Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • V. Среда управления. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. Управление в условиях агрессивной среды. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии. Внутренняя среда управления

    V. Среда управления. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. Управление в условиях агрессивной среды. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии. Внутренняя среда управления

    Социальная среда управления - совокупность социальных стандартов, норм и ограничений, общественных, групповых и индивидуальных интересов. управление агрессивный социальный

    Естественно, что поведение внешней среды оказывает неизбежное влияние на любую управленческую систему. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Число положительных и отрицательных воздействий может взаимно компенсироваться, и тогда позволительно говорить о «нейтральности» внешней среды.

    В зависимости от того, в какой среде приходится осуществлять процесс управления, варьируется значение устанавливаемых руководителем организацией целей и методов по их достижению.

    Понятие «внутренняя / внешняя среда» субъективно. Руководитель, может полагать внешней средой по отношению к себе все, что видит перед собой. Он может отделить себя как личность даже от собственной должности, и его внутренний мир станет еще уже. А может раздвигать границы внутренней среды до своего кабинета, цеха, завода, до всего человечества. И если при этом рассматриваются вопросы взаимодействия человечества с другими формами жизни, с природой, то такой подход справедлив и уместен. Любая форма жизни стремится заполнить собой окружающее пространство, охватить окружающий мир, включить его в себя или соединиться с ним.

    Однако для коммерческого директора, планирующего сбыт продукции, вряд ли уместно раздвигать границы внутренней среды до уровня общества. Вряд ли общество будет разделять его точку зрения. Общество в целом выходит за границы его зоны управляемости.

    Т.о., внутренняя среда - это часть социальной организации, которая разделяет общую цель, претендует на часть общего результата; сотрудники, чьи индивидуальные цели являются совместными и взаимозависимыми, вкладывающие собственные ресурсы и принимающие на себя риск от срыва совместных проектов.

    Руководитель имеет реальную возможность расширить объективные границы внутренней среды его организации, если ему удается перенести указанные условия на аппарат управления, коллектив, общество путем согласования целей, анализа, прогноза и выявления общих интересов, привлечения к риску и ответственности за успехи и неудачи организации.

    Но отнесение части пространства к внешней среде не обязательно делает его враждебным. Внешняя среда не может быть однородно бесстрастна к деятельности организации. Она одновременно объединяет в себе разные отношения - от поддержки до резкого неприятия.

    Укрупненная типология различает инертную, оптимальную и агрессивную среды.

    Основанием к позиции внешней среды в отношении организации являются их цели:

    • * нейтральная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия;
    • * оптимальная - согласованность, однонаправленность или дополняемость целей;
    • * агрессивная - наличие взаимоисключающих целей.

    Сферы, в которых могут соприкасаться цели организации и внешней среды, тождественны сферам, в которых осуществляется человеческая деятельность.

    Столь же общи и факторы, определяющие реакцию внешней среды:

    • * экономические - конкуренция, цикличность развития, состязательность;
    • * политические - классовая и партийная борьба;
    • * технологические - научно-технический прогресс и возможности преобразования;
    • * природно-климатические - стихийные бедствия, неблагоприятные естественные условия;
    • * организационные - правовые, нормативные противоречия;
    • * демографические - половые и возрастные объективные и субъективные различия, стандарты, возможности;
    • * идеологические - соответствие мировоззрений и другие.

    С точки зрения решения конкретной задачи и получения максимального результата оптимальной является благоприятная среда управления.

    Гармоничное сочетание собственных целей организации, коллектива, руководителя с интересами общества, потребителей, партнеров позволяет избегать многих косвенных затрат, связанных с преодолением правовых барьеров, этических ограничений, негативного психологического отношения. По мере снижения степени внешнего благоприятствования соответственно снижаются потенциальные результаты работы организации.

    В агрессивной среде косвенных, не имеющих отношения к основной деятельности расходов, становится больше. Возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Нельзя забывать, что ни одна организация не может достичь абсолютной социально-психологической изоляции от внешней среды. Все ее сотрудники одновременно являются жителями определенного населенного пункта, членами каких-либо партий и общественных объединений, пользователями общественными благами, единицами разнообразных социальных общностей и групп. Все эти переплетения социальных отношений ведут к тому, что любые конфликты с внешней средой с течением времени неизбежно перетекают во внутреннюю напряженность и внутриорганизационные конфликты. Тем самым внешняя среда проникает вовнутрь организации, зона управляемости резко сокращается, руководитель утрачивает прежние права и полномочия и т. д.

