Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Меры государственной поддержки в полном. Размер и условия участия. Старая помощь по-новому принципу

    Меры государственной поддержки в полном. Размер и условия участия. Старая помощь по-новому принципу

    Формы поддержки малого бизнеса, помимо финансирования, выдачи денежных субсидий или грантов, существуют разные. Это, например, предоставление начинающим предпринимателям программ обучения и стажировок, бухгалтерское и юридическое обслуживание малого и среднего бизнеса на бесплатных условиях, льготное предоставление аренды помещений и многие другие. Поддержку малого бизнеса в нашей стране по определенным программам осуществляют как государственные, так и негосударственные организации. Но каждый предприниматель имеет право воспользоваться именно бесплатной помощью. Так, например, открытие бизнеса в 2015 году в регионах помогают осуществлять Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства (государственные или муниципальные), службы занятости, инвестиционные и гарантийные фонды, бизнес-школы, технопарки и другие учреждения. Вкратце рассмотрим некоторые формы поддержки, которые оказываются данными организациями.

    Гранты на развитие малого бизнеса 2015-2016 года. Эта мера государственной поддержки оказывается, как правило, региональными властями. Приоритет отдается начинающим бизнесменам из числа инвалидов, безработных, молодым людям, многодетным семьям и другим социальным категориям. Условия получения грантов в каждом регионе могут быть разные, рассматривают заявки специально созданные комиссии, но существуют условия для получения денег. Это достаточное количество рабочих мест, размер выручки, обязательная регистрация предприятия, определенная сфера деятельности бизнеса малого или среднего и другие аспекты.

    Гарантийные фонды поддержки малого бизнеса. В рамках программ поддержки малого бизнеса помогают предпринимателям в получении банковских кредитов Гарантийные фонды. Они предоставляют поручительство по различным видам договоров. Средства гарантийного фонда, как правило, формируются за счет федерального и регионального бюджетов. В каждом субъекте страны поручительства гарантийных фондов выдаются при определенных условиях и при соответствии заемщика ряду требований.

    Региональные Венчурные фонды поддержка наиболее перспективных проектов. Цель работы региональных Венчурных фондов - это отбор и финансирование инновационных или наиболее перспективных бизнес-проектов в научно-технической сфере (стартапов). Средства на развитие венчурных фондов выделяются из федерального и регионального бюджетов, остальные деньги - вложения частных инвесторов. Зачастую финансирование в венчурных фондах осуществляется при передаче доли уставного капитала вашей компании, но могут быть и другие условия предоставления данного вида государственной поддержки.

    Помощь предпринимателям от многофункциональных центров. Данный вид бесплатной государственной поддержки бизнеса стартует в России со следующего года. В МФЦ можно будет получить консультацию о субсидиях для предпринимательства, подготовить всю необходимую документацию, решить с компетентными специалистами юридические, финансовые другие вопросы.

    Возможности бизнес-инкубаторов для бизнеса. Также поддержкой бизнеса, в особенности инновационных проектов, занимаются и так называемые «Бизнес-инкубаторы». Предприниматели, в особенности «стартаперы», могут получить здесь материальную помощь, найти помещения для работы (на льготных условиях), консультации по различным сферам деятельности и многие другие виды услуг.

    Бизнес-школы в помощь малому бизнесу. Не менее мощную поддержку новым малым предприятиям оказывают «Бизнес-школы», большинство среди которых именно государственные и бесплатные (например, на базах Центров занятости населения). Здесь желающих открыть собственное дело учат основам ведения бизнеса, секретам маркетинга и продвижения. Обучение проходит в виде лекций, семинаров, по итогам слушатели защищают свои безнес-планы перед экспертами. Как правило, лучшим проектам в дальнейшем оказывается государственная финансовая поддержка или в них вкладываются инвестиции.

    Субсидии -- популярный вид господдержки. Самым популярным среди начинающих предпринимателей видом господдержки малого и среднего бизнеса в нашей стране является получение субсидий. Департамент инвестиций и предпринимательства области, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 11.03.2012 № 182 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей, в том числе первоначального взноса» (в редакции постановления Правительства Ростовской области от 22.05.2015 № 350) осуществляет прием документов на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности, за исключением легковых автомобилей, воздушных судов, зданий, сооружений и строений, а также за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, и относящегося ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее - постановление).

    Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), заключившим договоры финансовой аренды (лизинга) и выступающим по ним в качестве лизингополучателей (далее - лизингополучатель).

    Субсидии предоставляются на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств (далее - субсидия по лизинговым платежам) и (или) на возмещение части затрат на оплату первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств (далее - субсидия по первоначальному взносу), в т.ч.:

    • - универсальные мобильные платформы: мобильная служба быта; мобильный шиномонтаж; мобильный пункт быстрого питания; мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и пр.); мобильный ремонт обуви; мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции; мобильный пункт заготовки молочной продукции; мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей; мобильный пункт реализации сувенирной продукции; мобильное предприятие мелкорозничной торговли;
    • - нестационарные объекты для ведения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства (временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения).

    Предметом лизинга по договорам финансовой аренды (лизинга) не может быть физически изношенное или морально устаревшее основное средство, то есть срок эксплуатации которого на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга) превышает срок, установленный для соответствующей амортизационной группы Классификации основных средств, утвержденной постановлением.».

    Субсидии по лизинговым платежам предоставляются: на возмещение затрат СМСП по лизинговым платежам без учета части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя и НДС в период с момента подписания акта приема-передачи имущества, полученного по договору финансовой аренды (лизинга), и уплаты первоначального взноса, но не ранее 1 января года, в котором подана заявка на субсидирование, до даты его фактического погашения включительно, но не более 36 месяцев. При этом заявка на субсидирование подается на один финансовый год;

    • - ежемесячно в размере 3/4ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты лизингового платежа, умноженной на остаточный платеж по договору финансовой аренды (лизинга) без учета части на покрытие дохода лизингодателя, и количество дней между двумя последними лизинговыми платежами, деленной на количество дней в году;
    • - на возмещение затрат СМСП по договорам финансовой аренды (лизинга) или их части, не превышающей 20 миллионов рублей на 1 лизингополучателя, без учета НДС, в месяце, в котором перечисляется субсидия.

    Субсидии по первоначальному взносу предоставляются лизингополучателям единовременно в размере 2/3 от произведенных ими затрат на оплату первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) без учета НДС, но не более 1 000000 рублей на 1 СМСП;

    По затратам лизингополучателей, произведенным не ранее 1 января года, в котором подана заявка на субсидирование.

    Если договор финансовой аренды (лизинга) заключен в иностранной валюте, то сумма затрат, подлежащих субсидированию, рассчитывается в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату подписания акта приема-передачи имущества, полученного лизингополучателем по договору финансовой аренды (лизинга), без учета НДС.

    Субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:

    • - являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами,
    • - негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
    • - являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
    • - осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
    • - являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
    • - осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
    • - не соответствующим критериям отбора получателей субсидий, определенным настоящим Положением;
    • - не представившим документы, определенные настоящим Положением;
    • - в отношении которых ранее было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
    • - если с момента признания их допустившими нарушение порядка и условий оказания поддержки прошло менее чем три года.

    Критериями отбора получателей субсидий являются:

    Реализация полномочий муниципальных образований по развитию малого и среднего предпринимательства в Ростовской области осуществляется в рамках реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Данные программы разработаны и приняты во всех городских округах и муниципальных районах Ростовской области.

    Начиная с 2014 года осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса посредством со финансирования мероприятий муниципальных программ из областного и федерального бюджета.

    Главное условие со финансирования - расходование муниципальным образованием собственных средств на мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства.

    В 2010 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ было предусмотрено 78,5 млн. руб., фактическое освоение составило 97,1%. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 209,1 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 174,5 млн. руб. Фактическое освоение составило 93,4%.

    В 2011 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 96,6 млн. руб., фактическое освоение составило 99,2 %. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 210,6 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 140,0 млн. руб. Фактическое освоение составило 98 %.

    В 2012 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 101,0 млн. руб., фактическое освоение составило 99,01%. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 158,9 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 120,0 млн. руб. Фактическое освоение составило 99,6%.

    В 2013 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 38,4 млн. руб., фактическое освоение составило 98,7 %. Объем предоставленной субсидии составил 249, 9 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 190,9 млн. руб. Фактическое освоение составило 98,5%.

