Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Управленческая деятельность и ее основные аспекты

    Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Управленческая деятельность и ее основные аспекты

    В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

    1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

    2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

    3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

    4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

    5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

    6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

    7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

    Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

    Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

    Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

    Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

    Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

    Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

    В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

    В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

    В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

    Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое "вмешательство" государственной власти в социальные отношения.

    В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

    Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. Здесь можно говорить о том, что задачи и функции этого механизма практически выполняют все государственные органы независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление.

    Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли - административного права.

    Введение…………………………………………………………………….3

    1. Управление как особый вид деятельности, его специфика…………..5

    2. Элементы процесса управления. Функции управления……………..12

    Заключение…………………………………………….………………….17

    Список литературы……………………………………………………….19

    Введение

    В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

    В экономике формируются, функционируют и развиваются различные объекты как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.

    Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

    Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе.

    "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен" (Питер Друкер).

    Управление выполняет функцию предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.

    Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

    1. Управление как особый вид деятельности, его специфика

    Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения.

    Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

    Английское слово "менеджмент" происходит от корня латинского слова "манус" - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

    Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление - это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе "менеджмент" и "управление" определяются как слова-синонимы.

    Вместе с тем следует отметить, что понятие "менеджмент" имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна.

    В Словаре иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

    В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.

    Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

    Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.

    Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

    Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.

    Как специфическая область деятельности и знаний, управление имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

    В специальной управленческой литературе даются различные толкования управления в широком понимании этого слова. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания управления представлены на рис. 1.

    Как видим, понятия "менеджмент" и "управление" можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

    1. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию* и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

    Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера* как субъекта процесса управления.

    2. Управление как вид деятельности людей. В XVII - XVIII вв. менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. В этот период началось зарождение профессионального менеджмента.

    Управление как вид деятельности реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К числу важнейших функций управления относятся: прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет и контроль. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.

    "Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент - двигатель, развитие - следствие" - так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, человек, который первым сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, человек, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

    Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в нашем столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией.

    Единственное, что отличает одно предприятие этой отрасли от другого, - качество управления на всех уровнях.

    В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении, обычно имеют в виду две стороны этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).

    3. Управление как процесс. Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Таким образом, содержание процесса управления проявляется в реализации его функций.

    Процессный подход к управлению позволяет интегрировать все виды управленческой деятельности в единую логически взаимосвязанную цепочку. Такой подход позволяет представить управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, изменяющихся в пространстве и во времени, целью которого является решение проблем и задач организации.

    Процесс управления есть информационный процесс, т. е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий возникновения, прохождения и использования информации реализуются в ряде действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

    Таким образом, менеджмент можно рассматривать как информационный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей - менеджеры*. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

    4. Менеджмент как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры*, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала* для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Отсюда управление - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса требует от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенного в людях потенциала к саморазвитию. Эффективное использование и наращивание этого потенциала становится центральной задачей управления. Отсюда вытекает необходимость, смещения центра тяжести с автократического стиля управления в сторону демократических отношений между менеджером и другими работниками. Это обязательное условие повышения качества принимаемых решений, эффективности организации и повышение качества жизни работников.

    Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.

    Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако продуктивность их деятельности различна. Это отличие определяется качеством управления.

    Продуктивность фирмы означает тот баланс между факторами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными и проч.), который дает наибольший выпуск при наименьших усилиях. Поэтому повышение продуктивности - одна из главных задач менеджеров.

    5. Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

    Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

    В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

    Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление.

    Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

    Специфику управления составляют:

    1) предмет труда, которым является труд других людей;

    2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

    3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

    4) продукт труда, которым является управленческое решение;

    5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

    2. Элементы процесса управления. Функции управления

    Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

    Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Трудназванных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.

    Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

    Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

    Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

    В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

    Поскольку менеджмент – это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

    Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

    Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:

    1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

    Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

    Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:

    На основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;

    Определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;

    Исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;

    Для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;

    Производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;

    Планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

    2. Конкретные функции управления (специфические) определяются объектом управления.

    К функциям управления современного предприятия относятся следующие:

    Планирование (используемый ресурс - время);

    Маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

    Предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

    Финансы (используемый ресурс - деньги);

    Организация (используемый ресурс - люди);

    Производство (используемый ресурс - технологии);

    Инновация (используемый ресурс - идеи);

    Информация (используемый ресурс - данные);

    Социальное развитие (используемый ресурс культура).

    Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

    Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.

    Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

    И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

    Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

    Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

    Заключение

    При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

    Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

    Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

    Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

    Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

    Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

    Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей.

    В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

    Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

    Список литературы

    1. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислянова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школв, 2001. – 367 с.

    2. Менеджмент: Конспект лекций/Авт.- сост. В.М. Гавриленко. – М.: Приор.-издат., 2004. – 160 с.

    3. Менеджмент. Учебник/ Григорян А. Ф. – М.: ПБОЮЛ, 2002. – 264 с.

    4. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 440 с.

    5. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Э.М. Коротков, А.А. Беляев, М.Б. Жернакова и др.: ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М.,2003. – 224с.

    В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

    В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

    Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.

    Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.

    Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

    Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика.

    В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.

    Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова.

    Социальное управление в узком значении слова определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

    Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, – писал он, – нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» .

    Социальное управление в широком значении слова рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности, возникающей «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей»**.

    Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих. В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

    Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

    Ключевое понятие управления – воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. В социальных системах оно может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

    Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

    В государственном управлении управленческая деятельность связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т.п.),

    и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

    Следовательно, основным элементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание. Целеполагание – основополагающая функция управления, сложный процесс, включающий образование целей, их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование.

    Цель управления – желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления – главный и начальный этап управления.

    В социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Всякое воздействие в обществе носит сознательный социальный характер, поэтому впредь слово «социальное» может быть опущено: оно подразумевается, поскольку речь пойдет об управлении общественными делами.

    Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

    Итак, уже само целеполагание – есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

    Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т.п.).

    Источником активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением. Стимул – источник пробуждения человеческой энергии, содержащий в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, при этом цель не всегда может быть осознанной

    Итак, как видно, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив (субъективный образ предмета потребности, побудительная причина, повод к какому-либо действию). Он активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной.

    Теория мотивации становится все более важным, хотя и не единственным средством управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую – информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного субъекта управления – творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных структур управления.

    Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода «управленческой элиты», облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию – создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.

    Поэтому управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

    Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. Социальная организация – социальная группа, которая характеризуется определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (или замещения) членов.

    В течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления. Таким образом, социальное управление – это во многом продукт социальных организаций.

    Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности. Последняя – одна из разновидностей человеческой деятельности вообще. Управленческая деятельность – набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления. Она призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений.

    Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно – сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

    Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.

    Это сложное эмоционально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управленческой функции – вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.

    В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.

    Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они определяются особенностями социальной экономической системы.

    Организационные отношения – необходимый элемент механизма управления, имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

    В процессе деятельности, которая реализуется в организационных отношениях, осуществляется взаимодействие с коллективами людей, имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления и в целом реализации функций управления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами). Только тогда управленческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в организаторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические и нравственные регуляторы имеют все большее значение.

    Помимо отношений субординации типа «руководители – подчиненные» существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения.

    Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

    Анализируя дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.

    Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Содержание существующей системы управления функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования – предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

    Итак, основные задачи управления и его составной части – организации – решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

    Обобщая вышеизложенное, отметим главное:

    1. Необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации.

    2. Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер, и поэтому может быть понято как такое воздействие субъекта управления на объект, при котором имеется цель перевода последнего в желаемое состояние. Поэтому основным элементом управления является целеполагание.

    3. Новой парадигмой управления является все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет выполнить главную миссию общества – создать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов. Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и является средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

    4. В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание. Конечным итогом функционирования и развития системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.

  • 10.Админитсраитвное право как наука и учебная дисциплина.
  • 11.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура.
  • 12.Виды административно-правовых норм.
  • 13.Реализация административно-правовых норм.
  • 14.Административно-правовые отношение: понятие и особенности.
  • 15.Вид административно-правовых отношений.
  • 2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:
  • 3. Административно-правовые отношения по способу защиты:
  • 4. Административно-правовые отношения по составу участников:
  • 5. Административно-правовые отношения по функции:
  • 16.Юридические факты в административном праве.
  • 17.Понятие и признаки субъекта ап.
  • 18. Административная правосубъектность: административная правоспособность, дееспособность, деликтоспосбность.
  • 19. Система и классификация субъектов административного права.
  • 21. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 22. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
  • 23. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Особенности административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 25. Разделение властей как основополагающий принцип государственного управления в государстве.
  • 26. Роль, значение и содержание исполнительной власти в современном государственном управлении.
  • 27. Основные государственные функции органов исполнительной власти.
  • 28. Понятие и виды органов исполнительной власти.
  • 29. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
  • 10. Принцип демократизма
  • 30. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 31. Правительство рф: порядок формирования, состав и основные полномочия.
  • Глава 6 Конституции рф
  • 32.Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.
  • III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет
  • 33. Порядок организации и функционирования территориальных органов фоив.
  • 35. Органы исполнительной власти субъекта рф (на примере Нижегородской области).
  • 36.Понятие и значение административно-правовых форм реализации исполнительной власти.
  • 38. Классификация и виды форм управленческих действий.
  • 39. Понятие и значение административных актов органов исполнительной власти.
  • 40. Принципы принятия административных актов.
  • 41. Классификация и виды административных актов органов исполнительной власти.
  • 1. В зависимости от юридических свойств (или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.
  • 2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:
  • 5. В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:
  • 6. В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:
  • 7. В зависимости от формы выражения выделяются:
  • 8. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются:
  • 9. В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления, и их названия различают:
  • 42,43 Пропущены в списке вопросов.
  • 44. Компетенция органов исполнительной власти по принятию административных актов.
  • 45. Легитимность административных актов органов исполнительной власти.
  • 46. Эффективность административных актов.
  • 47.Понятие, значение и сущность административного нормотворчества.
  • 48.Основные субъекты административного нормотворчества.
  • 49.Формы административного нормотворчества.
  • 50. Административное регламентирование как вид административного нормотворчества.
  • 51. Административные процедуры как результат административного нормотворчества.
  • 2.Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления.

    Термин управление происходит от латинского слова administracio и имеет много значений. В самом широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.

    Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения долж­ной организации системы и необходимого режи­ма ее функционирования, а в конечном счете- достижения задач, стоящих перед системой. Уп­равление осуществляется в технических, биологи­ческих и социальных системах.

    Несмотря на многие коренные различия техни­ческих, биологических и социальных систем, ме­ханизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействиемуправляюще­го субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления). Управление будет реально только тогда когда объект подчиняется субъекту (либо добровольно, либо принудительно).

    В настоящее время общепризнанны следующие виды управляемых систем:

    1) механические (управление машинами, технологическими процессами и пр.);

    2) биологические (управление процессами в живых организмах);

    3) социальные (управление поведением людей и их коллективов).

    Наиболее сложным видом управления являет­ся управление социальными системами.

    Подсоци­альным управлением (управлением социальными системами)понимается воздействие на общ­ность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная не­обходимость в социальном управлении обусловле­на общественным характером существования лю­дей: их труда, иных отношений, общения, взаи­модействия.

    ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей , для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

    2. Действия человека носят сознательный характер. И существенным признаком социального управления – это воздействие на волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.

    3. Управление возможно как по вертикали, так и по горизонтали.

    Социальное управление подразделяется на госу­дарственное управление и негосударственное уп­равление .

    Негосударственное управление осуществ­ляется органами местного самоуправления, адми­нистрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.

    В курсе административного права основное вни­мание уделяется государственному управлению.

    Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

    Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

    1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей).

    Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов. 3.Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть как категории, определяющие сущность административного права.

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Это вид государственной управленческой деятельности;

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

    1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства.

    Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;

    Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями. Слово «публичный» означает общественный, открытый, гласный, не частный.

    Исполнительная власть– относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями. Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.

    Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть определяют сущность административного права, т.к.:

    1.АП, его нормы призваны регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления, или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное» управление.

    2.АП призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

    Человека.

    Вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна. Если посмотреть на деятельность человека, то можно вдуматься, возможна ли была эта деятельность, если бы она не была организованна. А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, контролировать деятельность, быть заинтересованным в этом результате и видеть реальность успеха. Все это в обобщенном практическом представлении называется управлением.

    Все это показывает, что управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая его деятельность нуждается в управлении.

    Деятельность - совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

    Способ существования человека, проявление его социальной активности.

    Управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

    Деятельность может быть осознанной и неосознанной.

    Осознанная деятельность – это деятельность, построенная на основе заранее предусмотренного результата, на основе запрограммированных координированных действий, ведущих к предполагаемому результату.

    Неосознанная деятельность – это действия рефлекторного типа, реакция на проявление потребности.

    И та и другая деятельность нуждается в управлении и осуществлении на основе управления, но управление в первом и во втором случае различно, и это различие проявляется в сложности, в уровне развития управления и т. д.

    Нас в рамках данной дисциплины интересует осознанная деятельность, поскольку это управление деятельностью, а не поведением человека.

    Только человек имеет сознание, позволяющее ему строить планы и контролировать их реализацию, организовывать свою деятельность и деятельность других людей.

    Управление – это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль, осознание потребностей.

    Оба определения управления характеризуют практическое представление этого понятия и его сущность.

    В.2.Сущность управления

    Это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более, совместной деятельности. Поскольку любое явление необходимо рассматривать с позиции сущности содержания и специфики, то необходимо рассмотреть содержание понятия управления.

    Содержание управления можно установить посредствам анализа практической деятельности менеджера. Если спросить мен-ра, что он делает управляя организацией, какие виды деятельности составляют его работу, то ответы будут разными в силу его опыта, стиля управления, приоритетов, но общим будет содержание его деятельности, а именно любое управление предполагает необходимость:

    Предвидение

    Контроль

    Мотивация

    Стимулирование

    Организация

    Прогнозирование

    Координация.

    Все это называется основными функциями управления. Потому что они отражают содержание понятия управления независимо от конкретных условий и сфер деятельности.

    Таким образом, для того чтобы управлять всегда необходимо предвидеть(планировать), организовывать работу, контролировать ее в той или иной мере, координировать или регулировать деятельность людей, мотивировать ее и исследовать все процессы деятельности людей.

    Но эти семь функций управления не характеризуют обязательную последовательность процесса деятельности, а в понимании управления необходим еще и процессуально – содержательный аспект: сначала менеджер ставит цель, позволяющую ему оценить существующее положение дел и увидеть проблему, попытаться решить ее посредством своих организационно – практических действий. Таким образом, процесс управления начинается с целеполагания, которое определяет всю последовательность действий.

    Следующим этапом является определение ситуации т. е. распознавание и оценка того положении в котором находится организация или фирма, а противоречие которое оказывается главным вне соответствии цели и ситуации, которую необходимо решить в первую очередь характеризует понятие проблемы. Далее эту проблему необходимо решить (устранить).

    Эти 4 этапа процесса управления характеризуют процессуально – содержательный аспект управления (целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, осуществление решения этой проблемы).

    Специфику управления можно выразить понятием воздействия. Воздействие – влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

    Если управление это воздействие, то существуют объекты и субъекты управлении. Иначе говоря любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем (см. Рисунок).

    https://pandia.ru/text/79/084/images/image003_118.gif" alt="Радиальная диаграмма" width="396" height="330">функции менеджмента". Рассмотрение менеджмента с этих позиций связано с разработкой таких вопросов как состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления. Впервые состав функции был сформулирован А. Файолем.

    4. Менеджмент как процесс фокусирует внимание на взаимосвязи отдельных управленческих функций в пространстве и времени. При этом все проблемы менеджмента рассматриваются через призму управленческих процессов задачей которых является принятие решений для реализаций целей организаций

    5. Орган управления является составной частью любой организации. Данный подход к менеджменту сосредотачивает внимание на структуре организации, на связи между звеньями и уровнями управления, на степени централизации и децентрализации , на распределение полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности. Самым оптимальным является 7 подчиненных у руководителя.

    6. Персонал управления обязан обеспечивать эффективное использование и координацию всех ресурсов организации для достижения ее целей.

    В.4. Сравнительная характеристика понятий «Менеджмент» и «Управление»

    ПРИЗНАКИ

    УПРАВЛЕНИЕ

    (в плановой экономике)

    Менеджмент

    (в рыночной экономике)

    1. Объем понятия

    Управление процессами в обществе, технике и природе

    Управление фирмами, предприятиями, организациями

    2. Регулятор производства

    9. Тип управления

    Демократический

    10. Принцип управления

    Централизация

    Децентрализация

    11. Человеческий фактор

    Инициатива «наказуема»

    Активизация человеческого фактора

    В.5. Менеджер и предприниматель

    Параметры сравнения

    Менеджер

    Предприниматель

    Статус на предприятии

    Наемный работник

    Собственник, партнер

    Задачи и функции

    Постановка целей, планирование, организация, мотивация, контроль, координация, руководство

    Поиск новых способов комбинации ресурсов, выдвижение новых идей по их использованию для удовлетворения потребностей населения

    Ожидаемый результат работы

    Сохранение, поддержка и развитие предприятия, максимилизация его способностей производить ценности

    Освоение новых сфер бизнеса, продвижение идей и нового дела для выпуска продукции и получения прибыли

    Личностные характеристики

    Умение организовать работу в команде, критическое мышление, преданность делу, честность, умение четко выражать свои мысли и убеждать

    Интуиция, новаторство, самостоятельность, индивидуализм, смелость, инициативность, ориентация на успех, готовность к риску

    В.6. Этапы развития и особенности управленческого труда.

    Менеджмент - это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к III-IX тысячелетиям до н. э. Так, в раз­витии теории и практики менеджмента выделяют следую­щие этапы:

    1. Древнейшие века:

    Появление первых деловых людей, религиозных функ­ционеров и жрецов, собирающих дань с населения;

    XVIII в. до н. э. - возникают элементы административ­ного менеджмента, разрабатываются законы управления го­сударством;

    VI-II вв. до н. э. - зарождение территориального уп­равления.

    2. Индустриальный период (XVII-XIX вв. н. э.) - форми­рование промышленного менеджмента, что было обуслов­лено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства.

    3. Период систематизации (вторая половина XIX - пер­вая половина XX в.) - обобщение практики и разработка научных основ управления:

    10-20-е гг. - зарождение научного управления, ав­тором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;

    20-30-е гг. - развитие идеи Тейлора. Разработка фун­кций, структуры и принципов управления французским эко­номистом Анри Файолем;

    30-60-е гг. - появление теории "Человеческое пове­дение и человеческие отношения", в которой уделялось вни­мание социальным вопросам.

    4. Информационный период - вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современ­ного менеджмента:

    70-е гг. - разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная тех­ника в практику управления;

    80-е гг. - отличаются внедрением научных методов (системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;

    90-е гг. - обращается внимание на организационную куль­туру, этику менеджмента, демократизацию управления (при­влечение работников к принятию управленческих решений).

    Характерной чертой развития современного менеджмен­та является усиление тенденции технократизма, что прояв­ляется во внедрении безбумажной технологии, создании элек­тронных бухгалтерий , офисов, внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий .

    Управленческий труд обладает специфическими особен­ностями. Они состоят в следующем:

    - предметом данного труда является информация;

    - результатом - управленческие решения;

    - средствами труда служат организационная и вычис­лительная техника;

    Управленческий труд обладает исключительной зна­ чимостью для деятельности предприятия;

    От руководителей требуется владение разносторонни­ми знаниями (экономики, права, социологии, психологии, ин­ форматики и др.).

    В.7. Школа научного менеджмента

    Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Поня­тие «научное управление» впервые в 1910 году при­менил Луис Брандвйс.

    Фредерик Тейлор полагал, что управление как осо­бая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

    Основные принципы Фредерика Тейлора:

    1. Научное изучение каждого отдельного вида тру­довой деятельности.

    2.Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.

    3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

    4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабо­чие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

    В.11.Эмпирическая школа.

    В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло преж­де всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, ко­торый единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ре­сурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчер­кивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управле­ния. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникно­вения».

    Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными реше­ниями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный авто­мобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения. Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и казавшаяся Г. Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация «Дженерал Моторс», развернувшая выпуск более совершенных, комфорта­бельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной цены.

    Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом кон­цепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой эконо-мии на всем, кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до кон­ца 20-х гг., пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», считал лишними издержки на модификацию и дивер­сификацию продукта, новые конструкторские разработки, испы­тательный полигон, на изучение спроса и совершенствование ап­парата управления, который все более отставал от развития и ус­ложнения организационной структуры компании. Иными слова­ми, это было поражение предпринимательского руководства под напором набиравшего силу менеджеризма.

    В.12. Процессный подход.

    Этот подход применяется и в настоящее время. Он был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера, однако рас­сматривали их как не зависимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи.

    Управление представляет собой серию непрерывных взаи­мосвязанных действий, т. е. не что иное, как процесс. Эти дейст­вия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленче­скими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления - общая сумма всех функций.

    Первоначальную разработку этого подхода приписывают Анри Файолю, который считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Фактически почти в каждой работе по управлению содержится список функций, который будет хоть немного отли­чаться от других подобных списков.

    Функции управления - обособленные направления управ­ленческой деятельности. Таким образом, процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами комму­никации и принятия решений (рис. 2).

    https://pandia.ru/text/79/084/images/image006_65.gif" width="116" height="12">Принятие решений

    Коммуникации
    Рис.2. Функции управления.

    Руководство (лидерство), которое предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким обра­зом, чтобы они работали в направлении достижения целей органи­зации, нами рассматривается как самостоятельная деятельность.

    Планирование представляет собой процесс определения це­лей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или краткосрочный характер.

    Многие крупные организации, правительственные службы имеют долгосрочные планы . Систематический процесс долго­срочного планирования, используемый для определения целей организации и средств их достижения, называется стратегиче­ ским планированием.

    Стратегическое планирование позволяет ответить на фун­даментальные вопросы: какое направление в бизнесе мы долж­ны избрать? Каких покупателей мы будем обслуживать? Какие товары (услуги) мы должны сделать лучше, чем наши конкуренты?

    Стратегическое планирование осуществляется лишь выс­шим звеном менеджеров, только они имеют власть определять и модифицировать стратегические цели организации; только дан­ный уровень менеджмента может видеть картину в целом.

    Текущее планирование не менее важно и проявляется в са­мых различных формах. Одной из таких форм является процесс разбивки долгосрочных планов на краткосрочные, с более дета­лизированными отрезками. На год, обычно, составляются произ­водственный план, финансовый план, план по маркетингу; если все они основаны на хорошо проработанном долгосрочном плане, то, безусловно, будут способствовать успешному решению задач.

    Другая форма текущего планирования - разработка поли­тики и механизмов регулирования в случае возникновения не­ординарных ситуаций в будущем. Так, необходимо определять заранее возможную политику организации в случае возникнове­ния забастовки.

    Следующей формой текущего планирования выступает бюджетное планирование, в котором отражаются задачи долго­срочного планирования.

    Планирование, в том числе стратегическое, одинаково важ­но как для больших, так и небольших организаций. Причем не обязательно, чтобы эти планы излагались в письменной форме, достаточно и ваших мыслей по обдумыванию возможных тен­денций на рынке. Главным для небольших организаций, и для больших тоже, является решение вопроса о том, какой вид биз­неса выбрать и что дать. Неправильный выбор стратегических задач одинаково губителен для карлика и для гиганта. При этом высший менеджмент более тесно вовлечен в планирование в мелкой организации, чем в крупной. Планирование мелким ор­ганизациям необходимо еще и потому, что сфера, в которой они действуют, изменяется довольно быстро и это следует учитывать в перспективных планах.

    Организация. Реализация планов требует организации, ко­торая представляет следующую функцию управления. Под орга­ низацией понимается процесс распределения работы среди со­трудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организован. Мало иметь хорошую идею о том, что де­лать, необходимо, чтобы все части организации работали как одно целое.

    Хорошо работающие организации имеют ясные и простые структуры. Но любая организация может превратиться в не­управляемую, состоящую из конфликтующих подразделений. Поэтому менеджерам следует остерегаться как негибкости структур, так и их комплексности. Хорошие менеджеры дают своим подопечным достаточно автономии для того, чтобы те могли наиболее полно раскрыть свое искусство и талант. Но автономия не приведет к анархии , если она сочетается с соот­ветствующим контролем.

    В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из боль­шого количества таких заданий, существующих в рамках орга­низации, включая и работу по управлению. Руководитель под­бирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным лю­дям задания и полномочия или права использовать ресурсы ор­ганизации. Эти субъекты делегирования принимают на себя от­ветственность за успешное выполнение своих обязанностей. По­ступая таким образом, они соглашаются считать себя подчинен­ными по отношению к руководителю. Делегирование - это средство, с помощью которого руководство осуществляет вы­полнение работы с помощью других лиц.

    Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

    Мотивация как функция управления - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегирован­ными им обязанностями и сообразно с планом. Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы гово­рим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотива­ции на достижение целей организации.

    Контроль как термин, используемый в деловом мире, озна­чает постоянную проверку того, как данная организация осуществ­ляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не проис­ходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа.