Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Психологические аспекты интернет-зависимости. Интернет зависимость. Внутренние и внешние факторы риска. Влияние Интернета на человека

    Психологические аспекты интернет-зависимости. Интернет зависимость. Внутренние и внешние факторы риска. Влияние Интернета на человека

    3.1 Общая стратегия и методы исследования


    Объектом исследования является субъективное переживание одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации .

    Предмет исследования – особенности субъективного переживания одиночества молодыми людьми.

    Цель исследования – выявление особенностей субъективных переживаний одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации. Необходимо выявить корреляцию между интернет-зависимым поведением и чувством одиночества.

    Гипотеза исследования: чем выше степень вовлечённости молодых людей в интернет коммуникации, тем выше степень переживания одиночества этими людьми.

    Одной из современных социальных групп являются молодые люди, увлеченные Интернетом, для них он расширяет среду обитания. Известно, что активное использование компьютерных сетей приводит к функциональным и структурным изменениям в психологической структуре деятельности человека, а также к изменениям личности. Мы предположили, что увлеченность Интернетом (в предельном случае Интернет-зависимость) может быть связана переживанием одиночества. С этой целью было проведено поисковое психологическое эмпирическое исследование.

    Задачи исследования:


    1. Провести анализ степени вовлечённости в интернет среди группы молодых людей ;

    2. Выявить различия в субъективных переживаниях одиночества среди испытуемых молодых людей.
    В исследовании приняло участие 30 человек - студенты и выпускники московских ВУЗов.

    3.2 Диагностика увлечённости Интернетом

    Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и интернет являются мощными инструментами обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. С середины 90-х годов 20-го века стало очевидно, что необходимо выделять особый вид зависимого поведения – Интернет-зависимость. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета, как в профессиональной, так и в обыденной жизни десятков миллионов людей.

    Особенно проблема Интернет-зависимости актуальна для молодёжи.

    Диагностика увлеченности Интернетом проводилась с помощью методики диагностики Интернет–зависимости Чена (шкала CIAS) 19 , которая включает в себя пять оценочных шкал: компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, управления временем. Сумма всех шкал является интегральным показателем – общим показателем наличия интернет-зависимого поведения.

    Минимальная степень Интернет-зависимости (общий CIAS балл от 27 до 42) оказалась у 20% человек. Умеренная склонность к возникновению Интернет-зависимого поведения (от 43 до 64 баллов) – у 33,3% испытуемых, эти лица скорее увлечены Интернетом, чем зависят от него. И 46,7% были отнесены к группе лиц с выраженным и устойчивым Интернет-зависимым поведением (от 65 и выше). Поэтому применительно к нашему исследованию более адекватно говорить о феномене увлеченности Интернетом , чем о собственно Интернет-зависимости. Эти данные занесены в таблице в приложении 1.

    На основании данного анализа таблицы были выделены 3 группы испытуемых:

    Группа «А» (14 человек) – молодёжь, с высокой степенью интернет зависимости;

    Группа «Б» (10 человек) – молодёжь с средней степенью интернет зависимости;

    Группа «В» (6 человек) – молодёжь, проводящая в интернете не более 1 часа в день.

    Также интернет зависимость была исследована при помощи анкеты для определения степени увлеченности молодёжи компьютерными играми и тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

    Анкета была составлена нами для определения степени увлеченности подростков компьютерными играми. Она представлена в виде опросника, состоящего из четырех вопросов, на которые мы предложили ответить испытуемым (приложение 2).

    3.3. Личностные типы молодёжи, переживающей одиночество: анализ и обсуждение результатов

    Необходимо отметить, что в рамках данного исследования по результатам теста на интернет–зависимость С.А. Кулакова, нами были выявлены социально-психологические характеристики студентов с разным уровнем интернет-зависимости (табл.3.1).

    Таблица 3.1

    Социально-психологические характеристики студентов

    с различным уровнем интернет–зависимости


    Группы с разным уровнем интернет-зависимости

    Количество человек

    Возраст первого обращения к интернету

    Количество дней в неделю

    Количество часов в день проведённых в интернете

    В реальной жизни свойственны

    Состояние депрессии

    Невозможность расслабится

    Недовольство собой

    Тревожность

    Недовольство окружающими

    Одиночество

    Интернет - зависимые

    22

    от 10 до 17лет

    Каждый день

    от 3 до более 6 часов

    6

    7

    3

    3

    7

    2

    Склонные к интернет - зависимости

    24

    от 7 до15 лет

    от 3 до каждый день

    от 1 до 6 часов

    1

    6

    3

    6

    2

    12

    Не имеющие интернет - зависимости

    13

    от 10 до 16 лет

    от 1 до 4

    от 1 до3 часов

    2

    2

    -

    1

    -

    1

    Таким образом, мы видим, что возраст первого обращения к интернету ни каким образом не влияет на формирование интернет–зависимости. Существенная разница между группами наблюдается по количеству часов проведённых в интернете. Если в группе интернет–независимых количество часов пребывания в интернете составляет от 1 до 3, то у группы зависимых студентов от 3 до более 6 часов, а у группы студентов склонных мы наблюдаем средние показатели. По актуальному состоянию у группы интернет-зависимых преобладают: недовольство окружающими, невозможность расслабится и состояние депрессии. Испытуемым склонным к интернет–зависимости свойственны тревожность, состояние одиночества и невозможность расслабится.

    Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод о том, что студентам с различной степенью выраженности интернет-зависимости присущи специфические проблемы и личностные особенности, которые оказывают влияние на их поведение.

    Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости существует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернетзависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помощью Интернета.

    При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям равняется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей.

    Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характерны кратковременные приступы одиночества и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов.

    Специфические особенности протекания деятельности в Интернете как элементе информационной среды являются предметом исследований психологов (К. Young, I. Goldberg, L. Kennedy-Souza, А. Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, В. А. Бурова (Лоскутова), А. Е. Войскунский, А. Жичкина, К. Мюррей, О. В. Смыслова, Г. Д. Сугутская и др.). Интернет при этом рассматривается не просто как конгломерат компьютерных сетей, способ технических решений, а как сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой интернет-среде .

    Важное направление в структуре этих исследований – использование Интернета людьми с патологическими изменениями, вызванными интернет-зависимостью (в разных вариантах: интернет-аддикция – Internet Addiction Disorder, или IAD, виртуальная аддикция, Netaholic).

    В самом общем виде интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" , которая возникает при изменении сознания под воздействием киберпространства и всего того, что в нем происходит, когда пользователю оно кажется более реальным, чем действительность.

    Термин "аддикция" предложен в 1995 г. И. Голдбергом, означает навязчивое желание войти в Интернет, находясь в режиме офлайн, и неспособность выйти из Интернета, находясь в онлайн-режиме. В широком понимании интернет-зависимость (аддикция) означает:

    • – пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
    • – компульсивную (непреодолимую) навигацию по www, поиск в удаленных базах данных;
    • – патологическую привязанность к азартным играм, онлайн-аукционам или электронным покупкам в Интернете;
    • – зависимость от киберотношений (общение в чатах, групповые игры и телеконференции), что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
    • – зависимость от киберсекса;
    • – зависимость как отражение проблем человека, скрытые признаки психических болезней .

    С 1997 г. патологическое использование Интернета (Pathological Internet Use, сокращенно PIU) стало обозначением официально признанного психического расстройства, которое часто является следствием других, серьезных проблем человека – депрессии, коммуникационных проблем, одиночества, потери самоидентификации и др.

    Сегодня проблема зависимости человека от Сети приобретает глобальные масштабы. Не случайно эксперты из Американской психиатрической ассоциации включили се в новое издание руководства по диагностике и статистике психических расстройств, где, по утверждению исследователя Д. Лавникевича, данный вид зависимости классифицируется как психическое расстройство .

    Все чаще в массмедиа появляются печальные истории, где подростки становятся жертвами Глобальной сети. Напри-

    мер, юноша из Тайваня провел за онлайн-игрой Diablo III 40 часов без сна и еды и впоследствии умер от переутомления .

    Интернет-зависимость связана с индивидуально-психологическими особенностями пользователей: интроверсией и негативной коммуникативной установкой .

    По данным телефонного опроса, регулярно пользуются Интернетом 68,9% респондентов; 13,7% признали, что им было бы трудно оставаться в режиме офлайн несколько дней подряд; 12,4% часто остаются в режиме онлайн дольше, чем планировали, а более 12% считают, что им необходимо урезать пребывание в Сети; 8,7% пытаются скрыть "чрезмерное" использование Интернета от семьи, друзей и коллег по работе. Для 8,2% Интернет – средство убежать от проблем или поднять настроение, а 5,9% считают, что их отношения в реальном мире страдают из-за чрезмерного пребывания в онлайн-режиме (Опрос проводился случайным образом по телефону в течение весны и лета 2004 г. На вопросы ответили 2581 человек. До сих пор исследователи обрабатывали результаты и опубликовали их в журнале "CNS Spectrums: The International Journal of Neuropsychiatric Medicine".)

    В ряде исследований у опрошенных выявлены расстройства психики, требующие лечения. По информации Reuters, интернет-зависимость в США грозит от 5 до 10% населения . По разным данным эта зависимость в России опасна для 6–10% . Более 21% россиян, как утверждают социологи, регулярно пользуются Интернетом. Для многих из них сетевые дневники, форумы, чаты и просто бесцельное хождение по просторам виртуального пространства – то, без чего они уже не могут жить. Эта повальная привязанность к виртуальному миру – реальная проблема информационного общества или уловка адвокатов и психологов?

