Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Основные уровни управления организацией и их характеристика. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий. Что такое социометрия

    Основные уровни управления организацией и их характеристика. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий. Что такое социометрия

    Все современные бизнес-компании построены на принципе иерархии. Один человек подчиняется другому, другой – третьему и т.д. Подобная структура позволяет организовать работу большого количества людей, а также проконтролировать деятельность каждого. Иерархия современного бизнеса напоминает пирамиду, когда её вершина – это глава всей организации, а от неё идут уровни ниже, на которых находятся все начальники по своей субординации. И, наконец, фундамент – это та самая рабочая сила, которая выполняет механический труд и является двигателем всего бизнеса.

    Причем важно понимать один основополагающий закон иерархии: представителей высшего уровня всегда меньше, чем представителей низшего. Так, не будет логичной структура предприятия, в котором рабочих – 100, а их руководителей – 150, ровно как если ТОП-менеджеров будет 10, а начальников «средней руки» — не больше пяти. Далее речь пойдет про уровни управления в менеджменте и о том, на какие группы можно разделить всех руководителей.

    Иерархия важна!

    Без структуры субординации и подчинения невозможно существование организации в принципе, и это не капиталистический закон, как многие полагают, а природный. Еще с первых зарождений цивилизации у племен людей был лидер, и были те люди, которые к нему приближены (семья, свита и пр.). Даже среди животных сохранился этот принцип, потому что в любой стае есть вожак.

    Люди по своей природе делятся на тех, кто хочет управлять, и на тех, кто хочет подчиняться, и это естественная психология. Большинство из нас не сможет выполнять никакую работу с максимальным эффектом при отсутствии лидера, который говорит, что и как нужно делать. Поэтому только методами иерархии и управления можно добиться значительных результатов в бизнесе, политике, да и любой сфере деятельности современного человека, ведь даже в компании равных между собой друзей есть тот человек, который немного главнее.

    Стереотипы менеджмента!

    Многие подчиненные считают, что некоторые из их начальников откровенные идиоты и ничего стоящего сделать по определению не могут. Они пришли на работу «по блату», но умений никаких у них нет и быть не может, потому что «по его лицу все видно». Возможно, иногда такие суждения верны, но поверьте, даже самый глупый начальник лучше, чем его полное отсутствие.

    И если вы считаете, что руководитель дурак только потому, что не может разобраться в специфике вашей работы, но вы ошибаетесь. В его задачу это не входит, он должен командовать, распределять обязанности и доносить до подчиненных распоряжения высшего руководства. Нормальный начальник никогда не возьмет в руки лопату и не начнет ею усердно работать, потому что у него совершенно другие задачи. И большинство руководителей понимают, что их, мягко говоря, не любят подчиненные, но они также знают, что без их работы станет весь процесс производства, что и предает им мотивацию к дальнейшей деятельности.

    Основные уровни управления в менеджменте!

    На любом крупном предприятии существует больше ста таких уровней иерархии, однако можно выделить 5 наиболее основных групп руководителей, на которые и делят всех менеджеров организации. Внутри этих групп также существует иерархия, но она, как правило, носит больше формальный характер, потому что властные распоряжения поступают именно из одной группы в другую. Итак, различают такие уровни управления в менеджменте:

    1. Первый уровень – это сам глава компании, причем не нужно путать его с генеральным директором. В самом верху находится не тот человек, который управляет всем процессом, а тот, кто юридически является владельцем организации.

    В случае с ИП или некоторыми ООО владельцем является одно лицо, которое, впрочем, может и занимать должность директора, но не всегда. В некоторых случаях собственник нанимает управляющего для бизнеса, но все равно сохраняет за собой всю власть, потому что в любой момент он может внедрить новшество в компанию, забрать оттуда деньги или вовсе развалить бизнес законным путем. Поэтому именно владелец участвует во многих деловых переговорах, и именно он подписывает самые важные бумаги.

    Что касается системы ОАО или ЗАО (акционерных обществ), то здесь во главе всего бизнеса стоят несколько человек, которые назначают генерального директора и управляют компанией через совет директоров. Чем больше у лица акций компании, тем весомее его голос. Совет директоров – это, как правило, коллективный орган управления (если у одного акционера не сосредоточен контрольный пакет), который принимает наиболее важные решения и распределяет поток денежных средств.

    2. На втором уровне находятся так называемые ТОП-менеджеры, возглавляемые генеральным директором. Сюда входят главы всех крупных отделов (маркетинг, продажи, производство и т.д.). И хотя они занимают более низкую ступень иерархии, чем владельцы, но имеют гораздо большее влияние на деятельность организации, потому что непосредственно ею управляют.

    Большинство документов подписываются именно ими, генеральный директор представляет интересы компании на переговорах, потому что вся толпа акционеров на них не придет, да и финансы предварительно распределяют именно ТОП-менеджеры, а потом лишь дают на утверждение акционерам. И если владельцы могут быть пассивными в управленческих делах, то высшее руководство такую роскошь себе позволить не может.

    3. Третий уровень организации в менеджменте – это так называемые начальники «средней руки», которые подчинены непосредственно ТОП-менеджерам. Такие руководители имеют много подчиненных, и их основная задача – донести распоряжения вышестоящего руководства до самых мелких менеджеров.

    Как правило, на предприятии таких людей много, и от их совместной деятельности зависит уровень осведомленности, целеустремленности и мотивации всех сотрудников. Все более-менее важные документы подлежат утверждению начальника «средней руки», многие из таких документов составляют они лично. Пожалуй, этих людей в структуре иерархии можно сравнить с так называемым средним классом в государстве: чем их больше, тем лучше, и хоть каждый из них и не имеет большой роли, а в совокупности могут повлиять на многое, в том числе и на прибыль бизнеса.

    4. На следующем уровне расположились самые низшие начальники, которые имеют в своем подчинении обыкновенных сотрудников. Как правило, они руководят мелкими группами и подразделениями и должны доносить распоряжения руководителей непосредственно исполнителям.

    При этом эти люди берут на себя часть обязанностей по мотивации людей и контролю за ними. Мелкий руководитель не должен быть слишком добрым и прощать все нарушения подчиненным, но и тираном он также быть не должен. Оптимальный вариант: в меру строгий человек, который может как наказать рабочего, так и поощрить. При этом сам он выполнять разного рода механическую работу не должен, потому что в его обязанности входит непосредственно руководство.

    5. Последняя группа не имеет названия, да и выделяет её редко кто.
    Тем не менее, такие люди есть, и они исполняют свою роль в системе менеджмента, хотя и сами об этом не всегда догадываются. В каждой группе рабочих есть человек, который говорит за всех, которому можно поручить организовать своих коллег, хотя он и не наделен особыми властными полномочиями.
    Такого сотрудника часто оставляют «за старшего», когда нет начальника, либо же он может взять слово и сказать за весь свой небольшой коллектив.

    Этот человек получает такую же зарплату, не учитывая премии, и работает наравне с остальными, но он немного главнее своих коллег, и любой начальник должен это учитывать. Лучше вызвать к себе этого лидера и объяснить ему, что нужно делать, чем проводить инструктаж среди всех работников. Присматривайтесь к таким людям, потому что с большой вероятностью они скоро также станут руководителями, ведь лидерство – это сильно редкое качество, чтобы тратить его впустую.

    Иерархия и возраст!

    Это может показаться некоторым нелогичным, но не всегда старший управляет младшим, из-за чего часто возникают противоречия между руководителем и сотрудником.
    Человек в возрасте иногда не хочет слушать молодого, думая при этом, что у него больше опыта и он лучше знает. Но это не всегда так, потому что опыт – это еще далеко не все, и есть молодые руководители, которые справляются со своими задачами куда лучше старших.

    Совет здесь может быть только один: постарайтесь убедить подчиненных, что вы способны управлять, многое знаете и не зря занимаете эту должность. Сделать это можно через выступления, внедрение полезных нововведений и т.д. Не стоит также общаться с подчиненными, которые намного старше вас так, как вы общаетесь со всеми остальными.
    Да, субординация должна присутствовать, но в разумных пределах. Достаточно называть сотрудника по имени отчеству и на «вы», и тогда он, с большой вероятностью, не будет считать вас выскочкой и начнет уважать.

    1. Во-первых, любой руководитель должен знать свое место, не выходить за рамки дозволенного и не преуменьшать своего значения. Не нужно превышать свои компетенции и пытаться завоевать больше влияния, но и опускаться до уровня подчиненных также не стоит.

    Я уже говорил в одной из моих предыдущих статей, что если начальник встанет за станок и начнет на нем работать, то как человек он авторитет получит, но вот как руководителя его больше уважать не будут. Не нужно разводить панибратство, ведь вы, как руководитель, должны стоять над вашими людьми, даже если вам это не нравится.

    2. Всегда стремитесь занять более высокую должность, потому что если вы ступили на путь менеджмента, то карьерная лестница вас ждет почти бесконечная. Даже если вы являетесь генеральным директором компании, вы всегда можете попытаться выкупить акции и стать полноправным владельцем. Мы живем в капиталистическую эпоху, где любой человек, независимо от происхождения или социального положения, может добиться всего, чего позволяют его способности.

    3. Заводите связи с более высшими руководителями, и это вам обернется большим успехом. Во-первых, вы станете ближе с вашими непосредственными начальниками, что даст вам определеннее льготы, во-вторых, сможете перенимать их бесценный опыт, и в-третьих, увеличите свои шансы получить ускоренный рост по карьерной лестнице.

    4. Любой руководитель имеет в своем подчинении не только рядовых сотрудников, но и собственных заместителей, которые помогают вам в делах. Причем эти должности не обязательно должны быть официальными: просто выделите среди ваших подчиненных нескольких специалистов, которые, на ваш взгляд, смогут помочь вам в управлении.

    Любое предприятие является сложной системой, которая состоит из большого числа разнородных объектов и процессов, имеющих собственные управляющие органы. Для согласования функционирования всего предприятия необходима общая многоуровневая система управления . В практике менеджмента принято выделять три основных уровня управления (иерархии управленческой деятельности): стратегический, тактический, операционный. Управленческая пирамида, отражающая уровни возрастания власти, ответственности и динамику принятия решений, показана на рисунке.

    Рис. 6.1. Управленческая пирамида предприятия

    Каждый из уровней управления характеризуется собственным набором функций, уровнем компетентности и ответственности и нуждается в соответствующей информационной поддержке (рис. 6.2). Это находит отражение в том, что информационные системы общего назначения включают в себя локальные управленческие подсистемы соответствующего уровня.

    Уровни управления определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. Необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление с учётом времени.

    Рис. 6.2. Управленческая пирамида и информационные подсистемы управления

    Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время (месяцы, годы), особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием специального математического аппарата и информационных систем поддержки принятия решения, но и профессиональной интуицией менеджеров.

    Пример. На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятия с продажи) производимой продукции, о выпуске нового продукта, об открытии филиала, об увеличении активов компании, о привлечении кредитов.

    Тактический уровень обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа большого количества разнородной информации, поступающей с верхнего и нижнего уровней. На этом уровне особое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность и ответственность за результаты. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно - требуется дополнительное время на осмысление, сбор недостающих сведений и т. п. Управление связано с некоторой задержкой между моментом поступления информации и принятием решений и их реализацией, а также между моментом реализации решений и получением реакции на них.


    Пример. На основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и пр. прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал). Анализируются данные управленческого учета. Решается вопрос о привлечении дополнительных работников или об их сокращении.

    Функционально-операционный уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых функциональных операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным - из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного управления большой объем занимают учетные задачи.

    Пример учетных задач: учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций; учет произведенной и проданной продукции; бухгалтерский учет и т. д.

    Организационная структура управления

    Функции и процессы управления находят конкретное воплощение на практике в организационных структурах управления. Любое предприятие представляет собой сложную технико-экономическую и социальную структуру. Организационная структура управлени я (ОСУ) – это модель, в которой определяется совокупность составляющих систему элементов и устанавливаются устойчивые взаимосвязи между ними. Основными элементами организационной структуры управления являются цели и стратегия предприятия, иерархические уровни принятия решений и ответственности, горизонтальные звенья по уровням управления, связи-отношения, коммуникация, информация.

    На построение управленческого учета, особенно в части обеспечения координации деятельности менеджеров и возглавляемых ими структурных подразделений, а также мотивации, оказывает влияние выбранная предприятием организационная структура управления. В соответствии с организационной структурой управления определяются организационные вопросы не только управленческого, но и финансового (бухгалтерского) учета. Например, формируется рабочий план счетов с учетом мест возникновения затрат.

    В настоящее время предприятие может иметь линейную, линейно-функциональную, функциональную, дивизиональную, матричную (гибкую, адаптивную) организационную структуру управления. (В параграфе 1.3 дается их характеристика и тенденции развития.)

    Уровни управления в организации

    В предприятиях крупного и среднего бизнеса с линейнофункциональной структурой управления выделяются в основном три уровня (звена) управления: высший, средний и низший (рис. 1.2).

    Рис. 1.2.

    Высший уровень управления связан с принятием стратегических управленческих решений и созданием политики организации в области мотивации и координации. Верхний уровень управления также отвечает за инвестиционную и инновационную политику, в сфере учета – за учетную политику. На этом уровне реализуется значительная часть внешних связей. Организационно к вершине управления чаще всего относят совет директоров, генерального директора, президента, директора. Высший уровень управления кроме топ-менеджеров может включать акционеров и экспертов.

    Средний уровень управления включает руководителей производственных и функциональных подразделений: начальники основных и вспомогательных цехов, отделов продаж, снабжения, логистики, финансового, планового и др. Причем функциональные подразделения можно подразделить на операционные, принимающие непосредственное участие в основных бизнес-процессах предприятия, и сервисные, обслуживающие управление основной деятельностью. К операционным подразделениям относятся отделы снабжения, продаж. К сервисным функциональным подразделениям относятся отдел управления персоналом, бухгалтерия, финансовый, плановый отделы, канцелярия, секретариат, отдел информационных технологий и др. Менеджеры среднего звена решают задачи, вытекающие из функциональной специфики. Например, менеджеры отдела логистики обеспечивают управление транспортными потоками и запасами, менеджеры отдела продаж управляют продвижением товаров на рынке. Среднее звено производственного менеджмента находится в постоянном контакте с менеджерами нижнего звена управления – мастерами и бригадирами, принимающими оперативные решения по выполнению текущих производственных задач.

    Низший уровень управления отвечает за точное выполнение планов и программ: доведения их до рабочих и контроль выполнения. Управленческие решения руководителей данного звена – мастеров, бригадиров, звеньевых – наиболее определены, имеют низкий уровень риска и сводятся, в основном, к контролю за исполнением конкретного производственного задания. Начальники цехов, мастера, бригадиры, т.е. представители среднего и низового звеньев управления, занимаются, как правило, рутинными управленческими решениями, повторяющимися с заданной периодичностью. Например, в случае отклонений от производственной программы принимают решения, касающиеся трудовых отношений, технического обеспечения производства. Примерами таких решений могут быть остановка станка на ремонт в случае возникновения неполадок, перемещение рабочих с одного рабочего места на другое и т.д. X. и С. Чакраборти "Управленческий учет" называют топ-менеджеров мозгом организации, менеджеров среднего звена – глазами, ушами и устами организации, менеджеров низового звена – руками и ногами .

    Управленческий учет должен представлять информацию на каждый уровень управления исходя из потребностей менеджеров. Например, анализ рентабельности централизованных инвестиций слабо связан с оценкой показателей деятельности среднего звена и мало интересен начальникам цехов, однако его результаты необходимы топ-менеджерам, они могут иметь решающее значение при оценке привлекательности альтернативных вариантов инвестиционной стратегии.

    В процессе информационного обеспечения среднего и низшего уровней управления необходима организация первичного учета и оперативного анализа исполнения производственной программы и планов по снабжению и продажам. При этом часто на практике возникает проблема дублирования информации бухгалтерского и оперативно- технического учета. Большую ценность для руководителей этих уровней представляют данные по отклонениям в разрезе центров ответственности, что требует специальной организации управленческого учета.

    Специалист по управленческому учету должен понимать, как работают менеджеры разных уровней управления, и какие задачи они ставят по подготовке информации.

    • Chakrabotty Н., Chakraborty S. Management accountancy. Oxford: Oxford University Press; Calcutta: Chennai Mumdai, 1997.

    В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

    Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

    Несмотря на существенные различия компаний и фирм, предприятий и организаций, всем им приходится в целом решать одни и те же проблемы: разрабатывать структуру своих объединений, выстраивать единую политику учета и контроля за деятельностью, управлять всей организацией как единым целым в соответствии с принятой стратегией и т.д.

    Уровни управления в организации

    Уровень управления -- часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

    Фактическое количество уровней на предприятиях колеблется от одного-двух в малых фирмах до восьми-девяти в крупных объединениях и корпорациях.

    В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший.

    Ш Низший уровень управления

    К этому уровню относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35--45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.

    Ш Средний уровень управления

    К этому уровню относятся 50--60 % общей численности управленческого персонала организации, а именно:

    · менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);

    · менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;

    · менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.

    Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.

    Ш Высший уровень управления

    Это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители).

    Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей.

    Руководители среднего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды.

    К высшему звену относятся 3--7 % управленческого персонала.

    Менеджер как управляющий организацией

    Ключевую позицию в управление организацией занимаются менеджеры.

    Менеджер (англ. manager, от manage -- управлять) -- это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.

    Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее.

    Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят непосредственно рабочими и другими работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений весьма короткий.

    Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют в организации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.

    Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значительно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.

    На западных предприятиях также различаются:

    ь top management, т. е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);

    ь middle management -- среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);

    ь lower management -- низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

    Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, организации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах.

    Причем раньше считалось, что для управления организацией совершенно не требуется быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми.

    По данным исследований, современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания.

    Тест 1.

    А) Первичный; Г) Средний;

    Б) Высший; Д) Низший .

    В) Вторичный;

    Тест 2.

    Тест 3.

    А) внутриличностный;

    Б) межличностный;

    В) структурный;

    Г) между личностью и группой;

    Д) межгрупповой.

    Тест 4.

    Какие из перечисленных ниже принципов управления, Вы считаете отвечающими современному представлению о роли и возможностях человека в организации?

    Тест 5.

    Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:

    А) Технология управления; Г) Профессиональная подготовка управляющих;

    Б) Функции управления; Д) Иерархия управления;

    В) Техника управления; Е) Стиль управления.

    Тест 6.

    Какой из видов разделения труда в управлении является на Ваш взгляд, основой для выделения других?

    А) Профессионально – В) Технологическое;

    квалификационное; Г) Иерархическое (вертикальное).

    Б) Функциональное;

    Тест 7.

    Целью, какой школы управления было создание универсальных принципов управления?

    А) Школы научного управления; В) Школы человеческих отношений;

    Б) Классической школы управления; Г) Школы науки управления.

    Тест 8.

    Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников:

    А) Мастера: В) Начальники отделов и служб предприятия:

    1. Высший; 1. Высший;

    2. Средний; 2. Средний;

    3. Низший. 3. Низший.

    Б) Заместитель начальника цеха: Г) Заместители и помощники директора:

    1. Высший; 1. Высший ;

    2. Средний; 2. Средний;

    3. Низший. 3. Низший.

    Тест 9.

    Определите, к какому уровню управления относятся:

    заместитель директора по экономическим вопросам (ЗЭ), заместитель начальника цеха по техническим вопросам (ЗНЦТ), мастер (М), начальник финансового отдела предприятия (НФО), заместитель директора по коммерческим вопросам (ЗКом), помощник директора по кадрам (ПК), начальник отдела маркетинга (НОМ), бригадир бригады сварщиков (Б). Выберите правильный вариант.



    Тест 10.

    Руководители, какого уровня управления характеризуются нижеприведенными высказываниями? Поставьте рядом с высказыванием соответствующую букву.

    А)(2,5,7) – руководитель высшего уровня; В) (1) – руководитель низшего уровня.

    Б) (3,4,6) – руководитель среднего уровня;

    1. Олег Иванов возглавляет бригаду сварщиков на предприятии.

    2. В.В. Павлов контролирует все направления деятельности ОАО « Московская кондитерская фабрика « Красный Октябрь».

    3. Надежда Васильева была назначена начальником планово – экономического отдела завода.

    4. Мой знакомый после окончания института был назначен заместителем директора предприятия по экономике и финансам.

    5. Виктор Сидоров контролирует работу 7 мастеров.

    6. Михаил Савченко подписал приказ о введении нового штатного расписания в компании с 1 января 2012 года.

    Тест 11.

    Выделите этапы контроля:

    А) Предварительный;

    Б) Установление стандартов и критериев;

    В) Сопоставление (сравнение) с ними реальных результатов;

    Г) Текущий;

    Д) Финансовый;

    Ж) Принятие необходимых корректирующих действий.

    Тест 12.

    Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

    А) Стиль работы; Г) Функции управления;

    Б) Уровень управления; Д) Организационная структура

    В) Технология процесса управления;

    Тест 13.

    Для каких подходов и школ менеджмента характерны приведенные ниже утверждении? Выберите правильный ответ.



    Тест 14.

    Выберите правильные ответы:

    Линейный руководитель – это тот, кто:

    А) Контролирует деятельность всей организации;

    Б) Руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников;

    В) Отвечает за определенную сферу деятельности в организации;

    Г) Руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

    Тест 15.

    Выберите правильный ответ:

    Функциональный руководитель – это тот, кто:

    А) Имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;

    Б) Управляет отдельной сферой деятельности в организации;

    В) Осуществляет управление производством;

    Г) Имеет отдельный кабинет и секретаря.

    Тест 16.

    Определите, о каких руководителях, линейных (ЛР) или функциональных (ФР) идет речь в следующих высказываниях. Укажите свой вариант ответа в нужных местах в каждом высказывании.

    А) (ФР) Наши студенты после окончания университета по специальности «Маркетинг» работают в организациях в отделах маркетинга, а наиболее умные, способные и энергичные из них могут даже стать руководителями этих отделов (_______);

    Б) (ФР) Коммерческий директор (_______) торговой фирмы «Русский сувенир» собирается пройти переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации при МГТУ им. Н.Э. Баумана, по специальности «Менеджмент»;

    В)(ФР) Мой брат занимает должность управляющего делами в крупной фирме (______);

    Г)(ЛР,ЛР,ФР) «Отец» науки управления – Фредерик Тейлор работал станочником, старшим рабочим, мастером (______), старшим мастером (______) на заводе Мидвейлской стальной компании в Филадельфии. В 1889 году Ф. Тейлор стал главным инженером завода (______).

    Тест 17.

    Тест 18.

    Тест 19.

    Тест 20.

    Тест 21.

    Руководитель, принимая решения и организуя их выполнение, выступает как:

    А) Предприниматель; В) Распределитель ресурсов;

    Б) Представитель; Г) Устранитель нарушений.

    Тест 22.

    Тест 23.

    К информационным ролям менеджера относятся:

    А) Связующее звено; В) Распространитель информации ;

    Б) Приемник информации; Г) Ведущий переговоры.

    Тест 24.

    Тест 25.

    Тест 26.

    Г) Руководителей всех трех уровней управления.

    Тест 27.

    К межличностным ролям относят таких, как:

    А) Руководитель; В) Лидер;

    Б) Предприниматель; Г) Представитель.

    Тест 28.

    Тест 29.

    Наибольшая?

    А) Высшего; Б) Среднего; В) Низшего.

    Тест 30.

    Тест 31.

    Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

    1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

    2. В команде один за всех и все за одного.

    3. Все члены команды – единомышленники.

    4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

    5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг к другу

    6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики – организаторы.

    7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

    8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

    10. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

    Тест 32.

    В, 2-в, 3-н. 4-в, 5-н, 6-в, 7-н, 8-н, 9-н, 10-н

    1. Контроль и инструктирование подчиненных имеет наибольшее значение в структуре затрат рабочего времени руководителей низового звена.

    2. Когда цель поставлена, руководителям легче исполнять свои обязанности.

    3. Главная задача руководителей и управленческих работников всех 3-х уровней управления - это определение миссии и общих целей функционирования и развития организации.

    4. Умение работать с людьми важно для руководителей всех уровней управления.

    5. Знание техники и технологии современного производства, умение хорошо разбираться в технических вопросах – это основное требование к руководителям высшего уровня в различных организациях.

    6. Руководители всех трех уровней управления выполняют функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля в организации.

    7. В подавляющем большинстве российских фирм работает сильная управленческая команда на высшем уровне управления.

    8. Постоянное непосредственное общение с исполнителями производственных заданий – это характерная черта деятельности руководителей высшего уровня управления.

    9. Планирование вовсе необязательно в работе современных руководителей. Важно уметь действовать по ситуации.

    10. Возможность различных ролей руководителя не меняются в зависимости от уровня управления.

    Тест 33.

    Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

    Н, 2-в, 3-н, 4-в, 5-н, 6-н, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в

    1. Хороший, квалифицированный, опытный руководитель должен уметь успевать сам решать все возникающие в процессе управления проблемы, не привлекая к этому других управленческих работников.

    2. Определение стратегических направлений развития организации – одна из главных задач руководителей высшего уровня управления.

    3. Определение основ кадровой политики в организации занимает центральное место в работе руководителей всех трех уровней управления.

    4. Работа руководителя состоит из комбинации нескольких ролей.

    5. Работа руководителей высшего уровня связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем.

    6. Знание основ психологии управления важно только для руководителей низового уровня управления, поскольку они находятся в постоянном общении с производственными исполнителями.

    7. Руководители высшего уровня управления обязательны больше наблюдать за внешней деловой средой, чем руководители низового уровня управления.

    8. Умение делегировать полномочия – одно из основных качеств эффективного руководителя.

    9. Руководитель высшего уровня несет ответственность за деятельность всех подразделений в организации.

    10. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.

    Тест 34.

    Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

    Н, 2-в, 3-в

    1. Информирование – одна из общих функций управления, выполняемая руководителем.

    2. В современных условиях руководители должны уметь использовать групповые формы работы, создавать инновационную обстановку, творческую атмосферу, привлекать к решению сотрудников организации.

    3. Для хорошего высшего руководства требуется сочетание таких типов людей, как человек мысли, человек действия, человек, разбирающийся в людях понимающий их, и человек публики. Однако эти типы способностей практически никогда не совмещаются в одном человеке.

    Тест 35.

    Тест 36.

    Тест 37.

    Что такое социометрия?

    А) это способы осуществления воздействия на персонал на основе использования экономических законов;

    Б) это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях и дисциплине;

    В) это метод научного изучения взаимоотношений в коллективе и места каждого в структуре этих отношений;

    Г) это метод, стимулирующий персонал на полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.

    Тест 38.

    Расставьте перечисленные ниже потребности по порядку от низших к высшим, согласно иерархии А. Маслоу:

    А, В, Д, Г, Б,

    А) Физиологические потребности;

    Б) Потребность в самовыражении (самореализации);

    В) Потребность в безопасности и защищенности;

    Г) Потребность в уважении;

    Д) Социальные потребности.

    Тест 39.

    Тест 40.

    Согласно Д.Мак-Клелланду, три важнейших для деловых ситуаций стимула – это стремление добиться успеха, власти и признания. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано, со стремлением к:

    А) Власти;

    Б) Успеху;

    В) Признанию.

    Тест 41.

    Тест 42.

    Тест 43.

    Тест 44.

    Первая стадия в создании продукта – это:

    А) Управленческий анализ;

    Б) Конструирование;

    В) Предварительная оценка и выбор идей;

    Г) Поиск идей.

    Тест 45.

    Предприятие решает организовать фирменный сервис во всех крупных городах области, для чего необходимо:

    А) Связь с покупателем;

    Б) Четкая система снабжения;

    В) Поиск новых методов сервиса;

    Г) Все вышеперечисленное.

    Тест 46.

    Новым товаром на рынке считается товар:

    А) Имеющий новую упаковку и фасовку;

    Б) Товар, с принципиально новыми техническими характеристиками;

    В) Товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом;

    Г) Все перечисленное.

    Тест 47.

    Что является товаром?

    Б) Виды деятельности;

    В) Телевизоры;

    Г) Все вышеперечисленное.

    Тест 48.

    Самая острая конкурентная борьба возникает на следующем этапе ЖЦТ:

    А Внедрение;

    Б) Зрелость;

    В) Рост;

    Тест 49.

    Предприятие начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ:

    А) Внедрение;

    Б) Зрелость;

    В) Рост;

    Тест 50.

    Г) Все перечисленное.

    Тест 51.

    Тест 52

    В какой организационной структуре реализуется принцип единоначалия?

    А) Линейной;

    Б) Функциональной;

    В) Проектной;

    Г) Матричной.

    Тест 53.

    Какая из ниже перечисленных подфункций не относится к функцию планирование?

    А) Прогнозирование;

    Б) Координация;

    В) Моделирование;

    Г) Программирование.

    Тест 54.

    Тест 55.

    Теория мотивации, согласно которой людям присущи власть, успех и причастность:

    А) Теория Д. МакКлелланда;

    Б) Теория справедливости;

    В) Теория А. Маслоу.

    Тест 56.

    Какая подфункция, функций планирования включает: Разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбора методов управления?

    А) Прогнозирование;

    Б) Моделирование;

    В) Программирование.

    Тест 57.

    Тест 58.

    Какие факторы, связанные с выполняемой работой, составляют основу ситуационного подхода для определения оптимального масштаба управляемости?

    А) Техника коммуникации;

    Б) Схожесть работ;

    В) Территориальная удаленность работ;

    Г) Степень четкости в постановке целей;

    Д) Сложность работ.

    Тест 59.

    Управления?

    А) Производство;

    Б) Маркетинг;

    В) Финансы;

    Г) Работа с кадрами;

    Д) Эккаунтинг;

    Ж) Внешняя среда .

    Тест 60.

    Метод SWOT позволяет выявить:

    А) Сильные и слабые стороны организации (предприятия);

    Б) Угроз и возможностей;

    В) Конфликтных ситуаций.

    Тест 61.

    Правильно расставьте этапы процесса коммуникации: А, В, Г,Б

    А) Отправитель;

    Б) Получатель;

    В) Кодирование;

    Г) Раскодирование.

    Тест 62.

    Тест 63.

    К теории мотивации?

    Б) Психологические ;

    В) Процессуальные.

    Тест 64.

    В процессе управления осуществляются информационно – технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием;организационно – административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д.

    Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции? Выберите правильный вариант ответа.

    Операции Кто выполняет операции
    Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
    Информационно – технические операции Технические исполнители Специалис- ты Технические исполнители Технические исполнители Руководители
    Аналитические операции Технические исполнители Технические исполнители Специалис-ты Специалис-ты Технические исполнители
    Операции целеполагания, операции по выбору варианта решения Специалисты Специалисты Руководители Специалисты Руководители
    Организационно – административ- ные операции Руководители Руководители Руководители Руководители Специалисты

    Тест 65.

    Определите наиболее рациональную структуру затрат рабочего времени руководителей (Р), специалистов (С) и технических исполнителей (ТИ). Выберите правильный вариант.

    Категории управлен-ческих работников Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г
    операции операции операции операции
    И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А
    Р 10 40 50 - -
    С 40 60 - -
    ТИ - - 90 10 -

    И – Т – информационно – технические операции;

    А – К – аналитико-конструктивные операции, связанные с анализом информации, целепологанием, выбором оптимального решения;

    О – А – организационно – административные операции.

    Тест 1.

    Какие уровни управления можно выделить в организации?

    А) Первичный; Г) Средний;

    Б) Высший; Д) Низший .

    В) Вторичный;

    Тест 2.

    Основные функции менеджмента, это:

    А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

    Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

    В) Планирование, организация, мотивация, координация.

    Тест 3.

    Какой из ниже перечисленных конфликтов не относится к типу (уровню) конфликтов в организации (предприятий)?

    А) внутриличностный;

    Б) межличностный;

    В) структурный;

    Г) между личностью и группой;

    Д) межгрупповой.