Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Понятие принципов и законов управления. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем. Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления

    Понятие принципов и законов управления. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем. Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления

    Управление основывается на системе экономических законов, за­кономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности - это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благ и услуг. Они действуют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы определяют поведение людей в сфере экономики.

    Все законы и закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся законы, присущие управлению вооб­ще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономер­ности управления.

    К числу законов управления (их называют общими законами) относятся следующие:

    Закон специализации управления;

    Закон интеграции управления;

    Закон экономии времени.

    Закон специализации управления. Современное производство товаров и услуг характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью организации труда и информационных систем. Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний в различных областях науки и техники, что неизбежно приводит к расчленению общих функций управления на частные виды деятельности, к проявле­нию их в конкретных условиях, на различных уровнях. Управление в этих условиях становится видом профессиональной деятель­ности, нуждающейся в специальном образовании, обладании оп­ределенными способностями.

    Закон интеграции управления вытекает из единства производства и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм - предприятие, фирму, с другой - это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленчес­кий процесс.

    Организации, предприятия, фирмы в рыночных условиях могут объединяться в различные новые формы хозяйственных комплек­сов: концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления связей на всех уровнях управления и соответ­ствующим информационным обеспечением.

    Закон экономии времени. Эффективность предпринимаемых уп­равленческих действий, а следовательно, достижение поставлен­ных целей, определяется скоростью реакции управления на по­требности рынка. Принятие решения менеджером в более корот­кое время по сравнению с конкурирующей стороной обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организа­ции. Закон экономии времени имеет важнейшее значение в управ­лении организацией, отраслью народного хозяйства, государством в целом.



    Закономерности управления - это логически последовательное про­явление основных законов управления.

    Принципы управления - исходные положения теорий управления, основные правила деятельности в этой области по осуще­ствлению управления организацией.

    Общими принципами управления являются: объективность (науч­ность), системность (рассмотрение управления организацией как целостного явления), эффективность, конкретность, принцип глав­ного звена, рационального сочетания централизма и демократиз­ма, единоначалия и коллегиальности, отраслевого и территориаль­ного управления.

    Ведущим принципом управления является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее приемлемым считается вариант распределения полномо­чий по принятию решений, при котором централизованно прини­маются стратегические решения, а оперативное управление осуще­ствляется децентрализованно. Принцип сочетания централизации и децентрализации предпола­гает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.

    Единоначалие, по сути, - это предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального реше­ния на основе мнений руководителей разного уровня, а также мне­ний исполнителей конкретных решений. Соблюдение наилучшего соотношения между единоначалием и коллегиальностью обеспе­чивает эффективность и действенность принятых решений.



    Принцип научной обоснованности управления в конечном счете сводится к тому, чтобы все управленческие действия осуществля­лись на базе использования научных методов и подходов.

    Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, когда первич­ные звенья управления подчиняются органам руководства следую­щего уровня, и т. д. Соответственно цели управления перед низ­шими звеньями структуры ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Контроль за деятельностью всех зве­ньев управления организацией осуществляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной корректировка хода управленческого процесса.

    Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем и более отдаленном будущем (в перспективе).

    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности пред­полагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

    Суть принципа мотивации заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мо­тивы определяются потребностями человека. Кроме того, человеку также присущи интересы. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека - на этом строится стимулирова­ние, одна из основных функций управления.

    Важнейшим принципом управления в современном производстве является принцип демократизации управления. Суть данно­го принципа - в участии всех сотрудников в управлении организа­цией, в партнерских отношениях между предпринимателем и ра­ботником. Формы проявления участия могут быть самыми различными - от широкого участия работников в собственности, прибы­ли и до принятия решений на всех уровнях управления.

    Управление реализует систему принципов микросоциального управления:

    Принцип «гуманизации производственных отношений», требую­щий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;

    Принцип «делового партнерства», предполагающий сплочение раз­ных групп работников во имя процветания фирмы;

    Принцип «экономического децентрализма», делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном организации.

    7.Общая характеристика моделей управления .

    Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты раз­рабатывают, а затем и реализуют на практике с целью решить возникшие проблемы.

    Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют сово­купность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические за­дачи. Все это и определяет «плоть» и «душу» моделей управле­ния. Сами модели не застывают, а трансформируются и преоб­разуются вместе и в соответствии с изменениями, которые про­исходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности и тогда она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие. Главная задача руководителя в том и состоит, чтобы правильно проинтегрировать все главные тенденции и принять на воору­жение самую эффективную модель.

