Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Основные признаки перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Договор перевозки транспортом общего пользования

    Основные признаки перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Договор перевозки транспортом общего пользования

    Особой разновидностью договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки транспортом общего пользования.

    В соответствии с п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

    Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования должен быть опубликован. Так, к транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, предприятия которого открыты для общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к транспорту общего пользования, если их цель в соответствии с выданной лицензией состоит в осуществлении за плату перевозок грузов, пассажиров, багажа.

    Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Согласно ст.426 Гражданского кодекса РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ

    обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

    Особенности ответственности при морских перевозках грузов. В случае возникновения различного рода убытков и расходов при морских перевозках необходимо определить, к какой категории они относятся: общей или частной аварии.

    Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около трех тысяч лет. Впервые общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено в 1285 г. В современной международной практике определение общей аварии дается в Йорк-Антверпенские правила 1974 г. (Гамбург, 4 апреля 1974 г.)116

    В соответствии со ст. 284 Кодекса торгового мореплавания РФ общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

    Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

    В качестве примеров общей аварии можно привести: - убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также

    убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;

    Убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

    Убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;

    Убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели;

    Чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на

    116 Закон, 2000 г., № 6.

    судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки (ст. 292 Кодекса торгового мореплавания РФ).

    Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, относятся к категории частная авария. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

    В соответствии со ст. 297 Кодекса торгового мореплавания РФ не признаются общей аварией даже при наличии признаков общей аварии:

    1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

    2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

    3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

    4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

    5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

    Еще по теме Договор перевозки транспортом общего пользования:

    1. Лекция 13. Обязательства по передаче имущества в пользование 13.1. Договор аренды и его разновидности. 13.2. Договор найма жилого помещения. 13.3. Договор безвозмездного пользования (ссуды).
    2. 4.6. Особенности международной перевозки автомобильным транспортом
    3. Часть V ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ
    4. Глава XII ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ
    5. ГЛАВА 11. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
    6. § 3. Понятие и виды договора перевозки груза. Содержание договора
    7. ГЛАВА IV ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПУНКТАХ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
    8. § 31. Право пользования вообще и по русскому закону. - Отношение пользования к владению. - Может ли быть самовластное пользование?

    - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -

    Перевозка пассажиров, груза, багажа и почты может осуществляться несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования. Взаимоотношения перевозчиков в процессе такого перевозку по единому документу различными видами транспорта определяются законодательством и соответствующими договорами (узловыми соглашениями) между перевозчиками, разработка и заключение которых осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Следовательно, перевозка пассажиров, груза, багажа и почты от пункта отправления до пункта назначения с участием не менее двух видов транспорта по одному перевозочному документу, составленному на весь путь следования, называется прямым смешанным перевозкам. Такая перевозка регулируется транспортными уставами, кодексами, законами Украины, а также Правилами перевозок в прямом смешанном сообщении (раздел 5 СЗУ, ст. 56 Закона "Об автомобильном транспорте", ст. 13 КТМ, Правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении от 28 мая 2002 г. и т.д.). В частности, согласно ст. 106 CAT УССР автомобильный транспорт общего пользования осуществляет перевозки грузов, пассажиров, багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - железнодорожным, морским, речным, воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и других сообщений.

    При прямых смешанных перевозках перевозчик пункта отправления заключает договор перевозки от своего имени и одновременно от имени других перевозчиков, участвующих в перевозке как их законный представитель. В силу этого возникает обязательство с множественностью лиц на стороне перевозчика. При этом каждый перевозчик выполняет его на участке своего пути с учетом границ своей деятельности, а именно гражданско-правовое обязательство является частичным.

    Грузы должны быть пригодны не только для перевозки, но и для перегрузки с одного вида транспорта на другой. Не принимаются к перевозке грузы, которые перевозятся путем налива, взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества (ст. 83 СЗУ).

    При прямых смешанных перевозках сроки перевозки определяется по совокупности сроков доставки различными видами транспорта с учетом времени, отведенного на перегрузки. Он рассчитывается на основании Правил, действующих на определенных видах транспорта.

    Во время прямой смешанной перевозки грузов отправитель уплачивает плату за перевозку тому перевозчику, который принял груз к перевозке, а получатель - всем другим перевозчикам.

    Весьма важным является вопрос об ответственности за нарушение условий договора перевозки в прямом смешанном сообщении, в частности, о том, кто из перевозчиков отвечает за принятый к перевозке груз. Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи лежит на стороне, которая сдает груз, а после фактической передачи - на той, которая его принимает. Передача груза, багажа, почты в пункте перегрузки от одного перевозчика втором производится по передаточным ведомостью, составленной перевозчиком, который передает груз, и подписывается перевозчиком, который его сдает и принимает. В случае обнаружения при передаче недостатков (пороков) в переданном объекте перевозки составляется коммерческий акт.

    Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке в соответствии с планом, утвержденным в установленном порядке на основании заказа и договоров на организацию перевозок (ст. 81 СЗУ, ст. 109 CAT УССР).

    Долгосрочный договор

    При осуществлении систематических перевозок собственник (владелец) груза и перевозчик могут заключить долгосрочный договор, в теории и на практике принято называть договором об организации перевозок грузов. По данному договору груза перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а собственник - передавать для перевозки груз в установленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации систематического перевозки (ст. 914 ГК).

    По своей правовой природе такие договоры являются двусторонними, платными и консенсуальними. Они применяются на всех видах транспорта. Особое значение для бесперебойной работы транспорта имеет месячное планирование перевозки грузов. Так, планирование перевозки грузов по железной дороге осуществляется на основании заявок, разработанных производителями продукции, а также ее владельцами (Временное положение о порядке месячного планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом Украины от 2 марта 1995 г.).

    Перевозки транспортом общего пользования

    Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным (ч. 2 ст. 915 ГК). С учетом этого к нему применяются унифицированные нормы, содержащиеся в ст. 633 ГК, а также специальные правила ст. 915 ГК, которые конкретизируют отдельные общие положения о такой договор с учетом специфики перевозки.

    Объектами перевозки транспортом общего пользования могут быть пассажиры, грузы, багаж и почта. Субъектом договора со стороны перевозчика может выступать юридическое лицо, получившее лицензию в установленном законодательством порядке на осуществление перевозки. Так, согласно ст. 40 Закона "Об автомобильном транспорте" пассажирским перевозчиком имеет право быть субъект предпринимательской деятельности, который по законодательству в соответствии с лицензией может оказывать услуги по договору перевозки пассажира автомобильным транспортом общего пользования, используемого на законных основаниях. Отношения пассажирского перевозчика автобусного маршрута общего пользования с владельцами автовокзалов и автостанций определяются договором, который заключается в обязательном порядке и предусматривает право перевозчика заключать от их имени договор с пассажиром перевозки. Предметом договора пассажирского перевозчика с владельцами автовокзалов и автостанций является предоставление услуг, связанных с отправлением и прибытием пассажиров автобусных маршрутов общего пользования (кроме городских) согласно расписания следования.

    1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

    2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

    Комментарий к статье 789 Гражданского Кодекса РФ

    1. Понятие транспорта общего пользования было введено ст. 100 Основ ГЗ и получило дальнейшее развитие и уточнение в ст. 789. Главные его особенности - наличие обязанности осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки на транспорте общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК).

    2. Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе, в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК, обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.

    3. Предусматривая обязательную публикацию перечня организаций, являющихся транспортом общего пользования, абзац второй п. 1 ст. 789 ГК не определяет порядок публикации этого перечня. До определения такого порядка в транспортных уставах и кодексах или специальном акте и начала его практического применения перевозчиками общего пользования следует считать железные дороги, входящие в общую сеть железных дорог РФ и открытых для общего пользования (ст. 4 УЖД), автотранспортные предприятия, названные в ст. 4 УАТ, а также водных и воздушных перевозчиков общего пользования. Ограничения в этом отношении могут вытекать из выданной перевозчику лицензии, о чем должно быть объявлено. Информация клиентуры по данному вопросу должна публиковаться в сборниках правил перевозок (тарифах) и объявляться во всех пунктах отправления.

