Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Профессии. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания. Формы и методы реализации проекта

    Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Профессии. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания. Формы и методы реализации проекта
    с профессиями и трудом взрослых

    Термин «профессия» (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

    История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками. Кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности

    Есть понятие – занимаемая должность. Это круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности. – директор, зав. отделом, заместитель директора, помощник воспитателя, ст. воспитатель

    Профессии имеют свою классификацию

    Классы профессий

    «Человек-человек»

    «Человек-техника»

    «Человек-знаковая система»

    «Человек-художественный образ»

    «Человек-природа»

    Виды профессий

    Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой

    Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники

    Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами

    Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам

    Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных

    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГТ к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

    1. развитие трудовой деятельности;
    2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
    3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

    Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.

    Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

    Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.

    Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:

    1. формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
    2. воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
    3. знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.

    Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

    Прокомментируйте, выражение: «При формировании у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых наиболее эффективен интегрированный подход». Согласны вы с данным утверждением? Как вы понимаете данное утверждение?

    Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

    Через интеграцию каких образовательных областей мы ведем эту работу?

    Примерные виды интеграции области «Труд»

    По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

    По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

    «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

    «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

    «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

    «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

    «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

    «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

    «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)

    Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.

    Данная работа организуется через следующие виды деятельности:

    1. совместную деятельность взрослого с детьми:

    Через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

    Через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

    1. самостоятельную деятельность детей;
    2. взаимодействие с семьями воспитанников;
    3. организацию взаимодействия с учреждениями социума.

    Организация работы с детьми

    При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

    1. организованная непосредственно образовательная деятельность;
    2. совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
    3. самостоятельная деятельность ребенка;
    4. познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
    5. наблюдения за трудом взрослых;
    6. коммуникативная деятельность;
    7. чтение художественной литературы;
    8. художественно-творческая деятельность;
    9. игровая деятельность;
    10. моделирование;
    11. целевые прогулки и экскурсии;
    12. культурно-досуговая деятельность;
    13. экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
    14. встречи с интересными людьми;
    15. живой пример окружающих взрослых.

    Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

    Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

    Задание Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

    Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

    Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

    Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Задание. Смоделируйте любую педагогическую ситуацию.

    Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

    Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

    Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

    Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

    1. получение сведений о профессиях от родителей;
    2. от воспитателей детского сада;
    3. от сверстников и детей более старшего возраста;
    4. из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
    5. приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)

    Вопрос: с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах.

    В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

    В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

    В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

    Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

    Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

    Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

    Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

    Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.


    Организация: ГБОУ Школа № 1374

    Населенный пункт: г. Москва

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.

    Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать м многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

    Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.

    В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с трудом взрослых:

    1. Беседы о различных профессиях, во время которых воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними.
    2. Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины
    3. Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях данной профессии, и встречи с людьми разных профессий. Начиная с младшей группы, для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и другими. Для старших дошкольников, помимо знакомства на занятиях с такими профессиями как завхоз, почтальон, швея, строитель, каменщик, сварщик, библиотекарь и другими, также организованы встречи с родителями, которые знакомят ребят с такими профессиями как врач, военный, сотрудник МЧС, инспектор ГБДД, спортсмен, сотрудник банка. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
    4. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

    В процессе знакомства с профессиямибольшинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером» (но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли). Воспитанники с родителями и воспитателями решили совместно найти решение проблемы. Самым эффективным в решении данной проблемы является проектный метод, который основывается на личностно-ориентированном подходе. Свой проект ребята с родителями назвали «Профессии моих родителей».

    Вашему вниманию предлагается визитная карточка детско-родительского проекта «Профессии моих родителей»

    Краткая аннотация проекта «Профессии моих родителей»

    Название проекта

    «Профессии моих родителей»

    Вид проекта

    Исследовательско-творческий

    Длительность

    Возрастная группа

    Старший дошкольный возраст (подготовительная группа)

    Актуальность

    • Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
    • В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.

