются на его будущих достижениях в условиях интеграции с инвалидами. Обеспечение надлежащего состояния здоровья ребенка в семье, несомненно, является проявлением правильного, позитивного отношения родителей и братьев и сестер к нему. Позитивное отношение родителей и здоровых братьев и сестер к ребенку-инвалиду, выраженное в его полном принятии в качестве полноправного члена семьи, также определяет эффективность его интеграции с эффективными.

    В системе образования интеграция означает возможность ми­нимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с

    " В главе использованы материалы Н.С. Грозной.


    особыми образовательными потребностями: получение образова­ния в специальном (коррекционном) образовательном учрежде­нии или, с равными возможностями, в образовательном учрежде­нии общего назначения (дошкольное образовательное учрежде­ние, школа и пр.).

    Успех социальной интеграции людей с инвалидностью обусловлен не только преднамеренным и сознательным отношением к семейному дому, но и преднамеренным, организованным действием детского сада и школы. В многогранной интеграционной системе можно дополнить множество форм специальной системой образования, а ее многофункциональная организационная и программируемость дает возможность регулировать интенсивность, диапазон и качество взаимодействия сверстников, родителей, братьев и сестер и преподавателей-педагогов.

    Учреждения, обеспечивающие образование и интеграцию, ориентированы на создание и развитие позитивных отношений и отношений между детьми. В целом факторы, определяющие эффективность социальной интеграции, как в детском саду, так и в школе, могут быть сгруппированы в две группы - внешние и внутренние. К первой группе факторов, внешних факторов относятся те, которые связаны с необходимостью адаптации технической, дидактической и организационной среды к потребностям развития и обучения учащихся-инвалидов.

    Интеграция основывается на концепции «нормализации» (Nirje, 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общест­ва, в котором они живут.

    Применительно к детям это означает следующее.

    1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.

    Корректная повторная аттестация ребенка с инвалидностью в контексте его социальной интеграции в школе требует, прежде всего, адекватного медицинского обслуживания и необходимых корректирующих и реабилитационных упражнений. Стандартизованные услуги в этой области школьным здравоохранением могут быть, в случае детей-инвалидов, недостаточными. Следовательно, может потребоваться, чтобы школа установила постоянное сотрудничество с соответствующими специализированными учреждениями или организовала соответствующую медицинскую помощь в своей области.

    2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени при­ближающуюся к нормальной.

    3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обя­занность местных властей - способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в сво­их семьях.

    4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяже­лыми ни были нарушения развития, должна предоставляться воз­можность получить образование.

    Также может потребоваться адаптировать объект с точки зрения технических аспектов, таких как установка соответствующих объектов для помощи детям в движении и самообслуживании, а также оснащение помещений соответствующим оборудованием и реабилитационными сооружениями. Также необходимо адаптироваться к нуждам детей, обучить в школе и применять специальную помощь, необходимую для работы с инвалидами. Изменения также должны включать организацию процесса образования и обучения, который должен быть адаптирован к различным потребностям и потребностям учащихся.

    Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом между­народных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Деклара­цией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.

    В истории развития человеческой цивилизации отношение об­щества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности выражалось в форме, манере обращения с ними и в харак­тере тех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, пред­ставлениях современных людей. Остановимся на кратком описа­нии таких «полок» или моделей (Wolfensburger, 1969).

    Эффективность социальной интеграции детей с инвалидностью в значительной степени зависит от их надлежащего выбора для дошкольного или школьного класса. Соотношение между детьми с ограниченными возможностями и детьми с ограниченными возможностями должно быть гибким в зависимости от степени и типа инвалидности. В принципе, в группе должно быть не более пяти, но не менее двух детей с ограниченными возможностями в возрасте от одного до двух лет старше своих сверстников. В занятиях могут участвовать несколько детей, но не более двадцати.

    Нецелесообразно создавать очень много классов или систем, в которых пропорции будут, например, равными. Такая ситуация может привести к различию двух групп детей, формально интегрированных друг с другом. Адаптация к потребностям и способностям учащихся также требует времени занятий и уроков, темпа работы и отбора предметов для учащихся с ограниченными возможностями и инвалидности по отдельности. Во всех этих случаях интеграция детей-инвалидов с инвалидами становится необходимой для удовлетворения этих условий и подготовки родителей и учителей с точки зрения содержания, методологии и технологии.

    «Больной человек». В соответствии с этой моделью лица с огра­ниченными возможностями - больные люди. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения.

    Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих лю­дей, следует видеть, что в контексте образовательного поля при­рода ограниченных возможностей связана с затруднениями в обу­чении и социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколькообучение и развитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями - это больной, может

    Важную роль в интеграции специального образования играют родители детей-инвалидов и тот факт, что они остаются в детских садах и в средних школах. Эти отношения не всегда уместны и могут создавать трудности в формировании надлежащих контактов между детьми-инвалидами и инвалидами и между их родителями. Поэтому необходимо поощрять потребности детей в области развития детей-инвалидов среди родителей и создавать благоприятный климат для совместного проживания в общепринятой социальной среде. Эффективность социальной интеграции детей с инвалидностью в значительной степени определяется соответствующей подготовкой учителей детских садов и массовых школ к работе с ними.


    предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из образовательного процесса.

    Являясь для определенного этапа развития общества прогрес­сивной, эта модель стимулировала развитие научных исследова­ний клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдель­ных заболеваний, следствием которых является ограничение воз­можностей человека. Однако в современных условиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

    Учитель, который готов работать с инвалидами, должен иметь следующее: адекватное знание развития, образования и обучения детей и молодежи, в том числе знаний о детях и молодежи с инвалидностью; адекватные ресурсы для ухода, образования и обучения детей. и молодые люди, в том числе специальные навыки, необходимые для работы с разными категориями людей; Позитивное эмоциональное отношение к детям и подросткам, чувствительность к их потребностям в области развития и готовность их удовлетворить; Уверенность в ценности интеграции образования и обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями.

    Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии со­гласно этой модели рассматривается как неполноценное сущест­во, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных огра­ничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.

    Также предпочтительны следующие черты характера: терпение, настойчивость, весёлое расположение и хороший эмоциональный контроль. Провал педагогической работы с детьми-инвалидами усугубляется гиперактивными людьми, которые не выдерживают стресса, быстро устают из-за отсутствия соматических требований. Важно, чтобы учителя, обучающие детей-инвалидов, получали специальную помощь от других специалистов, таких как педагог, логопед, психотерапевт, методология в области образования. Интеграционная система образования и обучения заключается в максимальном включении детей и подростков с отклонениями от нормальных школ и других учебных заведений, что позволяет им, насколько это возможно, расти в группе здоровых сверстников.

    Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представ­ляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психи­ческими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и мораль­ный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было не­достаточным.

    В случае лиц, находящихся в лечебных учреждениях, - забота об наиболее распространенных контактах с внешней социальной средой. Проблема интеграции людей с инвалидностью была неоднозначной в течение многих лет. В этих дискуссиях все меньше внимания уделяется крайним позициям, решительно выступающим против интеграции или полной интеграции. Энтузиасты экстремальной интеграции считают, что особое образование следует постепенно прекращать, поскольку сегрегация, которую он предполагает, не дает равных возможностей и полного участия в общественной жизни для всех детей.

    Модель «Объект жалости». Эта модель оказывает разруши­тельное влияние на развитие личности человека, на его стремле­ние к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограни­ченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особен­но эта точка зрения распространяется на лиц с нарушениями ин­теллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окру­жающего мира через обособление его от общества, создание ком­фортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образова­нии и развитии.

    Сторонники полной интеграции, чтобы оправдать свои взгляды, указывают на примеры положительных результатов для детей, которые часто значительно ухудшаются в нормальной среде. Примеры по-настоящему конструктивных и заслуживающих высшей оценки, примеры амбициозных детей, которые работают и учатся с запорами и родителями без усилий, жертвоприносят и многолетнюю тяжелую работу, например, для глухих или искалеченных детей, чтобы продолжить учебу в обычных школах. Это примеры возможностей для интеграции, возможности образования детей из неблагополучных семей в нормальной школьной среде, если есть благоприятные условия.

    Модель «Объект обременительной благотворительности». Слож­ные экономические условия в ряде стран мира не позволяют при­держиваться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их


    Модель «Развитие». Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели общество ответственно за бо­лее полное развитие ребенка с ограниченными возможностями;

    Основные предпосылки интегрированной системы специального образования заключаются в следующем: наиболее благоприятные условия для развития, образования и обучения детей-инвалидов живут в семье и в сообществе людей с инвалидностью, обеспечивая им надлежащие условия для здоровья, социального и образовательного характера; В процессе обучения и обучения детей-инвалидов мы учитываем их потребности и личные предпочтения. Вместе для них и детей-инвалидов мы организуем идентичные образовательные ситуации, и мы только вводим ситуации, методы и специальные меры, когда это необходимо, из-за особых трудностей ребенка, связанных с его отклонением от нормы; Чтобы подготовить ребенка-инвалида к самостоятельной жизни в обществе, его спонтанное и преднамеренное участие в этой жизни очень полезно.

    обществу вменяется в обязанность создание условий, благопри­ятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями соглас­но этой модели имеет те же права и привилегии, что и все ос­тальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ни­ми, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».

    Дети и молодые люди с ограниченными возможностями имеют право использовать все оценки и профили образования, спорта, отдыха и культуры. Эти учреждения должны в своих учреждениях и своей работе вносить соответствующие организационные меры для обеспечения того, чтобы инвалиды пользовались им. Периодическая или частичная изоляция в специальных учреждениях определенных групп детей в медицинских или образовательных целях не только приведет к негативным изменениям в их развитии, поскольку эти средства позволят различным формам контакта с окружающей средой, в частности, с детьми-инвалидами.

    ПЕТРОСЯН ВЛАДИМИР АРШАКОВИЧ

    ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

    В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

    22.00.04 ? Социальная структура, социальные институты и процессы

    диссертации на соискание ученой степени

    доктора социологических наук

    Москва - 2011


    Диссертация выполнена на кафедре «Социология социальной работы»

    Интегрированная система специального образования связана с новым направлением социальной деятельности для инвалидов. Основное внимание в этой деятельности уделяется изолированной системе специального образования с уделением особого внимания инвалидности как фактора, который ограничивает возможности и отличает их от работающего населения. Поэтому необходимо учитывать различия детей и подростков с инвалидностью как со стороны их сверстников, так и со взрослыми. Широко признано, что основными препятствиями для внедрения системы интеграции в специальном образовании являются социальные барьеры.

    ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

    доктор медицинских наук, профессор

    Пузин Сергей Никифорович

    Ведущая организация: Мордовский государственный университет

    им. Н.П. Огарева

    Защита состоится 16 ноября 2011 года в 12-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.341.01 при ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу: 129226, г. Москва,

    Зависит процесс интеграции ребенка с инвалидностью из его индивидуальной ситуации и условий, создаваемых школой. Интеграция людей с ограниченными возможностями может рассматриваться в двух аспектах: полная пристрастность. Выбор концепции интеграции зависит не только от характера инвалидности, но и от взглядов тех, кто несет ответственность за ее организацию, методы и формы. Многие исследователи считают, что с нынешним состоянием в целом и специальным образованием, в частности, полная интеграция невозможна.

    Признать, что это вопрос будущего, требующий изменений в школьной базе, обучения преподавателей и изменения отношения к инвалидам. Сторонники концепции частичной интеграции обвиняют сторонников тоталитаризма в том, что они рассматривают интеграцию как самоцель, совершенно не отвечают потребностям всестороннего развития детей и создания адекватных условий для социальной интеграции. Известно, что цель интеграции состоит в том, чтобы позволить людям с инвалидностью вести нормальную жизнь на тех же условиях, что и другие члены определенных социальных групп.

    ул. В. Пика, д. 4, корп. 1, зал Ученого совета.

    С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Российского государственного социального университета http :// www . rgsu . net


    Ученый секретарь

    Диссертационного совета

    к.с.н., доцент Долгорукова И.В.

    Общая характеристика работы

    Актуальность темы исследования. Исследование процесса интеграции, разработка его принципов, механизмов, ключевых направлений, практическое решение задач интегрирования в общество лиц с ограничениями жизнедеятельности можно отнести к числу наиболее важных проблем социологии.

    В процесс интеграции включены все члены общества, все социальные общности, независимо от возраста, образования, состояния здоровья, этнической и социальной самоидентификации, социального статуса. Вместе с тем реальная практика демонстрирует постоянную или спорадическую изоляцию некоторых социальных групп, их маргинализацию и даже эксклюзию. В первую очередь эти явления затрагивают индивидов, которые ввиду ограниченных возможностей здоровья не могут выполнять типичные для общества виды деятельности.

    Несмотря на предпринимаемые усилия, уровень их интеграции остается по-прежнему низким, социальная активность и профессиональная самореализация, социальные и семейные сценарии деформируются ограничениями, налагаемыми дефектами здоровья.

    Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья, – социальная общность, члены которой, ввиду ограниченности своих физических, сенсорных, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования.

    Инвалиды, номинально обладающие всей полнотой прав человека, признаваемых современным общественным сознанием, наделены «достоинством, присущим всем членам человеческой семьи», что является основополагающим принципом эгалитаризма Всеобщей Декларации прав человека. Инвалиды должны быть интегрированы в социальную действительность, однако они в той или иной степени подвергаются социальной эксклюзии.

