Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Требование организации к информации и знаниям. Современные требования к информации. Чем является информация? Понятие

    Требование организации к информации и знаниям. Современные требования к информации. Чем является информация? Понятие

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http: //www. allbest. ru/

    2. Виды информации

    3. Требования, предъявляемые к информации

    Библиографический список

    1. Информационная база аналитической работы

    Основным объектом изучения многих наук, и информатики в том числе, является информация. Современный уровень развития научного знания еще не позволяет дать точного и законченного определения этого основополагающего понятия. С развитием нашего представления о мире, в котором мы живем, с развитием науки расширяется и углубляется содержание понятия «информация».

    Первоисточником данного термина является латинское слово informatio (изложение, истолкование, разъяснение), а вошло оно в русский язык, по мнению П.Я. Черных, в эпоху Петра I.

    На общелексическом, бытовом уровне понятие «информация» чаще всего толкуется как сведения, сообщения, передаваемые от человека человеку и осведомляющие о каких-то явлениях, событиях, процессах и т.д.

    Однако это не исчерпывает всего содержания понятия «информация». Так, существует информация об окружающей действительности, которую человек получает через свои органы чувств, и она далеко не во всех случаях исходит от другого человека (температура окружающей среды, рельеф местности, время суток и т.п.).

    Норберт Винер в своей работе «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» определяет информацию как «обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему и приведения в соответствие с ним нашего мышления».

    Мы видим, что информация определяется через категорию «содержание внешнего мира» и напрямую увязана с человеком, его мышлением и процессом приспособления человека к явлениям и событиям внешнего мира. Иными словами, Винер утверждает, что информация вне человеческого сознания не существует.

    Многие современные представления о содержании понятия «информация» связаны с человеком и его способностью мыслить.

    «Информация -- это сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь».

    Во всех случаях, когда идет речь о сведениях, следует понимать, что говорится об информации осмысленной, преобразованной человеческим сознанием. Согласно Словарю В.И. Даля, слово «сведения» происходит от «сведать», т.е. узнать, получить сведения. Оно также является синонимом слов «знание», «известие», «уведомление».

    Отождествление информации со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания, составляет суть антропоцентрического подхода к определению понятия «информация». Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко и, в частности, в российском законодательстве.

    Под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

    До последнего времени антропоцентрический подход удовлетворительно работал в области правовых и общественных наук. Однако в связи с широким внедрением вычислительной техники его недостатки все чаще дают о себе знать.

    Во-первых, подход к информации только как к сведениям не позволяет адекватно интерпретировать информационные процессы в таких объектах, как компьютерные программы, компьютерные сети, системы искусственного интеллекта, системы, ориентирующиеся в состоянии неопределенности. Здесь процессы получения, преобразования, передачи информации могут проходить без этапа осмысления их человеком.

    Во-вторых, в рамках антропоцентрического подхода невозможно найти адекватного объяснения генетической информации живой природы.

    В связи с этим возникла потребность в изменении трактовки понятия информации. Оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке.

    Наиболее бурное и весьма плодотворное развитие проблема проникновения в сущность понятия «информация» получила в рамках теории информации и кибернетики.

    Теория информации начинается с работ К. Шеннона, опубликованных в конце 40-х гг. XX в., в которых под информацией понимались не любые сообщения, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя этого сообщения. Неопределенность же, по воззрениям К. Шеннона, существует тогда, когда происходит выбор одной из нескольких возможностей. В теории Шеннона на первый план выдвигалась идея кода и канала передачи информации, а количество информации, характеризующее данное сообщение, определялось множеством всех возможных сообщений и их вероятностей независимо от их смыслового содержания.

    2. Виды информации

    Внутренняя информация -- информация как характеристика организованности любой системы, которую называют «структурной информацией».

    Структурная (или связанная) информация присуща всем объектам живой и неживой природы естественного и искусственного происхождения и возникает как результат отбора, фиксации и закрепления в системе в форме определенных структурных изменений ее положительного опыта взаимодействия с внешней средой. Ярким примером этому может служить опыт с цветочными часами, которые спроектировал известный биолог Карл Линней на основе поочередного распускания (закрытия) цветков различных растений с 6 часов утра до 6 часов вечера. Этому предшествовали исследования французского астронома Жан-Жака д"Орту де Мерана более 250 лет назад, который, спрятав цветок гелиотропа в темную комнату, выяснил, что и там цикл раскрытия (закрытия) цветка точно соответствовал смене дня и ночи. Он пришел к выводу, что ритмы растения регулируются каким-то внутренним механизмом

    Внешняя информация -- информация как средство организации любой системы, то, что определяют как «относительную информацию», «оперативную (или рабочую) информацию», тесно связанную с отражением (если в одном объекте происходят изменения, отражающие воздействия другого объекта, то первый объект становится носителем информации о втором объекте). Яркий пример внешней информации и ее воздействия на биологические системы -- ритмы солнечной активности, лунные ритмы и т.п. В мире животных к такой информации предлагается отнести электромагнитную сигнализацию четырех типов: сигналы-команды, обеспечивающие согласованное выполнение движения в стаях птиц, рыб, стадах млекопитающих, скоплениях насекомых; направляющие сигналы, по которым животные находят друг друга на больших расстояниях; координирующие сигналы, обусловливающие согласование физиологических процессов и поведения в группах и сообществах; синхронизирующие сигналы, обеспечивающие синхронизацию процессов как внутри организма, так и в сообществе и группе.

    Информация -- это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения (ЮНЕСКО).

    Возможно, что причина такой несогласованности подходов к определению понятия «информация» заключается в том, что слово «информация» имеет бытовое происхождение и применялось задолго до его проникновения в науку.

    Это действительно так, но объясняет лишь одну сторону проблемы. Вторая состоит в многоликости и многомерности понятия «информация». Существование такого количества определений характеризует информацию как общенаучную категорию, как «универсальную субстанцию», дать определение которой затруднительно именно в силу ее универсальности.

    Поэтому достаточно широко встречается также недетерминированный подход к определению понятия информации. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. Так, например, мы не найдем определения информации и в таком уважаемом справочном издании, как Британская энциклопедия. Определение можно получить лишь косвенным образом через статью «Обработка информации и информационные системы», где говорится, что «...этот термин используют применительно к фактам и суждениям, получаемым в повседневной жизни от других живых существ, из средств массовой информации, из электронных баз данных, а также путем наблюдения явлений окружающей среды».

    3. Требование, предъявляемые к информации

    Требования к информации. Информация, полученная при испытаниях на надежность в условиях эксплуатации имеет ряд специфических особенностей по сравнению с полученной в лабораторных испытаниях. Эти особенности вызваны изменениями во времени внешних воздействий, случайными моментами включений и отключений АСУ ТП в целом, ее подсистем и отдельных средств (например, из-за отказов технологического оборудования или согласно регламенту ведения технологического процесса). Эксплуатационный персонал не всегда сразу правильно определяет причину и место отказа или недостаточно качественно проводит ремонт.

    Основными требованиями, предъявляемыми к информации об эксплуатационной надежности, являются достоверность, полнота и оперативность.

    Достоверность информации заключается в требовании к объективности всех сообщаемых сведений и обеспечивается как ответственностью и компетенцией лиц, ведущих сбор данных, так и системой контроля за сбором этих сведений. В первую очередь, достоверность достигается точным учетом всех отказов независимо от причины возникновения, последствий и времени восстановления.

    Полнота информации заключается в том, чтобы получаемая информация как по числу испытываемых систем и длительности испытаний, так и по объему сведений об условиях работы, причине отказа, способах восстановления была достаточно для решения поставленных задач. В то же время объем сведений должен быть согласован с их дальнейшим использованием - в них не должно быть ничего лишнего. Такие задачи, как определение свойств потоков отказов или расчет количества запасных частей, требуют больше статистических данных, чем, например оценка показателей безотказности.

    Оперативность информации необходима для скорейшего принятия мер по воздействию на процесс разработки и изготовления систем и их компонентов. Информацию, полученную при эксплуатации, можно рассматривать как обратную связь в системе управления надежностью. Как известно из теории автоматического регулирования, запаздывание в цепи обратной связи приводит к ухудшению качества функционирования системы регулирования, поэтому важно наладить оперативный сбор и обработку информации

    Не формулируя в настоящий момент фундаментального всеобъемлющего определения информации, попытаемся раскрыть ее сущность, описав те свойства информации, к осознанию и использованию которых человечество в своем развитии подошло.

    1. Информация идеальна. Идеальное -- это то, чего в природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Пока информация находится в памяти человека, она идеальна. И перенос ее на материальный носитель (запись на бумаге, на носителях информации в компьютере и т.д.) не означает, что информация материализуется. Материален лишь носитель информации. Сама информация по-прежнему идеальна, ибо она осталась в памяти ее создателя или человека, который был с ней ознакомлен.

    2. Преемственность информации -- без развитой преемственности нет и развитой структуры процессов развития, так как в них тогда остаются маловыделенными и дифференцированными явления «историчности» и «внутренней направленности», отлиающие в особенности высшие формы саморазвития.

    3. Неисчерпаемость информации -- информация может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной.

    4. Говоря о массовости информации, выделяют два аспекта: качественный аспект раскрывает массовость информации как информации общественной, общей для всех; количественный -- как информации, распространяемой для широкой сети потребителей, пользователей информации.

    5. Трансформируемость информации означает независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления.

    6. Универсальность информации -- содержание информации может быть любым и обо всем.

    7. Рассеяние информации -- искажение, утеря части информации в процессе ее передачи и хранения.

    8. Возможность сжатия информации (и синтаксического, и семантического) и транспортировки с очень высокой скоростью.

    9. Качество информации рассматривается как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям пользователей. Говоря о качестве информации, можно выделить следующие свойства:

    10. адекватность информации. Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.

    Адекватность информации иногда ошибочно путают с ее достоверностью. Это совершенно разные свойства. Можно привести пример адекватной, но недостоверной информации. Так, например, в литературе и искусстве имеются такие понятия, как авторский вымысел и авторский домысел. Если произведение научной фантастики соответствует своему жанру и выполняет свои функции, то оно несет адекватную информацию, а вопрос о ее достоверности не поднимается.

    Примеры разного подхода к оценке адекватности и достоверности информации мы можем найти в законодательстве. Закон различает права свидетелей и подозреваемых. В то время как сообщение заведомо ложных данных подозреваемым считается адекватным поведением, те же действия со стороны свидетелей адекватными не являются и рассматриваются как правонарушение.

    * достоверность информации. Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

    Недостоверность информации может быть связана с тем, что данные изначально были подготовлены как ложные, в результате модификации данных или в результате того, что данные трудно выделить на фоне регистрации посторонних сигналов.

    Иногда недостоверные данные могут давать достоверную информацию, например, когда заранее известна степень их недостоверности. Науке известны методы обработки недостоверных данных с целью получения более достоверной информации. Эти методы основываются, например, на фильтрации (отсеве) и на статистическом анализе данных. Как правило, в таких случаях, чем больше исходных данных мы имеем, тем выше достоверность полученного результата. Таким образом, на достоверность информации влияют такие ее свойства, как адекватность и полнота.

    Свойство достоверности информации имеет важное значение в тех случаях, когда ее используют для принятия решений. Недостоверная информация может приводить к решениям, имеющим негативные экономические, социальные и политические последствия.

    * полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения. Она зависит как от полноты данных, так и от наличия необходимых методов.

