Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Субъекты товарной деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

    Субъекты товарной деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

    Торговый оборот представляет собой систему отношений участников гражданского оборота в сфере торговли, в этом смысле субъекты торгового оборота выступают функциональными элементами этой системы. В качестве главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого во многих странах, где существует торговое право как самостоятельная отрасль и торговая деятельность кодифицирована, при определении субъектов коммерческих отношений в литературе по коммерческому праву известно понятие "коммерсант".

    В зарубежном законодательстве проводится четкое разграничение в регламентации деятельности коммерсантов и некоммерсантов соответственно. Указанные разграничения в первую очередь относятся к таким странам континентальной системы права , как Франция, Германия, Испания и Бельгия, а также к ряду латиноамериканских и других государств романо-германской системы права. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США и Англии, а также стран английской системы права, таких как Италия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие, как правило, неизвестно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки . По определению Б.И. Пугинского, коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств. Так, ст. L.121-1 Коммерческого кодекса Франции определяет: "Коммерсантами являются лица, которые осуществляют коммерческие акты в процессе своей обычной профессиональной деятельности". Развернутый перечень видов предпринимательской деятельности , которой занимаются коммерсанты, содержится в первом разделе "Коммерсанты" книги первой "Торговое сословие" Германского торгового уложения.

    В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) в ст. 2-104 определяет коммерсанта как лицо, которое совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающее особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. По общему правилу в силу отсутствия необходимых знаний и умений относительно предмета сделки в отношениях с коммерсантом некоммерсант как слабая сторона договора в силу общеправовых требований равенства и справедливости обеспечивается повышенной защитой со стороны государства.

    Систематизацию видов субъектов коммерческого права можно продолжить, предложив их классификацию по предметам торговли: 1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность; 2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленный вид деятельности (например, предприятия - заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и др.); 3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). К таким субъектам относятся лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием , ядохимикатами, и иные. К специализированным субъектам коммерческого права также можно отнести государственные и муниципальные образования , выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями.

    Субъекты коммерческого права могут быть также систематизированы по организационно-правовой форме, в которой они осуществляют свою деятельность: 1) индивидуальные предприниматели; 2) крестьянские фермерские хозяйства; 3) хозяйственные товарищества ; 4) хозяйственные общества ; 5) потребительские кооперативы ; 6) субъекты РФ ; 7) территориальные и муниципальные образования; 8) объединения субъектов коммерческой деятельности различных организационно-правовых форм: простые товарищества; артели, консорциумы, синдикаты, гильдии, пулы; ассоциации и союзы, холдинги; торговые дома.

    Наибольшее значение имеет классификация субъектов коммерческой деятельности в соответствии с системой коммерческих договоров .

    В юридической литературе большое значение придается разграничению гражданско-правовых договоров на типы, виды и разновидности. По общему правилу тип договора - это глава в ГК РФ, например гл. 30 - "Купля-продажа". Вид договора - это соответствующий параграф в главе, например § 3 - "Поставка товаров". В законодательстве зарубежных стран торговые договоры классифицируются по двум основным признакам: 1) по содержанию обязательства , предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания); 2) по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония). Разделение коммерческих договоров на соответствующие виды в Российской Федерации строится по иным признакам, основанным на юридико-экономической классификации гражданско-правовых договоров, установленной ГК РФ. Как было указано выше, основным квалифицирующим признаком любых коммерческих сделок является их непосредственная связь с материальным условием договоров о предмете - товарами. Объект коммерческого договора, представляющий собой предполагаемую при заключении договора деятельность обязанных сторон договора, может иметь различное содержание. Однако далеко не все виды договоров, поименованных в ГК РФ, могут быть отнесены к разряду коммерческих договоров. Не могут быть отнесены к коммерческим договорам договоры, которые не опосредуют движение товара по оптовым рынкам .

    С другой стороны, в коммерческом обороте возрастает количество сделок (договоров), не упомянутых в ГК РФ, но непосредственно связанных с торговым оборотом. Такая тенденция получила название "коммерциализация торговли". Среди такого рода договоров называются договор оптовой купли-продажи, договоры на изготовление рекламной продукции, на оказание маркетинговых услуг, коммерческого посредничества и комиссии и иные.

