Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • На первом этапе интеграции. Этапы международной экономической интеграции. Понятие, сущность и принципы интеграции

    На первом этапе интеграции. Этапы международной экономической интеграции. Понятие, сущность и принципы интеграции

    Интеграция - (лат. integratio - восстановление, восполнение) - процесс взаимного приспособления и объединения в единое целое организаций, отраслей, регионов или стран и т.п.; объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

    Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

    Этапы интеграции

    На первом этапе интеграции между странами заключаются преференциальные торговые соглашения . В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные торговые соглашения можно рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.

    На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли , предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом.

    Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутри - интеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

    Четвертый этап интеграции - создание общего рынка . Интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения факторов производства требует межгосударственной координации экономической политики. В рамках ЕС координирующими органами являются Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС, Секретариат ЕС.

    Пятый этап интеграции - экономический союз , который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной.

    На данном этапе возникает потребность в органах, наделенных полномочиями принимать оперативные решения от лица группировки в целом.

    Шестой этап интеграции - политический союз , предусматривающий передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами.

    Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.

    Основные этапы процесса интеграции

    На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

    На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли , предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свобод­ной торговли, существующая с I960 года.

    Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

    Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня - общего рынка) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

    Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз , который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.

    Валютный союз -форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1) согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2) установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3) создание единой региональной валюты; 4) формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро»- наиболее яркий пример валютного союза.

    Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции- ­ политического союза , который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. Большинство из существую­щих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного процесса. 1

    Таким образом, интеграция- многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов национальных экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств.

    Типы интеграционных объединений

    Основные типы интеграционных объединений появляются во второй половине 20 В. Каждый из них отражает определенный этап развития интеграционного процесса.

    1 этап. На первом уровне страны делают первые шаги к взаимному сближению. Страны заключают преференциальные торговые соглашения . Это соглашения, предусматривающие какие-либо благоприятные условия для данных стран. Такие соглашения предусматривают:

    Сохранение национальных таможенных тарифов каждой из стран;

    Не создаются межгосударственные органы;

    Страны переходят в зоны свободной торговли, в следствие чего происходит полная отмена таможенных тарифов в торговле (также с третьими странами), кроме продукции сельского хозяйства.

    2 этап. Страны переходят к созданию зоны свободной торговли, а это – полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговли и сокращение их для третьих стран. Никогда зона СЭВ ни касалась сельского хозяйства.

    3 этап. Таможенный союз (ТС) – согласованная отмена группы национальных таможенных тарифов для стран, вводится система нетарифного регулирования для третьих стран. ТС предусматривает беспошлинную торговлю и полное перемещение товаров внутри региона. Этот союз требует создания межгосударственных органов, которые координируют торговую политику стран. Эти межгосударственные органы могут быть представлены совещанием глав правительств и административными органами (в частности общественный таможенный комитет).

    4 этап. Общий рынок (ОР) – страны договариваютсяо свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала, рабочей силы). На этом этапе возникает сложная система межгосударственных органов по координации экономической политике. Кроме глав правительств обязательно участвуют главы центральных банков, руководители министерств и постоянно действующий орган – секретариат.

    В рамках ЕС – Европейский Совет глав государств и правительств как межгосударственный орган Совет Министров ЕС и секретариат ЕС.

    5 этап. Экономический союз. Когда наряду со всеми предыдущими признаками осуществляется координация макроэкономической политики, унификация стран в экономической сфере и особенно в валютной, бюджетной и денежной областях. Координации становится недостаточно, возникают органы, которые могут самостоятельно принимать оперативные решения от лица стран в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие надгосударственные органы могут принимать решения не согласовывая с правительством стран. Сейчас такой орган существует и называется Комиссией Европейского Союза (КЕС).


    6 этап. Политический союз (принципиально возможен) – предполагает пердачу большего числа функций правительств надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфигурации и потерю суверенитета государственности. Ни одна интеграционная группа пока такого уровня не достигла.

    Точно сказать на каком уровне развития находится данное интеграционное объединение довольно сложно по двум обстоятельствам:

    Трудно получить сопоставимую информацию;

    Провозглашаются далеко идущие цели, а реальные достижения очень скромные

    По данным ВТО в середине 90-х гг. насчитывалось более 30 интеграционных объединений, а в 80-х гг. (5-6). Классификация основных действующих интеграционных объединений по вышеперечисленным параметрам позволяет сгруппировать имеющиеся интеграционные объединения согласно данной типологии.

    Зоны свободной торговли: Австралийская, Новозеландская, Балтийская, Центральноамериканский общий рынок, Африканское экономическое сообщество, участниками которой намеревается стать 51 государство, формирование его продолжается уже 8 лет (с 1994 г.). Этот процесс рассчитан на 34 года.

    Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются элементы интеграции, является ЕС.

    Эффект интеграционного объединения может быть:

    - Статическим экономические последствия проявляются немедленно после создания таможенного союза.