    С одной стороны, ему следует расширять зону собственного устойчивого влияния, захватывая все новые и новые сегменты, ранее относившиеся к «внешней среде». Естественно, что при этом следует соблюдать известную долю осмотрительности, чтобы в погоне за масштабом не забыть про содержание; чтобы расширение организации не носило формальный характер, а отражало растущее качество взаимодействия руководителя с подчиненными, подчиненных с клиентами и т. д.

    С другой стороны, руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды. Собственные цели должны формироваться и формулироваться таким образом, чтобы в них проявлялось и социальное значение любой организационной деятельности. Бывают случаи, когда подобное согласование интересов объективно невозможно, например - несовершенство технологий не позволяет обеспечить абсолютную экологическую безвредность производства; или когда противоречия интересов распространяются не на все общество, а на отдельные слои, например - организация элитных форм досуга на фоне низкого уровня жизни большинства населения. В подобных ситуациях на руководителя и организацию налагаются дополнительные задачи по преодолению очевидных столкновений интересов, по разъяснению собственных интересов оппонентам, включению дополнительных мероприятий, удовлетворяющих их интересам. Расходы на рекламу, на поддержку в средствах массовой информации, на приобретение политической поддержки и покровительства в этой ситуации неизбежно возрастут. Могут оказаться востребованными и мероприятия, направленные на обеспечение простой физической безопасности сотрудников и имущества организации.

    Вина в таких противоречиях с внешней средой может лежать на любой из сторон этого взаимодействия. Нередко прогрессивные, опережающие свое время идеи наталкиваются на отсталость, консерватизм или пристрастность своих современников. Многие идеологические, технологические, экономические проекты пробивали себе дорогу в непрекращающейся борьбе и конфронтации с внешним миром.

    Сама организация еще чаще оказывается виновницей агрессивности внешней среды, если выбирает цели, находящиеся в явном противоречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права. Наиболее яркие конфликты и противоречия с внешней средой возникают у организаций, занятых нелегальной, противоправной деятельностью. Мафиозные структуры, преступные формирования испытывают постоянную и всестороннюю агрессивность внешней среды, но эта агрессия является естественной здоровой реакцией на их собственную агрессию.

    Управление зависит от бесконечного числа факторов, в том числе от показателей социальной среды управления.

    Социальная среда управления - это совокупность переменных величин (социальных стандартов, норм и ограничений, общественных, групповых и индивидуальных интересов).

    Среда управления - это совокупность внутренних и внешних субъектов, сил, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности менеджеров.

    Типы среды:

    Микросреда - внутренняя среда организации, ее собственный персонал и взаимодействие человека с условиями жизни в личном окружении;

    Мезосреда - среда непосредственного окружения, партнеры, поставщики, потребители или социокультурная среда и сфера труда;

    Макросреда - среда косвенного окружения, общественное окружение в целом.

    Различают инертную, оптимальную и агрессивную среды.

    Оценка степени благоприятствования внешней среды может быть дана исходя из того, в какой степени результат управленческой деятельности, работы организации превосходит или уступает усилиям, потраченным руководителем и организацией на его достижение:

    Субъект управления - Объект управления = Результат управления

    (Сила «А») (Сила «Б») (Сила «В»)

    Оптимальная среда управления: В > А + Б.

    Инертная среда управления: В = А + Б.

    Агрессивная среда управления: В < А + Б.

    1) Агрессивная среда управления

    Для неё характерно наличие взаимоисключаемыхцелей организации и целей внешней среды.

    Агрессивная среда - это среда, в которой управляющее воздействие вызывает противоположные реакции, люди не только не настроены на выполнение приказов, распоряжений, но и проявляют активность в направлении противодействия власти.

    В агрессивной среде возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Крайнее проявление - стремление попытки свержения власти.

    Агрессивная среда для организации несёт и положительные моменты. Агрессивность внешней среды ускоряет развитие социальной организации, мобилизует внутренние силы организации, усложняет процесс достижения индивидуальных целей, сложность в их достижении требует более активного использования коллективных усилий, совместная деятельность развивает социальную организацию.

    Выделяют три основные причины агрессивности среды :

    1. Конкуренция между организациями. В условиях рынка организационное пространство уже разделено, и найти свою нишу для организации довольно трудно.

    2. Несоответствие характера деятельности и управленческого менталитета государственных органов специфике рыночных структур.

    3. Цели организации, находящиеся в явном противоречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права. Сегменты внешней среды определяют формы стратегии организации по отношению к среде нападения, защиты или нейтралитета.

    Организация по отношению к агрессивной среде может осуществлять следующие стратегии :

    Нападение - это стратегия открытой агрессии, основанная на большом масштабе и расходах. Нападающий должен, как правило, иметь превосходство над противником, уметь выбирать и локализовать своего противника, а так же за ранее предопределять результаты столкновения.

    Защита - это стратегия скрытой агрессии, основанная на информационных ресурсах в сочетании с хорошей внутренней организацией. Для организации требуется гибкость, а порой и сверхгибкость. Противники прекрасно осознают причины, по которым их толкают друг на друга, и сами не прочь прибегнуть к этой стратегии.

    Нейтралитет - это стратегия безразличия к агрессивной среде, основанная на неясности в расстановке и соотношении сил. Не следует путать видимое безразличие с действительным безразличием в условиях нейтральной среды.

    Стратегия управления может быть направлена на преодоление агрессивного, конфронтационного поведения, достижение компромисса, уход, уклонение он конфликта, что оправдывается поиском разумного и цивилизованного выхода, сотрудничество что позволяет добиться максимального эффекта.

    2) Инертная среда управления – это среда управления, для которой характерно отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей организации и внешней среды.

    3) Оптимальная среда управления - среда управления, для которой характерна согласованность, однонаправленность или дополняемость целей организации и внешней среды.

    Способы управления в агрессивной социальной среде.

    Руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды. Бывают случаи, когда такое соответствие объективно невозможно, например -несовершенство технологий не позволяет обеспечить абсолютную экологическую безвредность производства. Вина в противоречиях организации с внешней средой может лежать на любой из сторон этого взаимодействия. Наиболее яркие конфликты и противоречия с внешней средой возникают у организаций, занятых нелегальной, противоправной деятельностью. В зависимости от целей и ресурсов организации и сегментов внешней среды руководитель должен прибегать к различным формам стратегии: нападение, защита или нейтралитет.

    Способы управления в условиях агрессивной социальной среды Метод направленного самоутверждения. Корпоративные (сравнительные) методы. Коммуникативные методы. Метод косвенной и связной стимуляции. Метод мотивационного смещения, переключения и содействия. Методы мотивационной компенсации и "трансляции". Метод стимулирования "духа команды".

    Управление в условиях агрессивной среды

    Поскольку организация всегда, так или иначе, приспосабливается к среде, она должна находить адекватные способы управления в агрессивной социальной среде.

    Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть:

    Социальное прогнозирование;

    Социальное планирование;

    Социальное регулирование.

    Каждый из них включает в себя набор различных методов, их реализация зависит от: ресурсов внешней среды (её потенциала) и потенциала самой организации.

    Если же сил для преломления негативных процессов недостаточно, то не остается ничего другого, как приспособиться к ним. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том, чтобы по возможности ее избегать.

    Существуют три варианта реакции на агрессию:

    1. игнорирование - отсутствие у власти продуманной стратегии поведения, что усиливает стихийность конфликта, его обострение и эскалацию;

    2. силовое решение (или давление) - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов;

    3. продуктивный компромисс - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов.

    При управлении в агрессивной среде можно применить стратегию управления конфликтами.

    Стратегия предупреждения конфликтов имеет своей целью создание таких условий работы и психологической атмосферы в коллективе, при которых возможность возникновения конфликтов сведена к минимуму.

    Реализация этой стратегии предусматривает проведение разнообразных организационных и разъяснительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда, создание рациональной информационной системы и структуры управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за результативный труд, обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций и т.п.

    Стратегия разрешения конфликтов имеет целью прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация этой стратегии предполагает со стороны руководителя анализ реальных конфликтов и определение методов их разрешения.

    Этапы и методы управления конфликтом

    При разрешении конфликтов можно пользоваться любым из методов приведенных на рисунке 2. Действия руководителей и других членов трудового коллектива должны зависеть от конкретной ситуации, причины, предмета конфликта, личностных особенностей участников. Подход к разрешению конфликта в каждом случае будет индивидуальным. Знания из области управления конфликтом должны помочь менеджерам перейти от конфронтационного мышления к сотрудничеству.

