Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Предварительный этап интеграции. Этапы интеграции. Предпосылки и результаты интеграционных процессов

    Предварительный этап интеграции. Этапы интеграции. Предпосылки и результаты интеграционных процессов

    На первом этапе интеграции между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные торговые соглашения можно рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.

    На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом.

    Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внут- риинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

    Четвертый этап интеграции - создание общего рынка. Интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения факторов производства требует межгосударственной координации экономической политики. В рамках ЕС координирующими органами являются Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС, Секретариат ЕС.

    Пятый этап интеграции - экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность в органах, наделенных полномочиями принимать оперативные решения от лица группировки в целом. В рамках ЕС таким органом является Комиссия ЕС (КЕС).

    Шестой этап интеграции - политический союз, предусматривающий передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами.

    Критериями оценки интеграционной группировки с точки зрения соответствия интересам международной экономики в целом являются следующие:

    Региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;

    Переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;

    Либерализация торговли на условиях режима наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки;

    Общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках режима наибольшего благоприятствования;

    Правила приема новых членов в интеграционные объединения должны быть либеральны и не препятствовать их расширению;

    Правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не оказаться орудием протекционизма внутри группировки;

    Необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;

    После создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами следует установить ясные правила их применения.

    Становление теории экономической интеграции, в частности таможенных союзов, связывают с именем канадского ученого Джекоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

    Статические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;

    Динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

    Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.

    Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

    Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционно- го источника поставки на менее эффективный внутриинтеграци- онный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

    Европейский союз. Особенностью интеграции в Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций.

    Интеграция в Европе достигла наиболее высокого уровня - экономического союза. Из начального ядра, объединившего в 1957 г. рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский союз, в который входят ныне 15 стран и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению.

    В Европейском союзе происходит трудный процесс углубления интеграции при одновременной тенденции к расширению ЕС за счет вступления новых членов. Эти два процесса противоречат друг другу. В то время как углубление интеграции предполагает достижение странами соответствующей степени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам.

    НАФТА. Договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли вступил в силу 1 января 1994 г. в составе трех стран - США, Канады, Мексики. Североамериканской интеграции в отличие от ЕС свойственна асимметричная взаимозависимость США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Северная Америка показала пример интеграции, межгосударственное регулирование которой долгое время происходило в рабочем порядке, без создания специальных наднациональных органов и заключения межправительственных соглашений. Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.

    Это объединение привело к образованию обширного рынка, устранению барьеров для взаимной торговли, обеспечению равных условий для инвестиций, гарантированию правовой защиты коммерческих структур, установлению надлежащих арбитражных механизмов, стимулированию трехсторонней и многосторонней кооперации и т. д.

    Вместе с тем создание НАФТА породило и ряд проблем. Открытие новых рынков сдерживает обновление промышленности США, давая возможность сохранять или расширять производство тем отраслям и компаниям, которые не соответствуют передовым требованиям. Большие проблемы для наемных работников США и Канады связаны с увеличением предложения дешевой рабочей силы со стороны Мексики. Предоставление Мексике льгот, предусмотренных членством в НАФТА, косвенно укрепляет позиции действующих в этой стране компаний, связанных с капиталом ФРГ, Японии и других конкурентов США, обеспечивая для них более благоприятные условия для расширения деятельности на рынке США.

    АТЭС. Возникла в 1989 г. первоначально как форум для обмена мнениями по поводу актуальных экономических проблем, касающихся Азиатско-Тихоокеанского региона. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. АТЭС - это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами.

    Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой роли во все большей степени выступают и некоторые развивающиеся страны - Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. Особое место занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.

    Развитие АТЭС позволит придать энергию росту и движению к прогрессу не только непосредственно тем странам, которые входят в эту группу, но и другим странам, вовлеченным в этот процесс через членство в других группировках. Пример участия одной интеграции в другой интеграции, который демонстрирует АТЭС, включающий все страны - члены АСЕАН, свидетельствует о том, что в современном мире сложились условия для создания интеграционных объединений нового типа. Они становятся многослойной структурой, позволяющей активно взаимодействовать странам различного уровня и одновременно включаться в движение к экономическому росту развивающимся странам, для которых прямое участие в интеграции типа ЕС или НАФТА еще невозможно в силу большого разрыва между ними и мировыми лидерами.

    Уроками интеграции для Содружества Независимых Государств являются следующие:

    Процесс интеграции независимых государств требует последовательного прохождения всех стадий интеграционного процесса без «перескакивания» через ступеньки интеграции, пока не достигнуты цели данного объединения;

    Должен существовать определенный промежуток времени между отдельными стадиями интеграционного процесса. Как показывает практика, проще всего создать интеграционное объединение до уровня таможенного союза, а затем длительный период согласовывать интересы стран-членов;

    Движение к более высоким ступеням интеграции невозможно без достижения определенного уровня экономического развития интегрирующихся стран без однонаправленности экономических преобразований;

    Необходимо создание общей правовой базы интегрирующихся стран, а именно: сближение таможенных законодательств, устранение административных, фискальных препятствий, затрудняющих нормальное функционирование интеграционного объединения;

    В межгосударственных соглашениях необходимо указать, какие сферы внешнеэкономической политики находятся исключительно в наднациональной компетенции, а в каких случаях государства-участники могут принимать самостоятельные решения.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Назовите сущность, предпосылки, цели и внутреннюю логику интеграционного процесса.

    2. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза.

    3. Какие типы экономических эффектов дает создание таможенного союза?

    4. В силу каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к общему росту благосостояния участвующих в ней стран?

    5. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?

    6. C 1994 г. вступило в силу соглашение о свободе торговли между США, Канадой и Мексикой. К каким последствиям оно привело США, Канаду, Мексику, страны Европы?

    7. Назовите плюсы и минусы таможенного союза России и Беларуси для этих стран и других стран СНГ, покажите перспективы дальнейших интеграционных процессов в рамках СНГ.

    Ш ЛИТЕРАТУРА

    1. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Ав- докушин. M., 2000.

    2. Терчикова, И. Н. Международное коммерческое дело / И.Н. Терчико- ва. M., 1996.

    3. Экономика. Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А. С. Булатова. M., 1994.

    4. Пебро, М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / М. Пебро. M., 1994.

    5. Красавина, Л. М. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л. М. Красавина. M., 1995.

    6. Линдерт, Π. X. Экономика мирохозяйственных связей / Π. X. Лин- дерт. M., 1992.

    7. Носкова, И. Я. Международные экономические отношения / И. Я. Носкова, Л.Н. Макашова. M., 1995.

    8. Макконнелл, К. Р. Экономикс: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С.Л. Брю. M., 1994.

    9. Долан, Э. Дж. Микроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. СПб., 1994.

    10. Турбан, Г. В. Внешнеэкономическая деятельность / Г. В. Турбан. Минск, 1999.

    И. Основы внешнеэкономических знаний / под ред И. П. Фаминского. M., 1994.

    12. Фирсов, В. Международный рынок технологий / В. Фирсов // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1994. № І.

    13. Федоров, В. Г. Современные валютно-кредитные рынки / В. Г. Федоров. M., 1989.

    14. Старченков, Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом / Г. И. Старченков. M., 1997.

    15. Фельдман, Б. В. Основы рынка производных ценных бумаг / Б. В. Фельдман. M., 1996.

    16. Носкова, И. Я. Финансовые и валютные операции / И. Я. Носкова. M., 1996.

    17. Носкова, //. Я. Международные валютно-кредитные отношения / И. Я. Носкова. M., 1995.

    18. Булатов, А.С. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов [и др.]. M., 2000.

    19. Мировая экономика: учеб, пособие / под ред. И. П. Николаевой. M., 2000.

    20. Новокшонова, Л. В. Мировое хозяйство: учеб, пособие для студентов вузов / Л.В. Новокшонова. M., 2000.

    На первом этапе интеграции между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные торговые соглашения можно рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.

    На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом.

    Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

    Четвертый этап интеграции - создание общего рынка. Интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капи-тала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передви-жения факторов производства требует межгосударственной ко-ординации экономической политики. В рамках ЕС координи-рующими органами являются Европейский Совет глав госу-дарств и правительств, Совет министров ЕС, Секретариат ЕС.

    Пятый этап интеграции - экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность в органах, наделенных полномочиями принимать оперативные решения от лица группировки в целом. В рамках ЕС таким органом является Комиссия ЕС (КЕС).

    Шестой этап интеграции - политический союз, предусматривающий передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета от-дельными государствами.

    Критериями оценки интеграционной группировки с точки зрения соответствия интересам международной экономики в целом являются следующие:

    ® региональные торговые соглашения должны покрывать

    все отрасли экономики без исключения; ® переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;

    либерализация торговли на условиях режима наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо со-провождать образование любой новой интеграционной группировки;

    ® общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках режима наибольшего благоприятствования; ® правила приема новых членов в интеграционные объединения должны быть либеральны и не препятствовать их расширению;

    ® правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки; ® необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;

    ® после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьим странами должны быть установлены ясные правила их применения.

    Становление теории экономической интеграции, в частности таможенных союзов, связывают с именем канадского ученого Джекоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

    ® статические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат; ® динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

    Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.

    Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт)-) ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

    Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтегра- ционного источника поставки на менее эффективный внут- риинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

    Еще по теме 24.2. Этапы интеграции:

    1. 6.2. Этапы, опыт и перспективы международной экономической интеграции 6.2.1. Этапы международной экономической интеграции

    Оценка места и роли Европейского союза в современной мировой экономике не может быть полной без учета фактора реализации процесса европейской экономической интеграции.

    Действительно, процессы международной экономической интеграции оказывают существенное воздействие на участвующие в них страны. В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны, по сравнению с другими, вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

    Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что проявляется в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное "срастание" их в единое экономическое целое.

    Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.

    • 1. Экономико-географические предпосылки. К ним относится территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктур транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран.
    • 2. Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.
    • 3. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.
    • 4. Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности сближения и объединения.

    Для политического руководства центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

    Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, факторов производства - рабочей силы и капитала. Логика развертывания международной экономической интеграции выглядит таким образом: "от свободы межстранового движения товаров и услуг - к свободе движения рабочей силы и капитала". В настоящее время к указанным четырем свободам (движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала) в документах ЕС добавляется еще одна очень важная свобода - свобода развития знания (free movement of knowledge).

    В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических связей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию (что обеспечивается свободным движением капитала в рамках интеграционной группировки). Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень широк - от малого бизнеса до крупных ТНК.

    Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внутренним и международным рынками формирующегося межгосударственного объединения и складывается уже новый, специфический "внутренний" рынок интеграционного объединения (союза) в целом.

    Однако это - идеальная картина развертывания процесса международной экономической интеграции. На практике же он протекает вовсе не так просто, по восходящей линии, а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интегрирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интеграционного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами.

    В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни.

    Международная экономическая интеграция - это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и "срастания" национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.

    Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, и основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение "поля деятельности" за счет создания единого экономического пространства.

    Собственно процесс международной экономической интеграции в рамках Европейского союза начался в марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества - ЕЭС, на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность ЕС.

    Как показывает исторический опыт, в ходе процесса международной экономической интеграции страны-участницы проходят несколько основных этапов, обязательными их которых являются следующие.

    • 1. Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.
    • 2. Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).
    • 3. Формирование так называемого общего рынка - здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства.
    • 4. Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:

    ■ взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);

    ■ взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

    ■ проведение странами единой экономической политики;

    ■ создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;

    ■ переход к единой валюте интеграционного сообщества - одна из наиболее сложных проблем данного этапа.

    5. Завершающий этап - полная экономическая (а также политическая) интеграция.

    На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу, которое затем трансформировалось в ЕС.

    На протяжении первых десяти лет своего развития ЕЭС (в составе первых шести стран-участниц - Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли, и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968 г.

    На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует только одно основное отличие - единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу - это сложная, многолетняя работа по взаимному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономической политики.

    Таким образом, таможенный союз подразумевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом.

    При формировании таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на "внутренних" границах стран - участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.

    ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго - с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в., постепенно развиваясь в направлении полноценного Общего рынка. Однако в реальной практике с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финансового пространства.

    В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами Сообщества, а также начавшегося в 1973 г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось.

    В марте 1979 г. была сформирована Европейская валютная система - ЕВС - с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества - ЭКЮ (European Currency Unit - ECU). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов Сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25%, который нередко называли "валютной змеей").

    Самым главным было то, что Общий рынок к этому времени стал уже этапом действительного интеграционного переплетения национальных экономик западноевропейских стран - здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами - одна из наиболее сложных (и чувствительных для национальных экономик) форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования), то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.

    В феврале 1986 г. двенадцатью странами Сообщества был принят важный документ - Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987 г., которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран Сообщества, т.е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов.

    Значительный шаг в развертывании процесса западноевропейской интеграции был сделан в феврале 1992 г., когда в г. Маастрихте (Нидерланды) был согласован Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор - Maastricht Treaty, Treaty on Monetary and Political Union), вступивший в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993 г. вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС. Во-вторых, формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента Европейского Союза.

    Одной из главных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза - ЭВС. При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой - евро - будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем - так называемые критерии конвергенции или Маастрихтские стандарты:

    ■ дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран может составлять не более 3% ВВП;

    ■ накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

    ■ уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции;

    ■ соблюдение по крайней мере в течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны были девальвировать по собственной инициативе национальную валюту по отношению к валюте любого другого государства - члена ЕС);

    ■ долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на 2 процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

    В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. Фактически Амстердамский договор представлял собой дополненный и скорректированный вариант Маастрихтского договора. Он подтвердил цели Европейского союза и дополнил договор соответствующим разделом, касающимся механизмов осуществления общей политики и политики безопасности.

    В декабре 2000 г. был подписан Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества и ряд других, относящихся к ним актов. Этот договор внес определенные изменения в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством и блокирования их меньшинством. Ниццкий договор определил новые квоты для стран - членов ЕС, а также для стран - претендентов в основных органах Европейского союза - Совете ЕС и Европейском парламенте.

    В мае 1998 г. были определены 11 из 15 стран Европейского союза, которые соответствовали указанным "Маастрихтским стандартам", с 1 января 1999 г. ввели общую валюту - евро и начали участвовать в создании ЭВС или так называемой зоны евро (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия,

    Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция). 1 января 2001 г. к ним присоединилась Греция. В январе 2007 г. в состав зоны евро вошла Словения, а в январе 2008 г. - Кипр и Мальта. Таким образом, к началу 2008 г. ЭВС включал в своем составе 15 стран - членов Европейского союза.

    Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, с которой сравнима лишь экономика США. Материальную основу зоны евро составляют ведущие промышленно развитые страны: Германия, Италия, Франция, Испания, на которых приходится более 80% совокупного ВВП стран, входящих в ЭВС.

    С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков - ЕСЦБ, а созданный Европейский центральный банк - ЕЦБ начал использовать евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.

    Последний этап формирования зоны евро начался с 1 января 2002 г., когда евро вошел в наличное обращение, при этом сначала обращался параллельно с национальными валютами стран - членов зоны евро, а затем последние постепенно уходили из обращения, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. национальные валюты были изъяты из обращения и осуществлен полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

    К началу 2010 г. Великобритания не присоединилась к зоне евро и роль мировых финансовых центров постепенно начинает переходить от Лондона к Франкфурту-на-Майне (где располагается ЕЦБ) и Парижу. В перспективе завершение формирования Экономического и валютного союза ЕС может изменить расстановку сил в мировой экономике в пользу "новой Европы" за счет некоторого ослабления позиций таких мировых лидеров, как США и Японии.