    В целом ряде работ описаны симптомы и проблемы интернет-зависимости:

    • – сложности в принятии своего физического "Я" (своего тела);
    • – сложности в непосредственном общении (замкнутость);
    • – склонность к интеллектуализации;
    • – чувство одиночества и недостатка взаимопонимания;
    • – низкая агрессивность;
    • психические расстройства, которые сводятся к пренебрежению своим здоровьем и внешним видом, бессоннице, снижению физической активности и социального взаимодействия, а также черты интернет-аддикта ;
    • эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;
    • – представления об идеальном "Я" недифференцированы, завышены или даже нереалистичны;
    • – проблемы с идентификацией личности, самооценка занижена (завышена);
    • – склонность к избеганию проблем и ответственности.

    Исследуется проблема предрасположенности особых

    психотипов к интернет-зависимости; чаще всего ими оказываются публичные, театральные люди с истероидными чертами характера. Им свойственна духовная незрелость, эмоциональная тупость, стремление к осуществлению своих притязаний не путем воспитания и развертывания действительно имеющихся у них способностей, а неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы любой ценой добиться привилегированного положения.

    Факторы привязанности к Интернету можно свести к следующему:

    • – анонимность в Сети социальных взаимоотношений между участниками (клички-"ники");
    • – возможность скрыть (раскрыть) фобии, комплексы и тайные влечения;
    • –возможность смены идентификации (имя, пол, возраст, национальность, внешность);
    • – преодоление собственной внутренней ущербности;
    • – реализация представлений, фантазий с обратной связью;
    • – психологический эксгибиционизм;
    • – компенсация психологических комплексов с участием в неформальных объединениях, различных тусовках, в том числе и в Сети;
    • – времяпрепровождение в среде подобных;
    • – информационный вампиризм .

    Находясь в Интернете, 63% респондентов сильнее ощущают тягу к авантюре, 55% ведут себя более самоуверенно, 66% готовы фантазировать или, проще говоря, приврать о себе, 64% становятся смелее, 53% – сексуальнее, 75% чувствуют, как уходит стресс.

    К разновидностям коммуникативной зависимости часть исследователей относит блоги, чаты, форумы. Однако сами блоггеры, как правило, выглядят вполне успешными и общительными людьми. Сетевая литература эффективно конкурирует с печатной. У автора "Живого журнала" (далее – ЖЖ), пишущего под псевдонимом Polumrak, уже больше 3 тыс. подписчиков. Недавно Polumrak издал сетевые записки отдельной книгой . Те, кто обращается в ЖЖ, чаще всего молодые люди, обладающие неустойчивым чувством самооценки. Компенсируются психологические комплексы участием в неформальных объединениях, различных тусовках, в том числе и в Сети. Более интеллектуальные вливаются в литературный или музыкальный андеграунд, а ЖЖ – это своего рода место иод аркой, где можно провести вечер в компании себе подобных и к тому же что-то написать на стенах для напоминания тем, кто не смог прийти на встречу.

    В исследованиях отмечается, что масса людей переписывается в Интернете, и совершенно не изучено, как сказыва

    ется на реальном общении прозрачность сетевых дневников, какова самооценка у этих людей, успешны ли они с собственной точки зрения .

    Выделено пять главных подтипов основного диагноза "интернет-зависимость", которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к биржевым торгам и азартным играм в режиме онлайн, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев – пристрастие к компьютерным играм .

    Первые монографии по проблемам интернет-аддикции появились в 1998–1999 гг. (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). На основе спецопросника, видеозаписей, мониторинга за людьми в экспериментальных условиях, дневниковых самосвидетельств были выявлены "пойманные в Сеть" и "запутавшиеся в Паутине". В частности, получены такие данные: 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% – в течение второго полугодия, а 17% – вскоре по прошествии года .

    К. Янг приводит четыре симптома интернет-зависимости: 1) навязчивое желание проверить e-mail; 2) постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; 3) пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга к поиску информации в Сети; 4) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете; 5) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет .

    В среде психологов между тем существует мнение, что многие интенсивные пользователи Интернета не являются собственно интернет-аддиктами, а используют Сеть для реализации других аддикций и решения проблем личной жизни. Эти ученые определяют интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в Сети . За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.

    Наибольшую склонность к интернет-зависимости имеют те люди, которые страдали продолжительными депрессиями (таковых оказалось 54% от общего числа отдавших свои сердца и тела Сети), те, кто имел проблемы с алкоголем и наркотиками (52%). Также среди интернет-зависимых граждан оказалось множество тех, кто в реальной жизни часто испытывал состояние тревоги и никак не мог от него избавиться (34%).

    Психические проблемы, расстройства возникают в основном из-за проблем с идентификацией личности, когда виртуальное и реальное начинают путаться. Если такие игры затянутся, то шанс получить некую форму нервного расстройства приближается к 100% .

    Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя, реализованных в онлайн-режиме. Геймерство – самая распространенная среди подростков форма интернет-зависимости, обусловленная увлекательностью многих игр и предоставляемой ими возможностью аутоидентификации с самыми различными героями .

    Борьбе с киберзависимостью психологи мира уделяют все большее внимание . В 1997–1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические вебслужбы по проблематике IAD. В частности, К. Янге создал Center for On-Line Addiction .

