Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Евразэс таможенный союз. Евразийский экономический союз: что это, страны

    Евразэс таможенный союз. Евразийский экономический союз: что это, страны

    В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

    : Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

    Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

    Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

    В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

    Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

    Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

    Основными целями Союза являются:

    — создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

    — стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

    — всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

    Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

    Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

    Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

    Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

    Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

    Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

    В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

    Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

    Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

    Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции. Какова специфика ЕАЭС? Что это — экономическое или политическое объединение?

    Общие сведения об организации

    Начнем исследование поставленного вопроса с рассмотрения ключевых фактов о соответствующей организации. Каковы наиболее примечательные сведения об ЕАЭС? Что это за структура?

    Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Ожидается вступление в данное объединение иных стран, так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура. Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства. Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза (который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС).

    Как появилась идея о формировании ЕАЭС

    Как свидетельствует ряд источников, государство, первым инициировавшее процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве, выросшие в учреждение ЕАЭС, — Казахстан. Нурсултан Назарбаев высказал соответствующую идею на выступлении в МГУ в 1994 году. Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.

    Основное преимущество нахождения государства в составе Евразийского экономического союза — свобода хозяйственной деятельности зарегистрированных в нем субъектов на территории всех стран-участниц союза. Ожидается скорое формирование на базе институтов ЕАЭС единого торгового пространства, характеризующегося общностью стандартов и норм ведения бизнеса.

    Есть ли место политическому взаимодействию?

    Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя экономические интересы.

    Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.

    Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС. Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене. Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.

    История ЕАЭС

    Лучше понять специфику ЕАЭС (что это за организация) нам поможет изучение некоторых фактов из истории объединения. В 1995 году главы нескольких государств — Беларуси, РФ, Казахстана, чуть позже — Киргизии и Таджикистана, оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз. На их основе в 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз. В 2012-м открылось Единое экономическое пространство — сначала с участием государств, входящих в ТС, затем — к структуре присоединились Армения и Киргизия.

    В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Положения соответствующего документа вступили в силу с 2015 года. Таможенный Союз ЕАЭС продолжает, как мы отметили выше, функционировать. В него входят те же страны, что и в ЕАЭС.

    Поступательное развитие

    Таким образом, государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде. По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.

    Этапы развития ЕАЭС

    Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.

    Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.

    Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.

    Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.

    После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.

    Преимущества ЕАЭС

    Рассмотрим подробнее ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС. Выше мы отметили, что в числе ключевых — свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС. Но это далеко не единственное преимущество вступления государства в исследуемую нами организацию.

    Члены ЕАЭС получат возможность:

    Пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов;

    Динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции;

    Повышать производительность труда;

    Увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;

    Обеспечивать занятость граждан.

    Перспективы роста ВВП

    Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС — Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.

    Социальный аспект интеграции

    Не считая позитивного экономического эффекта, страны-участники ЕАЭС, как ожидается, будут интегрироваться также и в социальном аспекте. Международные бизнес-активности, как считают многие эксперты, будут способствовать установлению партнерских связей, стимулировать укреплять дружбу наций. Интеграционные процессы облегчены общим советским прошлым народов, живущих в странах Евразийского экономического союза. Очевидна культурная и, что очень важно, — языковая близость государств ЕАЭС. Состав организации формируют страны, в которых русский язык привычен для большей части населения. Таким образом, многие факторы могут способствовать успешному решению задач, которые стоят перед главами государств, входящих в Евразийский экономический союз.

    Наднациональные структуры

    Договор о ЕАЭС подписан, дело за его реализацией. В числе важнейших задач в рамках развития Евразийского экономического союза — создание ряда наднациональных учреждений, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам. В соответствии с рядом публичных источников, предполагается формирование некоторых базовых институтов ЕАЭС. Какие это могут быть структуры?

    Прежде всего, это различные комиссии:

    По экономике;

    По сырьевым ресурсам (она будет заниматься установлением цен, а также квот для товаров и топлива, координировать политику в сфере оборота драгоценных металлов);

    По межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям;

    По вводу денежной единицы для расчетов;

    По вопросам экологии.

    Также предполагается создание особого Фонда, в компетенции которого — сотрудничество в самых разных сферах: в экономике, в области развития науки и техники. Предполагается, что данная организация будет заниматься вопросами финансирования различных исследований, помогать участникам сотрудничества в решении широкого круга вопросов — правовых, финансовых или, например, экологических.

    Другие важнейшие наднациональные структуры ЕАЭС, которые планируется создать — это Международный инвестиционный банк, а также арбитраж Евразийского экономического союза.

    В числе успешно созданных объединений, входящих в структуру управления ЕАЭС, — Изучим особенности ее деятельности подробнее.

    Евразийская экономическая комиссия

    Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.

    В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.

    Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.

    Данная структура, как и Евразийская экономическая комиссия, была создана за несколько лет до подписания государствами договора о создании ЕАЭС. Таким образом, долгое время она считалась наднациональным органом в структуре Таможенного Союза, а также Единого экономического пространства. Совет формируют главы государств-участниц ЕАЭС. С периодичностью не реже 1 раза в год он должен собираться на высшем уровне. Главы правительств стран-участниц объединения должны встречаться как минимум 2 раза в год. Особенность функционирования Совета — решения принимаются в формате консенсуса. Утвержденные положения обязательны для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.

    Перспективы ЕАЭС

    Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней. Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения. Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.

    При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные. Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира. С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.

    Сотрудничество на мировом уровне

    По мнению ряда аналитиков, перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС - Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам.

    Проявляют интерес к сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.

    Таможенные союзы нескольких государств на протяжении многих веков являются одним из основных факторов сближения стран-участниц в вопросах экономики, торговли, финансов, а впоследствии, возможно, и политического курса. Уже в начале XIX века из большинства немецких государств, согласившихся отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу был создан Германский таможенный союз. Европейский союз, одно из основных экономических и политических объединений современного мира, также начинался как Объединение угля и стали, впоследствии перешедшего в Таможенный союз, а затем и в зону единого рынка. Безусловно, процессы этих переходов проходили не без проблем и противоречий, однако общие экономические цели и политическая воля наклонили чашу весов в свою сторону.

    Исходя из вышесказанного, стремление бывших республик СССР, вступивших на демократический путь развития, создать на рубеже веков аналогичный институт является вполне логичным и обоснованным. Спустя четыре года после распада Союза, главы трёх теперь уже независимых государств – России, Казахстана и Белоруссии – подписали пакет документов о создании Таможенного союза, целью которого являлось свободное перемещение товаров, услуг и капитала в рамках границ данных стран, а также создание единого курса торговой, валютной, таможенной и налоговой политики.

