Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • План воспитательно образовательной работы составляет. Планирование воспитательно-образовательной работы в доу

    План воспитательно образовательной работы составляет. Планирование воспитательно-образовательной работы в доу

    Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой 10 .

    При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.

    Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана. Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание - на каждый день.

    Перспективно-календарное планирование предусматривает:

    1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)

    2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

    3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.

    4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми - непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.

    5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день. При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий. Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально - исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы. Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы. При таком подходе к написанию плана воспитательно-образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.

    Планирование утреннего отрезка времени:

    на месяц - труд в уголке природы;

    Наблюдения;

    Утренняя гимнастика;

    Повседневный труд (дежурства);

    Привитие КГН;

    Занятия по интересам;

    Игровая деятельность детей;

    ежедневно - исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;

    Развитие устной речи и выработке правильной интонации;

    Стимулирование двигательной активности и др. - индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

    Планирование прогулки:

    на месяц - подвижные игры;

    Наблюдение;

    Экскурсии;

    Закаливающие процедуры;

    ежедневно - работа с родителями - сюжетно - ролевые игры;

    Физические упражнения;

    Индивидуальная работа.

    Первая половина дня:

    на месяц - художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).

    Труд по самообслуживанию - привитие КГН.

    Занятия по интересам.

    Игровая деятельность детей;

    Совместная деятельность воспитателя с детьми;

    Закаливающие процедуры.

    Праздники, досуги, развлечения

    ежедневно - специально организованная деятельность - виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

    Вторая половина дня:

    на месяц - повседневный труд (дежурства);

    Привитие КГН; - занятия по интересам.

    Игровая деятельность детей;

    Художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - совместная деятельность воспитателя с детьми;

    Закаливающие процедуры.

    ежедневно - сюжетно - ролевые игры;

    Физические упражнения;

    Индивидуальная работа;

    Работа с родителями

    Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично - блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заместителем заведующего по ВМР ДОУ.

    Предлагаемое планирование творческой группе - рассмотреть возможности разработки трех вариантов планирования:

    1. Рабочая программа + перспективно-календарный план;

    2. Перспективный план + новая форма календарного плана;

    3. Тематическое перспективно-календарное планирование.

    Модель плана и форма его написания будут рассмотрены на педагогическом совете. Планирование - это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

    Храменкина Светлана
    Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

    Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, образовательной программы дошкольного образования, методов и приемов общения и воспитания.

    Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

    Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

    План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы . Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы , изучать каждого ребенка в динамике его развития.

    Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе . План следует составлять при обязательном участии обоих воспитателей, а не по очереди, как иногда случается на практике. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

    Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на одну неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.

    Существуют общие требования к составлению календарного плана, т. е. технология разработки ежедневного планирования.

    Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.

    Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

    Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

    Учтены время года и погодные условия.

    Чередование организованной и самостоятельной деятельности детей.

    Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

    Учет уровня индивидуального развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

    Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития (триединая задача при планировании НОД)

    Регулярность, последовательность, цикличность (повторность) воспитательных воздействий.

    Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

    Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

    Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется при создании необходимых условий. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

    В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

    Должна быть прослежена работа с родителями.

    Существует определённая технология разработки календарного планирования с чётким определением его общего алгоритма.

    Непосредственно образовательная деятельность - основная форма развития интегративных качеств ребёнка

    Непосредственно образовательная деятельность планируется в соответствии с сеткой с обязательным указанием даты и дня.

    Структура написания: Вид НОД. Тема. Реализуемые задачи. Источник (с указанием автора и страницы). Наглядный материал и оборудование.

    Планируя занятие, воспитатель должен, прежде всего, наметить конкретные задачи, которые он будет решать. Чем подробнее и конкретнее будут указаны задачи, тем легче осуществить их реализацию. В планировании обязательно указывается материал, необходимый для занятий. Многие занятия требуют подготовительной работы. Она также указывается в плане.