    Цели и задачи проекта

    Цель:

    Познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

    Задачи:

    • Расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников
    • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
    • обогащать представления детей о профессиях родителей;
    • дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;
    • показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;

    Обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;

    - создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.

    - формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

    Планируемые результаты

    После завершения проекта дошкольники смогут:

    Узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки.

    Задумаются о том, кем они будут, когда вырастут.

    Краткое содержание проекта

    Предлагаемый проект проводится в рамках проекта структурного подразделения.

    Реализация проекта отвечает следующим педагогическим принципам - это целенаправленность проекта на основные задачи дошкольного воспитания и развития, вариативность содержания форм и методов работ, комплексности и сотрудничества.

    Этапы реализации проекта

    1 этап «Подготовительный»

    «Проблемная ситуация»

    Кем и где работают мои родители?

    Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?

    Что я знаю

    Что я хочу узнать

    О профессиях работников детского сада

    Я хочу больше узнать о профессии моих родителей

    В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.

    2 этап «Организационный»

    1. Оформление информационного стенда для родителей

    2. Организация развивающей предметной среды:

    Подбор художественной литературы в книжном уголке

    Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок

    Пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Мы - водители», «Мы – строители», «Больница»

    Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями.

    3 этап «Познавательно-творческий»

    Проведение целевых экскурсий по детскому саду

    Просмотр презентаций о профессиях (устаревших), беседы о новых современных профессиях

    Беседы о профессиях родителей

    Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)

    Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др.

    Продуктивная деятельность:

    создание коллективной работы «Повар», рисование «Все работы хороши – выбирай на вкус», аппликация «Космонавт»,

    Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

    Конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

    1. этап «Презентационный»

    Проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов проекта в виде:

    • Презентации проектов родителей и детей
    • Тематического досуга «Кем быть?»
    • Итоговая презентация проекта группы.

    Краткое описание проекта

    Описание методов оценивания

    В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников д/с.

    Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.

    Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, создание родителями совместно с детьми презентаций о профессиях, проведение тематического досуга «Кем быть?»

    Описание форм образовательной деятельности

    Формы и методы реализации проекта

    Образовательные области

    Виды деятельности

    Познавательное развитие

    1. Познавательные занятия и беседы

    • «Из истории профессий»
    • «Все работы хороши, выбирай на вкус»
    • «К дедушке на ферму»
    • «Защитники России»
    • «Библиотека»
    • «Предметы – помощники»
    • «Школа. Учитель»
    • «Сельскохозяйственный труд»
    • «Профессия космонавт» и др.

    2.Дидактические игры:

    • «Кому что нужно»,
    • «Для чего нужен этот предмет?»,
    • «Умные машины»,
    • «Хорошо - плохо»,
    • «Кем я хочу стать?»,
    • «От слова к слову»,
    • ««Знаю все профессии»,
    • «Собираемся на работу»,
    • «Угадайте, что я делаю»».
    • «Кто знает больше профессий»
    • «Произнеси правильно»
    • «Добавь словечко»
    • «Что сначала, что потом»

    Настольные игры:

    «Профессии»

    «Кому нужны инструменты»

    «Собери картинку»

    «Дорожные знаки»

    3.Экскурсии- наблюдения по детскому саду, экскурсия детей к родителям на работу

    4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Рисование: конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

    2. Аппликация: коллективная работа «Повар», «Космонавт»

    3. Работа с раскрасками.

    4. Пение, прослушивание

    5. Тематический досуг «Кем быть?»

