Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Профессиограмма и её компоненты. Принципы составления профессиограммы. Профессиограмма — что это, какие сведения содержит

    Профессиограмма и её компоненты. Принципы составления профессиограммы. Профессиограмма — что это, какие сведения содержит

    Введение

    Данная работа освещает проблему профориентации современного человека на конкретных примерах профессиограмм и психограмм профессии дизайнера. В работе рассмотрены общие понятия предмета профориентации, содержание профессиограмм и психограмм, способы их создания.

    Цель работы: проанализировать составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии дизайнера.

    Задачи: изучить составление профессиограммы и психограммы, их содержание, проанализировать значение этих документов в процессе профориентации, рассмотреть проблемы профориентации.

    Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом.

    Реферат включает несколько разделов, в которых рассмотрены по отдельности: профессиограмма (основные понятия, содержание профессиограммы, виды и примеры профессиограмм), психограмма (основные понятия, что лежит в основе психограммы, примеры психограмм), современные проблемы в профориентации работников и учащихся.

    Профессиограмма

    Профессиограмма - это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).

    Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

    Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

    В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.

    Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

    1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

    2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

    3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

    4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

    5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

    6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста).

    1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);

    2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);

    3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);

    4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);

    5) медицинские противопоказания;

    6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности).

    Не редко у специалистов возникает вопрос, чем же профессиограмма в таком случае отличается от должностной инструкции? Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

    1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

    2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

    Составление профессиограммы

    В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

    Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

    В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет.

    Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

    Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы

    Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.

    1. Сведения о профессии

    2. Доминирующие виды деятельности.

    3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности),

    4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

    5. Области применения профессиональных знаний.

    6. Классификационная карточка профессий.

    В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.

    В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:

    ¦ способности;

    ¦ особенности личности;

    ¦ интересы;

    ¦ склонности.

    В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.

    В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.

    В классификационной карточке профессии, в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

    ¦ наименование профессии;

    ¦ доминирующий способ мышления;

    ¦ область базовых знаний;

    ¦ профессиональная область;

    ¦ межличностное взаимодействие;

    ¦ доминирующий интерес;

    ¦ дополнительный интерес;

    ¦ условия работы.

    При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

    Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:

    ¦ одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;

    ¦ другим - в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;

    ¦ третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

    В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой - искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.

    Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

    Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

    1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);

    2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);

    3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

    Предлагается следующая классификация способов мышления:

    ¦ приложение - способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.

    Разновидности: приложение - процедура, приложение - диагностика, приложение - регуляция;

    ¦ адаптация - имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация - анализ, адаптация - координация, адаптация - формализация;

    ¦ производство - представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.

    Разновидности: производство - сила, производство - ловкость.

    Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

    По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

    приложение - процедура

    Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.

    приложение -

    диагностика

    Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.

    приложение -

    регуляция

    Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.

    адаптация - анализ

    Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.

    адаптация -

    координация

    Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.

    адаптация -

    формализация

    Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:

    ¦ умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;

    производство -сила

    Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.

    производство - ловкость

    Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.

    В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

    Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:

    ¦ высоким (теоретическое знание);

    ¦ средним (практическое использование знаний);

    ¦ низким (знание получено опытным путем, навыки).

    В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

    ¦ область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);

    ¦ область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

    Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

    Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

    В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

    На этом основании можно выделить следующие типы:

    Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.

    Частое по типу «напротив»

    Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.

    Частое по типу «рядом»

    Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.

    Частое по типу «вместе»

    Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.

    Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.

    Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.

    В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

    В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы:

    Реалистический (практический) тип

    любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа.

    Исследовательский (интеллектуальный) тип

    сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога.

    Социальный тип

    активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.

    Конвенциональный (стандартный) тип

    усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир)

    Предпринимательский тип

    находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми - многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.

    Артистический тип

    высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).

    Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.

    Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом - социальный.

    Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

    ¦ работа в помещении или вне помещения;

    ¦ мобильная (подвижная) или сидячая.

    При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

    Пример профессиограммы. Профессиограмма «Web - дизайнер»

    Наименование профессии

    Web - дизайнер

    Доминирующий способ мышления

    Адаптация - формализация

    Область базовых знаний № 1 и их уровень

    Математика, изобразительное искусство, уровень 3, высокий (теоретический)

    Область базовых знаний № 2 и их уровень

    Операционные системы и сети, программирование, информатика, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

    Профессиональная область

    Информатика

    Межличностное взаимодействие

    Доминирующий интерес

    Артистический

    Дополнительный интерес

    Конвенциональный

    Условия работы

    В помещении, сидячий

    Доминирующие виды деятельности: -оформление сайтов;

    Создание идеи и разработка макета сервера;

    Создание стиля исполнения макета сервера;

    Обеспечение наилучшего восприятия web - документов на экране монитора с учетом времени загрузки документов, пропускной способности канала передачи данных, размера графических файлов документа, качества цветовой палитры;

    Определение правил компоновки web - страниц, выбор формата, фона, количества и качества элементов оформления;

    Создание стилевых образцов web - документов;

    Работа с узлом Internet;

    Написание программной части и кода страницы;

    Управление гипертекстовыми документами;

    Проведение информационной политики фирмы в World Wide Web (WWW);

    Установка и работа со средствами подготовки и проверки web - страниц;

    Создание интерактивных web - приложений;

    Обновление, модернизация web - документа;

    Создание и работа с приложениями для статистической обработки.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества)

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    Отсутствие художественного вкуса;

    Рассеянность;

    Безответственность;

    Неаккуратность;

    Невнимательность;

    Ригидность мыслительных процессов;

    Сильно развитая близорукость.

    Области применения профессиональных знаний:

    Предприятия и организации;

    Агентства и фирмы компьютерного дизайна;

    Учебные заведения.

    Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (артистический и конвенциональный):

    Дизайнер по меховым изделиям;

    Скульптор;

    Модельер;

    Художник-гример;

    Художественный руководитель;

    Аранжировщик;

    Учебные заведения, обучающие данной профессии:

    профессию web-дизайнера можно получить на курсах, в средних специальных или высших учебных заведениях.

    Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).

    Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количесвтенной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

    С общими вопросами профессиографии, психологической классификацией профессий и профориентации можно познакомиться по работам К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой, Е.М.Ивановой и др.

    1.Сущность профессиографии

    Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике - профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

    Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа - подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

    Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

    Аттестацией работников;

    Проектированием новых профессий и специальностей;

    Профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

    Совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

    Научными исследованиями профессионального развития личности.

    Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной составляющей профессиограммы является психограмма - характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма - психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

    Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

    Комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

    Целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

    Типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

    Реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

    Учета перспектив профессионального роста и карьеры;

    Надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

    Научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов)

    Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации:

    По цели составления:

    Информационная – - предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.

    Диагностическая – производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. - обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

    Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников

    1. Общая характеристика профессии – история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда

    3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации – уровень профессионального образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации

    4. Профессиональная мобильность работника – широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности смены специальности и профессии

    5. Оценка перспективности профессии – профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность работника, профессиональное самосовершенствование и карьера

    Методологическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

    2. Условия труда – санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

    Образовательно-ориентированное профессиографирование, проспетированное профессиографирование

    1. Паспорт профессии - тип профессии и ее отраслевая принадлежность; уровень образования и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии; социально-профессиональные ограничения

    2. Подготовка кадров - форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального роста и карьеры

    3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления – функции, конкретные виды деятельности, типовые профессиональные задачи, профессиональные умения

    4. Проспектированная профессиограмма на каждой стадии профессионального становления

    Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта деятельности – профессиональная направленность, профессиональная компетентность, ПВК, профессионально значимые психофизиологические свойства, - психологическая характеристика каждой подструктуры личности

    5. Санитарно-гигиенические условия труда - режим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания

    По мере общности:

    Общая – описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.

    Групповая – исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.

    Монографическая – описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в рамках моей области исследования.

    Изучение поведения, его внешней картины естественно переходит в изучение внутренних его психологических механизмов – внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.

    ВКТ – это процесс непрерывного отражения в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы – познавательно - преобразовательные, эмоциональные и волевые.

    Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

    Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

    Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

    • требования к должностным обязанностям работника;
    • требования к рабочему месту;
    • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
    • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

    Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

    Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

    • системность - в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
    • целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
    • практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
    • научность и современность - методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
    • эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

    Важной составной частью профессиограммы является психограмма- описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

    При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию. В этом как правило заключается основная сложность.

    Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

    Существует технология по изучению, описанию и проектированию специальностей - профессиография. Исследования такого рода проводятся с учетом социально-экономических и психологических требований. При этом процессе составляется профессиограмма. Это своеобразный результат проведенного исследования. В приведенном ниже тексте вы сможете узнать, что означает этот термин, с какой целью проводят такие изучения, и какие методы используются.

    Определение

    В существует раздел - профессиография. Этот термин происходит от двух слов. "Графо" в переводе звучит как "пишу", "профессио" - как "постоянная специальность". Какова цель этой области? Чаще всего результат исследований (профессиограмма) - это информация о существующей либо проектируемой специальности. Но в ряде случаев итог изучения включает промежуточные данные о действующем виде деятельности с возможными изменениями. Само исследование и его результат - профессиограмма - это обязательные этапы составления всех научных работ в психологии эргономики, труда и инженерии. Объектом изучения являются все аспекты процесса труда. Каждый желающий может ознакомиться с по работам К. К. Платонова, И. П. Титовой и Е. А. Климова.

    Как стали применять понятие?

    Профессиограммы появились в 20-х годах XIX века. Тогда советские психотехники интенсивно работали над созданием правил и способов анализа трудовой деятельности. Подведя итоги данных исследований, ученые разработали раздел в психологии труда - профессиографию. Данное определение включает в себя операции по изучению, психологической оценке и проектированию исследуемой специальности. Кроме того, здесь обязательно прорабатываются признаки объектов, которые являются основными составляющими рабочего процесса, а именно: субъект, предмет, задача, орудия и условия труда.

    Основным принципом профессиографирования стал разделительный подход к изучению специальностей. Сущность этого термина состоит в том, что процесс исследования зависит от решения определенных задач. К примеру, для профотбора необходимы только те признаки, которые делают возможным дифференцирование испытуемых по их пригодности к той или иной трудовой деятельности. Ведущее значение приобретает характеристика знаний, навыков, умений и рабочих функций. Чтобы определить профессиональное утомление, отбираются признаки, инициирующие данный процесс.

    Классификация по видам

    Каждая профессиограмма - это документ, имеющий свою цель, время составления, объем. В соответствии с этим, а также по наличию сходных данных, осуществляется систематизация результатов исследования. Кроме того, различают следующую кодификацию:

    1. Информационная. Здесь проводятся консультационные работы с людьми, которые еще не определились с выбором профессии. Данная методика заключается в кратком и систематизированном описании необходимых характеристик.

    2. Диагностическая. Этот вид исследований применяют в том случае, когда необходимо выяснить причины низкой производительности, выпуска некачественной продукции, высокого уровня аварийности и травматизма и так далее. С этой целью проводят изучение правовых, технических, психологических, а также гигиенических характеристик труда. Как показывает практика, определение этих показателей имеет огромное значение для конечного результата работы.

    3. Прогностическая. Этот принцип анализа несет рекомендации по совершенствованию профессиональных навыков и умений с целью улучшения карьерного роста.

    Способы создания

    Разработаны различные схемы, в соответствии с которыми формируется та или иная профессиограмма. Пример самой простой модели предложил психолог Е. А. Климов. Называется она "формула специальности". Суть метода состоит в том, что все профессии должны подразделяться согласно основным предметам. Кроме того, обязательно учитывается взаимодействие человека с этими объектами. К примеру, "индивид - природа", "субъект - техника", "человек - художественный образ" и так далее. Также здесь выделяются цель труда, применение средств деятельности и наиболее благоприятные производственные условия.

    Структура профессиограммы

    Для обозначения качеств, которыми должна обладать та или иная специальность, трудовые действия подразделяются на операции. Климов с этой целью рекомендует особо выделить наиболее важные рабочие качества.

    В любом случае при правильном составлении профессиограммы необходимо ответить на ряд вопросов. А именно:

    1. Какие действия совершает человек? В данном пункте можно использовать или самоанализа.

    2. Как он их делает? То есть здесь необходимо подробно представить анализ действий.

    3. С какой целью человек совершает эти операции?

    4. Какие средства используются в трудовом процессе? В этом пункте следует отразить навыки, которыми должен обладать индивид для соблюдения технологического процесса.

    Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем Профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

    Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются "не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности". В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

    Предлагаемый нами подход к профессиограмме мы склонны условно назвать задачно-личностным, он состоит в следующем. Вначале мы выделяем единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля в нашем понимании является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач увязывается с профессиональными личностными качествами. Мы видоизменили понимание модуля профессии и рассмотрели его как совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая часть модуля) будем включать объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включим: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др. Значит, в состав модуля профессии в таком понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть модуля). Любая профессия включает в себя широкий круг задач. Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные. Перечень всех профессиональных задач, выстроенных по вертикали, образует каркас, матрицу модулей данной профессии и ложится в основу, как мы покажем ниже, профессиограммы.

    Могут быть выделены межпрофессиональные модули (профессиональные задачи, действия, необходимые для них психологические качества), общие для пучка профессий. Например, для ряда профессий актуальна задача обновления профессиональной деятельности, поиска и внедрения инноваций, что требует таких психологических качеств личности как гибкость мышления, творческость, открытость к инновациям и др. Видимо, каждая профессия включает в себя как общие межпрофессиональные модули, так и модули, специфические для данной профессии. Модульное представление о профессии имеет практическое значение: оно может облегчать позадачное освоение профессии в ходе профессионального обучения; повышение квалификации может быть представлено как включение нового модуля в ранее сформированную деятельности и т.д. При проведении аттестации важно оценить умение решать различные профессиональные задачи (например, у учителя - изучать и диагностировать учащихся, стимулировать их умственное развитие и т.д.). Таким образом, при аттестации оценивается состояние отдельных модулей профессии.

    На основе описанного задачно-личностного модульного подхода мы обратились к построению профессиограммы. По вертикали профессиограммы проводится перечисление модулей, "единиц" данной профессии как указание на необходимые функциональные профессиональные задачи. Таких модулей может быть столько, решения скольких задач общество ждет от специалиста. В традиционном понимании при низких требованиях к профессионализму число этих задач минимально. Например, от учителя порой требуется решение большого числа традиционных профессиональных задач (передача знаний, подготовка в вуз), между тем как профессиональные задачи нового времени (развитие у выпускников качеств личности, подготавливающих их к жизни в быстро меняющемся мире) нередко остаются в тени. Таким образом, развертка профессиограммы по вертикали требует тщательной разработки современных профессиональных задач, стоящих перед специалистом.

    По горизонтали мы строим профессиограмму как развертку каждого модуля через указание нормативно заданных профессиональных действий, средств, условий, результатов (мы столкнулись с неопределенностью результата в ряде профессий или со стремлением замаскировать подлинные, нужные сегодня для общества результаты), а также требуемых для этого психологических качеств. Развертка профессиограммы по горизонтали требует точного вычленения того, какие психологические ресурсы нужны человеку для решения поставленных обществом задач. Построение профессиограммы по вертикали осуществляется с участием специалистов, знающих специфику труда в данной области при консультации психолога. Построение же профессиограммы по горизонтали прямо требует участия психолога при консультациях специалистов в данной области труда, которые могут скорректировать те качества личности работника, которые ему необходимы в реальном трудовом процессе.

    Степенью развертки по вертикали и по горизонтали, невидимому, могут отличаться типовая профессиограмма рядового специалиста, успешного специалиста и творческого специалиста. Профессиограмма может включать разные профессиональные задачи - от простых, минимально необходимых рядовому специалисту до усложненных и творческих задач. Работая с такой профессиограммой, человек может выбирать, за решение каких профессиональных задач он берется, каких высот профессионализма хочет достичь. Построение профессиограммы является задачей специалистов - психологов, экспертов. Вместе с тем каждый работающий человек вполне в состоянии время от времени обдумывать круг профессиональных задач, которые он выбирает для себя и оценивать состояние своей личностной готовности к этим задачам.

    В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:

    Четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

    Подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

    Выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

    Показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

    Показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

    Иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

    Описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

    Обратимся к более подробному содержанию профессиограммы. Профессиограмма и ее составляющие. "Трудограмма" (описание труда в профессии)

    1. Предназначение, "миссия" профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.

    2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

    3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.). Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.

    4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

    5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.

    6. Средства труда - стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

    7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

    8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

    9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

    10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

    11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операции; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.

    12.Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

    13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

    14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий ("штрафов") за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

    Психограмма (описание человека труда в профессии)

    Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:

    ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ, ВОЛЕВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:

    1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

    2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

    3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

    4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:

    5. Психологические знания о труде, о профессии.

    6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

    7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

    8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

    9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

    10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

    11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

    В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

    В литературе отмечается необходимость разработки стандарта специалистов для решения ряда практических задач (аттестация, отбор в вузы, профессиональное обучение). Стандарт специалиста - это не жесткая схема квалификационной характеристики или профессиограммы, а живая модель личности, могущая быть использованной как эталон в профессиональном обучении, при диагностике и др. Поскольку в профессиограмме заложены требования общества к специалисту (к его задачам, средствам, результатам его труда), то профессиограмму можно использовать как основу стандарта специалиста, принятого в данном обществе в данное историческое время. Для различных профессий в разной мере необходим и возможен стандарт специалиста. Само по себе построение профессиограммы легче осуществляется там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях с "плавающим результатом", например, в профессии ученого, где ясно только, что надо искать и находить нечто новое в своей области, это сделать труднее.

    В литературе правомерно отмечается, что профессиограммы могут иметь различные содержания в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Приведем фрагменты разработок по различению профессиограмм в зависимости от целей их построения. Мы согласны с основной мыслью автора, хотя его конкретные положения, возможно, могут уточняться. Так, отмечается, что профессиограммы, составленные с целью профориентации и профконсультации, требуют знания: о значимости и месте профессии в народном хозяйстве и в данном районе; о трудовых действиях рабочего данной профессии, а также о технологиях и технике, с которыми она связана, об условиях труда, о том, какие специальные знания, умения, навыки должны быть у рабочего данной профессии; требования к психологическим, физиологическим данным. Профессиограмма, составленная с целью профотбора, указывает тот же автор, ориентируется на выявление наиболее стабильных, устойчивых, профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. В ней дается наиболее полный перечень требований к свойствам человека и противопоказаниям, требования к необходимым и некомпенсируемым свойствам среднего работника данной профессии и желательные качества личности, дающие возможность достижений высокого уровня мастерства; в этой профессиограмме надо назвать группы профессий с наличием стресс-факторов и противопоказания; группы массовых профессий, не связанных с риском для жизни, назвать качества для компенсации и преодоления негативных факторов. По мысли того же автора, профессиограмма в целях производственного обучения имеет свою специфику: она должна отражать результаты анализа профессиональной деятельности передовых рабочих и динамики формирования молодого специалиста в процессе его профессионального обучения, возможность совмещения профессий. Автор указывает также специфику профессиограммы с целью рационализации режима труда и отдых. Здесь предлагается делать акцент на учет времени выполнения и утомительности отдельных операций, распределение микропауз и колебания работоспособности, фиксируемые на фоне фотографий рабочего дня, указывать изменчивость психических функций под влиянием утомления и психические функции, которые менее стойки по отношению к утомлению.

    Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с профессиональным психологом.