Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Как привить в семь лет ребенку чтению. Как легко научить ребенка читать и привить ему любовь к книгам. Обсуждение организационных вопросов

    Как привить в семь лет ребенку чтению. Как легко научить ребенка читать и привить ему любовь к книгам. Обсуждение организационных вопросов

    Как привить ребенку любовь к чтению — один из самых волнующих вопросов любящих родителей. Что современные дети мало читают, ни для кого не секрет. В основном виновниками сложившейся ситуации считают всевозможные гаджеты, но даже задолго до их появления не все дети отдавали предпочтение книге. Возможно проблема кроется в другом?

    Давайте разберемся, как заинтересовать ребенка чтением, привить любовь к книге на всю жизнь, в каком возрасте знакомить малыша с литературой, стоит ли вести бессмысленные разговоры о пользе чтения, или жестко принуждать. Поговорим о распространенных ошибках родителей, которые только отобьют интерес к литературе. Эти советы будут полезны для родителей детей всех возрастов, от рождения до подросткового периода.

    Чтение можно разделить на два этапа

    1. Этап технического чтения. Ребенок только учится читать, связывает между собой буквы, слоги, слова, предложения. Это так называемый «голый» навык.
    2. Этап содержательного чтения. Когда ребенок ухватывает содержание текста, улавливает смысл, получает удовольствие от процесса.

    Первый этап тяжело дается детям, он не приносит совершенно никакого удовольствия, учиться читать скучно и неинтересно для ребенка, и ему никак не объяснить, что это необходимо. Поэтому до того, как учить ребенка читать, нужно привить ему любовь к чтению, показать как интересен и разнообразен мир книг. Как это сделать? Просто нужно соблюдать ряд простых, но очень важных правил!

    Как привить ребенку любовь к чтению с рождения

    1. Как только малыш родится.
    2. Ежедневно по несколько минут.
    3. Когда ребенок в хорошем настроении, в качестве поощрения за примерное поведение.
    4. В любом месте, всегда берите книгу с собой на прогулку, в гости.
    5. Приучите ребенка ждать время для чтения, например перед сном. Дети, у которых есть ритуал отхождения ко сну быстро и легко засыпают, их не нужно уговаривать лечь в постель.
    1. Медленно, с интонацией, меняйте голос читая за разных персонажей, показывайте мимикой и жестами их действия.
    2. Рассматривайте вместе книги и картинки, купите книги из толстого картона, чтобы ребенок, если он совсем маленький, смог полистать книжку, не порвав её.
    3. Попросите малыша переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя помощником, а дети любят помогать взрослым.
    4. Пусть малыш сам выберет книгу, которую вы ему прочтете.
    5. Не перегружайте, не нужно читать больше 20 минут, это максимум для маленького ребенка в возрасте 1-4 лет.

    Советы для родителей дошкольников и младших школьников

    Соблюдая эти простые правила вы поможете своему чаду полюбить читать, чтение станет для него интересной игрой, а не скучным процессом соединения слогов.

    • Если ребенок уже освоил технику чтения, читайте вместе, по ролям, ему обязательно понравится эта идея, получится увлекательная и интересная игра.
    • Создайте собственную домашнюю библиотеку. Присутствие в доме книг, журналов и газет, а также ваш личный пример помогают детям рассматривать литературу как часть повседневной жизни. Обязательно вместе с малышом выбирайте, что вам прочесть, пусть он сам покажет, где находится его любимая книга.
    • Устраивайте всевозможные конкурсы и викторины. После прочтения ребенком книги, задавайте вопросы, после правильного ответа обязательно вознаграждайте какими нибудь вкусностями, желательно полезными. Вопросы можно озвучить перед прочтением книги, это поможет малышу запомнить необходимую информацию. Этот совет хорошо помогает детям научиться осознавать прочитанное, лучше понимать смысл текста.
    • Обрывайте финал. Читая новую книгу, остановитесь на самом интересном месте и уходите заниматься своими делами. Можно при этом намекнуть, что он сам в состоянии дочитать её до конца. Детское любопытство не знает границ, сделав свои дела, придите и спросите, чем же там все закончилось.
    • Рисуем иллюстрации и комиксы к прочитанным произведениям. Ни один ребенок не откажется от этого занятия. Можно выбрать определенное действие, происходившее в сказке и изобразить его на листе бумаге, дополнить диалогами, как в книге. Можно даже завести специальную тетрадку для комиксов.
    • Разыгрывайте сценки из сюжета в книге. Это не только поможет привить любовь к чтению, но и разовьет театральные навыки.

    Методики внедрения правильного чтения

    Методик внедрения правильного чтения множество, все они подходят для своей цели, а именно научить ребенка читать так, чтобы он полюбил это делать. Ребёнок должен понять, что чтение - это не принудительный и скучный процесс, а индивидуальное и интересное поглощение увлекательной информации.

    Да, да! Вы не ослышались! Купив новую книгу с яркими картинками, демонстративно пролистайте её, чтобы кроха видел, а затем положите на видное место, и скажите малышу, чтобы он не читал, обоснуя тем, что эта сказка вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. В конце концов любопытство возьмет верх, ведь запретный плод сладок.

    Метод Искры Даунис (детский психолог)

    Один из самых действенных методов, позволяющих сделать чтение увлекательным и интересным. Утром, когда ребенок проснется, он найдет у себя на подушке письмо от любимого сказочного персонажа, пусть это будет Карлсон.

    В письме всего пару строчек о том, что он хочет дружить с малышом и оставил ему подарок в определенном месте, указанном в письме.Подарок ребенок обнаруживает, а на другое утро получает новое письмо, где Карлсон пишет, что сегодня хотел подарить ему билеты в цирк или зоопарк, но так как малыш себя плохо вел, подарок он получит, когда исправит свое поведение.

    В этом письме уже больше строчек и так с каждым днем, количество прочитанных строк увеличивается, техника чтения улучшается, а ребенок с нетерпением ждет нового письма. Этот метод помогает детям связать чтение с чувством удовольствия и радости.

    С овместный просмотр фильмов

    Наверняка, многие из вас уже начали возмущаться, мол это к чтению никак не относится.Читайте дальше, поймете, в чем дело. В современном мире ребенка от телевизора точно не уберечь, но иногда можно вынести из этого пользу. Подбирайте экранизации по известным детским произведениям, перед просмотром обязательно расскажите, что вначале была написана книга, а только потом по её сюжету сняли фильм.

    После просмотра с энтузиазмом, расскажите малышу об упущенных в фильме эпизодах, о том, что книга намного интереснее и красочнее, более точно передает историю и эмоции главных героев. Если ребенка зацепил фильм, не сомневайтесь, что он захочет прочесть и книгу.

    Наверняка вам знакома история Гарри Поттера, дети во всем мире взахлеб читали историю мальчика, который выжил. Собственно, почему читали? и сейчас читают. По данным статистики, больше половины детей сначала посмотрели фильм, а только потом, заинтересовавшись сюжетом, прочли книгу, и с нетерпением ждали новой части.

    Правильное окружение

    Когда кто-то из друзей постоянно читает, это будет стимулировать к чтению и ваше чадо. В возрасте 8-10 лет у детей появляется интерес коллекционированию, хорошо, если вы направите его в правильное русло. Подарите малышу интересную книгу и предложите ему на пару с другом коллекционировать понравившиеся им произведения, либо книги одного жанра, или полюбившегося автора.

    Чтение — радость и праздник!

    Основателями этого метода считается древний народ Книги. Заключается в том, что ребенок читает в качестве награды, когда хорошо себя ведет, в ограниченном количестве — несколько строчек или пол страницы. Когда малыш в плохом расположении духа, читать ему запрещается. Ребенок, должен понять, что чтение это радость и праздник, а не наказание.

    Метод, основанный на детском любопытстве

    Подходит для детей, которые уже научились читать, но не могут уловить смысл. Читая ребенку новую книгу, прервитесь на самом интересном месте, ссылаясь на то, что у вас много дел, и нет времени для чтения. Все домашние должны быть заняты и отказываться прочесть произведение до конца. Потом, в конце концов, сжальтесь над крохой, но с одним условием! Читать по очереди, строчку-ты, две строчки-я. Обязательно похвалите ребенка, это даст ему стимул совершенствовать свои навыки. Таким образом, техническое чтение со временем перейдет в содержательное.

    Страсть к перечитыванию

    Каждый родитель может рассказать историю о том, что его ребенок несколько раз на день на протяжении долгого времени просит прочесть одну и ту же книгу. Обычно это касается деток в 2-3 года и чуть старше, и это вполне нормальное явление для такого возраста. Просто это произведение особенно полюбилось малышом, оно олицетворяет его психологический комфорт, в нем все знакомо и предсказуемо, но это не делает его менее интересным. Отнеситесь с пониманием к желанию ребенка, читайте снова и снова, не стоит раздражаться по этому поводу. Наверняка у вас в детстве тоже была любимая книга, прочитав которую сейчас вы впадете в ностальгию. В большинстве случаев частое чтение одних и тех же книг проходит у детей в 6-7 лет.

    Выбирайте правильные аргументы, чтобы побудить ребенка к чтению

    Многие родители ошибочно полагают, что учителя должны научить их детей всему на свете, а им остается проверять дневник и приходить на родительское собрание. Не тут то было, уважаемые родители! В школе ребенок учится техническим моментам чтения, которые никак не влияют на любовь к книге, а наоборот, могут только оттолкнуть, так как это тяжело, скучно и неинтересно по мнению ребенка.

    Порой родителям подростка приходится приложить немало усилий, для того, чтобы заинтересовать книгой, заданной на летнее чтение. Может быть, ему вовсе не интересен сюжет этого произведения. Но основной проблемой является неправильное вовлечение в увлекательный процесс чтения в раннем возрасте, когда малыш только учился читать и с трудом понимал главную мысль содержимого, а может, вообще не понимал. Нужно научить ребёнка правильно читать произведения и понимать главную мысль и идею. Это необходимо делать, постепенно вводя новые элементы, но не только среди букв, а также среди способов понимания смысла текста.

    Любовь к чтению зарождается именно в семье, когда мама и папа собираются вместе, садятся со своим чадом в уютное местечко и читают сказки, стихи, интересные истории отвечая на бесконечные вопросы » а почему», «что это такое» и так далее в том же духе. Именно с вас ребенок берет пример, если вы проводите большую часть своего свободного времени с книгой, также поступит и ваше чадо. Даже не умея читать, он просто возьмет книгу в руки и будет перелистывать странички, внимательно рассматривать картинки, водить пальчиком с лева на право, лишь бы быть похожим на маму и папу, ведь вы самые главные и авторитетные люди для своего ребенка.

    Важную роль в воспитании маленького читателя играют походы в библиотеку. Малыш видит как огромен, разнообразен и интересен мир книг, ему понравится выбирать книги, которые он прочтет дома с мамой, смотреть картинки прямо в читальном зале. Сама библиотечная атмосфера положительно влияет на ребенка, он видит, как другие детки и взрослые читают и ему тоже хочется поскорее научиться, чтобы не просить маму с папой, а самому погружаться в жизнь и заботы сказочных персонажей.

    Основные ошибки родителей

    Все, без исключения мамы и папы интересуются, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать. Но хоть кто нибудь задавался вопросом, чего делать нельзя? Часто, своим желанием пробудить в ребенке любовь к чтению, мы, наоборот убиваем весь интерес и желание малыша своим поведением.

    Чего делать нельзя

    • Не заставляйте и не уговаривайте детей читать. Чтение книги должно быть только по доброй воле ребенка с хорошим настроением, а не заплаканным из-за того, что мама усадила его за ненавистную книгу.
    • Не поправляйте и не указывайте на ошибки. Пусть читает как может, вечно поправляя и бурча вы убиваете интерес к чтению, оно становится мучением и наказанием.
    • Не заставляйте читать из под палки, говоря -«не ленись, прочти еще хоть строчку». Придумывайте увлекательные игры, сейчас даже придумывать ничего не надо, все уже давно придумано за вас.
    • Не сравнивайте с другими детьми. Например, — «Вот Вадик, из твоего класса, такой умный мальчик, прочел за лето уже 5 книг, а ты и одну с трудом осилишь». Подобное сравнение не только отобьет интерес к чтению, но и испортит ваши отношения с ребенком.
    • Не ставьте нереальные задачи. Когда малыш еще плохо читает, не целесообразно просить его прочесть всю книгу от и до. Начинайте с коротеньких стишков и рассказов, сначала, пусть прочтет пол странички, потом еще и еще.

    В статье вы найдете множество полезных идей, как научить ребенка читать, играя.

    Чтение воспитывает нравственность, формирует мировозрение, убеждения и ценности. Литература расширяет кругозор, словарный запас, положительно влияет на формирование вкусов. Читающие люди, знают, чего хотят, и чаще добиваются успехов. Стремление к получению новых знаний и навыков определяет будущий успех ребенка.

    По мнению психологов, привить ребенку любовь к чтению можно до 9 лет, если вы не сделали этого раньше, вряд ли получится сейчас, когда у малыша появились другие интересы.

    Родители беспокоятся за счастье детей. Старшее поколение надеется, что их потомки будут здоровы, успешны и умны. Именно поэтому мама с папой стараются быть разборчивыми в выборе спортивных секций, а также прививать ребенку любовь к чтению.

    Зачем нужно прививать ребенку любовь к чтению

    Стремление к новым знаниям определяет будущий успех ребенка. Каждый вид деятельности влияет на личность ребенка и развитие его навыков: занятия спортом укрепляют здоровье и силу воли, интеллектуальные игры развивают логику и мышление, а чтение воспитывает нравственность, формирует убеждения, мировоззрение, ценности.

    Детей стоит приучать к чтению, потому что книги:

    • расширяют кругозор;
    • положительно влияют на развитие эстетики и формирование вкусов;
    • развивают образное и логическое мышление;
    • расширяют словарный запас;
    • развивают память;
    • влияют на развитие речи.

    Как вдохновить ребенка читать

    1. Не заставляйте

    Чтобы ребенок проявил подлинный интерес к литературе, он должен появиться изнутри. Родительское давление, особенно в малом возрасте, лишь принесет дискомфорт и негатив.

    Если ребенок пока не желает читать и вообще оставаться с книгой наедине, ничего страшного. В это время вы можете сами сесть за книгу, показывая положительный пример. Как только любознательный малыш начнет вас расспрашивать, что вы такое читаете, отвечайте на все его вопросы. Расскажите ребенку, что у вас в руках, почему книга вас зацепила. Будьте хитрее. Если вы купили ребенку книжку, то пусть ее обложка будет яркой, а первым читателем будет сама мама.

    Более того, позвольте малышу самому делать выбор. Каждая книга несет свою пользу. И даже если ребенок попросит вас купить ему комикс, не отказывайте. Ведь именно интересные книжки с картинками станут проводниками к серьезной и увлекательной классике в будущем.

    2. Читайте вслух, начиная с рождения ребенка

    Возможно, ребенок не разбирает многие конструкции и понятия слов, но стихотворения и сказки, которые читают родители, создают чувство близости и безопасности. С 10 месяцев у ребенка формируется словарный запас, и чем раньше вы начнете над этим работать, тем насыщеннее он будет.

    Только не переусердствуйте. Внимание ребенка в этом возрасте держится не дольше четырех минут, а в три года это цифра вырастет до 20 минут. Не торопитесь — всему свое время.

    3. Сделайте чтение увлекательным

    Превратите чтение и саму покупку книги в игру. Придя в магазин, дайте малышу корзину и разрешите самому выбрать книгу. Или садитесь за книжку с чаем и сладостями и читайте по ролям. Создайте ребенку комфортную среду.

    4. Не торопитесь

    Знакомство с книгой должно происходить постепенно. Начинать стоит с небольших историй, постепенно увеличивая нагрузку. Чтение будет не длительным, зато регулярным.

    Это касается и родителей. Согласитесь, очень странно, когда нечитающие родители пытаются пристрастить детей к литературе. Это сродни курящим родителям, которые отговаривают детей от сигареты. Не будьте курильщиками — будьте книгофилами. Ну хотя бы 20 минут в день. Главное, чтобы ребенок видел пример.

    5. Учите стихи

    До 8 лет ребенок поглощает информацию с бешеной скоростью и интересом. Поэтому даже удивляться не стоит, что заучивать стихи в этом возрасте очень легко. А вот к средней школе это становится уже сложнее.

    По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , книги регулярно читают 28% всех детей в возрасте до 15 лет. При этом в период от 10 до 15 лет книгоманов становится все меньше. Дело не в желании, а в школьной нагрузке, которой с каждым классом становится больше. Поэтому дети если и выбирают литературу, то либо «практичную», либо «развлекательную». «Душевная» поэзия же остается за рамками детских интересов. Поэтому если и прививать любовь к стихам, то стоит это делать с детства. Пусть и маленькими шажками, но регулярными.

    6. Создайте круг по интересам

    Если у вашего ребенка есть друг, которого родители также приучают к чтению, приглашайте их в гости. Ребенку будет интереснее заниматься чтением в компании ровесника. Можно превратить это, например, в кружок коллекционеров, где экспонатами будут книги. Предложите ребятам собрать свою собственную библиотеку.

    Соберите домашнюю библиотеку детских книг

    7. Читайте бумажные версии

    Обратите внимание на формат книги. Нет ничего плохого в электронных форматах, вроде планшета или e-book, но читать с яркого экрана на ночь точно не рекомендуется. Дело в том, что устройства подавляют выработку мелатонина — ночного гормона, отвечающего за режим. Поэтому что касается формата, делайте упор на бумажные носители.

    Любое знакомство с литературой в нашей жизни начиналось с фольклора, а именно с русских народных сказок, где героями являются величественные богатыри, загадочная Баба Яга и эпичный трехглавый Змей Горыныч.

    «Сказки 3/9 царства» продолжают традиционные сюжеты, сохранив народный колорит, дух приключений и мораль. Авторы добавили яркие иллюстрации, занимательные диалоги и понятные истории героев, благодаря которым ребенок может чему-то научиться.

    «Эх, Вовка!»

    Хулиганская жизнь из знаменитых дворовых историй приобрела бумажный и приличный вид. «Эх, Вовка!» — это сборник веселых и поучительных историй, рассказывающий о нелегкостях школьной жизни.

    Неожиданная двойка, прогулянные уроки и крепкая дружба— все это собирательный образ весельчака, который любит беззаботную жизнь.

    «Сказки страны Фантазёрии»

    Отличные сказки, как выяснилось, пишут и в наше противоречивое время. «Сказки страны Фантазёрии» — это классический сборник авторских сказок, который берет за основу наш современный быт с его ценностями и русские сказки с их душой и добротой.

    «Улетные приключения с Жевжиком»

    Продолжая историю с Жевжиком, обаятельным инопланетянином из журнала «Непоседа», компания «Юнилайн» решила посвятить этому фиолетовому кумиру целую книгу.

    Новые приключения посвящены знакомству мальчишки Непоседы и внеземного гостя. Вместе они раскроют тайны космической жизни, а также узнают, что такое настоящая дружба.

    Более того, авторы продолжают встраивать в свои произведения дополненную реальность. Поэтому в конце книги есть «Дневник Жевжика». Скачайте бесплатное приложение на смартфон, наведите камеру на страницы книги и дневник оживет.

    Среди моих подруг с детьми нашлась только одна мама, дочка которой читает так же, как мой сын. И дочь подруги, и мой сын совсем не из тех детей, которых посадил рисовать – они рисуют или которые предпочтут тихий досуг подвижным играм. Оба общительные, активно занимаются спортом, да и вообще с трудом сидят на месте. Я обращаю на это внимание потому, что часто слышу: «Мой такой подвижный – его за книжку не усадить!» Не в этом дело.

    Мы с подругой поразмышляли, что мы могли сделать, чтобы наши дети так любили читать. Это только личный опыт, а не готовая инструкция, с помощью которой вы воспитаете любовь к чтению у любого ребёнка.

    С чего начинать прививать любовь к чтению

    Начинать учить ребёнка читать можно тогда, когда он к этому готов. Дочка подруги стала читать в 3 года, мой сын в 5 лет, но проявлять интерес к настоящим книгам ребёнок начал только около 6 лет. Если малыш научился читать в 3 года, это не значит, что он сразу будет зачитываться. В этом возрасте детям интересен сам процесс, а не содержание. До 5–6 лет предлагайте ребёнку чтение написанных вами фраз или очень коротеньких рассказов. Дети обожают самодельные книжечки про них самих или про то, что происходит вокруг.

    Значим переход от чтения книг вслух к самостоятельному чтению. Если вы уже читаете малышу, для него будет естественным начать читать самостоятельно, когда придёт время. Поэтому с самого раннего детства создайте ритуал чтения, например, перед сном. В нашей семье после вечерней ванны сын ложился в кровать и слушал, как мы читаем. Такой ритуал был введён очень рано – с года. Когда сын начал читать самостоятельно, мы предлагали ему почитать 5 минут для нас, а после – папа продолжал читать вслух.

    Подруга с читающей дочкой рассказала, что она несколько раз была занята уборкой после ужина, и потому просто сказала дочери: «Почитай сама, ты же теперь умеешь, а я закончу дела и продолжу». Девочка так увлеклась самостоятельным чтением и была так горда, что перестала просить читать ей перед сном, а читала сама.

    Любовь к чтению у детей: какие книги выбрать

    Не выбирайте для первого чтения серьёзные обучающие книги, лучше прочтите их ребёнку вслух. Выбирайте небольшие, желательно смешные рассказы с простым понятным сюжетом.

    Когда ребёнок читает уже более-менее бегло, лучшее, что вы можете сделать – доверить выбор книг ему самому. Будьте готовы, что ваш выбор может не совпадать с выбором сына или дочери. Но строгая цензура со стороны взрослых вряд ли приведёт к положительным результатам. Единственным нашим ограничением должна стать возрастная пометка. Хотя и тут не проявляйте излишней строгости: да, ребёнку 6 лет не подойдут книги для подростков, но если на книжке написано 8–9 или, наоборот, 4–5 лет, то почему бы не попробовать, если она привлекла внимание?

    Мой сын множество раз выбирал неподходящие на мой взгляд произведения, но читал их взахлёб, а потом добирался и до подходящих. Я подумала, что мне бы не хотелось, чтобы кто-то стоял у меня за спиной в книжном магазине, комментируя мой выбор, поэтому старалась не тревожить ребёнка.

    Ещё одной страстью сына стали комиксы. Дети, привыкшие рассматривать картинки, с лёгкостью и интересом читают несколько фраз, сказанных персонажами.

    Воспитание любви к чтению: где брать книги

    Как можно раньше запишитесь в обычную районную библиотеку, поход в которую может стать настоящим праздником для ребёнка, даже если взрослые не видят в нём ничего особенного. Мы выбрали определённый день, в который обязательно посещаем библиотеку, и даже моя младшая трёхлетняя дочка обожает этот традиционный день. Сын берёт 3–6 небольшие книги и прочитывает их за неделю.

    Но покупать книги тоже стоит. Детям важно видеть собственную домашнюю библиотеку, собранную постепенно и с любовью. В книжные магазины лучше ходить вместе с ребёнком, чтобы он мог взять понравившийся экземпляр в руки и посмотреть картинки.

    Если у сына или дочки есть читающие друзья, предложите им обмениваться книгами. Мы несколько раз организовывали встречи книжного клуба, которые очень нравились детям: они собирались в одном из домов и обменивались книжками, а потом играли. Такой обмен можно организовать ещё до того, как дети научились читать самостоятельно. Так они с самого раннего детства будут видеть, что книги могут стать предметом обсуждения и встреч и что ими приятно делиться и обмениваться.

    Книги также можно получать в подарок. Сын уже привык, что это замечательный подарок, и радуется, когда получат новую. Я обычно прошу дарителя подписать книгу. Тогда каждый раз, открывая её и обнаруживая пожелание, мы вспоминаем, от кого получили подарок.

    Если вы думаете, что мой сын уходит из комнаты, где работает телевизор с мультфильмами, или отказывается от компьютерной игры в пользу книжки, вы ошибаетесь. К моему глубокому сожалению, он всегда предпочтёт экран. Также если сын встанет перед выбором между книгой и детской площадкой, футбольным матчем с друзьями или прогулкой на велосипедах, то чтение не окажется на первом месте. Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок читал, у него должно быть время. И не 15 минут перед сном и ещё 15 между музыкой и танцами. У него должно быть время, когда ему станет скучно и он сам выберет новую книгу и поймёт, что она – лучшее лекарство от скуки.

    Так что наш вывод очевиден: у ребёнка должно быть свободное, ничем не занятое время дома. И чем больше вы ограничите экранное время, тем больше его останется на чтение.

    Как мотивировать любовь к чтению

    Я никогда не ожидала, что мой сын будет столько читать. Он мне казался слишком непоседливым для этого. Поэтому я не придумывала никакой специальной мотивации.

    Однако сейчас понимаю, что неосознанно мы мотивировали детей, придавая особую значимость чтению и книгам. Дома достаточно большая библиотека. Раньше и я, и муж очень много читали, сейчас – меньше, но если я взялась за чтение, то не могу оторваться. Сын много раз видел меня с книгой в руках и с лицом, говорящим: «Пожалуйста, не трогайте меня, пока я не закончу, мне так интересно!». Последнее время я специально читаю при детях. Когда они подходят ко мне, я показываю, сколько осталось до конца главы, и прошу не беспокоить, пока не закончу. Так я подчеркиваю важность занятия.

    Посещение книжного магазина для всех нас становится маленьким праздником. Мы не идём «за покупками», а всей семьёй идём «покупать книги» и покупаем сразу несколько произведений для всех членов семьи. Так как обычно мы выбираем выходной день, после книжного мы заходим в кафе, там открываем и рассматриваем покупки.

    Даже поход в библиотеку стал для нас особенным днём. Мы прогуливаемся пешком или едем туда на самокатах. По пути обратно я покупаю детям небольшие игрушки в киоске. Поход за книгами превращается в настоящий праздник!

    И, конечно, я постоянно говорю детям, как здорово почитать книгу и как я рада, что сын читает так много. Рассказываю всем родственникам, друзьям и знакомым при сыне, что горжусь им. И да, я знаю, что для любого человека чтение – это уже лучшая награда, но всё равно не могу перестать радоваться и говорить об этом!

    Прим. редакции: Если вы не знаете, какую книгу предложить малышу для первого самостоятельного чтения, рекомендуем серию

    Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

    Развитие интереса к чтению у первоклассника - необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

    Правильное чтение - это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

    Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

    Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию интересных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо использовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

    * В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

    * Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

    * Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок - народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

    * Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

    * Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

    * Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки , так и отрывка

    Как анализировать с ребенком прочитанный текст

    ♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

    ♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

    ♦ Кто из героев тебе понравился?

    ♦ Почему?

    ♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

    ♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

    ♦ Чем они тебе понравились?

    ♦ Какой герой не понравился?

    ♦ Почему?

    ♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понравились больше всего?

    ♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

    Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

    Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

    Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека» . Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

    Самое важное в развитии интереса к чтению - помнить, что для ребенка чтение - трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное - это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

    Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ничего не дает ребенку.

    Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использовать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

    Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

    Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

    Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно.

    Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

    Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.


    Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление - гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Чтение художественной литературы - это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?

    Учитель русского языка и литературы, читатель детских книг Ольга Гвинджилия считает, что да. Что можно посоветовать родителям, которые мечтают приобщить ребёнка к книге?

    1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв . Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» - говорят они. Но это не совсем так. Дело в том, что фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
    2. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни . Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение - это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастишь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
    3. Предоставьте детям свободу выбора . Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
    4. Формируйте читательские привычки . У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
    5. Подавайте личный пример . Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример - держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.

    Ещё больше практических рекомендаций Ольги Гвинджилии вы получите на курсе Фоксфорда « ». На нём Ольга Витальевна, педагог с 30-летним стажем, будет говорить о том, как сегодня изменился круг детского чтения, что лучше читать детям и с детьми.

    Вы узнаете, как связаны возраст ребёнка и круг чтения, как подбирать книги, почему нужно обязательно читать стихи, зачем читать вслух и многое другое.