    Физическое развитие

    Подвижные игры:

    • «Почтальон»
    • «Водители»
    • «Летчики»
    • «Изобрази профессию»
    • «Пожарные на учениях»

    Физминутки

    Социально –коммуникативное развитие

    1. Сюжетно-ролевые игры:

    • «Магазин»,
    • «Столовая»,
    • «Супермаркет»,
    • «Ферма»,
    • «Парикмахерская»,
    • «Школа»,
    • «Театр»,
    • «Ателье»,
    • «Библиотека»,
    • «Поликлиника»,
    • «Детский сад»,
    • «Салон красоты»
    • «Мы-строители»
    • «Мы – пожарные»

    2. Составление творческих рассказов:

    • «Профессии моих родителей»
    • «Кем я буду, когда вырасту большой»

    3. Трудовое воспитание:

    Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду

    Трудовая деятельность на прогулке:

    подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала, развешивание кормушек, скворечников на территории детского сада.

    Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.

    Хозяйственно – бытовой труд:

    приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду

    Речевое развитие

    1. Чтение художественной литературы:

    С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

    2. Беседы с детьми

    «Кем быть»

    «Без труда не будет и плода»

    «Кто не работает, тот не ест»

    «За что говорят спасибо»

    «Почему люди трудятся вместе»

    3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»

    4. Вечер загадок о профессиях.

    5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях

    6. Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

    Взаимодействие с родителями

    • Консультации для родителей
    • Совместное создание презентаций и профессиях родителей, презентация проекта

    Результат проекта:

    Презентация проекта для всей группы детьми и родителями.

    Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.

    Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.

    Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

    Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

    У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей.

    Использованные источники

    1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
    2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
    3. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
    4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
    5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
    6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. - М., 1988.
    7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
    8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
    9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
    10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
    11. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.
    12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.
    13. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
    14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.
    15. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)
    16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
    17. Шорыгина Т.А.Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

    Вывод

    Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

    Света Почтарева
    «Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство детей с профессиями

    «Все профессии нужны , все профессии важны »

    Цель проекта : Знакомство детей с профессиями

    Задачи проекта :

    1. Ознакомить детей с трудом взрослых

    2. Расширять знания детей о родных людях , их профессиях , значимости их труда в семье и обществе;

    3. Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

    Механизм реализации проекта :

    1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях ;

    2. Беседа с детьми о профессиях ;

    3. Составление тематического каталога по данной проблеме;

    4. Картотека загадок о профессиях ;

    5. Дидактическая игра “Кому что нужно для работы ?”;

    6. Сюжетно-ролевые игры;

    7. Оформление совместно с родителями альбома “Все работы хороши”

    Программное содержание :

    1. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях : их названии и роде деятельности.

    2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточным предложением используя предлог потому что.

    3. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

    Оборудование : картинки с изображением людей разных профессий .

    Литература : Толковый словарь русского языка, Словарь профессий // Спрос . - 2006., Хальфин Р. Врач - это диагноз : о профессии врача- 2008 . - N9,

    Ход занятия.

    I. -Сегодня мы с вами побеседуем, поиграем в игры на тему «Все профессии нужны , все профессии важны ».

    Назовите профессии , которые вы знаете. (дети называют)

    – Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображён на картинках?

    На картинках изображены люди разных профессий .

    II. – Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них ещё не было современных домов, современной одежды. Как вы думаете, чем они занимались? (ответы детей )

    Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу, а женщины готовили еду из того, что добывали мужчины. Выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.

    Какие профессии людей зародились в те очень древние времена? (ответы детей )

    В древние времена зародились такие профессии , как охотник, повар, швея.

    Но вот прошло время, и люди научились делать из глины посуду, из дерева строить удобные жилища. С новым трудом людей появились новые профессии . Какие? (гончары, строители)

    (предположения детей их рассказы )

    Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния, и он придумал транспорт. Какие профессии появились ?

    (моряк, водитель, летчик, конструктор, путешественник)

    Человек всё время трудился. Люди все разные и каждый старался выбрать себе профессию , которая ему нравится. Я выбрала профессию – воспитатель . Мне очень нравится маленькие дети и я люблю с ними играть.