    - Динамическим – экономические последствия на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

    Наибольшее значение имеют результаты торговли среди статических эффектов. Это называется эффект создания торговли . В результате формирования ТС, может возникнуть ситуация, когда товары традиционно закрывались на внутреннем рынке вдруг окажутся дорогие, чем такие же товары, произведенные за рубежом. Если до создания ТС местные производители находились под защитой пошлин, и это было не выгодно, то теперь импортный товар стал дешевле местного. В результате, возник импортный товарный поток, которого раньше не было. И чтобы противостоять этому, местные производители вынуждены использовать ресурсы более эффективно.

    Создание торговли – переориентация местных потребителей в смене эффективности внутреннего источника поставки товаров на более эффективный внешний источник (импорт), возникшая в результате устранения таможенных пошлин ТС. Главным признаком возникновения ТС является устранение барьеров во взаимной торговле. И кроме создания торговли это вызывает эффект отклонения торговли.

    Отклонение торговли – переориентация местных потребителей с закупкой товара у более эффективного внеинтеграционного источника на менее эффективный внутри интеграционный источник. Это происходит от того, что для трех стран таможенные пошлины устанавливаются более высокие по уровню.

    Теория «второго лучшего»

    До начала формирования ТС считалось, что свобода торговля ведет к росту благосостояния всех народов. Теория и практика ТС показала, что свободная торговля хороша только для стран, входящих в этот союз, а для трех стран принципы свобод торговли исключаются. Эффект отклонения торговли с импортного источника не менее эффективнее внутреннего может перевесить положительный эффект создания торговли. Такая ситуация свидетельствует о том, что ТС как элемент торговой политики не может трактоваться как однозначно положительное явление в мировой экономике. После политики свободной торговли нет такой альтернативной политики, которая имела бы однозначно позитивное влияние.

    Теория «второго лучшего» Дж. Миу 1952 г. Помимо свободы торговли, которая ведет к росту благосостояния всех народов, еще одного варианта торговой политики, которая также бы обеспечила безусловный рост благосостояния, не существует. Хотя интеграция может не являться наилучшим вариантом торговой политики она имеет и позитивный эффект.

    На макроуровне , т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения , . Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

    Причины и предпосылки интеграционных процессов

    Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

    Одинаковый уровень социально-экономического развития

    Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — , темпы роста , его отраслевая структура, уровень и — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция . Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

    Взаимодополняемость экономик соседних стран

    Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

    Наличие политической воли

    Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

    К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

    Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
    • доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
    • доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
    • объем взаимных прямых иностранных инвестиций () внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
    • количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.

    Этапы международной экономической интеграции стран

    Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь . Расширение характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

    Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
    1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, .
    2. Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, ).
    3. Общий рынок (ОР) — наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
    4. Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
    5. Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
    Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:

    Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам , где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

    Роль международной экономической интеграции для стран

    Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

    К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
    • эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
    • эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
    К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
    • расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
    • развитие инфраструктуры стран-участниц;
    • стимулирование ;
    • постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.

    Становление интеграционных процессов

    Международная экономическая интеграция

    Экономическая интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на различных уровнях, в различных формах.

    Экономическая интеграция создает условия для ускорения интернационализации производства и капитала между странами - участницами этого процесса. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной цепочкой:

    Развитие производительных сил => МРТ => интернационализация производства и капитала (глобализация мировой экономики) => регионализация => экономическая интеграция.

    Основные черты глобализации:

    ♦ изменение формы производства. Она переходит в международную форму в виде ТНК;

    ♦ изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т. е. ориентация национальной экономики и международные стандарты;

    ♦ принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, СП, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ/ВТО, МВФ, органы ООН и т. д.).

    Признаки интеграции:

    ♦ взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

    ♦ глубокие структурные изменения в экономике стран – участниц

    ♦ необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

    Условия интеграции:

    ♦ развитая инфраструктура

    ♦ наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).

    Уровни интеграции:

    ♦ макроэкономический (государственный уровень) - когда целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов;

    ♦ микроэкономический (межфирменный - ТНК) - на уровне отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятельности вступают в интеграционные процессы.

    1. Преференциальное торговое соглашение: Форма соглашения, при которой страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

    2. Зона свободной торговли . Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом в отношении к третьим странам у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС.


    3. Таможенный союз. Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.

    4. Общий рынок . Полное устранение препятствий для перемещения всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как полное согласование экономической политики и т. д., выравнивание экономических показателей.

    5. Экономический союз. Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

    Валютный союз . Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

    ♦ согласованное (совместное) плавание национальных валют;

    ♦ установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанка-ми стран-участниц;

    ♦ создание единой региональной валюты;

    ♦ формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

    В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.

    6. Полная экономическая интеграция. Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы.

    Условия: общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т. д.

    Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц

    Преимущества:

    ♦ увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия;

    ♦ рост конкуренции между странами;

    ♦ обеспечение лучших условий торговли;

    ♦ расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

    ♦ распространение передовой технологии.

    Отрицательные последствия:

    ♦ отток ресурсов (факторов производства) из более отсталых стран ведет к перераспределению в пользу более сильных партнеров;

    ♦ олигопольный сговор между ТНК стран - участниц приводит к повышению цен;

    ♦ эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.