    С понятием полноты данных сталкиваются все, кому приходится выполнять служебные задания. Если исходные данные неполны, принять верное решение непросто.

    * избыточность информации. Это свойство, полезность которого мы ощущаем очень часто. Нередко избыточность информации человек чисто психологически воспринимает как ее качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать свое внимание и меньше утомляться.

    Визуальная информация, которую мы получаем органами зрения, имеет очень большую избыточность -- более 90%. Это означает, что, даже потеряв значительную часть визуальной информации, мы все-таки можем понимать ее содержание, хотя и не без концентрации внимания. Люди, лишенные большой доли зрения, продолжают оставаться полноценными членами общества, но испытывают повышенное утомление.

    Еще большую избыточность имеет видеоинформация (до 98-99%). Эта избыточность позволяет нам рассеивать внимание, что часто воспринимается как отдых при просмотре кинофильма.

    С избыточностью информации связаны и другие свойства. Чем выше избыточность данных, тем шире диапазон методов, с помощью которых из них можно получить адекватную информацию. Расшифровка шумерской клинописи не могла произойти до тех пор, пока в результате археологических раскопок не был накоплен достаточный объем (более 5000) глиняных табличек.

    Избыточность информации позволяет повышать ее достоверность за счет применения специальных методов, в том числе и основанных на теории вероятностей и математической статистике. Общий принцип здесь такой: в результате отсева объем данных сокращается, но их достоверность увеличивается. Особое значение избыточность информации имеет в информационных технологиях, ориентированных на автоматическую обработку данных. С одной стороны, это свойство рассматривается как негативное, потому что если информация занимает больший объем, чем могла бы, то это ведет к прямым затратам на ее хранение и, главное, на транспортировку. Для этого есть специальные программные методы сжатия данных.

    * объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным.

    В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых процессах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события, и лиц, получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц). В неменьшей степени объективность информации учитывают в исторических дисциплинах. Одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, могут выглядеть совершенно по-разному.

    * доступность информации -- это мера возможности получить ту или иную информацию;

    * актуальность -- это степень соответствия информации текущему моменту времени.

    Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

    Несвоевременность поступления информации, во-первых, затягивает процесс принятия решения, ведет к реализации деятельности в условиях большей неопределенности, а во-вторых, приводит к снижению ценности и достоверности информации, так как на момент принятия на ее основе корректирующих действий она в какой-то мере устаревает.

    Однако нельзя согласиться с мнением, что несвоевременно поступившая информация не имеет никакой ценности. Это неверно по следующим причинам:

    во-первых, информация используется многократно, и, следовательно, она может быть эффективно использована при принятии аналогичных или других информационных решений;

    во-вторых, эта информация может быть использована для корректировки уже принятого решения;

    в-третьих, она может быть использована при выявлении причин неэффективности ранее принятых решений, уточнении методов принятия решений в условиях неопределенности и выявлении уровней риска при несвоевременности поступления различных видов информации.

    Ценность информации -- это степень ее важности, необходимости для принятия информационных решений.

    Определение ценности информации -- субъективный процесс, и в большинстве случаев нет объективных критериев определения ценности конкретных видов информации при принятии информационных решений.

    Существует, например, подход, в рамках которого ценность информации определяется приращением вероятности достижения цели вследствие получения той или иной информации. Но практическое применение этого подхода затруднено тем, что, как правило, невозможно определить с достаточной точностью вероятности достижения конкретной цели до и после получения информации. Попытки связать понятие ценности информации с понятием цели представляются весьма плодотворными, однако имеющиеся пути к количественной оценке ценности пока малоэффективны, ибо они основаны на использовании предварительных оценок априорных вероятностей цели, знания и последовательных действий потребителя. Это осложняется и тем, что очень трудно сформулировать в информационных понятиях цель, стоящую перед потребителем информации. Кроме того, ценность не является чисто природным свойством информации, а образуется в результате предметно-практического взаимодействия объекта (информации) и субъекта (пользователя). Любая ценность обусловлена практикой, понимаемой в самом широком смысле этого слова, и практика выступает как объективный определитель ценности. Ценность является тем, что требуется человеку для его практически-познавательной деятельности, а практика способствует объективности оценок.

    Ценность объективна как порождение практического отношения (взаимодействия) объекта и субъекта; она объективна, так как образуется в процессе общественно-исторической практики, хотя ее объективность может и не осознаваться субъектом. Следовательно, оценка ценности субъективна. Эта оценка как выражение субъективного отношения к ценности может быть истинной, если она адекватна ценности, или ложной, если она ценности не соответствует.

    Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.

    В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. информационные данные достоверность аналитический

    При лингвистическом анализе информации исследования направлены на определение знаковой системы, необходимой для эффективного восприятия и понимания информации при обмене ею между системами. В социальных системах для выражения определенного смысла любой информации, ее фиксации и последующего логического использования служат средства алфавита и цифр. Именно на их основе формируются слова, словосочетания, предложения, логический текст и т.п. Это позволяет логически оформить сведения в виде, пригодном для восприятия. Существуют и иные, кроме документированной информации, организационные формы выражения информации: звук, свет, биологическая энергия, но все они воспринимаются логической системой человека пока через письменную знаковую систему, так как звукоречевая форма все равно основана на алфавитно-цифровой системе представления информации.

    В прагматическом аспекте исследования определяется ценность для потребителя полученного сообщения с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Данный подход называют управленческим, учитывающим процессы функционирования системы, направления ее движения своих целей.

    В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. Данный подход называют организационным, характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.

    Размещено на Аllbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные свойства и требования, предъявляемые к разным информационным системам. Их классификация по масштабам, сфере применения, степени структурированности задач, функциональному признаку, степени автоматизации и характеру использования информации.

      презентация , добавлен 14.10.2013

      Требования, предъявляемые к свойствам систем распределенной обработки информации. Логические слои прикладного программного обеспечения вычислительных систем. Механизмы реализации распределенной обработки информации. Технологии обмена сообщениями.

      курсовая работа , добавлен 03.03.2011

      Информационное обеспечение экономики. Комплекс информационно-аналитического обеспечения бизнеса. Определение особенностей внешних и внутренних информационных потоков. Требования, предъявляемые к данным и информации. Мониторинг внешней деловой среды.

      курсовая работа , добавлен 03.08.2010

      Общие требования к мультимедийным формам представления информации: к визуальному, звуковому, шрифтовому, цветовому и к комбинации мультимедиа компонентов. Требования к организации поиска информации по скорости и по качеству выдаваемой информации.

      лекция , добавлен 30.04.2009

      Правовые основы обеспечения защиты информации. Эволюция криптографической деятельности. Основные понятия и разделы криптографии, направления использования ее методов. Особенности симметричных и асимметричных криптосистем, предъявляемые к ним требования.

      презентация , добавлен 19.01.2014

      Изучение эшелонированной системы защиты информации в компьютерных системах офисного типа. Классификация антивирусных продуктов. Уровень защиты приложений и хостов. Аутентификация по многоразовым паролям. Требования, предъявляемые к межсетевым экранам.

      курсовая работа , добавлен 22.01.2015

      Бит, неопределенность, количество информации и энтропия. Формула Шеннона. Формула Хартли. Логарифмы. Количество информации, получаемой в процессе сообщения. Взаимодействие источника и приемника информации. Количество, информационная емкость ячеек памяти.

      реферат , добавлен 17.07.2008

      Требования к информации: доступность, целостность и конфиденциальность. Модель CIA как информационная безопасность, строящаяся на защите доступности, целостности и конфиденциальности информации. Прямые и косвенные угрозы, средства защиты информации.

      презентация , добавлен 06.01.2014

      Особенности и параметры процесса защиты информации. Оценка полноты и достоверности информации. Методы восстановления пропусков в массивах данных с использованием регрессионного моделирования. Методы структурирования данных в условиях неопределенности.

    по своей сути, имеет многогранную природу. С развитием человечества, в том числе, с развитием компьютерных технологий, информация обретает все новые и новые свойства.

    Обратимся к словарю. Информация (лат. informatio) -

    1. любые сообщения о чем-либо;
    2. сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи (например генетическая информация);
    3. в математике (кибернетике) - количественная мера устранения неопределенности (энтропия), мера организации системы; в теории информации - раздел кибернетики, изучающий количественные закономерности, которые связаны со сбором, передачей, преобразованием и вычислением информации .

    Информация - любые, неизвестные ранее сведения о каком-либо событии, сущности, процессе и т.п., являющиеся объектом некоторых операций, для которых существует содержательная интерпретация .

    Под операциями здесь подразумевается восприятие, передача, преобразование, хранение и использование. Для восприятия информации необходима некоторая воспринимающая система, которая может интерпретировать ее, преобразовывать, определять соответствие определенным правилам и т.п. Таким образом, понятие информации следует рассматривать только при наличии источника и получателя информации , а также канала связи между ними.

    Свойства информации

    • Полнота информации .

      Это свойство характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений, т.е. информация должна содержать весь необходимый набор данных.

      Пример. "Продажи товара А начнут сокращаться" Эта информация неполная, поскольку неизвестно, когда именно они начнут сокращаться.

      Пример полной информации . "Начиная с первого квартала, продажи товара А начнут сокращаться." Этой информации достаточно для принятия решений.

    • Достоверность информации .

      Информация может быть достоверной и недостоверной. В недостоверной информации присутствует информационный шум , и чем он выше, тем ниже достоверность информации .

    • Ценность информации .

      Ценность информации не может быть абстрактной. Информация должна быть полезной и ценной для определенной категории пользователей.

    • Адекватность информации .

      Это свойство характеризует степень соответствия информации реальному объективному состоянию. Адекватная информация - это полная и достоверная информация .

    • Актуальность информации .

      Информация должна быть актуальной, т.е. не устаревшей. Это свойство информации характеризует степень соответствия информации настоящему моменту времени.

    • Ясность информации .

      Информация должна быть понятна тому кругу лиц, для которого она предназначена.

    • Доступность информации .

      Доступность характеризует меру возможности получить определенную информацию. На это свойство информации влияют одновременно доступность данных и доступность адекватных методов.

    • Субъективность информации .

      Информация носит субъективный характер, она определяется степенью восприятия субъекта (получателя информации ).

    Требования, предъявляемые к информации

    • Динамический характер информации .

      Информация существует только в момент взаимодействия данных и методов, т.е. в момент информационного процесса. Остальное время она пребывает в состоянии данных.

    Требования к информации. Информация, полученная при испытаниях на надежность в условиях эксплуатации имеет ряд специфических особенностей по сравнению с полученной в лабораторных испытаниях. Эти особенности вызваны изменениями во времени внешних воздействий, случайными моментами включений и отключений АСУ ТП в целом, ее подсистем и отдельных средств (например, из-за отказов технологического оборудования или согласно регламенту ведения технологического процесса). Эксплуатационный персонал не всегда сразу правильно определяет причину и место отказа или недостаточно качественно проводит ремонт.

    Основными требованиями, предъявляемыми к информации об эксплуатационной надежности, являются достоверность, полнота и оперативность.

    Достоверность информации заключается в требовании к объективности всех сообщаемых сведений и обеспечивается как ответственностью и компетенцией лиц, ведущих сбор данных, так и системой контроля за сбором этих сведений. В первую очередь, достоверность достигается точным учетом всех отказов независимо от причины возникновения, последствий и времени восстановления.

    Полнота информации заключается в том, чтобы получаемая информация как по числу испытываемых систем и длительности испытаний, так и по объему сведений об условиях работы, причине отказа, способах восстановления была достаточно для решения поставленных задач. В то же время объем сведений должен быть согласован с их дальнейшим использованием - в них не должно быть ничего лишнего. Такие задачи, как определение свойств потоков отказов или расчет количества запасных частей, требуют больше статистических данных, чем, например оценка показателей безотказности.

    Оперативность информации необходима для скорейшего принятия мер по воздействию на процесс разработки и изготовления систем и их компонентов. Информацию, полученную при эксплуатации, можно рассматривать как обратную связь в системе управления надежностью. Как известно из теории автоматического регулирования, запаздывание в цепи обратной связи приводит к ухудшению качества функционирования системы регулирования, поэтому важно наладить оперативный сбор и обработку информации

    Не формулируя в настоящий момент фундаментального всеобъемлющего определения информации, попытаемся раскрыть ее сущность, описав те свойства информации, к осознанию и использованию которых человечество в своем развитии подошло.

    • 1. Информация идеальна. Идеальное -- это то, чего в природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Пока информация находится в памяти человека, она идеальна. И перенос ее на материальный носитель (запись на бумаге, на носителях информации в компьютере и т.д.) не означает, что информация материализуется. Материален лишь носитель информации. Сама информация по-прежнему идеальна, ибо она осталась в памяти ее создателя или человека, который был с ней ознакомлен.
    • 2. Преемственность информации -- без развитой преемственности нет и развитой структуры процессов развития, так как в них тогда остаются маловыделенными и дифференцированными явления «историчности» и «внутренней направленности», отлиающие в особенности высшие формы саморазвития.
    • 3. Неисчерпаемость информации -- информация может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной.
    • 4. Говоря о массовости информации, выделяют два аспекта: качественный аспект раскрывает массовость информации как информации общественной, общей для всех; количественный -- как информации, распространяемой для широкой сети потребителей, пользователей информации.
    • 5. Трансформируемость информации означает независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления.
    • 6. Универсальность информации -- содержание информации может быть любым и обо всем.
    • 7. Рассеяние информации -- искажение, утеря части информации в процессе ее передачи и хранения.
    • 8. Возможность сжатия информации (и синтаксического, и семантического) и транспортировки с очень высокой скоростью.
    • 9. Качество информации рассматривается как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям пользователей. Говоря о качестве информации, можно выделить следующие свойства:
    • 10. адекватность информации. Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.

    Адекватность информации иногда ошибочно путают с ее достоверностью. Это совершенно разные свойства. Можно привести пример адекватной, но недостоверной информации. Так, например, в литературе и искусстве имеются такие понятия, как авторский вымысел и авторский домысел. Если произведение научной фантастики соответствует своему жанру и выполняет свои функции, то оно несет адекватную информацию, а вопрос о ее достоверности не поднимается.

    Примеры разного подхода к оценке адекватности и достоверности информации мы можем найти в законодательстве. Закон различает права свидетелей и подозреваемых. В то время как сообщение заведомо ложных данных подозреваемым считается адекватным поведением, те же действия со стороны свидетелей адекватными не являются и рассматриваются как правонарушение.

    * достоверность информации. Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

    Недостоверность информации может быть связана с тем, что данные изначально были подготовлены как ложные, в результате модификации данных или в результате того, что данные трудно выделить на фоне регистрации посторонних сигналов.

    Иногда недостоверные данные могут давать достоверную информацию, например, когда заранее известна степень их недостоверности. Науке известны методы обработки недостоверных данных с целью получения более достоверной информации. Эти методы основываются, например, на фильтрации (отсеве) и на статистическом анализе данных. Как правило, в таких случаях, чем больше исходных данных мы имеем, тем выше достоверность полученного результата. Таким образом, на достоверность информации влияют такие ее свойства, как адекватность и полнота.

    Свойство достоверности информации имеет важное значение в тех случаях, когда ее используют для принятия решений. Недостоверная информация может приводить к решениям, имеющим негативные экономические, социальные и политические последствия.

    * полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения. Она зависит как от полноты данных, так и от наличия необходимых методов.

    С понятием полноты данных сталкиваются все, кому приходится выполнять служебные задания. Если исходные данные неполны, принять верное решение непросто.

    * избыточность информации. Это свойство, полезность которого мы ощущаем очень часто. Нередко избыточность информации человек чисто психологически воспринимает как ее качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать свое внимание и меньше утомляться.

    Визуальная информация, которую мы получаем органами зрения, имеет очень большую избыточность -- более 90%. Это означает, что, даже потеряв значительную часть визуальной информации, мы все-таки можем понимать ее содержание, хотя и не без концентрации внимания. Люди, лишенные большой доли зрения, продолжают оставаться полноценными членами общества, но испытывают повышенное утомление.

    Еще большую избыточность имеет видеоинформация (до 98-99%). Эта избыточность позволяет нам рассеивать внимание, что часто воспринимается как отдых при просмотре кинофильма.

    С избыточностью информации связаны и другие свойства. Чем выше избыточность данных, тем шире диапазон методов, с помощью которых из них можно получить адекватную информацию. Расшифровка шумерской клинописи не могла произойти до тех пор, пока в результате археологических раскопок не был накоплен достаточный объем (более 5000) глиняных табличек.

    Избыточность информации позволяет повышать ее достоверность за счет применения специальных методов, в том числе и основанных на теории вероятностей и математической статистике. Общий принцип здесь такой: в результате отсева объем данных сокращается, но их достоверность увеличивается. Особое значение избыточность информации имеет в информационных технологиях, ориентированных на автоматическую обработку данных. С одной стороны, это свойство рассматривается как негативное, потому что если информация занимает больший объем, чем могла бы, то это ведет к прямым затратам на ее хранение и, главное, на транспортировку. Для этого есть специальные программные методы сжатия данных.

    * объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным.

    В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых процессах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события, и лиц, получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц). В неменьшей степени объективность информации учитывают в исторических дисциплинах. Одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, могут выглядеть совершенно по-разному.

    • * доступность информации -- это мера возможности получить ту или иную информацию;
    • * актуальность -- это степень соответствия информации текущему моменту времени.

    Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

    Несвоевременность поступления информации, во-первых, затягивает процесс принятия решения, ведет к реализации деятельности в условиях большей неопределенности, а во-вторых, приводит к снижению ценности и достоверности информации, так как на момент принятия на ее основе корректирующих действий она в какой-то мере устаревает.

    Однако нельзя согласиться с мнением, что несвоевременно поступившая информация не имеет никакой ценности. Это неверно по следующим причинам:

    во-первых, информация используется многократно, и, следовательно, она может быть эффективно использована при принятии аналогичных или других информационных решений;

    во-вторых, эта информация может быть использована для корректировки уже принятого решения;

    в-третьих, она может быть использована при выявлении причин неэффективности ранее принятых решений, уточнении методов принятия решений в условиях неопределенности и выявлении уровней риска при несвоевременности поступления различных видов информации.

    Ценность информации -- это степень ее важности, необходимости для принятия информационных решений.

    Определение ценности информации -- субъективный процесс, и в большинстве случаев нет объективных критериев определения ценности конкретных видов информации при принятии информационных решений.

    Существует, например, подход, в рамках которого ценность информации определяется приращением вероятности достижения цели вследствие получения той или иной информации. Но практическое применение этого подхода затруднено тем, что, как правило, невозможно определить с достаточной точностью вероятности достижения конкретной цели до и после получения информации. Попытки связать понятие ценности информации с понятием цели представляются весьма плодотворными, однако имеющиеся пути к количественной оценке ценности пока малоэффективны, ибо они основаны на использовании предварительных оценок априорных вероятностей цели, знания и последовательных действий потребителя. Это осложняется и тем, что очень трудно сформулировать в информационных понятиях цель, стоящую перед потребителем информации. Кроме того, ценность не является чисто природным свойством информации, а образуется в результате предметно-практического взаимодействия объекта (информации) и субъекта (пользователя). Любая ценность обусловлена практикой, понимаемой в самом широком смысле этого слова, и практика выступает как объективный определитель ценности. Ценность является тем, что требуется человеку для его практически-познавательной деятельности, а практика способствует объективности оценок.

    Ценность объективна как порождение практического отношения (взаимодействия) объекта и субъекта; она объективна, так как образуется в процессе общественно-исторической практики, хотя ее объективность может и не осознаваться субъектом. Следовательно, оценка ценности субъективна. Эта оценка как выражение субъективного отношения к ценности может быть истинной, если она адекватна ценности, или ложной, если она ценности не соответствует.

    Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.

    В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. информационные данные достоверность аналитический

    При лингвистическом анализе информации исследования направлены на определение знаковой системы, необходимой для эффективного восприятия и понимания информации при обмене ею между системами. В социальных системах для выражения определенного смысла любой информации, ее фиксации и последующего логического использования служат средства алфавита и цифр. Именно на их основе формируются слова, словосочетания, предложения, логический текст и т.п. Это позволяет логически оформить сведения в виде, пригодном для восприятия. Существуют и иные, кроме документированной информации, организационные формы выражения информации: звук, свет, биологическая энергия, но все они воспринимаются логической системой человека пока через письменную знаковую систему, так как звукоречевая форма все равно основана на алфавитно-цифровой системе представления информации.

    В прагматическом аспекте исследования определяется ценность для потребителя полученного сообщения с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Данный подход называют управленческим, учитывающим процессы функционирования системы, направления ее движения своих целей.

    В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. Данный подход называют организационным, характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.

    Размещено на Аllbest.ru

  • Тема 3. Классические организационные структуры Вопросы:
  • 1. Понятие организационной структуры менеджмента
  • 2. Механистические (бюрократические) структуры управления
  • 3. Проектные и матричные структуры менеджмента
  • Тема 4. Методы управления и мотивация персонала
  • 1. Классификация методов
  • 2. Экономические методы
  • 3. Нормативно-правовые методы
  • 4. Социально-психологические методы
  • Тема 5. Организационные конфликТы и стресСы
  • 1 Природа конфликта
  • 2. Типы конфликтов
  • 3. Причины конфликтов
  • 4. Методы разрешения конфликтов
  • 5. Природа и причины стресса
  • Тема 6. Стиль руководства
  • 1. Понятие стиля руководства и факторы, влияющие на его формирование
  • 2. Разновидность стилей руководства и их характеристика на основе управленческой решетки грид
  • Требования к стилю руководителя
  • Тема 7. Организация управления предприятиями
  • Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования
  • 1. Управление в государственных унитарных предприятиях
  • 2.Управление акционерными обществами
  • 2.1. Структура органов управления в открытых акционерных обществах
  • 2.2. Собрание акционеров
  • 2.3. Совет директоров (наблюдательный совет)
  • 2.4. Исполнительный орган
  • 2.5. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
  • 3. Управление в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
  • Тема 8. Организационные коммуникации
  • 1. Сущность и классификация информации
  • 2. Требования к информации
  • 3 Содержание коммуникаций
  • Тема 9 Управленческие решения
  • 1. Понятие управленческого решения
  • 2. Классификация управленческих решений
  • 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
  • 4. Процесс принятия и реализации решений
  • Лекция 10. Pеинжиниринг организации Вопросы:
  • 1.Концепция непрерывного совершенствования организации
  • 2.Технология проведения реинжиниринга
  • 3.Специфика реализации инноваций в обучающей организации
  • Тема 11. Тайм-менеджмент и организация труда руководителя
  • 1. Тайм-менеджмент как система управления временем
  • 2. Причины дефицита времени
  • 1.) Причины, которые являются следствием неграмотных действий руководителя
  • 2.) Причины, которые не зависят от руководителя
  • 3. Основные методы тайм-менеджмента
  • Тема 12. Управление производством Вопросы:
  • 1.Управление производством как подсистема. Производство как объект управления
  • 2. Роль и место управления производством в системе управления организацией
  • 3. Стратегия, цели и задачи управления производством
  • 4. Структура и содержание системы управления производством
  • 5. Менеджер и его место в системе управления производством
  • Тема 13. Цели и функции управления производством Вопросы:
  • 1. Общие функции управления производством
  • 2. Конкретные функции управления производством Управление и организация комплексной подготовки производства
  • 3. Организация управления производственными запасами на предприятии
  • Тема 14. Категория качества и эволюция его содержания
  • 1. Основные понятия и категории качества
  • 2. Основные понятия и категории управления
  • 3. Возникновение менеджмента качества
  • Тема 15 показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей Вопросы:
  • 1 Виды показателей качества
  • 2. Классификация показателей качества
  • Тема 16. Оценка уровня качества товаров Вопросы:
  • 1. Оценка уровня качества продукции
  • 2. Оценка уровня конкурентоспособности
  • Тема 17 Контроль качества продукции
  • 1. Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии
  • 2. Виды и методы контроля качества продукции
  • Проблемы функционирования и совершенствования деятельности служб контроля качества продукции
  • Тема 18. Эволюция подходов к менеджменту качества Вопросы:
  • Основы комплексного и системного подходов к управлению качеством
  • 2. Организация управления качеством на отечественных предприятиях
  • 3. Зарубежный опыт управления качеством
  • 4. Всеобщее (тотальное) управление качеством
  • Тема 19 Системы менеджмента качества Вопросы:
  • 1 Разработка системы менеджмента качества на предприятии
  • 2. Принципы, лежащие в основе систем менеджмента качества, установленные стандартом исо 9000:2000.
  • 3 Внедрение системы менеджмента качества
  • Тема 20. Совершенствование системы управления качеством
  • 1. Совершенствование процессов деятельности организации, системный подход к управлению.
  • 2. Анализ процесса и его совершенствование.
  • 3. Функционирование системы обеспечения качества
  • Тема 21 стандартизация в управлении качеством
  • 1 Сущность технического нормирования и стандартизации
  • 2. Цели, принципы и задачи стандартизации
  • 3. Организации по стандартизации в Республике Беларусь Виды стандартов
  • Тема 22 Сущность и функции сертификации Вопросы:
  • 1. Основы оценки соответствия
  • 2. Национальная система подтверждения соответствия
  • 3. Порядок сертификации продукции
  • Тема 23 Сертификация систем менеджмента качества
  • Значение сертификации систем качества.
  • 2. Правила и порядок поведения сертификации систем качества.
  • 3. Аудит смк
  • 2. Требования к информации

    Информационная система управления организацией должна обеспечить:

    - полноту информации для каждого звена информационной системы, которая определяется как отношение полученной информации к информации, необходимой для управления;

    -полезность и ценность информации, т.е. когда информация используется и руководителем принимаются управленческие решения. Поэтому информационные потоки в системе управления должны быть адресными и направляться конкретным руководителям и специалистам управленческого аппарата;

      точность и достоверность информации, т.к. принятие решений на основе недостаточно точных или недостоверных данных увеличивает риск ошибок и неверных решений;

      своевременность поступления информации, в обратном случае орган управления будет бездействовать в ситуации, когда объект управления ждет управляющего воздействия, в результате чего теряется управляемость объектом;

    - экономичность и эффективность обработки информации в принципе являются комплексными критериями и показателями, получаемым путем сопоставления результатов управления с затратами на функционирование информационной системы.

    Для оценки эффективности самих информационных систем можно использовать следующие показатели:

      производительность как затраты времени на обработку установленного объема данных при сохранении надежности этих данных;

      пропускная способность системы, т.е. объем данных, которые информационная система может выдать в пригодной для принятия решений форме;

      скорость и быстродействие системы, которые определяются количеством обрабатываемых данных в единицу времени;

      надежность, т.е. вероятность бесперебойной работы системы в течение определенного периода времени;

    Расходы на единицу данных, обрабатываемых системой;

    Расходы на информационную систему и окупаемость затрат.

    Коммуникация - это процесс обмена мыслями и информацией между ее участниками, ведущий к достижению взаимопонимания.

    Способность к коммуникациям - умение говорить, слушать, писать, читать - одна из важнейших способностей человека. У большинства людей коммуникации занимают до 70 % времени. Именно коммуникации позволили человечеству создать громадный арсенал знаний. Примерно 80 % времени руководителей всех уровней расходуется на те или иные виды коммуникаций.

    Термин «коммуникация» является производным от латинского слова, означающего «общее» или «разделяемое всеми». Если человек не сумел достигнуть взаимопонимания с теми, с кем хотел наладить контакты, значит, коммуникация не состоялась. Когда преподавателю не удается донести до слушателей основную мысль своей лекции, коммуникацию тоже следует считать несостоявшейся.

    Цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Ключевыми элементами коммуникации являются следующие:

      Социальный контакт, т.е. непосредственное или опосредованное общение между людьми.

      Общее средство - это способ передачи информации, чаще всего язык общения - английский, русский, другой.

      Передача - физическое введение информируемого сообщения на основе различных эффективных способов. Это требует устранения существующих физических препятствий («не видит», «не слышит», «не чувствует» и т.д.).

      Понимание, т.е. сообщение должно быть эффективно получено, эффективно интерпретировано и понято. Это значит, что коммуникация не монолог, а, по крайней мере, диалог, это взаимное общение, у

    Коммуникационный процесс состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

      Генерация желания передать сообщение.

      Выбор канала коммуникации.

      Передача сообщения.

      Декодирование или интерпретация.

    Эти этапы можно иллюстрировать в виде простой модели процес-ои коммуникаций (рис. 8.1):

    Рисунок. 8.1. Коммуникативный процесс

    1. Возникновение потребности в коммуникации. Инициатор решает, какую информацию нужно передать, сообщать.

    2. Выбор канала. Канал должен быть совместимым с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся речь и письменные сообщения, средства связи, включая компьютерные сети, электронная почта и др.

    Если канал не слишком соответствует цели коммуникации, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. Поэтому выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом.

      Передача сообщения, используя канал для его доставки.

      Интерпретация сигналов, т.е. перевод символов отправителя в систему ценностей получателя. Если символы отправителя такие же, как и у получателя, коммуникация состоялась.

    В рамках информационного взаимодействия субъекты управления обмениваются сведениями, которые могут быть официальными ж неофициальными. В процессе административного взаимодействия вышестоящие организации передают нижестоящим управленческим звеньям полномочия и ответственность, распоряжения, инструкции и т.д. По назначению административное взаимодействие бывает координационным и интеграционным. С помощью первого осуществляется добровольное согласование интересов звеньев управления, с помощью второго - объединение элементов управленческой структуры в единое целое.

    Техническое взаимодействие между субъектами управленческой структуры реализуется путем их участия в подготовке и проведении совещаний, переговоров, обмен опытом, сборе, фиксации, хранении различных документов.

    По характеру взаимодействие в организациях может быть прямым, которое основано на контактах сторон, и косвенным, при котором одна из сторон создает условия для выполнения другой стороной действий без каких-либо команд.

    Если при контактах между элементами управленческой структуры отсутствует промежуточное звено, говорят о непосредственном взаимодействии, но в большинстве случаев субъекты взаимодействуют опосредованно, т.е. через кого-либо.

    Осуществление взаимодействия через одно центральное звено Означает, что коммуникационное структура является централизован ной, а само это звено является не только посредником, но и источником и контролером коммуникаций. В то же время структура коммуникаций может быть и полицентричной или децентрализованной, когда большая часть информации минует центральное звено.

    Коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают между собой должности или подразделения, вторые - частных лиц.

    Если коммуникационные каналы связывают элементы управленческой структуры различных ее уровней, они являются вертикальны ми, а если одного - горизонтальными.

    В организациях, где занято более двух человек, коммуникационные каналы объединяются в так называемые сети, столь же многоуровневые, как и сама организационная структура. На практике можно ИМ делить три вида коммуникационных сетей: открытые, закрытые и комбинированные.

    В открытых сетях движение информации может быть остановлено, потому что оно попадает в тупик, т.е. к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала. В замкнутых сетях тупики отсутствуют, либо могут быть обойдены. Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа.

    14) Информация может быть представлена в следующих аспектах:

    Семантическом, т. е. ее смысл и значение;

    Аксиологическом, т. е. ее ценность;

    Симеотическом, т. е. ее знаковость;

    Коммуникативность, т. е. информационные связи в системе;

    Теоретико-отражательном, т. е. способ отражения информации (СМИ); 35

    Гносеологическом, т. е. познавательном;

    Каузальном, т. е. причинно-следственные отношения при передаче информации;

    Количественном, т. е. ее измерение;

    Физическом, т. е. ее форма (книга, дискета и т. д.).

    К качеству информации предъявляются следующие требования:

    Актуальность;

    Надежность;

    Достаточность;

    Достоверность;

    Комплексность;

    Адресность;

    Правовая корректность;

    Многократность использования;

    Высокая скорость сбора, обработки и передачи;

    Возможность кодирования.

    15. Перечислите элементы нит(новых информационных технологий).Какие функции выполняют нит в принятии ур?

    15) НИТ включают в себя:

    Новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ;

    Новые технологии обработки информации на основе ПК и специализированных рабочих мест;

    Технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации;

    Новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта – баз знаний, экспертных систем.

    Функции новых информационных технологий:

    1 Общая обработка документов, их верификация и оформление

    2 Поддержка технического и профессионального инструктажа служащих

    3 Локальное хранение документов

    4 Передача данных

    5 Обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге, дистанционная и совместная работа служащих над документом

    6 Моделирование решений и имитация их принятия, информационная поддержка принятия решения

    7 Поддержка способов общения в привычной обстановке рабочего места

    8 Контроль автоматической корреспонденции

    9 Электронная почта

    10 Автоматическое обучение

    11 Персональная обработка данных

    12 Служба консультаций

    13 Составление, воспроизведение и полиграфическое размножение документов

    14 Обеспечение стилистического качества документов

    15 Объединение электронной и вербальной коммуникации

    16 Создание адаптируемых автоматизированных рабочих мест

    17 Обмен информацией между базами данных

    18 Обмен локальной и персонализированной информацией

    19 Ввод данных и форм

    20 Служба видеотекста

    21 Ведение профессиональных баз данных

    22 Обмен и интеграция программных средств

    23 Генерация отчетов по обработке данных

    23 Перенос документов с одного носителя на другой

    24 Управление ресурсами

    25 Полиграфическое оформление

    26 Контроль исполнения

    27 Телефонные и телевизионные совещания

    28 Групповой контакт через терминалы

    29 Управление личным временем

    30 Обеспечение разнообразия в наглядном представлении материала

    16. Охарактеризуйте систему «человек-машина». Каковы особенности деятельности оператора в системе «человек-машина»?

    16) Под СЧМ понимается система, включающая человека-оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности.

    Особенности деятельности человека оператора:

    С развитием техники увеличивается число объектов и их параметров, которыми необходимо управлять.

    Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов.

    Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов.

    В условиях современного производства изменяются условия работы Человека.

    Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям.