Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Материально технические трудовые и финансовые ресурсы организации. Большая энциклопедия нефти и газа. закрепления знаний и выработке умений и навыков

    Материально технические трудовые и финансовые ресурсы организации. Большая энциклопедия нефти и газа. закрепления знаний и выработке умений и навыков

    Американские НКО обладают весьма значительными ресурсами, а также отличаются высокой диверсификацией источников бюджетных поступлений. Рассмотрим их по порядку. К имущественным ресурсам относятся здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, финансовые активы (ценные бумаги, банковские депозиты, свободные денежные средства) и нематериальные активы (патенты, лицензии, права и др.).
    Трудовые ресурсы объединяют штатных и нештатных сотрудников НКО, волонтеров, которые на платной и безвозмездной основе выполняют трудовые обязанности. Специфика функционирования НКО отражена в особенностях их трудовых ресурсов. Общественно значимые цели их деятельности и ограничения в распределении доходов предъявляют особые требования к занятому персоналу. В первую очередь это приверженность неприбыльным целям деятельности, оценка вознаграждения за труд далеко не только с материальной точки зрения. По мнению американских ученых У. Баумоля и У. Боуэна, труд в НКО отличается более высокой, чем в других отраслях, степенью морального удовлетворения. Ученые называют это «психологическим доходом» {psychic income).
    Приоритет некоммерческих целей отражается и в более низкой оплате труда в НКО по сравнению с имеющейся на коммерческих предприятиях и в государственных учреждениях. Для государства сравнительно низкие издержки услуг, производимых НКО, имеют немалое значение. Низкие в среднем по США ставки заработной платы работников НКО по сравнению с имеющимися в государственных учреждениях (в НКО в среднем они равны 65% от ставок жалованья государственных служащих) позволяют государству и местным органам управления экономить на расходах при реализации того или другого общественного проекта.
    Финансируя на контрактной основе деятельность НКО и освобождая от налогов благотворительные миссии, государство способствует тем самым увеличению объема средств, привлекаемых для оплаты общественно значимых направлений неприбыльной деятельности. Осознание такой выгоды подтверждается не только освобождением НКО от уплаты налогов на доходы и продажи, но и той готовностью, с которой органы власти США предоставляют
    НКО льготные кредиты, субсидии на оплату ссудного процента, гарантии по займам в коммерческих банках, бесплатное время на государственном телевидении для рекламы услуг коллективного пользования, и охотным заключением с ними контрактов на выполнение государственных программ.
    Значительный вклад в создание общественных благ вносят и волонтеры. В США они участвуют в работах по контрактам с правительствами штатов и местными органами власти, составляя не менее 20% населения. Волонтерство представляет собой систему трудовых отношений, построенную с использованием механизма нематериального стимулирования и преследующую благотворительные и иные общественно полезные цели.
    Формы взаимодействия сотрудников органов государственного управления и волонтеров в США могут быть разные. В качестве чаще всего практикуемых типов деятельности можно выделить три: а) волонтерская работа граждан в системе органов государственного управления по собственному выбору за символическое вознаграждение; б) волонтерская работа государственных должностных лиц, но без компенсации; в) добровольная бесплатная работа в школьных округах, органах уголовного судопроизводства и структурах социального обеспечения.
    Существует ряд методов нематериального стимулирования волонтеров: практическое, информационное и привилегированное. К первой группе методов стимулирования относится предоставление волонтерам возможности приобретения опыта работы в различных направлениях, а также дополнительных знаний, навыков и т.д. Вторая группа инструментов стимулирования предполагает доступ к информационным источникам и материалам, таким как новые технологии, научно-исследовательские разработки и т.д. Третья группа методов предоставляет волонтерам возможности получения ряда персональных привилегий, например права бесплатного пользования услугами НКО, первоочередного права получения поддержки со стороны государственных органов власти. Наконец, в США работа волонтера учитывается при определении трудового стажа, так же как и оплачиваемый труд на предприятии или в учреждении.
    В структуре источников финансирования НКО выделяются собственные и привлеченные источники поступлений. К собственным бюджетным источникам относятся доходы от собственной и коммерческой деятельности, кредиты, акции и облигации. В США привлеченные средства предполагают финансирование как физических, так и юридических лиц. К привлеченным источникам относятся гранты, членские взносы, резервные взносы, заемные средства (кредиты) благотворительные и спонсорские средства.
    Практика прямого бюджетного субсидирования НКО по линии помощи в последние 10-15 лет вытесняется системой контрактов. К концу XX в. в США на долю НКО, оказывающих социальные услуги и услуги по трудоустройству и подготовке кадров, приходилось соответственно 55 и 30% федеральных ассигнований от стоимости всего объема программ, выполняемых НКО. А общий объем грантов, передаваемых НКО на выполнение федеральных программ, составил 32% их совокупных доходов.
    Ассигнования федерального правительства США и отчисления из специальных внебюджетных фондов, идущие на развитие некоммерческой сферы, распределяются правительствами штатов среди местных органов власти. Последние вправе сами определять направления расходов и круг привлекаемых НКО.
    В последние годы по уровню финансового самообеспечения НС США превзошел эти сектора в Германии, Голландии, Швеции, Франции и Великобритании. С последней трети XX в. происходило сокращение объема финансовых ресурсов, ассигнуемых правительством США и частными фондами на выполнение программ НКО, зато в их бюджетных поступлениях увеличивалась доля от реализации услуг на рынке. Соответственно менялась структура доходов сектора в целом: в 1977 г. доля государства в его бюджетных поступлениях равнялась 29,6%, частных фондов, корпораций и отдельных лиц - 26,7%, а доля доходов от собственной коммерческой деятельности - 36,4%; в 2002 г. - 12,9, 30,5 и 56,6% соответственно.

    Еще по теме ТРУДОВЫЕ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

    1. Некоммерческие организации имеют существенное отличие от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формирования денежных ресурсов. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
      Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созваны.
      Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), потребительских союзов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

    Трудовыми ресурсами является часть населения, обладающая необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

    Кадры или трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

    Кадровый состав или персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:

      списочная и явочная численность работников предприятия и его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;

      среднесписочная численность работников предприятия и его внутренних подразделений за определенный период;

      удельный вес работников отдельных подразделений в общей численности работников предприятия;

      темпы роста численности работников предприятия за определенный период;

      средний разряд рабочих предприятия;

      удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и работников предприятия;

      средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;

      текучести кадров по приему и увольнению работников;

      фондовооруженность труда работников и рабочих на предприятии.

    Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

    1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах. Процесс планирования включает в себя три этапа:

    Оценка наличных ресурсов;

    Оценка будущих потребностей;

    Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

    2. Набор персонала. Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.

    3. Отбор. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшес твующей работы, личных качествах.

    4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

    5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

    6. Обучение. Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количес твом людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

    7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника. В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной. Административные функции: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора.

    Информационные функции. Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает не только, достаточ но ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.

    8. Повышение, понижение, перевод, увольнение.

    9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

    Основные фонды – это материально-вещественные ценности (ресурсы, средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.

    По функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на производственные и непроизводственные.

    Производственные фонды прямо или косвенно связаны с производством продукции. Непроизводственные фонды служат для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников.

    По действующей видовой классификации основные производственные фонды промышленных предприятий делятся на следующие группы:

      здания, сооружения;

      передаточные устройства;

      машины и оборудование, в том числе силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника, прочие машины и оборудование;

      инструменты и приспособления, служащие более года и стоящие более десяти тысяч рублей за штуку (инструменты и инвентарь, служащие менее года или стоящие дешевле десяти тысяч рублей за штуку, относятся к оборотным средствам как малоценные и быстроизнашивающиеся);

      производственный и хозяйс твенный инвентарь.

    Финансовые ресурсы предприятий – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

    Капитал – часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Иначе, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

    Источники формирования финансовых ресурсов:

    а) собственные (внутренние):

    Прибыль от основной деятельности;

    Прибыль от прочей деятельности;

    Выручка от реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по его реализации;

    Амортизационные отчисления;

    б) привлеченные на разных условиях (внешние):

    Собственные привлеченные;

    Заемные привлеченные;

    Поступающие в порядке перераспределения;

    Бюджетные ассигнования.

    Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и прибывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и кассе предприятия.

    Для того чтобы нормально, бесперебойно работать, каждое предприятие должно своевременно получать необходимые ему материалы, топливо, энергию в том составе и количестве, которые нужны для ведения процесса производства. Эти материальные и энергетические ресурсы должны быть рационально использованы, чтобы увеличить выпуск продукции при том же количестве выделенных материалов и топлива и снизить ее себестоимость.

    Все ресурсы подразделяются на трудовые, финансовые, природные, материальные, энергетические и производственные.

    Трудовые ресурсы - это часть населения страны, участвующая в создании валового национального продукта (ВНП) в соответствии со своим образовательным и профессиональным уровнем. Это важнейший элемент экономического потенциала страны.

    Финансовые ресурсы - это денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, объединений, предприятий, организаций и учреждений. В состав финансовых ресурсов входят прибыль, амортизационные отчисления, взносы в бюджет государственного социального страхования, средства населения, мобилизуемые государством в финансовую систему.

    Природные ресурсы - часть естественной среды, используемая или пригодная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Природные ресурсы классифицируются на минеральные, земельные, водные, растительные и животные, атмосферные.

    Материальные ресурсы - совокупность предметов и объектов труда, комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе и с помощью средств труда в целях приспособления их для удовлетворения своих потребностей и использования в процессе производства (сырье и материалы).

    Энергетические ресурсы - носители энергии, используемые в производственно-хозяйственной деятельности. Они классифицируются: по видам - уголь, нефть и нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия; по способам подготовки к использованию - природные, облагороженные, обогащенные, переработанные, преобразованные; по способам получения - со стороны (с другого предприятия), собственного производства; по кратности использования - первичные, вторичные, многократного использования; по направлению использования - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте.

    Производственные ресурсы (средства труда) - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на него в целях получения необходимых материальных благ. Средства труда еще называют основными фондами, которые в свою очередь классифицируются на ряд групп.

    Первичные и производные материальные ресурсы

    Материально-технические ресурсы - это собирательный термин, которым обозначаются предметы труда, используемые в основном и вспомогательном производстве.

    Материально-технические ресурсы, т. е. основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, получаемые со стороны, составляют основную часть оборотных фондов большинства предприятий. Только в некоторых отраслях машиностроения (с длительным производственным циклом) значительная часть оборотных фондов заключается в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного изготовления.

    Наибольшую долю материально-технических ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. Основными материалами при изготовлении, например, автомобиля являются металл, стекло, ткань и т. п.

    К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания основного производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).

    В металлургическом производстве обычно выделяются еще и добавочные материалы, которые присоединяются к основным в качестве реагентов металлургического процесса. К числу таких материалов относятся: в доменном производстве — известняк и другие флюсующие материалы; в мартеновском — окислители (например, железная руда, марганцевая руда) и флюсующие материалы (известняк, известь, бокситы), а также заправочные материалы (доломит и магнезит). К этой же группе материалов относятся кислоты для травления металлов, масла для термической обработки металла, цинк и олово для цинковального и лудильного производств. В практике работы металлургических заводов эти материалы объединяют с основными в общую статью «сырье и основные материалы». По существу же часть добавочных материалов может быть отнесена к основным, а часть — к вспомогательным материалам.

    Топливо и энергию в зависимости от характера использования разделяют на: технологические, т. е. непосредственно участвующие в процессе изготовления продукции (при плавке, электролизе, электросварке и т. п.); двигательные; используемые для обслуживания процесса производства (на отопление, освещение, вентиляцию и т. п.). Эта классификация материально-энергетических ресурсов определяет различный характер потребления указанных групп, а следовательно, и неодинаковый подход к установлению норм их расхода, к определению потребности в них и выявлению путей более экономного их использования.

    Главным признаком классификации всех видов материально-технических ресурсов является их происхождение. Например, получение черных и цветных металлов (металлургия), получение неметаллов (химическое производство), получение изделий из древесины (деревообработка) и др.

    Материально-технические ресурсы классифицируются также по назначению в производственном процессе (изготовление полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции). Для материальных ресурсов вводятся дополнительные классификационные признаки: физико-химические свойства (теплопроводность, теплоемкость, электрическая проводимость, плотность, вязкость, твердость); форма (тела вращения - пруток, труба, профиль, уголок, шестигранник, брус, рейка); габариты (мелкие, средние и крупные размеры по длине, ширине, высоте и объему); физическое (агрегатное) состояние (жидкие, твердые, газообразные).

    Материальные ресурсы, в зависимости от их назначения в производственно-технологическом процессе, укрупненно классифицируются на следующие группы: сырье (для производства материальных и энергетических ресурсов); материалы (для основного и вспомогательного производства); полуфабрикаты (для дальнейшей обработки); комплектующие изделия (для изготовления конечного продукта); готовая продукция (для обеспечения потребителей товарами).

    Сырье.

    Это сырые материалы, которые в процессе производство образуют основу полуфабриката или готового продукта. Здесь, прежде всего, следует выделить промышленное сырье, которое, в свою очередь классифицируется на минеральное и искусственное.

    К минеральному топливо-энергетическому сырью относятся природный газ, нефть, уголь, горючие сланцы, торф, уран; к металлургическому - руды черных, цветных и благородных металлов; к горно-химическому - агрономические руды (для производства удобрений), барит (для получения белых красок и в качестве наполнителя), плавиковый шпат (используется в металлургии, химической промышленности), сера (для химической промышленности и сельского хозяйства); к техническому - алмазы, графит, слюда; к строительному - камень, песок, глина и т.д.

    К искусственному сырью относятся синтетические смолы и пластические массы, синтетический каучук, заменители кожи, различные моющие средства.

    Важное место в народном хозяйстве занимает сельскохозяйственное сырье. Оно в свою очередь классифицируется на растительного (зерновые, технические культуры) и животного (мясо, молоко, яйца, сырые кожи, шерсть) происхождения. Кроме того, выделяют сырые материалы лесной и рыбной промышленности - заготовительное сырье. Это сбор дикорастущих и лекарственных растений; ягод, орехов, грибов; лесозаготовка, ловля рыбы.

    Материалы.

    Это основа для производства полуфабрикатов, комплектующих изделий, товаров производственного и потребительского назначения. Материалы классифицируются на основные и вспомогательные. К основным относятся те их виды, которые непосредственно входят а состав готового продукта; к вспомогательным - не входящие в его состав, но без котогого невозможно ведение технологических процессов по его изготовлению.

    В свою очередь основные и вспомогательные материалы подразделяются на виды, классы, подклассы, группы и подгруппы. Укрупненно материалы классифицируются на металлы и неметаллы, в зависимости от физического состояния - на твердые, сыпучие, жидкие и газообразные.

    Полуфабрикаты.

    Это полупродукты, которые должны пройти одну или несколько стадий обработки, прежде чем превратятся в конечный товар. Полуфабрикаты классифицируются на две основные группы. К первой группе относится частично изготовленная продукция внутри отдельного предприятия, передаваемая одним производственным подразделением другому. Вторую группу составляют полуфабрикаты, получаемые по кооперации от одного промышленного предприятия другому.

    Полуфабрикаты могут подвергаться как разовой обработке, после чего они превращаются в готовую продукцию, так и многооперационной по разработанным технологическим процессам.

    Комплектующие изделия.

    Это готовая продукция, которая по кооперации поставляется одним промышленным предприятием другому для производства конечного готового продукта. Из комплектующих изделий собственно и собирается конечная готовая продукция.

    Конечная готовая продукция.

    Это выпускаемые промышленными предприятиями товары производственного или потребительского назначения, предназначенные для реализации промежуточным или конечным потребителям. Индивидуальные потребительские товары бывают длительного (многократного) и кратковременного пользования, повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса.

    Вторичные материальные ресурсы.

    Под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Кроме этого, отходы образуются в результате демонтажа и списания деталей, узлов, машин, оборудования, установок, других основных фондов. К отходам относятся изделия и материалы, вышедшие из употребления у населения и утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.

    Вторичные материальные ресурсы включают все виды отходов, в том числе и те, для которых в настоящее время отсутствуют технические, экономические или организационные условия использования. В этой связи следует отметить, что с увеличением объемов производства товаров производственного и потребительского назначения постоянно будут возрастать и объемы вторичных материальных ресурсов. Они имеют свою классификацию по месту образования (отходы производства, потребления), применению (используемые и неиспользуемые), технологии (подлежащие и неподлежащие дополнительной обработке), агрегатному состоянию (жидкие, твердые, газообразные), химическому составу (органические и неорганические), токсичности (ядовитые, неядовитые), месту использования, величине объемов и др.

    Материально-технические ресурсы, используемые для строительства предприятий, зданий и сооружений, в зависимости от основного назначения подразделяются на ресурсы: для изготовления несущих и ограждающих конструкций и деталей, для устройства покрытий изолирующих и защищающих от проникновения влаги, газов, звука, коррозии, гниения, возгорания и т. п; для устройства конструкций, деталей и покрытий, обеспечивающих бытовые удобства и комфортные условия в помещениях жилых, общественных и производственных зданий и сооружений (устройство санитарно- и инженерно- технических систем); для крепления материалов, деталей и изделий; для изготовления других материалов и полуфабрикатов.

    Материально-технические ресурсы в зависимости от источников финансирования при оплате материалов и при действующей системе их бухгалтерского учета подразделяются на следующие группы: строительные материалы и оборудование к установке, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Строительные материалы и оборудование подразделяются на следующие подгруппы; основные материалы, конструкции и детали, прочие материалы, оборудование к установке. Основные материалы – все материалы, вещественно входящие в конструкции зданий и сооружений. В составе основных материалов учитывается санитарно- техническое оборудование, если оно предусматривается в сметах на строительные работы и включается в объем строительных работ по статье «Материалы». Конструкции и детали – сборные и железобетонные, деревянные, металлические, асбестоцементные и другие конструкции, сборные здания и сооружения, трубы из различных материалов, рельсы, шпалы, сборные элементы для санитарно-технических работ и т.п. Прочие материалы – тара неинвентарная, запасные части, топливо, материалы хозяйственного обслуживания, вспомогательные материалы. К запасным частям относятся детали и узлы строительных механизмов, транспортных средств, оборудования, машин, предназначаемые для капитального и текущего ремонтов этих средств производства. Кроме того, в эту подгруппу входят материалы получаемые в процессе строительных работ в качестве побочного продукта по статье «Материалы попутной добычи» при условии, если они являются полуфабрикатами или даже законченной продукцией, которую можно использовать или реализовать.

    Щебень, песок, лесоматериалы, получаемые при производстве вскрышных работ в карьерах, при прокладке трасс для высоковольтных линий на лесных участках, очистке территории в зоне затопления и т.п., относятся к «Материалам попутной добычи». Материалы, получаемые при попутной добыче и используемые строительством для собственных нужд, учитываются по подгруппе «Основных строительных материалов». Материально-технические ресурсы, характеризуемые комплексом признаков, отражающих различные характеристики материалов (физико-механические, геометрические, конструктивные и др.), включают материалы и изделия из природного камня, материалы для изготовления металлических, деревянных, бетонных и железобетонных конструкций, вяжущие материалы, растворы строительные, керамические и силикатные материалы и изделия, материалы и изделия на основе полимеров, лесоматериалы и изделия, гипсовые и гипсоцементные изделия, кровельные, гидроизоляционные и пароизоляционные материалы, теплоизоляционные и акустические, огнеупорные материалы и изделия, стойкие против коррозии, материалы для защиты деревянных конструкций от гниения, поражения древоточцами и выгорания, материалы и изделия для строительства железных дорог, материалы и оборудование для строительства санитарно-технических систем и т.п.

    Классификация материально-технических ресурсов облегчает выбор необходимых транспортных средств для их доставки (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, специализированный транспорт) в зависимости от грузов (их габаритов, веса, агрегатного состояния).

    Классификация позволяет конструкторам и строителям учитывать при строительстве складских комплексов и терминалов особенности складируемых и накапливаемых материально-технических ресурсов (сыпучие, жидкие, газообразные и другие продукты). Появляется возможность выбирать оптимальный вариант их хранения, учитывать влияние на окружающую среду, создавать искусственные условия для этого.

    Это позволяет создавать оптимальные запасы материально-технических ресурсов, соблюдать сроки складского хранения, своевременно маневрировать запасами, реализовывать их, увязывая все звенья общей цепи логистики. Речь идет о применении информационных сетей, обеспечивающих исходными данными службы логистики для принятия ими рациональных решений.

    Таким образом, в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг кроме орудий труда используются предметы труда.

    В отличие от основных средств эти материальные ценности, кик правило, потребляются полностью в одном производственном цикле и их стоимость целиком переносится на изготовленную продукцию (работы, услуги).

    Материальные ресурсы — это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.

    Материально-технические ресурсы классифицируются по ряду признаков в зависимости от их назначения, от источников финансирования и т.д.

    Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

    Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

    Список использованной литературы

    1. Брегадзе И.В. «Организация управления материально-техническими ресурсами на предприятиях железнодорожного транспорта». — М.: РГОТУПС, 2006.

    2. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. — Мн.: ФУАинформ, 2001. — 528 с.

    3. Смирнова. Е.В. «Введение в теорию управления материальными ресурсами». — М.: РГОТУПС, 2005.

    4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. — 576 с.

    5. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач. — Мн. : Экономпресс, 2000. — с. 243-244


































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели :

    1. Познакомить с экономическими понятиями: трудовые и финансовые ресурсы, бюджет, дефицит, профицит; формировать умение решать экономические задачи.
    2. Развивать коммуникативные умения, формировать умение обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое.
    3. Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности, к людям любой профессии; экономное отношение ко всем видам ресурсов, стремление к разумной экономии в семье и социуме.

    Оборудование: словарь экономических терминов, презентация, компьютер, раздаточный материал.

    Ход урока

    I. Оргмомент.

    – Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Cлайды 1, 2

    – К нам в гости пришёл наш друг, Эконоша, и он тоже желает вам успехов. Слайд 3

    II. Актуализация знаний.

    – Но, к сожалению на прошлом занятии он с нами не был. Давайте напомним Эконоше, о чём мы на нём узнали? (О ресурсах.)

    – Что такое ресурсы? (Ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.)

    – О каких ресурсах мы говорили на прошлом занятии? (О природных и об экономических.)

    – Посмотрите, правильно ли Эконоша распределил ресурсы на группы? Слайд 4

    – Давайте ему поможем. Какие ошибки вы заметили?

    – У вас на партах лежат карточки с видами ресурсов. Они перепутались. Попробуйте разложить их правильно.

    – Проверим, как вы справились. Слайд 5

    – Сделаем вывод. Закончите высказывания: Слайд 6

    Экономические ресурсы – это ресурсы…

    Природные ресурсы – это ресурсы…

    Слайд 7

    – Молодцы, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь. И теперь ему интересно, а есть ли другие виды ресурсов, кроме природных и экономических? А вам интересно?

    III. Введение в тему. Трудовые ресурсы.

    – Тогда, сегодня на занятии вам предстоит узнать ещё о двух видах ресурсов. Слайд 8

    Сейчас я вас всех приглашаю в гости к одной семье, где встретимся с бабушкой Марией Ивановной и её внуком. Давайте послушаем их диалог и из него узнаем ещё об одних ресурсах.

    Сценка.

    Внук: Бабуля! Мы выяснили, что экономические ресурсы создаются трудом людей. Ведь без человеческих рук из природных ресурсов, например из железной руды, даже обыкновенная лопата сама собой не сделается. Тогда получается, что и люди тоже какие-то ресурсы!
    Бабушка: Молодец, внучёк! Очень правильно рассуждаешь. Запомни, все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду, называются трудовыми ресурсами.
    Внук: Тогда получается, что и мы с тобой тоже трудовые ресурсы.

    – О каком виде ресурсов вы узнали из рассуждений внука?

    – Вы согласны с его предположением?

    – Давайте послушаем ответ бабушки.

    Бабушка: Нет, дружок, к трудовым ресурсам не относятся дети и подростки до 16 лет – им ещё надо получить образование и научиться хорошо трудиться. И я уже не отношусь к трудовым ресурсам, так как я пенсионерка. А пенсионерам работать трудно. Их обеспечивает государство.

    – Кто же был прав?

    – А кто же тогда в их семье может относиться к трудовым ресурсам? (Мама, папа.)

    – Верно. Давайте прочитаем следующие высказывания. Слайд 9

    • Трудовые ресурсы – трудоспособное население: мужчины – до 60 лет, женщины – до 55лет.
    • Трудовые ресурсы – это люди, способные трудиться и обладающие знаниями, умениями, необходимыми для экономической деятельности.
    • Без трудовых ресурсов невозможно преобразовать природные ресурсы в экономические.
    • Без трудовых ресурсов невозможно существование экономики.

    – Подумайте, меня можно отнести к трудовым ресурсам? Почему?

    – А я могу выполнять любую работу? Лечить людей могу, строить дома, делать мебель?

    – Почему не могу? (У вас нет специальных знаний.)

    – Правильно. А что я могу делать хорошо во благо общества? (Учить детей.)

    – Кто знает, как называется моя профессия? (Учитель.)

    – Так что же такое профессия? Слайд 10

    • Профессия – это работа, требующая специальных знаний и подготовки.

    – На земле существует огромное множество профессий. Давайте вспомним названия некоторых из них, а заодно и отдохнём. Поиграем в игру «Доскажи словечко и повторяй за мной». Слайд 11

    IV. Физминутка.

    Трактор водит … (тракторист).
    Электричку … (машинист).
    Стены выкрасил … (маляр).
    Доску выстругал … (столяр).
    В доме свет провёл … (монтёр).
    В шахте трудится … (шахтёр).
    В жаркой кузнице … (кузнец).
    Кто всё знает, кто всё делал … (Молодец!).

    Слайд 12

    – Перечислить все профессии и специальности человека очень сложно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые. Вопрос у меня к вам другой. Как вы думаете, для чего трудятся люди любой профессии? (Они трудятся для других людей.)

    – Верно. Каждый день множество людей выполняют работу, в первую очередь, чтобы обеспечить потребности других людей.

    V. Финансовые ресурсы.

    – А для себя и своей семьи что человек получает за свой труд? (Деньги или финансы). Слайд 13

    – Т.е. он обеспечивает себя и свою семью какими ресурсами? (Финансовыми.)

    – Правильно. Человек обеспечивает себя финансовыми ресурсами. Слайд 14

    А финансовые ресурсы для чего нужны человеку? (Чтобы купить, что ему нужно или хочется иметь.)

    – А знаете, ребята, что первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы? Послушайте ваших одноклассников, которые об этом подготовились вам рассказать.

    Слайд 15

    1. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба. В Сибири в ходу были «меховые деньги» – шкуры зверей.

    Слайд 16

    2. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим… Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были виде брусков, колец, прутиков, слитков. Изготавливали их из серебра, золота, меди, бронзы.

    3. А как всё-таки слитки впоследствии превратились в монеты? Тут тоже прошло немало времени. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Постепенно понадобилось сообщать на слитке место изготовления – город, государство. А далее появились изображения богов, князей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми.

    1. В таком виде мы бы, конечно, уже узнали древние деньги. Они, по существу, уже мало чем отличались от современных.

    Слайд 17

    2. А позднее появились и бумажные деньги. Впервые их пустили в обиход в Китае.

    – Спасибо, ребята. Каждое государство теперь имеет свои деньги. Как называются денежные единицы в России? (Рубль, копейка.) Слайд 18

    – В каждом государстве существует бюджет. Слайд 19

    Давайте прочитаем, что такое бюджет.

    • Бюджет (пришло из англ.яз.) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

    – Верно. Из определения ещё следует, что бюджет рассчитывается на определённый срок.

    Например, бюджет государства рассчитывается на 3 года, бюджет учреждения – на 1 год, семейный бюджет, как правило, на месяц.

    Давайте вернёмся в гости к нашей семье и поможем ей рассчитать семейный бюджет на месяц.

    Игра «Бюджет семьи».

    – Сначала спросим у Марии Ивановны сколько человек в их семье?

    – Из чего складываются доходы вашей семьи? Слайд 20

    – Ребята посчитайте доход семьи.

    ДОХОДЫ СЕМЬИ

    • Зарплата папы – 10 000 руб.
    • Зарплата мамы – 7 000 руб.
    • Пенсия бабушки – 5 000 руб.

    Итого: (22 000 руб.)

    – Чему же равны доходы этой семьи?

    Слайд 21

    – А теперь давайте посчитаем расходы этой семьи в ноябре.

    – Прочитайте, из чего они складываются?

    РАСХОДЫ (НОЯБРЬ)

    • Питание – 8 000 руб.
    • Одежда(на зиму) – 10 000 руб.
    • Лекарства – 500 руб.
    • Разное – 1 500 руб.

    Итого: (23 000 руб.)

    – Разное: это, например, покупка игрушек, хозяйственных товаров, некоторых других нужных предметов.

    Посчитайте расходы семьи.

    – Чему оказались равны расходы семьи в ноябре.

    Слайд 22

    – Для сравнения посчитаем расходы семьи в декабре.

    Прочитайте, из чего они состоят?

    РАСХОДЫ (ДЕКАБРЬ)

    • Коммунальные услуги – 3 000 руб.
    • Питание – 8 000 руб.
    • Одежда – 3 000 руб.
    • Лекарства – 500 руб.
    • Разное – 1 500 руб.

    Итого: (16 000 руб.)

    – Чему равны расходы семьи в декабре?

    – Давайте сверим доходы и расходы семьи. Что скажете о соотношении доходов и расходов в ноябре? Слайд 23 (Расходы больше, чем доходы.)

    – Верно. Доходы больше, чем расходы или доходы превышают расходы.

    – В этом случае,можно сказать, что в этой семье в прошлом месяце возник бюджетный дефицит. Слайд 24

    • Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

    – Что скажете о соотношении доходов и расходов в декабре? (Доходы больше, чем расходы.)

    – В том случае, когда доходы больше, чем расходы, можно сказать, что в этом месяце получился бюджетный профицит. Слайд 25

    • Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.

    – Иными словами, в этой семье получилась экономия денежных средств. Как же нужно вести хозяйство: чтобы возникал бюджетный дефицит или экономия? (Экономия.)

    – Как вы считаете, легко ли вести хозяйство так, чтобы получалась экономия?

    Слайд 26

    – Верно, ребята, родителям не просто вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Давайте подумаем, на чём можно посоветовать экономить не только этой семье, но и нам? (На электроэнергии, воде, газе, игрушках, без которых можно обойтись…)

    – Правильно. Нужно экономить все ресурсы (природные, экономические),нужно учиться целой науке, которая как называется? (Экономика).

    – Эконоша напоминает вам о том, что такое экономика:

    • Экономика – это наука о разумном ведении хозяйства.

    – Чтобы разумно вести хозяйство нужно уметь решать экономические задачи. Эконоше в его школе по экономике задали решить задачу. Он не может справиться и просит помочь ему.

    Решение экономической задачи.

    Слайд 27

    Семья Скруджа Макдака состоит из 4 членов (он сам и три его племянника Билли, Вилли и Дилли). Они живут в городе. У них есть дача. До дачи можно добраться автобусом или на автомобиле. Слайд 28
    Билет на автобус стоит 25 монет.
    Автомобиль потребляет до дачи 10 литров бензина.
    Литр бензина стоит 6 монет.
    Скрудж Макдак отправился один на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный?

    – Что значит «наиболее выгодный»? (Значит, что меньше денег надо заплатить.)

    – Как нам выбрать для Скруджа Макдака, который очень любит экономить, наиболее выгодный транспорт? Что для этого надо сделать? (Посчитать, сколько затратит на автомобиле, на автобусе и сравнить результаты.)

    – Сколько затратит на автобусе? (25 монет)

    – Сравнив результаты, какой выбор делаем? (Скруджу выгоднее ехать на автобусе.)

    Слайд 29

    – А какой транспорт надо выбрать Скруджу, если он захочет взять с собой племянников?

    – Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)

    – Сколько затратит на автобусе? (100 монет)

    – Какой выбор делаем? На чём выгоднее ехать семье Скруджа? (Семье Скруджа выгоднее ехать на автомобиле.)

    – Давайте сформулируем общее правило, сколько пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы было выгодно ехать автобусом. (2 пассажира. Если больше, то выгоднее ехать на автомобиле.)

    Слайд 30

    Количество пассажиров Стоимость поездки на автобусе Стоимость поездки на автомобиле Вывод
    1 25 60 ?
    2 50 60 ?
    3 75 60 ?
    4 100 60 ?

    – Спасибо, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь в решении экономической задачи.

    Слайд 31

    Итак, ребята, если в семье экономно расходовали финансовые ресурсы, значит их теперь можно будет сберечь. Есть много способов хранения денег. А какие вы знаете? (Дома, в сейфе, в банке, в долг).

    – А какой вы знаете самый надёжный способ? (Положить в банк.) Слайд 32

    – Кто из вас был когда-нибудь в банке?

    Слайд 33

    • Банк – это учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

    – Кто знает профессии людей, которые работают в банке? (Кассир, бухгалтер, операционист, управляющий, охранник).

    – Все эти люди к каким ресурсам относятся? (К трудовым ресурсам.)

    – А деньги, которые лежат в банке? (К финансовым ресурсам.)

    – Положить деньги в банк – это не только самый надёжный способ, но и выгодный. Почему? (Клиенту в банке платят проценты.)

    – Верно. Это выгодно, деньги не просто лежат, а приносят клиенту банка доход.

    VI. Итог занятия.

    – Итак, давайте подведём итог нашего разговора.

    Слайд 34

    – О каких же видах ресурсов мы сегодня узнали?

    – Какие экономические термины теперь нам знакомы?

    – Попробуйте некоторые из них узнать:

    – Работа, требующая специальных знаний и подготовки.

    – Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

    Трудоспособное население – мужчины до 60 лет, женщины – до 55 лет.

    – Превышение расходов бюджета над его доходами.

    – Превышение доходов бюджета над его расходами.

    – Учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

    – Что научились решать?

    – Спасибо, ребята, за вашу замечательную работу. Мне было с вами интересно и приятно.

    Эконоше тоже понравилось, как вы трудились и он решил вам заплатить за вашу работу своими денежными единицами «экошами».

    На них вы сможете купить конфеты в его магазине.

    (ВНП) в соответствии со своим образовательным и профессиональным уровнем. Это важнейший элемент экономического потенциала страны.

    — часть естественной среды, используемая или пригодная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных людей. Природные ресурсы классифицируются на минеральные, земельные, водные, растительные и животные, атмосферные.

    Материальные ресурсы — совокупность и объектов труда, комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе и с помощью в целях приспособления их для удовлетворения своих и использования в процессе (сырье и материалы).

    Энергетические ресурсы — носители энергии, используемые в производственно-хозяйственной деятельности. Они классифицируются: по видам — уголь, нефть и нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия; по способам подготовки к использованию — природные, облагороженные, обогащенные,переработанные, преобразованные; по способам получения — со стороны (с другого предприятия), собственного производства; по кратности использования — первичные,

    вторичные, многократного использования; по направлению использования — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте.

    Производственные ресурсы () — вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на него в целях получения необходимых материальных благ. Средства труда еще называют основными фондами, которые в свою очередь классифицируются на ряд групп.

    Первичные и производные материальные ресурсы

    Материально-технические ресурсы — это собирательный термин, которым обозначаются , используемые в основном и вспомогательном производстве. Главным признаком классификации всех видов материально-технических ресурсов является их происхождение. Например, получение черных и цветных металлов (металлургия), получение неметаллов (химическое производство), получение изделий из древесины (деревообработка) и др.

    Материально-технические ресурсы классифицируются также по назначению в производственном процессе (изготовление полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции). Для материальных ресурсов вводятся дополнительные классификационные признаки: физико-химические свойства (теплопроводность, теплоемкость, электрическая проводимость, плотность, вязкость, твердость); форма (тела вращения — пруток, труба, профиль, уголок, шестигранник, брус, рейка); габариты (мелкие, средние и крупные размеры по длине, ширине, высоте и объему); физическое (агрегатное) состояние (жидкие, твердые, газообразные).

    Материальные ресурсы, в зависимости от их назначения в производственно-технологическом процессе, укрупненно классифицируются на следующие группы: сырье (для производства материальных и энергетических ресурсов); материалы (для основного и вспомогательного производства); полуфабрикаты (для дальнейшей обработки); комплектующие изделия (для изготовления конечного продукта); готовая продукция (для обеспечения потребителей товарами).

    Сырье

    Это сырые материалы, которые в процессе производство образуют основу полуфабриката или готового продукта. Здесь, прежде всего, следует выделить промышленное сырье, которое, в свою очередь классифицируется на минеральное и искусственное.

    К минеральному топливо-энергетическому сырью относятся природный газ, нефть, уголь, горючие сланцы, торф, уран; к металлургическому — руды черных, цветных и благородных металлов; к горно-химическому — агрономические руды (для производства удобрений), барит (для получения белых красок и в качестве наполнителя), плавиковый шпат (используется в металлургии, химической промышленности), сера (для химической промышленности и сельского хозяйства); к техническому — алмазы, графит, слюда; к строительному — камень, песок, глина и т.д.

    К искусственному сырью относятся синтетические смолы и пластические массы, синтетический каучук, заменители кожи, различные моющие средства.

    Важное место в народном хозяйстве занимает сельскохозяйственное сырье. Оно б свою очередь классифицируется на растительного (зерновые, технические культуры) и животного (мясо, молоко, яйца, сырые кожи, шерсть) происхождения. Кроме того, выделяют сырые материалы лесной и рыбной промышленности — заготовительное сырье. Это сбор дикорастущих и лекарственных растений; ягод, орехов, грибов; лесозаготовка, ловля рыбы.

    Материалы

    Это основа для производства полуфабрикатов, комплектующих изделий, товаров производственного и потребительского назначения. Материалы классифицируются на основные и вспомогательные. К основным относятся те их виды, которые непосредственно входят а состав готового продукта; к вспомогательным — не входящие в его состав, но без котогого невозможно ведение технологических процессов по его изготовлению.

    В свою очередь основные и вспомогательные материалы подразделяются на виды, классы, подклассы, группы и подгруппы. Укрупненно материалы классифицируются на металлы и неметаллы, в зависимости от физического состояния — на твердые, сыпучие, жидкие и газообразные.

    Полуфабрикаты

    Это полупродукты, которые должны пройти одну или несколько стадий обработки, прежде чем превратятся в конечный товар. Полуфабрикаты классифицируются на две основные группы. К первой группе относится частично изготовленная продукция внутри отдельного предприятия, передаваемая одним производственным подразделением другому. Вторую группу составляют полуфабрикаты, получаемые по кооперации от одного промышленного предприятия другому.

    Полуфабрикаты могут подвергаться как разовой обработке, после чего они превращаются в готовую продукцию, так и многооперационной по разработанным технологическим процессам.

    Комплектующие изделия

    Это готовая продукция, которая по кооперации поставляется одним промышленным предприятием другому для производства конечного готового продукта. Из комплектующих изделий собственно и собирается конечная готовая продукция.

    Конечная готовая продукция

    Это выпускаемые промышленными предприятиями товары производственного или потребительского назначения, предназначенные для реализации промежуточным или конечным потребителям. Индивидуальные потребительские товары бывают длительного (многократного) и кратковременного пользования, повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса.

    Вторичные материальные ресурсы

    Под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Кроме этого, отходы образуются в результате демонтажа и списания деталей, узлов, машин, оборудования, установок, других основных фондов. К отходам относятся изделия и материалы, вышедшие из употребления у населения и утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.

    Вторичные материальные ресурсы включают все виды отходов, в том числе и те, для которых в настоящее время отсутствуют технические, экономические или организационные условия использования. В этой связи следует отметить, что с увеличением объемов производства товаров производственного и потребительского назначения постоянно будут возрастать и объемы вторичных материальных ресурсов. Они имеют свою классификацию по месту образования (отходы производства, по-

    требления), применению (используемые и неиспользуемые), технологии (подлежащие и неподлежащие дополнительной обработке), агрегатному состоянию (жидкие, твердые, газообразные), химическому составу (органические и неорганические), токсичности (ядовитые, неядовитые), месту использования, величине объемов и др.

    Значение классификации ресурсов

    Классификация материально-технических ресурсов облегчает выбор необходимых транспортных средств для их доставки (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, специализированный транспорт) в зависимости от грузов (их габаритов, веса, агрегатного состояния).

    Такая классификация позволяет конструкторам и строителям учитывать при строительстве складских комплексов и терминалов особенности складируемых и накапливаемых материально-технических ресурсов (сыпучие, жидкие, газообразные и другие продукты). Появляется возможность выбирать оптимальный вариант их хранения, учитывать влияние на окружающую среду, создавать искусственные условия для этого.

    Это позволяет создавать оптимальные запасы материально-технических ресурсов, соблюдать сроки складского хранения, своевременно маневрировать запасами, реализовывать их, увязывая все звенья общей цепи логистики. Речь идет о применении информационных сетей, обеспечивающих исходными данными службы логистики для принятия ими рациональных решений.

    Анализ обеспеченности материальными ресурсами и их использования

    Рассмотрим влияние материальных ресурсов на . При прочих равных условиях объем продукции будет тем больше, чем лучше обеспечена организация сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом и приравненной к материальным ресурсам энергией и чем лучше они используются.

    Основными источниками информации для анализа являются: пояснительная записка к годовому отчету организации, журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками за материалы, журнал-ордер № 10 по учету затрат на производство продукции, ведомости-отчеты о расходе материалов, раскройные листы, приходные ордера на материалы, лимитно-заборные карты, требования, карточки складского учета материалов, книга (ведомость) остатков материалов.

    Главными задачами анализа обеспеченности материальными ресурсами и их использования являются следующие:
    • определение степени выполнения плана материально-технического снабжения (обеспечения) организации в разрезе объема, ассортимента, комплектности и качества поступивших материальных ресурсов;
    • контроль за соблюдением норм запасов и норм расхода материальных ресурсов;
    • контроль за осуществлением организационно-технических мероприятий, направленных на снижение складских запасов материалов и экономию расходования материальных ресурсов в процессе производства.

    Выполнение плана материально-технического обеспечения следует проанализировать по важнейшим видам материалов, от которых в наибольшей степени зависит выпуск продукции. Объем поставок (завоза) в организацию материальных ресурсов в данном периоде равняется плановой потребности в них для изготовления предусмотренного объема продукции; при этом учитываются остатки материалов на складе организации на начало и на конец периода. В свою очередь плановая потребность в материальных ресурсах равняется количеству изготавливаемых изделий по плану, умноженному на норму расхода материалов на одно изделие.

    При анализе необходимо выяснить, в какой степени предусмотренное планом количество завозимых материалов обеспечено договорами, заключенными с поставщиками на поставку этих материалов, а в дальнейшем установить, как поставщики выполняют свои обязательства по поставкам материальных ресурсов.

    Рассмотрим на примере влияние на объем выпуска продукции факторов обеспеченности материальными ресурсами и их использования.

    На увеличение выпуска продукции оказали влияние следующие факторы, связанные с материальными ресурсами:

    Общее влияние всех факторов (баланс факторов) составляет: штук.

    Поступление материалов от поставщиков, влияющее на объем продукции, следует изучить не только в разрезе количества поступивших материалов, но и в отношении соблюдения намеченных сроков их поступления, их ассортимента и качества. Несоблюдение всех этих условий может негативно повлиять на выпуск продукции. Затем необходимо конкретизировать анализ в разрезе отдельных видов материалов. При анализе их складских запасов следует сравнить фактические остатки материалов с нормами их запасов и выявить отклонения. Если имеющиеся излишние запасы могут быть реализованы другим предприятиям без ущерба для производственного процесса, то следует осуществить их реализацию. Если фактические запасы меньше норм, следует установить, не ведет ли это к перебоям в ходе процесса производства. Если нет, то нормы запасов могут быть уменьшены. Особое внимание следует уделить выявлению в составе складских запасов материалов залежалых и неходовых их видов, не используемых в производстве и длительное время находящихся на складе организации без движения.

    Изучив состояние складских запасов отдельных видов материалов, следует перейти к рассмотрению их расхода. При этом следует сравнить фактический их расход с расходом по бизнес-плану, пересчитанному на фактический объем выпуска продукции, и выявить экономию или перерасход отдельных видов материалов. Необходимо установить также причины этих отклонений. Перерасход материалов может вызываться следующими основными причинами: неправильный раскрой материалов, замена одного вида, профиля и размера материала другими по причине их отсутствия на складе, нестандартный размер материала, несоответствие припусков и размеров материала, изготовление новых деталей взамен забракованных и др. Необходимо установить причины перерасхода материальных ресурсов в производстве.

    См.далее:

    В заключение проведенного анализа следует обобщить резервы увеличения выпуска продукции, связанные с материальными ресурсами.

    Резервы увеличения выпуска продукции:

    • снижение отходов материалов в процессе производства;
    • уменьшение чистого веса изделий вследствие пересмотра их конструкции;
    • рациональная замена материалов более эффективными материалами.