    Несмотря на то, что уже с 1999 принимались практические меры по созданию единой таможенной территории, единых ставок таможенных пошлин и единой тарифной и торговой политики, Единый таможенный кодекс начал применяться лишь в 2010 году и, соответственно, именно с этого момента де-факто началось существование Таможенного союза. Уже на следующий год таможенный контроль на границах России, Белоруссии и Казахстана был упразднён и перенесён на внешний контур границ Таможенного союза. В процессе присоединения к союзу находится Киргизия, также над вступлением думают правительства Таджикистана и Армении. Начиная с 2012 года, на базе ТС России, Белоруссии и Казахстана создано Единое экономическое пространство, целью которого стало более полноценное и эффективное обеспечение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы стран-участниц ЕЭП.

    Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что ТС России, Белоруссии и Казахстана стал первым по-настоящему действующим интеграционным объединением государств на территории бывшего СССР. Такое объединение было просто необходимо ввиду того, что в наше время политики государств постсоветского пространства всё чаще вынуждены реализовать совместное ведение хозяйства в условиях управляемой интеграции. Причиной этому являются различные экономические потрясения в различных государствах СНГ и слабо ощутимые результаты преодоления этих потрясений.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение Таможенного союза как вида международной экономической организации. Для её достижения поставлены нижеуказанные задачи:

    • оценка мирового опыта по созданию экономических союзов;
    • рассмотрение предпосылок создания и этапов формирования Таможенного союза;
    • обнаружение экономических проблем Таможенного союза и предложение путей их решения.

    1.1 Сущность и этапы экономической интеграции

    Для того чтобы понять цели и мотивы создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сначала следует разобраться в самой сущности экономической интеграции. Это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. Экономическая интеграция приводит не только к сближению национальных экономик, но и обеспечивает совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

    Следует отметить, что большинство интеграционных союзов появились относительно недавно, в течение последних 50 лет. Среди них Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА, Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана и многие другие. Все они отличаются друг от друга как по уровню взаимодействия между предприятиями государств-членов, так и по степени сращивания национальных хозяйств. Венгерский экономист Бела Балашша выделял пять форм экономической интеграции, идущих от низшей к высшей, – зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический союз и политический союз . Однако в настоящее время в вопросе о количестве этих форм единогласия не существует. Одни учёные выделяют четыре или пять этапов, другие шесть. Некоторые считают, что следует отмечать также переход от валютного союза к экономическому союзу, а некоторые наоборот.

    Если же говорить о принципах деятельности интеграционных группировок, то ими являются: содействие торговле; расширение международной и межрегиональной кооперации, причём как в производственной, так и в финансовой и научно-технических сферах; развитие международной транспортной инфраструктуры . Как результат, на данный момент мы имеем огромный объём международного движения товаров и услуг, гигантские потоки миграции рабочей силы, трансфер знаний и идей, трансграничный обмен капиталом. Всё это невозможно представить в ситуации, где каждое государство ведёт свою экономическую деятельность самостоятельно. С другой стороны, масштабы и скорость всех этих процессов вызывают в научных кругах бурные дискуссии, получившие особый резонанс после ратификации НАФТА в 1993 году. Среди этих дискуссий вопросы о том, опасны или полезны региональные экономические организации для либерализации мировой торговли, о выгоде от торговли и об эффективности модели глобальной экономической интеграции.

    Продолжая тему целесообразности экономической интеграции, следует вспомнить статью Р. Липси и К. Ланкастера «Общая теория второго лучшего» . Исходя из данного труда, несмотря на то, что только свободная торговля приводит к эффективному распределению ресурсов, пока существуют торговые барьеры в отношении третьих стран, об экономических эффектах для стран-участниц интеграционной группировки судить нельзя. Делается вывод о том, что небольшое снижение тарифов с большей вероятностью может оказать положительный эффект на благосостояние стран, чем полная отмена тарифов, характерная, например, для таможенных союзов. Однако этот вывод нельзя назвать однозначно верным, поскольку, при прочих равных условиях, чем больше внутри страны потребляется местной продукции и чем меньше импортной, тем больше вероятность улучшения её благосостояния в результате формирования таможенного союза. Такой улучшение будет объясняться тем, что замена товаров, произведённых в стране, на товары стран-участниц таможенного союза приведёт к эффекту создания торговли, так как при производстве будут использоваться сравнительные преимущества национальных производителей. Таким образом, таможенный союз будет стимулировать торговлю между странами-участницами, тем самым повышая их благосостояние.

    Таким образом, можно сделать вывод, что создание таможенного союза не даёт никаких гарантий роста благосостояния государств-членов, однако введение единых таможенных тарифов или единой валюты может дать положительные эффекты, как в производстве, так и в потреблении.

    Рассмотрим теперь примеры различных экономических интеграций на мировой арене и конкретно на территории бывшего СССР.

    Как указано выше, первой формой экономической интеграции является зона свободной торговли (ЗСТ). Её главный принцип – ликвидация тарифных и количественных ограничений на товарооборот между государствами. В основе соглашения о создании ЗСТ обычно лежит принцип взаимного моратория на увеличение пошлин, следуя которому партнеры не имеют права в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры. При этом каждое государство вправе определять свою торговую политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ, самостоятельно. Примером ЗСТ на мировом уровне может служить Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), участниками которой являются Соединённые Штаты Америки, Мексика и Канада. Среди пунктов соглашения о создании данной ЗСТ, вступившего в силу в 1994 году, — ликвидация таможенных тарифов и нетарифных барьеров для промышленных и сельскохозяйственных товаров, выработка общих правил для инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности и разрешение торговых споров между странами-участницами. На территории Европы как ЗСТ можно рассматривать Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), в которой в данный момент участвуют Исландия, Норвегия, Швеция и Лихтенштейн. Говоря о ЗСТ на постсоветском пространстве, в первую очередь стоит упомянуть Зону свободной торговли СНГ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия и Украина. Кроме того, после распада СССР также существовали Балтийская зона свободной торговли (создана в 1993 году между Латвией, Литвой и Эстонией) и Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (создана в 1992 году, участники – Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия), однако со вступлением стран-участниц в Европейский союз соглашения по данным ЗСТ утратили свою силу.

    Следующий этап экономической интеграции, являющийся самым интересным для нас в контексте данной работы, — таможенный союз (ТС), который можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними. Исходя из XIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), ТС заменяет несколько таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создании единого внешнего таможенного тарифа. Заметим, что таможенные союзы имеют популярность в развивающихся странах, так, все страны Латинской Америки являются членами ТС, также ими являются и страны Центральной и Южной Африки. Самым большим по площади ТС является Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, о котором более подробно будет рассказано в следующих пунктах данной работы. Также следует отметить Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР (соглашение о ТС между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой) и Бенилюкс (объединение Бельгии, Нидерланд и Люксембурга).