    А какую профессию вы мечтаете выбрать для себя? (рассказы детей )

    Физ. минутка.

    Игра «Доскажи словечко»

    Самолётом правит-лётчик

    Трактор водит-тракторист

    Электричку – машинист

    Стену выкрасил – маляр

    Доску вы строгал – столяр

    В доме свет провёл электрик

    В шахте трудится – шахтёр

    В жаркой кузнице – кузнец

    Кто всё знает – молодец!

    Игра «Кому что нужно

    Бинт, зелёнка, шприц- нужны врачу

    Гвозди, молоток, отвёртка

    Краска, кисть, ведро

    Иголка, нитки, ножницы

    Весы, гири, фартук

    Мел, указка, тетради

    Кастрюля, нож, плита

    Игра «Найди причину»

    Сшитое платье было слишком длинным, потому что.

    После посещения врача Серёжа быстро пошёл на поправку, потому что

    Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что.

    В городском парке засохли на клумбах цветы, потому что.

    Дом сгорел до основания, потому что.

    Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что … Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что… Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что.

    Люди попавшие в автокатастрофу были спасены, потому что… Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что… Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что…

    III. - Мы с вами сейчас перечислили много профессий . А как вы думаете, какая профессия самая важная , главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? (предположения детей ) Мы так и не смоли определить, какая же профессия самая важная , потому что они все нужны .

    «Все профессии нужны , все профессии важны », а чтобы овладеть профессией от человека требуется упорство, дисциплина, умение, знание, трудолюбие

    Дидактическая игра «Профессии » .

    Ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях . Что такое профессия ? (Занятие, работа) .

    Совершенно верно. Давайте поиграем! Я буду показывать картинку, а вы постарайтесь назвать, человек какой профессии на ней изображен и что он делает.

    (Например. Это повар. Он варит супы, жарит котлеты, печет пироги.)

    (Детям предлагается 7 картинок : парикмахер, продавец, шофер, врач, повар, художник, учитель.)

    Молодцы ребята, сколько вы знаете профессий ! А ведь у каждого из вас есть мама, которая не только выполняет работу по дому, но и имеет профессию . Много приходится маме трудиться.

    3. Беседа по стихотворению Родиной М. «Мамины руки» .

    Давайте вместе вспомним стихотворение «Мамины руки» .

    (Дети вместе с воспитателем читают стихотворение.)

    Говорят у мамы руки золотые!

    Погляжу внимательно, погляжу поближе,

    Маме руки глажу – золота не вижу.

    Почему же люди наши заводские

    Говорят, у мамы руки золотые?

    Спорить я не стану, им видней,

    Ведь они работают с мамою моей.

    Говорят, у мамы руки не простые,

    Говорят, у мамы руки трудовые!

    Почему в стихотворении говорится, что мамины руки золотые? (Трудовые, умеющие делать всё.)

    А что делает мама? (Стирает, готовит, убирает и т. д.) А вы маме помогаете?

    Физкультминутка «Мы любим маме помогать» .

    Мы любим маме помогать,

    Платочки можем постирать,

    Смотрите, как стираем, маме помогаем!

    Мы любим маме помогать,

    Полы умеем подметать.

    Смотрите, подметаем, маме помогаем!

    Мы любим маме помогать,

    Цветочки можем поливать.

    Смотрите, поливаем, маме помогаем!

    4. Дидактическая игра «Чудесный сундучок» .

    Сейчас, ребята, вы – мамины помощники, а когда станете взрослыми, получите профессию и сами будете трудиться . Каждая профессия важна по-своему .

    Давайте поиграем. У меня есть чудесный сундучок, в котором лежит много интересных предметов. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова : «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»

    (Дети по очереди достают предметы, называют, человеку какой профессии он необходим . Например. Это шприц. Он нужен доктору. Доктор делает людям уколы, чтобы они не болели. Таким же образом обыгрываются остальные предметы : половник, расческа, краски, весы, руль).