    Сегодня во многих странах функционируют специальные реабилитационные центры, правда, небольшие и дорогостоящие. В Китайской Народной Республике интернет-зависимость признали национальной проблемой. Методы борьбы со слишком активными пользователями народного Интернета Китая радикальны – принудительное, а не добровольное лечение. Организуются клиники по лечению Интернет- зависимости и в Сети (например, computeraddiction.com). Однако в интервью на радио "Свобода" доктор Маресса Орзак высказала справедливое мнение, что лечить интернет-зависимость в Сети – это то же самое, что лечить алкоголизм у барной стойки .

    Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. На Западе интернет-зависимость осознана и изучается . В России эта проблема не имеет еще статуса официальной. Вместе с тем уже проводятся исследования в подростковой и студенческой среде, в частности, изучаются мотивы обращения к Интернету, где человек удовлетворяет определенные потребности. Например, потребность в отдыхе вызывает мотив рекреации (человек использует такие ресурсы, как онлайн-игры, музыка, фильмы, развлекательные видео, картинки, фотографии). Потребности в общении и принадлежности к социальной группе, любви порождает коммуникативный мотив (человек становится членом одной из социальных сетей: "Вконтакте", Facebook , "Одноклассники", "Профессионалы" – или чатов, форумов, сайтов виртуальных знакомств) или мотив аффилиации (следование ценностям членов сети). Потребность в достижении успеха, признании порождает деловой мотив, а познавательные потребности – мотив информационный.

    В зависимости от мотива обращения к Интернету выявляют различные типы зависимых людей: рекреаторы, коммуникаторы, аффиляторы, деловые, гностики, знатоки, творцы .

    Изучение феномена аддикции среди студентов Московского государственного института международных отношений показало: почти половина студентов испытывает потерю чувства времени, находясь в онлайн-режиме. Они говорят себе: "Еще секундочку, еще пять минут" – и находятся в Интернете больше запланированного времени. Непреодолимое желание войти в Сеть в отрыве от нее более трех дней свойственно также почти половине студентов, а легкую тревогу и беспокойство чувствуют чуть больше половины респондентов. Однако только 13% опрошенных предпочитают виртуальное общение реальному.

    Коммуникаторы и аффилиаторы испытывают больший дискомфорт, чем другие группы студентов. Среди них больше половины студентов (63,3%) чувствуют неприятные ощущения в отрыве от Сети. Рекреаторы и коммуникаторы проводят в Интернете больше времени, чем гностики и знатоки .

    Выявлена связь между социально-демографическими характеристиками студентов и проявлением у них различных признаков виртуальной зависимости. Так, живущие с родителями испытывают меньший дискомфорт в отрыве от Сети, чем другие группы студентов.

    Обнаружено, что ценностные ориентации влияют на отношение студентов к Интернету и формы практик в нем. Например, выявлена связь между ценностью творчества и проблемой организации времени в Интернете. Творческие люди, как оказалось, менее дисциплинированы, чем другие группы студентов. Самыми организованными оказались студенты, которые стремятся к материальным благам. Те, кто выбрал ценности престижа, оказались наиболее зависимы от Интернета.

    Мотивация пользователей также влияет на особенности их деятельности в Сети. Среди студентов с рекреационным, коммуникативным, информативным мотивами больше интернет-зависимых, чем среди студентов с деловым, познавательным мотивами и мотивом самоактуализации. Выбравшие рекреационные и коммуникационные мотивы студенты проводят в Интернете больше времени, чем те, кто выбрал познавательные, деловые или мотивы развития хобби.

    По мнению многих исследователей, Интернет обладает мощным эйфоризирующим эффектом, который помогает человеку преодолеть стресс. Выжить же в виртуальном пространстве с его многочисленными искушениями могут лишь те, кто обладает достаточным духовным потенциалом.

    Таких, кстати, в Сети также много. С этими учеными солидаризируются журналисты "Российской газеты", считающие, что "сильных Интернет укрепляет, а слабых – подавляет и разрушает" .

    Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением эмоционального потока .

    В ходе научного эксперимента "Есть ли жизнь в офлайне?" 13 американских семей (в общей сложности 28 человек) подверглись "нечеловеческому" испытанию: им запретили пользоваться Интернетом в течение 14 дней. При этом "садисты", проводившие опыт, заставили "несчастных" записывать свои мысли и чувства в дневник. После того как испытание было закончено, ученые проанализировали записи в дневниках, а также изучили видеозаписи поведения подопытных. Результатом анализа стал однозначный вывод: две недели без Интернета негативно повлияли на социальную жизнь, а большинство испытуемых чувствовали себя вялыми и подавленными.

    Результаты исследования Internet Deprivation Study опубликованы в Интернете. Эксперимент, проведенный компанией OMD по заказу Yahoo, показал, что Интернет можно смело причислять к списку самых сильных наркотиков. При отсутствии Интернета человек чувствует себя эмоционально опустошенным и потерянным .

    Многие служащие США увлекаются интернет-посещепиями. Так, проведенный Harris Interactive опрос 305 служащих показал, что в течение рабочей недели в среднем один день уходит на посещение сайтов, нс связанных напрямую с профессиональной деятельностью работника. Среди опрошенных работников 67% признались, что посещают на работе некоторые сайты из личного интереса. Среди основных личных мотивов онлайн-покупки (этим занимаются 24%), просмотр новостей (23%), посещение порнографических сайтов (18%), участие в азартных играх (8%), онлайн-аукционы (6%).

    В Финляндии военнослужащие испытывали сильный стресс, утверждая, что не смогут служить без компьютеров. Таким призывникам дается три года на избавление от зависимости .

    Практикующие психологи все чаще говорят об увеличении числа пациентов, жалобы которых связаны с влиянием Интернета. Однако многие родители, которые жалуются на болезненное пристрастие своего ребенка к Интернету, приходят не с этой проблемой, как считает директор Психологического центра Елена Бабиевская: "Компьютер – это не причина, а следствие неких уже существующих проблем" .

    Особо пагубно долгое общение с Интернетом у детей . Существуют серьезные опасности, с которыми дети встречаются непосредственно в Сети: взрослые, используя доверие к детям, общаясь в Сети, могут соблазнить последних на совершение непристойных действий . В частности, существуют следующие опасности.

    • 1. Доступ к порнографии. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в Сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, его может не быть в школе, в библиотеке.
    • 2. Неподходящий контент – сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению бомбы. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка.
    • 3. Продолжительные игры в DOOM, QUAKE, другие сетевые игры с насилием. В этом случае дети ведут себя более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.

    Как показывают исследования, Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета, сознательно погружается в него все больше. Отсюда вытекает важнейшая проблема сформирования навыков у детей и подростков живого человеческого общения .

    Преодоление интернет-зависимости и интернет-образование

    Новые области медиаисследований включают в себя не только развитие диагностических инструментов для определения киберзависимых людей и оценку их состояния (это дело психотерапевтов), но и изучение влияния Интернета на другие установившиеся привычки (например, алкоголизм, азартные игры, сексуальные комплексы) и психиатрические состояния (например, депрессия, маниакально-депрессивные расстройства, снижение устойчивости внимания). Интернет одним людям оказывает неоценимую помощь в избавлении от вредных привычек, но у других может вызвать психические расстройства. Глобальная сеть дает свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни не всегда возможны. Однако Сеть вызывает зависимость, которая может быть следствием психотравмирующей ситуации (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.) .

    Интернет не может рассматриваться только как специфическая среда для проявления зависимого поведения. Вместе с тем есть жертвы болезни, которые не могут контролировать время, проведенное в Мировой паутине, число их растет, а значит, проблема нс исчезает.

    Научные статьи намечают подходы к объяснению феноменов интернет-зависимости, однако в них описываются лишь отдельные случаи, пока не выработаны четкие критерии диагностики и концепции коррекции расстройств психики, связанных с Интернетом как формой массовой коммуникации. Исследователи констатируют, что предложенные модели интернет-зависимости формализованы, не дают ответа на вопрос о характере и степени влияния на развитие расстройств личности. Имеющиеся критерии и подход не позволяют точно определить поведенческую зависимость, поскольку нет четкой грани между увлеченностью и зависимостью человека от конкретной информации .

    Наиболее перспективен психотерапевтический подход к проблеме, предложенный Н. Корытниковой. Он основан на понимании интернет-зависимости не как самостоятельного явления, а как следствия более глубоких внутриличностных и межличностных проблем .

    Основная задача ученых в избавлении от интернет-зависимости ясно вырисовывается – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального и пытаться вырвать человека из Сети, приобщая к другим интересам. Эта задача вполне разрешима при условии расширения сфер медиаобразования.

    • Жало В. Опасные виртуальные игрища. URL: rambler.ru/db/news/msg.html?s=5&mid=5171371; Хайрутдинов А. Забава ли – компьютерная игра? // ИДЕЛЬ. 2003. № 9. С. 54–55.
    • Лоскутова В. Λ. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф, дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. С. 23.
    • URL: psychology.ru/internet/ecology/04.htm
    • Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете: [сб. ст.]. М., 2000. С. 132–140; Сугутская Г.Д. Виртуальная реальность и виртуальная зависимость // Виртуальная реальность. 2003. Вып. 3. С. 47–50; Соколов А. Интернет-зависимость // Вы и ваш компьютер. 2003. № 10. С. 26–28.
    • URL: hardline.ru/4/86/4719
    • URL: rus.ruvr.ru/2012_10_02/Intemet-zavisimost-bolezn-XXI- veka
    • Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с интернет-зависимостью. URL: flogiston.ru/articles/netpsy/ia_klenova
    • URL: webplanet.ru/news/internet/2004/9/23/offline.html

    В последние десятилетия мир сильно изменился: у каждого человека есть мобильный телефон с выходом в интернет, практически каждый ежедневно сидит за компьютером, ноутбуком или планшетом. Сегодня многие из нас уже не представляют жизнь без этих девайсов, они помогают нам быть постоянно на связи, создавая иллюзию общения, иллюзию дружбы и иллюзию жизни. Доказано: чем больше человек находится на просторах интернета, тем больше он чувствует себя одиноким и несчастным.

    Частое посещение онлайн-ресурсов главная причина развития депрессией у людей, предпочитающих переписку живому общению. Чаще всего под всемогущее влияние интернета попадает молодежь, которая под влиянием различных советов и мнений, полученных из различных статей и видео, начинают вести себя совсем не так, каким является на самом деле. В психологии подобное поведение принято называть тенденцией хамелеона.

    В советские времена у людей не было дорогих телефонов, компьютеров и цифровых телевизоров, но тогда люди были более искренними и доброжелательными. Теперь мы получили доступ всем благам цивилизации, но нас захлестнула западная волна лицемерия с отстраненной вежливостью.
    Она вошла в нашу жизнь и многие из нас сейчас не общаются даже с соседями и родственниками.

    Зато теперь в каждой поликлинике есть кабинет психолога, к которому люди идут, чтобы рассказать о своих неприятностях и страхах, не надеясь получить взаимопонимания и поддержки родных и близких.

    Давно ушли в прошлое времена , когда люди говорили друг другу правду, чтобы человек имел возможность осознать свою ошибку и измениться в лучшую сторону. 21 век изолирует деликатностью, толерантностью и тотальным нежеланием людей вникать в чужие проблемы. Молодые люди нынче предпочитают молчать или вежливо улыбнуться, чем помочь своему другу или приятелю, у которого возникли серьезные проблемы.

    В итоге человек долгое время может считать, что все у него в порядке , а потом, столкнувшись с неприятностями на или дома, пережить сильный стресс. Поэтому сегодня так много людей впадают в депрессию и страдают от одиночества, им некому рассказать о своих проблемах и доверить свои секреты.

    Именно в этом проявляется одиночество современных людей , связанное, прежде всего, переживаниями своей отдаленности от близких, недостатком их любви, тепла и общения. Переживающие такое одиночество постоянно испытывают грусть, обиду и страх, что вызывает недовольство жизнью и лишает возможности радоваться своим успехам.

    Неужели был прав Орсон Уэллс , когда писал: "Человек рождается одиноким, живет одиноко и умирает в одиночестве". Современный человек постоянно находится в обществе, но все больше и больше страдает от одиночества. Сейчас человек человеку если не волк, то, по крайней мере, он ему конкурент.

    Теперь ситуации, когда ученик или студент дает списывать тетрадь другому, когда секретарша помогает начальнице стать привлекательной, как в кинофильме "Служебный роман" - крайне редки или даже совершенно немыслимы. Ни одна девушка не станет помогать другой достичь успехов в учебе или устроить личную жизнь, тем более своей начальнице.

    У большинства из них конкуренция за "принца" сидит в подсознании с детства, поэтому они хотят выглядеть лучше всех любой ценой.


    Для современной молодежи привычно нежелание вникать в чужие проблемы и скрытая конкуренция во всех сферах. Девушки и парни не понимают, почему они никак не могут встретить свою половинку и почему отношения рушатся так быстро. Никто из близких, родственников и друзей не скажет им правду и не даст дельный совет. Если раньше люди редко отмалчивались, услышав конкретный вопрос, то сегодня это для многих молодых людей стало нормой.

    Они никогда в ответ на вашу просьбу не скажут "нет", а вежливо ответят: "Боюсь, не получится" и у вас останется впечатление, что все еще может решиться в вашу пользу. На самом деле это проявление тенденции хамелеона, желание скрыть настоящие эмоции под непроницаемой маской.

    Для большинства современных девушек и парней не существует границ, им чужды стереотипы и мнения других людей. Независимо от того, есть у него семья или нет, он постоянно желает найти человека, рядом с которым ему будет тепло и спокойно. И это совсем необязательно означает, что он ищет нового полового партнера, ему просто хочется найти друга, который его не предаст. Они ищут "близкого" человека для общения и приятного отдыха, но очень редко им это удается.

    Причина этого - Интернет . Для современной молодежи виртуальный мир успешно заменил реальный. Он лишает их возможности нормально общаться, разрывая дружественные и родственные связи. Виртуальные друзья во время переписки уверяют их в своей дружбе, а когда нужна помощь, превращаются в обычную картинку на аватарке. Это оказывает сильное влияние на манеру поведения людей, порождает изолированность и нежелание доверять. В реальной жизни они также предпочитают надевать маску лицемерия с отстраненной вежливостью, сохраняя приличную дистанцию при общении с людьми и никого не допуская до своей жизни.

    Вот и получается, современная молодежь обладает такими отличительными признаками как аналитический ум, креативность, приятная внешность и хорошие манеры, за которыми всегда спрятан отчужденный взгляд, в котором просматривается грусть. Осознавая свою беспомощность, парни и девушки интуитивно ставят защиту, ограждая себя от возможной опасности и предпочитая оставаться в одиночестве. Однако они не учитывают то, что любое чувство проходит три стадии развития: зарождение, становление и завершение.

    И когда наступает стадия завершения, человек больше не хочет быть одиноким и ищет пути, чтобы найти людей, которые его полюбят и которым он сможет доверять.

    Тема: Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости»

    Страницы: 77

    Введение 3
    Глава 1. Проблема «Интернет-зависимости» в психологической литературе 8
    1.1. Определение «Интернет-зависимости» 8
    1.2. Причины возникновения «Интернет-зависимости» 9
    1.3. Факторы влияющее на возникновение Интернет зависимости 17
    1.4. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости 18
    1.5 Предпосылки возникновения одиночества пользователей компьютерных сетей 20
    1.6. Выводы 25
    Глава 2. Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» 27
    2.1. База и методы исследования 27
    2.2. Результаты исследования и их обсуждение 31
    2.3 Выводы 37
    Глава 3. Программа, способствующая снижению уровня субъективного одиночества 40
    3.1. Цели и задачи программы 40
    Рекомендации психологу: 54
    Заключение 55
    Список литературы 56
    Приложение 1 59
    «Потребность в поисках ощущений» методика 59
    Приложение 2 63
    Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. 63
    Приложение 3 65
    Методика «Копинг-стратегии преодоления стресса» 65
    Приложение 4 71
    Тест на Интернет-зависимость 71

    Важно отметить, что информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами.
    Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в «общении» с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.
    Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ «Об информационной культуре», в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.
    Актуальность темы. В настоящее время актуальность исследования проблемы «Интернет-зависимости» становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей в России и в мире. В этой области исследования носят все больше пилотный характер, и определяются слабой изученностью нехимических поведенческих зависимостей. Все чаще в средствах массовой информации возникают сообщения о том, что люди теряют связь с реальным миром в связи с чрезмерным увлечением «виртуальной реальностью, возникает другой мир. И люди создавшие его зачастую становятся жертвами «виртуального мира» но поступки, которые они совершают, они совершают в реальном мире. Неопределенность социальных норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения психологических факторов в неопределенной среде в целом.
    Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а так — же поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.
    Интернет-зависимость (уход в виртуальную реальность) можно рассматривать как способ компенсации трудностей в социально-психологической адаптации к реальному социуму.
    Актуальность исследования психологических факторов, способствующих формированию Интернет-зависимости, определяется тем фактом, что неуклонно растет число лиц с «Интернет-аддикцией».
    Цель исследования ─ изучить влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
    Объект исследования – интернет-зависимость.

    Предмет исследования — влияние уровня субъективного одиночества на формирование «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
    Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения о том, что лица с высоким уровнем Интернет-зависимости имеют высокий уровень субъективного одиночества.
    В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
    1. Изучить особенности формирования «Интернет-зависимости».
    2. Дать анализ социально-психологических характеристик лиц, предрасположенных к формированию «Интернет-зависимости».

    Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии материалы. Мы, так же опирались на некоторые теоретические положения Ю.А. Александровского, В.Г., Анохина, В.П. Асеева, Г.А Балла, С.А. Беличевой, М.А. Беребина, Л.И. Вассермана, В.Е. Кагана, П.К. Казначеева, И.А. Коробейникова, Н.И Косенкова, В.И. Медведева, И.П. Павлова, Е.В. Турковой, А.А. Ухтомского, В.Р. Цылева и других авторов о механизмах и факторах процессов адаптации и дезадаптации. А так же Буровой В. А., Голдберга А, Войскунского А.Е., Жичкиной А. Е., Извозчикова В.А., Соколовой Г.Ю, Тумалевой Е.А., Янг К. о таких последствиях применения компьютерных технологий как Интернет-зависимость.

    Методы исследования: На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, количественный анализ результатов исследования. Для проведения тестирования были использованы следующие методики: методика диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем Д.Амирхан, тест Кимберли Янг «Интернет-зависимость».

    База и этапы исследования: Исследование проводилось в течение 2005 по 2009 год на базе районных компьютерных сетей elcity.ru (г. Иркутск) и irklan.ru (г. Иркутск). На первом этапе 2005-2006 был проведен отбор пользователей сети для участия в нашем исследовании. На данном этапе количество пользователей было 124 человека, после разъяснения сути проводимых опросов количество испытуемых сократилось до 82 человек. Были выведены за рамки проводимого исследования пользователи от 11 лет до 14 лет, в связи с не полученным согласием их родителей (15 человек), а так же было выведено из состава испытуемых 9 человек, которые намеренно искажали представляемые ответы в связи с тем, что посчитали данное исследование розыгрышем. На втором этапе 2006-2008 был проведен первичный диагностический срез, проведено тестирование и получены первые материалы для обработки результатов. На данном этапе сформировалось окончательное число пользователей включенных в проводимое исследование 58 человек, из которых 29 человек мужчины и 29 человек женщины. На третьем этапе 2008-2009 проводился заключительный диагностический срез и обработка полученных результатов. В эксперименте принимали участие 58 человек, из них 50% (29 человек мужчины) и 50% (29 человек женщины). Средний возраст составил 31 год. Минимальный возраст испытуемых 19 лет, максимальный возраст – 39 лет. 25.9% (15 человек) и 48,2% (28 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 25,9 (15 человек) имеют средне-специальное образование.

    Достоверность результатов и выводов: обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик.
    Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологические особенности возникновения Интернет-зависимости.
    Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе материалов исследования разработана специальная программа для «Интернет-зависимых» лиц, направленная на гармоничное развитие межличностных отношений.
    Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 4 таблицы, 5 рисунков. Общий объем работы 70 страниц.

    Какие первые слова приходят на ум, когда вы думаете об окружающем вас современном мире? Стремительный, сумасшедший, развивающийся с космическими скоростями, не дающий возможности остановится, сделать паузу и вдохнуть полной грудью. Компьютерные технологии плотно и основательно вошли в жизни людей во всех ее проявлениях, из предмета роскоши превратившись в средство первой необходимости.

    Ежедневная жизнь большинства из нас, так или иначе, связана с компьютерной техникой, учеба, ведение домашнего хозяйства, покупки, лечение, общение, досуг и т.д. Все грани человеческой жизнедеятельности зачастую тесно связаны с компьютерами. Даже наши пожилые бабушки и дедушки оценили прелести интернета и легкости общения в скайпе. Плюсы очевидны, к счастью многие задумываются и над минусами, такими медицинскими проблемами как ущерб зрению, опорно-двигательному аппарату и прочее, все это лежит на поверхности, описано в элементарных правилах работы за компьютером и в большинстве своем излечимо.

    Сложнее обстоят дела с глубокими, серьезными последствиями, зачастую не заметными на первый взгляд и о которых задумывается далеко не каждый садящийся за компьютер – влияние, которое оказывает компьютер на психику человека. Возникающие заболевания трудно диагностировать, еще труднее лечить. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80х годов американские ученые, а особую остроту данная проблема приобрела к началу нового столетия.

    На данный момент выделяют также некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игроманию. И если еще вчера, казалось бы, такое безобидное времяпровождение за компьютером в интернете, уже сегодня характеризуется как интернет зависимость, которая так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.

    Характерными особенностями зависимостей различного типа являются:

    • синдром абсистенции
    • стремление заполучить объект зависимости
    • поведение, направленное на приобретение объекта зависимости
    • снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости
    • потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

    Что же может стать причиной появления данной зависимости? По мнению специалистов психологов, к глобальной причине возникновения компьютерной зависимости можно отнести повсеместно усиливающуюся тенденцию к интроверсии, индивидуализму, человек уходит в себя, вплоть до аутизма, разрушаются ценности традиций, из жизни уходят ритуалы. Все это оборотная сторона обретенной свободы, развития компьютерных технологий, средств связи. Правила выживания в современном мире заставляют многих людей, а особенно подростков платить дорогой ценой за неизбежный прогресс. Это период переживания внутренней пустоты, одиночества, непонимания, отсутствия смысла жизни, шизоидной и нарциссической акцентуации.

    Все это приводит к тому, что человеку становится проще найти себе утешение в мире интернета, мнимых виртуальных друзей и виртуального общения с развлечением. В сложившихся обстоятельствах уход от реальности в виртуальный мир, где человек может играть любую роль, удовлетворять все свои явные и скрытые потребности, почувствовать себя «властелином мира» с волшебной палочкой-компьютерной мышкой в руках. Интерактивное общение является чрезвычайно привлекательным для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не могут найти его в окружающем обществе. Человек, полностью погружаясь в этот иллюзорный мир, перестает отдавать себе отчет, что компьютер лишь инструмент, а не заменитель реальной жизни.

    Но несмотря на все факты, указывающие на серьезность данной проблемы интернет зависимости, многие ученые до сих пор не признают ее значимость и необходимость включить в официальный перечень заболеваний. Игнорирование наличия данной проблемы очень опасно, так как если химическая зависимость с очевидностью приводит к понижению физических возможностей человека и постепенному снижению социального статуса, к межличностным конфликтам, то компьютерная, Интернет-зависимость, как радиация, действует не менее пагубно, но гораздо более скрыто.

    До сих пор не придумано универсального эффективного средства для лечения интернет зависимости. Лечат их по стандартным схемам, медикаментозно и психотерапевтически. Это может решить сугубо медицинскую проблему, избавить от патологического влечения, но все равно остается проблема инициации, поиска групповой среды, выстраивания отношений с окружающими, обретения смысла жизни. На этом этапе важно предложить человеку страдающему интернет зависимостью альтернативы, эмоционально не менее привлекательные, но более социально приемлемые и не угрожающие потерей психического и физического здоровья.

    Важно поддержать человека на первоначальном этапе осознания интернет зависимости. Близким людям под силу, окружить друг друга вниманием, заботой, любовью, научиться уделять друг другу время и дарить радость общения в реальном мире.

    Берегите себя и будьте здоровы. Всегда с Вами ваш помощник в вопросах здоровья У ДОКТОРА.