    Более высокой ступенью интеграции является единый рынок. На постсоветском пространстве он существует в виде Единого экономического пространства, созданного участниками ТС России, Белоруссии и Казахстана. На западе же основным представителем является Европейский союз (ЕС).

    Таможенный союз упраздняет таможенные пошлины для стран-участников и вырабатывает единую таможенную политику для товаров третьих стран, тем самым создавая предпосылки для перехода к единому рынку. Однако для этого перехода необходимо реализовать некоторые задачи, которые в рамках таможенного союза осуществить не представляется возможным. В первую очередь это разработка общей политики по развитию отдельных секторов экономики, при которой необходимо учитывать степень её важности для интеграции, а также её влияние на общество и на изменение в нуждах и потребностях потребителей. К примеру, при создании единого рынка в ЕС основными такими секторами были определены транспорт и сельское хозяйство. Кроме того, необходимо создать условия для беспрепятственного перемещения услуг, капитала и рабочей силы между государствами-участниками.

    Спорной ступенью в классификации интеграционного развития является валютный союз. В дополнение к уже осуществлённым договорам о едином рынке и единой валютной политике добавляется постепенный переход к общей валюте, соответственно, организуется единый центральный банк или система центральных банков, которые и проводят валютную и эмиссионную политику, согласованную между странами-участницами. Плюсы валютного союза очевидны – сокращение расходов на расчётное обслуживание операций, большая прозрачность цен, усиление конкуренции, улучшение предпринимательского климата. Однако стоит учитывать различное экономическое положение стран-членов валютного союза, различия в котором могут послужить существенной проблемой для его нормального функционирования. С этим в данный момент сталкивается основной валютный союз – Еврозона, в которую входят 18 стран ЕС и особые территории ЕС. На постсоветском пространстве на данный момент валютных союзов не существует. Не так давно появились слухи о скором введении на территории Единого экономического пространства единой валюты под названием «алтын» , однако председатель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко эти слухи опроверг .

    Наивысшей формой экономической интеграции является экономический союз, где единый рынок и валютный союз действуют с применением общей экономической политики. Экономический союз характеризуется появлением надгосударственных экономических органов, чьи экономические решения становятся обязательными для стран-участниц данного союза. Россия, Белоруссия и Казахстан планируют создать к 2015 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который станет первым экономическим союзом на постсоветском пространстве .

    2. Перспективы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

    2.1 Предпосылки и этапы создания Таможенного союза

    Несмотря на то, что первый договор о заключении Таможенного союза был подписан бывшими советскими республиками в 1995 году, для того, чтобы проследить предпосылки его создания, необходимо вернуться чуть дальше в прошлое. За два года до этого Российская Федерация, Азербайджан Армения, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия, Грузия, Казахстан и Киргизия заключили договор о создании Экономического союза. В данном договоре нас интересует ст. 4, в которой указано, что Экономический союз создаётся путём поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ. Именно здесь впервые фигурирует Таможенный союз как одна из форм этой интеграции.

    Следующим шагом стало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности» от 12 апреля 1994 года. Это первый пример унификации таможенного законодательства, который предусматривал, что Республика Беларусь введёт на своей территории таможенные тарифы, налоги и сборы в отношении ввоза и вывоза товаров, полностью идентичные таковым на территории Российской Федерации. Благодаря данному соглашению товары, происходящие с территории России и Беларуси, могли быть перемещены с таможенной территории одного из этих государств на таможенную территорию другого без каких-либо ограничений и взимания таможенных пошлин и налогов. Оно и стало ключевым шагом для последующего создания Таможенного союза.

    Лишь спустя год, 6 января 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Менее чем через месяц, 20 января 1995 г., Республика Казахстан решила присоединиться к данному соглашению, причём договор был подписан одновременно с Россией и Беларусью, которые выступали в качестве одной стороны . В 1996 г. к данным Соглашениям присоединилась Киргизия. Именно в этом соглашении и были обозначены основные цели создания Таможенного союза :

    • обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
    • гарантирования устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
    • укрепления координации экономической политики своих стран и обеспечения всестороннего развития национального народного хозяйства;
    • создания условий для формирования общего экономического пространства;
    • создания условий для активного выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.

    В 1997 г. между Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией было заключено Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза.

    В 1999 г. к данному экономическому объединению присоединяется Таджикистан и также присоединяется к Соглашению о Таможенном союзе 1995 г.

    Одной из следующих основных ступеней ввода Таможенного союза в действие был 1999 год – именно тогда участники Соглашения о Таможенном союзе 1995 года заключили Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Целая глава из трёх разделов в нём была посвящена условиям для завершения формирования Таможенного союза. Среди них наличие единой таможенной территории и таможенного тарифа; режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве; проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов; упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах. Также в договоре было введено понятие единой таможенной территории и определён исполнительный орган Таможенного союза, действующий на этапе его формирования, — Интеграционный комитет, располагавшийся в Казахстане в городе Алматы.
    Следующее продвижение в создании Таможенного союза произошло с учреждением в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). В ст. 2 договора о его учреждении чётко прописано, что ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза .

    6 октября 2007 г. был подписан целый ряд договоров, являющихся основополагающими в создании Таможенного союза. Во-первых, в Договор об учреждении ЕврАзЭС были внесены изменения, в соответствии с которыми был образован высший орган Таможенного союза — Межгосударственный совет. Он является как высшим органом ЕврАзЭС, так и высшим органом Таможенного союза, но решения по вопросам Таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от государств-участников Таможенного союза. Также Протоколом от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. расширена компетенция Суда ЕврАзЭС, который получил право рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза. Во-вторых, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза закрепил само понятие «Таможенный союз», а также список мероприятий, необходимых для завершения формирования Таможенного союза. В-третьих, Договор о Комиссии Таможенного союза учредил новый орган — Комиссию Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, одним из принципов которой является добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов.

    В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза, а 1 июля 2010 года на территории трёх государств начал применяться Единый таможенный кодекс .

    Исходя из всех вышеперечисленных документов, можно сделать два основных вывода: несмотря на начало фактической работы Таможенного союза с 2010 года, возможность его создания была юридически закреплена ещё в 1993 году, а страны-участницы принимают решения по его созданию единым блоком с 1995 года. Справедливости ради, стоит заметить, что о Таможенном союзе трёх государств в широких массах заговорили только когда были достигнуты высокие обороты по его созданию, то есть примерно в 2009 году, хотя идея Таможенного союза России и Беларуси была широко известна.

