Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Все, что нужно знать о психологических тренингах.(Достоинства и недостатки модной фичи). Найм дополнительных работников в помощь. Решаем технические вопросы заранее

    Все, что нужно знать о психологических тренингах.(Достоинства и недостатки модной фичи). Найм дополнительных работников в помощь. Решаем технические вопросы заранее

    Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера (Мамонов Е.)

    Дата размещения статьи: 18.03.2015

    Внутренние бизнес-тренеры всегда востребованы на рынке труда. Чтобы проводить тренинги, нужно иметь специальную подготовку. Но любой сотрудник кадровой службы может стать тренером самостоятельно. Главное - знать принципы и приемы ведения групп и постоянно практиковаться. Раскроем структуру планирования тренинга на примере тренинга продаж.

    Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного. Для hr-менеджера переход на позицию бизнес-тренера означает карьерный рост и повышение материального дохода, потому что заработная плата тренеров выше, чем рекрутеров или инспекторов по кадрам.

    Тренинг считается самым эффективным методом обучения. Предполагается, что, в отличие от лекционной и семинарской форм работы, он позволяет получать навыки, а не только запоминать информацию. Действительно, на тренингах довольно много времени посвящается именно практическим действиям - упражнениям, ролевым играм, дискуссиям. Но самое главное - это особая учебная структура. На обычных уроках учителя тоже дают практические упражнения. К примеру, на языковых курсах активно используется метод дискуссии, работа в подгруппах и т.д. Но тренинг становится тренингом благодаря определенной последовательности этапов. Обычно их семь:
    1. Подготовительный.
    2. Знакомство.
    3. Активизация.
    4. Проблематизация.
    5. Обучение.
    6. Закрепление.
    7. Обратная связь с заказчиком.
    Этапы должны проходить именно в такой последовательности. Подобным образом поддерживается оптимальный уровень мотивации участников. Рассмотрим все этапы подробнее.

    Подготовительный этап

    Внутренний бизнес-тренер планирует содержание обучения исходя из пожеланий заказчика. Это чаще всего руководитель подразделения - начальник отдела продаж, если мы проводим тренинг для менеджеров по работе с клиентами. Как правило, заказчики не называют конкретные умения и навыки, которым нужно учить. Обычно запросы звучат так:
    - нужно, чтобы подчиненные работали быстрее;
    - они должны очень хорошо продавать;
    - у них должен появиться азарт;
    - подчиненным следует лучше соображать и т.д.
    Далее тренеру предстоит перевести запрос знаний, умений, навыков и придумать конкретные темы обучения. Два основных вопроса, которые важно прояснить до тренинга:
    1) каким должен быть результат обучения (чему обучать);
    2) как оценить результат обучения.

    Пример. Прояснение результата обучения.
    Руководство сети мебельных салонов заказало внутреннему тренеру провести серию тренингов продаж для персонала. Программу было решено каждый раз адаптировать под конкретную торговую точку, потому что администратор магазина лучше знает, какие пробелы в знаниях есть у сотрудников.
    Директор магазина Сергей В. сформулировал конечный результат таким образом: "Мне надо, чтобы они больше продавали". Бизнес-тренер Алексей В. ответил, что продажа включает в себя несколько этапов - установление контакта, презентацию, работу с возражениями и т.д., поэтому необходимо конкретизировать, на чем сделать акцент.
    Директор магазина считал, что продавцы боятся проявлять инициативу и первыми начинать общение с клиентами. Тренер и руководитель решили, что работников нужно вооружить соответствующими техниками. В то же время сотрудники испытывали трудности на всех этапах общения с покупателями.
    В результате было решено провести классический тренинг продаж для продавцов розничного магазина.

    Очень важно договориться о том, как измерять результаты обучения. Это необходимо и для тренера, и для заказчика. Порой случаются неприятные ситуации, когда тренер выполнил работу, но руководитель недоволен. При этом объяснить суть претензий он толком не может. Лучше заранее договориться о критериях эффективности обучения.

    Продолжение примера. Оценка результатов обучения.
    Алексей предложил измерять уровень теоретических знаний продавцов до и после тренинга с помощью стандартизированного профессионального теста, куда вошли задания такого типа (пример вопроса):
    1. Как задавать вопросы, выявляя потребности покупателя (выберите правильный вариант)?
    А. Очень быстро, чтобы не дать покупателю усомниться в качестве товара.
    Б. Сначала задавать открытые вопросы, затем - закрытые.
    В. Нужно требовать от покупателя конкретные характеристики товара (толщину столешницы, цвет и пр.). Если он не может определиться, то не стоит тратить на него времени.
    Г. Задавать вопросы не нужно, это только отвлекает покупателя от принятия решения.
    Подобные задания в тесте затрагивали каждую тему тренинга продаж. Вопросник помог выявить пробелы в знаниях. Результаты опроса тренер представил в виде таблицы:

    Фамилия И.О.

    Процент правильных ответов

    Ветров С.А.

    Куропаткина С.С.

    Любимова Е.Г.

    Семенова К.Д.

    Туркаева Н.Н.

    В качестве дополнительного показателя эффективности обучения решили использовать другой индикатор - конверсию по магазину. Директор жаловался, что продавцы не подходили к покупателям, не проявляли активности, а конверсия косвенно позволяет определить, стали ли сотрудники после тренинга проявлять больше внимания к клиентам. Задача продавца - превратить посетителя в покупателя. Чем больше покупателей, тем больше пробивается чеков на кассе. Поэтому конверсия рассчитывается следующим образом:

    Конверсия = Количество чеков / Количество посетителей x 100%.

    Произвели расчеты. Оказалось, что средняя конверсия за неделю работы составляет 40%. Это означает, что покупателем становится каждый четвертый посетитель. Остальные заходят в магазин, но покупок не совершают.

    Не надо обсуждать с заказчиком конкретные методические приемы. Некоторые внутренние тренеры с целью "набить себе цену" начинают говорить том, что они проводят ролевые игры со скрытыми мотивами и дискуссии в подгруппах, перечисляют разные приемы. Такие заумные разговоры, как правило, вызывают негативные реакции. Руководитель может раздражаться, не понимая сути педагогических приемов, либо начинает вникать в детали, дает советы. Иногда заказчики контролируют работу тренера, например, опрашивая своих сотрудников, сделали ли они упражнение, которое тот посоветовал провести.

    Этап знакомства

    Этап знакомства - это уже начало работы учебной группы. Работа внутреннего тренера (да и вообще любого бизнес-тренера) имеет интересную специфику. Условно эту профессию можно отнести к сфере обслуживания. Тренер оказывает определенные услуги другим людям, так же как парикмахер, водитель такси, преподаватель. Но сам процесс работы сильно отличается. К примеру, задача парикмахера - сделать прическу так, как хочется клиенту. А вот цель работы тренера - удовлетворить и клиента (участника учебной группы), и заказчика. Тренинг оценивают и те и другие, а критерии эффективности у них различаются.
    У участников обучения есть собственное понимание того, что такое эффективный тренинг. На стадии знакомства тренер рассказывает о том, чему посвящен тренинг и каковы его цели. Одновременно ведущий выясняет, совпадает ли видение целей участников тренинга с мнением заказчика.

    Продолжение примера. Знакомство.
    Когда участники тренинга сели в круг, бизнес-тренер Алексей сообщил, что цель занятий - повышение уровня знаний в области продаж. Он озвучил мнение руководства о том, что продавцы неинициативны, не владеют техниками начала разговора и в целом плохо знают этапы продаж. Тренер также сообщил результаты профессионального тестирования.
    В ответ сотрудники стали говорить о том, что они опытные продавцы, а начальство "само не знает, что делает". По их мнению, на рекламу выделяется мало средств, поэтому продажи не растут, а профессионализм персонала не имеет к росту продаж никакого отношения. Кроме того, они предложили тренеру повлиять на руководство компании, чтобы им наконец-то повысили заработную плату. В этом случае, обещали они, продажи непременно возрастут.

    Информация, полученная во время знакомства, служит тому, чтобы в ходе тренинга расставить акценты. Самое главное, что узнает ведущий, - отношение, с которым пришли участники.
    Иногда группа относится к процедуре обучения лояльно. Это происходит в том случае, если сотрудникам заранее сообщили о тренинге, объявили цели и задачи. Но бывает по-другому, когда людей "согнали" на обучение со словами "идите, пусть вам там мозги вправят". Здесь тренеру нужно быть осторожным и планировать содержание занятий таким образом, чтобы скорректировать негативную установку группы.

    Этап активизации

    Знакомство длится час-полтора. После того как цели выяснены, тренер вводит участников в тему. В зависимости от подготовки и состояния сотрудников возможны разные варианты активизации.
    Иногда группу могут сразу "бросить в бой". В этом случае тренер дает практические упражнения, где надо применять все свои навыки. Обычно это практические упражнения, близкие к реальной работе. При этом в ролевых играх моделируются достаточно сложные ситуации. На тренинге управленческих навыков иногда моделируют "тяжелый разговор" с недисциплинированным подчиненным, на тренинге продаж - беседу со сложным клиентом.
    Но чаще используется более мягкий вариант - групповая дискуссия, обсуждение с модерацией. Очень часто тренеры показывают видео, где человек попадает в сложную ситуацию, связанную с профессиональной деятельностью, и совершает ошибку за ошибкой.
    На этапе активизации участники должны рассмотреть, какие пробелы бывают в работе в целом, какие недочеты встречаются в их деятельности. Речь пока не идет о собственном неэффективном поведении каждого сотрудника.
    Этот этап тренинга похож на другие формы обучения. Например, преподаватели часто начинают лекции с освещения круга задач, которые стоят перед их дисциплиной.

    Продолжение примера. Активизация.
    Бизнес-тренер Алексей выбрал "мягкий" вариант введения в тему. Во-первых, продавцы показали низкий уровень теоретических знаний, а во-вторых, они не осознавали себя ответственными за уровень продаж в магазинах. Такое сочетание диагностических данных говорит о том, что если группе дать серьезное задание, есть риск, что многие не справятся. Плюс ко всему может возникнуть недоверие к методу работы, а это вызовет снижение мотивации.
    Бизнес-тренер провел дискуссию на тему "Что мне помогает и что мешает продавать". Вся группа разделилась на подгруппы по 3 - 4 человека. Затем представители каждой подгруппы перечисляли, какие факторы помогают, а какие мешают в личных продажах. Результаты были записаны тренером на лист бумаги на флипчарте.
    После дискуссии Алексей обратил внимание участников на то, что успешность продаж зависит от действий продавца. И еще раз, уже опираясь на материал дискуссии, подчеркнул, что во время тренинга будут оттачиваться те навыки, которые нужны именно участникам. "Вы указали, что важно не перебивать клиента, а в тренинге этому посвящен целый модуль - "техники выявления потребностей", - сказал бизнес-тренер.
    Таким образом, удалось снять первоначальное негативное отношение к обучению, которое было диагностировано во время знакомства.

    Этап проблематизации

    На предыдущей стадии участники поняли, каким будет содержание тренинга, освоились с методом. Теперь они должны осознать собственные навыки. Как правило, люди считают, что они никогда не совершают ошибок и знают все, что им нужно. Непризнание собственного несовершенства мешает созданию учебной мотивации. Разве можно научить чему-нибудь идеального сотрудника? Конечно, нет. Поэтому человеку нужно показать, что он многого не знает, обозначить границы личной некомпетентности.
    На этом этапе тренер действует жестко. Его задача - обнажить индивидуальные пробелы в знаниях и навыках. Это центральный момент тренинга. Для семинарской или лекционной форм работы не характерна концентрация на навыках каждого ученика. Там достаточно поговорить о проблемах, выяснить мнения, заслушать доклады.
    На этом этапе тренеры обычно проводят ролевую игру, где задание довольно сложно выполнить. Для этого вводится так называемый скрытый мотив. Участник должен, применяя свои навыки, выполнить профессиональную задачу. В тренингах продаж надо сделать условную продажу, на занятиях по управлению - убедить подчиненного выполнить работу и так далее. Участникам, играющим роль клиентов или подчиненных, разъясняется условие, при каких действиях активного участника они показывают желаемое поведение (купят, пойдут на уступки, войдут в положение).
    После игры тренер обеспечивает обратную связь, рассказывая о том, какие действия помогали, а какие мешали выполнить задачу. При этом отрицательная обратная связь составляет около 60%, а положительная - примерно 40%. Это один из ключевых моментов тренинга. Если акцентировать внимание только на недостатках поведения, то участник может уйти в "глухую оборону", начав вести себя негативно по отношению к тренингу и тренеру. Либо настолько упадет духом, что перестанет проявлять какую-либо активность.

    Продолжение примера. Проблематизация.
    Алексей предложил сыграть в ролевую игру "Продажа трудному клиенту". Действия записывались на видеокамеру. Участники продавали кухонную стенку в мебельном салоне. В качестве "трудного" клиента выступил сам тренер. Он соглашался на "покупку", если продавцы угадают его истинный мотив (подарок коллеге) и правильно проведут презентацию. Участники сделали несколько типовых ошибок.
    Во время просмотра видеозаписи бизнес-тренер обратил внимание на то, что продавцы не дослушивают, перебивают, пытаются учить покупателя и в результате делают неграмотную презентацию. На видео это было очень заметно.
    Алексей указал каждому, над чем нужно работать.

    Этап обучения

    Когда группа подготовлена к получению информации и жаждет получать новые знания и навыки, можно переходить собственно к обучению. Оно включает в себя разные модули (темы), а каждый модуль изучается по схеме "информация - отработка - действие".
    Сначала бизнес-тренер дает теорию (информация), затем участники практически занимаются в подгруппах - "двойках", "тройках" либо в режиме дискуссии (отработка), а после этого проводится ролевая игра (действие). В конце тренинга обычно запускается итоговая ролевая игра, где отрабатываются навыки по всем изученным темам.
    На этапе обучения положительная обратная связь превалирует над отрицательной. Другими словами, тренер должен "ловить" позитивные моменты и фиксировать их. Если продолжать проблематизировать группу, то снизится мотивация. Участники перестанут доверять "привередливому" тренеру.
    Указывать на ошибки нужно мягко. Допустим, участник тренинга, говоря о свойствах товара, неточно рассказал о преимуществах и выгодах покупки. Тренер должен показать, как презентация будет выглядеть более эффектно, привести конкретные фразы, слова.

    Продолжение примера. Обучение.
    Для продавцов магазина этап обучения выглядел следующим образом:

    Учебный модуль

    Установление контакта

    Информация

    Дистанция, психологическое пространство. Значение улыбки, как правильно улыбаться. Обращение к клиенту по имени

    Отработка

    1. Упражнение на понимание готовности к вступлению в контакт "Любит - не любит".

    2. Упражнение на установление дистанции.

    3. Установление контакта глазами "Поймай взгляд"

    Действие

    Мини-ролевая игра "Есть контакт!" - вступить в общение с неразговорчивым покупателем

    Выявление потребностей

    Информация

    Классификации потребностей. Закон скрывания потребностей. Техники активного слушания

    Отработка

    1. Игра "Угадай потребность".

    2. Работа в подгруппах на использование техник активного слушания.

    3. "Угадай потребность" в командах

    Действие

    Ролевая игра "Забывчивый покупатель". Надо помочь клиенту "вспомнить", что и для чего он хочет купить

    Презентация товара

    Информация

    Технические характеристики и потребительские свойства - разница. Схема "потребность - эффект - аргумент"

    Отработка

    Дискуссия с модерацией, составление "Карты эффектов мебели"

    Действие

    Мини-презентация "Выступление на выставке"

    Работа с возражениями

    Информация

    Истинные и ложные возражения. Приемы обработки возражений

    Отработка

    1. Упражнение с мячиком "Возражение - ответ".

    2. Письменное упражнение. Составление ответов на возражения по качеству мебели

    Действие

    Ролевая игра "Возврат товара"

    Завершение продажи

    Информация

    Учебный видеофильм "Завершение сделки"

    Отработка

    Дискуссия "Применение техник завершения продажи". Результаты зафиксированы в виде таблицы "Ситуация. Техника"

    Действие

    Ролевая игра "Продажа на выставке"

    Финальное действие

    Ролевая игра "Продажа в магазине". Классическая ситуация общения с клиентом. Участникам тренинга надо применить все знания и навыки, полученные на тренинге

    Этап закрепления

    После того как обучение завершилось, нужно сделать так, чтобы все знания, полученные на тренинге, были зафиксированы. Во-первых, руководство может опросить сотрудников на предмет того, какие самые важные идеи они вынесли из тренинга. Во-вторых, работники сами для себя должны понять, что им дало обучение. Таким образом формируется положительное отношение к тренингу как к форме подготовки персонала.

    Продолжение примера. Закрепление.
    Бизнес-тренер предложил два закрепляющих упражнения. Первое - упражнение на осознание опыта "Что важнее всего в продажах". Участники молча, по очереди, подходили к флипчарту и записывали фактор, который способствует успешным продажам ("Выдержать паузу", "Говорить на языке клиента", "Говорить эффектами" и т.д.). Затем тренер сфотографировал записи и разослал на электронную почту участникам.
    Второе упражнение - "Чемодан". Один участник выходил за дверь, а группа обсуждала, какие два качества ему помогают продавать, а какие мешают. Результаты обсуждений заносились на листок бумаги. Этот листок затем вручался каждому. Таким образом, у всех появилась информация о своих сильных и слабых сторонах.

    Иногда по окончании работы группы тренеры проводят общую дискуссию на темы "Что нового я узнал на тренинге", "Главные выводы" и подобные им. Высказывания участников фиксируются и высылаются каждому письмом по электронной почте. Таким образом, у каждого есть "выжимка" знаний, результат тренинга.

    Обратная связь с заказчиком

    Тренинг начинается с работы с заказчиком и заканчивается представлением ему результатов.

    Продолжение примера. Обратная связь.
    Через два дня после тренинга было проведено повторное тестирование. Спустя неделю после занятий измерили конверсию и результаты представили заказчику.

    Фамилия И.О.

    Процент правильных ответов до тренинга

    Процент правильных ответов после тренинга

    Ветров С.А.

    Куропаткина С.С.

    Любимова Е.Г.

    Семенова К.Д.

    Туркаева Н.Н.

    Средняя конверсия за неделю работы = 76%.
    Очевидно, что уровень теоретических знаний значительно вырос, и это свидетельствует об эффективности тренинга. Улучшилось и качество обслуживания, оно отразилось на конверсии. Таким образом, бизнес-тренер Алексей выполнил свою задачу.

    О чем нужно помнить, планируя тренинг?
    Первое. Результаты работы обсуждаются с заказчиком до тренинга и "оцифровываются". Руководство не любит, когда обучение проводится ради обучения. Руководство ждет бизнес-результаты - рост продаж, выполнение плана. Поэтому в качестве критериев эффективной тренинговой работы должны быть не только знания, но и показатели обслуживания, продаж.
    Второе. В тренинге этапы следуют один за другим, пропускать их нельзя, иначе "сломается" динамика тренинга. Если, например, пропустить этап знакомства, то участники не включатся в тренинг. Они постоянно будут сопротивляться инструкциям, выражать сомнение относительно целесообразности обучения.
    Третье. Только на этапе проблематизации отрицательной связи должно быть больше. На остальных этапах акцент делается на положительных моментах.
    Четвертое. Обязательно наличие "сухого остатка". Участники должны вынести из тренинга информацию о себе и важные идеи в виде тезисов. Нужно, чтобы эти знания были зафиксированы письменно.

    Групповая психотерапия, выходя из клиник навстречу здоровым людям, называла свои групповые занятия "Семинар-тренинг" или просто "тренинг". Основными целями подобных групп были: личностный рост, актуализация личности, приобретение целостности, повышение эффективности, развитие навыков межличностных отношений и т.д.

    А затем термин постепенно перекочевал в практическую работу психологов и социологов, где вплоть до настоящего времени и используется. "Тренинг личностного роста — это определенное целенаправленное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы" (И.Вачков "Основы технологии группового тренинга").

    Как рассказать о тренинге?

    Но разве можно описать словами закат на море? Это совершенство. Но в этом нужно (и оно того стоит!) убедиться лично.

    Так же и с тренингом: для того, чтобы получить представление о том, что это такое, получить личный, чувственный опыт — нужно хотя бы раз побывать на тренинге в качестве участника.

    Тренинги личностного роста и индивидуального развития очень близки к психологическим и психотерапевтическим тренингам. Они ориентированы на частные лица и решают вопросы личностного роста и развития, душевного комфорта и профилактики депрессии, стрессов и других негативных душевных состояний.

    Но что же такое этот пресловутый личностный рост ?

    Самое сложное — дать определение… Личностным ростом можно назвать процесс расширения внутренней свободы .

    Карл Роджерс , заложивший основы гуманистического направления в психотерапии, считал, что "у человека имеется способность и тенденция двигаться вперед к зрелости . В подходящей психологической атмосфере эта тенденция высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной". Согласно его представлениям, у человека на пути самоактуализации есть ряд характеристик. Во-первых, принятие и понимание себя. Т.е. знание собственных потребностей, понимание своих чувств и мотивов, доверие себе и адекватная самооценка. Во-вторых, гуманистическая система ценностей — ориентация на истину-добро-красоту плюс стремление к новизне и открытость новому опыту, любознательность. В-третьих, такой человек доверяет людям, ориентирован на партнерские отношения с окружающими, терпим к чужим убеждениям, не склонен разделять социальные стереотипы. И, наконец, в плане отношения к жизни, такой человек независим от социальной среды, чужих мнений и текущих этических представлений. Ни на кого не перекладывает ответственность за свою жизнь, креативен, не откладывает жизнь "на потом", удовлетворен собственной жизнью.

    Абрахам Маслоу полагал, что наивысшая потребность человека — самореализация . И именно стремление удовлетворить эту потребность становится движущей силой развития человека. Известно, что потребность в самоактуализации возникает у человека, когда его базовые потребности (безопасность, потребность к принадлежности к определенной социальной группе) удовлетворены. Самоактуализация по Маслоу — это идеал развития человека. Она позволяет таким людям быть продуктивными, философски воспринимающими действительность.

    Существует еще ряд качеств. Актуализация необходима людям, ставящим перед собой серьезные жизненные цели и желающим их достигнуть. Процесс актуализации предполагает глубокую систематическую работу над собой как на психическом, так и на ментальном (умственном) уровнях. Для этого необходимы достаточная мотивация и способность к рефлексии. Определено само понятие "личностный рост", как целенаправленная работа над совершенствованием своих личностных качеств, включает самопознание, самопобуждение, программирование личностного развития и самореализацию.

    Следовательно, тренинги ориентированы на признание уникальности и самоценности человеческой личности, как основа отношения тренера к участникам своей группы, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста.

    Существуют две основные линии тренинговой деятельности. И, хотя и пересекаются между собой, в то же время очень различны. Групповая психотерапия и бизнес-тренинги — это разные виды обучения, поскольку преследуют совершенно разные цели.

    Тренинги личностного роста , как правило, проводят дипломированные психологи или психотерапевты, имеющие, кроме диплома, еще и сертификаты того или иного официально признанного направления в психологии или психотерапии (НЛП, Синтон, Телесное осознание, Гештальт, Психодрама, Позитивная психотерапия, Соционика, и др.), прекрасно разбирающимися в особенностях личности и имеющие хороший опыт тренинговой работы.

    Еще одной особенностью тренингов личностного роста является фактор добровольного участия. Поскольку на этих тренингах происходят глубинные изменения личности, ее высших ценностей, убеждений, представлений об устройстве мире, то и решение об участии в подобном тренинге каждый человек принимает самостоятельно, исходя из своих личных интересов.

    Тренинги бывают разные… Если в каждой неудаче Вы ищите ответ на вопрос: "Что я делаю не так?", то ищите для себя социально-психологический тренинг (СПТ), где Вы сможете понять, что именно не так делаете, и научиться это делать по-другому. Это тренинг навыков и умений, тренинг технологий.

    Рассмотрим другой вариант: Вы не можете устроиться на работу, потому что из-за неуверенности в себе боитесь даже идти на собеседование. При этом не признаетесь себе в своих страхах и упрекаете себя за бездействие. И это не только с работой, но и вообще, по жизни. В этом случае тренинг уже нужен другой, личностный. В фокусе этого тренинга находятся чувства и мысли участников, их переживания. Поведение тоже исследуется, но здесь уже ясно, что человек снова и снова не может не делать неправильно в силу сложившихся убеждений и чувств, с которыми не может справиться.

    Личностно-ориентированные тренинги можно условно разделить на три большие группы:

    1. Тренинги психологической компетентности. Такие "условно легкие" тренинги, направленные на процесс ускорения и позитивизации социализации практически не задевают личностной сути участника. Теплая и доброжелательная атмосфера располагает к открытому душевному разговору и групповому обсуждению тематики, которая заявлялась в названии тренинга, для расширения кругозора и психологической компетентности. Идея заключается в том, чтобы помочь человеку стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолев ненужные стереотипы, в первую очередь, в общении с окружающими. Тренинг — это, прежде всего, познание через переживание. Изначально он предназначен для передачи опыта и знаний, которые невозможно передать словами.
    2. Тренинги выработки навыков (коммуникативных, стрессоустойчивости, уверенности в себе, лидерские, взаимодействия с другими людьми и др.) такие, как:

      Преимущество тренингов заключается в том, что, работая в группах, можно воздействовать на несколько людей сразу, и это порой более эффективно, чем работа с каждым индивидуально. Помимо того, в группе происходит взаимное обучение ее членов при помощи доверительного обмена личным опытом. Также "преимущество группы — это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели" (из учебника по психотерапии).

      Во время тренинга моделируется реальная жизнь, но при этом создается особая безопасная обучающая среда, позволяющая участникам осознать свои глубинные установки, образ мышления, способы решения проблем и стратегии мотивации для того, чтобы изменить их и тем самым повысить свою эффективность. Работа на тренинге, прежде всего, направлена на выявление и устранение преград, которые тормозят развитие, на обнаружение точек остановленного развития, которые одновременно являются и ресурсом развития личности.

      И тогда результатом становится изменение качества жизни, продвижение к большей её полноте и яркости.

      Приемы обучения могут быть различными — на тренинге позволительно все. Это и игры, и лекции, и семинарские занятия, и моделирование, и различные формы их проведения. Но если Вас приглашают на 1,5 часовой тренинг, то, скорее всего это — просто занятие с элементами тренинга (или мастер-класс). Но наиболее продуктивным является "погружение" на 3-4 дня с отрывом от работы, домашних забот, и прочих проблем. Тем более, если тренинг "сильный", заниматься всем этим Вы будете не в состоянии. Бывают и более продолжительные мероприятия (например: 7-14 дней с выездом на природу).

      Качественные группы личностного роста имеют три составляющих, работа над которыми осуществляется параллельно — рациональную, эмоциональную и деятельностную.

      Рациональная составляющая позволяет развивать способность систематизировать и структурировать информацию, развивает левополушарное мышление. Участники получают знания, модели, концепции, навыки прогноза.

      Эмоциональная составляющая развивает навыки правополушарного мышления: способность входить в эмоциональный контакт, раскрывать себя, чувствовать групповую динамику, работать с образной информацией, опираться на интуицию.

      Деятельностная составляющая призвана закрепить полученные знания на практике, она даёт ощущение успешности, позволяет корректировать поведение. Здесь мы проектируем, решаем задачки, играем, словом, действуем и творим. И получаем обратную связь от группы. Качественный тренинг дает участникам энергию, учит творить не в одиночку, а в проектных мини-группах, и задействует все модальности восприятия, — визуальную, звуковую, слуховую и… даже вкусовую (во время перерывов на чай).

      Важно понимать, что скорость роста всегда будет задаваться внутренними возможностями личностями, а не усилиями тренера. Бесполезно и бессмысленно насильно раскрывать бутон розы. И волшебной палочки, чтобы дерево вырастало за день — не создано. Так и тренер подобен лучу солнца. И его задача помочь пробудиться и красиво раскрыться.

      Приходите на тренинг — всё узнаете сами. "Сапопознание.ру " желает Вам, чтобы этот опыт оказался удачным и Вы, полюбили тренинги за осознание себя, людей, переживания и открытия, новый опыт и осознание прожитого. А также просто за то, что это потрясающе интересно.

      • Я и они — взаимодействие с социумом, коллективом, с незнакомыми людьми: мастерство коммуникации. Испытывая на таком занятии сильные положительные эмоции, человек сам находит верные и эффективные способы общения.
      • Он и она — взаимодействие с противоположным полом: Любовь и дружба, Сексология, и др.
      • Я и бизнес деловое взаимодействие с другими людьми с целью получения прибыли или развития своего дела, развитие своей карьеры: Взаимоотношения с деньгами, Технология успеха, Деловое общение, Техники продаж, Как найти работу, и др. Происходит формирование конкретных навыков и приемов работы сотрудников, решение актуальных ситуационных задач предприятия.
    3. Тренинги личностного роста , т.е. направленные на внутреннее развитие личности. На этих тренингах происходит изменение внутренней сущности человека, расширение его мировоззрения (точки сборки, модели реальности, карты мира): например,
    • Телесное осознание,
    • Осознавание сторон собственной личности,
    • Осознавание своих потенций и возможностей,
    • Повышение уровня психологической компетентности,
    • Разрешение внутренних конфликтов,
    • Самоактуализация личности,
    • Интерес к самопознанию.
    • Принятие себя,
    • Понимание и принятие окружающих,
    • Выстраивание гармоничных отношений с окружающими,
    • Душевное равновесие и гармония,
    • Появление новых форм самореализации.

    Ирина, мама

    Остались очень довольны. До конца определились с тем, что делать дальше. Спасибо большое!

    Дарья, мама

    Тренинг «Профориентация» произвел впечатление на моего сына. Еще рано говорить о конкретном выборе профессии – ему 14 лет. Но уже после первого занятия у нас с ним был разговор на эту тему. Я думаю, что переварив информацию, он придет к какому – то в...

    Настя, 14 лет

    Мне очень понравился этот тренинг. Наконец я точно определилась с направленностью, и немножко разобралась в себе. Сейчас я смогу определить, что именно мне понадобится в жизни.

    Ольга, родитель

    Спасибо за тренинг, на все вопросы для себя ответили. Стаяла задача убедиться в правильном выборе профессии (намётки уже были), увидеть цель и как к ней прийти, расширить свой кругозор в плане выбора возможных профессий. (из той сферы которая нравитс...

    Лариса, родитель

    Семён, 14 лет

    Мне понравился тренинг,потому что много тестов,интересных разговоров,увлекательных и познавательных игр.

    Миша, 14 лет

    Все было супер!!!Понравилась атмосфера на тренинге.Спасибо за тренинг!

    Саша, 14 лет

    Мне очень оооочень понравилось! Здесь безумно интересно и весело,давали интересные задания,мы проходили разные тесты.Проходить тесты было очень увлекательно,потому что в них давались забавные и очень простые вопросы,на которые невозможно дать неискр...

    Артём, 15 лет

    Мне все понравилось.Организация и проведение тренингов прошли на высшем уровне.Очень хороший психолог.Очень понравились всякие тесты,задания,беседы и советы психолога.Очень много нового узнал о себе,о своем характере и своей будущей профессии. Большо...

    Татьяна, мама

    Отличный тренинг. Позволяет понять не только детям, но и их родителям направление развития для своего ребенка. Очень важно, что в этом возрасте дети могут получить четкое представление о своих возможностях, способностях и их применения в дальнейшей...

    Елена, родитель

    Спасибо Вам большое!Я считаю,что данный курс мне очень помог.Я узнала многое о себе.Раскрыла свои качества о которых раньше,возможно,не догадывалась. Как мама,я благодарю тренера за раскрытие склонностей,которые были не видны нам,родителям.

    Игорь, родитель

    Мне понравилась организация,компания.Вполне доволен результатом тренинга. Спасибо за четкие и конкретные уточнения по профессиональному “портрету” Большое спасибо!ОЧЕНЬ продуктивный тренинг.

    Ирина, 15 лет

    Очень много нового узнала о себе. Было очень весело! Тёплая компания и приятная атмосфера.Все серьезные решения принимались в игровой форме.Я очень довольна результатами. Мне очень понравилось.

    Анастасия, родитель

    Рада,что дочке понравилось,кажется она смогла проявить себя в этом коллективе совсем иначе,чем в школе(была активна и раскрепощена).Информацию получили ценную. Нам дали направление,в котором будем рассматривать будущее Оли.

    Оля, 14 лет

    В первую очередь было весело и интересно узнать свои способности и больше о себе.

    Светлана, 15 лет

    Спасибо за тренинг! Я узнала о себе много нового. И поняла чем интересуюсь. Было весело и интересно, Скорее всего,основные результаты еще впереди. Спасибо

    Иван, 14 лет

    Пока что я не уверена в том, насколько тренинг помог мне именно как то точнее определиться с будущей профессией, но он в какой то степени дал мне понять, что не нужно бояться выбирать себе работу, исходя в первую очередь из своих интересов и увлечени...

    Аня, 15 лет

    На самом деле я очень переживала, когда ехала на 1 занятие. Не знала как отреагируют на меня люди, не знала как правильно себя преподнести. Но на месте все каким-то волшебным образом разложилось по полочкам. Преподаватели очень веселые, с ними есть о...

    Алиса, 14 лет

    Спасибо всем нашим наставникам, психологам и просто прекрасным людям! Вы правда помогли нам по новому раскрыть себя, понять и узнать. Абсолютно точно могу сказать, что после таких тренингов хочется творить, изучать новое, рассуждать и много чего еще! ...

    Иван, 13 лет

    Хоть я еще и не знаю результатов теста, но я уже узнал некоторые новые вещи о себе. Теперь я буду обращать внимание на те недостатки о которых я узнал. Во время теста чувствовалась приятная, теплая и душевная атмосфера, мало где такое встречается. Вс...

    Евгений, 15 лет

    Мне все понравилось (печеньки люди место) и в целом у меня очень позитивные эмоции. Тренинг действительно помог мне и я надеюсь что в недалеком будущем мне пригодятся знания, которые я приобрел здесь: видимость будущего, хорошее настроение, вера в себя

    Елена, 15 лет

    Мне понравилось,узнала много о себе что раньше не замечала но ожидала что побольше будут говорить о разных профессиях. Мне дали четкий ответ по поводу подходящих профессии, и я подумаю серьезно об этой профессии.

    Михаил, 16 лет

    Я сделал осознанный выбор в выборе профессии, я понял, что буду врачом. Это точно.

    Валерия, 16 лет

    Тренинг мне весьма понравился,было очень интересно понимать,что сделав несколько тестов обо мне и моем характере, понять абсолютно все,даже те некоторые качества,которые я скрывал. Что я унес с тренинга: ну почти все ожидания о будущей профессии по...

    Даниил, 15 лет

    Все интересно, достаточно обобщенно, однако узнал много нового для себя. Было весело и забавно. Тренера молодцы. Спасибо.

    Ярослав, 14 лет

    Плюсы тренинга:интересные занятия, хорошие тренера, приятная атмосфера, хорошие графики, консультация по профессии, своевременные перерывы, познание нового, открытие своих способностей

    Илья, 14 лет

    Очень интересно и классно! Спасибо! Удачи вам!

    Давид, 14 лет

    Мне понравились игры и тесты, которые мы выполняли. Очень хорошие ведущие, но только не хотят говорить, какой институт плох, а какой хорош. Я стал более уверенным в своем выборе профессии и в направлении, куда и как двигаться вообще.

    Алина, 17 лет

    Во-первых, спасибо за такую интересную вещь, как ваш тренинг. Было безумно интересно. Мне очень понравился творческий подход к такой теме, как выбор профессии. Было приятно общаться с новыми людьми и выполнять различные задания. Всем спасибо! Всех люблю!

    Артем, 16 лет

    Впечатление от тренинга положительное. Благодаря ему я стал еще больше уверен в предполагаемом направлении, познакомился с хорошими и интересными людьми и хорошо провел выходные. Рекомендую!

    Алиса, 15 лет

    Тренинг классный, помогает сделать выбор, а главное - осознанный. Сделала для себя много выводов и осталась очень довольной.

    Тренинги сегодня являются довольно популярным методом обучения. С помощью успешного тренинга можно значительно повысить качество работы сотрудников компании, а также дать им возможность закрепить полученные в ходе обучения навыки. Существуют определенные критерии создания по-настоящему эффективных тренингов.

    Критерии успешного тренинга

    1. Актуальность темы. Тема тренинга должна у слушателей. В противном случае ваш тренинг не будет иметь желаемого успеха. Люди заинтересованы в том, чтобы получить полные ответы на интересующие их вопросы. Одними из самых востребованных тем на рынке тренинговых услуг являются личностный рост, развитие бизнеса, развитие управленческих умений и лидерских качеств.

    2. Программа. Необходимо заранее продумать программу тренинга. Если вы уже проводили тренинги раньше, вы можете организовать новые занятия на основе старой программы. Но если вы начинающий , вам придется создать принципиально новую программу. Для этого обозначьте цели и задачи своего тренинга, и на основе этого выстраивайте теоретическую и практическую часть занятий. Программа тренинга должна полностью соответствовать его теме.

    3. Новизна и оригинальность информации. Слушатели должны узнать из вашего тренинга как можно больше новой и полезной информации. Рынок тренинговых услуг сегодня очень широк, поэтому для тренера важно создать уникальный и полезный материал. В противном случае тренинг не будет востребованным у аудитории.

    4. Личный опыт тренера. Тренинг обязательно должен основываться на вашем личном опыте. Чего вы достигли и как вы добились желаемых результатов в выбранной вами сфере деятельности? Слушателям всегда будет интересно узнать больше из опыта другого человека.

    5. Интересная подача материала. Тренинг должен быть не только предельно информативным, но и интересным. Это во многом будет зависеть от личностных качеств тренера. В первую очередь создатель тренингов должен уметь хорошо выступать на публике и организовывать дискуссии между участниками. Лучше чтобы тренер лично показывал аудитории, как выполнять то или иное упражнение. В тренере всегда приветствуется артистизм, харизма, непринужденность, юмор и остроумие.

    Где проводить тренинг

    Лучше всего проводить тренинги в просторных помещениях, где можно легко установить необходимую вам аппаратуру (видеомагнитофон, музыкальные проигрыватели и т.д.). Сидения для слушателей должны быть комфортными. Это очень важно, так как в неудобных и тесных тренинг-залах слушатели не смогут в достаточной мере сконцентрироваться на занятиях.

    Решить проблему с помещением для тренинга можно двумя способами: арендовать подходящий зал или договориться с заказчиком о предоставлении вам специального кабинета на время тренинга.

    Вышеназванные критерии и требования помогут вам создать по-настоящему качественный тренинг. Не жалейте также времени для поиска новых идей и свежей актуальной информации по теме. Тогда слушатели с удовольствием будут посещать организуемые вами занятия.

    Александр Капцов

    Время на чтение: 11 минут

    А А

    Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Какие особенности у данной деятельности? Все нюансы организации бизнеса с нуля читайте на сайт

    Тематика – основная составляющая тренинга или семинара

    Под словом «тренинг» подразумевают любую групповую тренировочную систему, позволяющую совершенствоваться в какой-либо области. Семинары также являются групповыми учебными занятиями, где заслушиваются доклады и проходит их обсуждение. Оба мероприятия проводят специалисты в той или иной области.

    Все начинается с выбора наиболее актуальной тематики в той или иной сфере:

    • Продвижение товара.
    • Этика деловых отношений.
    • Укрепление здоровья по особой (авторской) методике.

    В глобальном аспекте основных тем всего три:

    1. Построение и развитие бизнеса – личный рост.
    2. Оздоровление организма.
    3. Взаимоотношения (деловые, семейные).

    Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными, а также иметь крепкую семью. Каждая тематика имеет свои многочисленные направления. Например, в личном росте: как правильно начать дело, выбрать бизнес-партнеров, продумать путь к успеху и так далее.

    Главное – создание целой программы (календарного плана) различных семинарских мероприятий или тренингов, которая может периодически меняться . При повторении одного и того же тренинга трудно удержаться в бизнесе длительное время. Вот почему без регулярных обновлений не обойтись.

    Совет . Наряду с тематическим разнообразием, большое количество авторов освещают одинаковые вопросы. Рекомендуется предварительное личное участие в семинаре, который планируется для проведения. В крайнем случае можно ознакомиться с отдельными работами конкретного тренера-преподавателя. Это облегчит выполнение организационных этапов.

    Где лучше проводить тренинги или семинары?

    Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах. В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу.

    Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

    Уделяем работе с тренером должное внимание

    Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

    Условия оплаты у каждого специалиста свои:

    • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
    • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
    • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

    Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

    Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

    1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
    2. Предоставит образцы раздаточного материала.
    3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
    4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

    Внимание . Процесс переговоров с тренером не дает стопроцентной гарантии на отсутствие организационных ошибок, однако вероятность их появления становится минимальной.

    Выбор помещения для тренингов или семинаров

    Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

    Основные требования к залам для проведения тренингов:

    • Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.
    • Немаловажный аспект – удобство кресел. Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.
    • Просторность , то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.
    • Отсутствие лишних предметов , отвлекающих внимание от занятий.

    Внимание . Зачастую заказчиком тренинга (семинара) является какая-либо компания. В этом случае тренеру ставится конкретная задача, а обучение происходит на территории клиента, который и предоставляет помещение.

    Решаем технические вопросы заранее

    Сегодня даже обычные лекции не читаются без демонстрации слайдов, что уж говорить о современных тренингах и семинарах. Техническими моментами занимаются на этапе подбора помещения. Следует заранее поинтересоваться о наличии доски, проектора, доступа к Интернету. Если они предоставляются арендодателем, можно бронировать помещение и не беспокоится о техническом сопровождении.

    Раскрутка и продвижение семинара или тренинга

    Параллельно с поиском помещения начинается раскрутка мероприятия.

    Бесплатные варианты привлечения клиентов Платные варианты привлечения клиентов
    Объявления на интернет-площадках и в газетах Рекламные объявления на ТВ, радио, в различных газетах
    Участие в обсуждении на форумах Реклама на сайтах (форумах, блогах) с близкой тематикой
    Ведение собственного блога Рассылка приглашений на электронную почту возможным участникам (услуги специальных сервисов)
    Приглашения посредством соцсетей Интернет-реклама таргетированного типа
    Раздача флаеров в тех местах, где больше всего потенциальных участников семинара (тренинга)
    • Заинтересовывает новичков и удерживает «старых» слушателей.
    • Привлекает определенный контингент, значит есть постоянная аудитория, интересующаяся данной темой. Соответственно всегда будут люди, готовые обучаться.
    • Действительно приносит пользу тем, кто его слушал. Об этом свидетельствуют реальные отзывы, размещенные на страничке в соцсетях или сайте.
    • Очень важно постоянное развитие тренера и обучающей программы с учетом каких-либо изменений или тенденций.

    Особенности оплаты тренингов или семинаров

    Внесение участником предоплаты является обязательным условием. Это объективно подтверждает серьезность намерений.

    Как показывает практика, зарегистрировавшихся участников на мероприятие может быть много, однако только не заплатившие:

    1. Забывают прийти на занятия.
    2. Перестают отвечать на звонки организаторов.
    3. Отговариваются срочными делами.

    Даже небольшой размер предоплаты сразу отсеивает несерьезных людей. Кроме того, такой подход позволяет получить реальную информацию о количественном составе участников.

    Совет . Оглашение многоуровневой цены стимулирует раннюю регистрацию. Например, если цена тренинга 11 000 рублей, то предоплата, внесенная за месяц до события, предполагает скидку в размере 1 500 рублей, за 2 недели – 700 рублей, за неделю – 300 рублей, в день тренинга оплачивается полная стоимость.

    Подготовка материалов для тренинга или семинара

    Как отмечалось выше, тренер предоставляет организатору раздаточный материал, который нужно размножить в достаточном количестве, желательно с запасом.

    Обычно участников обеспечивают:

    • Рабочими тетрадями с упражнениями и заданиями по отдельным темам.
    • Конспектами с ключевыми тезисами и различными схемами.
    • Дополнительными материалами, предназначенными для самостоятельного изучения.

    Основные требования к любому виду раздаточного материала:

    1. Четкость, ясность и понятность для участников.
    2. Отсутствие ошибок (орфографического и синтаксического вида).
    3. Наличие нумерации на страницах.

    Зачастую материал, предназначенный для участников, формируют в один пакет и раздают перед началом мероприятия.

    Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр

    План сравним с расписанием занятий. Например, школьник точно знает время начала и окончания уроков, какие именно предметы будут изучаться в конкретный день. Точно также и человек, заинтересовавшийся тренингом либо семинаров, должен знать о всех нюансах обучения.

    В программе указывается:

    • Общая длительность (день или несколько дней, количество часов каждый день).
    • Где проводится обучение, кто автор и ведущий.
    • Из каких блоков состоит мероприятие, их продолжительность и тематическая направленность каждого.
    • Когда начинается регистрации участников.
    • Время перерывов и другие нюансы.

    Составленная программа печатается в виде яркой брошюры и предоставляется участникам.
    Как видим, реализацией данного пункта не следует пренебрегать и оставлять на последний день. Помимо самого плана, нужно продумать дизайн брошюры, найти типографию для ее изготовления, договориться о печати, подождать несколько дней или более выполнения заказа.

    Пример программы тренинга Евгения Галая: «Менеджер: искусство управления людьми»

    Организация питания на тренинге или семинаре

    Забота о питании – важная деталь организационного процесса. Многочасовой семинар предполагает перерывы разной продолжительности. В минуты короткого отдыха уместно предложить слушателям горячие напитки, воду и сладкий перекус.

    Значение кофе-брейка трудно переоценить:

    1. Человек переключается.
    2. Происходит восстановление сил для восприятия нового информационного блока.
    3. Сладости стимулируют мозговую деятельность.
    4. Снижается внутренняя напряженность клиентов, создается непринужденная атмосфера.

    Обеденное время лучше использовать по прямому назначению – пригласить слушателей на обед. К примеру, в бизнес-центрах для этой цели имеются специальные точки питания. Если подходящего кафе поблизости нет, можно заранее позаботиться о к месту проведения обучения.

    Обращаем внимание на мелочи

    Неучтенные мелочи приводят к серьезному дискомфорту.

    Важно продумать все до самых мелких деталей, исключив малейшие неудобства для участников:

    • Позаботиться о наличие указателей к гардеробу, залу, туалету, комнате для курения.
    • Вручить бейджи. Это облегчит общение в период групповых занятий и на перерывах.
    • Не следует экономить на закупке канцтоваров – блокнотов и ручек. Непременные атрибуты любых занятий раздаются перед началом мероприятия.

    Насыщенный обучающий курс непросто усвоить – через неделю другую многие детали забывают. Именно это волнует многих слушателей. Поэтому продажа материалов с полной версией курса будет весьма кстати. Это могут быть авторские книги, диски или брошюры.

    Организуем перерывы тренингов или семинаров с комфортом

    Комфортный перерыв подразумевает:

    1. Специальные места для отдыха и еды, оборудованные удобной мебелью.
    2. Прогулку на свежем воздухе, желательно в парковой зоне.

    Именно эти нюансы нужно учитывать при выборе помещения. Слушателям всегда предлагается выйти из зала на время перерыва. Им необходимо сменить обстановку, пообщаться, размять мышцы в обычной ходьбе, перекусить. Качественно отдохнувший человек способен хорошо усваивать информацию. Не помешает проведение спортивной-минутки. Здесь впору вспомнить обычную производственную мини-зарядку из советского прошлого.

    Дополнительное уведомление клиентов о тренинге или семинаре за 1-2 дня до начала

    Повседневная загруженность современных людей становится причиной забывчивости. Они попросту не помнят о некоторых запланированных ими событиях. Своеобразной подстраховкой того, что все записавшиеся клиенты помнят о предстоящем мероприятии, является дополнительное уведомление в форме напоминания. За несколько дней до назначенной даты проводится обзвон сформированной группы или выполняется рассылка по электронной почте.

    Найм дополнительных работников в помощь

    При многочисленном составе участников трудно обойтись без дополнительных помощников:

    • Встречающих клиентов.
    • Отмечающих пришедших.
    • Организующих чаепитие в перерывах.
    • Оперативно реагирующих на форс-мажорные обстоятельства.

    В качестве заключения. Возвращаясь к вопросу о прибыльности бизнеса по организации тренингов и семинаров. Как ее рассчитать?

    Все расходы известны заранее:

    1. Вознаграждение тренера.
    2. Размер арендной платы.
    3. Стоимость распечатки раздаточного материала и брошюр.
    4. Расходы на кофе-брейк и канцтовары.
    5. Рекламные траты.

    Остается лишь вычислить размер минимальной платы для одного человека с учетом указанных выше трат и собственной выгоды. Затем прибыль от каждого прошедшего обучения умножается на количество слушателей. В результате получается размер чистой прибыли.

    3 оценок, среднее: 5,00 из 5)