Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Русский язык и мы Интересные презентации по русскому языку
  • Методы управленческих решений в таможенных органах. Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах

    Методы управленческих решений в таможенных органах. Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах

    13) Методы и процесс принятия решений в управлении таможенной деятельностью.

    Осуществление любой деятельности человека связано с принятием решений, которые предшествуют соответствующим действиям, даже самым простейшим, принимаемым человеком. Если в общем случае решение – это выбор одной из альтернатив, то управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель в соответствии с занимаемой им должностью в целях обеспечения выполнения поставленных перед организацией задач.

    Для того чтобы управленческое решение было эффективным и обеспечивало достижение целей организации, оно должно удовлетворять совокупности определенных требований. К ним относятся:

      четкая целевая направленность

      всесторонняя обоснованность

      адресность (ориентированность на объект)

      согласованность с ранее принятыми и другими принимаемыми решениями

      правомочность (соответствие правам)

      эффективность

      своевременность

      полнота, краткость, четкость

      компромиссность (соглашение на основе взаимных уступок).

    Различные виды управленческих решений обладают и разными свойствами, им соответствуют и неоднозначные способы организации процедур их принятия, методы разработки, затраты времени и других ресурсов на принятие и реализацию:

    Индивидуальные решения , принимаемые одним лицом, требуют меньше времени на разработку, так как не нуждаются в согласовании с другими членами группового субъекта, характеризуются более высоким уровнем творчества и новизны. Вместе с тем для индивидуальных решений характерны более высокий риск ошибок.

    Групповое решение имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным. Качество группового решения, как правило, выше, так как при его разработке предлагается множество возможных вариантов. Эти варианты рассматриваются более разносторонне и обоснованно, что уменьшает возможность принятия ошибочного решения. Существенным недостатком коллективного решения является его сравнительно низкая оперативность: выработка такого решения требует значительного времени для формирования группы, подготовки материалов для обсуждения, ознакомления членов группы с проблемой, обсуждения и согласования мнений.

    Принятие оперативных решений связано с необходимостью либо срочного принятия мер по достижению определенных результатов, либо обеспечения стабильности производственно-технологических процессов.

    Процесс разработки решения является важным фактором обеспечения его качества, во многом определяет затраты времени и средств. Лицо, возглавляющее разработку решения, должен: определить проблему и задачи при ее решении, цели решения и пути ее достижения, распределение работ по подготовке решения, определить людей, ответственных за их выполнение.Процесс разработки решения при традиционном менеджменте включает следующие шаги:

      Обнаружение и формулировка проблемы

      Сбор и анализ информации о проблеме

      Разработка альтернативных решений

      Реализация оптимального варианта решения.

      Контроль за процессом осуществления принятого решения.

    МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

    ТЕОРИЯ ИГР – метод моделирования оценки воздействия принятого решения в условиях неопределенности.

    МОДЕЛИ ТЕОРИИ ОЧЕРЕДЕЙ или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них.

    МОДЕЛЬ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ – определение оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

    ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ – это модель, представленная в графической форме. На график наносят все шаги, которые необходимо рассмотреть, оценивая различные альтернативы.

    ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации.

    ПЛАТЕЖНАЯ МАТРИЦА - это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов.

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения.

    МЕТОД ДЕЛФИ – экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

    Этапы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в таможенных органах.

    Управленческое решение пред­ставляет собой выбор альтернативы, осуществленный руко­водителем в рамках его должностных полномочий и направ­ленный на достижение целей организации.

    Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения и реализация решения.

    На стадии подготовки управленческого решения прово­дится экономический анализ ситуации, направленный на выявление, формулирование и идентификацию проблем, тре­бующих решения.

    На стадии принятия осуществляется разработка возмож­ных альтернатив решения, определяются критерии выбора и производится выбор наиболее оптимального варианта, кото­рый затем согласовывается с вышестоящими руководителя­ми или с компетентными специалистами.

    На стадии реализации решения осуществляется конт­роль за ходом его исполнения, вносятся необходимые кор­рективы и дается оценка полученного результата.

    Процедура подготовки, принятия и реализации управлен­ческих решений представляет собой непрерывный замкну­тый цикл, состоящий из восьми этапов:

    1.Ф ормирование целей .

    На данном этапе определяются цели решения базовых проблем.

    2. Выявление полного перечня альтернатив на основе полученной информации.

    На данном этапе определяется как можно более полная совокупность вариантов достижения поставленных целей на основе получения, переработки и изучения информации о состоянии проблемы.

    3. Оценка альтернатив со стороны специалистов .

    На основе данных, полученных в результате изучения информации, производится выбор наилучшего способа достижения целей. Таким образом, совместное использование интуиции, опыта работы руководителя и методов анализа, которыми владеют специалисты, дает возможность наиболее полно учесть все аспекты решаемой проблемы. Конечным результатом работ данного этапа является суждения специалистов о предпочтительности вариантов принимаемого решения.

    4. Предварительный выбор лучшей альтернативы .

    На этом этапе проводится уже детальный анализ допустимых альтернатив с учетом затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. На этом этапе результаты анализа представляются лицу, принимающему решение по данной проблеме.

    5.Определение критериев эффективности и возможных последствий выполнения решения .

    На данном этапе определяются основные критерии, по которым можно будет давать оценку выполнения принятого управленческого решения. На этом же этапе необходимо предусмотреть возможные негативные последствия выполненного решения.

    6. Оценка затрат на реализацию решения .

    Здесь имеется в виду материально-техничное и финансовое обеспечение выполнения решения. В данном случае материально-техническое и финансовое обеспечение предполагает снабжение исполнителей всеми необходимыми средствами для нормальной деятельности исполнителей.

    7.Выбор единственного решения .

    С учетом результатов проведения всех предыдущих этапов, любой другой дополнительной информации руководитель принимает окончательное решение. Однако это не означает, что принято наилучшее решение. Тем не менее, оно является конечным результатом работ на данном этапе.

    8.Доведение принятого решения до исполнителей .

    9.Выполнение решений подчиненными.

    10. Контроль и оценка результатов.

    Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Так же именно система контроля позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились в организации при осуществлении ее деятельности.

    Управление в таможенном деле тесно связано с процессом принятия решений по регулированию внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, решения, применяемые в таможенных органах, можно условно разделить на две группы:

    • 1) общие управленческие решения;
    • 2) специальные профессионально-должностные решения, которые и являются объектом изучения.

    Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся формализованных вариантов и алгоритмов направления действий по решению проблем и получения в соответствующее время желаемого выхода. Данный процесс включает много элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Принятие решений в таможенных органах представляет собой сложный систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающихся с формулирования проблем и заканчивающихся совершением действий, решающих эту проблему. Системный анализ управления в таможенном деле предполагает, что таможенная система разбивается, с одной стороны, на подсистемы, элементы, а с другой -- на операции, этапы и действия до тех пор, пока не будет достигнут уровень, когда нельзя будет принимать решения. Как видно из вышеприведенного материала, таможенная система специализирована по специфическим описательно-познавательным компонентам, т.е. сферам своей деятельности, подлежащим управлению. Например, одновременно могут решаться организационные вопросы -- по обустройству таможенной территории, правовые -- по применению новых правил пересечения таможенных границ, экономические -- по введению новых таможенных пошлин и.т.д. Все это предполагает принятие параллельных решений. При параллельном процессе управления каждая проблема, входящая в отдельный процесс обработки, будет пропущена через ряд таможенных инспекторов-операторов, которые осуществят предписанные программы-процедуры и наборы действий. Можно сказать, что набор процедур или действий составляет определенную операцию, если каждая процедура (действие) необходима для осуществления желаемого выхода и если процедуры взаимозависимы.

    В качестве примера параллельного процесса управления можно привести пограничные сухопутные таможенные посты, где ведется одновременное обслуживание грузового и легкового автотранспорта на нескольких полосах, как на въезде, так и на выезде с таможенной территории. Причем каждая полоса обслуживания может иметь специфические проблемы, связанные с обслуживанием разного автотранспорта.

    Кроме параллельного управления, принятие решения может производиться и поэтапно, согласно специализированным функциям подразделений внутри систем или подсистем таможенных органов. Таким образом, может быть организован последовательный процесс управления отдельными, небольшими таможенными операциями, этапами или процедурами. В каждом случае во главе будут стоять руководители или ответственные лица, принимающие участие в выработке окончательного решения. Одним из примеров таких решений можно привести 5-ступенчатый таможенный контроль при обработке товаров, поступающих на вход системы.

    На первом этапе производится прием и регистрация грузовой таможенной декларации (ГТД) и других сопроводительных документов. На втором этапе производится контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страны происхождения товара, а также соблюдения мер нетарифного регулирования. На третьем этапе осуществляется входной валютный контроль и контроль таможенной стоимости товаров. Четвертый этап предназначен для контроля таможенных платежей и наконец, на пятом этапе производится досмотр и выпуск товаров.

    При последовательном процессе управления выход (решение) одной процедуры подоперации (этапа) является входом следующей подоперации. Такая возможность деления делает системный анализ средством для разбиения каждой операции до набора элементарных действий.

    Так, например, первый этап таможенного контроля (прием и регистрация ДТ) можно разбить на следующие действия:

    • 1.1 --проверка соблюдения условий, необходимых для принятия деклараций (ДТ);
    • 1.2 --прием деклараций и других документов;
    • 1.3 --общая проверка декларации и ее электронной копии на соответствие действующим правилам заполнения согласно заявленной таможенной процедуре;
    • 1.4 --возврат таможенной декларации при невыполнении соответствующих правил;
    • 1.5 -- регистрация таможенной декларации;
    • 1.6 --формирование таможенного дела (учет, архив).

    Таким же образом можно разделить на отдельные формализованные действия таможенных работников любой этап не только рассматриваемого таможенного контроля, но и других таможенных операций. В результате каждый мини-элемент будет представлять собой набор должностных инструкций, указаний и процедур, необходимых для выполнения утвержденной технологической схемы по данной операции. В итоге каждый таможенный оператор должен в соответствии с указанными нормативными параметрами данной процедуры или подоперации получить оптимальное решение -- выход. В таможенной системе управления сотрудники таможенных подразделений, решающие проблемы, должны быть обеспечены набором заранее подготовленных информационных таможенных программ. В отдельных случаях при наличии разнообразных или нестандартных входов согласно делегированным полномочиям они должны из набора альтернативных решений выбрать наиболее правильное решение. В других случаях таможенный сотрудник должен делегировать решение на более высокий уровень управления. На основе вышеизложенного, имея полную картину каждой части таможенных операций, можно системно проанализировать самые небольшие приемы действия всей таможенной системы и при этом сохранить связь частей и целого. После этого можно перейти к синтезу системы программно-целевой модели управления. Под синтезом понимается соединение, составление частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого процесса как единого целого. Но синтез не является простым суммированием частей. В процессе системного синтезирования познается нечто новое: взаимодействие частей как целого.

    Системный синтез позволяет иметь полную мини-модель каждой подсисемы или элемента системы и тем самым создать целостную картину таможенно-програмных операций. В целом системный подход дает возможность более правильно и наиболее эффективно формировать структуру управления в таможенном деле.

    На процесс подготовки и принятия решений таможенными органами так же, как и другими субъектами управления, оказывают влияние многие факторы: содержание проблемы, подлежащей разрешению, сложившаяся обстановка, кадровые и материальные ресурсы, организационные, временные, психологические иные факторы.

    Выделяются следующие стадии подготовки и принятия управленческих решений :

    Выявление и формулировка проблемы;

    Сбор и анализ информации для решения;

    Подготовка вариантов (проектов) решения;

    Выбор окончательного варианта (принятие решения).

    В связи с этим не может быть установлена жестко запрограммированная процедура подготовки и принятия решений. Речь идет о логике действия субъекта управления в процессе выработки и принятия решений.

    В зависимости от особенностей ситуации и типа решаемой проблемы перечисленные стадии могут укрупняться, а некоторые из них и вовсе опускаться. Одним словом, для разрешения каждой конкретной ситуации или проблемы приведенная структура процесса принятия решения интерпретируется по-своему.

    Выявление и формулирование проблемы . Подготовка решения начинается с выявления проблемы и определения вытекающих из нее целей и задач.

    Вовремя выявить проблему – это значит, на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главным образом, определить его вероятные конечные результаты.

    Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего формулируются цели.

    Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:

    Получения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется применить частное, более конкретное решение на своем уровне;

    Поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела;

    Постановки нижестоящим уровням конкретных практических вопросов и проблем.

