Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Государственные унитарные предприятия коммерческие или нет. Характерные черты унитарного предприятия. В чем разница между унитарным и бюджетным учреждением

    Государственные унитарные предприятия коммерческие или нет. Характерные черты унитарного предприятия. В чем разница между унитарным и бюджетным учреждением

    Понятие: Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.

    Особенности учреждения: Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности. В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

    Статус владельцев: УП создается по решению уполномоченного на это государственного органа или органа местного самоуправления. Федеральное казенное предприятие образуется по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

    Источники формирования капитала: Уставный фонд унитарного предприятия представляет собой совокупность выделенных организации государством или муниципальным органом основных и оборотных средств. Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц (23 055 000 рублей), а муниципального - не менее 1000 МРОТ (4 611 000 рублей).

    Права: Учредитель унитарного предприятия имеет право занимать должность директора своего предприятия, даже если он имеет основное место работы, т.е. он имеет право работать по совместительству, что не допускается в отношении руководителей организаций других организационно-правовых форм. Собственник-учредитель вправе изъять: излишнее имущество; неиспользованное имущество; используемое не по назначению имущество. Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

    Особенности управления: Руководитель предприятия, назначенный учредителем либо уполномоченным собственником органом, подотчетен им

    Ответственность по обязательствам: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

    Распределение прибыли и убытков: Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

    По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

    Основные положения устава и учредительного договора: Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие - единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

    Количество участников: Не менее 5,максимальное число – не ограничено

    Организационно-правовые формы предпринимательства

    1.3 Коммерческие унитарные организации

    Коммерческие унитарные организации - это государственное и муниципальное унитарные предприятия, унитарное казенное предприятие. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, переданное ей собственником имущества. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления отличаются от права собственности ограничениями по свободе распоряжения имуществом. Например, унитарное предприятие только с согласия собственника имущества может продавать недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, сдавать его в аренду, отдавать в залог. Право оперативного управления больше, чем право хозяйственного ведения, ограничивает самостоятельность предприятия и его коммерческие возможности. Унитарные предприятия создаются по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

    Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, - государство или местные органы самоуправления - не несет ответственности по его обязательствам, а унитарное предприятие не отвечает по обязательствам государства. Такое предприятие отвечает по своим обязательствам в пределах своего имущества. Среди примеров можно назвать почту России, космическую связь, российскую телевизионную и радиовещательную сеть, газовые сети.

    Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, созданные на базе федеральной собственности, называются казенными предприятиями, например аэропорты, научно-исследовательские институты, Тамбовский пороховой завод. Право оперативного управления предполагает именно управление имуществом, поэтому собственник имущества по своему усмотрению может в любой момент изъять его. Среди примеров муниципальных унитарных предприятий можно назвать предприятия оборонного комплекса, предприятия связи и городского транспорта, предприятия, печатающие деньги, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, водоканал.

    В качестве вывода следует отметить, что определенные отрасли и сферы жизнедеятельности обладают повышенной важностью для нашего государства и его граждан. Именно в таких сферах, которые государство не доверяет бизнесу, рождаются унитарные предприятия, свобода действий руководства которых значительно ограничена ввиду того, что они создаются на базе государственной или муниципальной собственности.

    1.4 Некоммерческие корпоративные организации

    Некоммерческие организации отличаются от коммерческих по основной цели своей деятельности - они не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Среди них могут быть образовательные, просветительские, медицинские и иные цели, реализуя которые организация может получать прибыль. В связи с последними изменениями законодательства с 2014 гола перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций стал закрытым. Всего выделяют 11 форм.

    Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, разделяют на корпоративные и унитарные. К корпоративным относят потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, адвокатские палаты и адвокатские образования, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов России. Примеры наиболее распространенных некоммерческих корпоративных организаций представлены в Таблице 2.

    Таблица 2. Отдельные организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных организаций

    Правовой статус

    Формы реализации в хозяйственной деятельности

    Потребительские кооперативы

    Жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы

    Общественные организации

    Политические партии, профсоюзы, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления

    Ассоциации (союзы)

    Некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты

    Товарищества собственников недвижимости

    Товарищества собственников жилья в многоквартирном доме, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков

    Потребительский кооператив - это некоммерческая организация, представляющая собой добровольно объединение физических и юридических лиц, на основе членства, с целью удовлетворения их материальных и нематериальных потребностей. Члены такого кооператива вносят паевые взносы. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются в соответствии с уставом между его членами.

    Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общих интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов. Такие организации могут заниматься предпринимательством только если оно соответствует уставным целям и направлено на их достижение. Их члены не сохраняют прав на переданное ими в эти организации имущество и членские взносы.

    Ассоциация (союз) - это объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или обязательном членстве. Создается для представления и защиты общих интересов, для достижения общественно полезных и иных некоммерческих целей.

    Товарищество собственников недвижимости - добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное ими для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом (вещами), находящимся в их общей собственности или в общем пользовании.

    По общему правилу некоммерческие корпоративные организации являются собственниками своего имущества, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом и не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации не отвечают по их обязательствам.

    Административно-правовой статус коммерческих организаций

    Законодательство России, регулирующее правовое положение юридических лиц, и виды юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений

    Здание как объект недвижимости

    Коммерческие здания - используемые для ведения бизнеса (продажи и пр.). Эта категория здания может, в частности...

    Коммерческие и некоммерческие организации

    Коммерческие организации ставят основной целью деятельности извлечение прибыли по результатам работы. Некоммерческие организации не преследуют целей извлечения прибыли или не распределяют прибыль среди участников Шиткина И.С...

    Некоммерческие организации

    Организационно-правовые формы и виды формальных организаций

    Хозяйственные товарищества. Данные формы можно подразделить на: Полное товарищество - это товарищество...

    правовой предпринимательский бизнес юридический Коммерческие корпоративные организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов...

    Организационно-правовые формы предпринимательства

    Помимо хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим корпоративным организациям относятся производственные кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства...

    Организационно-правовые формы предпринимательства

    Некоммерческими унитарными организациями являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании...

    Преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий

    Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество таких товариществ, созванное за счет вкладов...

    Существенные признаки и виды юридических лиц

    Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций...

    Формы государств в зарубежных странах

    Унитарная государственность - самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы...

    Характеристика закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999г.

    В Законе содержится ряд положений, регулирующих деятельность российских юридических лиц с иностранным участием. На некоторые из данных норм необходимо обратить особое внимание...

    Юридические лица, как участники гражданских правоотношений

    Юридические лица классифицируются по различным критериям. В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации...

    Юридическое лицо как субъект гражданского права

    Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности...

    Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом. Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

    Характеристика унитарного предприятия

    Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

    Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

    • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
    • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
    • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

    Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе .

    При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

    Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

    Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

    • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
    • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

    Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций . Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

    Учредительный документ этого юридического лица - устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

    Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

    Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

    Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения . Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

    Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

    Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

    Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

    Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

    • хозяйственное ведение;
    • оперативное управление.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом , продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями. В законе об этом четко прописано. Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

    Собственник имущества выполняет следующие задачи:

    • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
    • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
    • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
    • контролирует сохранность имущества.

    Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам . Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

    Достоинства и недостатки

    Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

    Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку , что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

    Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

    С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне , это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

    Реорганизация унитарных предприятий

    Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

    Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

    Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

    Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

    Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

    В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности , для которых они были созданы.

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях случаях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    Некоммерческие юридические лица не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, а так же не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками. Все некоммерческие юридические лица (также как и коммерческие юридические лица) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ)Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, имеют специальную правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Такими целями не могут быть получение прибыли и распределение ее между участниками.

    Некоммерческие корпорации

    Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество». Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости (ст. 123.2 ГК РФ).Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Члены потребительского кооператива не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива. Деятельность потребительского кооператива направлена на удовлетворение потребностей его участников, а не на извлечение прибыли. Члены потребительского кооператива, кроме вступительных и паевых взносов, уплачивают дополнительные взносы, за счет которых покрываются убытки, возникшие в результате деятельности кооператива.

    В РФ: Потребительское автогаражное общество «Транспортник», Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Колос».

    В РБ: Потребительский жилищно-строительный кооператив «Йорт», Кредитно-потребительский кооператив «Уфимский фонд сбережений», Потребительский кооператив «ГСК 13».

    Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов. Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы). Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд (ст. 123.4 ГК РФ). Может действовать и без государственной регистрации. Общественная организация может начать работу после того, как было принято решение о ее создании, сформированы контрольно – ревизионные и руководящие органы, принят устав. Деятельность общественных организаций ограничивается территорией зафиксированной учредительными документами.

    В РФ: Общероссийская общественная организация «Федерация киноклубов России», Астраханская общественная организация «Россия и Белоруссия – навеки вместе».

    В РБ: Общественная организация «Заповеданное» в республике Башкортостан, Башкирская республиканская общественная организация ветеранов войны.

    Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов). Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом. Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (ст.123.8 ГК РФ).

    Ее членами могут быть только юридические лица. Член ассоциации в силу ее финансового содержания, может безвозмездно пользоваться услугами, предоставляемыми ассоциацией (союзом). Член ассоциации может быть исключен из нее по решению оставшихся участников. С согласия членов ассоциации в нее могут входить новые участники. Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических лиц. Пример – Евразийская ассоциация университетов.

    В РФ: Ассоциация юристов России, Российский союз молодежи.

    В РБ: Ассоциация крестьянских хозяйств «БАТЫР», Ассоциация студентов и аспирантов Башкортостана, Уфимский городской союз садоводов.

    Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив (ст 123.12 ГК РФ).

    В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (Председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (Правление).
    В РБ: Товарищество Собственников Жилья (ТСЖ) «НУР», Товарищество Собственников Жилья (ТСЖ) «Содружество».

    Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных законом, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.(ст. 123.15 ГК РФ).Российское казачество проходит государственную гражданскую службу, военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках, правоохранительную службу. Российское казачество оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ; принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий; принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности и в борьбе с терроризмом.

    В РФ: Кубанское войсковое казачье общество, Волжское войсковое казачье общество.

    В РБ: Уфимское казачье общество «Бельское казачество», Уфимское городское казачье общество «Казачья Рада» РБ.

    Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан , относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (ст. 123.16 ГК РФ). К коренным малочисленным народам Российской Федерации относят: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – малочисленные народы), народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. (Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ»Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (в ред. От 28.12.2013 N 396-ФЗ).

    В РФ: Родовая община коренных малочисленных народов «УХТ».


    Похожая информация.


    Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 2

      ✪ Бизнес для "чайников". Организационно-правовые формы для бизнеса

      ✪ Применение 44-ФЗ для ГУП и МУП

    Субтитры

    Российская Федерация

    В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 (ред. от 23.05.2016) № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

    Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    УП - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

    В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям .

    Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

    Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ , муниципального - не менее чем 1000 МРОТ .

    Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

    Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

    Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит . При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 161-ФЗ от 14.11.2002, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

    Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами , поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления . Однако в качестве преимущества [ ] унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

    Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011. В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, - Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014г). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года №94-ФЗ .

    Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

    При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
    • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

    ФГУПы, в отличие от негосударственных юридических лиц, не только являются крупными налогоплательщиками, но и ежегодно отчисляют 25 % прибыли в федеральный бюджет в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Например, для ФГУП «СВЯЗЬ – безопасность» в 2016 году было утверждено перечисление 8 млн. 530 тыс. рублей (25% от чистой прибыли предприятия за 2015 г.) . Соответственно, после приватизации ФГУПов государство перестает получать дополнительный доход.

    СНГ

    В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП ), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.