    Молодцы, все правильно назвали.

    5. Закончи пословицу.

    Как народная мудрость говорит :

    «Сделал дело – … (гуляй смело!»).

    «Без труда… (не вытащить и рыбку из пруда»).

    «Умелые руки (не знают скуки»).

    «Делу время – … (потехе час»).

    Музыкальная пауза (Ритмичные движения под музыку.)

    Ну, раз потехе час, давайте отдохнем и потанцуем. (Танцуем под песню «Разноцветная игра» )

    6. Сюрпризный момент.

    Ребята, вы ничего не слышите? Кто-то стучится. (Воспитатель вносит Карлсона из раздевалки.)

    - Карлсон : Ой, я не опоздал? Я ничего не пропустил?

    Опоздал, Карлсон, но не волнуйся, ребята тебе расскажут, чем они занимались.

    Ребята, о чем мы говорили? (Ответы) .

    7. Игра «Исправь неточность» .

    (Карлсон обращает внимание на сундучок и предметы, находящиеся в нем) .

    - Карлсон : Я все понял. Это расческа. Она нужна повару , чтобы перемешивать суп.

    - Дети : Нет, неправильно, Карлсон. Она нужна парикмахеру , чтобы расчесывать волосы.

    (Карлсон излагает несколько ошибочных версий, дети поправляют его) .

    - Карлсон : Ну вот, как всегда. Ничего я не знаю.

    Не расстраивайся, Карлсон, постепенно и ты всему научишься. А дети тебя любят, и приготовят для тебя пирожное.

    8. Продуктивная деятельность. Лепка из соленого теста.

    Ребята, порадуем Карлсона, испечем ему пирожное? Подготовим пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Много могут пальчики…»

    Много могут пальчики, озорные мальчики.

    Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать.

    Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить.

    И машинку, и зверей, начинайте поскорей!

    (По окончании лепки Карлсон благодарит детей за угощение и уточняет, какие начинки они использовали).

    (Воспитатель благодарит детей за отзывчивость и приглашает Карлсона остаться в группе попробовать угощение).

    «Я начну, а ты продолжи»

    Цель : упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

    Врач лечит людей, чтобы.

    Строитель строит дома, чтобы.

    Парикмахер подстригает людей, чтобы.

    «Маленький - большой»

    Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Лопата - лопатка, ведро - ведерко

    «Что из чего получается»

    Цель : упражнять детей в образовании слов по аналогии.

    Сок из моркови - морковный; варенье из яблок - яблочное

    «Назови, что лишние»

    Цель : учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

    Грабли, лопата, тележка, половник -? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику , а половник не нужен ему для работы.

    Карлсон хвалит всех детей , что они рассказали о профессиях , и благодарит за игры!

    «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» Начинать знакомить детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас. А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя.


    Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка: разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно-ролевых игр, проводит различного рода викторины, конкурсы, соревнования; использует в своей работе литературный материал: загадки, стихи, пословицы; а также может привлечь к этой работе родителей, ведь лучше всего о той или иной специальности всегда расскажет увлеченный человек, знающий все тонкости своего дела.


    Знакомство с профессиями взрослых через взаимодействие старших детей с младшими В ходе организации и проведении воспитателями совместных мероприятий по ознакомлению с профессиями взрослых очень интересной является форма взаимодействия детей подготовительных групп с детьми младших групп. Дети с огромной радостью передают полученные от воспитателя знания друг другу, посредством чего решается вопрос преемственности от старшего поколения к младшему и ряд других важных образовательных задач.




    Цели: Познакомить детей с несколькими видами профессий; Показать значение трудовой деятельности в жизни человека; Поддержать у дошкольников интерес к общению с детьми разного возраста; Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; Развивать воображение и коммуникативные способности




    Предварительная работа Тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание иллюстраций; чтение худ. литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; с/р игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; д/и «Кому, что нужно для работы», разрезное лото «Профессии», работа с родителями по подготовке костюмов.




    Ход игры Вступительное слово воспитателя: Предлагаю вам я тему, Хоть немного знаем все мы: Книги, чашки, стол и дом Создал человек трудом. Вот о тех кто создаёт, Строит, учит иль поёт, Мы сейчас поговорим, Им игру мы посвятим. «Все профессии нужны, все профессии важны»


    «Доктор» На уколы! Собирайся, ребятня! Вы не бойтесь! Я не больно – Ведь хороший доктор я. Поднимите-ка рубашки, Я послушаю живот. Ой-ой-ой! Урчит там что-то, Срочно выпейте компот. Вот вам градусник по мышку, Посидите пять минут. Я натру вас лучшей мазью, Наложу на руку жгут. Я вам выпишу рецептик, Всё купите по нему. Позабочусь я о детках, Потому что их люблю.


    «Повар» Мы халатики надели, Колпаки на головах. И кастрюльки с черпаками Разложили на столах. Наши кубики – картошка, А морковка – карандаш. Даже мячик станет луком – Будет вкусным супчик наш. Всё посолим, помешаем, По тарелкам разольём. Кукол весело посадим И накормим перед сном. Мы сегодня поварихи, Мы сегодня повара! Но тарелочки помоем, Ведь закончилась игра.


    «Учительница» Мы играть решили в школу, Превратили группу в класс. Колокольчиком помашем – Математика у нас. Я учительницей буду, Объяснять пойду к доске. По столу стучу указкой, Призывая к тишине. Поднимите к верху ручки, Будем пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять. Молодцы! Всем ставлю «пять».


    «Продавец» Я сегодня продавец В магазине для детей. У меня полно товаров, Заходите поскорей. Входом служат эти стулья, На прилавок стол похож, А скамеечки как стены, Правда, магазин хорош! Здесь прекрасные игрушки: Танк, конструктор, мяч, ружьё. А для девочек есть кукла И одежда для неё. Слева детская посудка, Справа сказки и стихи. Выбирай, дружок, по вкусу И на кассу проходи.


    «Полицейский» Командир даёт заданье Регулировать проспект. И народ теперь спокоен – Ведь аварий больше нет. По свистку даём команды: -Жезл вверх! Машинам – стоп! В это время пешеходы Совершают переход. А теперь машины едут – У водителей дела. Мы следим, чтоб скорость в норме Обязательно была. Нарушителя задержим, Оштрафуем за езду. С выполнением заданья Завершаем и игру!


    «Строитель» Мы строителями станем И построим новый дом. Первым делом подойдите, Ознакомьтесь с чертежом. Подгоните самосвалы, Загружайте кирпичи. Ими кубики побудут. -Начинайте, силачи! А теперь возводим стены Выше роста своего. Кран подъёмный вызываем, Пусть поставит нам окно. Под конец положим крышу… Ах! Какая красота! Дом построен, все довольны, И закончилась игра.


    «Актёр» Кто в театре был однажды Не забудет никогда. Сцена, занавес, актёры – Начинается игра! Каждый выбежит на сцену: Мышка, зайчик, волк, лиса… Тишина летает в зале, А на сцене – чудеса. Настоящего актёра Видно всем издалека. Поклонились, разбежались. Всё! Закончилась игра.


    «Парикмахер» Кто сегодня парикмахер? Разрешите, буду я. Я вам сделаю причёску, Например, как у меня. Перед зеркалом садитесь, Я накидку завяжу И, конечно, первым делом Аккуратно причешу. А теперь накрутим чёлку На большие бигуди, Заплетём косички сбоку, Хвост завяжем позади. Я всё сделала отлично, Похвалите же меня. Ведь теперь моя подружка Стала лучше, чем была. Данный опыт подачи материала по теме «Знакомство с профессиями взрослых» имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми разного возраста, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.