    Совместная деятельность – это взаимодействие участников образовательных отношений в ходе режимных моментов по реализации задач образовательных областей.

    Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

    Утренний отрезок времени.

    Прогулка.

    II-ая половина дня (вечер)

    Вечерняя прогулка.

    Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

    Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

    Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы. Зная их перечень, педагог,

    Во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,

    Во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

    Планирование утреннего отрезка времени

    Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

    Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

    Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и развитию мелкой моторики. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Эти упражнения должны проводиться во всех возрастных группах ежедневно. Комплекс проводится в любое удобное время дня.

    При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

    Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав, спортивных развлечений и игр малой подвижности. Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры. Хорошо планировать на утро короткие беседы на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей, а также рассматривание иллюстраций, альбомов. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

    Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, в утренние часы планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно, комплекс утренней гимнастики планируется один раз в 2 недели.

    Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Комплекс утренней гимнастики можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

    1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

    2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений,

    3 часть – заключительная.

    Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

    Планирование прогулки

    В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

    Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

    Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

    Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

    Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

    Наблюдения . Следует обратить внимание на планирование наблюдений. Этот вид детской деятельности на прогулках планируется ежедневно. В старших группах, можно планировать и по несколько наблюдений. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными сезонными отрезками. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Содержание наблюдений ритмично чередуется. Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

    При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

    Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

    Полноценное планирование руководства играми детей требует от воспитателя хорошего их знания, а также представления о том, какие игры особенно любимы детьми его группы, их содержание, кто с кем хочет играть, насколько дети самостоятельны в играх, какие игрушки предпочитают и т. д. Необходимо знать, как развиваются детские игры от возраста к возрасту: как меняется и обогащается их содержание, усложняется поведение детей в игре, нарастает их самостоятельность. Все это важно потому, что планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми.

    При планировании руководства творческими играми указываются конкретные задачи воздействия педагога на игру: обогащение ее содержания, формирование у детей умений играть с теми или другими игрушками, устанавливать правильные отношения друг с другом, обучение их новым игровым действиям, умениям строить сюжет, создавать обстановку для игры и т. д. При этом воспитатель уделяет внимание не только совместным, коллективным, но и индивидуальным играм детей. Ставятся и задачи воспитания поведения дошкольников в игре: доброжелательного отношения друг к другу, умения считаться с интересами других, делиться игрушками, справедливо решать возникающие конфликты и др.

    Все эти задачи намечаются на длительный срок и периодически повторяются в плане.

    Обогащение содержания детских игр - одна из основных задач руководства ими. В плане работы она отражается по-разному. Например, может быть поставлена задача обогащения содержания детских игр без указания их конкретной темы («Принять участие в играх Нины, Тани, Вовы. Помочь им выбрать игрушки, показать действия с ними»). Чаще всего так формулируется эта задача в младших группах. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста педагог, хорошо зная, во что и как играют его воспитанники, может наметить обогащение содержания конкретных игр; например: «Помочь детям обогатить содержание игры в детскую библиотеку: работники библиотеки не только выдают книги детям, они рассказывают им об интересных произведениях, заботятся о порядке, о сохранности книг, получают новые издания», «Принять участие в игре «Моряки» вместе с Колей. Заинтересовать выполнением второстепенных ролей». В плане предусматриваются и основные приемы руководства творческими играми, и косвенные способы воздействия на играющих: расширение их знаний, представлений, изготовление нового игрового материала и т. п. Воспитатель может запланировать свое участие в игре на определенную тему и осуществить его, если игра возникнет. Например: «В качестве пассажира корабля принять участие в игре «Моряки» - помочь появлению новых ролей (корабельного врача, повара). Помочь девочкам включиться в игру мальчиков на этих ролях».

    Обогащая игровые интересы детей, педагог время от времени планирует новые темы для игр. Основное условие включения новой темы: наличие у детей достаточных знаний о явлениях, связанных с темой игры

    Планирование руководства игрой-драматизацией осуществляется несколько иначе.