    Что до причин создания Таможенного союза, то одной из них определённо являлась геополитическая ситуация. После распада СССР и так называемого «парада суверенитетов» Россия оказалась окружена интеграционными объединениями, такими как НАТО и Европейский союз. К тому же, некоторые соседние страны, как Грузия и Украина, также пошли по прозападному политическому вектору. Противостоять им в одиночку становилось всё сложнее. Видимо, руководство нашей страны осознало, что в таких условиях дальнейшее развитие возможно только при наличии реальных союзников, а таможенный союз является одним из лучших средств экономической интеграции государств.

    Вторая причина – экономическая. Как известно, относительно недавно, в 2012 году, Россия стала 156 членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Однако переговоры о вступлении России в данную организацию велись с 1993 года, при этом твёрдого отказа председатели ВТО не давали. Чтобы не терять времени даром, руководством страны было решено создать торговый блок, альтернативный ВТО. Учитывая, что на тот момент шансы вступить в ВТО у Белоруссии и Казахстана были нулевыми, создание такого блока имело успех. Кроме того, имел место прагматический интерес трёх государств: Россия получала новые рынки сбыта, Казахстан – переориентацию на себя китайских товаропотоков с последующим их направлением в Россию, Белоруссия – беспошлинное получение энергоносителей (что, кстати, на какой-то момент времени стало камнем преткновения в переговорах трёх стран и даже поставило под вопрос членство Белоруссии в Таможенном союзе).

    Возможно, существовала и идея о том, что торговые преимущества Таможенного союза позволят нам быть самодостаточными в производстве и торговле своими товарами, не испытывая проблем от отсутствия членства в ВТО всех трёх государств. В случае же вступления в ВТО предполагалось, что в составе «тройки» это будет сделать легче, впоследствии Россия неоднократно озвучивала этот факт как аргумент к ускорению этого процесса. Однако, как показала практика, экономическая ситуация в Казахстане и Беларуси пока не позволяет этим государствам стать частью ВТО следом за Россией. И если в 2013 году на тот момент генеральный директор ВТО Паскаль Лами говорил, что Казахстан находится на достаточно продвинутом этапе переговоров по вступлению в ВТО, то в вопросе по Белоруссии переговоры идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро .

    2.2 Проблемы функционирования Таможенного союза

    Основным фактором при создании любого торгового союза служит товарооборот между государствами-членами. Как было сказано ранее, после образования региональных торговых союзов начинается процесс переориентации местных потребителей на внутринтеграционные источники. Чем теснее торговые связи между этими источниками, тем успешнее будет и союз в плане достижения целей интеграции.

    Заметим небольшую закономерность – чем больший вес имеет торговый союз в мировом экспорте, тем выше доля взаимной торговли между его членами в общем объёме внешней торговли союза. В этом отношении торговля стран-участниц Таможенного союза друг с другом очень сильно уступает торговле с третьими странами. Возьмём для сравнения самый успешный пример экономической интеграции нового времени – Европейский союз, на необходимость применения опыта которого в процессе евроазиатской интеграции не раз ссылались В. В. Путин и Д. А. Медведев . Когда рынки государств-членов Евросоюза объединялись, то это объединение было направлено в первую очередь внутрь . Как следствие, более 60% внешней торговли стран, входящих в ЕС, направлено на торговлю в рамках Евросоюза. Именно этот фактор и отличает процессы развития евразийской и европейской интеграции. Ниже представлены данные об экспорте по некоторым экономическим союзам:

    Таблица 2.2.1. Экспорт экономических союзов в 2013 г., %

    Интеграционное объединение Доля в мировом экспорте товаров (в том числе внутрисоюзный экспорт) Доля экспорта в рамках союза (в общем объёме внешнего экспорта) Доля экспорта в третьи страны (в общем объёме внешнего экспорта)
    Евросоюз 30,65 63,86 37,15
    АСЕАН 6,87 25,85 74,17
    НАФТА 12,95 48,54 51,47
    УНАСУР 3,61 19,31 80,72
    ТС России, Белоруссии и Казахстана 3,22 10,7 89,9
    ЭКОВАС 0,87 7,16 92,88

    В качестве обратного примера возьмём Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). В данном региональном союзе объём торговли между странами-участницами предельно низок и составляет лишь 7,15%. Таким образом, видим, что при отсутствии прочных внутрисоюзных торговых связей появляются преграды на пути развития экономической интеграции.

    Для того чтобы идентифицировать следующую проблему Таможенного союза, рассмотрим крупнейших торговых партнёров России, Белоруссии и Казахстана в 2013 году.

    Таблица 2.2.2. Основные внешнеторговые партнёры стран-участниц ТС и ЕЭП, 2013 г.

    Место Внешнеторговый партнёр Доля во внешнем обороте, %
    Партнёры Белоруссии
    1 Россия 47,81
    2 Нидерланды 8,7
    3 Украина 8,59
    12 Казахстан 1,3
    Партнёры Казахстана
    1 Китай 19,74
    2 Россия 15,8
    3 Италия 12,03
    23 Белоруссия 0,7
    Партнёры России
    1 Нидерланды 11,3
    2 Китай 11,17
    3 Германия 8,95
    5 Белоруссия 4,81
    12 Казахстан 2,75

    По данным вышеприведённой таблицы видно, что основными торговыми партнёрами Белоруссии являются Россия, Нидерланды и Украина. Казахстан же не входит даже в первую десятку и находится лишь на 12-м месте.

    Относительно Казахстана можно увидеть, что его основными торговыми партнёрами являются Китай, Россия и Италия. В этом случае Белоруссия находится ещё дальше, на 23-м месте.

    Что касается России, то её крупнейшими внешнеторговыми партнёрами являются Нидерланды, Китай и Германия. Ни одна из стран-участниц Таможенного союза в тройку не вошла, Белоруссия находится на пятом месте, Казахстан – на 12-м.

    Как видим, присутствует весьма неприятный для регионального объединения факт – двухсторонние торговые страны государств-членов ТС с некоторыми внешними торговыми партнёрами намного более интенсивны, чем друг с другом, что снижает эффективность данного союза.

    Для дальнейшего выявления проблем Таможенного союза используем Индекс зависимости от торговли (ИЗТ) – показатель, представляющий собой отношение внешнеторгового оборота страны к её ВВП. Динамика данного параметра поможет сделать вывод о том, насколько увеличил и увеличил ли Таможенный союз взаимную торговлю стран-членов.

    Таблица 2.2.3. Индекс зависимости от торговли для России, 2003-2013 гг.

    Год ИЗТ Белоруссии, % ИЗТ Казахстана, %
    2003 3 1,37
    2004 2,73 1,45
    2005 2,15 1,32
    2006 1,87 1,4
    2007 1,94 1,28
    2008 2,17 1,25
    2009 1,77 1,07
    2010 1,65 0,94
    2011 2,11 0,98
    2012 1,77 1,13
    2013 1,97 1,27

    Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что начиная с 2010 г. (вступление в силу Единого таможенного кодекса) индексы России по отношению к Белоруссии и Казахстану имеют тенденцию к росту, но очень слабовыраженную. Следовательно, для России Таможенный союз не стал переломным моментом, радикально влияющим на степень её торговли с Белоруссией и Казахстаном.

    Что касается ИЗТ Белоруссии, то из нижеуказанной таблицы можно заметить, что по отношению к России объём торговли с 2010 года имеет тенденцию к росту. Однако что касается Казахстана, то здесь видно, что на протяжении 2010 года индекс несколько падал, а затем наметился противоположный тренд. Исходя из данных, можно сказать, что для Белоруссии Таможенный союз даёт возможность усилить торговые связи с Россией, но не с Казахстаном.

    Таблица 2.2.4. Индекс зависимости от торговли для Белоруссии, 2003-2013 гг.

    Год ИЗТ России, % ИЗТ Казахстана, %
    2003 70,24 0,4
    2004 77,35 0,62
    2005 52,3 0,76
    2006 54,48 0,91
    2007 58,15 1,17
    2008 56,63 0,93
    2009 48,31 0,78
    2010 51,2 1,57
    2011 72,15 1,48
    2012 76,27 1,6
    2013 78,21 1,75

    По поводу Казахстана можно заметить, что с момента создания Таможенного союза значимость торговли с Россией и Белоруссией для него хоть и возросла, но незначительно. Данные по Казахстану приведены в таблице ниже:

    Таблица 2.2.5. Индекс зависимости от торговли для Казахстана, 2003-2013 гг.

    Год ИЗТ России, % ИЗТ Белоруссии, %
    2003 6,34 0,04
    2004 6,57 0,04
    2005 5,21 0,05
    2006 4,68 0,09
    2007 4,56 0,12
    2008 4,71 0,13
    2009 3 0,05
    2010 2 0,03
    2011 4,07 0,05
    2012 3,24 0,04
    2013 3,15 0,03

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что среди трёх стран-участниц Таможенного союза существенный вклад в укрепление двусторонних связей ощущает только одно государство — Белоруссия, что является не самым лучшим показателем для интеграционного объединения.

    Итак, исходя из анализа взаимной торговли России, Белоруссии и Казахстана, которая является основным показателем степени интегрированности группы стран, можно сказать, что уровень товарооборота между странами-участницами Таможенного союза пока остаётся низким. Следовательно, Таможенный союз на данный момент нельзя считать в полной мере эффективным инструментом внешней экономической политики и увеличения объёмов внешней торговли.

    2.3 Основные направления развития Таможенного союза

    Говоря о перспективах и основных используемых методах и направлениях в развитии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, можно заметить, что, как уже было сказано выше, Президент и Председатель правительства России предлагают действовать с оглядкой на опыт Европейского союза. Не будем ставить под сомнение компетентность вышестоящих лиц нашей страны, но отметим, то сравнивать Европейский союз и Таможенный союз не совсем корректно. В случае Евросоюза изначально имелось несколько стран-лидеров, имеющих примерно одинаковое экономическое положение и уравновешивающих друг друга. В случае с Таможенным союзом, очевидно, что уровень экономического развития России намного превосходит оные у Казахстана и Белоруссии. Поэтому неудивительно, что в евразийском интеграционном объединении Россия взяла на себя роль лидера, а российская экономика выступает в качестве ядра интеграционного процесса. При таком раскладе намного корректнее сравнивать Таможенный союз с НАФТА, в котором также участвуют три страны, а роль центральной экономики выполняют Соединённые Штаты Америки. Основное же сходство, позволяющее сравнивать эти интеграционные группировки, это серьёзные различия в социально-экономическом уровне развития стран.

    Известный экономист Дж. Маджоне, рассматривая в своей монографии процессы евроинтеграции с критических позиций, замечает, что существенные различия в социально-экономическом уровне государств-участников интеграционного процесса обязательно приведут к разной расстановке политических приоритетов. В этом случае гармонизация национальных законодательств неуместна, а наоборот, в целях повышения благосостояния государств-членов интеграционной группировки необходима дифференциация правовых норм . Дж. Бхагвати и Р. Худек в одной из своих работ, посвящённых свободной торговле и гармонизации национальных законодательств, также утверждали, что централизованная унификация в некоторых случаях может ухудшить социально-экономические показатели . Следовательно, некоторые традиционные методы интеграции, в число которых входит централизованная гармонизации правовой системы, которая использовалась в Европе, несостоятельны в рамках Таможенного союза.

    Другим важным принципом европейской интеграции является экономическая и социальная солидарность, которая предполагает выравнивание уровня материального благосостояния во всех странах-членах Европейского Союза . В случае с Таможенным союзом, основные перспективы его расширения связаны с вступлением в него в будущем Киргизии и Таджикистана. Уровень жизни населения этих стран намного ниже российского, белорусского или казахстанского, а что касается экономической ситуации, то размер экономик этих государств несопоставим с экономиками Казахстана и Белоруссии, не говоря уже о России. Исходя из этого, снова имеем неприменимость развития интеграции Таможенного союза по примеру Евросоюза.

    Если говорить о присоединении новых государств к числу членов Таможенного союза, в первую очередь стоит упомянуть Киргизию. Переговоры России, Белоруссии и Казахстана с этой страной по поводу вступления в Таможенный союз идут с 2011 года, однако периодически они топчутся на месте в течение довольно продолжительных периодов времени. Основной причиной таких простоев является так называемая «дорожная карта» — список условий, на которых Киргизия настаивает при вступлении в ТС. Дело в том, что многие представители бизнес-сообщества опасаются за некоторые отрасли страны, которые могут быть доведены до банкротства. Среди них – реэкспорт китайских товаров. Не секрет, что таможенные ставки на многие китайские товары в Киргизии нулевые или близки к нулю, что позволило местным предпринимателям создать огромные вещевые рынки, на которые часто приезжают оптовые торговцы из соседних стран, включая Казахстан и Россию. На таких рынках работает несколько сотен тысяч человек, и потеря ими работы в случае вступления страны в Таможенный союз, грозит также социальными волнениями . Именно поэтому правительство Киргизии просит дать крупнейшим рынкам страны статус зон свободной торговли, предоставить временные льготы по многим товарным позициям, а также подписать соглашение о безпрепятственном перемещении трудовых мигрантов в рамках Таможенного союза, что рассматривает как «подушку безопасности» для страны . Данные условия были признаны членами Таможенного союза, в особенности Казахстаном, неприемлемыми, что даже привело к временному приостановлению Киргизией процесса интеграции в декабре 2013 года . Однако в марте 2014 года первый вице-премьер-министр Киргизии Джоормат Оторбаев заявил, что в «дорожную карту» были внесены поправки, и что страна может вступить в Таможенный союз уже в этом году . Так ли это будет или нет, покажет время.

    Что касается Таджикистана, также считающегося одним из претендентов на интеграцию со странами ТС, то, несмотря на заявления президента Эмомали Рахмона о серьёзности намерений о переговорах по вступлению в Таможенный союз ещё в 2010 году, на данный момент переговоры так и не начались . Правительство страны хочет убедиться в целесообразности данного шага, в первую очередь, оценив результат вступления в Таможенный союз Киргизии. Свою роль здесь играет и географический фактор – Таджикистан не имеет общих границ с Россией, Белоруссией или Казахстаном, зато граничит с Киргизией. В случае вступления в Киргизии в Таможенный союз, следующим претендентом будет Таджикистан, что и подтвердил президент России В. В. Путин .

    Политическое противостояние России и Соединённых Штатов Америки в некоторых вопросах также играет свою роль в возможном присоединении стран к Таможенному союзу. Так, в октябре 2013 года желание о вступлении в Таможенный союз изъявило правительство Сирии. По словам вице-премьера Кадри Джамиля, все необходимые документы уже готовы, а переговоры с российскими партнёрами уже завершены . В данный момент ведутся переговоры со сторонами Белоруссии и Казахстана. Усложняет ситуацию, как и в случае с Таджикистаном, географическая проблема – Сирия не имеет общих границ ни с одной из стран-участниц Таможенного союза.

    Контрпримером может служить ситуация с Украиной, в которой остро стоял вопрос интеграции с одним из объединений – Таможенным союзом или Европейским союзом. Несмотря на огромное количество внешнеторговых операций со странами СНГ, в 2013 году Украина отказалась вступать в Таможенный союз, в свою очередь Россия посчитала недопустимым предложение Украины о сотрудничестве по типу «3+1», отказав в выборочных льготах при торговле с союзом . В связи с государственным переворотом в Киеве и приходом к власти правительства, направленного на интеграцию с западными странами, сейчас шанс на вступление страны в Таможенный союз можно считать практически нулевым. Однако ситуация на Украине меняется ежедневно, и, учитывая различные настроения восточного и западного регионов страны, сейчас очень трудно спрогнозировать её решение по дальнейшему вопросу интеграции.

    В заключение хотелось бы отметить, что при развитии Таможенного союза крайне важно учитывать всех внешних игроков в регионе. Это подтверждает тезис о том, что вступление России в ВТО является ключевым фактором процесса евразийской интеграции, поскольку поспособствует более грамотному разрешению всех вопросов, возникающих в торговых отношениях России, Белоруссии и Казахстана. Согласно обязательствам России перед ВТО, участники союза должны следовать правилам глобального регулятора международной торговли. Также положительный эффект от вступления России в ВТО проявится в повышении совместимости торговых и экономических отношений на постсоветском пространстве. Таким образом, рассматривать сценарии развития Таможенного союза без его присоединения к ВТО в обозримом будущем совершенно неприемлемо.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Всего четыре года прошло с момента вступления в силу Единого таможенного кодекса и переноса таможенных границ России, Белоруссии и Казахстана на внешнюю границу Таможенного союза. Лишь два года назад был совершён переход к Единому экономическому пространству. Конечно же, за такой короткий срок времени Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана даже при самых благоприятных условиях не смог бы добиться уровня интеграции, схожего с уровнем Европейского союза или НАФТА. В данный момент постепенная экономическая интеграция стран постсоветского пространства идёт вполне стабильно, однако для ощутимых результатов необходимо время. Также необходимо помнить, что в вопросе Таможенного союза многих, особенно граждан Белоруссии и Казахстана, волнует возможная политическая подоплека, так называемый возврат к временам СССР с Россией в качестве доминирующего государства. Именно поэтому стоит ещё раз поднять вопрос о том, чтобы строить интеграцию Таможенного союза, основываясь на опыте союза НАФТА, который никогда не преследовал целей создания наднациональных органов и разработки нового законодательства, в отличие от Европейского союза. Полное соответствие НАФТА правилам ВТО в области регулирования движения капитала позволяет использовать его как модель для инвестиционных соглашений в рамках Евразийского экономического пространства.

    Сделаем теперь несколько выводов. Для достижения максимальных эффектов в региональной интеграции Таможенный союз должен удовлетворять минимум трём условиям: поддержание высокого удельного веса внутрирегиональной торговли в общем объёме внешней торговли, то есть, поддержание высокого товарооборота между странами-участницами; создание глубокой производственной и технологической кооперации между странами-участницами; проведение грамотной политики, учитывающей разницу в уровнях социально-экономического развития стран-участниц.

    Также нельзя забывать о существенных различиях европейской и евразийской интеграции, среди которых:

    1. разный уровень внутрирегиональной торговли (удельный вес торговли между странами-участницами Евросоюза в общем объёме внешней торговли во много раз выше, чем таковой в Таможеном союзе);
    2. отсутствие в Европейском союзе так называемого «ядра», двигателями там являются несколько уравновешивающих друг друга стран, когда в Таможенном союзе основной страной является Россия;
    3. небольшая разница в уровнях экономического развития стран Европейского союза также неприменима в отношении Таможенного союза, где экономические различия между странами намного выше;
    4. движущей силой Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии должна становиться экономическая выгода для этих государств, на данном этапе неприемлемо превращать экономический союз в геополитический.

    В случае пренебрежения вышеупомянутыми отличиями и полной постановки развития Таможенного союза по курсу Европейского союза может привести к такой ситуации, когда Россия просто-напросто окажется государством-донором в региональном объединении.

    Что касается прогресса Таможенного союза в вопросе присоединения новых участников, то можно предположить, что со временем все развивающиеся государства постсоветского пространства, не входящие в иное региональное объединение, присоединятся к Единому экономическому пространству. На данный момент такие государства, как Таджикистан, Армения и Сирия, планируют подать заявку на вступление в Таможенный союз. Вопросы о том, вступать или не вступать в Таможенный союз, возникают лишь у тех государств, у которых есть вариант вступления в иную региональную группировку, – как Украина, планирующая вступить в Европейский союз, или Киргизия, долго раздумывавшая над тем, что будет благоприятнее для экономики страны – интеграция в Единое экономическое пространство, или сохранение таможенных льгот на ввоз продукции из Китая.

    Подводя итог, можно сказать, что при развитии Таможенного союза необходимо использование комбинированного подхода в заимствовании опыта западных региональных группировок. При этом обязательным условием должна являться приверженность всех стран-участниц нормам и правилам ВТО во всех экономических взаимоотношениях в сфере торговли товарами и услугами как в рамках Единого экономического пространства, так и за его пределами.

    ЕВРАЗЭС

    Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (2001-2014) - международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. Была создана для продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства , а также для углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях. Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза.

    Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью.

    Этапы

    · 2000 года в Астане главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия ) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция торгово-экономического сотрудничества для достижения целей, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

    · 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН .

    · 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента этой страны Ислама Каримова.

    · В 2009 приступил к работе наднациональный орган Таможенного союза - Комиссия Таможенного союза, был подписан пакет документов, формирующих правовую базу Таможенного союза, был утверждён План действий по формированию Единого экономического пространства, были утверждены концепции продовольственной безопасности ЕврАзЭС и создания Евразийской инновационной системы.

    · После образования Таможенного союза в 2010 на саммите ЕврАзЭС были достигнуты договоренности о создании Евразийского экономического союза ЕАЭС на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

    · В 2011 подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ.

    · в 2013 Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поскольку с созданием Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана ЕврАзЭС как организация, во многом дублирующая его функции, не будет нужна.

    · 2014 главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС ) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года

    Таможенный Союз ЕАЭС образовался в 2010 г, хотя Договор о его образовании был заключен еще в 2007 г. Единая территория таможни создана 2011 г. С этого момента Таможенный Союз начал функционировать полноценно.

    Таможенный союз ЕАЭС - форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии , предусматривающая единую таможенную территорию , в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.


    Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания - Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)).

    В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

    • 2007 г. в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза .
    • 2009 г. в Минске прошла встреча Медведева, Лукашенко и Назарбаева по созданию с 2010 года единого таможенного пространства .
    • в 2010 вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
    • вступил в силу единый Таможенный кодекс.
    • 1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
    • 1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

    При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.

    В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО . Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО.

    ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы , и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

    Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

    · После того, как в 2010 вступили в силу договорённости о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.

    · 2011 г. главы стран ЕВРАЗЭС приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана.

    · С 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП ), сформированное для создания условий для стабильного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с 2012 года.

    · 2013 Армения вступает в ТС

    В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАЭС предлагается создание наднациональных структур:

    • Комиссия по экономике;
    • Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
    • Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счёт вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоёмкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
    • Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
    • Международный инвестиционный банк ЕАЭС;
    • Международный арбитраж ЕАЭС;
    • Комиссия по вводу расчётной денежной единицы;
    • Комиссия по экологии.

    Соглашение о вступлении Вьетнама в ЕАЭС – в конце мая этого года

    Таможенный союз ЕАЭС позиционируется как форма межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение торгово-экономических отношений входящих в его состав стран-участниц. На сегодняшний день к ним относятся Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.
    Таможенный союз (ТС) предполагает создание единой таможенной территории для осуществления взаимовыгодного торгового сотрудничества. Ее общая площадь на сегодняшний день составляет более 20 млн км². Страны, входящие в состав союза, проводят совместные действия в сфере таможенной политики, в том числе и регулируют торговые отношения с другими странами, проявляя по отношению к ним коллективный согласованный протекционизм.
    В пределах территории ТС отменены таможенные сборы на все товары, реализуемые странами-участницами, то есть осуществляется беспошлинная торговля. Между государствами отсутствуют какие-либо экономические ограничения, однако защитные меры компенсационного и антидемпингового характера все же существуют.
    Для сторонних государств Таможенный союз устанавливает единые таможенные тарифы (ЕТТ), а также применяет по отношению к ним иные меры таможенного регулирования в области внешнеторговой политики.
    Главная цель ТС – способствовать росту и развитию экономики тех государств, которые входят в состав этого союза. С его образованием сформировался общий рынок с населением более чем 17 млн человек и совокупным ВВП почти в $3 трлн.

    Участники Таможенного союза

    Основателями Таможенного союза ЕАЭС и первыми его участниками стали Россия и Республика Казахстан, объединившиеся в области торгово-экономических отношений 1-го июля 2010 г. А 6-го числа ими был принят Таможенный кодекс ТС, определивший единой таможенной территорией границы этих государств и Белоруссии, которая в тот день присоединилась к Таможенному союзу.
    Со 2-го января 2015 г. полноправным членом международного сообщества стала Армения, подписавшая соглашение о вступлении в Таможенный союз еще в октябре 2014 г.
    Кроме того, в прошлом году участником этого таможенного объединения стала и Киргизия. 8-го мая в Москве были подписаны документы о вхождении Кыргызстана в состав ЕАЭС, а 12 августа государство официально присоединилось к Таможенному союзу.
    Помимо действующих стран-участниц ТС существуют и так называемые кандидаты на членство. Это Сирия, объявившая о своем намерении вступить в союз еще в 2013 г., и Тунис, тоже изъявивший желание присоединиться (2015г).

    Руководящие органы

    Главным управляющим органом Таможенного союза официально считается Евразийская экономическая комиссия, сокращенно ЕЭК. Она координирует внешнеэкономические отношения и осуществление согласованной внешнеторговой политики.
    Комиссия была создана 18-го ноября 2011 г. по решению глав 3-х государств: России, Белоруссии, Казахстана. Основными документами, которыми она руководствуется при осуществлении своей деятельности, считаются договор «О Евразийской экономической комиссии» и договор о регламенте работы ЕЭК.
    Являясь наднациональным управляющим органом, ЕЭК подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Все решения Комиссии признаны обязательными для исполнения на территории всех стран, входящих в состав Таможенного союза (и не только).

    История Таможенного союза

    1995 г. – Главами государств России и Беларуси (позднее к ним присоединились Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) было подписано первое соглашение о создании Таможенного союза. Однако это стало лишь предпосылкой образования ТС, поскольку в действительности он трансформировался в ЕАЭС.
    2007 г. – В октябре (6-го числа) в столице Таджикистана, в г.Душанбе, руководители 3-х стран – России, Казахстана и Беларуси – подписали важный договор, касающийся создания Единой таможенной территории и формирования ТС.
    2009 г. – Руководители стран и главы правительств приняли и ратифицировали около четырех десятков международных договоров, которые стали основополагающими документами Таможенного союза. 28 ноября в Минске состоялась встреча президентов 3-х государств, на которой было решено создать с 1-го января 2010 г. на территории России, Республики Казахстана и Республики Белоруссии Единое таможенное пространство.
    2010 г. – В январе начал действовать Единый для трех государств таможенный тариф. Весной этого года руководители стран-участниц не смогли договориться между собой по некоторым вопросам, касающимся Таможенного союза, и в результате этого председатель правительства РФ сообщил о возможности ТС начать функционировать без участия Беларуси. С начала июля для стран-членов Таможенного союза (в их числе и Белоруссия) вступил в силу единый Таможенный кодекс (ТК).
    2011 г. – таможенный контроль на внутренних границах союзных государств отменили. Он был перенесен за пределы стран, входящих в состав ТС. Ранее было принято решение о таком же перемещении транспортного контроля с внутренних границ России и Беларуси. Миграционный контроль и пограничный остались.

    Основные положения

    Экспортные товары не облагаются НДС. А если факт экспорта документально подтвержден, то страна-экспортер освобождается и от уплаты акцизных пошлин, либо же уплаченная сумма им возмещается.
    При ввозе в Россию импортных товаров из Республики Беларусь и Казахстана налог добавочной стоимости и акцизы отчисляются в налоговые органы РФ.
    При осуществлении работ и оказании каких-либо услуг иностранцами на территории России порядок налогообложения (включая базу налога, основные ставки, льготы или полное освобождение от налоговой уплаты) определяется российским законодательством.
    Согласно договоренностям в рамках ТС и ЕЭП, Россия в свой бюджет взимает 85,33% от суммы импортных таможенных пошлин, Казахстану отчисляется 7,11%, Беларуси - 4,55%, Кыргызстану - 1,9%, Армении - 1,11%.

    Либерализация торговых отношений

    По словам Сергея Нарышкина, спикера Государственной Думы РФ, порядка сорока стран мира желают стать двухсторонними участниками рынка, относящегося к зоне свободной торговли (сокращенно ЗСТ) с ЕАЭС. На сегодняшний день действуют следующие соглашения:
    С Сербией
    Режим свободной торговли между Россией и Сербией установлен в 2000 г.
    В 2009 г. соглашение с Сербией о свободной торговле подписала Белоруссия.
    Казахстан установил свободный внешнеторговый режим с Сербией в 2010 году.
    Со странами СНГ
    В октябре 2011 г. большинство бывших стран Содружества, за исключением Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, поставили свои подписи в Договоре о ЗСТ. Датой вступления документа в силу для Беларуси, Украины и России считается 20 сентября 2012 г. Именно эти государства первыми ратифицировали договор.
    Со Всемирной торговой организацией
    Несмотря на изначальные опасения по вопросу возможных противоречий правил Таможенного союза нормам ВТО, к концу 2011 года все было в полном порядке, и основные положения ТС полностью соответствовали нормам Всемирной торговой организации.
    Основные положения ВТО были признаны более приоритетными относительно правил и норм Таможенного союза. Так, в связи с вхождением в августе 2012 г. в состав ВТО Российской Федерации Единый таможенный тариф, действующий для стран-членов ТС, был несколько изменен, поскольку учитывались новые обязательства России перед Всемирной торговой организацией. В то же время пошлины на импорт практически не изменились.

    Возможное расширение ТС

    Официальные представители входящих в состав Таможенного союза государств, неоднократно указывали на открытость объединения для вступления в него иных заинтересованных стран. Прежде всего это касается бывших республик СНГ и государств ЕврАзЭС.
    Страны бывшего СНГ, не вступившие в ЕврАзЭС
    – Азербайджан
    В 2012 года глава Азербайджанского таможенного комитета А. Алиев заявил о том, что государство не намерено присоединяться к Таможенному союзу. Тогда же председатель Госдумы РФ Нарышкин С., вернувшись после очередного визита из Баку, подтвердил тот факт, что Азербайджан не обсуждает вопрос своего вступления в ТС. Однако, по его словам, республика пристально наблюдает за проектом международной интеграции.
    – Таджикистан
    В 2010 г. президент Таджикистана сообщил о том, что государство серьезно занимается вопросом своего вступления в Таможенный союз. Однако в 2012 г. никаких сдвигов в решении этого вопроса по-прежнему не было. Министр иностранных дел республики объяснил бездействие тем, что власти активно изучают возможные выгоды от присоединения к ТС, и если в состав союза войдет Киргизия, тогда уверенность Таджикистана в целесообразности вступления в Таможенный союз укрепится.
    – Узбекистан
    В конце 2011 г. И.Каримов – президент Республики Узбекистан – высказал свое мнение о Таможенном союзе ЕАЭС. Он обратил внимание на то, что эта форма международной интеграции вполне может выйти за рамки торгово-экономических интересов. И тогда, по его мнению, велика вероятность того, что страны-участницы этого объединения начнут преследовать и личные политические интересы. Это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на сотрудничество членов ТС с другими партнерами, не участвующими в Таможенном союзе, но с которыми уже установились прочные связи. В то же время Каримов указал на то, что республику могут заинтересовать международные объединения, способствующие привлечению в экономику страны инновационных технологий.
    Страны бывшего СНГ, заключившие соглашение об ассоциации с ЕС
    – Молдавия
    Парламентские выборы 2014 г. продемонстрировали следующие результаты: примерно 45% избирателей поддержали вступление Молдавии в Евросоюз, проголосовав за демократические и либерально настроенные партии республики, а около 40% избирателей выступили за сближение государства с Российской Федерацией, отдав свои голоса социалистической и коммунистической партиям. При этом социалисты намеревались расторгнуть соглашение Молдовы с Евросоюзом и планировали способствовать вхождению республики в ТС. Этого не произошло.
    – Украина
    В 2012 г. Россией впервые было предложено Украине стать членом Таможенного союза. С точки зрения целесообразности, это было бы выгодно для страны, ведь вступление Украины в ТС позволило бы ей получать поставки российского газа и нефти по сниженным тарифам. Однако украинский парламент отверг все предложения Российской Федерации об евразийской интеграции в пользу Евросоюза. Украина ограничилась участием в Таможенном союзе лишь в качестве страны-наблюдателя. Однако последующий политический кризис в стране привел к тому, что главу государства в 2014 году от власти отстранили (президентом на тот момент был В.Янукович), а новое правительство заключило соглашение о сотрудничестве и ассоциации с Евросоюзом.
    Республики, непризнанные и частично признанные бывшими странами СНГ
    Среди республик, частично признанных содружественными государствами, о своем намерении вступить в ряды участников Таможенного союза заявили Абхазия (16.02.2010г) и Южная Осетия (15.10.2013г). Среди непризнанных Содружеством государств о своем желании вступить в ТС сообщили следующие республики: Приднестровская Молдавская (16.02.2012г), ДНР и ЛНР (2014г).
    Страны, не входящие в состав СНГ и ЕврАзЭС
    – Сирия
    В феврале 2013 г. министр Сирии Мухаммад Зафер Мхаббак сообщил о намерении правительства страны в ближайшем будущем начать переговоры с Таможенным союзом по вопросу вступления в него Сирии.
    – Тунис
    Совсем недавно (2015 г) о своем желании в скором времени стать членом Таможенного союза ЕАЭС заявил и Тунис. Об этом стало известно со слов посла Туниса в России.