    Понятие «модель управления» позволяет раскрыть основ­ные системы управления. По сути, модель управления - это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками, и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование. Любой руководитель стоит перед проблемой выбора по самому жи­вотрепещущему вопросу, как управлять вверенным ему объ­ектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать. Модель управления позволяет сде­лать это.

    Можно сказать, что модель управления вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей - родной, выстраданной, орга­ничной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.

    Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Восприимчивость ко всему положительному, умение приоб­щиться к мировому Знанию является одним из самых уважае­мых качеств любого человека, любой организации, любой уп­равленческой системы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях:

    Во-первых, изменения не должны рушить основы, на кото­рых держится сложившаяся модель управления;

    Во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют.

    Вопрос о моделях управления один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связыва­ют свои или чужие успехи с определенной моделью управления.

    В словарях дается несколько значений слова «модель». В широком смысле «модель» - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, кото­рые для того, кто осуществляет моделирование, являются ори­гиналом.

    Модель - это, прежде всего, продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосред­ственно осуществляет). В зависимости от критериев, политических и эконо­мических пристрастий, установок и задач, которыми руково­дствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выяв­ляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет ре­ально происходящие явления.

    Все обстоит гораздо сложнее, когда реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, на­учные знания, тенденции и закономерности развития, надо де­лать прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель пере­страивать действующую систему управления.

    Управление обеспечивает в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы. Таким об­разом, управление есть процесс, а система управления - меха­низм, который обеспечивает эффективность этого процесса. Отсюда под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управле­ния, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных це­лей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совмест­но вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодей­ствия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

    Модель, которая руководителю или управленческой коман­де, представляется идеальной или наиболее подходящей мож­но, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество мо­делей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми бу­дут являться наиболее эффективно работающие элементы раз­личных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую мо­дель управления, которая в максимальной мере отвечает предъ­являемым требованиям, исключить из нее нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отве­чают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; и, в-четвертых, создать и за­пустить принципиально новую модель, опирающуюся на со­вершенно новую парадигму, способную уловить едва наметив­шиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать до­минантными в будущем.

    Задача описать модель управления, например, народного хо­зяйства страны, региона, народно-хозяйственного (отраслево­го) комплекса, и даже муниципального образования или кор­порации во всей полноте и широте внешних и внутренних свя­зей представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ра­курс. Именно точка зрения автора - политическая, экономи­ческая, социальная, технократическая, организационная, тер­риториальная, дивизиональная, операциональная - и связан­ные с нею критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления.

    В этой связи можно выделить следующие основные модели управления:

    По виду преобладающей собственности на средства производ­ства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.

    По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либе­ральная), рыночная с элементами государственного регулиро­вания, социальная рыночная, модель государственного управ­ления с развитыми рыночными отношениями, модель центра­лизованного управления с элементами рынка (плановая).

    По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.

    По критерию «встроенности» человека в систему производи­тельных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндуст­риальная.

    По территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская.

    По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

    1) школа научного менеджмента (Р.Оуэн, Ф.Тейлор, Ф.Джилбрет, Г.Эмерсон)

    2) школа рациональной бюрократии (М.Вебер)

    3) административная школа (А.Файоль)

    4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик)

    5) школа НОТ (А.Богданов, А.Журавский, Ф.Дунаев, А.Гос­тев, Н.Витке, Ф.Дунаевский, П.Керженцев)

    6) школа «человеческих отношений» (Э.Мэйо)

    7) мотивационная школа (А.Маслоу, Ф.Херцберг, В.Врум, Адаме, У.Джемс, Д.Маклелланд)

    8) школа «организационного поведения» (К.Арджирис, РЛайкерт, А.Этциони, Б.Басе, Р.Блейк, Дж.Моутон).

    По роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора (теория X и теория Y), модель У.Оучи (теория Z).

    По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счаст­ливый атом» (У.Питерс, Р.Уотермен), модель управления по ре­зультатам (Т.Санталайнен), ситуационная модель.

    По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состоя­ния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамичес­кая (прогнозная, вероятностная, развития).

    Модель управления должна отражать реальные потребнос­ти развития экономики. Она также должна соответствовать экономической, социальной и культурно-исторической среде, в которой она применяется. Степень адекватности отражения текущих и перспективных потребностей, а также степень соот­ветствия конкретным условиям применения определяют цен­ность модели, ее эффективность.

    Наука и практика предложили обществу достаточно много моделей управления. Если взять за критерий место человека в производстве и управлении, то их можно условно объединить в следующие базовые модели: жесткая модель, исповедующая агрессивный менеджмент; мягкая модель, опирающаяся на де­мократические методы управления, тотальное творчество, участие работников в управлении и коллективном принятии решений, коллективизм, экономические и социальные стиму­лы труда; комбинированная модель, сочетающая в себе элемен­ты жесткой и мягкой модели. Каждая из этих моделей имеет свои объективные предпосылки и оптимальные условия при­менения.

    Россия (так же как и любая другая страна) может взять на вооружение только ту модель и только те методы управления, которые наиболее полно соответствуют ее историческому опы­ту, традициям и культуре. Слепое копирование зарубежного опыта без его критического осмысления и строгой (пристраст­ной) оценки реальных возможностей его адаптации неприем­лемо и должно решительно осуждаться.

    ВВЕДЕНИЕ

    Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
    Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
    Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.
    Целью моей работы является рассмотреть основные законы, а также фундаментальные основы управления - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.
    Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию.
    Понять и отстаивать принципы всегда легче, чем жить по ним. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему. Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Особо сложным объектом управления является коллектив, т. е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные, сердечные отношения в семье, как установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.

      Задачами данной работы является:
        Дать понятие управления;
        Исследовать основные законы управления;
        Определить роль принципов управления в обществе;
        Перечислить принципы управления и дать им краткое описание.

    ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ

        Понятие управления

    Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по П. Друкеру 1). Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней, т. е. менеджеры.
    Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями.
    Управление организацией - целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.).
    По А. Файолю: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» 2 .
    Ключевым аспектом менеджмента является признание роли и значения других людей. Хороший менеджер знает, что для выполнения задач, стоящих перед организацией, необходимо участие всех сотрудников. Несколько позже Питер Друкер утверждал, что работа менеджера заключается в том, чтобы определять направление развития всей организации, обеспечивать руководство и решать, каким образом использовать организационные ресурсы, чтобы достичь поставленных целей. Решение задач с помощью других людей, использование ресурсов для достижения поставленных целей, обеспечение руководства и определение направления развития - это именно то, чем занимаются менеджеры. Эти виды деятельности относятся не только к уровню высшего руководства, но и к руководителям службы безопасности, бухгалтерских отделов, директорам по маркетингу и другим менеджерам. Более того, считается, что менеджмент универсален, поскольку предполагает использование ресурсов и достижение целей всеми типами коммерческих и некоммерческих организаций.
    Таким образом, менеджмент - это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами. 3
    Предмет науки управления - законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления.
    Очень важно отметить, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона.

        Законы управления
    Закон - необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности.
    Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.
    Теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и, хотя их поступательное развитие не вызывает сомнений, никто не сможет уверить нас в том, что теория, появившаяся на свет последней, обязательно является лучшей. Нет единства даже в области терминологии. Например,
    Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В любой момент времени какая-то из научных школ может занимать господствующее положение, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жизненного цикла, которому подчиняются не только живые системы, но и идеи и теории.
    Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы. Считающиеся неуправляемыми системы управляются пока что неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.
    Еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении. Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода, в соответствии с экономическими, социально-психологическими законами и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется система.
    Это означает также необходимость основанного на науке понимания многообразной природы и сущности объекта управления, необходимость компетенции в области специфики объекта, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки фения систем управления он является большой и сложной ж и вой социально-психологической и биологической объектно-субьектной системой, воздействие на которую представляет собой по сути взаимодействие.
    Общие законы управления:
    управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);
    закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем
    с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям;
    закон жизненного цикла (любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты;
    закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта.
    Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на достаточно субъективную модель, субъективное представление об объекте, субъекты-исследователи и практики пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в
    системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно даже не подозревать о наличии свойств и качеств объекта, объясняющих его поведение. Так, Ф. Тейлор объективно не мог, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, учитывать личностные особенности, поскольку во время разработки им научного менеджмента еще не сложилась наука психология вообще и психология личности в частности. Перечисляемые здесь законы управления - субъективная точка зрения автора данной книги.
    Можно сформулировать закон эффективного управления: эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь качество управления есть результат компетентности управленца. 4
    Закон субъективности в восприятии эффективности управления: поскольку на результаты деятельности организации оказывает влияние множество субъектов и групп интересов с достаточно разнообразными интересами, постольку оценка результатов этими группами и субъектами может не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации).
    Закон компетентности управленца: компетенция не есть величина постоянная, она требует непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, работы мысли.
    Закон актуальности, или современности, применяемых методов управления, необходимости опоры на самые современные знания и научные достижения. Компетентность управленца есть результат следующих факторов: глубины познания управляемой системы, степени адекватности используемой для управления модели системы самой системе, объема и степени владения методами и способами влияния на систему, степени адекватности используемых для управления методов самой системе.
    Закон экономичности управления (связан с законом адекватности): чем точнее выбран метод, тем достижение ожидаемого результата не только более вероятно, но и обходится дешевле. Это означает, что система легче реагирует на воздействие, менее инерционна по отношению к воздействию, в общем случае требует меньше усилий и используемых ресурсов, если воздействие учитывает ее специфику, состояние, ожидание.
    Законы организаций как систем и объектов управления можно вывести, переформулировав свойства систем:
    свойства организации нельзя познать, основываясь только
    на знаниях свойств ее элементов;
    действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода;
    от перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются;
    поведение организации нельзя прогнозировать на основе знания только ее свойств, т. е. без учета факторов внешней среды;
    каждая организация уникальна, и неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных организациях;
    организация способна приспособиться к изменениям внешней среды и к внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения;
    для большой, сложной живой системы (человек, группа, организация, социум) не существует столь адекватных моделей, которые могли бы обеспечить прогнозирование поведения с вероятностью 100%;
    в процессе развития организациям требуется не только пребывание в состоянии изменений, но и пребывание в состоянии относительного покоя;
    каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее;
    внешнему наблюдателю не дано знать с вероятностью 100% внутреннее состояние организации, уровень ее напряженности;
    наблюдающий и управляющий субъект по определению не может быть объективен, он всегда находится в плену собственных представлений, опыта, собственных системных особенностей, состояния, разработанных моделей. 5
    На организацию воздействует внешняя среда, поэтому следует учитывать законы внешней среды, например, законы общественно-экономической формации.
    При выполнении отдельных функций управления необходимо знать и учитывать соответствующие « функциональные» законы, например, законы планирования, лидерства, организации деятельности, контроля.

    ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

    2.1 Роль принципов управления в обществе

    Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.
    Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управление - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъективно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие.
    Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально- политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.
    Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым) . Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные. Хотя природную основу личности составляют ее генетические, биологические особенности (человек формируется примерно на 15 % в зависимости от факторов наследственности и на 85 % - от своего окружения) , все же определяющими факторами являются ее социальные свойства: взгляды, потребности, способности, интересы, морально-этические убеждения и т.п. социальная структура личности формируется в сфере производственной, общественной деятельности, а также в сфере семьи и быта.
    Особо сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные отношения, установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
    Итак, принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной на тысячи лет человеческих цивилизаций, - на принципах, законах управления. Принципы управления должны определят не очевидные, а более глубокие, именно принципиальные закономерности и одновременно служить руководством к практическим действиям. 6 Принципы управления реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.
    В руководстве персоналом необходим не только "технократический" административный подход (понятие "экономический человек") , но и социально-этический подход, учитывающий социальный - человеческий фактор, который ставится на одно из первых мест в японской системе управления.
    Вот, например, философские принципы управления японских компаний:
    Постановка крупной цели, понятной всем, плоть до рабочих.
    Патернализм - воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи.
    Пожизненный наем служащих, когда им гарантируется рабочее место до ухода на пенсию.
    Уважение к старшему по возрасту и по должности, беспрекословное подчинение ему.
    Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.
    Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого.
    Не будем подробно останавливаться на принципах японского, американского, европейского менеджмента, а постараемся обобщить опыт международного менеджмента и выделить основную группу наиболее общих эффективных принципов управления современных организаций.

    2.2 Принципы управления

    Рассмотрим важнейшие из принципов управления предприятия в целом:
    1 . Принцип системности и комплексности. Система, подразумевающая объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств, входящих в нее частей.
    Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.
    Например, прибыль промышленной фирмы при прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т.д.
    В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников. Считается, что рабочая группа (руководитель плюс взаимодействующие между собой исполнители) с точки зрения эффективности и оперативности руководства, взаимодействия членов и экономии средств должна иметь численность не менее 5 и не более 9 человек (так называемый закон "7 плюс-минус 2") .
    Эмерджентность - означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей. Например, цель корпорации состоит в получении максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу. Подсистема "персонал" руководствуется целью максимизации оплаты труда при минимизации энергетических затрат. В умении сглаживать подобные противоречия и состоит искусство руководителей.
    Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата. В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск источников увеличения синергии.
    Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Например, реконструкция производства позволила фирме добиться резкого увеличения прибыли, дала возможность увеличить долю средств, направляемых на инвестиции, увеличила объемы и номенклатуру выпускаемой продукции. В дальнейшем по мере усложнения организационной структуры в компании растет бюрократический аппарат, замедляется реакция на новые требования рынка и условия внешней среды и ее рыночные позиции быстро (мультипликативно) ухудшаются. Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления) , соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала. Когда деструктивные процессы в организации начинают нарастать, очень важно не суетиться, избегать быстрых и часто опрометчивых решений, а попытаться подстроиться под ход деструктивного процесса, понять его драматургию и смысл. Очень важно четко осознавать время, когда необходимо принимать ответственные решения. Опытные руководители обладают этим качеством.
    Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работ, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже - добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством) . Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.
    Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
    Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях - администрация, аппарат управления; в стране - государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления. Об этом более подробно будет рассмотрено ниже.
    Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного. Если в долгосрочной перспективе конфликтов не возникает, можно говорить о хорошей совместимости работы. 7
    Принцип системности и комплексности подразумевает умение видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию.
    2. Принцип правовой защищенности управленческого решения. Этот принцип требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.
    Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском, а в России после ее вступления в конкурентные рыночные отношения и при не устоявшихся еще правовых нормах - особенно. Взаимодействие между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Государственная Дума России поражает мир удивительной законотворческой плодовитостью, рождаются бесчисленные указы Президента и решения Правительства. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов очень сложно. Но как бы ни относились руководители предприятий и фирм к этим правовым актам, но выполнять или хотя бы считаться с ними необходимо - иначе неминуемы крупные штрафы или решения о полном прекращении работы предприятия.
    Нельзя путать деловой риск с риском преступить закон, тем более что, несмотря на трудности, противоречия, бесконечные дискуссии, правовое пространство страны постоянно расширяется, вводятся в действие все новые и новые законодательные акты. Такие федеральные законы, как о защите прав потребителей, антимонопольной политике и конкуренции, о стандартизации, сертификации продукции и услуг, о рекламе и т.п. уже дают ощутимые результаты.
    3. Принцип оптимизации управления. Любая управля
    и т.д.................

    26.Взаимосвязь законов и принципов менеджмента.

    Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей. В методологии управления принципам отводится важная роль, так как они приме­няют на практике основные законы развития объективного мира, социальные, экономические, организационные и управленческие законы, объединяя их.

    Под принципами управления следует понимать правила, ос­новные положения и нормы поведения, которыми руково­дствуются административные органы в процессе управления.

    Принципы управления вытекают из управленческих законов. Принципы отличаются от законов гносеологическим происхожде­нием. Закон отражает устойчивые, повторяющиеся связи и отноше­ния, происходящие в природных и общественных явлениях, а принцип является оптимальным правилом, нормой, которые сфор­мулированы людьми и носят субъективный характер. Поэтому од­ному закону могут соответствовать два и более принципов, и, на­против, несколько законов могут быть реализованы на основе од­ного принципа. Принципы и законы, по сути, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).

    Законы управления представляют собой объективные, устой­чивые, повторяющиеся причинно-обусловленные связи и взаимоза­висимости организационно-экономических явлений в процессе управления производством, распределением и обменом материаль­ных благ и услуг.

    Основными законами управления являются:

    1) единства и целостности системы управления;

    2) необходимого разнообразия систем управления;

    3) соотносительности управляющей и управляемой систем;

    4) пропорциональности производства и управления;

    5) участия коллектива в управлении;

    6) зависимости эффективности рещения задач управления от объема использования информации;

    7) соответствия требуемого и располагаемого времени при решении задач управления;

    8) экономии интеллектуальной энергии;

    9) перехода от административных к организационным мето­дам управления.

    Основной задачей науки управления является изучение и практическое применение принципов. Принципы управления опи­раются на диалектический закон развития, обобщающий опыт че­ловеческой цивилизации. При смене социально-политических фор­маций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

    Если рассматривать метод как систему, состоящую из целой совокупности элементов, то главенствующую роль в этой системе будут занимать принципы. Но при этом метод выступает в роли способа реализации принципов управления. Однако, будучи в каче­стве составной части метода, эти принципы (этот принцип) приоб­ретают в нем количественную, качественную, адресную, времен­ную и пространственную определенность.

    Роль принципов управления для социальных систем заключа­ется в том, что они определяют требования к организации управле­ния, выявляют закономерности формирования управляемой систе­мы: ее структуры, методов организации труда и мотивации поведе­ния членов коллектива, учитывают особенности технологии и тех­нического оснащения.

    Принципы управления весьма разнообразны, например, по Г. Эмерсону, это следующие правила:

    1) наличие четко поставленных целей или идеалов как главная предпосылка эффективной работы;

    2) присутствие здравого смысла в любой работе. Без этого не­возможно осуществление творческой работы в организации, выра­ботка целей и контроль за их претворением;

    3) возможность получения квалифицированного совета, ком­петентной консультации. В каждой организации необходимо соз­дать отдел рационализации, который бы вырабатывал рекоменда­ции по совершенствованию управления во всех подразделениях;

    4) соблюдение строгой дисциплины на основе стандартных письменных инструкций и использования системы вознагражде­ний;

    5) наличие инструкций и стандартов в письменном виде;

    6) справедливое отношение к персоналу через систему оплаты труда и карьерного роста;

    7) наличие рациональной системы оплаты труда за повышение производительности труда;

    8) наличие своевременного, полного, надежного и точного учета процессов и явлений организации;

    9) регулирование производства (диспетчирование);

    10) планирование и описание работ;

    11) нормирование операций на основе рациональных приемов их выполнения;

    12) нормализация условий работы (без нее невозможно ни точное планирование, ни полный и своевременный учет, ни рост организации);

    Принципы управления классифицируются по различным основаниям.

    I. По степени обоснованности - научные и обыденные. Науч­ные принципы такие, которые могут быть сформулированы на ос­нове познания законов и закономерностей и содержат в себе требо­вания к мыслящему объекту, ориентируются на познавательную деятельность. Обыденные - те, которые сформулированы челове­чком на основе собственного восприятия действительности, тради­ций и интуиции.

    2. По степени универсальности - общие и особенные. Общие (универсальные) принципы действуют во всех материальных сис­темах. Особенные (специфические) те, которые характерны для конкретных ситуаций, процессов, некоторых аспектов управленче­ской деятельности.

    3. По масштабу действия - в элементах организации (напри­мер, принцип индивидуальной работы), между элементами органи­зации (например, принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи), между организациями (на­пример, принцип отраслевой связи между предприятиями).

    Все принципы связаны между собой, и только их комплексное применение обеспечивает успех функционирования и развития ор­ганизации как целостной системы.

    В основу формирования принципов управления развитием ор­ганизации положены базовые ценности. Согласно Джеймсу Кол­линзу и Джерри Поррасу, базовые (ключевые) ценности - это не поддающиеся изменениям руководящие принципы и основы любой организации, обязательные для долговременного ее существования (т.е. основные и неизменные нормы) . Наличие таких ценностей

    положительно сказывается на действиях сотрудников и усиливает их преданность. Эти ценности определяют, как люди должны рабо­тать и способствовать организационному успеху.

    Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

    Закон – объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

    Законы характеризуют:

    1. Единство процессов объективного мира.

    Мир существует как единая система, все процессы в нем образуют единую систему, нет такого процесса, который бы вышел за пределы этого единства.

    2. Взаимозависимость мировых процессов.

    Все явления мирового процесса взаимозависимы.

    3. Целостность мирового процесса.

    Анализ мирового процесса следует осуществлять без изъятий. Несущественное в одном случае может стать важным и даже чрезвычайным в других случаях.

    Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

    В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики :

    1. Закон единства и борьбы противоположностей.

    Утверждает:

    · во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения;

    · противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;

    · борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимопереход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;

    · в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

    Понимание сути закона единства и борьбы противоположностей любыми руководителями означает, что они осознают неизбежность в деятельности организаций противоположностей, противоречий между прогрессивным и консервативным, между стабильностью и динамикой, формальным и неформальным, надежностью и риском . Именно в поисках эффективных путей разрешения этих и многих других противоречий и заключается профессиональная деятельность управления персоналом.

    2. Закон отрицания отрицания.

    Утверждает:

    · последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее;

    · во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, то есть последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующее состояние;

    · в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

    Смысл действия закона отрицания вполне определен: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому, поэтому должно быть развито профессиональное чутье не только на все новое, прогрессивное, но и на более подходящие моменты внедрения нового и устранение устаревшего .

    3. Закон перехода количественных изменений в качественные (и обратно).

    Утверждает:

    · что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые достигнув определенного уровня, приводят к коренным качественным изменениям;

    · количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные качественные изменения – скачком, революционно.

    В управлении экономикой переход количественных изменений в качественные особенно остро ощутим . Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры местных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных решений, даже целых стратегий поведения фирмы.

    На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

    Законы управления

    Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой. На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

    1. Закон единства и целостности системы управления.

    Этот закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством . Она должна содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целям и задачам управления . Функциональная целостность озна­чает, что система управления должна реализовывать все функ­ции, необходимые для достижения целей системы.

    Единство системы управления означает, что она образует со­бой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов , что от­нюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

    Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы - ни государства и его структурных подразделений, ни ее субъектов, ни экономики регионов, фирм и т.д.

    2. Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соот­носительности всех элементов системы управления.

    Закон говорит о том, что любая система управления незави­симо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми долж­на поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотно­сительность .

    Соотносительность систем означает, что они должны соот­ветствовать друг другу по функциональным и структурным воз­можностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития .

    Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного раз­вития. Если управляемая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляющая система интен­сивного типа может выводить управляемую систему экстенсив­ного типа в разряд интенсивных.

    Во-вторых, соотносительность систем означает, что функ­циональной сложности управляемых систем должна соответст­вовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляе­мой) системы с передовым научно-техническим уровнем. Разу­меется, уровень компетентности работников системы управле­ния в этой сфере должен быть выше уровня компетентности работников управляемой системы.

    В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой. Это означает не только опережающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходимость эффек­тивного использования современных научных данных о челове­ке, коллективе и обществе.

    Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может функционировать эффективно, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы.

    Механизм действия закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой «норме управляемости », которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. В настоящее время управления рекомендует соблюдать «норму управляемости» от 5 до 9 объектов .

    3. Закон зависимости, эффективности решения задач управле­ния от объема использования информации.

    Закон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения .

    Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

    Увеличение или уменьшение количества данных не приводит к однозначным изменениям эффективности принимаемых решений и расходуемого при этом времени . Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности.

    То есть, когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, лицо, принимающее решение (ЛПР), вынуждено рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньшим, а степень эффективности значительно возрастает. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается.

    Дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принятие решения. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему, и дальнейший быстрый рост эффективности невозможен по самой сути рассматриваемых явлений.

    Необходимым является только тот объем информации, который обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время.

    Знание механизма данного закона позволяет:

    · рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

    · обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления (АСУ);

    · планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

    4. Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

    Этот закон отражает одно из важнейших требований к управлению – его оперативность. При оперативном управлении необходимо вести тщательный учет баланса времени, сопоставляя изменяющееся время с динамикой развития ситуации и вычисляя его резерв или дефицит. С этой целью в управлении следует рассматривать два вида времени – располагаемое и требуемое, которые находятся в противоречии.

    Располагаемое время Т р – временной отрезок, в который мы должны уложиться при осуществлении какого-либо мероприятия, чтобы обеспечивался его успех.

    Потребное время Т п – время, в которое мы можем уложиться при осуществлении данного мероприятия с учетом подготовки, обеспеченности и состояния системы.

    Благоприятный для нас баланс времени обеспечивается лишь в том случае, если потребное время не превышает располагаемое Т п Т р .

    При Т п < Т р мы имели бы резерв времени, равный Т р - Т п .

    5. Закон единства и соподчиненности критериев эффективно­сти, используемых в процессе управления.

    Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями такого соответствия служат критерии эффективности . Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления .

    На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

    Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях .

    Во-вторых, в системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий . Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей.

    6. Закон совместимости технических средств и систем управле­ния соподчиненных и взаимодействующих систем.

    Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления .

    Понятие совместимости в содержании данного закона трактуется весьма широко. Прежде всего, совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления.

    Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления .

    Автоматизированные системы управления (АСУ) представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации. Средства добывания и сбора информации, средства связи, электронно-вычислительные машины, предназначенные для обработки и хранения информации, электронные средства наглядного отображения могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью .

    Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью. Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д. Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам.

    12. 2. Сущность и содержание принципов управления.

    Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.

    Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания . Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий . По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления и управленческой практикой . Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

    Принципы управления имеют одновременно и объективный , и субъективный характер , что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления.

    Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый из принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

    Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности . Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления . В этом состоит, прежде всего, признак их научности .

    Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управле­ния, в организационных формах работы, методах управленче­ской деятельности .

    Классификация и содержание принципов управления.

    В литературе нет единого подхода к классификации принци­пов управления. Классификация принципов должна основывать­ся на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответство­вать как частным, так и общей цели повышения эффективности управления.

    К числу основных принципов управления могут быть отнесе­ны:

    1. Научность.

    Этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противо­речивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития.

    К противоречиям принципа научности относятся:

    · противоречия теории и практики;

    · единство и противоречие объективного и субъективного.

    Теория требует использование прогрессивных научных идей и их результатов (итогов научного познания - от явления к сущ­ности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т.д. бесконечно).

    Практика орга­низации процесса управления в конкретных условиях требует для решения конкретных задач ограничения по времени процес­са познания.

    Это противоречие разрешается путем использова­ния методов моделирования, средств вычислительной техники, которые сближают выводы теории и практики в пределах по­знанной сущности .

    Второе противоречие имеет универсальный характер и отно­сится ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремление человека.

    Чем выше уровень общей культуры и профессионализма ру­ководителя, тем меньше возможностей проявления субъективиз­ма.

    2. Системность и комплексность.

    Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно . При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям.

    Системность означает необходимость использования систем­ного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разруше­нию. Комплексность в управлении означает необходимость все­стороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направ­лений, всех сторон деятельности, всех свойств. У хорошего управленца каждый управленческий акт учитывает особенности характера, привычки, вкусы, возрастные особенности подчинен­ных и т.д.

    3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

    Любое принимаемое решение должно разрабатываться колле­гиально (или коллективно). Это означает всесторонность (ком­плексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

    При решении сложных проблем (внедрении новой техноло­гии, автоматизации производства, поиске новых каналов това­родвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при са­мом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных сотрудников.

    Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя органи­зации (фирмы).

    Для каждого должностного лица устанавливается точная от­ветственность за выполнение определенных и точно очерченных работ .

    4. Принцип централизованности и децентрализованности.

    Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимную коор­динацию звеньев в рамках целостной системы управления.

    Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоор­динированности, чем больше инвариантность деятельности ор­ганизации и чем меньше требуется автономности и самостоя­тельности функционирования подразделений .

    Децентрализация способствует структурной гибкости, раз­витию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожи­данные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев.

    Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга . Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она поте­ряет свою структурность.

    5. Принцип пропорциональности в управлении.

    Принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть его заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта управления (управляющей подсистемы).

    Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен системой количественных и качественных показателей .

    Среди количественных показателей используются такие, как:

    · соотношение численности руководителей, инженерно-технических работников (ИТР), служащих и рабочих;

    · изменение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно-производственного персонала (ППП);

    · отно­сительное опережение темпов роста выработки продукции на одного работника аппарата управления по отношению к тем­пам роста выработки на одного работника ППП;

    · удельный вес заработной пла­ты работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

    · удельный вес затрат на содержание управленческого аппарата на 1 гривну стоимости реализованной продукции;

    · изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управленческого персонала и др.

    К качественным показателям можно отнести:

    · своевременность выполнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за подразделениями аппарата управления;

    · надежность (безотказность) системы управления;

    · повышение уровня, обоснованность принимаемых управленческих решений и др.

    Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией , что составляет одну из важнейших задач управле­ния.

    6. Принцип единства распорядительства в управлении.

    Рациональная структура управления - это структура, в кото­рой установлена четкая персональная закрепленность полномо­чий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.

    Основные варианты закрепления полномочий распорядительства:

    · за непосредственными руководителями в рамках общей субординации полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;

    · за вышестоящими руководителями полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни;

    · за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.

    Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали . Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

    7. Принцип экономии времени.

    Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании оптимальных решений.

    8. Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

    Создание новых систем управления осуществляется для реа­лизации определенного набора целей.

    Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.

    В реально действующих системах управления управленче­ские функции распределены между производственными и управ­ленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи ме­жду элементами структуры.

    В процессе функционирования организации лишние элемен­ты структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции.

    9. Принцип делегирования полномочий.

    Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассмат­ривать его как отдельный принцип управления.

    Полномочия представляют собой ограниченное право исполь­зовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

    Делегирование полномочий означает передачу задач и пол­номочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

    Полномочия делегируются должности, а не индивиду, кото­рый занимает ее в данный момент .

    Важность принципа делегирования полномочий особенно растет в условиях экономических методов управления, реализа­ция которых практически невозможна без самостоятельности и творческой инициативы исполнителей. Основной формулой принципа является: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека».

    Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости.

    10. Принцип обратной связи.

    Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования и развития систем управления. Это также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий.

    Обратная связь - это воздействие результатов функциониро­вания, управления какой-либо системы (объекта) на характер это­го функционирования, управления. Основная идея принципа об­ратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия.

    Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состоя­ния является источником возникновения в управляющей подсис­теме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостаз, обеспечивающий сохра­нение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внут­ренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

    Вопросы по теме 12:

    1. Дайте определение понятия закон.

    2. Назовите и раскройте сущность законов развития объективного мира.

    3. В чем состоит специфика законов управления?

    4. Раскройте сущность закона единства и целостности системы управления.

    5. Сущность и содержание закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.

    6. Сущность и содержание закона зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации.

    7. Сущность и содержание закона соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

    8. Сущность и содержание закона единства и соподчиненности критериев, используемых в процессе управления.

    9. Сущность и содержание закона совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

    10. Дайте определение понятия принципа управления.

    11. Классификация принципов управления.