    1. Основу коммерческого оборота составляет перепродажа товаров со спекулятивной целью (т.е. с целью извлечения прибыли). Это достигается путем передачи товара от одного оптового продавца другому вплоть до оптового потребителя, который продает этот товар конечному потребителю на розничном рынке. Передача товара в собственность осуществляется на основании отчуждательных договоров, центральным из которых является договор купли-продажи как род и некоторые его виды. На возможность использования в коммерческом обороте тех или иных видов договора купли-продажи оказывает воздействие несколько факторов:

    1) особенности субъектного состава договора, исключающие его из ряда коммерческих договоров. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем является гражданин-потребитель, а не профессиональный предприниматель, что не позволяет отнести этот вид договора к разряду коммерческих договоров. Это не означает, что коммерческое право не должно учитывать интересы конечных потребителей. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров;

    2) необходимость индивидуализации некоторых объектов гражданских прав обусловливает невозможность их участия в оптовом обороте. По этому признаку, например, договор ренты , также относящийся к отчуждательным договорам, не может быть признан коммерческим договором;

    3) кроме индивидуализации в некоторых случаях необходимо проведение регистрационных действий по отношению к материальному условию о предмете договора по основаниям ст. ст. 130 и 131 ГК РФ, что не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав . По этой причине к числу коммерческих договоров не могут быть отнесены договоры купли-продажи недвижимости и купли-продажи предприятия;

    4) специфика правового режима организации продажи некоторых видов товаров, в частности применение к договорам купли-продажи правил монопольного законодательства, государственного регулирования цен, установление ряда регламентов и правил при осуществлении сделок купли-продажи настолько резко ограничивают свободу предпринимательства, что не позволяет отнести некоторые виды таких договоров к числу коммерческих договоров (например, договор энергоснабжения).

    Исходя из этого коммерческими отчуждательными договорами можно считать: договор поставки , договор контрактации, договор мены . В эту же группу можно отнести некоторые не поименованные в ГК РФ договорные конструкции, например договор дистрибуции и дилерские соглашения.

    Передача имущества во временное пользование, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая профессиональными предпринимателями, соответствует большинству признаков коммерческих договоров, кроме одного - цели договора. Основной целью любого коммерческого договора в конечном счете является перепродажа товара, т.е. его отчуждение. Передача имущества во временное пользование не имеет целью отчуждение имущества и предполагает его возврат собственнику. Поэтому договоры аренды , доверительного управления , займа не могут быть отнесены к коммерческим договорам.

    2. В гражданском обороте существует особый вид оказания услуг, который связан с осуществлением одной из сторон договора представительских или посреднических функций.

    Ряд гражданско-правовых договорных конструкций, объектом которых является проведение работ, в качестве правового результата предполагает возникновение или трансформацию материальных благ, которые являются необходимым элементом для осуществления продвижения товаров на оптовых рынках. К числу таких работ можно отнести технологические работы (например, по наладке и настройке товаров), маркетинговые исследования, предполагающие в качестве результата определенный продукт по исследованию товарных рынков, такелажные работы, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК РФ, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. Например, договоры бытового и строительного подряда непосредственно не связаны с функцией продвижения товара на рынках, поэтому их не следует относить к коммерческим договорам. То же касается и договора подряда для государственных и муниципальных нужд, а также выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и разработки новых технологий.

    4. Отдельно следует классифицировать такую важную категорию коммерческих сделок, как биржевые сделки. В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении реального товара, нестандартных контрактов на поставку товара, реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки), стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки), сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

    5. Особым видом коммерческих договоров являются договоры, правовой целью которых является организация торговли. К числу таких сделок относятся договоры, организующие согласованный сбыт и снабжение товарами, договоры органов исполнительной власти с коммерческими организациями , договоры о межрегиональных поставках товаров, договоры организаторов торгов (бирж или торговых систем) с потенциальными или реальными продавцами товаров.

    Поэтому наиболее распространенной является функциональная классификация субъектов коммерческого права по объекту коммерческой деятельности (объекту коммерческого правоотношения) . По этому основанию можно выделить четыре группы субъектов коммерческой деятельности.

    1. Продавцы и покупатели товаров (основные субъекты торговли). В число продавцов кроме оптовых торговцев также включаются производители, реализующие изготовленный товар и обязанные соблюдать общие требования к торговой деятельности (порядок учета и регистрации товаров). Кроме оптовых покупателей в круг покупателей также входят субъекты, приобретающие товар для производственных и иных целей. Такие покупатели выступают "пассивными" участниками торгового оборота.

    2. Торговые посредники: комиссионеры; агенты; поверенные; биржевые посредники; брокерские посредники; коммивояжеры.

    3. Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты), среди которых выделяют: товарные склады; транспортных экспедиторов; страховщиков; перевозчиков и т.д.

    4. Организаторы товарного рынка (координирующие субъекты), представленные товарными биржами, оптовыми и розничными рынками, торгово-промышленными палатами, исполнительными и муниципальными органами, осуществляющими функции по воздействию на торговлю, и др.

    Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

    Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает необходимость государственной регистрации любых лиц, осуществляющих . Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ". Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Такая регистрация должна носить уведомительный, а не обязательный характер.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Регистрация субъектов торговли позволяет определить: 1) группы и количество участников торгового оборота; 2) взаимодействие субъектов коммерческого права ; 3) взаимный контроль в процессе осуществления предпринимательской деятельности; 4) сведения о специфике деятельности и объемах оборота.

    Государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным Правительством РФ . Согласно п. 1 Положения "О Федеральной налоговой службе" служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в соответствии с п. 5.5.6 Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Максимальный единый срок государственной регистрации для юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не может превышать более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

    Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юридических лиц и частных предпринимателей. Самим же субъектам коммерческой деятельности достаточно просто иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках.

    Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права

    В зависимости от цели деятельности субъекты коммерческого права могут подразделяться на: коммерческие организации , целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров или оказания услуг, сопутствующих купле-продаже, и некоммерческие организации , целью которых не является систематическое извлечение прибыли от указанных действий, не распределяющие эту прибыль между их участниками (ст. 50 ГК РФ).

    Юридическая категория "некоммерческая организация" является достаточно молодой и прогрессирующей для российского гражданского права . Впервые термин "некоммерческие" получил свое закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

    Дальнейшее формирование подынститута некоммерческих организаций и создание механизмов его правового регулирования закреплены в ст. 50 части первой ГК РФ. В.В. Залесский указывал, что "деление на коммерческие и некоммерческие организации дает возможность обеспечить четкое направление общественной, благотворительной и иной подобной деятельности через специальную правоспособность некоммерческих организаций. С другой стороны, общая правоспособность коммерческих организаций соответствует главной цели их существования - извлечению прибыли любыми непротивоправными методами".

    Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ . Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных федеральных законах.

    Б.И. Пугинский отмечает, что "возможность участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой. Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи .

    Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах".

    Пунктом 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Каким-либо перечнем она не ограничивается. Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм устанавливает разные требования к возможной предпринимательской деятельности в соответствии с ее целями. При совершении некоммерческой организацией действий, противоречащих ее целям, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц , или прокурором внесено представление об устранении нарушений на основании ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

    7. Органы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

    1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;
    2. федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
    3. организации со статусом государственного научного метрологического центра, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющие государственный метрологический контроль.

    Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

    1. государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами коммерческой деятельности обязательных требований государственных стандартов к товарам;
    2. государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированными товарами;
    3. государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия товаров установленным требованиям качества и безопасности;
    4. государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
    5. государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, проверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

    8. Органами государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта и табачных изделий, являются:

    1. Федеральное медико-биологическое агентство;
    2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
    3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
    4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя контроль за:

    1. выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы при хранении пищевой продукции, ее транспортировке и реализации, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;
    2. выполнением правил продажи отдельных видов товаров в сфере общественного питания;
    3. соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям нормативных документов;
    4. выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) пищевой продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.