    В план включается предварительная работа над освоением детьми художественного произведения (сказки, рассказа): ознакомление с ним, повторное чтение, рассказ от лица героев и т. д. Необходимо спланировать изготовление вместе с детьми несложных игровых атрибутов (элементов костюмов, декорации, а затем и проведение самой игры. Игра-драматизация повторяется многократно, она может стать содержанием вечера развлечений, быть показанной детям других групп, включена в сценарий того или другого праздника. Все это предусматривается в плане.

    Подвижные игры . Важное место на прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. При планировании подвижных игр необходимо соблюдать ряд методологических принципов. Количество подвижных игр - от одной до четырех. Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

    В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра или какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется несколько подвижных игр, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

    В руководстве трудом детей перед педагогом стоят две группы задач: воспитание навыков и умений в различных видах труда (хозяйственно-бытовой, труд в природе и т. д.); воспитание положительного отношения к труду и качеств личности, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности: трудолюбия, ответственности, самостоятельности, взаимопомощи и др. В плане необходимо отражать объем и содержание труда детей по разным его видам (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд детей в природе, ручной труд, формы организации, основные приемы руководства, подбор оборудования и инструментов. Наиболее рационально осуществлять планирование трудовой деятельности детей по формам ее организации. Планируя наиболее простую форму организации труда - поручения, воспитатель указывает их содержание, детей, которые для этого будут привлекаться. По мере того как выполнение каждого нового поручения становится доступным всем детям, педагог указывает в плане лишь фамилии тех из них, которые при этом нуждаются в его особом внимании.

    В планах систематически отражается работа по руководству дежурствами. Обязательно планируется введение в той или иной группе нового вида дежурства. В плане указываются объем и содержание труда детей во время дежурства, распределение между ними обязанностей, необходимое оборудование, методы и приемы, которые будут использованы для ознакомления дошкольников с задачами дежурных (наблюдение за трудом взрослых и сверстников, показ, объяснение и т. д.).

    Отражается при планировании дежурств и усложнение труда детей, случаи, когда отдельные дошкольники, привлекаемые к дежурству, нуждаются в особом внимании воспитателя (недостаточно владеют навыками, не умеют организовать совместную деятельность, пытаются переложить свои обязанности на других). В воспитательных целях время от времени планируется беседа с детьми при передаче дежурства от одной группы к другой (в группах старшего дошкольного возраста).

    Планируя коллективный труд детей, воспитатель указывает время его проведения, содержание, структуру (распределение обязанностей, последовательность трудовых действий, определяет необходимое оборудование и его размещение. Намечается также и индивидуальная работа с детьми в процессе руководства их трудовой деятельностью.

    В плане следует предусмотреть ознакомление детей с трудом взрослых: наблюдения за деятельностью сотрудников детского сада (они могут проводиться в повседневной жизни, но заранее планируются, ознакомление с другими видами общественно полезного труда людей.

    Планирование второй половины дня

    Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

    После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

    Уборку групповой комнаты;

    Ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

    Стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

    Изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

    Кукольный, настольный, теневой театры;

    Концерты;

    Спортивные, музыкальные и литературные досуги;

    Слушание аудиокассет и многое другое.

    В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по ознакомлению с ИЗО-искусством, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций, картин классиков и современных художников.

    Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

    Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания. Комплекс гимнастики после сна также планируется 1 раз в 2 недели.

    Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

    Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим) :

    Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).

    Рифмованные правила поведения безопасности.

    Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

    Экскурсии, целевые прогулки.

    Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

    Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

    Тренинги (игровые).

    Ознакомление детей с художественной литературой

    Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе. Чтение больших художественных произведений следует планировать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней, так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий.

    При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты, тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список детской художественной литературы определён образовательной программой

    Организация работы по театрализованной деятельности:

    Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время или может быть запланирована как специальное занятие.

    План работы с родителями

    Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

    Работа может быть расписана в различных формах проведения:

    Родительские собрания,

    Консультации (индивидуальные, групповые,

    Семинары-практикумы,

    Тематические выставки,

    Эпизодические беседы с родителями,

    Совместные праздники,

    Развлечения и досуги,

    Анкетирование,

    Родительские посиделки,

    Экскурсии,

    Туристические походы,

    Участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

    Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

    План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач.

    Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

    Разрабатывая систему планирования в нашем МДОУ, мы опирались на статьи Г.Красницкой «Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду» («Дошкольное воспитание» № 4, 1991 г.) и Н.Галиевой «Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду» («Дошкольное воспитание», № 5, 1991 г.). Несмотря на то, что эти статьи вышли достаточно давно, до сих пор они не потеряли своей актуальности.

    Разработка системы планирования осуществлялась в несколько этапов.

    I. Модель плана.

    Календарное планирование – варианты этой группы могут помочь педагогам, затрудняющимся в определении конкретных задач работы с детьми, а также тое, кто испытывает трудности при определении содержания деятельности детей в первой и второй половине дня.

    Календарно-перспективное планирование – здесь находят отражение основные виды работы с последующей отработкой вечером или утром.

    Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивая единство работы воспитателей.

    Затем каждый месяц воспитатели планировали свою работу, используя один из предложенных вариантов. Таким образом, в течение пяти месяцев были апробированы все модели, воспитатели определили для себя достоинства и недостатки каждой из них, а также выбрали наиболее оптимальные для себя варианты оформления плана воспитательно-образовательной работы. Выбор модели планирования обуславливался профессиональной подготовкой каждого педагога, его опытом, умением видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условиями работы нашего ДОУ.

    Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить разные стороны деятельности воспитателя. Для этого в помощь педагогам решили разработать ориентировочную схему-памятку (циклограмму), используя которую, воспитатели описывали бы в плане все стороны своей деятельности.

    Вначале изучили, какие виды деятельности наиболее уместно и эффективно реализовывать в утренний, вечерний отрезок времени, на прогулке.

    Планирование утреннего отрезка времени.

    Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

    Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по:

    • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
    • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
    • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
    • и др.

    При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

    На утро (до завтрака) планируется утренняя гимнастика.

    Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.

    В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций. В календарных планах старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни города Красноярска и др. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

    В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.

    В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

    Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.

    Планирование прогулки.

    В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

    Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

    На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

    В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

    На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

    Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

    При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

    Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменятся с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

    Планирование второй половины дня.

    Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В календарных планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к шрам вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

    Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Большое место в календарном плане этого отрезка времени занимают наблюдения в природе, общение с обитателями уголка природы. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей; труд на участке по уходу за растениями. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

    Изучив материал поняли, что многие виды деятельности повторяются ежедневно, поэтому приняли решение планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы.

    Планируется на месяц:

    • Утренняя гимнастика.
    • Закаливающие процедуры.
    • Праздники, досуги, развлечения.
    • Работа с родителями.
    • Наблюдения и труд в природе.
    • Художественная литература:
      • тексты для длительного чтения (читаются по одной-нескольку глав каждый раз);
      • тексты для непродолжительного чтения.
    • Трудовая деятельность:
    • Дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
    • Труд в природе (но, если вводится новый вид труда, то эта работа отражается в календарном плане).
    • Труд по самообслуживанию.
    • Привитие КГН.
    • Виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
    • П/и и упражнения.
    • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    Затем разработали циклограммы воспитательно-образовательной работы для детей всех возрастных групп (Приложение № 2 ).

    Также, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др., и на методические рекомендации М.Н.Павловой, Т.И.Кандала и др. «Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой», разработали тематическое планирование для каждой возрастной группы.

    III. Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы.

    Документы воспитателя

    Документы старшего воспитателя

    Расписание занятий в группе

    Расписание занятий во всех возрастных группах

    Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться

    Двигательный режим

    Сетка занятий

    Расписание занятий во всех группах

    План воспитательно-образовательной работы

    Сетки занятий групп

    Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы

    План работы ДОУ на год

    Перспективный план работы с родителями группы

    Циклограммы воспитательно-образовательной работы для всех возрастных групп

    Методическая литература, где воспитатели указывают используемую литературу.

    Варианты оформления плана (модели планирования)

    Перспективный план работы с родителями ДОУ

    Тематические планы групп на год

    Примерные темы бесед

    Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

    Положение о календарном и перспективном планировании

    Итогом годовой работы по разработке системы планирования стало принятие на итоговом педагогическом совете Положения о календарном и перспективном планировании (

    План работы с детьми Обязательная педагогическая документация воспитателя. Жестких требований к ведению этого документа нет, но все же есть несколько важных позиций, которые необходимо соблюдать при подготовке этого документа: объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования; уметь выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с примерной общеобразовательной программой, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями всего образовательного про­цесса в ДОО; четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат. 2


    3 План воспитательно-образовательной работы с детьми документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, если план модель совместной деятельности, то и планирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесс составления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающую обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для реализации программных задач. Важное условие реального планирования работы учет профессиональной компетентности воспитателей, специфических особенностей конкретной возрастной группы, педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образо­вательная деятельность.


    4 план воспитательно-образовательной работы с детьми, должен отвечать определенным требованиям: принципу развивающего образования, цель которого развитие каждого ребенка; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; планируемые содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики; он должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей; соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников своей группы.


    Формы планирования образовательного процесса Вашему вниманию предлагается первый вариант составления плана, предложенный Н.А. Коротковой (Опубликован в журнале «Дошкольное воспитание») Предложенный план основан на комплексно-тематическом принципе планирования, обладает свойством компактности (визуальной обозримости) и позволяет охватить все темообразующие факторы и культурные практики в форме партнерских занятий взрослого с детьми, увидеть их взаимосвязь во времени. 5 Неделя месяца События в окружающем Познавательно - исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?) Предметный материал («смоделирован ые» события) Продуктивная деятельность (Не сделать ли нам это? Как это сделать?) Художественные тексты (воображаемые события) План воспитательной работы 1


    Формы планирования образовательного процесса Второй вариант плана широко используется в работе ГБДОУ 69 Санкт-Петербурга 6 План воспитательной работы 2 День недели/ Дата Образовательная Область Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями) Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая, подгрупповая Индивидуальная


    Формы планирования образовательного процесса 7 План воспитательной работы 3 Вашему вниманию мы предлагаем третий вариант планирования, который состоит из четырех разделов. 1-й раздел «Общие сведения» В этом разделе представлены таблицы, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОО в начале учебного года. Таблицы содержат следующие колонки: Сведения о детях и родителях; Взаимодействие с семьями детей; Режим дня группы (холодный период года}; Режим дня группы (теплый период года); Листок здоровья; Система закаливания в группе; Двигательный режим; Гимнастика; Результаты обследования речи детей; Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи. Общие сведения


    Формы планирования образовательного процесса 8 План воспитательной работы 3 2-й раздел «Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми» Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год, с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Принцип комплексно-тематического планирования работы воспитателя с детьми в настоящее время все чаще используется в образовательном процессе. Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми включает шесть блоков. Месяц недели Собы­тия, праздники, Традиции Тема Осень Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на сентябрь


    Формы планирования образовательного процесса 9 Месяц недели Собы­тия, праздники, Традиции Тема Осень Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми на сентябрь Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, помогающую становлению самостоятельной деятельности дошкольников по освоению предложенных тем. Так, Н.А. Короткова предлагает в обобщенном виде четыре тему образующих фактора, которыми может руководствоваться воспитатель при выборе тем и их планировании. Первый реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники). Второй воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий события, специально «смоделированые» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих у них неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?). Четвертый события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.


    Формы планирования образовательного процесса 10 План воспитательной работы 3 3-й раздел «Перспективное планирование по видам детской деятельности» В этом разделе предусматривается планирование работы с детьми, на квартал и месяц по основным видам детской деятельности (двига­тельная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- иссле­довательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование), каждая из которых имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей. 4-й раздел «Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)» В еженедельный план работы включаются два блока: содержание НОД и формы организации детей. Хочется напомнить, что воспитатель вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с детьми, но все же надеемся, что предложенные нами варианты найдут своих почитателей. В случае затруднения на помощь всегда придет старший воспитатель.


    Памятка «Правила организации рабочего дня» 11 Отведите для каждого дела определенное время, работайте стабильно, без срывов и «пиковых нагрузок». Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня: завтра у вас появятся другие дела и вы не выполните намеченное. Цените не только свое, но и чужое рабочее время; воспитывайте в себе привычку уважать время других людей. Не опаздывайте и требуйте того же от членов вашего коллектива. Вечером, перед уходом с работы, составьте детальный план того, что надо сделать завтра, чтобы с утра можно было сразу приступить к работе. Избегайте длительных телефонных переговоров, ведите беседу только на деловые темы, следите за громкостью своего голоса, не раздражайтесь, помните, что нервозность и раздражение отнимают у вас время и силы. Помните, что всегда есть возможность намного увеличить свое производительное время, полнее использовать его; время поездок, ожиданий можно занять просмотром записок, чтением и другими полезными делами. В конце рабочего дня выполняйте какую-либо техническую рабо­ту, не требующую высокой интеллектуальной активности. Имейте всегда под рукой предметы, которыми постоянно пользу­етесь; всегда кладите их на место. Не делайте то, что может сделать ваш подчиненный, не тратьте времени впустую, цените себя как профессионала.


    12 План семинара-практикума для воспитателей ДОО «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Сентябрь. Новое законодательство об образовании. Структура и содержание федерального государственного образо­вательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Октябрь. Комплексно-тематический принцип построения образо­вательного процесса в детском саду. Модель организации педагогического процесса в ДОО. Ноябрь. Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательных областей. Декабрь. Организация игры как ведущего вида деятельности. Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных задач. Январь. Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Обновление предметно-развивающих сред в ДОО. Февраль. Психологическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Планирование образовательного процесса в группах. Март. Социальный портрет ребенка 7 лет как целостный ориентир и результат освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. Апрель. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы. Интегративные качества выпускника детского сада как итоговый результат освоения программы.


    13 План семинара-практикума для воспитателей ДОО «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Май. Организация коррекционной работы в ДОО с учетом ФГОС ДО. Примечание. В теме семинара «Образовательные области» необ­ходимо говорить с воспитателями по каждой из них. Беседа может иметь следующую структуру: - цели, задачи и содержание образовательной области; - формы работы, где, в каких режимных моментах можно реа­лизовать образовательную область; - что из методической литературы может быть использовано; - с какими образовательными областями происходит интеграция данной области; - что принципиально нового появилось с введением ФГОС в целом и данной образовательной области в частности; - как и с кем из специалистов детского сада нужно взаимодействовать для успешной реализации этой образовательной области. Качество семинара будет зависеть от включения разнообразных форм, таких как лекция, круглый стол, практическое занятие, презентация и др.


    14 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветствен­ные Включение в годовой план работы ДОО на 2014/15 уч. г. постоянно действующий теоретический семинар по изучению ФГОС ДО До______ 2014 г Старший воспитатель Размещение на сайте ДОО информации для родителей о ФГОС ДО В течение года // Сообщение на установочном педагогическом совете на тему «Законодательная инициатива в образовании»..2014/ // Консультация для педагогов «Что такое ФГОС ДО дошкольного образования?». Консультация «ФГОС ДО. Общие положения» Октябрь 2014 // Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образова­тельной программы: целевой раздел основной образовательной программы Ноябрь 2014 //


    15 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветственные Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования»». Требования к разделам основной образова­тельной программы: содержание части про­граммы, формируемой участниками образова­ тельных отношений Январь 2015Старший воспитатель Консультация «ФГОС ДО. Требования к ос­новной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образова­тельной программы: содержание коррекционной работы; организационный раздел основной образо­вательной программы Февраль // Консультация «ФГОС ДО. Требования к усло­виям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к развивающей предметно-пространственной среде Март // Консультация «ФГОС ДО. Требования к усло­виям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: кадровым; материально-техническим; финансовым //


    16 Дорожная карта по изучению ФГОС ДО Содержание СрокиОтветственные Консультация «ФГОС ДО. Требования к ре­зультатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» Апрель // Определение дорожной карты (плана работы) по внедрению ФГОС ДО в систему работы ДОО на гг. Май // Оформление пакета документов по внедрению ФГОС ДО в систему работы ДОО на гг. // Рассмотрение на итоговом педагогическом со­вете Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Подведение итогов работы дорожной кар­ты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете //


    «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
    Содержание.
    Теоретическая часть.



    Теоретическая часть.
    Понятие «планирование», значение.
    Планирование - ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя (применительно к группе ДОУ – воспитателя). План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ – основной документ, на основе которого строится деятельность педагогов.
    Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль. Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. В первую очередь, это - единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания воспитательных и общеобразовательных целей, обеспечение комплексного характера планирования, сочетание стабильности и гибкости.Планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия:
    объективная оценка уровня знаний воспитанников группы в момент планирования;
    четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
    выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
    План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ должен обладать строго продуманной структурой и содержанием. Однако в процессе его реализации возможны уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Чтобы уменьшить количество таких поправок, следует учитывать при составлении плана принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности и коллегиальности.
    Требования к планированию воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ:
    1.Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
    2.Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
    3.Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми (кроме игровой формы, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы). Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
    4.Ежедневно должна проводиться планомерная совместная образовательная деятельность воспитателей и детей, а также создаваться условия для самостоятельной детской деятельности с учетом ФГТ по следующим образовательным областям: Здоровье (З); Физкультура (ФК); Безопасность (Б); Социализация (С);Познание (П); Труд (Т); Коммуникация (К); Художественное творчество (ХТ); Чтение художественной литературы (Ч);Музыка (М).
    Виды планирования, их характеристика.
    Планирование образовательного процесса может быть представлено следующими видами: календарное (на каждый день), перспективное и перспективно-календарное, тематическое (календарно-тематическое планирование).
    Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.
    Календарный план является обязательным документом (1987 г).
    Компонентами календарного планирования являются:
    Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
    Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
    Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
    Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).
    Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
    В перспективном плане планируются:
    1. Цели и задачи (на квартал);
    2. Виды детской деятельности:
    а) игровая деятельность;
    б) социальное развитие;
    в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
    подвижные игры);
    г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
    эксперименты);
    д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
    изобразительная);
    е) элементы трудовой деятельности.
    3. Работа с семьей.
    В перспективно-календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.
    Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми. Право выбора вида и формы планирования образовательного процесса остается за педагогом, и этот выбор должен обсуждаться и утверждаться на педагогическом совете. К выбору наиболее оптимальных и удобных для педагога вида и формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога. Педагогам следует помнить, что с необоснованным увеличением объема плана увеличивается время его написания и сокращается время их общения с воспитанниками.
    Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
    1.Установить объем плана в условно-учебных часах.
    2.Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
    3.Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
    Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
    Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми.
    Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
    Формы планирования воспитательно – образовательной работы.
    Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
    1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
    2. Схема-сетка.
    1 страница – список детей.
    2 страница – сетка занятий.
    3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
    Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
    Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
    3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
    В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
    Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
    Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
    Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
    образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту - «организованная образовательная деятельность»);образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
    самостоятельную деятельность детей;
    взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
    Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
    В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
    В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
    В практике используются разнообразные формы работы с детьми.


    Приложенные файлы