Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Система управления знаниями в корпорации «Росатом
  • Об экзаменах и что они дают
  • Урок на тему «Причина и значение теплокровности птиц Защита и сохранение
  • Должностная инструкция специалиста по кадрам
  • Предоставление труда работников (персонала) Предоставление персонала новый закон
  • Презентация на тему "как зимой помочь птицам". Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил

    Презентация на тему

    «Помогите птицам зимой»

    Предмет: Окружающий мир.

    Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

    Тема: Как помочь птицам зимой.

    Цель проекта : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

    Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

    Личностные УУД:

    Формировать интерес к изучению родной природы;
    - понимать важность заботы о зимующих птицах;
    - повышать уровень мотивации учебной деятельности.

    Предметные результаты:

    1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
    2)
    Правильно подбирать корм для птиц;
    3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
    4)
    Знать правила подкормки птиц.

    Метапредметные результаты:

    Познавательные УУД:

    Перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
    - наблюдать и делать выводы;
    - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
    - работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

    Коммуникативные УУД:

    Участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
    - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
    - составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
    - проговаривать в логической последовательности свои действия;
    - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

    Продолжительность: 1 урок - 40 минут.

    Класс: 1 класс.

    Технологии: системно-деятельностное обучение;

    ИКТ:

    *аудиозаписи, видеозаписи;

    *компьютерная презентация.

    Структура урока:

      Организационное начало урока.

      Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание.

      Основной этап:

      Изучение нового материала

      Первичное закрепление учебного материала

      Подведение итогов. Рефлексия.

    Методы обучения:

      По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

      По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

    Формы организации познавательной деятельности:

      Фронтальная

      Парная

      Групповая

    Система контроля:

      Контроль учителя

      Взаимоконтроль

      Самоконтроль

    Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

    Предварительная работа:

      На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.

      На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».

      Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения,узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.

      Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.

      Итогом данной работы - стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.

    Оборудование:

      Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся - цветные фишки, учебник и рабочая тетрадь к учебнику.

      ТСО (интерактивная доска, презентация)

      Три тарелки с кормом для птиц

      выставка рисунков и поделок птиц

      кормушки

      птички на дереве

    Участники проекта:

      Учащиеся класса

      Родители

      Учитель

      Гости

    Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

      Литературное чтение,

      Окружающий мир,

      Технология,

      Музыка,

      ИЗО,

    Практическая реализация:

    Ход урока.

    1.Организационное начало.

    Сегодня на урок к нам пришли гости, встаньте ровненько и поприветствуйте гостей.

    Какое сейчас время года? Сайд 1.

    Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни.

    Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним как нужно работать в группах? (Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)

    Ребята мы сказали что за окном зима. А какие признаки зимы вы знаете?

    Холодно, идет снег...

    А зимние месяцы вы знаете?

    2.Мотивация.

    Сегодня к нам на урок пришли помощники Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

    Слайд 2.

    1. Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.

    У: - Муравей Вопросик просит вас помочь решить вот такое задание.

      Игра « Третий лишний»(1.)

    Слайд 3.

    У:-Кого убрали и почему?

    3.Актуализация.

    Давайте вспомним, чем по внешнему виду птицы отличаются от других групп животных?

    У: -Какую пользу приносят птицы? (Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)

      Игра « Третий лишний»(2.) Слайд 4.

    Почему ласточка лишняя? Потому что её сейчас не увидишь.

    Какая это птица? (Перелетная.)

    У: - Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)

    У: -В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд 5.

    (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)

    Читает стихотворение ученик:

    Морозы жесткие

    В этом году…

    Тревожно за яблоньку

    В нашем саду.

    Тревожно за жучку-

    В её конуре

    Такой же морозище,

    Как на дворе.

    Но больше всего

    Беспокойно за птиц, За наших воробышков,

    Галок, синиц:

    Ведь очень уж холодно

    В воздухе им.

    Поможем ли мы

    Беззащитным таким?

    Поможем! Их надо кормить,

    И тогда

    Им будет легко

    Пережить холода.

    О чем стих?

    Кому тяжело в стихотворении?

    О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

    У: -С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

    У: - Значит о чем сегодня мы поговорим? (о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить).

    Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 6.

    У: - Каких птиц мы видели во время прогулки, и где видели? Что делали птицы?

    III. Работа по новой теме.

      Подробное знакомство с птицами.

    Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами и изучить, а что же происходит с птицами нашего края зимой.

    Почему же зимой не слышно пенья птиц?

    Слайд 7.

    К нам на урок пришли гости: Петушок, Курочка и Цыплёнок. Они думают так:

    Петушок считает, что птицы улетают, потому что становиться холодно.

    Курочка, что им нет корма и нечем питаться.

    А цыплёнок думает, что их выгоняют люди.

    Что вас удивило? ( У героев разные мнения.)

    Какой возникает вопрос? А кто из героев прав?

    Почему ласточки (птицы) улетают на юг?

    Чтобы ответить нам на вопрос, нужно поработать в «научных» группах.

    Групповая работа:

      Собрав рисунок птицы (во робей, синица, снегирь ) вы узнаете как называется ваша группа.

      «Научный сотрудник» делится сведениями о птице, которая на столе.

    Рассказ про ласточку: Как-то весной под крышей нашего дома появилась странная глиняная корзинка. Бабушка объяснила мне, что это гнездо ласточек. Оказывается, эти птички строят свои домики из глины на стенах домов.

    Я стал наблюдать за хозяевами гнездышка - изящными ласточками. Казалось, что они сделаны из фарфора. Их точеные черно-синие фигурки с белоснежными грудками переливались на солнышке.

    Ласточки радовали нас тихими незатейливыми песенками. Когда у них вылупились птенцы, заботливые родители ловили для них жучков и мошек. Прошло немного времени, птенцы окрепли, и мама-ласточка стала учить их летать. Птенчики были очень смешными и неповоротливыми. Но не успели мы оглянуться, как из забавных птенчиков они превратились в грациозных взрослых птиц.
    Осенью ласточки улетели в теплые края. Но мы не грустили, потому что знали, весной они обязательно вернутся. Существует примета: если ласточка совьет на вашем доме гнездо, то здесь поселится счастье. Теперь в нашем доме живет счастье.

    Сейчас мы знаем, что птицы улетают в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. И лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы. Ученым помогли маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам. На кольце был номер и адрес. Когда в других странах ученые встречали таких птиц, они сообщали об этом по данному на кольце адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют перелетные птицы.

    Ребята, а вам интересно узнать, в какие страны улетает зимовать тот или иной вид птиц?

    Тогда задание для любознательных. Найдите ответ на этот вопрос в интернете вместе с родителями или прочитайте в энциклопедии про птиц.

    Учитель: 15 января в самой середине зимы отмечается Всероссийский День зимующих птиц. В это время начинаются продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибает, в лесах становится довольно пусто.

    Ученик: Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

    Так почему же ласточки улетают в теплые края? Чтобы найти корм.

    Ласточки питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, поэтому они улетают на юг.

    Так как называют птиц, которые улетают на юг?

    Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми . Они обитают вблизи человека, зависят от него

    Как называют птиц, которые никуда не улетают, а лето и зиму проводят рядом с нами?

    Кочующие: синица и поползень.

    Физминутка-релаксация. Слайд 8.

    Закройте глазки, опустите головку на руки и представьте себе картины которые будут вам рисовать звуки.

    Глазки закрываются, головки опускаются, дышится легко, ровно, губоко.

    Прослушивание фрагментов аудиозаписей.

    Что вы слышали? Какие картины вам представились?

    Оседлых птиц вы все очень хорошо знаете и без труда отгадаете загадки.

    У:- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.

    Слайд 9-10.

    Мне едою служат крошки.
    Я хитер и шаловлив,
    Суетлив,
    Чив-чив!
    (Воробей)
    У: - Почему воробей имеет такое название?

    Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

    Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

    Слайд 11-12.

    Чернокрылый, красногрудый,
    Не боится он простуды -
    С первым снегом
    Тут как тут!
    (Снегирь)

    Слайд 13-14.

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.
    (Синица)

    У: - Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си

    Слайд 15-16.

    По дереву - вниз головой! -
    Бежит в одежде голубой…
    (Поползень)

    Рассказ учителя:

    А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. Но если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

    Слайды 17-18.

    Засвистели: «Сври-свир!»

    На рябину налетели

    Дружной стаей…

    ( Свиристели)

    Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля - журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

    Слайд 19.

    Кто там прыгает, шуршит,

    Клювом шишки потрошит?

    Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)

    У птицы клёст необычный, изогнутый в разные стороны клюв. Он питается семенами хвойных деревьев. И ими кормит птенцов. А выводят птенцов клёст, тоже не как все птицы, а зимой.

    Ученик: Слайд 20.

    Вороны зимой добывают мясную еду . Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками.

    Ученик: Слайд 21.

    Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряет гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.

    Слайд 22.

    Кто в беретке ярко – красной,

    В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

    Ученик:

    Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.

    У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд). Слайд 23-26.

    Рассказ учителя об этой птице.

    Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.

    У птиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

    Зимняя физкультминуткa: Слайд 27.

    Работа в парах:

    А сейчас мы с вами поработаем с карточками и узнаем какие же птицы живут у нас круглый год, а какие улетают зимовать в теплые страны. Слайд 28.

    На карточках ( Слайд 29) обозначьте зелёным цветом перелётных птиц, а синим зимующих. Подумай те, какие из них живут в Кабардино-Балкарии , и где их можем встретить?

    Гуси, лебеди, утки – у водоёмов, перелётные птицы;

    вороны, сороки, дятел, клёст, поползень - зимующие птицы, в лесу, во дворе;

    Проверка на доске: Слайд 30.

    Самопроверка. Проверьте друг друга и нарисуйте улыбку, если все сделано правильно.

    3. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

    У:- Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?

    Отгадайте загадку.

    Что за стол среди берез

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз

    Птиц зерном и хлебом. (кормушка) Слайд 31-32.

    Мы кормушку смастерили

    И столовую открыли.

    Воробей, снегирь-сосед

    Будет вам зимой обед.

    Дети рассматривают кормушки.

    При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:

    Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку во дворе, школьном саду,… на высоте 1,5-1,7 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птица прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую дармовую столовую.

    Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя? Слайд 33.

    Учитель: Слайд 34-36. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.

    НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ Слайд 37.

    Самое главное что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.

    Обсудите в паре: Какой корм насыпать в кормушки?

    Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Работаем в группах. Нужно набрать в тарелку корм, который предпочитает ваша птица. Вам поможет иллюстрация в учебнике.

    5. Составление «Меню для птичьей столовой»

    Работа с карточками .

    Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.

    Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог.

    Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.

    Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

    Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята, сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой.

    У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 38-39.

    У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.

    Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –

    Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.

    «Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день –

    Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.

    Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.

    Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек».

    А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

    Я читаю вопрос, а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

    1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

    2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (- )

    3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

    4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

    5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (- )

    Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.

    6. Ученик читает стих А.Яшин « Покормите птиц зимой» Слайд 40.

    Покормите птиц зимой!
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Сколько гибнет их - не счесть,
    Видеть тяжело.
    А ведь в вашем сердце есть
    И для них тепло.
    Приучите птиц в мороз
    К своему окну
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.

    У: -Часть кормушек дети можете взять домой, чтобы разместить их в своем дворе. Важно следить за тем, чтобы вы регулярно подкармливали птиц.

    IV. Итог урока.

    У:- Как помочь птицам зимой?

    У: - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

    Теперь я знаю, что ….

    Я понял, что ………

    Я буду …..

    У:- Продолжите любое из этих предложений. Слайд 41-42.

    Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. Большое всем спасибо за ваше живое участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа- это наш родной дом.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Начальная общеобразовательная школа № 95»

    окружающий мир

    1 класс «Перспективная начальная школа»

    «Как помочь птицам зимой»

    Черничкина Галина Валентиновна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «НОШ № 95»

    г. Челябинск


    • НИЦАСИ
    • БЕЙРОВО
    • КАРОСО
    • НАВОРО
    • ЗЕНЬПОЛПО
    • СЛЁКТ

    Тема:

    «Как помочь птицам зимой»

    Цели:

    1. Изучить …

    2. Получить знания …

    3. Подготовить…

    4. Изготовить …



    Давайте познакомимся с птицами, которые осенью никуда не улетают, зимуют в наших краях. Это зимующие птицы.

    У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить холод и голод.


    Зимующие птицы нашего края

    поползень


    Рук нет,

    А строить умеет.


    Чёрный жилет, красный берет, Нос - как топор, хвост - как упор.

    дятел


    Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает.

    воробей


    Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.

    синица


    Чёрные птицы На ворону похожи, На грача тоже. Дружат с людьми, Кто они?

    галка


    Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.

    сова


    На голом суку сидит,

    На весь двор кричит:

    "Кар-кар-кар!"

    Ворона


    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая!

    Сорока


    Известно с давних нам времен, Что эта птица - почтальон.

    Голубь


    Кто там прыгает , шуршит ,

    Клювом шишки потрошит ?

    Клё! клё! клё – поет со свистом.

    Клёст


    Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять.

    Снегирь


    Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, это что?

    (КОРМУШКА)



    « Не забывайте о нас,ребята, зимой! Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время » .

    Трудно птицам, зимовать

    Надо птицам помогать!

    Распилить я попросил

    Досточку еловую,

    Вместе с папой смастерил

    Птичкину столовую.




    Тема: «Как помочь птицам зимой»

    Вид урока: урок-путешествие

    Оборудование: аудиозапись Мелодия зимы, презентация «Как помочь птицам зимой», рабочая тетрадь по окружающему миру, карточки для самооценки (птицы снегирь и ворона), кормушки, корм для птиц (для практической работы в группах).

    Тип урока по целеполаганию:

    открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

    Цель урока:

    Содействовать обобщению жизненного опыта учащихся по наблюдению за зимующими птицами;

    Рассмотреть виды корма для зимующих птиц;

    Развивать внимание, память, мышление;

    Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

    Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных действий:

    Личностные универсальные учебные действия :

    Формирование интереса к изучению родной природы;

    Понимание важности заботы о зимующих птицах;

    Повышение уровня мотивации учебной деятельности.

    Предметные результаты:

    1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.

    2) Правильно подбирать корм для птиц.

    3) Представлять, как изготовить простейшую кормушку.

    4) Знать правила подкормки птиц.

    Метапредметные результаты:

    Познавательные УУД:

    - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

    - наблюдать и делать выводы;

    - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

    Коммуникативные УУД:
    - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

    - составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

    Регулятивные УУД:
    - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

    - проговаривать в логической последовательности свои действия;

    - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Цель: подготовка учащихся к предстоящей работе.

    Учитель:

    Ребята, сегодня мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

    МЕЛОДИЯ (зимняя)

    СКАЗКА:

    Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

    Слайд- 1 «Зимняя поляна»

    Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.

    2. Актуализация знаний

    Слайд -2 "Следы птиц"

    Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)

    Чем отличаются птицы от других животных?

    Ерофеев Максим

    Улетели птичьи стаи,

    Лес в сугробах до ветвей.

    Вот тогда мы и дождались

    Наших северных гостей.

    Зимний лес не спит, а дремлет,

    Серебром окутан весь.

    Не покинув эту землю,

    Много птиц осталось здесь.

    Вспомните по своим наблюдениям, какие птицы постоянно живут рядом с нами (воробей, ворона, сорока, синица, галка, поползень, голубь, сорока, дятел.) (не улетают)

    А каких новых птиц вы заметили с наступлением зимы? (снегирь, свиристель, клест)

    Как называют таких птиц?(зимующими).

    Чем же они питаются зимой? (ягодами, семенами- шишки,

    Рассмотрите птиц.

    Слайд 3 "Зимующие и перелетные птицы" (прочитать названия)

    А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны похлопать в ладоши.

    руки вверх (перел) похлопать (зимующ)

    Ласточка ворона

    цапля синица

    утка, лебедь голубь

    воробей, сорока

    Молодцы, различить зимующих и перелетных птиц вы сможете я думаю без труда.

    3. Постановка учебной задачи

    2 ученик (Усольцев Влад)

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо!

    Слайд 4 "Кормушка (рассматривают)

    Сформулируйте тему урока.

    Дети: Тема урока - Как помочь птицам зимой.

    Слайд 5 "Как помочь птицам зимой"

    4. Открытие новых знаний

    Послушайте, ребята, на нашей поляне, кто-то ведёт очень интересную беседу.

    Сценка «Клёст и синица» (Иванов К, Чаванин Э).

    - С: Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

    -К: Да нет, синица, это я радуюсь.

    - С: Нашёл время радоваться.

    -К: Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего милы, до чего хороши!

    - С: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

    - К: Ещё как будут жить – поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло, и сытно.

    Беседа:

    Почему же радовался клёст? (появились птенчики)

    - Чем питаются зимой клесты? (еловыми семенами)

    Синица (Фараджев Р):

    А я- синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Зимой я охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Часто прилетаю к вашим балконам и расклёвываю завёрнутые в бумагу продукты. Люблю несолёное сало.

    Учитель.

    Ребята, прислушайтесь. Чьи это разговоры слышны?

    Диалог Сороки и Снегиря ( Снегирь, Шиманович Р Сорока -О.С.).на голове маски

    Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

    Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

    Снегирь: А теперь куда?

    Сорока: В деревню, милок, в деревню.

    Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

    Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

    Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

    Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

    Вот какая сорока!

    А что вы знаете о снегире?.......

    Работа в тетради

    Откройте рабочие тетради на странице 29

    Работа в парах (можете помочь соседу)

    Вы должны отгадать загадку и найти рисунок этой птицы в тетради, написать первую букву.

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.

    (Синица) слайд.6

    По дереву - вниз головой! -
    Бежит в одежде голубой…

    (Поползень) слайд.7

    Чернокрылый, красногрудый,
    Не боится он простуды -
    С первым снегом
    Тут как тут!

    (Снегирь) слайд 8

    Мне едою служат крошки.
    Я хитер и шаловлив,
    Суетлив,
    Чив-чив!

    (Воробей) слайд 9

    Молодцы, хорошо запомнили зимующих птиц.

    Физминутка карлики и великаны

    Отгадайте загадку!

    Что за стол среди берез

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз

    Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

    Слайд -10

    - Чем питаются птицы и что они любят?

    слайд-11

    Почему рябину, боярышник, калину называют "природной столовой"?

    5. Закрепление. Применение полученных знаний

    Обед для птиц

    - Практическая работа по группам.

    Каждой группе надо составить обед для особой птицы.

    Вкусы-то у них все разные!

    Посмотрите на птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.

    (Дети делятся на 3 группы по рядам. К 1 ряду прилетел снегирь. Ко второму ряду прилетел воробей. К третьему ряду прилетела синичка.

    У каждой группы раздаточный материал (в коробочке): семена подсолнуха, семена тыквы, молотые сухари, конфетки (мелкие), ягоды рябины, кусочки сала, пшено.

    1 ряд - снегирь (семечки, тыквы)

    2 ряд - воробей (пшено, молотые белые сухарики)

    3 ряд - синица (несоленое сало, белые сухарики)

    - Почему именно эти лакомства вы выбрали? (они им подходят)

    - Молодцы, вы все справились с заданием.

    Давайте посмотрим, какие кормушки бывают.

    Слайд 12, 13, 14, 15. показать кормушки реальные

    Памятка "Как подкармливать птиц"

    Какие правила надо соблюдать при кормлении птиц в кормушке?

    (Владимиров О.)
    1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

    2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

    3. Кормушки нужно держать в чистоте.

    4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

    5. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

    Теперь мы знаем какие бывают кормушки, из чего их можно изготовить своими руками, а самое главное узнали как следить правильно за "птичьей столовой".

    7. Рефлексия

    Слайд 16

    Нам не унять метели, не растопить снега,

    но чтобы птицы пели – это в наших руках.

    Слайд 17 Я узнал, я понял, мне захотелось.....

    Если все было понятно, и вы довольны своей работой - поднимите красную птичку, если было трудно, что - то не понятно- поднимите черную ворону!



















































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: познакомить с зимующими птицами, с устройством кормушек и правильным подбором кормов.

    Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготавливать кормушки.

    Учебные материалы: ПК, интерактивная доска, презентация “Как зимой помочь птицам?”, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. Часть 1. Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CDpc), А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь, Плешаков, Гара, Назарова: Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; пакеты из-под молока или сока, ножницы, линейка, верёвка, карандаши.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    У. Отгадайте загадки:

    Квохчет, квохчет, детей созывает,
    Всех под крыло собирает (курица).

    Синяя косынка,
    Темненькая спинка,
    Маленькая птичка,
    Звать ее... (синичка).
    Е. Серова

    Серый маленький комочек
    - Чик-чирик! - замерз он очень!
    Солнце, выгляни скорей,
    Ждет тебя наш...(воробей)
    Н. Майданик

    Воздух режут без усилья,
    Как серпы кривые крылья.
    Промелькнет – не разглядишь,
    Так летает только...(стриж).
    П. Смолин

    У. О ком были загадки?

    Д. О птицах.

    У. Вспомните, кого называют птицами?

    Д. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

    У. На какие группы можно разделить птиц из загадок? (I - домашние и дикие; II - перелётные и зимующие).

    III. Cамоопределение к деятельности.

    Чтение учениками отрывка из произведения В. Чаплиной “Лесная кормушка”:

    Слава ходил в лес всегда одной и той же дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он сразу после школы… приходил их кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам. Сделал её очень просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке дерева, а чтобы еду не засыпало снегом, устроил из фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц столовая...

    Первыми появлялись всегда синицы. Стоило Славе посвистеть, как они уже тут как тут. Следом прилетал поползень... Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку семечки. Выхватывал их прямо из рук мальчика и стремительно улетал с добычей. Затем запихивал семечки в расщелину дерева или в щёлку коры и опять спешил к Славе. Такая доверчивость Славе нравилась: уж очень было приятно чувствовать на своей руке птицу. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами... Синицы больше всего любили сало. Они сразу слетались к нему, но клевали всегда по очереди, так же по очереди брали они и семечки. Зато свиристели и снегири опускались к разложенным для них гроздьям рябины стайкой. Снегири клевали рябину не спеша, семена съедали, а мякоть выбрасывали, не то, что хохлатые свиристели: те глотали ягоды торопливо, целиком, потом сразу срывались с дерева и улетали.

    Наступил февраль с его вьюгами, метелями, морозами. Слава знал, что в этом месяце птицам приходится особенно трудно. Давно обклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду. Голодно в этом месяце птицам, а голодной птице морозный день - это смерть. Вот почему Слава даже в непогоду шёл кормить своих питомцев.

    Но однажды с самого утра была такая вьюга, что нечего было и думать идти в лес. Вьюжило весь день, и лишь к вечеру стихло. Ночь была ясная, звёздная, а утром термометр показывал минус 36 градусов… В доме было тепло и уютно. “Вот здорово, что мороз!” - подумал Слава… и вдруг вспомнил: вчера вьюга, сегодня мороз, а как же там они... птицы? Он здесь в тепле, сытый, а они... Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома.

    Будто вымерло всё живое в лесу... Попрятались птицы от леденящего ветра и холода. Только деревья трещат от мороза. Спешит, спешит Слава, и чем ближе, тем беспокойней у него на душе. Вот и… кормушка... Но не встретили птицы своего друга. С трудом шевеля непослушными от мороза губами, стал сзывать их Слава свистом. Долго, очень долго никто не отзывался на свист мальчика, потом прилетела одна синичка... другая... ещё две. Они были какие-то взъерошенные, сразу бросились к салу и стали его жадно клевать... Слава ждал поползня, но его любимец всё не появлялся. Уже не было сил больше ждать, от мороза перехватывало дыхание. Окоченевшими руками он высыпал в кормушку остатки корма, повернулся, чтобы идти к дому, и... что это? В стороне от дерева, будто сорванный листочек, распласталось на снегу что-то маленькое, бурое... Это был поползень. Слава бросился к нему, поднял, прижал к себе, старался согреть дыханием неподвижное тельце. Неужели погиб? И вдруг он почувствовал, как поползень чуть трепыхнулся. Жив! Скорей, скорей домой! Скорей к спасительному теплу!..

    У. Что узнали из рассказа о птицах? Что сделал Слава? Что вы можете сказать о мальчике? (Ответы детей). Предположите, о чём будет урок?

    Д. Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь. У. Прочитайте тему урока в учебнике с.74. Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей).

    IV. Работа по теме урока.

    1. Рассказ учителя, демонстрация презентации 1 – 2 слайды.

    У. Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

    2. Работа с учебником.

    У. Ребята, вспомните, каких птиц вы видели в городе или на даче зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке с.74, прочитайте их названия. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).

    3. Рассказ учителя, продолжение демонстрации презентации 3 – 43 cлайды.

    У. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами.Таких птиц называют зимующими . Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми . Они обитают вблизи человека, зависят от него: сизый голубь , домовый воробей , серая ворона , галка .

    Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Воробьи держатся ближе остальных птиц к жилью людей. Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряют гнёзда.Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.

    Полуоседлые птицы перемещаются на незначительные расстояния от своих гнездовий. Это глухари , рябчики , тетерева , сорок и , овсянки . Сороки предпочитают низкорослые леса, долины рек, осваивают городские территории. Они ведут оседлый образ жизни, в зимнее время совершают небольшие местные кочевки. Сорока - всеядная птица. В зимнем лесу можно услышать, как щебечут синички, пищухи, поползни, сойки, стучит дятел . Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам. Не покидает зимний лес глухарь , его основная еда - сосновая хвоя. Тетерева и рябчики клюют ольховые сережки, ягоды можжевельника, почки. Сове достается свежая, еще теплая еда. Филин охотится на мышей, но главная добыча для него - заяц. Овсянка обитает в лесу на опушках, вдоль дорог. При наличии кормов птицы остаются на зиму, образуя смешанные стаи с воробьями. Большая часть птиц откочёвывает к югу. Зимой встречаются на окраинах населённых пунктов, в убранных полях и огородах.

    Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы: свиристели, снегири, синицы-московки, ореховки, чечетки, сойки, клесты, щуры, чижи, поползни. А сойки , поползни и кедровки запасают еду впрок и находят её в голодное время зимой. Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля - журчащая трель “сви-ри-ри-ри-ри” напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве.Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

    Снегирь -самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета. Летом снегирь обитает в густых лесах и в редколесьях. После первого снегопада снегири покидают родные леса и начинают кочевать. Зимой снегирь питается семенами и ягодами. Поползень. Верх головы серый, брюхо белое с рыжими боками, бока хвоста черно-белые. Спина голубовато-серая, через глаз проходит черная полоска. Клюв острый, хвост короткий. Живет в лесах, парках, садах со старыми деревьями. Питается насекомыми, семенами, желудями и орехами. Кормится на стволах деревьев, двигаясь вниз головой, достает мелких насекомых из трещин коры. Запасает на зиму семена в трещинах коры. Посещает кормушки, в парках может брать корм с ладони. Клесты живут в хвойных и смешанных лесах.Зимой вьют гнезда, высиживают птенцов. Кормятся клесты семенами ели, которые достают из шишек с помощью клюва. Большие синицы находят в складках древесной коры убитых морозом насекомых. К зимним стаям больших синиц присоединяются другие виды синиц, пищухи и поползни. Песенка синицы - признак приближения весны. Услышать её можно в первый солнечный день февраля.

    Щегол - оседлая птица, зимой кочующая стайками. Населяет лиственные рощи, сады, парки. Основной корм зимой - семена сорных и огородных растений. Излюбленные места щеглов - пустыри с зарослями чертополоха. Чиж питается семенами трав, хвойных и лиственных деревьев, чаще березы, ольхи и ели. Когда ляжет снег, крикливые стаи чечёток появляются в средней полосе, кочуют по рощам и залетают в городские сады.

    3. Работа в тетради.

    Дети выполняют задания в рабочей тетради с.52 .

    №1 (соединить линиями рисунки птиц с их названиями)

    №2 (раскрасить птиц, закрасить кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе).

    V. Физкультминутка.

    Учитель называет птицу, если птица перелётная - ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая - ученики приседают.

    VI. Продолжение работы по теме урока.

    1. Беседа.

    У. Послушайте стихи и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.

    Дети читают отрывки из стихотворений С. Есенина и Н. Рубцова:

    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.
    Озябли пташки малые,
    Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней...
    2. Вот ворона сидит на заборе.
    Все амбары давно на запоре.
    Все обозы прошли, все подводы,
    Наступила пора непогоды.
    Суетится она на заборе -
    Горе ей, настоящее горе!
    Ведь ни зернышка нет у вороны,
    И от холода нет обороны.

    Д. Птицам зимой трудно, голодно.

    У. Отгадайте загадку.

    Избушка новая,
    Для всех столовая,
    Зовёт обедать,
    Крошек отведать.
    (Кормушка)

    Ученик читает стихотворение А. Чепурова.

    Трудно птицам зимовать,
    Надо птицам помогать!
    Распилить я попросил
    Досочку еловую,
    Вместе с папой смастерил
    Птичкину столовую.

    У. Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?

    Д. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

    Продолжение демонстрации презентации 44 – 46 cлайды.

    У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).

    2. Практическая работа в парах “Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.

    У. Прочитайте задание в учебнике с.75. Какие задания практической работы вы будете сейчас выполнять?

    Д. Сегодня на уроке мы изготовим кормушку и поучимся подбирать корм.

    Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции в рабочей тетради № 3 с.53.

    3. Беседа, работа по учебнику.

    У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? Д. Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку. У. Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой кормподходит для птиц? (Ответы детей).

    Продолжение демонстрации презентации 47 – 50 cлайды.

    У. Рассмотрите рисунок на с.75. Какие птицы на нём изображены? На каком дереве сидят дрозды-рябинники? Как вы думаете, почему эти птицы получили такое название? Чем является рябина для птиц? (Природной столовой). Какие ещё природные столовые вам известны? (Боярышник, барбарис, бузина). Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.

    Чтение вывода с.75 учебника.

    VII. Рефлексия.

    1. Ответы на вопросы учебника в рамке с. 75.

    2. Работа с электронным приложением к учебнику на интерактивной доске.

    Учащиеся по очереди выполняют задания: А). Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке. Б). Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.

    3. Работа с тестами с.28 (№№ 73 – 75):

    73. Найди на рисунке дрозда. 74. На каком из этих рисунков изображены снегирь, свиристель и поползень? 75. На каком рисунке показана природная птичья столовая?

    У. Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке? Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить:

    Кормушку для птиц
    Мы к зиме смастерили,
    Семечек, зерён в неё положили.
    Гости себя не заставили ждать, -
    Стали мы птиц на кормушке считать:
    Два свиристеля, четыре синицы,
    Три снегиря да один воробей.
    Сколько всех птиц?
    Отвечайте скорей.

    (Ответы детей)

    У. Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму добавлять в них корм.

    Литература.

    1. Максимова Т.Н. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова. Елена Тихомирова: Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир": 1 класс.

    Конспект урока окружающего мира

    в 1 классе

    Тема: «Как помочь птицам зимой?»

    Учитель Калгина Л.А.

    МОУ Таловская СОШ

    Конкурс «Учитель года – 2011»

    Урок окружающий мир

    в 1 классе:

    «Как зимой помочь птицам?»

    Калгина Любовь Александровна, учитель начальных классов

    Цели:

    Образовательные цели:

      Расширить знания детей о жизни птиц;

      Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;

      Выявить познавательные интересы детей;

    Развивающие цели:

      Развивать внимание, мышление, память и речь школьников;

      Развивать их творческие способности;

    Воспитательные цели:

      Воспитывать бережное отношение к птицам и природе, желание им помочь;

      Создавать атмосферу доброжелательности;

      Формировать у учащихся умение слушать друг друга;

    Оборудование:

    проектор с экраном, рисунки Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика, портрет И З Сурикова, на ватмане рисунок кормушки на дереве, запись голосов птиц, костюмы или маски зверей для сценки (зайки и белки).

      Оргмомент

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинается урок.

    А какой сейчас урок?

    Чему мы учимся на этом уроке?

    Сегодня с нами будут помощниками Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик

    2. Беседа

    Какое время года наступило?

    Кому из вас нравится зима? Чем?

    Известный русский поэт Иван Захарович Суриков написал стихотворение о зиме. Послушайте его и скажите, какие картины зимы вы представили, слушая стихотворение?

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится,

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле забелело,

    Точно пеленою

    Всё его одело.

    Тёмный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно...

    Божьи дни коротки,

    Солнце светит мало,

    Вот пришли морозы –

    И зима настала.

    Какие картины зимы представили?

    Какую красивую зиму представил поэт!

    А как вы думаете, а для кого зима кажется не такой уж красивой, спокойной?

    Сегодня мы поговорим о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить?

    Можем ли мы услышать, как зимой поют птицы? (да, но нет многоголосья)

    Пение птиц зимой отличается от летнего?

    Как называются птицы, которые зимуют у нас?

    Каких зимующих птиц знаете? (ворона, воробей, синица, галка, снегирь, сорока, дятел)

    Чем питаются зимующие птицы?

    Корма этого им недостаточно, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильем человека. Мы должны помочь им, как?

    3. Разгадывание кроссворда (на доске изображение кормушки на дереве)

    Кормушка наша пуста, кто прилетает на кормушку, зависит от вас. Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать кроссворд.

    а) Непоседа пёстрая,

    птица длиннохвостая,

    птица говорливая,

    самая болтливая. (СОРОКА)

    Почему сороку называют белобокой? Воровкой?

    Найдите сороку в ваших карточках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

    б) Носит серенький жилет,

    Но у крыльев черный цвет,

    Видишь, кружат 20 пар

    И кричит – Кар, кар, кар! (ВОРОНА)

    Примета: Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.

    Оказывается, вороны улетают зимовать к югу. Но зимой полно ворон. К нам прилетают вороны северных мест, где ещё холоднее.

    Найдите ворону в ваших карточках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

    в) Хоть я не молоток –

    По дереву стучу:

    В нём каждый уголок

    Обследовать хочу.

    Хожу я в шапке красной

    И акробат прекрасный. (ДЯТЕЛ)

    Почему дятла называют санитаром леса?

    Найдите дятла в ваших карточках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

    г) Чёрные птицы

    На ворону похожи,

    На грача тоже.

    Дружат с людьми,

    Кто они? (ГАЛКА)

    Найдите галку в ваших карточках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

    д) Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка,

    И полоска шарфика (СИНИЦА)

    Почему птичку зовут синицей?

    Найдите синицу в ваших карточках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

    е) Я весь день ловлю жуков,

    Ем букашек, червячков.

    Зимовать не улетаю,

    Под карнизом обитаю (ВОРОБЕЙ)

    Почему воробей имеет название?

    Он такой же хитрый, как и ворона. Та хлеб найдёт, а воробей незаметно кусочек стащит. А когда кто-то берёт не сое, говорят: «Бей вора, вора бей!»

    Найдите воробья в ваших карточках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

    - Название какой птички получилось? (СНЕГИРЬ)

    На нашу кормушку слетелись все птички. Послушайте как им весело.

    4. Физминутка

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    5. Беседа о снегире

    Что вы знаете об этой птичке? Видели ли вы её у нас в покое?

    Чтение текста о снегире

    Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Летом снегири живут в самых глухих еловых чащах. Там птицы устраивают себе гнездо и выводят птенцов. А осенью и зимой странствуют в поисках пищи. Зимой снегири, сидящие на ветках, похожи на красные фонарики, которые украшают берёзку.

    Как выглядят снегири?

    Где живут снегири?

    Что ещё летом делают снегири?

    Чем занимаются снегири осенью и зимой?

    На кого похожи снегири сидящие зимой на ветках?

    ПРИМЕТА Снегирь под окном чирикает – к теплу.

    А чем же питаются снегири? Давайте послушаем разговор лесных зверей.

    СЦЕНКА

    Заяц: Здравствуй, Белочка!

    Белка: Доброе утро, Беляк.

    Заяц: Почему это так шумно сегодня?

    Белка: Да это снегири устроили себе столовую!

    Заяц: А чем они питаются?

    Белка: Ты что, не знаешь?

    Заяц: Нет.

    Белка: Видишь, остатки семян липы, ягоды рябины, летучки клёна. Ещё в лесу снегири кормятся ягодами бузины, семенами ольхи.

    Заяц: А на поле они прилетают?

    Белка: Конечно, и там для них есть еда: семена репейника и лебеды.

    Так чем же питаются снегири?

    Работа окончена. Пусть наша кормушка напоминает нам о всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

    Учитель читает стих

    Кормите их! Согрейте!

    Повесьте домик на суку!

    Рассыпьте крошки на снегу,

    А то и манной кашки…

    И оживут бедняжки!

    По небу весело скользя,

    Взлетят пернатые друзья

    И пропоют, чирикая!

    «Спасибо вам великое!»

    6. Итог урока

    Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

    Теперь я знаю, что ….

    Я понял, что ………

    Я буду …..

    Продолжите любое из этих предложений.

    На уроке вы все были: «Молодцы!!!» Вам на память медали: «Ты молодец!»