    Большинство хозяйствующих организаций являются сложными социотехническими системами со множеством технических, технологических, информационных взаимодействий, и социальных взаимосвязей, которые требуют определенной упорядоченности и постоянного регулирования. Все эти взаимодействия обеспечивают сотрудники организации. Поэтому важной задачей управления является налаживание их эффективной совместной деятельности.

    Организацией принято называть группу людей, сознательно работающих вместе для достижения общих целей. Таким образом, основами существования организации являются совместная постановка целей и совместная деятельность работников (сотрудничество). Для налаживания сотрудничества необходимо уделять внимание как факторам организации и регламентации труда, так и созданию необходимого социально-психологического климата, формированию организационной культуры, сознательному и целенаправленному формированию организационной культуры, сознательному и целенаправленному формированию коллектива.

    Таким образом, должны осуществляться целенаправленное формирование поведенческих правил, регламентация поведения работников и рабочих групп, стандартизация группового поведения. Это необходимо для того, чтобы работникам было ясно, какого поведения от них ожидает организация, какие действия получат одобрение, а какие будут отвергнуты как нежелательные.

    Особая роль в создании атмосферы сотрудничества принадлежит трудовому коллективу – совокупности работников, объединенных общими целями и процессом труда в одной организации. Это образование обладает рядом признаков, наличие которых позволяет говорить о существовании не просто высокоразвитой малой группы, а трудового коллектива.

    Наличие у всех членов коллектива общей цели;

    Отождествление членами коллектива себя с данной группой работников, что позволяет им налаживать реальное, а не формальное взаимодействие. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива существенно превышает сумму потенциалов каждого из его членов.

    Постоянство взаимодействия работников, вследствие чего возникает взаимное влияние членов группы друг на друга, приводящее к формированию общих целей, интересов, пониманию, необходимости сотрудничества.

    В то же время необходимо учитывать, что не всегда направленность целей и интересов коллектива носит позитивный характер: сплоченный коллектив в некоторых случаях может препятствовать достижению целей подразделения и организации в целом. Поэтому руководитель должен уделять значительное внимание формированию коллектива (подбор работников), нужной целевой направленности действий его членов, созданию необходимой рабочей и психологической атмосферы. Только в этом случае коллектив будет способствовать налаживанию реального позитивного направленного взаимодействия.

    В практике управления для налаживания сотрудничества используются различные методы:

    Привлечение работников к совместной постановке целей, совместной выработке решений;

    Разъяснение работникам перспектив развития организации (или подразделения);

    Реализация действий, направленных на сплочение коллектива, на его ориентацию на производительный труд (организация групповой работы, совместного отдыха, проведение праздничных мероприятий) и др.

    При налаживании сотрудничества не следует забывать о необходимости учитывать не только цели организации и ее подразделений, но и личные цели работников, их потребности и мотивы.

    Сотрудничество между работниками – это обязательное условие успешной деятельности организации. В коллективе может присутствовать и такое явление как конкуренция. При высокопрофессиональном руководстве конкуренция может сыграть положительную роль в развитии организации, однако, при непрофессиональном управлении конкуренция может перерастать в конфронтацию и иметь следствием конфликты, что является крайне нежелательным.

    Социальная среда управления - совокупность социальных стандартов, норм и ограничений, общественных, групповых и индивидуальных интересов.

    Естественно, что поведение внешней среды оказывает неизбежное влияние на любую управленческую систему. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Число положительных и отрицатель­ных воздействий может взаимно компенсироваться, и тогда позволительно говорить о «нейтральности» внешней среды.

    В зависимости от того, в какой среде приходится осуществлять процесс управления, варьируется значение устанавливаемых руководителем организацией целей и методов по их достижению.

    Внутренняя среда - это часть социальной организации, кото­рая разделяет общую цель, претендует на часть общего результата; сотрудники, чьи индивидуальные цели являются совместными и вза­имозависимыми, вкладывающие собственные ресурсы и принима­ющие на себя риск от срыва совместных проектов.

    Руководитель имеет реальную возможность расширить объектив­ные границы внутренней среды его организации, если ему удается пе­ренести указанные условия на аппарат управления, коллектив, общество путем согласования целей, анализа, прогноза и выявления общих ин­тересов, привлечения к риску и ответственности за успехи и неудачи организации.

    Но отнесение части пространства к внешней среде не обязательно делает его враждебным. Внешняя среда не может быть однородно бесстрастна к деятельности организации. Она одновременно объединяет в себе разные отношения - от поддержки до резкого неприятия. Укруп­ненная типология различает инертную, оптимальную и агрессивную среды.

    Оценка степени благоприятствования внешней среды может быть дана исходя из того, в какой степени результат управленческой деятель­ности, работы организации превосходит или уступает усилиям, потрачен­ным руководителем и организацией на его достижение.

    Основанием к позиции внешней среды в отношении организации являются их цели:

    Нейтральная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия;

    Оптимальная - согласованность, однонаправленность или дополняемость целей;

    Агрессивная - наличие взаимоисключающих целей.

    Сферы, в которых могут соприкасаться цели организации и внеш­ней среды, тождественны сферам, в которых осуществляется человече­ская деятельность. Столь же общи и факторы, определяющие реакцию внешней среды:

    Экономические - конкуренция, цикличность развития, состязательность;

    Политические - классовая и партийная борьба;

    Технологические - научно-технический прогресс и возможности преобразования;



    Природно-климатические - стихийные бедствия, неблагоприят­ные естественные условия;

    Организационные - правовые, нормативные противоречия;

    Демографические - половые и возрастные объективные и субъек­тивные различия, стандарты, возможности;

    Идеологические - соответствие мировоззрений и другие.

    С точки зрения решения конкретной задачи и получения максимального результата оптимальной является благоприятная среда управления. Гармоничное сочетание собственных целей организации, коллектива, руководителя с интересами общества, потребителей, партнеров позволя­ет избегать многих косвенных затрат, связанных с преодолением право­вых барьеров, этических ограничений, негативного психологического отношения. По мере снижения степени внешнего благоприятствования соответственно снижаются потенциальные результаты работы организа­ции. В агрессивной среде косвенных, не имеющих отношения к основ­ной деятельности расходов, становится больше. Возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Нельзя забывать, что ни одна организация не может достичь абсолютной социально-психологической изоляции от внешней среды. Все ее сотрудники одновременно являются жителями определенного населенного пункта, членами каких-либо пар­тий и общественных объединений, пользователями общественными бла­гами, единицами разнообразных социальных общностей и групп. Все эти переплетения социальных отношений ведут к тому, что любые конфлик­ты с внешней средой с течением времени неизбежно перетекают во внут­реннюю напряженность и внутриорганизационные конфликты. Тем са­мым внешняя среда проникает вовнутрь организации, зона управляемости резко сокращается, руководитель утрачивает прежние права и полномо­чия и т. д.

    С одной стороны, ему следует расширять зону собственного устойчивого влияния, захватывая все новые и новые сегменты, ранее относив­шиеся к «внешней среде». Естественно, что при этом следует соблюдать известную долю осмотрительности, чтобы в погоне за масштабом не за­быть про содержание; чтобы расширение организации не носило формальный характер, а отражало растущее качество взаимодействия руководителя с подчиненными, подчиненных с клиентами и т. д.

    С другой стороны, руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды. Собственные цели должны формироваться и формулироваться таким образом, чтобы в них проявлялось и социальное значение любой организационной деятельности. Бывают случаи, когда подобное согласование ин­тересов объективно невозможно, например - несовершенство технологий не позволяет обеспечить абсолютную экологическую безвредность про­изводства; или когда противоречия интересов распространяются не на все общество, а на отдельные слои, например - организация элитных форм досуга на фоне низкого уровня жизни большинства населения. В подоб­ных ситуациях на руководителя и организацию налагаются дополнитель­ные задачи по преодолению очевидных столкновений интересов, по разъяснению собственных интересов оппонентам, включению дополни­тельных мероприятий, удовлетворяющих их интересам. Расходы на рек­ламу, на поддержку в средствах массовой информации, на приобретение политической поддержки и покровительства в этой ситуации неизбежно возрастут. Могут оказаться востребованными и мероприятия, направлен­ные на обеспечение простой физической безопасности сотрудников и имущества организации.

    Сама организация еще чаще оказывается виновницей агрессивно­сти внешней среды, если выбирает цели, находящиеся в явном проти­воречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права.

    В зависимости от целей и ресурсов организации и сегментов внеш­ней среды руководитель должен прибегать к различным формам страте­гии, оперативно меняя их или дополняя одну другой: нападение, защита или нейтралитет.

    Открытую агрессивную политику трудно проводить долго в боль­шом масштабе. Агрессия требует больших расходов. В политике, как и на войне, нападающий должен, как правило, иметь кратное превосходство над противником. Умение выбирать себе противника, локализовать его предопределяет результаты столкновения. Информационные ресурсы в сочетании с хорошей внутренней организацией позволяют использовать скрытые формы агрессии, принципиальное содержание которых выра­жено девизом «Разделяй и властвуй!».

    На самом деле реализовать это предложение не так просто. Требует­ся гибкость, порой сверхгибкость. Противники прекрасно осознают при­чины, по которым их толкают друг на друга, и сами не прочь прибегнуть к этой стратегии.

    При неясности в расстановке и соотношении сил использование агрессивной стратегии нежелательно. Лучше вообще избегать резких движений. Стратегия безразличия к агрессивной среде при этих условиях будет вполне оправданной. Не следует путать видимое безразличие с действительным безразличием в условиях нейтральной среды.

    Если же сил для преломления негативных процессов недостаточно, то не остается ничего другого, как приспособиться к ним. Поэтому главное правило управления в агрессивной среде заключается в том, чтобы по возможности ее избегать. Если избежать агрессии невозможно, ее необходимо предвидеть и ожидать. Естественно, что каждый индивид и любая организация стремятся к оптимальным условиям существования, руководствуясь при этом субъективными критериями оптимальности.

    Агрессивность внешней среды ускоряет развитие социальной организации. Агрессивность внешней среды мобилизует внутренние силы организма. Жизнь в неблагоприят­ных условиях учит бороться за нее. Организм приспосабливается к враж­дебной среде. С организацией происходит то же самое.

    Агрессивная среда усложняет процесс достижения индивидуальных целей. Сложность в достижении индивидуальных целей требует более активного использования коллективных усилий, совместная деятельность развивает социальную организацию.

    Многое зависит от того, что представляет собой внутренняя среда, каков ее потенциал. Конечно, если даже внутри организации ее члены раздираемы конфликтами, не имеют взаимопонимания, то агрессия из­вне «сдует их карточный домик», подобно буре. Но если внутренний мир гармоничен и разделяем всеми, то внешняя экспансия лишь усилит групповую сплоченность, закалит организацию и в случае успешного противостояния внушит уверенность в собственных силах. В истории можно найти немало случаев, когда подобное становление организаций приво­дило к тому, что даже самые крайние взгляды в конечном счете находили понимание внешнего мира, и организация упорством буквально завоевы­вала себе условия благоприятствования.

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
    часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики (ГОСТ Р ИСО 14050.)

    • - сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия...
    • - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде...

      Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    • Экологический словарь

    • - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой,...

      Экологический словарь

    • - планомерное наблюдение за состоянием и изменением экологически, медико-биологически и социально-психологически важных компонентов окружающей среды: качества воды и воздуха, радиации,...

      Экологический словарь

    • - планомерная охрана и преобразование окружающей среды в интересах человека, но без разрушения механизмов саморазвития самой природы...

      Экологический словарь

    • - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на...

      Экологический словарь

    • - систематический и документально оформленный процесс проверки, объективно полученных и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в...
    • - оценка состояния окружающей среды с целью выявления основных определяющих параметров и критериев безопасности, характеризующих это состояние и позволяющих систематизировать и обобщить фактическую...

      Словарь терминов черезвычайных ситуаций

    • - Систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации,...

      Словарь бизнес терминов

    • - Систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой в организации критериям аудита такой...

      Словарь бизнес терминов

    • - сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия.См. также: ...

      Финансовый словарь

    • - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия.См. также: Наблюдения  ...

      Финансовый словарь

    • - ".....

      Официальная терминология

    • - прил., кол-во синонимов: 3 изолировавший лишавший соприкосновения с окружающей средой обосабливавший...

      Словарь синонимов

    • - прил., кол-во синонимов: 3 изолировавший лишавший связи с окружающей средой обосабливавший...

      Словарь синонимов

    "СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ" в книгах

    Система управления

    Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

    Система управления Практически во всех работах по государственному управлению монархам советуют назначать мудрых советников и всячески к их советам прислушиваться. Конечно, в реальной жизни очень многое зависело от личности правителя. Иногда назначенный правителем

    Система управления

    Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

    Система управления В управлении необходимо использовать системный подход, предполагающий поиск путей и методов эффективного воздействия на общесистемные цели и критерии с учетом множества факторов.Система управления обладает следующими признаками: наличие

    Глава 1 (I–VII, X) Введение. - Миролюбивая система Антонинов. - Военная система. - Общее благосостояние. - Новые принципы управления. - Преторианская гвардия, ее бесчинства. - Тридцать тиранов. - Начало упадка империи

    Из книги История упадка и крушения Римской империи [без альбома иллюстраций] автора Гиббон Эдвард

    Глава 1 (I–VII, X) Введение. - Миролюбивая система Антонинов. - Военная система. - Общее благосостояние. - Новые принципы управления. - Преторианская гвардия, ее бесчинства. - Тридцать тиранов. - Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Империю Моголов не следует считать бюрократическим государством. Она была прежде всего военной организацией. Все служащие имели воинский чин и в соответствии с ним должны были получать содержание в виде либо жалования из казны, либо возможности

    Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

    XV. Потеря господства над окружающей средой

    Система управления

    Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

    Система управления Киевская Русь в 9–11 вв. была государством раннефеодального типа. Здесь были налицо все признаки феодального общества, но находились они еще на стадии формирования. Существовала община, игравшая, важнейшую роль в жизни Древнерусского государства. Она

    Система управления

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

    8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

    Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

    8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.Система управления подразделялась на

    15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

    автора

    15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

    29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

    Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

    29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

    Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере

    ГЛАВА ВОСЬМАЯ рассказывает о толстяках, которые приходят в баню, чтобы похудеть, о том, что баня помогает спастись от гриппа. Читатель узнает, как японцы избегают простуды и что такое равновесие с окружающей средой

    Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Галицкий Алексей Васильевич

    ГЛАВА ВОСЬМАЯ рассказывает о толстяках, которые приходят в баню, чтобы похудеть, о том, что баня помогает спастись от гриппа. Читатель узнает, как японцы избегают простуды и что такое равновесие с окружающей средой Чем уже талия… Из уст спортсменов и тренеров мы уже

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

    Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Есть и другие точки наблюдения на стрельбище, который могут оказаться очень полезными. Одним из наиболее часто используемых индикаторов является движение травы, кустов и деревьев; есть таблицы перевода обычного поведения растительности

    Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

    Источник 5. Мотивация окружающей средой Как все это мотивирует нас? Довольно просто. Например, мы знаем, что людей мотивируют деньги и блага, которые они могут получить. Представьте себе, что будет, если направить деньги на противоречивые цели. Например, менеджеров

    2.1. Реактивная система управления корабля Apollo. Общая характеристика системы управления

    Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

    2.1. Реактивная система управления корабля Apollo. Общая характеристика системы управления Все 3 отсека корабля Apollo – командный отсек, служебный отсек и лунный корабль – имеют самостоятельные реактивные системы управления (рис. 21.1). Рис. 21.1. Корабль Apollo: 1 – лунный корабль; 2 –

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

    На международном уровне в последние годы нашли широкое применение стандарты, разработанные международной организацией по стандартизации (ISO). В области охраны окружающей среды ISO пред-ложила стратегический подход к решению экологических проблем, раз-вивая семейство стандартов ISO 14000 на системы экологического ме-неджмента.

    Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что они являются не техническими стандартами, а стандартами процесса. Они ориентирова-ны не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не ис-пользовать определенные технологии, требование использовать "наи-лучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 яв-ляется система управления окружающей средой (СУОС).

    Включенные в стандарты руководящие указания применимы к любой организации независимо от ее масштаба, типа и уровня подго-товленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить или улучшить систему управления окружающей средой. Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить эти стандарты в рамках всей организации, либо ее отдельной функциональной единицы, либо отдельных видов деятельности. Уро-вень детализации и сложности СУОС, объем документации и выделяе-мые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности.

    Центральным документом стандартов серии ISO 14000 является ISO 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». Данный стандарт не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам в области охраны окружающей среды.

    В настоящее время в Беларуси принят ряд стандартов ИСО серии 14000 в качестве национальных.

    Согласно определению, приведенному в стандарте СТБ ИСО

    14001, система управления окружающей средой – часть общей систе-

    мы управления, которая включает в себя организационную структуру,

    планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресур-сы, обеспечивающие выполнение природоохранных требований.

    На рисунке 12.2 приведена обобщенная модель системы управле-ния окружающей средой.

    Рисунок 12.2 – Обобщенная модель системы управления окружающей средой

    Модель системы управления окружающей средой отражает схе-матически позицию организации, которая признает следующие принци-пы.

    Принцип1 . Обязательства и политика . Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязатель-ства в отношении СУОС.

    Экологическая политика –основные направления и цели органи-зации в области охраны окружающей среды, официально сформулиро-ванные ее высшим руководством.

    Экологическая политика должна включать в себя следующие ос-новные обязательства:

    обеспечение соответствия действующему законодательству и инструкциям;

    непрерывное совершенствование всех работ, влияющих на ок-ружающую среду;

    недопущение загрязнения и т.п.

    Принцип2 . Планирование . Основываясь на знании определенно-го состояния окружающей среды организации, указанные выше обяза-тельства должны быть детализированы в программах и направлены на улучшение управления отдельными аспектами окружающей среды – элементами деятельности организации, ее продукции или услуг, кото-рые могут взаимодействовать с окружающей средой. Таким образом, организация должна разработать план реализации своей экологической политики.

    На стадии планирования необходимо, во-первых, выбрать эколо-гические аспекты, которые будут учитываться при работе СУОС. Необ-ходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

    выбросы в воздух; сбросы в воду;

    удаление и очистка сточных вод; радиоактивное заражение местности;

    использование сырья и природных ресурсов; другие локальные экологические и общественные проблемы.

    Во-вторых, организация должна создать и поддерживать в рабо-

    чем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся тре-бований законодательных актов, касающихся экологических аспектов ее деятельности, продукции и услуг.

    В-третьих, в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели. При установлении и анализе целе-вых показателей необходимо учитывать требования действующих зако-нодательных актов. Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой организации. В соответствии с требованиями стандарта СТБ ИСО 14001 целевые пока-затели должны быть конкретными, а плановые показатели – по возмож-ности, измеряемыми количественно.

    В-четвертых, на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой. Эта программа должна включать:

    распределение ответственности за достижение целевых и пла-новых экологических показателей;

    средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

    Принцип3 . Внедрение и функционирование . С целью эффектив-

    ной реализации организация должна создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей эколо-

    гической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.

    Первым этапом стадии внедрения является распределение между конкретными людьми обязанностей, ответственности и полномочий.

    Далее организация должна определить свои потребности в обуче-нии персонала. Это обусловлено тем, что персонал, выполняющий ра-боты, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, и поэтому необходимо, что-бы он прошел соответствующее обучение.

    Следующим этапом внедрения является установление внутренних связей между различными уровнями и подразделениями организации. Должна быть разработана и внедрена система управления документами, относящимися к экологической деятельности предприятия. Эта система должна обеспечить быстрый поиск необходимого документа, облегчить проведение периодического анализа и его пересмотра на предмет адек-ватности.



    Организация должна построить и обеспечить функционирование системы, позволяющей предупредить возникновение катастроф и ава-рийных ситуаций.

    Принцип4 . Измерение и оценка . Организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности.

    При переходе к этому этапу необходимо создать и поддерживать в рабочем состоянии систему регулярного мониторинга операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружаю-щую среду. На основе данных мониторинга проводятся проверки и кор-ректировки в технологических процессах, направленные на снижение или устранение выявленного значительного воздействия на окружаю-щую среду. Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин выявленного несоответствия, должно быть пропорционально важности проблемы и соразмерно выяв-ленному воздействию на окружающую среду.

    Вся информация, относящаяся к функционированию СУОС и к состоянию окружающей среды должна документироваться в форме за-регистрированных данных.

    На предприятии должна быть составлена программа и представ-лены процедуры периодических аудитов системы управления окру-жающей средой.

    Принцип5 . Анализ со стороны руководства . Завершающей ста-

    дией этапа проверок и корректировок является анализ СУОС со сторо-ны руководства. Высшее руководство организации должно анализиро-вать систему управления окружающей средой через определенные про-межутки времени. Цель такого анализа состоит в том, чтобы обеспечить постоянную адекватность и эффективность системы. В результате ана-лиза возможно внесение изменений в экологическую политику, в целе-

    вые экологические показатели и в другие элементы системы управления окружающей средой.

    Если построенная система экологического менеджмента функ-ционирует нормально, то это неизбежно приводит к повышению уровня экологической эффективности предприятия. И, наоборот, по уровню экологической эффективности предприятия можно оценивать адекват-ность функционирования системы экологического менеджмента.

    Организация должна анализировать и постоянно улучшать СУОС с тем, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность.