Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Государственная поддержка нко. Государственная поддержка со нко

    Государственная поддержка нко. Государственная поддержка со нко
    • Беневоленский Владимир Борисович
    • Шмулевич Екатерина Олеговна

    Ключевые слова

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО

    Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Беневоленский Владимир Борисович, Шмулевич Екатерина Олеговна

    В статье проводится анализ комплекса мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), принятых в 2009–2013 гг. в России. Цель исследования – оценить российские меры государственной поддержки СО НКО в свете зарубежного опыта использования инструментов государственной поддержки некоммерческих организаций для содействия межсекторному партнерству в социальной сфере. Концептуальный контекст анализа взаимодействия государства и СО НКО – теоретические подходы, фокусирующиеся на экономике предоставления социальных услуг, в особенности концепция «провалов» рынка и государства. Использованный эмпирический материал включает принятые в указанный период на федеральном уровне нормативные правовые акты, направленные на поддержку СО НКО в России, аналогичные документы зарубежных стран, а также данные социологических исследований СО НКО, выполненных в НИУ ВШЭ. Исследуются принципы выделения на законодательном уровне субсектора СО НКО. Закрепленные в нормативно-правовой базе инструменты государственной поддержки рассматриваются в разрезе основных форм поддержки: финансовой, имущественной, предоставления налоговых льгот и пр. Приводятся данные о масштабах государственной поддержки СО НКО на федеральном и отчасти на региональном уровне. Проводится сопоставление анализируемых мер с зарубежными аналогами. В свете зарубежной практики выделяются возможные на правления развития государственной поддержки СО НКО в России. Изученный блок мер по поддержке СО НКО складывается в комплексный подход, представляющий серьезную позитивную инновацию в практике государственного управления в России, и в основных своих компонентах вполне соответствует известному зарубежному опыту.

    Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Беневоленский Владимир Борисович, Шмулевич Екатерина Олеговна,

    • Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций

      2014 / Кулькова В.Ю.
    • Социально ориентированные некоммерческие организации как субъекты социально-экономической Системы: роль в социальной политике

      2016 / Федорова М.Н.
    • Международный опыт государственной поддержки и регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

      2014 / Омельченко Николай Алексеевич, Гимазова Юлия Владимировна
    • НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон

      2017 /
    • Взаимодействие власти и гражданского общества (на примере Костромской области)

      2013 / Зайцев Александр Владимирович

    Government support for socially oriented NPOs: Foreign experience

    The article analyses a set of measures of government support to socially oriented nonprofit organizations (SO NPOs) which were enacted in 2009–2013 in Russia. The analysis is aimed at assessing this Russian regulatory framework designed to channel government support to SO NPOs by comparing it with the tools of government, employed to facilitate cross-sector partnership in the delivery of social services in the selected foreign countries. For a theoretical framework of the investigation of interaction between government and SO NPOs we rely on the demand / supply model and in particular on the theory of market and government “failure”. The employed empirical material includes full-text versions of the relevant Russian Federal norms and regulations, selected matching documents of foreign countries as well as data of sociological surveys of Russian NPOs conducted by NRU HSE. Firstly, principles used by Russian law-makers to define legally the subsector of SO NPOs are investigated. Analysis of the tools of the government support, introduced by the enacted norms and regulations, is then arranged by the major form of support: financial, transfer of property rights, tax incentives etc. The data are featured on the scope of the government support to SO NOPs at the federal level of government and in part at the level of regions. International comparisons follow. Overall the set of measures discussed constitutes a serious positive innovation in the Russian government practices vis-à-vis SO NPOs. It shows the substantial similarity with the government tool kits, employed to support NPOs elsewhere in the world. This relates to the criteria of legal eligibility for support and to the composition of the tool kit, which includes government subsidies / grants, tax incentives etc. There remains room for expansion of the Russian tool kit. In implementing new legal norms attention must be paid to keeping administrative barriers to access to the government support reasonably low, in particular to small NPOs constituting a majority in the Russian nonprofit sector.

    Число зарегистрированных в России некоммерческих организаций постоянно растет. Люди все больше хотят участвовать в жизни страны, менять ее к лучшему, делать пространство вокруг себя комфортным, а свою жизнь наполненной смыслом.

