Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Понятие и назначение государственного финансирования предпринимательской деятельности. Финансирование предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности

    Понятие и назначение государственного финансирования предпринимательской деятельности. Финансирование предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности

    МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Партнерские связи в предпринимательстве

    Партнерские связи - это такие договорные отношения, которые устанавливаются между предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме. Каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм партнерских связей. Определить самую эффективную форму взаимоотношений с партнером можно лишь путем сравнительного анализа различных вариантов. Схема предпринимательских действий как раз дает возможность выбрать ее для каждого партнера.

    Важнейшая составляющая схемы предпринимательских действий -экономико-правовая форма реализации предпринимательской цели. Под данной формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделкой называют коммерческий (т.е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Сделку следует отличать от простой передачи. Если вы передаете партнеру какой-то товар, а он вам взамен - деньги или другой товар, то это сделка. Если же вы передаете товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если вы договариваетесь с партнером о том, что будете производить полуфабрикаты, а он из полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же вы в кооперации с другими партнерами договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) школе, то это передача.

    Сделки могут быть выгодные и невыгодные. Отметим, что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.). Отчего зависит коммерческая результативность сделки? Прежде всего, оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т.е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).



    Форма партнерских связей всегда предлагается одним из партнеров (инициатором) другому. Иными словами, каждый предприниматель в своей практической деятельности или должен предложить какую-либо конкретную форму сотрудничества, или дать ответ своему партнеру на его предложение об избранной им или предпочтительной для него форме сотрудничества. Но для того чтобы предложить или ответить на предложения, необходимо достаточно полно представить себе все разнообразие партнерских связей в сфере предпринимательства.

    Все разнообразие партнерских связей в предпринимательстве можно сгруппировать по трем основным сферам (направлениям предпринимательского сотрудничества):

    1) сотрудничество в сфере производства;

    2) сотрудничество в сфере товарообмена;

    3) сотрудничество в сфере торговли;

    4) сотрудничество в сфере финансовых отношений.

    Сделка считается заключенной, когда на каждую из сторон возлагаются определенные данной сделкой права и обязанности. В целом выстраивается следующая логическая цепочка: вначале предприниматель-инициатор определяет сферу сотрудничества с возможными партнерами, затем ищет конкретную форму сотрудничества, а после этого предлагает заключить договор.

    Организация финансирования предпринимательской деятельности

    Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

    Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

    В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

    Дополнительная эмиссия акций;

    Взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

    Дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

    - «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

    Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

    В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

    Выпуск облигаций;

    Кредиты банков;

    Целевой государственный кредит;

    Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

    Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

    Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

    -Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

    -Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

    -В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

    В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

    Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.

  • Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
  • Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
  • Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
  • Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
  • Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
  • Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
  • Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
  • Вопрос 22. Законы денежного обращения.
  • Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
  • Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
  • Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
  • Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
  • Последствия инфляции
  • Воздействие на перераспределение национального дохода
  • Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
  • 1. Этапы развития мировой валютной системы
  • Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
  • 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
  • Виды кредита и их классификация по различным признакам
  • Виды кредита по количеству кредиторов:
  • Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
  • Виды кредита по типу заемщика:
  • Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
  • Виды кредита по обеспеченности:
  • Виды кредита по целям (направлениям использования):
  • Виды кредита по форме и способу предоставления:
  • Функции и роль кредита в современной экономике
  • Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
  • Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
  • Банковская система Англиии
  • Банковская система Германии
  • Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
  • Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
  • Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
  • Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Классификация, в зависимости от цели кредита
  • Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
  • Оценка заемщика
  • Риски кредитования коммерческих предприятий
  • Текущая ситуация
  • Кредитование малого бизнеса
  • Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
  • Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
  • Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
  • Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
  • Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
  • Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
  • Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
  • Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
  • Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
  • Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
  • Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
  • Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
  • Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
  • 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
  • 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  • Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
  • Вопрос 49. Производные ценные бумаги
  • Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
  • Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
  • Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
  • 1. По виду эмитента:
  • 2. По форме обращаемости:
  • 3. По срокам обращения:
  • 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
  • Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
  • Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
  • 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
  • 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
  • 10. Мониторинг рисков
  • 11. Ретроспективный анализ
  • Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
  • Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
  • Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
  • Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
  • Вопрос 63. Сущность и виды цен.
  • Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
  • Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
  • Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
  • Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
  • Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
  • Функции прибыли:
  • Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
  • Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
  • Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
  • Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
  • Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
  • Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
  • Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
  • Виды финансового планирования.
  • Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
  • Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
  • Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
  • Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
  • Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
  • Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
  • Вопрос 82. Финансовая политика государства.
  • Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
  • Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
  • Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
  • Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
  • Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.
  • Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.

    Сущность государственного финансирования малого бизнеса

    Государственное финансирование - это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

    Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП ), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов.

    (Источники) Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.

    Задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей:

    Предоставляет предпринимателям финансовую помощь; на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

    Выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

    Осуществляет долевое участие в создании и деятельности; хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

    Проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи.

    Право на получение государственной поддержки имеют субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие следующим критериям :

    Юридические лица не относятся к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, бaнкoв, cтpaxoвыx opгaнизaций, нeгocyдapcтвeнныx пeнcиoнныx фoндoв, инвecтициoнныx фoндoв, пpoфeccиoнaльныx yчacтникoв pынкa цeнныx бyмaг, лoмбapдoв, opгaнизaций, зaнимaющиxcя пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), opгaнизaций, зaнимaющиxcя игopным бизнecoм, opгaнизaций, являющиxcя yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции;

    Юридические лица не имеют в качестве учредителей (участников, членов) органы государственной власти и местного самоуправления;

    Юридические лица, в которых доля (пай) или вклад в уставном (складочном) капитале или общем имуществе других юридических лиц составляет не более 25 процентов;

    Юридические лица или индивидуальные предприниматели не являются аффилированными лицами других юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) за календарный год не превышает 30 человек;

    Индивидуальные предприниматели не зaнимaются пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), игopным бизнecoм, не являются пpoфeccиoнaльными yчacтниками pынкa цeнныx бyмaг, yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции, нотариусами, занимающихся частной практикой.

    Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства

    Государственная поддержка малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную поддержку субъектов малого предпринимательства, поддержку их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества , меры по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью, создание механизма участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд , создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональных уровнях, создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

    К формам государственной поддержки МП относятся: - организационно-инфраструктурная; - налогово-управленческая; - имущественная; - финансово-кредитная.

    Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка.

    Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

    · меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;

    · перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

    · меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;

    · предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

    · меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

    · меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

    Региональные программы . Значительную организующую роль в становлении малого бизнеса сыграла разработка и реализация программ его поддержки в регионах России. Разрабатывались программы на различной методической основе, с разной степенью обоснования и экспертизы включаемых в них мероприятий.

    В основном программы базировались на «Рекомендациях по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства» (1993 г.). В качестве заказчиков программы выступали органы исполнительной власти субъекта федерации. Первоочередной задачей было создание необходимых условий для становления малого бизнеса. Поэтому в блок функциональных подпрограмм были выделены мероприятия по нормативно-правовому и инфраструктурному, финансовому, информационному, кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению МП. В самостоятельный раздел выделялись инвестиционные проекты в различных отраслях и сферах производства.

    Разработанные позднее региональные программы в основном придерживались предложенной структуры. Содержание программ, особенно в части инвестиционных проектов (производственных подпрограмм), отражало региональные особенности, отношение органов управления к реформе. Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки МП стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. Серьезный недостаток многих региональных программ - отсутствие оценки эффективности функциональных блоков (подпрограмм) и программы в целом.

    Муниципальные программы . Перспективы государственной политики в отношении малого бизнеса связаны с переносом акцента в реализации соответствующих мер поддержки с федерального на региональный и муниципальный уровни.

    Структура городских программ в какой-то степени повторяет структуру региональных: в них содержатся мероприятия по нормативно-правовому, организационному, инфраструктурному, финансовому, кадровому обеспечению, а также механизм реализации. В то же время приоритеты муниципальных программ становятся более конкретными. В ряде регионов уже ведется методическая и организационная работа по подготовке базовой модели поддержки малого предпринимательства на уровне органов местного самоуправления. Модель, предлагаемая регионом для муниципальных образований, должна носить рамочный характер, содержать рекомендации об организации работы над программой: формы взаимодействия с органами местного самоуправления: увязку основных разделов муниципальной программы с региональной, включая приоритетные направления; порядок отбора (экспертизы) проектов для включения в программу; определение источников финансирования.

    Усиление акцента на поддержку малого предпринимательства на муниципальном уровне предполагает разработку механизма концентрации налоговых сборов и платежей в местном бюджете, разграничение функций по регулированию развития малого бизнеса между федеральным, региональным и муниципальными уровнями.

    Проблемы финансирования поддержки малого бизнеса.

    1. Административно-бюрократические барьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России.

    2. Недостаток кредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальных фондов поддержки предпринимателей и т.д.);

    3. Недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;

    4. Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности - 15,3 %, в строительном секторе - 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка;

    5. Высокая доля "теневого" сектора, являющаяся особенностью российского малого предпринимательства, составляющая от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса;

    6. Высокая неравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50% работающих в сфере малого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в том числе до 25% - в Москве);

    7. Инфраструктура поддержки МСБ не объединена в единую систему;

    8. Неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают.

    Уровень финансирования малого бизнеса в РФ и в развитых странах.

    Опыт Великобритании, Германии, США и Японии.

    Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA).

    Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП.

    Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах

    Опыт многих стран, свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов.

    Пономарчук А., Царева А. гр.6082

    Финансирование предпринимательских организаций - это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

    Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала фирмы во всех его формах.

    Понятие “финансирование” довольно тесно связано с понятием “инвестирование”, если финансирование - это образование денежных средств, то инвестирование - это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.

    При выборе источников финансирования деятельности предприятия необходимо решить пять основных задач:

    • определить потребность в кратко- и долгосрочном капитале;
    • выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения и оптимального состава и структуры;
    • обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
    • с максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;
    • снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.

    Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) ивнешние (заемный и привлеченный капитал).

    Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и прежде всего - чистой прибыли и амортизационных отчислений.

    В составе собственного капитала учитываются:

    • уставной капитал(формируется в результате взноса учредителей фирмы при ее создании)
    • добавочный капитал (формируется в результата переоценки основных фондов организации)
    • резервный капитал (формируется за счет отчислений от прибыли организации на последующие непредвиденные нужды)

    Финансирование за счет собственных средств имеет ряд преимуществ:

    • за счет пополнения из прибыли предприятия повышается его финансовая устойчивость;
    • формирование и использование собственных средств происходит стабильно;
    • минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);
    • упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

    Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства).

    Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов.

    В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, т.е. заемные средства других организаций; средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации; бюджетные ассигнования на возвратной основе и др.

    Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать объемы незавершенного производства. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств.

    Финансовое равновесие представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств объединения, при котором оно за счет собственных средств способно полностью погасить прежние и новые свои долги. Рассчитываемая по определенным правилам точка финансового равновесия не позволяет объединению предприятий общепита, с одной стороны, увеличивать заемные средства, а с другой стороны - нерационально использовать уже накопленные собственные средства.

    Если принять во внимание, что собственные и заемные финансовые ресурсы проходят стадии образования, распределения и выплат, а их конечная величина идет на пополнение имущества, то проведение анализа финансовой устойчивости на каждой из этих стадий дает возможность выявить условия укрепления или потери финансового равновесия исследуемого объединения предприятий.

    При анализе решений, принимаемых относительно структуры капитала, очень важно различать внутренние и внешние источники финансирования. Внутреннее финансирование (internal financing) развития фирмы обеспечивается за счет ее доходов. Оно включает такие источники, как нераспределенная прибыль, начисленная, но не выплаченная заработная плата или кредиторская задолженность. Если фирма инвестирует полученную прибыль в строительство нового здания или покупку оборудования, то это пример внутреннего финансирования. К внешнему финансированию (external financing) менеджеры корпорации обращаются тогда, когда они привлекают средства кредиторов или акционеров. Если корпорация финансирует приобретение нового оборудования или строительство предприятия за счет средств от выпуска облигации или акций, то это пример внешнего финансирования.

    Специфика внутреннего и внешнего финансирования деятельности компании сказывается и на особенностях принимаемых финансовых решений. Для акционерной компании, занимающей устойчивую позицию в своем бизнесе и не намеревающейся существенно ее расширять с привлечением значительных средств, решения по финансовым вопросам принимаются, что называется, в рабочем порядке и почти автоматы чески. В этом случае финансовая политика заключается в проведении прежде все вполне определенной дивидендной политики, устанавливающей, например, регулярность выплат акционерам в виде дивидендов одной трети (или иной части) прибыли. Кроме того, финансовая политика затрагивает поддержание кредитной линии банка т.е. обеспечение сложившихся стабильных потребностей корпорации в кредитных Ресурсах в пределах лимитов, согласованных с банком. От менеджеров обычно требуется меньше времени и усилий для принятия такого рода решений по внутреннему фиксированию, чем в случае внешнего финансирования; они не требуют и столь т тельного рассмотрения.

    Если корпорация привлекает из внешних источников средства, которые могут понадобиться для масштабного расширения ее бизнеса, управленческие решения оказываются более сложными и требуют, соответственно, больших затрат времени. Внешние инвесторы обычно хотят видеть детальные планы использования своих средств, а также хотят убедиться, что инвестиционные проекты компаний обеспечат денежные поступления, достаточные для покрытия расходов и получения прибыли. Они тщательно изучают планы корпорации и относятся к перспективам успеха более скептически, чем ее менеджеры. Таким образом, использование внешнего финансирования ставит компанию в тесную зависимость от рынка капиталов, выход на который связан с более высокими требованиями к инвестиционным планам корпорации, чем использование источников внутреннего финансирования.

    Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

    Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

    Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), по субъектам этой деятельности.

    Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости oт источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое .

    В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

    Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

    · предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

    · предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    · предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств

    Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций . Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

    Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе .П орядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

    Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности . Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Организациям определенных видов деятельности государственные средства предоставляются на льготных условиях.

    Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт . Его особенности заключаются в следующем:

    · отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

    · предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

    За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

    Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.31. имущественная основа предпринимательской деятельности

    Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом . Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом ". Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

    В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

    Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации.

    Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".

    Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности - муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

    Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц-несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника.

    Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения . Казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.

    Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

    Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

    В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

      дополнительная эмиссия акций;

      взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

      дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

      «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

    Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

    В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

      выпуск облигаций;

      кредиты банков;

      целевой государственный кредит;

    Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

    Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

    Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

    -Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

    -Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

    -В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

    В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

    Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.