    9. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов коммерческой деятельности, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд.

    10. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий , осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. ФСТ России устанавливает и регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), на газ и его транспортировку, на грузовые железнодорожные перевозки, на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др.

    11. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Функции ФТС России в коммерческом обороте сводятся к: 1) ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 2) определению порядка контроля таможенной стоимости товаров; 3) установлению формы и порядка принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара; 4) определению порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения; 5) выделению категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

    12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет следующие полномочия:

    1. устанавливает порядок представления организациями уведомлений при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции;
    2. принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;
    3. определяет нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    4. устанавливает порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;
    5. формирует перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции;
    6. определяет порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    7. осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    8. производит выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
    9. осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

    Субъектами коммерческой деятельности выступают юридические и физические лица, имеющие право ее совершения.

    Под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т.е.

    Правоспособностью). Исходя из сложившегося понимания субъекта права, субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу. Так, например, в одних изданиях субъекты коммерческого права делятся на:

    · индивидуальных предпринимателей;

    · полные и коммандитные товарищества;

    · общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

    · акционерные общества;

    · производственные кооперативы;

    · государственные и муниципальные предприятия;

    · некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

    Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:

    · производители продукции, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;

    · представители производителей, поставщиков и торговые посредники;

    · потребители;

    · субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.

    Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.

    Вторая группа субъектов коммерческого права - представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

    Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.

    Третья группа субъектов коммерческого права - потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:

    · производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;

    · непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческие организации);

    · граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

    В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие наличия вины сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.

    Четвертая группа субъектов коммерческого права - это субъекты, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.

    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Учредительными документами юридического лица являются его устав (акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), учредительный договор (полное и коммандитное товарищества), учредительный договор и устав (общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью).

    Коммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица - это его способность иметь права и нести обязанности как участника коммерческой деятельности. В отношении правоспособности некоммерческих организаций как участников коммерческой деятельности действует правило о специальной правоспособности.

    Институт специальной правоспособности применим и к унитарным предприятиям, уставы которых, помимо сведений, указанных в п.2 ст.48 ГК, должны содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия.

    Поясните субъекты и объекты в коммерческой деятельности. Дайте характеристику субъектам в соответствии с международной классификацией. Проведите классификацию фирм. Проанализируйте составляющие классификации в современных условиях.

    Ответ:

    Исходя из того, что выполнение коммерческих операций является управленческой деятельностью, предполагается нали­чие субъектов, осуществляющих ее, и объектов, на которые эта деятельность направлена.

    Субъекты КД – это стороны, вступающие в договорные отношения по купле-продаже товаров и оказанию услуг.

    Объекты КД – это то, на что направлена коммерческая деятельность организации (товары, услуги, идеи и т.п.).

    Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (ст. 46) хозяйствующие субъекты по юридическому статусу мо­гут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Коммерческими являются организации, рассматривающие полу­чение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие ее между участниками.Некоммерческими счи­таются организации, не имеющие целью получение прибыли и распределение ее между участниками (общественные, религи­озные организации (объединения), благотворительные фонды и т.п., которые создаются для достижения социальных, приро­доохранных, благотворительных, культурных, образователь­ных, духовных целей).

    В соответствии с международной классификацией субъекты коммерческих правоотношений делятся на 4 группы:

    1. Фирма это обобщенное название, используемое по отно­шению ко многим организациям (предприятиям), занимаю­щимся коммерческой деятельностью с целью извлечения прибыли. Фирма название торгового или промышленного предприятия, пользующегося правами юридического лица, позволяющими отличить его от других.

    2. Союзы предпринимателей ставят целью своей деятельности представление и защита прав и интересов входящих в них групп предпринимателей в правительственных органах, оказание содействия и поддержки в расширении их деятельности. Создаются в форме союзов, ассоциаций, федераций и т.п. и могут отраслевыми, видовыми по роду занятий.