    Для успешной и более эффективной реализации своих программ и проектов современные отечественные НКО активно участвуют в конкурсах на гранты. На сегодняшний день это главный в нашей стране источник финансирования для общественных активистов. При этом грантовая поддержка НКО осуществляется как на государственном уровне, так и при участии частных организаций. Бюджетные гранты, опять таки, выделяются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

    Государственная поддержка НКО

    Крупнейший грантодатель в нашей стране – по-прежнему само государство. Государственные гранты выделяются по двум основным направлениям: президентские гранты и гранты Минэкономразвития.

    Информация о президентских грантах размещается на едином информационном портале Общественной палаты РФ . Здесь можно получить извещения о конкурсах, конкурсную документацию, узнать о сроках подачи заявок и так далее.

    В 2016 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций было выделено порядка 4,6 млрд рублей субсидий. При этом указанная субсидия выделена 9 организациям – грантооператорам , которые и проводят конкурсы на получение грантов среди НКО.

    Что касается регионального уровня, то органы исполнительной власти субъектов РФ также могут принимать решения о предоставлении грантов для неправительственных НКО. Положение о грантах утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта РФ.

    В настоящее время программы по предоставлению грантов НКО действуют в 75 субъектах РФ. Для получения гранта из бюджета субъекта РФ необходимо узнать, какой орган исполнительной власти отвечает за оказание поддержки НКО, по каким приоритетным направлениям происходит распределение субсидий, каков регламент подачи документов на получение гранта в конкретном субъекте.

    Также для получения данной информации можно обратиться на специализированный «Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций » Министерства экономического развития РФ.

    Отсюда легко перейти на официальные сайты высших органов исполнительной власти субъектов РФ, где публикуется информация о проведении конкурсов среди НКО.

    К примеру, в Москве конкурс субсидий для НКО проводит Комитет общественных связей города Москвы. Информацию об итогах конкурсов прошлых лет, а также анонсы будущих конкурсов можно найти здесь. В рамках конкурса распределяется более 200 млн рублей. Конкурс предназначен именно для НКО, физические лица, коммерческие организации и общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами, не могут подать заявку.

    Достаточно подробно и регулярно организуемые региональными и муниципальными властями конкурсы, причем не только для НКО, но и для неравнодушных гражданских активистов, анонсируются в соответствующем разделе на сайте Агентства социальной информации.

    Существует достаточно большое количество региональных и муниципальных ресурсов, на которых можно получить сводную информацию по грантам для НКО. Так, к примеру, для сибирского региона эти сведения можно получить на сайте Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр общественных инициатив», для Архангельска – на сайте местного центра социальных технологий «Гарант» и так далее. В принципе для нахождения информации по конкретному городу легче всего воспользоваться поиском в Интернете по модели «гранты НКО +место».

    Частные грантодатели

    Помимо государственных грантов, существует достаточно большое количество частных и общественных фондов-грантодателей. При этом данные фонды зачастую предоставляют помощь не только социально ориентированным НКО, но и, например, ученым.

    Подробная информация по грантовым конкурсам для НКО содержится на портале «Все конкурсы ». Здесь регулярно публикуются сведения о конкурсах не только социальной, но и научной, культурно-исторической, религиозной, спортивной и другой направленности.

    Начиная с 2017 года, информация о конкурсах разной направленности для НКО, причем не только внутрироссийских, но и международных, публикуется на сайте konkursgrant.ru .

    Расположенная в соцсети «Фейсбук» страница @GrantRafting не только регулярно информирует о конкурсах, проводимых фондами-грантодателями и соответствующими подразделениями крупных корпораций, но и предоставляет методологическую поддержку НКО, помогая организациям правильно подготовиться к участию в таких конкурсах. Ресурс также занимается разработкой и управлением грантовыми программами корпораций для повышения эффективности социальных инвестиций, а также содействием в организации грантовых конкурсов.

    Как получить грант на раскрутку в Интернете

    Необходимо отметить, что НКО могут получить гранты для финансирования не только своей повседневной деятельности, но и на рекламную кампанию. Такую помощь неправительственным организациям оказывают, в частности, некоторые социальные сети и интернет-компании. Так, официально зарегистрированным социально-ориентированным НКО соцсеть «ВКонтакте». Таким НКО будут предоставляться гранты для продвижения в сети. Для этого НКО необходимо

    Предоставление государственной поддержки СО НКО является одной из основных форм взаимодействия государства и некоммерческого сектора. Важно отметить, что существует много экспертных работ на эту тему. В данном исследовании на основании изученного материала мы резюмируем комплексную типологию, каждый элемент которой будет пояснен мнениями разных экспертов.

    Прежде всего, выделим основной блок государственной поддержки - финансирование деятельности СО НКО. То есть будем рассматривать отдельно финансовую поддержку и другие виды поддержки СО НКО. При этом, опираясь на презентацию The Boston Consulting Group Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. The Boston Consulting Group. М., 2011, разделим финансирование на прямое и непрямое :

    Рис. 1.

    Прямое финансирование заключает в себе предоставление субсидий (грантов) и государственных контрактов.

    Субсидии (гранты). Субсидии представляют собой «средства, которые безвозмездно выделяются государством бюджетам другого уровня, юридическим лицам (НКО входят в их число), а также физическим лицам -- на условиях долевого финансирования целевых расходов». С 2011 года основополагающим инструментов государственной поддержки НКО стала программа поддержки СО НКО, которая реализуется Министерством экономического развития (МЭР).

    В рамках данной Федеральной программы мероприятия осуществляются по двум основным направлениям. Во-первых, это предоставляемые Программой МЭР СО НКО субсидии из федерального бюджета на конкурсной основе на реализацию программ по оказанию методической, информационной и консультационной поддержки деятельности других СО НКО, по помощи в привлечении этими организациями труда добровольцев и по эффективной реализации проектов СО НКО. (Беневоленский, 2013) Так, к примеру, «в 2012 году получателями таких субсидий на общую сумму 162 млн. руб. стали 48 социально ориентированных НКО из 702 организаций, подавших заявки на участие в конкурсном отборе».

    Во-вторых, МЭР предоставляет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на конкурсной основе на софинансирование региональных программ поддержки СО НКО. Данные средства расходуются только на предоставление субсидий НКО в регионах. «В 2013 г. сумма федеральных субсидий была увеличена до 630 млн. руб., а на конкурс были поданы заявки от 69 субъектов Российской Федерации, 49 из которых получили субсидии». Хотелось бы отметить и существование такой программы как «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», на которую утверждено финансирование в объеме 13 482 996,80 тыс. руб. на 2013-2020 гг.

    Таким образом, субсидия предоставляется и на возмещение затрат СО НКО (оплата помещения, выполнение различных работ и услуг), и на реализацию определенных проектов и программ в конкретной сфере. Средства субсидий - строго целевые, требующие обязательных отчетов и подтверждающих документов об их использовании.

    Если говорить о грантах для НКО, то данные инструменты финансирования представляют собой средства, предоставляемые НКО на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию конкретных программ. При этом грантодатель выдвигает свои условия, требуя обязательный отчет о целевом использовании гранта.

    Необходимо отметить, что в связи с принятием Бюджетного Кодекса, органы власти и местного самоуправления потеряли право предоставлять гранты - они предоставляют только субсидии. Обычно гранты предоставляют благотворительные фонды на конкурсной основе на реализацию конкретных проектов.

    Что же касается такого известного и активно применяющегося в настоящее время инструмента финансирования как «президентский грант», то он представляет собой не что иное, как субсидию из федерального бюджета. Президентские гранты предоставляются НКО, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества и определяются Президентом РФ. Объем президентских грантов на текущий год составляет 2 миллиарда 698 миллионов рублей, что больше объема прошлого года на 360 миллионов рублей.

    Победителей прошлых лет можно найти в открытом доступе на сайте конкурса государственной поддержки ННО. К примеру, рассматривая проблему борьбы с наркоманией, в 2013 году было выделено 3500000 руб. некоммерческому партнерству "Программа развития дворовых видов спорта" на профилактику курения, алкоголизма и наркомании; или 900000 руб. региональной общественной организация содействия развитию культуры и искусства «Праздник» на проект «На кузбасской земле - без наркотиков».

    Хочется отметить, что для НКО нет принципиальной разницы участия в конкурсе грантов или на предоставление субсидий. Данное различие имеет значение больше для самих распорядителей бюджетных средств из-за существования определенных норм и требований по составлению и утверждению всех документов, положений и т.п.

    Исходя из полученных представлений о процедуре участия в грантовых конкурсах, мы выявили нашу гипотезу об отказе некоторых АННКО в их участии. Трудоемкость и временные затраты, а также последующие отчетности могут повлиять на положительное решение данных организаций.

    Государственные контракты. Данный финансовый инструмент представляет собой бюджетные средства для НКО, которые получены через процедуры №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по государственному контракту. Отличительной чертой контрактных отношений является отсутствие налогообложения на прибыль при условии целевого использования средств организациями.

    Необходимо сообщить, что ранее органы власти и органы местного самоуправления размещали заказы на выполнения социально-значимых работ и услуг через процедуры № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обеспечивающие равенство участников, независимо от организационно-правовой формы или формы собственности. Однако с 1 января 2014 года вступил в силу рассмотренный выше № 44-ФЗ, согласно которому, СО НКО будут иметь преимущества при осуществлении закупок работ, товаров и услуг наравне с субъектами малого предпринимательства. «В частности, заказчики обязаны будут осуществлять закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта по данным закупкам не должна превышать 20 миллионов рублей».

    Тем не менее, при выстраивании контрактных отношений с государством НКО претерпевают ряд сложностей. Во-первых, это все также оставшиеся открытые конкурсы, в которых может принять участие любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям конкурса. Во-вторых, это трудности НКО, связанные с подтверждением целевого расходования средств. Хотелось бы добавить в этот список и интересную точку зрения Раймонда Дж. Струк, который исследовал контрактные отношения между государством и НКО в России (2003). По его мнению, НКО могут отказаться от данного типа отношений в связи с их (НКО) малым размером и неопытностью для заключения контрактов. Это, прежде всего, связано с низкими навыками составления обязательных отчетов и с низкой квалификацией персонала для предоставления определенной услуги. К тому же нельзя забывать про такую альтернативу, как конкурсы на гранты. (Struyk, 2003)

    В антинаркотическом секторе контрактные отношения распространены в АННКО, занимающихся профилактикой наркомании. Такие организации осуществляют множество просветительских и творческих мероприятий, и заключение контрактов является удобным способом реализовывать эти проекты.

    Перейдем теперь к непрямому финансированию НКО, куда входят имущественная поддержка и налоговые льготы.

    Имущественная поддержка. Данный вид поддержки осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 30.12.2012 № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». Имущественная поддержка заключается в предоставлении определенного перечня находящихся в федеральной собственности нежилых помещений в пользование СО НКО на долгосрочной основе. В постановлении указаны порядок предоставления помещений, критерии отбора организаций и ограничения для обеспечения целевого использования помещений.

    Важным моментом осуществления данной поддержки является то, что передаваемое НКО государственное имущество не имеет права быть отчужденным как в частную собственность, так и в собственность арендующих это имущество НКО. Запрещены также продажа, переуступка прав пользования, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования имуществом в уставный капитал других субъектов хозяйственной деятельности.

    Данная поддержка может предоставляться НКО на безвозмездных или льготных условиях (ставка на уровне 50% рыночной стоимости арендной платы). Так, к примеру, администрация Серпуховского района Московской области передала в безвозмездное пользование территорию бывшей психиатрической больницы московскому адаптационно-реабилитационному центру «Лествица».

    Налоговые льготы. Такой вид государственной поддержки можно условно разделить на два направления:

    • 1. изменения налогового режима, которые стимулируют действия НКО по сбору пожертвований от граждан и бизнес-структур, оказанию платных услуг (определенных уставом организации) и формированию целевых капиталов;
    • 2. изменения налогового режима, которые снижают прямые финансовые и административные издержки НКО, связанные с благотворительной деятельностью, включая привлечение добровольцев.

    Рассмотрим первое направление. Во-первых, это социальный налоговый вычет во всех пожертвованиях, которые перечислены гражданином СО НКО и религиозным организациям для осуществления ими уставной деятельности и увеличения целевого капитала, «но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению по ставке 13%».

    Во-вторых, это расширение перечня целевых поступлений на ведение уставной деятельности НКО, которые не учитываются при выявлении налоговой базы по налогу на прибыль и налогу, который платится из-за упрощенной системы налогообложения.

    В-третьих, появление возможности увеличения целевого капитала НКО через ценные бумаги и недвижимое имущество.

    В-четвертых, освобождение НКО от уплаты НДС на услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми при наличии специального заключения организации здравоохранения, органов социальной защиты и др.; на услуги по социальному обслуживанию и поддержке несовершеннолетних детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; по осуществлению физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    В-пятых, освобождение от НДС безвозмездной передачи имущественных прав при благотворительной деятельности, а также безвозмездного оказания услуг по социальной рекламе (последнее включено в состав прочих расходов, что уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль).

    Перейдем ко второму направлению изменения налогового режима. Здесь, во-первых, это освобождение благотворительной помощи от налога на доходы физических лиц.

    Во-вторых, освобождение от налога на доходы физических лиц доходов, которые передаются от НКО детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и детям из семьи с доходами на одного человека не больше прожиточного минимума.

    В-третьих, освобождение от налога на доходы физических лиц возмещения расходов добровольцев на питание, проезд, наем жилого помещения, уплату страховых взносов и др.

    И наконец, освобождение движимого имущества (состоящего на учете в качестве основных средств) от уплаты налога на имущество организаций: мебель, оргтехника, приборы и др.

    Важно добавить, что финансовую поддержку отдельно выделяют также Мерсиянова И.В. и Якобсон Л.И., объединяя рассмотренные нами прямые и непрямые виды финансирования в ресурсную поддержку.

    Что же касается других видов государственной поддержки НКО, то разделим их на информационную и консультационную поддержку , развитие благоприятного законодательства и организационную поддержку и проведение совместных мероприятий .

    Информационно-консультационная поддержка. Согласно презентации The Boston Consulting Group, данный вид поддержки включает в себя пропаганду социальной ответственности; повышение удобства инвестирования; повышение квалификации НКО и государства; требования к прозрачности и отчетности НКО, а также партнерство с бизнесом в информационной среде.

    В России информационно-консультационная поддержка направлена в большей степени на активизацию благотворительной и добровольческой деятельности, на согласование приоритетов деятельностей государства и СО НКО в социальной сфере. Так, в качестве основного примера может быть взят портал Минэкономразвития, а именно раздел «Социально ориентированные НКО». Раздел содержит информацию о поддержке Министерством СО НКО, о развитии институтов гражданского общества, социального партнерства, благотворительной и добровольческой деятельности. Также в открытом доступе размещены нормативные правовые акты, аналитические данные, материалы о конкурсах на получение субсидий и методические материалы и документы, позволяющие быстрее внедрить программы финансовой поддержки НКО на региональном и местном уровнях. А если говорить о повышении квалификации НКО и государства, то в 2012 году Министерством экономического развития была запущена программа обучения работников СО НКО и государственных и муниципальных служащих по поддержке деятельности СО НКО. (Беневоленский, 2013)

    Благоприятное законодательство. При государственном взаимодействии очевидным является вопрос о законодательстве. Для НКО важными моментами выступают простота регистрации и отчетности, правовое стимулирование участия бизнеса и законодательство о добровольчестве и благотворительности.

    Так, мы можем выделить следующие документы:

    • · Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1054-рп от 30.07.2009;
    • · Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
    • · Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;
    • · Федеральный закон от 30.12.2012 № 325-ФЗ «О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
    • · Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
    • · Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»;
    • · Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

    Организационная поддержка и совместные мероприятия. Данный вид поддержки включает в себя совместное с органами власти участие НКО в общественных советах; участие НКО в реализации социальных целевых программ при отсутствии государственного или муниципального заказа; совместное с органами власти участие НКО в рабочих группах, различных комиссиях; получение информации НКО от органов власти и предоставление органам власти информации от НКО; предоставление НКО образовательных программ для муниципальных служащих; участие НКО в предоставляемых органами власти образовательных программах; получение НКО от органов власти методической помощи и предоставление НКО методической помощи органам власти; участие НКО в законотворческой деятельности.

    В качестве примера можно рассмотреть Круглый стол при Уполномоченном по правам человека в Пермском крае Круглый стол при Уполномоченном по правам человека в Пермском крае «Проблемы становления и развития антинаркотической деятельности в общественном секторе». 16 сентября 2010 г. (2010 г.), где выступали представители АННКО, органов власти, работники в медицинской сфере. В ходе мероприятия были сделаны выводы о существующей ситуации в антинаркотическом секторе, выявлены проблемы осуществления антинаркотической деятельности и предложены возможные их решения. Все предложения были записаны государственными служащими и были взяты для дальнейшего рассмотрения и, как следствие, улучшения ситуации в данном секторе.

    Для сравнения с иностранным опытом, НКО, органы ООН и правительство ежегодно организуют ряд мероприятий (в 2013 г. организовано 34 мероприятия). А во время сессий Комиссии по наркотическим средствам The Commission on Narcotic Drugs (CND) НКО имеют права присутствовать при переговорах и выступать со своими идеями.

    Сопоставляя опыт зарубежных стран и России по данному виду государственной поддержки, очевидно, что Россия еще далека от подобного уровня. Однако в контексте только нашей страны организационная поддержка и проведение совместных мероприятий должны быть наиболее распространены в качестве поддержки государства для АННКО, на чем и будет стоиться одна из гипотез.

    Все формы государственной поддержки СО НКО указаны в статье 31.1. Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

    В результате, мы начинаем наблюдать достаточную активность политики государства в области оказания материальной и нематериальной поддержки деятельности СО НКО. В мировой практике государственная поддержка является одним из основных источников доходов НКО (практически наравне с доходами от деятельности организаций). (The Boston Consulting Group, 2011) Что касается России, то согласно социальному исследованию, сейчас наиболее распространенной формой государственной поддержки НКО является обмен информацией и участие в общественных советах:

    • · 33% опрошенных руководителей НКО участвуют в общественных советах совместно с органами местного самоуправления;
    • · 25% - предоставляют информацию и аналитику органам власти;
    • · 21% - участвуют в рабочих группах, переговорных площадках, комиссиях;
    • · 13% - получают муниципальные гранты (субсидии);
    • · 12% - выполняют работы по муниципальному заказу.

    Тем не менее, интересно заметить, что при ответе на вопрос о формах поддержки НКО, в наибольшей степени отвечающих интересам организаций, почти половина опрошенных руководителей выделяют гранты на социально значимые проекты. Большой процент ответов получают также субсидирование НКО для покрытия текущих расходов, предоставление НКО на безвозмездной основе помещений, налоговые льготы, рассмотрение рекомендаций и учет предложений НКО. (Мерсиянова, 2011)

    Таким образом, наблюдается недостаток финансирования СО НКО, связанный, прежде всего, с увеличивающимся притоком людей в данные организации. К тому же существуют и такие проблемы как недостаточная профессионализация НКО, низкий уровень доверия к таким организациям и недостаточное информирование населения о деятельности НКО.

    НКО антинаркотического сектора также характеризуются недостаточным получением государственного финансирования. Причем такое положение дел присуще не только российским АННКО: к примеру, в Польше при исследовании развития деятельности АННКО недостаточное государственное финансирование и трудности получения средств отмечались большинством представителей АННКО в качестве основной проблемы.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах , в том числе:

    Предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

    Предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

    Размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов;

    Предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

    В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:

    1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

    2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

    3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

    4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

    5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Некоммерческим организациям различного типа с неодинаковыми целями деятельности необходимо предоставлять дифференцированные льготы. Наряду с льготами, обусловленными природой некоммерческой деятельности, решаемыми ими социальными задачами, следует выделять приоритеты благотворительной направленности. Совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум основным направлениям. Во-первых, целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям. Во-вторых, в законодательстве субъектов Федерации целесообразно предусмотреть уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные налогоплательщиком доходы (прибыль) на суммы,

    перечисленные на цели, указанные в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Одновременно возможно установление предельной величины благотворительного пожертвования, исключаемой из налогооблагаемой прибыли.

    Одна из эффективных неналоговых форм поддержки некоммерческих организаций – предоставление субсидий . Они обычно выделяются на осуществление уставных целей для обеспечения доступности социально значимых благ малообеспеченным слоям населения. Неналоговая поддержка некоммерческих организаций, в том числе благотворительных, может принимать и иные формы : безвозмездная передача зданий, сооружений, имущества для осуществления уставных целей; предоставление льготных кредитов; информационная и консультационная поддержка и др. Деятельность благотворительных организаций совместно с государственными и муниципальными органами позволяет найти наиболее действенные пути решения многих насущных локальных проблем малообеспеченных граждан, пенсионеров, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п. Законодательная поддержка на государственном и муниципальном уровне различается степенью интенсивности, соотношением регулирования и контроля. Для функционирования негосударственных некоммерческих организаций необходима адекватная нормативно-правовая основа их деятельности. Экономическая поддержка имеет многообразие форм и может быть как прямой, так и косвенной. Прямое финансирование подразумевает, например, оплату некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенное финансирование - это предоставление льгот, т.е. освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам. Предоставление негосударственных некоммерческих, государственных и муниципальных средств может иметь прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование).