Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Какие основные факторы влияют на размещение. Факторы размещения: старые и новые. Факторы, влияющие на размещение производства

    Какие основные факторы влияют на размещение. Факторы размещения: старые и новые. Факторы, влияющие на размещение производства

    Во всем мире размещение различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства происходит не случайно, а под влиянием определенных условий. Условия, которые оказывают большое влияние на выбор места для развития производства, называются факторами размещения производства.

    Факторы, влияющие на размещение производства

    Факторы размещения производственных сил представляют собой совокупность внешних условий и ресурсов, правильное использование которых обеспечивает наилучший результат при развитии хозяйственной деятельности и размещения производств.

    К наиболее важным факторам размещения производства относят:

    • Сырьевой - размещение предприятий в непосредственной близости от источников сырья. Большинство фабрик и заводов строят возле крупных водных объектов, месторождений полезных ископаемых. Благодаря этому происходит экономия времени и финансовых затрат на транспортировку больших объемов грузов, а стоимость готовой продукции будет существенно ниже. Сырьевой фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий по производству цемента, калийных удобрений, лесоматериалов, по обогащению руд цветных металлов.

    Многие месторождения природных ресурсов почти полностью опустошены. Это привело к тому, что добывающие предприятия стали осваивать новые места, чаще всего труднодоступные. Например, в настоящее время добыча нефти и газа происходит в заливах и морях. Такие производства требуют больших капиталовложений и сильно загрязняют окружающую среду.

    Рис. 1. Добыча нефти в море.

    • Топливный - этот фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий, которые в своей работе используют большое количество минерального топлива: мазута, природного газа, угля. К таким отраслям относится химическая промышленность, черная металлургия, теплоэнергетика.
    • Энергетический - определяет размещение производств, использующих большие объемы электроэнергии. Такие производства называют энергоемкими. К ним относятся предприятия по изготовлению бумаги, химических волокон, легких цветных металлов. Размещают их поблизости от крупных гидроэлектростанций.
    • Трудовой - оказывает влияние на размещение производств, в которых задействовано большое количество трудовых ресурсов, в том числе и специалистов высокого уровня. Такие производства называются трудоемкими. К ним относится овощеводство, рисоводство, производство персональных компьютеров и электронного оборудования, швейное производство. Такие предприятия размещаются в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.

    Рис. 2. Производство электронного оборудования.

    • Потребительский - влияет на размещение предприятий, производящих продукцию широкого потребления: одежду, обувь, продукты питания, бытовую технику. Они есть практически во всех крупных населенных пунктах.
    • Транспортный - этот фактор очень важен для отраслей, чью продукцию нужно поставлять в другие районы. Для снижения дополнительных затрат на транспорт многие производства размещаются рядом с крупными транспортными узлами.
    • Экологический - роль этого фактора заключается в негативном воздействии большинства химических производств на окружающую среду. Именно поэтому их нельзя размещать на территории густонаселенных районов. В противном случае к ним применяется более жесткие требования к очистительным технологиям.

    Таблица “Факторы размещения производства”

    Факторы размещения производства

    Отрасли производства

    Сырьевой

    Добывающая промышленность, лесопильные производства, производства по обогащению руд цветных металлов

    Топливный

    Теплоэнергетика, черная металлургия, химическая промышленность

    Энергетический

    Предприятия по производству бумаги и химических волокон

    Трудовой

    Швейное производство, овощеводство, производство электронного оборудования

    Потребительский

    Производства продукции широкого потребления

    Транспортный

    Железнодорожное производство, автомобилестроение

    Экологический

    Химические и металлургические производства

    Условия размещения производства

    Размещение производства также зависит от таких внешних условий как природная среда, население, база по научному и техническому потенциалу, общественно-исторические условия для развития конкретного производства.

    Одним из важнейших условий по размещению многих производств, в частности, сельскохозяйственной деятельности, являются агроклиматические показатели. Естественное плодородие почв, водный режим территории, специфика климата во много определяют продуктивность подобных отраслей хозяйства.

    Территориальная организация отрасли сложилась под воздействием ряда факторов, оказывающих различное влияние на размещение отдельных производств. Факторы размещения предприятий легкой промышленности однообразны, однако можно выделить основные.

    Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки составляет */ 5 исходного сырья, шерсти - У 2), или в отраслях, где высока материалоемкость производства. Размещение кожевенного производства целиком зависит от мясной промышленности.

    Населенческий, т. е. потребительский фактор. Готовая продукция легкой промышленности менее транспортабельна по сравнению с полуфабрикатами. Потребительский фактор оказывает огромное влияние на размещение предприятий отрасли. Продукция отрасли потребляется повсеместно, а массовый характер производства способствует приближению предприятий отрасли к населению. Кроме того, многие виды готовой продукции (трикотаж, обувь) малотранспортабельные и их перевозка на дальние расстояния дороже перевозки исходного сырья.

    Фактор трудовых ресурсов предусматривает их значительные размеры и квалификацию, так как все отрасли легкой промышленности трудоемкие. Исторически сложилось так, что в отраслях легкой промышленности используется преимущественно женский труд, поэтому необходимо учитывать возможности использования в регионах и женского, и мужского труда (т.е. развивать легкую промышленность в районах сосредоточения тяжелой индустрии, создавать соответствующие производства в регионах концентрации легкой промышленности).

    Сырьевая база. Основной поставщик натурального сырья для легкой промышленности - сельское хозяйство.

    Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная часть его вывозится. Взамен приходится закупать полуфабрикаты для производства обуви и другой продукции, что повышает цену готовых изделий, влияет на цену и рост затрат на производство кожсырья вследствие удорожания содержания скота (расходов на корма, оборудование, удобрения).

    Кроме натурального сырья, в легкой промышленности широко используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходное сырье для их производства - отходы нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основные районы - поставщики химических волокон - Центр и Поволжье, а также Западно-Сибирский, Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный экономические районы.

    Среди отраслей легкой индустрии кожевенно-обувной и меховой промышленности принадлежит третье место. Сюда входит производство натуральных и искусственных кож, пленочных материалов, дубильных экстрактов, мехов, овчин, обуви, меховых изделий, кожгалантереи и др. Внутри отрасли ведущая роль принадлежит производству обуви, изготовлению кожи и ее заменителей.

    Кожевенное и обувное производство тесно связаны между собой. Кожевенная промышленность представлена специализированными предприятиями, которые выпускают жесткие, хромовые или юфтевые кожи. Кожевенное сырье есть во всех районах, однако его качество и ассортимент зависят от специализации районов животноводства. Использование искусственных кож, пленочных и текстильных материалов значительно расширило сырьевую базу обувной промышленности.

    Размещение обувной промышленности ориентировано на потребителя, но подобно ряду других отраслей легкой индустрии эта отрасль более всего развита в европейской части страны. Наиболее значительным производством обуви отличается Центральный - Москва, Северо-Западный - Санкт - Петербург, Северо-Кавказский - Ростов-на-Дону, Поволжский и Уральский районы.

    Тенденция сдвига в развивающиеся страны характерна и для этой отрасли. Хотя главным производителем обуви в капиталистическом мире по-прежнему остаются США (общее производство 550-600 млн пар в год, в том числе кожаной - около 200-250 млн пар в год) и Италия (500-550 млн пар в год, в том числе кожаной - около 400 млн пар в год), значительный прирост производства в последние годы показали Тайвань, ставший первым в мире экспортером «разной» обуви, Испания, ставшая одним из крупных экспортеров кожаной обуви, Южная Корея, а также Бразилия и Греция.

    Сильно выросло производство обуви европейского типа и в Японии. Крупнейшим экспортером легкой и домашней обуви стал Китай. В то же время стагнировало производство обуви во Франции, ФРГ, Великобритании, некогда ведущих производителей этого товара. Это связано с конкуренцией как новых индустриальных стран, так и новых производителей в южной Европе и среди стран развивающихся, поскольку имеет место тенденция расширения географии производства обуви - движение его в страны с дешевым трудом.

    Последнее время сильно росло производство обуви в Португалии и Турции. Размещение обувной промышленности также имело свою специфику для разных типов стран. В развитых странах оно было сосредоточено преимущественно на крупных, высокомеханизированных предприятиях, часто концентрирующихся в «специализированных городах» - городах обувщиков, как, например, Пирмазенс в ФРГ или отдельные центры в Испании. Сохранились и такие уникальные «обувные города», как Герцогенаурах в ФРГ, «вотчина» двух братьев Дасслер, Один из которых унаследовал отцовскую фирму «Пума», а второй основал на другом конце того же городка собственную фабрику - конкурент отцовской фирмы - «Адидас».

    В развивающихся странах существует мелкое фабричное производство и даже надомничество, организованное через раздаточные конторы, поскольку такое мелкомасштабное производство лучше и легче приспосабливается к изменениям моды.

    ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ

    Прежде чем приступать к изучению отдельных отраслей мирового хозяйства (а затем регионов и некоторых стран), необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил.

    Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

    Старые факторы размещения.

    К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.

    Фактор территории. Территория - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы.

    В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уже начинают испытывать "дефицит" территории.

    Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывают и конфигурация территории, степень ее компактности.

    Фактор экономико-географического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами.

    Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 - 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего, усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин "приморская урбанизация".

    В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20 "сверхгородов" только пять не являются морскими портами.

    Н. Н. Баранский писал, что страна может исправлять, улучшать свое ЭГП. В качестве примеров он приводил сооружение Панамского канала и проведение трансконтинентальных железных дорог в США.

    Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям.

    Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.

    Северные районы мира занимают огромную площадь - 20 млн. км 2 , из которых 11 млн. приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов.

    Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн. км 2 . Освоение шельфовых районов привело к тому, что еще в начале 90-х гг. доля "морской нефти" в общемировой ее добыче превысила 1/4, а доля "морского газа" 1/5. Главные районы добычи - Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы.

    Для освоения Севера и морских акваторий создается специальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды.

    Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым "транспортная революция" открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции.

    Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и называется - "Дорога к ресурсам".

    Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах.

    Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Наличие свободных рабочих рук обычно "притягивает" хозяйственную деятельность, а отсутствие их "отталкивает"; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям.

    В эпоху НТР влияние фактора трудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов.

    Крупнейшие промышленные районы и городские агломерации Западной Европы, обладающие большим экономическим потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стали главными центрами притяжения дополнительных трудовых ресурсов - как из других стран Европы, так и из внеевропейских стран.

    Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США.

    В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на "качество" рабочей силы.

    Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др.

    Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий - прежде всего для качества окружающей среды. Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий, мини-заводов, мини-ГЭС и т. д.

    Новые факторы размещения

    К ним прежде всего относятся: фактор наукоемкости и экологический фактор.

    Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные "города науки". Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их.

    В России главные центры научных исследований - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии - в Токио. А в США - основные научные исследования ведутся в университетах, рассредоточенных по всей стране.

    В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы , в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. "Парковый бум" начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение.


    По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущине, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев, в Сибири - Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск).

    Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть "грязных" производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется.

    Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после второй мировой войны считался одним из самых "грязных" в Европе. Но благодаря целой системе мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по охране атмосферы под девизом "Чистое небо над Руром", в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района.

    Главный вывод. НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.

    Задачи и тесты по теме "Факторы размещения: старые и новые"

    • Размещение населения - Население Земли 7 класс

      Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

    • Заданий: 8 Тестов: 1

    Ведущие идеи: современный этап развития мирового хозяйства и международных экономических отношений складывается под влиянием НТР, которая за последнее время стала носить перманентный хараектер; основные тенденции в развитие мирового хозяйства характеризуется дальнейшим углублением международной специализации стран, усложнением международных экономических связей, усилением неравномерности развития отдельных стран и территорий.

    Основные понятия: мировое хозяйство (МХ), международные экономические отношения (МЭО); отрасль международной специализации, международное разделение труда (МРТ), международная торговля, торговый баланс, экспорт, импорт; научно-техническая революция (НТР), характерные черты и составные части НТР, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); торгово-экономические блоки (ГАТТ - ВТО), международная специализация производства (МСП), международное кооперирование производства (МПК), транснациональные корпорации (ТНК); открытая экономика, свободные экономические зоны (СЭЗ); географическая "модель" мирового хозяйства, "Север и Юг", "центр" и "перифирия", интеграция; отраслевая структура хозяйства, наукоемкость, новые, старые и новейшие отрасли, "авангардная" тройка, аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства; территориальная структура хозяйства; старопромышленные и депрессивные районы, районы нового освоения, региональная политика развитых и развивающихся стран, "полюса роста", "линии проникновения".

    Навыки и умения: уметь давать характеристики НТР, МХ, МЭО, МГРТ, сопровождая их четкими определениями; давать сравнительную характеристику отраслям международной специализации, отраслевой и территориальной структурам хозяйства развитых и развивающихся стран, объяснять различия, определять тенденции, используя статистический, графический и картографический материал.

    Вопрос оптимального размещения предприятий стал особенно актуален с развитием промышленности, но по большому счету он насущен для любого вида предпринимательской деятельности: и для сельского хозяйства, и для предприятий бытового обслуживания населения. Решать его следует с учетом множества факторов, как природных и климатических, так производственных и даже социальных. Многие экономисты предлагали свои собственные модели, которые использовались в теории размещения предприятий с конца 18 века.

    Некоторые экономисты ставили размещение промышленных предприятий в зависимость от пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, которые рассматривались и в качестве сырьевого источника, и в качестве продовольствия для занятых на производстве рабочих. Другие строили пространственные треугольники, в вершинах которых размещались такие факторы, как «источники сырья», «рабочая сила» и «рынок сбыта». Для такой модели оптимальным местом было то, где минимальными были транспортные издержки.

    Что еще следует учитывать при размещении предприятий

    Современные модели размещения предприятий учитывают гораздо большее число факторов, их перечень зависит от отрасли промышленности, в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Так, если речь идет о машиностроении, основными факторами, которые следует учитывать, будут:
    - расположение источников сырьевых и природных ресурсов;
    - транспортную сеть и существующую инфраструктуру;
    - уровень квалификации и состав рабочей силы;
    - уровень развития предприятий смежных отраслей и возможности специализации и кооперирования;
    - спрос на готовую продукцию в регионе.

    Для оптимального размещения предприятий пищевой промышленности экономическая модель должна учитывать следующие основные факторы:
    - близость и объем потребительского рынка;
    - удаленность источников сырья;
    - наличие и квалификация трудовых ресурсов;
    - близость к пресным источникам воды.

    А вот рационально разместить предприятие фармацевтической промышленности можно, учитывая такие факторы, как:
    - наличие и удаленность источников сырья;
    - обеспеченность дешевой электроэнергией;
    - наличие квалифицированных кадров;
    - наличие значительных водных ресурсов;
    - экология в регионе.

    В конечном итоге выбор места размещения зависит от суммарного влияния всех факторов с учетом специфики производства.