    Другой комментарий к статье 789 ГК РФ

    1. В коммент. ст. указывается ряд основных правовых особенностей договора перевозки транспортом общего пользования. По этому договору любое лицо вправе заказать перевозку грузов, пассажиров и багажа (в последнем случае - это один из видов договора пассажирской перевозки). Данный договор обладает особым:

    Субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель (последний может быть стороной этого договора в силу п. 3 ст. 23 ГК), а контрагентом перевозчика может быть любое физическое или юридическое лицо;

    Содержанием в силу того, что договор признан публичным (п. 2 ст. 789 ГК): а) перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; б) все условия этого договора, в том числе и цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми (п. 2 ст. 426 ГК). Однако законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Эти льготы, как видно, не носят индивидуального характера, они могут быть предоставлены лишь группам (категориям) потребителей.

    Кроме того, для договора перевозки транспортом общего пользования характерен особый порядок заключения: перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному пассажиру (грузоотправителю) перед другим в отношении заключения этого договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается также отказ перевозчика от заключения договора перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования при наличии возможности предоставить потребителю услуги по перевозке (п. 1 и 3 ст. 426 ГК).

    В тех случаях, когда заказчиком транспортной услуги по указанному договору является гражданин, к отношениям по перевозке транспортом общего пользования применяется законодательство о защите прав потребителей.

    2. Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования имеет свои разновидности, выделяемые в зависимости от видов транспорта и условий перевозки. Так, на автомобильном транспорте регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 УАТ). В свою очередь, такие перевозки на данном транспорте подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

    Главная особенность перевозки транспортом общего пользования - наличие обязанности осуществить перевозку по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК). В качестве перевозчика в этом договоре может выступать только юридическое лицо - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ст. 2 УЖТ).

    Оказание услуг по перевозке транспортом общего пользования "на равных условиях" отнюдь не означает, что законодательством не могут устанавливаться определенные льготы и преимущества отдельным пользователям. Так, льготы предоставляются ряду категорий пассажиров (например, при поездках в летний период в пригородном сообщении). Льготные тарифы устанавливают компетентные органы при перевозке некоторых видов грузов.

    Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК обратиться в суд о понуждении к заключению договора и возмещении причиненных убытков.

    На железнодорожном транспорте к организациям транспорта общего пользования относятся ОАО РЖД, а также любое иное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), принявшее на себя обязанность доставлять транспортом общего пользования пассажиров, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать их получателю. На воздушном транспорте к этому виду транспорта следует отнести авиационные предприятия, имеющие основной целью своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок (п. 1 ст. 61 ВК). Указом Президента РФ от 21.07.95 N 747 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2907) Министерству транспорта РФ поручено учреждение государственного реестра для авиации общего назначения России. На внутреннем водном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов (п. 2 ст. 66 КВВТ).

    К транспорту общего пользования следует относить на автомобильном транспорте общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус); такси, метрополитен. Отнесение предприятий, осуществляющих грузовые автоперевозки, к транспорту общего пользования может вытекать из выданных им лицензий.

    Признание договора публичным не означает, что перевозчик обязан осуществить перевозку между пунктами отправления и назначения, руководствуясь исключительно выбором грузоотправителя или пассажира. Железнодорожные станции могут открываться для выполнения всех или только некоторых операций, и перевозчики осуществляют перевозки между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций (ст. 4 УЖТ). Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта России. Перечень публикуется в соответствующем тарифном руководстве. Поэтому клиент может сдать груз к перевозке, например, в контейнере или мелкой отправкой при условии, что станции отправления и назначения открыты для выполнения таких операций.

    Пассажир вправе потребовать продажи билета до названной им станции назначения при условии, что эта станция открыта для выполнения соответствующей пассажирской операции (ст. 83 УЖТ).

    Публичность договора в определенной степени юридически уравнивает перевозчика (как правило, экономически более сильной стороны) и грузоотправителя или пассажира. При этом суд исходил из того, что в силу ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, а в силу ст. 426 ГК РФ договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором. Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (Определение ВС РФ от 27.07.2005 N 35-г05-7).

    В Гражданском кодексе РФ обеспечивается специальное регулирование таких видов договора перевозки, как: договор перевозки пассажира; договор перевозки груза; договор фрахтования; соглашение транспортных организаций о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; договоры об организации перевозок; договоры, заключаемые между транспортными организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов.