Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Трат является планирование бюджета. Методическое руководство по бюджетному планированию. Цели бюджетного планирования

    Трат является планирование бюджета. Методическое руководство по бюджетному планированию. Цели бюджетного планирования

    Введение

    В условиях нестабильности внешней среды, неопределенности условий хозяйствования, эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование.

    На данный момент, многие предприятия не осуществляют перспективного планирования, снижая тем самым вероятность своего выживания в сложившихся условиях. В большинстве случаев план разрабатывается только на ближайший квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы часто носят фрагментарный характер, разрабатываются на разной информационной базе, не содержат механизм корректировки в процессе их реализации, что приводит к рассогласованности плановых заданий и дезорганизации работы подразделений предприятия.

    Планирование необходимо для того, чтобы:

    • Понимать, где, когда, как и для кого следует производить и продавать продукцию
    • Понимать, какие ресурсы понадобятся для достижения поставленных целей
    • Добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов

    Сложившаяся система планирования в России имеет недостатки:

    • Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий. Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа
    • Процесс планирования затянут во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений
    • Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
    • При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности
    • Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безубыточных продаж
    • При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности
    • Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия
    • При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности

    Эффективное управление предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без четкой системы внутрифирменного планирования. Создание такой системы - сложный процесс, требующий соответствующих ресурсов, навыков и умений.

    В данной работе освещены суть бюджетного планирования, принципы и последовательность подготовки основного бюджета коммерческой организации.

    Список используемой литературы

    1. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии, Часть 2, - Минск, ООО "Новое знание", 2000
    2. Контроллинг как инструмент управления предприятием, под ред. Н.Г. Данилочкиной, - Москва, "Аудит", "ЮНИТИ", 1999
    3. Управленческий учет, под ред. А.Д. Шеремета, - Москва, ИД ФБК ПРЕСС, 1999
    4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование, - Москва, ИНФРА-М, 1999
    5. Ильин А.И. Планирование на предприятии, - Минск, ООО "Мисанта", 1998
    6. Фольмут Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я, - Москва, Финансы и статистика, 1998
    7. Справочник антикризисного управляющего, под ред. проф. Э..А. Уткина. - Москва, "Тандем", 1998
    8. Деловое планирование, под ред. В.М. Попова, - Москва, Финансы и статистика, 1997
    9. Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. - Минск, Выш.шк., 1997
    10. Алексеева М..М. Планирование деятельности фирмы, - Москва, Финансы и статистика, 1997
    11. Бюджетирование, - интернет-ресурс корпорации Карана, www.gaap.ru

    Глава 1: Концепция бюджетного планирования

    1.1. Сущность бюджетного планирования

    Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

    В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом "бюджет". Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

    Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование".

    Составление бюджетов преследует следующие цели:

    • Разработка концепции ведения бизнеса:
    • Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
    • Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
    • Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
    • Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
    • Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
    • Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
    • Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков;

    Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

    Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет следующие три функции, частично перекрывающие друг друга:

    • прогнозирование,
    • координация,
    • контроль.

    План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

    Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:

    1. Гибкость плана (бюджеты, механизм корректировок).
    2. Полнота планирования (сценарии)
    3. Поддержка со стороны высшего руководства
    4. Комплексность планирования (подшивки бюджетов)
    5. Ответственность за разработку и выполнение планов
    6. Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)
    7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана
    8. Участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).

    1.2 Достоинства и недостатки бюджетирования

    Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

    Достоинства бюджетирования:

    • Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
    • Позволяет координировать работу предприятия в целом;
    • Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
    • Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
    • Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
    • Способствует процессам коммуникаций;
    • Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
    • Позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе;
    • Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

    Недостатки бюджетирования:

    • Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
    • Сложность и дороговизна системы бюджетирования;
    • Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
    • Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;
    • Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

    Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать "подводные камни":

    • Политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
    • Конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;
    • Завышение потребностей в ресурсах;
    • Распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам

    1.3. Методология и инструментарий бюджетного планирования

    Для обеспечения эффективного внутрифирменного планирования используется ряд инструментов и методов:

    • Бюджеты
    • Нормирование
    • Выделение ЦФО
    • Подходы к разработке бюджетов
    • Сценарный анализ
    • Анализ отклонений.

    Бюджеты

    Ключом к пониманию термина "бюджет" является осознание того, что это есть не что иное, как лист бумаги, на котором в табличном формате представлены финансовые данные. Таким образом, бюджет - это гибкая форма аккумуляции информации о планируемых или произведенных финансовых операциях. Поэтому бюджет может быть назван инструментом планирования.

    По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет - это "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течении этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели".

    Функции бюджета:

    • Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
    • Координирование различных видов деятельности и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
    • Стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;
    • Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
    • Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
    • Средство обучения менеджеров.

    Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов.

    Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать.

    Нормирование

    Нормы и нормативы принимаются в качестве исходных величин для разработки всей системы плановых показателей предприятия. С их помощью регулируется, планируется и контролируется вся производственно-хозяйственная деятельность, ведется бухгалтерский учет.

    Норма - это максимально допустимая плановая величина абсолютного расхода средств производства и живого труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ. (Например, норма расхода металла показывает, сколько килограмм металла должно расходоваться на одно изделие)

    Норматив - это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования. (Например, расход заработной платы на рубль готовой продукции, съем продукции с 1м2 производственной площади, плановый коэффициент использования металла).

    Выделяют следующие функции норм и нормативов:

    Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:

    • Прогрессивность - отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;
    • Обоснованность - разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;
    • Комплексность - комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;
    • Гибкость, динамичность - систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;
    • Сопоставимость - обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;
    • Автоматичность - компьютеризация - формирование, обновление и использование нормативной базы.

    Выделение ЦФО

    В рамках системы бюджетирования информация аккумулируется и анализируется не по предприятию в целом, а по центрам ответственности.

    Центр ответственности - это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения.

    Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров ответственности на предприятии:

    Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования:

    • В каждом центре затрат должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
    • В каждом центре должен быть ответственный;
    • Степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;
    • Желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр, для которого данные затраты являются прямыми;
    • На центры затрат желательно относить только прямые затраты (непосредственно связанные с его работой), а распределение общехозяйственных затрат не учитывать;
    • Поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

    Деление предприятия на центры ответственности и классификация затрат являются фундаментом для создания на предприятии системы бюджетирования.

    Подходы к разработке бюджетов

    На предприятии для каждого центра ответственности составляется отдельный бюджет, при этом используется особый подход, уместный именно для рассматриваемого центра.

    Существуют различные подходы к разработке бюджетов:

    Сценарный анализ

    • структура ассортимента;
    • кооперация;
    • альянсы.

    Анализ экономической эффективности

    • Дебиторская задолженность;

    Бюджеты могут быть:

    Анализ отклонений

    • предвидеть развитие ситуации

    • Прогноза балансового отчета

    • Бюджета реализации
    • Бюджет производства
    • Бюджета коммерческих расходов
    • Бюджета прибылей и убытков

    Финансовый бюджет состоит из:

    Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки (см. Пункт "Выделение ЦФО"), так как он показывает каким образом руководитель, меняя объем выпуска и реализации, может воздействовать на затраты или выручку. По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.

    Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменения уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь "вход -выход" носит не столь явный характер. Фиксированные бюджеты используют прежде всего для центров частично регулируемых затрат, а так же для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др.

    Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

    • Бюджеты "от достигнутого" составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют приростными). Например, общехозяйственные затраты обычно планируют "от достигнутого".
    • Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5,10,20%. Этот подход является промежуточным между бюджетом "от достигнутого" и бюджетом "с нуля".

    Бюджеты "с нуля" разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок.

    Сценарный анализ

    Предприятия функционируют в быстро меняющейся внешней среде. Изменения внешних условий зачастую опережают выполнение запланированных мероприятий, прежде всего по продуктам и услугам в отдельных рыночных сегментах вследствие быстрого рыночного развития новых технологий.

    В связи с такими тенденциями развития планирование на предприятиях независимо от их размеров и отрасли сталкивается с определенными трудностями. Для их преодоления используют метод разработки сценариев будущего. Исходя из различных предположений о вероятном развитии, получают альтернативные базовые предпосылки для разработки планов.

    Под сценарием понимается описание мыслимой будущей ситуации, в которой окажется предприятие, и путей развития, ведущих к этой ситуации. Разрабатываются альтернативы, исходят из оптимистических, и пессимистических предположений о развитии ситуации. Затем на основе сценариев развития предприниматель формирует соответствующие планы.

    Сценарий является важным вспомогательным инструментом планирования на предприятии. Для каждого варианта сценария следует составить альтернативные планы. В случае наступления события, предусмотренного сценарием, руководство предприятия может действовать быстро и в соответствии с ситуацией. Результаты реализации сценариев должны облегчить и улучшить качество будущих предпринимательских решений. К таким решениям, в частности относятся:

    • расширение сбытовой организации;
    • собственное производство или поставки со стороны;
    • структура ассортимента;
    • политика в отношении товарных марок;
    • кооперация;
    • альянсы.

    Таким образом, сценарный анализ позволяет определить наиболее вероятный путь развития предприятия в планируемой перспективе. Разработав несколько сценариев развития, предприятие снижает риск неопределенности будущего и получает возможность спланировать свои действия для любой ситуации.

    Анализ экономической эффективности

    Анализ финансового положения предприятия - неотъемлемы процесс планирования. В конечном счете, такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

    В процессе финансового анализа исследуются:

    • Наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
    • Состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
    • Дебиторская задолженность;
    • Эффективность использования средств.
    • недостижимыми, если недостижимы поставленные цели
    • неприемлемыми, если условия достижимости целей не выгодны для предприятия

    Для оценки достижимости и приемлемости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики. С их помощью оценивается эффективность предлагаемых к принятию бюджетов.

    Анализ отклонений

    Точность реализации целевых установок плана зависит от эффективности контроля за его выполнением. Анализ отклонений способствует своевременному принятию необходимых решений.

    Сравнение фактических и плановых показателей позволит:

    • определить причины несоответствия фактических результатов запланированным,
    • проанализировать факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности
    • предвидеть развитие ситуации
    • принимать оперативные решения по устранению негативных тенденций и укреплению позиций компании.

    1.4. СТРУКТУРА ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА

    Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей.

    По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования.

    Основной или общий бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:

    • Прогноза отчета прибылей и убытков
    • Прогноза отчета о движении денежных средств
    • Прогноза балансового отчета

    Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:

    Подготовка операционного бюджета

    Этот бюджет называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации.

    Операционный бюджет состоит из:

    • Бюджета реализации
    • Бюджет производства
    • Бюджета производственных запасов
    • Бюджета прямых затрат на материалы
    • Бюджета общепроизводственных расходов
    • Бюджета прямых затрат на оплату труда
    • Бюджета коммерческих расходов
    • Бюджета общехозяйственных расходов
    • Бюджета прибылей и убытков>

    Подготовка финансового бюджета

    Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

    Финансовый бюджет состоит из:

    • Инвестиционного бюджета
    • Плана денежных потоков
    • Прогнозного баланс

    Логическая схема процесса бюджетирования:

    Глава 2: Принципы формирования основного бюджета

    2.1. Планирование продаж

    Процесс тактического планирования начинается с определения объема продаж. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. Даже незначительное отклонение запланированного объема продаж от фактического может привести к серьезным отклонениям основного бюджета от факта. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года.

    Прогноз объема продаж - необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

    На прогноз объема продаж влияют следующие факторы:

    • объем продаж предшествующих периодов
    • производственные мощности
    • зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.
    • относительная прибыльность продукции
    • изучение рынка, рекламная компания
    • ценовая политика, качество продукции
    • конкуренция
    • сезонные колебания
    • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров

    Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяют уровень и общий характер всей деятельности организации.

    Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях.

    Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо соблюдать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.

    2.2. Планирование коммерческих расходов

    В бюджете коммерческих расходов детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.

    Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.

    Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

    Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются:

    • типы продукции
    • типы покупателей
    • география сбыта

    Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок; поэтому необходимо четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.

    При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

    2.3. Планирование производства

    После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.

    На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывается бюджет производства.

    Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях.

    Бюджет производства учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

    Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

    2.4. Планирование производственных запасов

    Бюджет производственных запасов содержит информацию необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:

    • прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции
    • прогноза балансового отчета - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода

    объем незавершенного производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

    2.5. Планирование прямых затрат на материалы

    Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.

    Все затраты подразделяются на прямые и косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного персонала, большая часть общецеховых расходов.

    Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.

    Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.

    В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.

    Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

    2.6. Планирование прямых затрат на оплату труда

    Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала.

    Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.

    В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

    • фиксированную часть оплаты труда
    • сдельную часть оплаты труда

    Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

    График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.

    2.7. Планирование общепроизводственных расходов

    Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

    Этот бюджет имеет две цели:

    • Интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;
    • Аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.

    Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

    2.8. Планирование общехозяйственных расходов

    Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты, переменная часть затрат, если она и присутствует, планируется как процент (например, от объема продаж).

    2.9. Прогноз отчета о прибылях и убытках

    На основе подготовленных периодических бюджетов можно начать разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции согласно данным бюджетов использования материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

    Отчет о прибылях и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработала компания за отчетный период и какие затраты были понесены.

    2.10. Прогноз отчета о потоке денежных средств

    Движение денежных средств - один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. Бюджет денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках уже завершены.

    Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета (бюджет) показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают.

    Таким образом могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью. Низкий уровень может указывать на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Вот почему необходимо тщательно планирование денежных средств.

    Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учетом изменений в кредиторской задолженности.

    При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация.

    Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

    2.11. Прогноз баланса

    Последним шагом в процессе подготовки основного бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом.

    Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.

    Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

    Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.

    Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

    В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.

    После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму капитальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

    Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.

    Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.

    Заключение

    Бюджетное планирование - одна из важнейших функций управления.

    Очевидно, что полноценное функционирование системы бюджетного планирования тесно увязано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием современных информационных технологий.

    В настоящее время на большинстве предприятий основной период планирования и учета - это месяц. Однако современные условия хозяйствования диктуют необходимость получения значительно более оперативной информации, которая позволит принимать своевременные решения по оптимизации финансовых и материальных потоков на предприятии.

    Для того, чтобы контролировать выполнение плана, собирать затраты и сводить баланс каждый день, требуется принципиально новый уровень автоматизации учета и планирования. Автоматизированный сбор аналитической информации поможет избежать искажений, ошибок и злоупотреблений.

    В рамках постановки системы бюджетного планирования необходимо решать задачу автоматизации в масштабе предприятия, а не отдельных служб. Трудоемкость обработки детализированной информации по центрам затрат огромна, вручную ее обработать сложно; для экономистов цехов, филиалов, складов, магазинов работа в системе бюджетного планирования - это большая дополнительная нагрузка даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз в месяц. Если принять решение о сборе информации раз в неделю, то подразделения физически не успеют обработать и предоставить всю информацию в планово-экономическую службу, которая в свою очередь не успеет свести данные по предприятию. Поэтому работу в системе бюджетного планирования не менее целесообразно автоматизировать, чем бухгалтерскую.

    Зарубежные предприятия уже давно используют такие технологии, как стратегический менеджмент , маркетинг , бюджетирование, процессный подход и т. д. Эффективность данных технологий доказана. Однако активное их использование в России сопряжено с рядом трудностей:

    • низкой квалификацией управленцев;
    • нежеланием руководства;
    • отсутствием финансовых возможностей для овладения данными технологиями управления и т. д.
    Одна из популярных технологий управления – бюджетирование. Несмотря на широкую популярность, его теоретические вопросы толкуются учеными с разных точек зрения. Общепринята следующая точка зрения: бюджетирование – производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.

    Бюджетирование следует отличать от финансового планирования. Во-первых, бюджетирование – это одновременно планирование, учет , анализ , мотивация и контроль , а финансовое планирование затрагивает только этап планирования. Во-вторых, в процессе бюджетирования осуществляется планирование всехсфер деятельности предприятия: сбыта, производства, закупки, финансов и т. д. В процессе финансового планирования затрагиваются только вопросы финансовой системы предприятия.

    Результат бюджетирования на предприятии – разработка системы бюджетов, которые могут составляться как в натуральном, так и стоимостном выражении. Бюджеты предприятия могут пониматься как экономические прогнозы, основа для контроля, средство координации, основа для постановки задачи, средство делегирования полномочий.

    В системе бюджетирования разрабатывается множество видов и форм бюджетов. Отдельные бюджеты характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджеты продаж). Укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия.

    Единых требований к системе бюджетирования нет. Государство никак не регламентирует эту систему на предприятии. Каждое предприятие само определяет параметры системы бюджетирования:

    • состав бюджетов;
    • горизонты планирования;
    • состав плановых показателей и т. д.
    Внедрение системы бюджетирования означает для предприятия, как правило, серьезные структурные изменения в экономический и финансовой работе. В результате управленческие процессы становятся более понятными и прозрачными, выявляются неэффективные структурные подразделения, усиливается мотивация работников предприятия, обеспечивается привязка стратегических вопросов к тактическим.

    Трудности внедрения бюджетирования на отечественных предприятиях обычно связаны с тем, что это требует:

    • коренной перестройки всех бизнес-процессов предприятия;
    • внедрения дорогостоящих средств автоматизации бюджетирования;
    • повышения квалификации финансовых и всех управленческих работников;
    • дополнительных затрат на оплату услуг консультантов;
    • разработки нормативной базы;
    • повышения исполнительской дисциплины внутренних правовых документов и т. д.

    ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    1.1. Экономическая сущность бюджетного планирования

    Бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системе на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

    Главная задача бюджетного планирования - наиболее полное выявление и мобилизация внутренних ресурсов хозяйства для обеспечения необходимыми денежными средствами высоких темпов развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления могущества страны.

    Принципы бюджетного планирования:

    1. Выявление всех материальных и финансовых резервов.

    2. Регулирование бюджетного процесса едиными правовыми нормами.

    3. Адресный и целевой характер бюджетных средств.

    4. Непрерывность в планировании бюджета.

    5. Стабильность финансовых показателей.

    6. Балансовый метод.

    Определение сущности, роли и места бюджета в системе вос­производства служит основным методологическим пунктом раз­вития теории бюджетного планирования и использования ее ре­зультатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных эко­номических условий, поскольку она зависит от системы производ­ственных отношений, того или иного способа производства и оп­ределяется ею.

    Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления.

    Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.

    Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточнения прогноза социально-экономического развития государства .

    Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

    Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

    Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

    Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

    Следующий этап бюджетного планирования – процесс составления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.

    Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально – экономического развития государства или территории, которая в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей.

    В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политике, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерства экономики РФ прогнозе социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Также, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально- экономического развития страны .

    На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в котором отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

    После одобрения Правительством РФ сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

    На второй стадии разработки бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году .

    Бюджетное планирование в РФ осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана. Важнейшим этапом бюджетного планирования является выбор целей и приоритетов бюджетной политики на долгосрочную перспективу. Выбор происходит на основе прогноза социально-экономического развития. Максимально эффективными считаются бюджетные программы, в наибольшей степени, достигшие поставленной цели. Ошибки на стадии определения приоритетов бюджетной политики являются самыми дорогостоящими, поэтому желательно, чтобы целевые установки корректировались в результате анализа влияния экономической политики на ключевые индикаторы социально-экономического развития в долгосрочной перспективе .

    Наиболее перспективным методом планирования является бюджетирование, ориентированное на результат. В настоящее время идет интенсивное изучение возможных механизмов внедрения практики бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс России на всех уровнях бюджетной системы .

    Бюджетирование – это формализованный процесс, охватывающий как законодательную, так и исполнительную власть, который ведет к определению того, какие общественные услуги будут предоставляться, кто будет их получателем, и каким образом эти услуги будут предоставляться.

    Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

    Бюджетный процесс состоит из следующих этапов, которые накладываются друг на друга:

    Бюджетное прогнозирование (разрабатывается прогноз экономического развития государства);

    Бюджетное планирование (составляется и утверждается бюджетный план);

    Исполнение бюджетного плана (обеспечивается выполнение бюджетного плана – собираются доходы и производятся расходы);

    Контроль бюджета (финансовый аудит и аудит эффективности управления бюджетом);

    Анализ бюджета (сравнение бюджетного плана с отчетом об исполнении бюджета, анализ полученных результатов).

    Бюджетный процесс в РФ регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля .

    Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ,

    Органы законодательной (представительной) власти,

    Органы исполнительной власти всех уровней,

    Финансовые органы,

    Органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов,

    Органы кредитно-денежного регулирования,

    Органы финансового контроля,

    Государственные внебюджетные фонды,

    Главные распорядители бюджетных средств.

    Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

    Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

    Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

    Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он утверждает им сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

    Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

    Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принятые правительством проект бюджета и другие документы, и материалы вносятся на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа. Одновременно они также представляются Президенту .

    Федеральный бюджет не вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам. В РФ бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий .

    Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления налоговых и неналоговых платежей и финансировании операций в пределах сумм, предусмотренных на текущий бюджетный год.

    Организация исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов, Государственной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом, Федеральным казначейством и их органами на местах.Рассмотрим систему управления бюджетом (рис. 1.) в качестве субъекта управления выступает бюджетный аппарат, в качестве объекта управления – бюджетная система, в качестве инструмента воздействия – бюджетный механизм. Конечная цель системы управления бюджетом – реализация бюджетной политики.

    Рис. 1. Система управления бюджетом

    Таким образом, система управления бюджетом – это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие бюджетного аппарата на бюджетную систему (совокупность бюджетных отношений) посредством функционирования бюджетного механизма, реализующего достижение целей бюджетной политики. Бюджетная политика – это деятельность по управлению бюджетом, направленная на достижение государственных целей.

    Цель бюджетной политики определяет приоритеты государства в отношении:

    Сбора доходов (вводимые налоги, процентные ставки и т.д.);

    Предоставления обществу услуг (благ) и равномерности их распределения;

    Стабилизации (обеспечения равномерного протекания экономического развития).

    Под бюджетным аппаратом понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление бюджетом. Бюджетный аппарат осуществляет управление бюджетом посредством бюджетного механизма. Бюджетный механизм создается государством как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. А также является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого этапа развития страны .

    Структура бюджетного механизма:

    1) мобилизация денежных средств в федеральные, региональные и местные бюджеты;

    2) расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

    3) межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Звенья бюджетного механизма функционируют с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов.

    Выделяют в структуре бюджетного механизма следующие элементы:

    а) бюджетное планирование (прогнозирование),

    б) организация бюджетного процесса,

    в) бюджетное регулирование

    г) бюджетный контроль.

    Каждому из элементов присущи специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса.

    Которая подчиняется требованиям финансовой государственной политики. Его сущность с экономической точки зрения состоит в перераспределении ВВП между элементами финансовой системы при составлении и утверждении бюджетов различных уровней.

    Бюджетное планирование представляет в части составления, утверждения и исполнения бюджета. Смысл его определяется функциями, которые отображаются на государства, выборе направлений исходя из необходимости рационального финансирования экономических и социальных программ страны, установления рациональных форм мобилизации доходов бюджета и их оптимальной структуры.

    При разработке бюджета на следующий год должны использоваться только достоверные показатели доходов и расходов налогоплательщиков, а также потребителей бюджетных средств. Поскольку развитие различных отраслей, регионов и предприятий связано между собой, то учитывать эту взаимосвязь необходимо при прогнозировании налогового потенциала и прочих бюджетных потребностей государства.

    Бюджетное планирование и прогнозирование - два экономических инструмента, позволяющие сформировать государства на перспективу с учетом определенных показателей.

    Важнейшим условием ведения хозяйственной деятельности с целью получения прибыли на любом уровне является постоянное совершенствование управленческих методов. Существует своеобразная доктрина среди представителей бизнеса: «Управлять - это предвидеть». В связи с таким мировоззрением все больше занимает свои позиции планирование и бюджетирование на основе прогнозирования на перспективу. Если осуществляется на длительный период, то бюджетное рассчитывается на один год (бюджетный) и обязательно утверждается специальным законодательным актом.

    Бюджетное планирование осуществляется в виде разработки и обоснования оптимального пути развития государства с помощью утвержденного бюджета (он - своеобразный баланс на государственном уровне между доходами и расходами). При этом сальдо бюджета может быть как положительным (профицит), так и отрицательным (дефицит).

    При бюджетном прогнозировании используются различные математические при использовании которого принимаются во внимание результаты предыдущих периодов; и экспертных оценок, который основан на оценках специалистов в отдельных отраслях науки.

    Если бюджетное планирование (в основном) применяется на уровне государства, то бюджетирование создает целостную и эффективную систему управления и отдельного субъекта хозяйствования. При этом, при грамотно построенной системе бюджетирования у предприятия появляется возможность достигать тех стратегических целей, которые определяются руководством компании.

    Сам термин «бюджетирование» в переводе с английского означает «планирование».

    В некрупных компаниях оно обычно сводится только к созданию смет доходов и расходов. При увеличении оборота возникает необходимость в проведении более детального анализа своих экономических показателей, используя все те же математические методы. Благодаря приложенным усилиям и потраченным дополнительным средствам, руководитель всегда будет владеть информацией о состоянии своего бизнеса как в целом по предприятию, так и в его отдельных структурных подразделениях.

    Бюджетирование должно быть использовано при привлечении компанией внешних инвестиций. Ведь любой инвестор захочет иметь правдивую и достоверную информацию о своем будущем бизнесе.

  • 6. Типы денежной системы. Особенности денежной системы рф.
  • Основные черты денежной системы рф:
  • 7. Сущность, формы проявления, причины инфляции. Особенности инфляции в рф.
  • 8. Понятие валютного курса, основные курсообразующие факторы. Виды режима валютного курса. Типы валютной конвертируемости.
  • 9. Ссудный капитал: сущность, особенности. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень.
  • 10. Кредит: необходимость, сущность, формы.
  • 11. Понятие, функции, структура рынка ссудного капитала.
  • 12. Понятие, типы, структура банковской системы. Формирование и развитие банковской системы России.
  • 13. Центральный банк: формы организации и функции.
  • 14. Понятие, цели и методы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в России.
  • 15. Сущность, функции, типы коммерческих банков.
  • 16. Понятие, значение, характеристика видов активных операций коммерческих банков.
  • 17. Понятие, значение, характеристика видов пассивных операций коммерческих банков.
  • 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
  • 4. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • 5. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям.
  • 6. Доходы бюджетной системы, их классификация.
  • 7. Целевые государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 8. Сущность финансов, их роль в распределении и перераспределении ввп. Финансовая система Российской Федерации.
  • 9. Сущность, функции и классификация страхования.
  • 10. Финансовая политика государства, её содержание и цели.
  • 11. Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат.
  • 12. Государственный кредит и государственный долг.
  • 1. Сущность, функции и цели финансового менеджмента.
  • 2. Финансовые ресурсы и капитал организации. Основные задачи управления капиталом.
  • 3. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 4. Временная стоимость денег. Потоки платежей и методы их оценки.
  • 5. Классификация затрат. Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия.
  • 6. Политика управления оборотным капиталом. Операционный и финансовый цикл организации.
  • 7. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Виды кредитной политики организации.
  • 8. Сущность и классификация денежных потоков организации.
  • 3. По направленности движения денежных средств:
  • 10. Диверсификация и риск в управлении портфелем ценных бумаг.
  • 11. Бюджетирование как вид финансового планирования.
  • 2Гр. Финансовые бюджеты
  • 12. Сущность и виды финансовых рисков. Методы их оценки.
  • 13. Структура и стоимость капитала организации. Средневзвешенная и предельная цена капитала.
  • 15. Эффект финансового рычага и заёмная политика организации.
  • 16. Система показателей оценки финансового состояния предприятия. Определение вероятности банкротства.
  • 17. Управление собственным капиталом. Факторные модели расчёта показателя рентабельности собственного капитала.
  • 18. Сущность и виды дивидендной политики организации. Факторы, определяющие её выбор.
  • 19. Сущность и содержание разделов инвестиционного проекта.
  • 20. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.
  • 1. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.
  • 2. Система налогов и сборов в рф и их классификация.
  • 1. В зависимости от порядка взимания налоги подразделяются на:
  • 2. В зависимости от уровня органов государственного управления, решающих вопросы налогообложения, налоги классифицируются на:
  • 3. Элементы налога и их характеристика
  • 4. Налоговые проверки: цель, виды, механизм проведения и оформления результатов.
  • 5. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
  • 6. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
  • 7. Характеристика элементов налога на прибыль организации.
  • 8. Характеристика элементов налога на доходы физических лиц.
  • 9. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 10. Упрощённая система налогообложения и условия перехода к ней организаций.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.

    Бюджетное планирование позволяет определить объём, источники и целенаправленное использование бюджетныхресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном и муниципальном.

    С помощью бюджетногопланирования определяется движениебюджетныхсредств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ.

    Бюджетное планированиевключает:

    Определение общего объёма и источников поступления бюджетныхсредств на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

    Формирование расходов бюджетовна основе единой методики расчёта минимальнойбюджетнойобеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание гос-ных и муниципальных услуг;

    Установление направлений использования бюджетныхсредств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны.

    В ходе бюджетногопланирования распределяютсядоходыирасходымеждубюджетамиразных уровней на основе использования существующих форммежбюджетныхотношений; в целях достижения баланса в каждомбюджетеопределяются объём федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размерыбюджетныхрезервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицитабюджета; осуществляется разностороннийбюджетный контрольза процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.

    Принципы бюджетного планирования:

    Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

    Адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

    Непрерывность планирования годового бюджета;

    Стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

    Балансовый метод.

    Задачи бюджетного планирования:

    Установление общего объёма финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ.

    Организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов гос-ва, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

    Осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

    3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.

    Бюджетный процесс - в РФ - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

    Бюджетный процесс включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и исполнениебюджетов.

    Составление проекта бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

    Проект федерального бюджетасоставляется в несколько этапов:

    На 1-м этапе Минфин разраб. главные характеристики бюджета, распределяетрасходыбюджета, а также проектировки основныхдоходови расходовбюджетана среднесрочную перспективу.

    На 2-м этапе федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объёмы бюджетногофинансирования по получателямбюджет.Средств (до 15 июля).

    На 3-м этапе с 15 июля по 15 августа Правительство РФ должно утвердить проект закона о фед. бюджете для внесения в Госдуму не позднее 15 августа. Госдума рассматривает проект в четырех чтениях.

    В 1 чтении: устанавливаются параметры по доходам, общий объем расходов (30 дней).

    Во 2 чтении: Госдума утверждает расходы фед. бюджета по разделам функциональной классификации (15 дней).

    В 3 чтении: Госдума рассматривает расходы фед. бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ.(25 дней)

    В 4 чтении: проект принимается в целом. (15 дней)

    Принятый Госдумой Федеральный закон о фед. бюджете в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Госдумой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

    4-м этап - Исполнение бюджета –это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

    Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

    Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.