    Количество инвалидов в Москве приближается к 1 млн 200 тыс. человек, из которых около 180 тыс. человек – лица трудоспособного возраста. В общую совокупность входят лица, имеющие выраженные особенности интеграционных процессов: свыше 15 тыс. из них? инвалиды по зрению; 6,5 тыс. ? глухие и слабослышащие; 7,5 тыс. человек используют для передвижения кресло-коляску. Около 28 тыс. человек? это дети-инвалиды.

    Таким образом, примерно каждый десятый житель города Москвы относится к категории «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Этот факт социальной реальности определен как устойчивая медико-демографическая тенденция, характеризуемая ростом средней ожидаемой продолжительности жизни индивидов, последствиями различных, в том числе антропогенных, аварий и катастроф. Такая доля инвалидов в структуре населения характерна для Российской Федерации в целом и для многих зарубежных стран.

    В условиях города Москвы инвалидность имеет свои особенности. Более 80% лиц с ограниченными возможностями здоровья составляют пожилые люди. Кроме того, в столице инвалидизации подвергаются, как правило, лица с высоким образовательным уровнем и профессиональной квалификацией, в силу чего их эксклюзия оборачивается значительными потерями для общества.

    Ситуацию усугубляет наличие субъективных оснований дезинтеграции и маргинализации инвалидов: неразвитость общественного сознания, самостигматизация инвалидов, их слабые мотивационные механизмы и неустойчивость побуждений к независимой жизни и социальной субъектности.

    Деятельность государства и общества, направленная на содействие интеграции инвалидов, по-прежнему отстает от европейских стран и недостаточно реагирует на острые нужды инвалидов, предотвращающих обострение их социальных проблем.

    Значимость разработки теоретико-методологических основ и механизмов интеграции инвалидов в общество обусловлена не только ростом их численности, расширением потребностей общества в трудовых и личностных ресурсах лиц с ограниченными возможностями, но и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов, независимо от их физической или интеллектуальной состоятельности, об обязанности общества приспособить условия своей жизнедеятельности к нуждам и потребностям инвалидов.

    Таким образом, актуальность диссертационного исследования «Интеграция инвалидов в общество» обусловлена существованием следующих объективных противоречий:

    - между недостаточной степенью научной разработанности концептуальных основ интеграции инвалидов в общество, вопросов государственного регулирования в этой сфере и насущной необходимостью реализации и общей социальной потребностью в единстве российского общества;

    - между реализацией потребностей инвалидов как одной из социальных групп в условиях московского мегаполиса и разработкой целостного концептуального социологического подхода к интеграции инвалидов.

    Степень научной разработанности проблемы. В разработке теоретико-методологических основ исследования проблем интеграции инвалидов в общество большое значение имели работы представителей структурно-функциональной социологии, рассматривающих концепции социальной роли больного, предписанного статуса «приобретенной беспомощности» (Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Т.Парсонса, Р.Мертона и К.Дэвиса, Н.Смелсера), представителей социальной феноменологии, рассматривающих категории социальных индивидов исходя из внутренней нестабильности человеческого организма и создания самим человеком устойчивой жизненной среды (М.Вебера, П.Блау, С.Нэйджи), символического интеракционизма (А.Шюца, П.Бергера, Т.Лукмана, К.Вольфа), основоположников теории стигматизации (Э.Гоффмана), концепции коммуникативной рациональности (Ю.Хабермаса) и экологической социологии (Р.Парка).

    Большое внимание уделялось данной теме в трудах ведущих ученых российской социологии (П.Л.Лаврова, Е.Я.Данилевского, П.А.Сорокина), в трудах, которых предмет социологии выступал как исследование интегрирующих оснований деятельности сознательных субъектов, а интеграция рассматривалась как результат общественной эволюции, как итог развития общественного организма.

    Значимыми для исследования стали положения, изложенные в работах зарубежных ученых, посвященные теории социального конструкционизма (П.Бергера, Т.Лукмана, Дж. Сёрля), дискриминируемого меньшинства (М.Оливера, С. Бернса, Г. Мерсера, Т. Шекспира), теории девальвации и валоризации (В. Вольфенсбергера, С. Томаса), теории стигматизации Е.Гофмана, М. Файна, А. Эш) и др.

    В разработке концептуальных основ решения проблем интеграции инвалидов в общество на современном этапе существенное значение имели исследования, посвященные защите прав инвалидов и их самозащите при включенности в общественную жизнь (Г. Эннс, Ю. Фрик, Г.Л. Олбрехт, Д.Е. Бикенбах, Р. Имри), процессам восстановления трудоспособности и профессионального статуса инвалидов (М. Балера, Р. Грубера, М. Мейри, С. Румей, Ф. Мерхофа, В. Циммермана), реализации идеологии независимого образа жизни (Г.Дейонг, Ф. Пелка).

    Развернутый анализ проблем социальной интеграции представлен в аспекте макроинтеграционного процесса в работах таких авторов, как И.Валлерстайн, Н.Луман, Г.Терборн, М.Уотерс. Вопросы интеграции и социализации личности успешно разрабатываются также отечественными социологами С.Н. Кавокиным, А.И. Ковалевой, Ж.Т.Тощенко и В.А.Ядовым.

    Социологические подходы к разработке научных основ социальной политики, социальной поддержки инвалидов исследовались М.П.Безруковым, В.И.Жуковым, Г.И.Осадчей, И.В.Мкртумовой, Е.Р.Смирновой-Ярской.

    Исследованию эффективности реабилитационного процесса как способа интеграции, основанного на принципах своевременности, непрерывности и систематичности, положил начало российский ученый М.М. Кабанов. Его идеи получили дальнейшее развитие в научных работах М.П.Безрукова, А.А.Дыскина, С.Н.Кавокина, Д.И.Лавровой, А.Е.Лысенко, А.И.Осадчих, О.Н.Писарева, Л.Н.Смирнова, В.Б.Смычек, Л.М.Шипициной.

    Новыми для России следует считать разработки по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, как важного направления процесса интеграции, М.М.Айшервуда, Н.Ю.Гаубрих, Н.Ф.Дементьевой, Л.Н.Индолева, X.Ю.Кальмета, Ю.В.Колосова, Е.Г.Леонтьевой, С.Н.Пузина, И.И.Рыбаковой, А.А.Скобянина, В.К.Степанова, Н.Д.Талалаевой, С.Ф.Траутвейн, Л.П.Храпылиной, В.А.Цветкова, Л.Н.Чикиновой, Н.Н.Якимовой.

    Большой вклад в выделение спектра социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной работы, в частности, Ю.С.Моздокова, А.К.Наберушина, П.Д.Павленок, A.M.Панов, П.В.Романов, Е.А.Сигида, Е.Р. Смирнова-Ярская; С.А.Фирсов, Е.И.Холостова. Названные авторы рассматривают интеграцию инвалидов преимущественно как составляющую социальной работы и социальной политики.

    Как видим научных исследований, раскрывающих различные стороны социальной интеграции инвалидов, достаточно много.

    В тоже время несмотря на определенные достижения в области изучения проблем интеграции инвалидов, приходится констатировать, что они носят разрозненный, несистемный характер. По-прежнему отсутствует концептуальное осмысление общетеоретических и методологических подходов к пониманию, исследованию и оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество; не выделены противоречия, типы, критерии и показатели интеграции инвалидов; слабо выявлены механизмы, условия и технологии оптимизации этого процесса.

    С учетом актуальности обозначенных проблем, высокой практической значимости и недостаточной их научной проработки, а также перспективных тенденций развития теории социологии социальной работы, сформулирована тема, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

    Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ интеграции инвалидов в московский социум.

    Для реализации названной цели вычленены следующие исследовательские задачи :

    разработать теоретические основы и методологический аппарат социологического анализа интеграции инвалидов в современное общество;

    – обосновать социальные факторы, предопределяющие восприятие инвалидности и эффективность интеграции инвалидов в современных условиях;

    – разработать предложения по совершенствованию институциональных основ, условий и механизмов интеграции инвалидов в общество;

    – дать оценку изменению норм, образцов отношения общества к инвалидности и инвалидам в социально-историческом контексте;

    – определить деструктивные элементы социальной среды, препятствующие интеграции инвалидов в московский социум;

    – провести социологический опрос инвалидов, касающийся их отношения к проблемам повседневной жизнедеятельности, влияющих на эффективность интеграции в общество;

    – выявить ключевые проблемы интеграции инвалидов в московский социум и определить степень их удовлетворенности социальными услугами;

    – дать оценку характеру материалов, публикуемых в СМИ, по практике интеграции инвалидов в социум;

    – обосновать направления и систему гарантий социальной поддержки инвалидов в городе Москве как условия их эффективной интеграции в общество;

    – разработать организационные формы и инновационные технологии социальной интеграции инвалидов в работе учреждений системы социального обслуживания населения города Москвы.

    Объект исследования – интеграция инвалидов в общество как социальный процесс.

    Предмет исследования – интеграция инвалидов в российское общество на примере московского мегаполиса.

    Теоретическую и методологическую основу исследования составили принципы социологического и сравнительно-исторического исследования, системный подход и сравнительный анализ, теория социального конструкционизма, нормативные методы оценки социальных процессов, деятельности по организации интеграции инвалидов в общество. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях современной российской и зарубежной социологии.

    Информационной базой исследования послужили международные правовые документы, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и города Москвы, статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, департаментов и комитетов Правительства Москвы, материалы международных организаций, аналитические доклады Всемирного банка развития, Центра проблемного анализа.

    Эмпирической базой исследования послужили проведенные автором исследования:

    1. «Качество жизни инвалидов Москвы» (июнь? июль 2008 года). Опрошено 3 000 инвалидов, отобранных на основе многоступенчатой модели выборки (Генеральная совокупность: 140 тыс. взрослых инвалидов, пользующихся мерами социальной поддержки в городе Москве). Признаки репрезентативности: пол, возраст, отношение к трудовой занятости.

    2. «Оценка инвалидами качества социального обслуживания и социальной работы в Москве» (июнь? сентябрь 2009 года). Опрошено 1 800 инвалидов. Генеральная совокупность - 90 тыс. инвалидов? получателей социальных услуг. Признаки репрезентативности: территориальная локализация, пол.

    3. «Отражение практики интеграции инвалидов в материалах средств массовой информации и в Интернете» (август 2010 года). Проведен анализ передач трех федеральных и одного московского канала, кабельного канала «Доверие», центральных и московских газет, а также газет и журналов, интернет-сайтов и форумов общественных организаций инвалидов.

    4. «Оценка безбарьерной среды в городе Москве в рамках программы «Москва? город для всех» (октябрь? декабрь 2010 года). Анкетный опрос 2 000 инвалидов. Признаки репрезентативности: пол, возраст, пространственная локализация. Экспертный опрос 150 специалистов органов местного самоуправления, органов архитектурно-строительного надзора.

    В диссертации также использованы результаты социологических исследований, проведенных в 2008?2010 гг. по изучаемой проблеме в городе Москве таких, как:

    - «Проблемы инвалидов города Москвы» (2007 г.).

    - «Отношение населения к собственному здоровью и качеству жизни» (2007).

    - «Система реабилитации услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации» (апрель? июнь 2008 г.).

    - «Социально-экономическое положение инвалидов по слуху, зрению, инвалидов трудоспособного возраста, использующих при передвижении кресла-коляски» (2007?2009 г.).

    - «Мониторинг качества жизни инвалидов» (сентябрь 2010 г.).

    Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных основ, включающих теоретико-методологические основания, модели, технологии и условия оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество.

    К числу наиболее существенных результатов, представляющих научный интерес, автор относит следующее:

    1. Уточнено содержание категорий: «интеграция как процесс», «интеграция инвалидов» в общество, обоснованы главные направления интеграции: социально-аксиологическое ; организационно-правовое ; ; межличностные отношения .
    2. Разработан методологический аппарат социологического анализа процесса интеграции инвалидов в общество, определяющий как возможности социологических исследований социального статуса и уровня интеграции инвалидов, так и формирование научных основ государственной политики, нацеленной на интеграционные процессы инвалидов.
    3. Обоснована совокупность социальных факторов, воздействующих на восприятие инвалидности и эффективность интеграции инвалидов в современных условиях.
    4. Разработаны предложения по совершенствованию условий и механизмов институциональных оснований интеграции инвалидов в общество, в качестве которых выступают социально-правовые нормы международного, российского законодательства, нормативно-правовые акты г. Москвы, регламентирующих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в московский социум с учетом научно-методических рекомендаций автора.
    5. Дана оценка конкретно-исторической изменчивости общественных взглядов, представлений и установок, детерминирующих процессы интеграции инвалидов в общество на протяжении развития человеческого общества.
    6. Вычленены деструктивные элементы, характеризуемые как барьеры, препятствующие интеграции инвалидов в общество, которые существуют, возникают или устойчиво воспроизводятся в обществе. Выделены как объективно существующие барьеры, так и внутренние установки, и поведенческие стереотипы самих инвалидов, склонных к самоизоляции, иждивенчеству, принятию роли зависимых лиц, ищущих сочувствия, но нуждающихся в посторонней опеке.
    7. Выявлено отношение инвалидов к факторам повседневной жизнедеятельности, влияющим на эффективность их интеграции в общество, и разработана авторская методика, позволяющая определить воздействие этих факторов на процессы интеграции инвалидов в общество.
    8. Обощены проблемы социальной защищенности инвалидов в городе Москве и дана оценка степени их удовлетворенности.
    9. Определено влияние СМИ на процесс интеграции инвалидов в общество и даны рекомендации по расширению информированности населения по проблемам инвалидности.
    10. Обоснованы направления, формы и методы повышения эффективности интеграции инвалидов в общество, важнейшими из которых являются их комплексная социальная защита, осуществляемая на основе федеральных гарантий и правовых норм города Москвы.
    11. Разработаны инновационные организационные формы и технологии интеграции инвалидов в московский социум, доказавшие свою эффективность в практике деятельности социальных служб.

    В соответствии с целями и задачами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения :

    1. Интеграция – это процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека, и интеграция инвалидов в общество – это процесс, включающий четыре компонента:

    - социально-аксиологический, ? в обществе признаются единые ценности, определяющие представления и установки индивидов как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых;

    - организационно-правовой, ? процесс интеграции строится на основе законодательства, утверждающего равные права граждан;

    - пространственная организация жизнедеятельности ? для интеграции инвалидов в общество конструируется универсальный дизайн, объекты которого могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости их специальной адаптации для нужд отдельных категорий потребителей;

    - межличностные отношения ? происходит интериоризация признания достоинства личности и ее равных прав, независимо от факторов физического или психического здоровья.

    Процесс интеграции считается завершенным, если произошла интернализация его участниками нового комплекса ценностей, норм и правил.

    Социум может быть полноценным, системным и завершенным только с активным включением в него людей с ограниченными возможностями здоровья, периодически отделяемых от этого социального единства деструктивными элементами объективной и субъективной природы.

    Цель социальной интеграции состоит в создании «общества для всех», в котором все лица обладают социальной субъектностью, правами и обязанностями, независимо от состояния их здоровья, призваны играть активную действенную роль.

    2. В качестве методологического аппарата социологического анализа интеграции инвалидов в общество выступают:

    - эвристический потенциал теории социального конструкционизма, определяющий инвалидность как социальный феномен, формирующийся на стыке дефекта здоровья индивида и препятствующих его нормальному функционированию условий окружающей среды;

    - социально-конструкционистский подход, который предусматривает создание доступной среды, реализацию мер, способствующих трудоустройству инвалидов, их обучению, воспитанию у членов общества толерантного отношения к ним;

    - рассмотрение интеграции инвалидов в общество в двух аспектах – как результат социального конструирования инвалидности и как социальную реакцию окружающих на контакт с лицами, имеющими ограниченные возможности. Для преодоления существующих барьеров интеграции требуется изменение социального окружения, гармонизация взаимоотношений между людьми, конструирование в массовом сознании позитивного образа инвалида.

    3. В качестве социальных факторов, предопределяющих восприятие инвалидности и инвалидов, эффективность интеграции инвалидов в общество на современном этапе выступают:

    - объективные условия – социальная и этническая принадлежность, степень инкультурации, пол (гендер), образование, семейный статус, наличие трудовой занятости;

    - субъективные условия – установки и поведенческие стандарты индивидов, стигматизация и самостигматизация инвалидов.

    Действие данных условий не является неизменным, оно зависит от социально-культурного контекста, уровня социально-экономического развития общества, характеристики социальной конструкции инвалидности, принятой в обществе.

    4. Существующие институциональные основы интеграции инвалидов в общество, включающие в себя социально-правовые нормы (международные стандарты, национальные и региональные правовые акты), направленные на их интеграцию в общество, не учитывают всего спектра современных социальных процессов и требуют корректировки.

    5. Исследование проблемы инвалидности и инвалидов в исторической ретроспективе позволило выделить общественные взгляды и представления на отношение к инвалидам и их интеграции в социум, определяемые уровнем развития общества.

    На этапе раннего традиционного общества выявлено неприятие, отторжение и даже уничтожение непохожих, отличающихся от количественной нормы индивидов.

    В эпоху Средневековья зарождаются представления о всеобщем равенстве людей перед лицом высших сил, формируются механизмы конфессионального, частного и государственного призрения и предоставления ухода инвалидам.

    В современную эпоху сформировались правовые и этические нормы равенства, представления о независимой жизни инвалидов. Инвалидность становится проблемой не только одного человека, групп людей, но и всего общества в целом.

    Современная трактовка инвалидности рассматривает лиц с ограниченными возможностями здоровья не как клиентов, нуждающихся в уходе и не вносящих свой вклад в общественное развитие, а как людей, которые нуждаются в том, чтобы были устранены барьеры, препятствующие обеспечению их равных прав и созданию достойного образа жизни.

    6. На реализацию процесса интеграции инвалидов в общество деструктивно влияют различные элементы социальной среды. К числу деструктивных элементов социальной среды, ограничивающих интеграционный потенциал или блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих социально типичному, нормативному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности»:

    - физическое ограничение или изоляция инвалида , обусловленные либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими расстройствами, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве;

    - трудовая сегрегация, или изоляция : из-за своего дефекта инвалид имеет крайне ограниченный доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Барьер между инвалидом и продуктивным трудом может обусловливаться и субъективной причиной? отсутствием трудовой мотивации со стороны инвалидов.

    В качестве барьеров могут выступать также внутренние установки и поведенческие стереотипы самих инвалидов, склонных к самоизоляции, иждивенчеству и т.д. Устранять указанные барьеры возможно с помощью разработки комплексных программ по интеграции инвалидов в общество.

    7. К проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие: трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования; негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам; затруднения в культурной жизни и занятиям спортом, а также проблемы их самоидентификации.

    Разработанные автором комплексные модели интеграции инвалидов, включающие систему приспособления к доступности жилой среды, транспортных средств; создание коллективных центров занятости инвалидов и вовлечение их в общественно-политическую жизнь и др. способствуют оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество.

    8. Ключевыми проблемами интеграции инвалидов в общество респонденты назвали:

    - информированность (треть опрошенных, не пользуются в полном объеме реабилитационными услугами, имеют слабую информированность о видах социальных услуг, неудовлетворительно оценивают их качество);

    - системность (почти половина инвалидов считает, что сложившаяся система социальной помощи инвалидам в Москве не носит комплексного, системного характера; сохраняется межведомственная разобщенность, отсутствует эффективное взаимодействие заинтересованных ведомств, общественных организаций в работе с инвалидами);

    - согласованность (каждый четвертый отмечает, что формирование и реализация социальной помощи осуществляется без учета мнений общественных организаций инвалидов и специалистов, работающих с ними).

    9. На формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидности особое влияние оказывает разработка комплексной программы освещения в СМИ проблем интеграции инвалидов в общество с учетом их мнения и сложившейся практики? работа специализированных каналов для лиц с ограничениями возможностей, открытие тематических программ на ведущих каналах телевидения, расширение рубрик в журналах и газетах. В указанной комплексной программе инвалиды должны стать непосредственными участниками обсуждения существующих проблем и поиска их решения.

    10. Разработка системы гарантий и мер социальной поддержки позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства инвалидов, расширить возможности их социального функционирования в городе.

    Основными направлениями оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество являются:

    - разработка долгосрочной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на основе программно-целевого подхода;

    - формирование адаптированного для инвалидов городского пространства в форме универсального дизайна, позволяющего создать безбарьерную среду во всех сферах жизнедеятельности человека;

    - расширение сети специализированных предприятий для инвалидов (по типу «Col-центра»);

    - увеличение занятости инвалидов за счет принятия мер стимулирующего характера для работодателей, а также расширения занятости инвалидов в надомных условиях;

    - развитие инклюзивного образования инвалидов в различных видах учебных заведений, в том числе дистанционного образования.

    - создание единой информационной базы, позволяющей отслеживать процесс интеграции инвалидов в общество.

    11. Необходимым условием внедрения инновационных технологий интеграции инвалидов в общество являются:

    Использование достижений современной техники и технологий для создания и применения устройств, обеспечивающих безбарьерную среду для инвалидов;

    Внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания технологий, направленных на укрепление психосоматического здоровья (социальный патронаж, санаторий на дому, реабилитация с использованием методов адаптивной физкультуры, хоспис на дому);

    Реализация трудового потенциала (государственно-частное партнерство в создании рабочих мест); поддержание их социальных контактов (социальное такси, мобильные социальные службы, социальный туризм и др.).

    Развитие социального партнерства в процессе интеграции инвалидов в московский социум: расширение участия государственных, общественных, частных организаций, развитие волонтерского движения (проведение совместных акций, фестивалей, форумов);

    Более активное вовлечение семьи в решение проблем интеграции инвалидов (уход на дому, социальное сопровождение, психологическая поддержка);

    Создание общественного института контроля формирования безбарьерной среды жизнедеятельности и реализации индивидуальных программ реабилитации как основных направлений интеграции инвалидов в общество;

    Совершенствование системы непрерывного образования для всех категорий специалистов системы социальной защиты населения, разрабатывающих и реализующих интеграционные технологии.

    Страницы: | | | |