    В 2014 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 84,4 млн. руб., фактическое освоение составило 99,3 %. Объем предоставленной субсидии составил 234,6 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 186,7 млн. руб. Фактическое освоение составило 88,5%.

    Не освоение в полном объеме средств субсидии обусловлено ухудшением экономической ситуации, повлиявшим на рост процентных ставок по кредитам и удорожание лизинговых продуктов.

    На мероприятие «Субсидии на реализацию муниципальных программ, в сферу реализации которых входит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на 2015 год в бюджете Ростовской области предусмотрено 22,4 млн. рублей, в том числе подлежащих со финансированию - 6 млн. рублей. Учитывая приоритеты в оказании государственной поддержки, определенные Минэкономразвития России, средства областного (подлежащие со финансированию) и федерального бюджетов будут распределены на 2 мероприятия:

    Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг).

    21.09.2015 заключены соглашения о предоставлении субсидии муниципальным образованиям Ростовской области на реализацию муниципальных программ, в сферу реализации которых входит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с 52 муниципальными образованиями Ростовской области на общую сумму 136,4 млн рублей, в том числе 114,0 млн рублей за счет средств федерального бюджета. Распределение субсидий муниципальным образованиям осуществляется на конкурсной основе.

    Еще одним из важнейших аспектов является защита предпринимательства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. На примере анализировалась работа администрации Железнодорожного района города. На сегодняшний день здесь насчитывается более 7.5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства что составляет 10 процентов от общегородского показателя.

    Как рассказывал депутатам исполняющий обязанности главы администрации Железнодорожного района города Д.В. Симков, отраслевая структура предприятий малого предпринимательства сложилась следующим образом: в сфере торговли занято 45 процентов малых предприятий, в сфере операций с недвижимым имуществом 16 процентов, в строительстве и в обрабатывающих производствах 12 процентов, на транспорте и связи 9 процентов, Подавляющее большинство индивидуальных предприятий малого бизнеса, заняты на потребительском рынке.

    В рамках городской подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростове» реализуется ряд мероприятий, направленных на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Одним из механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства являются государственные закупки. При осуществлении закупок для муниципальных нужд заказчики осуществляют закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок. В прошлом году 17 процентов общего объема закупок было приобретено именно у малого бизнеса. субсидия венчурный предприниматель

    Важным элементом поддержки является оказание субъектам малого бизнеса на ранней стадии их деятельности консультационных и организационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты. Для решение этих задач по инициативе администрации на базе действующего совета директоров в районе создан совет по малому предпринимательству, в который входят руководители предприятий малого бизнеса, руководители крупных предприятий, представители налоговых, правоохранительных органов, банковских учреждений, депутатского корпуса, администрации района.

    В целях стимулирования экономической активности и оказания поддержки предпринимателям для информирования граждан, предприятий и предпринимателей о формах государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса в районе создано несколько информационных площадок.

    Председатель комитета по финансовым услугам петербургской "Деловой России" Дмитрий Вагин представил корреспондентам "Невских новостей" экспертную позицию по вопросу реализации программы Минэкономразвития, направленной на льготное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса.

    В комментарии эксперт рассказал о востребованности программы и дал пояснения о механизме ее реализации.

    "За последние несколько лет в России стартовало и успешно действует значительное количество мер государственной поддержки бизнеса. К ним можно отнести программу корпорации МСП «6,5», поручительства Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса субъектам МСП, инвестиционные продукты Фонда поддержки промышленности и многое другое. Стоит отметить, что государство на этом не останавливается. С начала февраля 2018 года Минэкономразвития РФ анонсировало программы льготного кредитования малых и средних предпринимателей под 6,5%. Это позволит более, чем на 3% снизить действующие льготные ставки" - отметил делоросс.

    "Вместе с этим был определен перечень банков, работающих по данной программе. Это 15 банков в которых представители МСП могут получить льготный кредит. К ним относятся: ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, банк «Акцепт», Альфа-банк, банк «Ассоциация», банк «Левобережный», банк «Интеза», Запсибкомбанк, МСП Банк, Примсоцбанк, Росевробанк, банк «Санкт-Петербург», РНКБ, ТКБ.

    Банки будут кредитовать реальный бизнес сразу под низкую (6,5%) ставку. А уже банкам будут предоставляться субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке. Минэкономразвития также снижает минимальный размер кредита в рамках программы до 3 млн. рублей с 5 млн. рублей. Соответственно, займы на оборотные цели будут выдаваться в суммах от 3 до 100 миллионов рублей на одного заемщика. А на инвестиционные не должны превышать одного миллиарда рублей. Как правило, инвестиционные цели, это: закупка оборудования, строительство, реконструкция зданий предприятия.

    Общий объем кредитов субъектам МСП в рамках программы поддержки в 2018 году составит 40 млрд. рублей. В более ранних программах, особенно касающихся субсидирования процентной ставки сельхозпроизводителей, клиент получал кредит по коммерческой ставке банка, а потом уже подавал документы на ее возмещение в госорганы. Возмещение занимало длительный срок, иногда до полугода" - заявил Дмитрий Вагин.

    Также был скорректирован перечень приоритетных направлений деятельности, по которым будет предоставляться льготное финансирование. Льготное финансирование будет в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг. Существенным улучшением стали и сроки льготного кредитования: 10 лет на инвестиционные цели и 3 года - на оборотные.

    Справка:

    Представители МСП - это компании, зарегистрированные на российской территории и по ряду параметров относящиеся к малому или среднему бизнесу. К основным параметрам относятся среднесписочная численность персонала и выручка компании за год.


    В заявлениях Правительства России создание условий для развития промышленности выдвигается в качестве важнейшей народнохозяйственной проблемы. В условиях промышленного спада для ее решения необходима разработка и принятие соответствующей законодательной системы мер. В этой системе следует выделить общие и целевые меры. Первые предназначены всем промышленным предприятиям при выполнении ими определенных условий (финансовое состояние, рыночная и инвестиционная активность и т. д.). Целевые же меры применяются индивидуально к производителям отдельных товаров внутреннего потребления или крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.
    Общие меры поддержки промышленных предприятий имеют приоритетное значение. Им и должно быть уделено главное внимание. Можно выделить несколько групп таких мероприятий. Разработка механизма экономического стимулирования развития промышленности через налоговую систему. Он предусматривает полное освобождение от налогообложения добавленной стоимости и прибыли в ряде конкретных случаев.
    Во-первых, не должны облагаться приросты объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученные в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в конкретном текущем году. Эта мера призвана оказать финансовую поддержку предприятиям, выходящим из кризиса и активно действующим на рынках сбыта. На следующий год от налогов освобождаются новые приросты объемов реализации.
    Во-вторых, налогообложению не должна подлежать дополнительная прибыль, полученная предприятиями за счет повышения качества продукции и снижения издержек ее производства с учетом индекса цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эта мера призвана стимулировать обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие материальной базы производства, внедрения новой техники и технологии. Она действует также только в текущем отчетном периоде.
    В-третьих, в случае роста объемов реализации в отчетном периоде, следует освободить от налога на имущество ту часть имущества предприятий, которая используется для производства конкурентоспособной продукции. Контроль целевого использования амортизационного фонда. Представляется необходимым установить контроль налоговой инспекции за использованием амортизационного фонда предприятий. В случае его использования не по назначению исключить соответствующую часть из издержек производства и ввести необходимое ее налогообложение как прибыли. Стимулирование собственных инвестиций предприятий. Представляется целесообразным применять указанные в первом и втором пунктах льготы только при условии направления всего прироста прибыли, получившего льготу, на пополнение оборотных средств, инвестиции и инновации. Предприятиям, пользующимся этой льготой необходимо разработать инвестиционные программы, контролируемые действующим механизмом предоставления налогового кредита. В этом отношении большое значение имеет освобождение от налогов в местный и федеральный бюджеты той части прибыли, которая направляется на развитие производства, приобретение техники и финансирование НИОКР. Эта мера может применяться при наличии инвестиционной программы и под контролем ее выполнения со стороны налоговых органов. Указанные льготы распространяются на все предприятия, выполняющие исходные условия и получающие на них право по результатам хозяйственной деятельности. Изменение условий предоставления долгосрочного (среднесрочного) инвестиционного кредита для промышленных предприятий. Коммерциализация банковской системы привела к ее переориентации. Она, по существу, отказалась от производственных инвестиций (что является ее прямой функцией), сосредоточившись на спекулятивных операциях с ценными бумагами, на краткосрочных займах под высокую процентную ставку. Эта ставка превосходит ставку межбанковского кредита, которая в период относительной финансовой стабилизации не опускалась ниже 20%. Производственные инвестиции коммерческих банков составляют сейчас по разным источникам от I до 3% в общем их объеме.
    Необходимо создать систему предоставления коммерческих инвестиционных промышленных кредитов на приемлемых для предприятий условиях. Следует рассмотреть возможность применения стимулирующих производственные инвестиции финансовых мер. В частности, Центробанку следует установить пониженную ставку межбанковского кредита для произвол- ственных инвестиций коммерческих банков на уровне, делающем производственные инвестиции хотя бы низкорентабельными. Необходимо далее освободить от налогов прибыль коммерческих банков, полученную в результате производственных инвестиций. Нужна также система инвестирования промышленности за счет части резервов Центробанка, в настоящее время размещаемых в зарубежных банках под довольно низкий процент.
    Данные меры поддержки производства призваны создать благоприятный инвестиционно-инновационный климат. Они в определенной степени увеличивают нагрузку на финансовую систему России, но в то же время создают базу для развития промышленности и получения мультипликативного эффекта. Следует развить прямые государственные инвестиции в перспективные наукоемкие, социально-значимые и экспортные производства, формирующие будущую структуру промышленности. Важно предусмотреть безусловное финансирование Государственной инвестиционной программы из бюджета в полном объеме. Необходимо шире использовать на эти цели бюджетные кредиты.
    Среди мер поддержки, применяемых дифференцированно к конкретным товаропроизводителям, наибольшее значение имеют меры по реструктуризации долгов и пополнение оборотных средств промышленных предприятий. Дело в том, что в среднем по России оборотные средства в промышленности с начала 90-х гг. уменьшились в 8-9 раз, а в результате осеннего кризиса 1998 г. - еще не менее, чем в 2 раза. Пополнять оборотные средства можно, в частности, за счет расширения и улучшения условий получения налогового кредита и использования других источников. Необходимо далее стимулировать разработку и выполнение инвестиционных программ предприятий, предоставлять льготные инвестиционные и другие кредиты для проведения работ, включенных в Государственную инвестиционную программу. Государство должно также гарантировать российским и иностранным коммерческим инвесторам сохранность вкладов в конкретные производства.
    Эти меры нужно применять к предприятиям, имеющим реальные возможности оживления производства и выхода на соответствующие рынки. Для этого они обязаны защитить в Министерстве промышленности и науки свои бизнес-планы и инвестиционные программы. Для таких предприятий могут быть разработаны схемы налогового стимулирования производственной и инновационно-инвестиционной деятельности, включающие предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам, плате за энергоресурсы и воду и т. д. Отсрочки платежей в бюджет могут оформляться в виде налогового кредита или налоговых каникул.
    В принципе, могут быть достаточно эффективны меры по взаимозачетам долгов по прямым технологическим цепочкам движения товаров. В результате пострадают предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность. Это приведет к усилению их неплатежеспособности и ускорит принятие к ним экономических санкций. Такая мера безналичных расчетов не противоречит рынку. Предприятия с большой дебиторской задолженностью смогут улучшить свое финансовое положение.
    Индивидуальные налоговые льготы, отсрочки платежей и другие меры поддержки конкретных предприятий следует предоставлять избирательно после маркетингового анализа ожидаемых результатов реализации инвестиционных программ, бизнес-планов, финансового состояния предприятий, их собственного участия в инвестиционных программах (не менее чем на 40% объемов финансирования) и других мероприятий с оценкой возвратности предоставляемых кредитов.
    Вопросы и задания Является ли товарная специализация региона обязательным условием формирования промышленной политики России? На какой период целесообразно разрабатывать промышленную политику?
    З.Что является экономической основой промышленной политики государства в рыночных условиях: а) эффективность предприятия; б) эффективность региона; в) эффективность государства? В чем выражаются основные экономические результаты промышленной политики: а) в доходах предприятия; б) в отчислениях в бюджет; в) в увеличении объемов реализации; г) в увеличении экспорта? Может ли промышленная политика быть самостоятельной системой действий? Имеет ли возможность субъект Федерации проводить самостоятельную промышленную политику? Из перечисленных источников инвестиций назовите тот, который является наиболее существенным для промышленных предприятий: а) собственные средства предприятий; б) коммерческие кредиты; в) государственные инвестиции; г) зарубежные инвестиции. Какая из экономических мер стимулирования увеличения производства потребительских товаров имеет наибольшее значение: а) снижение ставки налога на прибыль; б) повышение уровня жизни населения; в) освобождение от налога на прибыль производственных инвестиций; г) налоговое стимулирование приростов объемов реализации? Окажет ли влияние на развитие промышленности снижение на 5% налога на прибыль? Укажите основной источник финансирования технологического развития производства: а) собственные инвестиции;
    б) коммерческие кредиты; в) амортизационный фонд; г) такого источника в настоящее время нет.
    ©Архангельский В.H., 2002

    Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

    Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса - самофинансирование.

    Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

    Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

    Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

    Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре - намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

    Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

    Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

    В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

    В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

    6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

    Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

    Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

    По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.

    Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.

    В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.

    Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации

    Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.

    Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.

    Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.

    Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.

    Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

    В январе 2009 года вступил в силу Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    За малыми предприятиями был закреплен более четкий экономический и юридический статус. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу теперь стали зависеть от численности персонала компании (не более 15 человек) и ее годовой выручки (прибыль не должна превышать 400 млн. рублей). Вступление в силу данных положений планировалось в 2010 году.

    С 1 июля 2009 года количество проверок в сфере малого предпринимательства существенно сократилось в связи со вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки малых предприятий начали проводиться не чаще одного раза в три года. Однако внеплановые проверки бизнеса полностью не были запрещены. Также остался прежним и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации Дзись-Войнаровский, Н. Малое скрытное дело. - Slon.ru, 24 августа 2009 года..

    В 2009 году был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения.

    Обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия. Это было сделано для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг.

    В течение 2009 года велась подготовка к кардинальным и давно ожидаемым переменам в строительной отрасли. С 1 января 2010 года лицензирование строительной деятельности заменялось саморегулированием, и строительные организации, занимающиеся производством изложенных в государственном Перечне работ Приказ Минрегионразвития РФ № 274 от 9 декабря 2008 года «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», были обязаны вступить в саморегулируемые организации (СРО). Предполагалось, что членские взносы СРО образуют спецфонд, из которого, в случае строительного брака, будут покрыты расходы на реконструкцию. Предполагалось, что размер взносов составит от 300 тыс. до 1 млн рублей плюс ежегодные взносы 100-200 тыс. рублей плюс возмещение расходов спецфонда в случае их появления. Требование и правила перехода отрасли на саморегулирование вызвали у строителей и наблюдателей много вопросов и ожидание монополизации строительного рынка. Однако с помощью ФАС удалось вдвое сократить список подпадающих под необходимость получения допуска СРО работ в Перечне - большинство их выполняли в строительстве именно малые предприятия, для которых требуемые суммы за членство в СРО были неподъемны. Егоршева, Н. Вышел СРОк. «Российская газета» № 5211 (132) (18 июня 2010 года)

    Экономическая поддержка

    В рамках антикризисных мер в 2009 году был снижен налог на прибыль - до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала.

    Финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства включала в себя субсидирование и помощь в получении кредита. Антикризисные меры правительства России на 2009 год по субсидированию малых предприятий включали выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн руб.), для молодежных проектов (до 1 млн руб.). По действующей на тот момент программе микрофинансирования стало возможным получение кредита в размере до 350 тыс. руб. по так называемой упрощенной схеме, то есть без залога и поручительства.

    Приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодежное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоев населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, если срок составляет 2-3 года; 30 % при сроке 1-2 года.

    Кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы обязательств заемщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70 % от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей - 70 млн. руб. Каньшина, Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? - РБК.Кредит, 16 июня 2009.

    Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

    Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

    Среди возможных мер поддержки малого бизнеса - льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

    Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

    К сожалению, российское правительство, несмотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, все еще не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.