    3. Государственные органы – министерства, ведомства, которые являются; предстателями и защитниками интересов своих предприятий.

    4. Общественные организации – ООН, ЕС и прочие, которые реализую различные международные, отраслевые программы.

    Классификация фирм:

    По правовому положению: 1. единоличные предприятия; 2. объединения предпринимателей: 2.1. объединения лиц: – полное товарищество; – коммандитное товарищество 2.2. объединения капиталов: – акционерное общество; – ООО и ОДО. По целям объединения и степени самостоятельности:
    1. картель:
    - синдикат; - пул;
    1. трест;
    2. концерн;
    3. холдинг;
    4. финансовая группа.
    По характеру собственности: 1. частные; 2. государственные; 3. кооперативные. По виду хозяйственной деятельности:
    1. промышленные предприятия;
    2. торговые фирмы;
    3. транспортные предприятия;
    4. страховые фирмы;
    5. туристические фирмы;
    6. рекламные фирмы;
    7. гостиничные предприятия.
    По принадлежности капитала: 1. иностранные; 2. национальные; 3. смешанные.

    Индивидуальными предпринимателями – физ. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юр. лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.



    Хозяйственными товариществами и обществами призна­ются коммерческие организации с разделенным на доли (ак­ции) между учредителями (участниками) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное ими в процессе хозяйствен­ной деятельности, принадлежит товариществу или обществу на праве собственности.

    Общество с ограниченной ответственностью учреж­денная двумя и более лицами коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли определенных учредителями размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятель­ностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкла­дов.

    Общество с дополнительной ответственностью учреж­денная двумя и более лицами коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли определенных учредителями размеров. Участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определенных учредительными документами, но не менее размера, установленного законодательными актами Рес­публики Беларусь. При экономической несостоятельности одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.



    Акционерное общество коммерческая организация, уставный фонд которой раздел на определенное число акций с одинаковой номинальной стоимостью. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, свя­занных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежа­щих им акций.

    Концерн – это постоянное добровольное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического развития инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, финансирования и т. п.

    Холдинг – это постояннодействующее добровольное объединение предприятий, образующееся при овладении одним АО контрольным пакетом акций других АО с целью финансового контроля и получения дохода от вложенного в акции капитала.

    Синдикат – основная форма хозяйственной ассоциации, временное объединение предприятий по совместному сбыту продукции.

    Трест – объединение, представляющее собой единый комплекс, составные части которого теряют свою юридическую, хозяйственную и коммерческую самостоятельность.

    7. Коммерческая служба: уровни, функции на различных уровнях.

    Перечислите уровни организации коммерческой деятельности и управление ею, охарактеризуйте их. Назовите субъекты хозяйствования на микроуровне в торговой отрасли, поясните их функции. Проанализируйте функции Министерства торговли и Белкоопсоюза с учётом современных рыночных стандартов.

    Ответ:

    Коммерческие службы в зависимости от целей и задач име­ют различную структуру и функции. В условиях рыночных от­ношений происходит уход от унифицированных организаци­онных структур, так как возникает необходимость их формиро­вания с учетом адаптации под конкретные цели и задачи.

    Уровни организации КД и управления ею:

    1. макроуровень (возложен на Совет Министров РБ);

    2. мезоуровень (возложен на Министерство торговли РБ);

    3. микроуровень (возложен на субъекты хозяйствования).

    На макроуровне ставится задача скоординировать действия всех участников коммерческой деятельности, сформировать механизм сбалансирования их интересов и правовое поле для эффективной работы.

    На микроуровне :

    1. Функции коммерческого аппарата торговой орга­низации:

    Изучение конъюнктуры рынка, спроса населения в зоне своей деятельности;

    Обоснование потребности в товарах для своих торговых объектов;

    Правление товарными ресурсами;

    Осуществление договорной работы;

    Внедрение передовых технологий на торговых объектах, их техническое и материальное обеспечение;

    Формирование спроса и стимулирование продажи;

    Контроль соблюдения законодательной, нормативной ба­зы, правил торговли, прав потребителей;

    Обеспечение рентабельной работы и конкурентоспособ­ности торговой организации.

    2. Функции работников торгово­го объекта (магазина):

    Изучение спроса населения своей зоны деятельности;

    Изучение торговых объектов конкурентов, их достоинств, недостатков;

    Обоснование партий и частоты завоза;

    Формирование конкурентоспособного, рентабельного ас­сортимента;

    Продвижение товаров отечественного производителя, фор­мирование положительного имиджа этих товаров;

    Коммерческая работа по продаже товаров и оказанию услуг;

    Управление ассортиментом, обеспечение его обновления с учетом спроса, контроль за наличием товарных запасов, соблюдением сроков реализации товаров, безопасностью их потреб­ления;

    Обеспечение высокой культуры обслуживания;

    Формирование положительного имиджа магазина.

    3. Функции оптовой торговли реализуются че­рез поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников – оптовые организации и УП, оптовые посредники (дистрибьюторы, брокеры, брокер­ские конторы, агенты, дилеры и т.п.), организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукци­оны, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магази­ны-склады и т.п.).

    4. Функции коммерческой службы оптовых торговых организа­ций:

    1) функции, обеспечивающие закупочную работу:

    Изучение поставщиков, отбор наиболее привлекательных;

    Выбор формы оптовых закупок и участие в их проведении;

    Преддоговорная работа;

    Работа по заключению договоров;

    Организация поставок, выполнение договоров, контроль за этим процессом;

    Формирование ассортиментной модели оптовой базы;

    Претензионная работа совместно с юридической службой,

    2) функции, обеспечивающие оптовую продажу:

    Договорная работа с покупателями;

    Управление поставками товаров в розничную сеть, беспе­ребойное обеспечение магазинов зоны своей деятельности в нужном объеме и в согласованные сроки;

    Рационализация схем завоза и системы завоза в целом;

    Оказание услуг оптовым покупателям;

    3) организационно-рыночные функции:

    Изучение рынка, анализ его конъюнктуры;

    Расширение зоны обслуживания, поиск новых поставщи­ков и покупателей;

    Воздействие на производство по вопросам выпуска пользу­ющихся спросом конкурентоспособных товаров;

    Формирование набора востребованных услуг;

    Разработка коммерческой стратегии;

    Обеспечение рентабельной работы оптовой торговой орга­низации и устойчивой конкурентной позиции на рынке.

    Функции Министерства торговли:

    1. проведение государственной политики в сфере торговли, общественного питания;

    2. координация деятельности всех гос. органов управления отраслью;

    3. защита прав потребителей и обеспечение соблюдения га­рантий качества и безопасности;

    4. осуществление работы по формированию товарных ресур­сов для потребительского рынка;

    5. формирование современных товаропроводящих сетей, оп­тимизация логистических потоков;

    6. создание условий для роста спроса на отечественную про­дукцию;

    7. координация работы по развитию и эффективному ис­пользованию инновационных технологий и средств;

    8. осуществление координации выставочной, ярмарочной, рекламной и внешнеторговой деятельности;

    9. рассмотрение в пределах своей компетенции жалоб граж­дан, в том числе предпринимателей;

    Функции Белкоопсоюза:

    1. управление КД всех субъектов хозяйствования своей системы и создание эффективного взаи­моотношения с другими субъектами рынка;

    2. защита интересов кооперативной торговли в вышестоя­щих органах;

    3. разработка стратегии развития торговой отрасли потреби­тельской кооперации;

    4. управление закупочной работой субъектов хозяйствова­ния;

    5. распространение передового опыта, новых технологий в торговой отрасли;

    6. взаимодействие с промышленностью с целью защиты собственных интересов;

    7. определение стратегии внешнеэкономической деятель­ности;


    ПЛАН

    1 .Понятие субъекта коммерческого права. ………………………………стр.2

    2 .Виды субъектов коммерческого права. ……………………………… ..стр.7

    Список использованной литературы. .……………………………….стр.18

    1.Понятие субъекта коммерческого права.

    В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью) 1 .

    В качестве основной фигуры, главного субъекта коммерческой деятельности рассматривают собственно торговые общества или отдельных торговцев. В современном торговом обороте помимо собственно торговцев активно участвуют другие группы лиц. Постоянное развитие торговли создали значительное разнообразие ее субъективного состава. Так, участниками торговой деятельности являются все организации, изготавливающие товары для реализации.

    Субъект торговой деятельности – тот кто постоянно, на профессиональной основе занимается торговлей. Основными субъектами коммерческой деятельности в РФ являются организации, создаваемые в одной из организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.

    В законодательстве других стран статус коммерсанта закреплен нормативно. Так, например, согласно ст. 2-104 ЕТК США коммерсантом признается тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающий особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. Следовательно, понятие "коммерсант" означает лицо, сведущее в отношении предмета сделки, в отличие от другой стороны (некоммерсанта), которая не обладает соответствующими знаниями и опытом. В отношениях с коммерсантом такое лицо (некоммерсант) в силу общеправовых требований равенства и справедливости подлежит повышенной защите со стороны закона.

    Круг субъектов коммерческого права не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Различной оказывается также торговая и гражданская правоспособность отдельных видов лиц.

    В торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права. Физические лица, граждане не являются субъектами коммерческого права. Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельности, лишь если он получит статус индивидуального предпринимателя.

    Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ. Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных федеральных законах.

    Возможности участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой.

    Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.

    Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.

    Наряду с отечественными организациями в торговом обороте участвуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане.

    Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.

    Отличительной особенностью субъекта коммерческого права является постоянное осуществление им торговой деятельности, на профессиональной основе.

    Субъекту коммерческого права свойственны такие особенности, т.е. признаки, которые выделяют его из общего ряда субъектов частного права.

    К ним можно отнести следующие:

    1) занятие торговой деятельностью (оптовая торговля, которой не могут заниматься все участники гражданского оборота);

    2) осуществление торговой деятельности на профессиональной основе;

    3) торговая деятельность имеет постоянный, устойчивый характер; лицо занимается ею систематически и извлекает из этого доход, т.е. торговая деятельность является постоянным занятием.

    Особенности субъекта коммерческого (торгового) права можно усматривать также на основании определения вида коммерческой организации. Б.И. Пугинский, верно подразделяет коммерческие организации на два вида: юридический вид и функциональный вид. При этом под юридическим видом понимается организационно-правовая форма коммерческой организации. Функциональный вид - это вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности 2 .

    К юридическому виду согласно ГК РФ относятся акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Все они отнесены к разряду коммерческих организаций. К числу субъектов коммерческого права в этом понимании отнесены индивидуальные предприниматели и крестьянские фермерские хозяйства.

    В международном частном праве в качестве субъектов торгового права признаны: частный предприниматель; полное товарищество; коммандитное товарищество; акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью 3 .

    О виде функциональном в юридической литературе отсутствуют достаточные сведения. Г.Ф. Шершеневич без обозначения термина «функциональный» называет отдельные субъекты, относящиеся к данному виду. Однако это не имеет ярко выраженного характера. В частности, Г.Ф. Шершеневич называет таких участников торговых отношений, как торговое товарищество, торговый маклер, торговый агент, приказчик. Их можно в какой-то мере отнести к функциональному виду в силу того, что их место и содержание деятельности отчасти определено в торговом обороте. Маклер, например, выполнял функцию посредничества при заключении сделки, он способствовал их заключению между контрагентами. Аналогичную функцию осуществлял торговый агент.

    Б.И. Пугинский находит достаточно удачное решение разграничения юридического и функционального видов субъектов частного права. Фактическое положение дел соответствует выдвинутой Б.И. Пугинским доктрине о юридическом и функциональном видах коммерческих организаций.

    Субъекты коммерческого права являются участниками отношений, складывающихся в результате торговой деятельности. В результате торговой деятельности складывается пять групп отношений. У каждой группы отношений свои участники, свои субъекты.

    Объектом этих отношений является товар, а также торговая деятельность, т.е. действия, направленные относительно материальных или нематериальных благ.

    Порожденные естественным образом функциональные субъекты торговых отношений действуют на практике, но не находят закрепления в законодательстве России. На этот счет Б.И. Пугинский справедливо замечает, что различения юридического и функционального видов «совершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми в практике» 4 .

    Итак, понятие субъекта коммерческого права можно сформулировать следующим образом.

    Субъекты коммерческого права - это лица юридического и функционального видов, участвующие в торговом обороте, систематически осуществляющие торговую деятельность на профессиональной основе в целях извлечения прибыли и развития торговых отношений.

    2. Виды субъектов коммерческого права

    Во-первых различают собственно торговцев и структуры, содействующие торговле и организующие торговлю.

    Собственно торговцы – основное звено торговли, их я уже упоминала – юридические лица или ИП.

    Субъекты содействующие и организующие торговлю – те кто не выполняет торговых функций, не совершает торговых операций, а организует и содействует товародвижению. (Товарные склады, складские комплексы, товарные биржи, розничные ранки и т.д.)

    Во-вторых, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, организационно-правовую форму) и функциональный вид 5 .

    1. К юридическому виду относятся: акционерные общества открытого и закрытого типа; общества с ограниченной ответственностью; полные товарищества; товарищества на вере; индивидуальные предприниматели; производственные кооперативы; унитарные предприятия, занимающиеся оптовой торговой деятельностью и участвующие в торговом обороте, крестьянские фермерские хозяйства.

    2. К функциональному виду можно отнести: фирмы-дилеры; торговые дома; дистрибьюторы; экспортные и импортные фирмы; фирмы, действующие с использованием консигнационного склада; трейдеры; торговые агентства; торговые агенты, маклеры и т.д.

    Функциональные различия имеют ярко выраженный характер в оптовой торговой и посреднической деятельности, поскольку на посредников приходится 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.

    В юридической литературе выделяют три вида торгово-посреднических организаций:

    1. Предприятия, обладающие правом собственности на реализуемый товар.

    Г.Ф. Шершеневич считал, что наличность имущественных средств составляет условие всякой экономической деятельности и придает торговому предприятию самостоятельный характер 6 .

    2. Ко второму виду относятся торгово-посреднические лица, не имеющие права собственности на товар (например, консигнационные склады). Их задача состоит в доведении товара от изготовителя к потребителю за определенное вознаграждение. Шершеневич Г.Ф. относил данную группу к основной движущей силе торгового оборота.

    3. К третьей группе относятся участники, создающие условия для обеспечения торгового оборота.

    К первой группе относятся торговые дома, фирмы-дилеры, экспортные и импортные фирмы, дистрибьюторы, трейдеры, которые самостоятельно приобретают товар в собственность от своего имени и на свои средства.

    В таких торговых предприятиях приобретенный товар включается в их материальный состав.

    Ко второй группе можно отнести маклеров, консигнационные склады, брокеров, торговых агентов. В юридической литературе дореволюционного периода, а также в отдельных нормативных актах упоминался и такой субъект торговых отношений как «торговый маклер». В настоящее время на практике также действуют «маклеры». Торговым маклером называлось должностное лицо, в обязанности которого входило посредничество при заключении торговых сделок. Маклеры сами сделок не заключали, но способствовали их заключению 7 .

    Третью группу участников составляют оптовые ярмарки, товарные биржи, торги, выставки и другие виды, создающие условия для осуществления торговой (коммерческой) деятельности. Законодательство не включает эти субъекты в разновидность коммерческих организаций, хотя по сути своей они таковыми являются.

    1. Торгово-посреднические фирмы подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные фирмы не имеют узкой специализации. Они осуществляют торговлю различными видами товаров. Специализированные фирмы осуществляют торговлю определенным видом товара, например, компьютерами или автомобилями, одеждой или обувью. Такие фирмы на практике называют фирмами-дилерами . Дилеры осуществляют перепродажу товаров какой-либо из фирм. Для этого посредник заключает с собственником товара соглашение о перепродаже данного товара. Чаще всего услугами дилеров пользуются производители.