    В целом экономический потенциал стран, входящих в ЭВС, создает предпосылки для того, чтобы евро мог претендовать на роль одной из ведущих мировых валют. Однако относительно слабым местом для евро является отсутствие достаточно развитого финансового рынка, который был бы сопоставим с соответствующим рынком США (имеющим по своей сути глобальные масштабы).

    Размышляем самостоятельно. Можно ли решать экономические проблемы международной интеграции, не решая при этом проблемы политического взаимодействия?

    Решение собственно экономических проблем международной экономической интеграции в рамках Европейского союза сопровождалось и решением проблем политического взаимодействия, которые на практике оказались не менее сложными, чем экономические проблемы. О том, насколько сложно решить проблемы политической консолидации стран ЕС, свидетельствует история Конституции Европейского союза, которая была принята странами ЕС в 2004 г., но затем в 2005 г. не была утверждена на национальных референдумах части этих государств (Франции и Нидерландов). В итоге в октябре 2007 г. 27 странами - членами Европейского союза был подписан уже упоминавшийся в данной главе Лиссабонский договор. Он фактически представляет собой сокращенную версию Конституции ЕС (это так называемый Договор о реформах), которая лишь вносит дополнения в уже существующие договора ЕС. Договор не требовал утверждения на общенациональных референдумах, а мог быть одобрен только парламентами стран - членов ЕС. Последней из стран ЕС этот договор осенью 2009 г. ратифицировала Чехия. В результате 1 декабря 2009 г. Лиссабонский договор вступил в силу и в ЕС начался новый этап интеграционных преобразований, связанных с передачей полномочий национальных правительств на уровень сообщества Европейского союза. В период до 2017 г. в ЕС будет осуществлен целый ряд радикальных реформ, прежде всего касающихся механизма принятия решений. Как уже отмечалось, в ЕС созданы посты президента и главы внешнеполитического ведомства и серьезные изменения происходят в Европейской комиссии.

    Другим серьезным изменением в соответствии с Лиссабонским договором становится положение о механизме принятия решений. Старый механизм был рассчитан еще на Евросоюз в составе 12 стран, которым практически всегда удавалось договариваться между собой и не создавать конфликтных ситуаций. Эта система наделяла правом вето каждую страну-участницу. Даже когда Евросоюз насчитывал 15 стран, эта система еще действовала. Но с принятием затем 12 новых членов, большинство которых составляли восточноевропейские страны, часть из которых находилась под сильным влиянием США, принимать решения в ЕС стало очень непросто. Поэтому ЕС в 2006-2007 гг. оказался в состоянии серьезного политического кризиса и подписание Лиссабонского договора явилось важным шагом в направлении разрешения этого кризиса.

    Новая система принятия решений в ЕС, лишающая страны - члены Евросоюза права вето по большинству обсуждаемых вопросов, позволит ведущим странам ЕС (особенно Франции и Германии) легче проводить необходимые решения и принимать соответствующие документы. В новых условиях решение считается принятым, если за него высказывается двойное большинство - 55% стран и 65% населения ЕС.

    В связи с этим Европарламент и Европейская комиссия получают дополнительные права. Таким образом, институты ЕС смогут действовать более эффективно, чем раньше, опираясь в большей степени на поддержку европейцев и в меньшей степени - национальных правительств стран - членов Евросоюза. То, что национальное вето было снято и полномочия Европейского суда были расширены, свидетельствует о значительном прогрессе, которого удалось достигнуть ЕС после провала референдумов во Франции и Нидерландах по Европейской конституции в 2005 г. Вместе с тем серьезной проблемой для ЕС остается особая позиция Великобритании, к середине 2010 г. не вступившей в Экономический и валютный союз и не стремящейся жертвовать определенной частью своего суверенитета ради общеевропейских ценностей (пункт о возможном выходе страны из Европейского союза имеется в настоящее время в уставе ЕС).

    Размышляем самостоятельно. Может ли опыт интеграционного сотрудничества стран Евросоюза использоваться в экономическом и политическом взаимодействии бывших республик Советского Союза - стран СНГ? В чем состоит специфика экономического взаимодействия в рамках СНГ по сравнению с Евросоюзом?

    Выделяют четыре вида (этапа) международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

    Зона свободной торговли (ЗСТ) - первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

    Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств - участниц такого альянса.

    Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие - опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

    Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

    Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

    Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

    Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот - т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

    Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

    Экономический Союз (ЭС) - высшая форма современной межгосударственной интеграции.

    Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

    В настоящее время в мире существует только один ЭС - Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

    В состав ЕС входят пока 15 европейских государств.

    Экономическая часть Европейского Союза, хотя и реально существует, но все еще находится в стадии формирования. Этот процесс завершился созданием валютного Союза в 2001 г.

    ЭС предполагает расширенную межгосударственную интеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом естественным является то, что интересы (и не только экономические) стран - участниц Союза и Союза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только не ликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливать ее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживая общесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес.

    Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то же время пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людей в общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзную валюту.

    Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы того или иного экономического альянса могут в определенной мере, и поступиться собственными национальными интересами.

    Объединение отдельных государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.

    Большая дифференциация стран, их неодинаковые возможности и различные интересы приводят к тому, что от реализации международных экономических связей они получают неодинаковый результат. Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства. Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчас наиболее прибыльную наукоемкую и трудоемкую продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса.

    Страны-аутсайдеры различных международных экономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальный экономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошли Япония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия.

    Отстаивая собственные национальные интересы, страны-участницы мирохозяйственных связей усиливают конкурентную борьбу, поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведется одновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономического объединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемые винные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамках ЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты на территории стран СНГ.

    Примером международной конкуренции другого уровня является борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки на территориях России и государств СНГ.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Этапы интеграции
    Рубрика (тематическая категория) Торговля

    Типы интеграционных объединœений

    Основные типы интеграционных объединœений появляются во второй половинœе 20 В. Каждый из них отражает определœенный этап развития интеграционного процесса.

    1 этап. На первом уровне страны делают первые шаги к взаимному сближению. Страны заключают преференциальные торговые соглашения . Это соглашения, предусматривающие какие-либо благоприятные условия для данных стран. Такие соглашения предусматривают:

    Сохранение национальных таможенных тарифов каждой из стран;

    Не создаются межгосударственные органы;

    Страны переходят в зоны свободной торговли, в следствие чего происходит полная отмена таможенных тарифов в торговле (также с третьими странами), кроме продукции сельского хозяйства.

    2 этап. Страны переходят к созданию зоны свободной торговли, а это – полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговли и сокращение их для третьих стран. Никогда зона СЭВ ни касалась сельского хозяйства.

    3 этап. Таможенный союз (ТС) – согласованная отмена группы национальных таможенных тарифов для стран, вводится система нетарифного регулирования для третьих стран. ТС предусматривает беспошлинную торговлю и полное перемещение товаров внутри региона. Этот союз требует создания межгосударственных органов, которые координируют торговую политику стран. Эти межгосударственные органы бывают представлены совещанием глав правительств и административными органами (в частности общественный таможенный комитет).

    4 этап. Общий рынок (ОР) – страны договариваютсяо свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала, рабочей силы). На этом этапе возникает сложная система межгосударственных органов по координации экономической политике. Кроме глав правительств обязательно участвуют главы центральных банков, руководители министерств и постоянно действующий орган – секретариат.

    В рамках ЕС – Европейский Совет глав государств и правительств как межгосударственный орган Совет Министров ЕС и секретариат ЕС.

    5 этап. Экономический союз. Когда наряду со всœеми предыдущими признаками осуществляется координация макроэкономической политики, унификация стран в экономической сфере и особенно в валютной, бюджетной и денежной областях. Координации становится недостаточно, возникают органы, которые могут самостоятельно принимать оперативные решения от лица стран в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие надгосударственные органы могут принимать решения не согласовывая с правительством стран. Сейчас такой орган существует и принято называть Комиссией Европейского Союза (КЕС).

    6 этап. Политический союз (принципиально возможен) – предполагает пердачу большего числа функций правительств надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфигурации и потерю суверенитета государственности. Ни одна интеграционная группа пока такого уровня не достигла.

    Точно сказать на каком уровне развития находится данное интеграционное объединœение довольно сложно по двум обстоятельствам:

    Трудно получить сопоставимую информацию;

    Провозглашаются далеко идущие цели, а реальные достижения очень скромные

    По данным ВТО в серединœе 90-х гᴦ. насчитывалось более 30 интеграционных объединœений, а в 80-х гᴦ. (5-6). Классификация базовых действующих интеграционных объединœений по вышеперечисленным параметрам позволяет сгруппировать имеющиеся интеграционные объединœения согласно данной типологии.

    Зоны свободной торговли: Австралийская, Новозеландская, Балтийская, Центральноамериканский общий рынок, Африканское экономическое сообщество, участниками которой намеревается стать 51 государство, формирование его продолжается уже 8 лет (с 1994 ᴦ.). Этот процесс рассчитан на 34 года.

    Наиболее развитым интеграционным объединœением, своего рода моделью, на которой отрабатываются элементы интеграции, является ЕС.

    Эффект интеграционного объединœения должна быть:

    - Статическим – экономические последствия проявляются немедленно после создания таможенного союза.

    - Динамическим – экономические последствия на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

    Наибольшее значение имеют результаты торговли среди статических эффектов. Это принято называть эффект создания торговли . В результате формирования ТС, может возникнуть ситуация, когда товары традиционно закрывались на внутреннем рынке вдруг окажутся дорогие, чем такие же товары, произведенные за рубежом. В случае если до создания ТС местные производители находились под защитой пошлин, и это было не выгодно, то теперь импортный товар стал дешевле местного. В результате, возник импортный товарный поток, которого раньше не было. И чтобы противостоять этому, местные производители вынуждены использовать ресурсы более эффективно.

    Создание торговли – переориентация местных потребителœей в смене эффективности внутреннего источника поставки товаров на более эффективный внешний источник (импорт), возникшая в результате устранения таможенных пошлин ТС. Главным признаком возникновения ТС является устранение барьеров во взаимной торговле. И кроме создания торговли это вызывает эффект отклонения торговли.

    Отклонение торговли – переориентация местных потребителœей с закупкой товара у более эффективного внеинтеграционного источника на менее эффективный внутри интеграционный источник. Это происходит от того, что для трех стран таможенные пошлины устанавливаются более высокие по уровню.

    Теория ʼʼвторого лучшегоʼʼ

    До начала формирования ТС считалось, что свобода торговля ведет к росту благосостояния всœех народов. Теория и практика ТС показала, что свободная торговля хороша только для стран, входящих в данный союз, а для трех стран принципы свобод торговли исключаются. Эффект отклонения торговли с импортного источника не менее эффективнее внутреннего может перевесить положительный эффект создания торговли. Такая ситуация свидетельствует о том, что ТС как элемент торговой политики не может трактоваться как однозначно положительное явление в мировой экономике. После политики свободной торговли нет такой альтернативной политики, которая имела бы однозначно позитивное влияние.

    Теория ʼʼвторого лучшегоʼʼ Дж. Миу 1952 ᴦ. Помимо свободы торговли, которая ведет к росту благосостояния всœех народов, еще одного варианта торговой политики, которая также бы обеспечила безусловный рост благосостояния, не существует. Хотя интеграция может не являться наилучшим вариантом торговой политики она имеет и позитивный эффект.

    Этапы интеграции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы интеграции" 2017, 2018.