    В сфере таможенных правоотношений непрерывно возникают различные проблемы, противоречия, требующие своего разрешения. Это обусловливает трудности в правильной оценке степени важности и перспективности возникающих проблем и, следовательно, в определении очередности их разрешения.



    Многие проблемы возникают неожиданно, иные находятся в «процессе созревания». Для процесса управления важно вовремя выявить проблему, правильно оценить ее роль и значение, а также предупредить наступление возможных нежелательных последствий, которые может вызвать данная проблема.

    Выявление проблемы связано с множеством факторов как объективных, так и субъективных, с выявлением относительной значимости каждого из них.

    В качестве объективных выступают такие факторы, как оперативная обстановка, материально-техническая оснащенность таможенных органов, уровень подготовки кадров и т.д.

    Субъективные факторы определяются способностью руководителя таможенного органа находить с помощью специалистов оптимальный вариант использования имеющихся сил и средств, умением организовать коллектив, развивать творческую инициативу сотрудников и т.д.

    Выявленная проблема подлежит формулированию. Формулировка проблемы может происходить по инициативе самого руководителя таможенного органа, а также по указанию вышестоящего органа, предписывающего разрешить проблему.

    На первой стадии принятия решения должна быть четкая и ясная формулировка проблемы с указанием цели. Правильное определение цели помогает уточнить и сформулировать задачу. Правильная постановка задачи имеет большое значение для управления, ибо в случае неточной формулировки задачи действия по принятию решений окажутся бессистемными и нецеленаправленными.

    Сбор и анализ информации для решения. Выявление проблемы предполагает сбор и анализ информации. Речь идет, прежде всего, об информации, собираемой и обрабатываемой регулярно в порядке обратной связи при осуществлении функций учета и контроля за деятельностью объекта управления, а также информации, поступающей из внешней среды, т.е. среды функционирования таможенного органа. Кроме того, используется информация, которая собирается и обрабатывается специально для подготовки отдельных решений.

    В процессе принятия решения перед руководителем таможенного органа встает вопрос: принимать ли решение на основе того, что уже известно, или предварительно разработать и реализовать программу сбора соответствующей информации, которая потребует отдельных материальных затрат и рабочего времени. Качество решения во многом зависит от того, насколько правильно будет разрешен этот вопрос. При всех условиях оптимальной считается такая информация, которая по полноте, содержанию и достоверности позволяет принять обоснованное решение.

    На основе обработки и анализа текущей информации, как правило, принимаются решения по вопросам оперативного управления. Что касается перспективных решений, то они принимаются на основе специально собираемой и обрабатываемой информации. Часть такой информации может содержаться в памяти работников таможенных органов, готовящих проект решения, а также в имеющихся документах, другую часть информации нужно целенаправленно собирать.

    Сбор информации в целях принятия решения производится посредством применения различных методов:

    Учетно-статистической информации;

    Документов (отчетов, справок, актов проверок, обследований и т.п.);

    Запросов по специально разработанным формам;

    Наблюдения за состоянием объекта управления и личного ознакомления с результатами работы;

    Беседы со специалистами и иными работниками;

    Социологических исследований и др.

    Собранная по проблеме информация подвергается обработке и анализу.

    Подготовка вариантов (проектов) решения. Разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям – по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам таможенного обслуживания, по материальным ресурсам, кадрам и др.

    Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

    На основе собранной информации и анализа составляется проект решения. Для разрешения новых сложных вопросов метод разработки одного проекта решения, как правило, не обеспечивает принятие оптимальных решений. В связи с этим разрабатывается несколько взаимозаменяемых вариантов – альтернатив решения проблемы, и из них в результате анализа выбирается оптимальный вариант.

    Предварительные наметки (контуры) вариантов проектов решений появляются еще на стадии анализа информации. На этой стадии важно определить оптимальное количество вариантов. В процессе отбора вариантов необходимо руководствоваться соответствующими критериями, которые определяются на основе цели, сформулированной на стадии выявления проблемы.

    При отборе вариантов проектов решений любой предполагаемый вариант при условии, если он позволяет достичь цели и не выходит за пределы существующих материальных, финансовых, кадровых и иных ограничении, следует признать пригодным для выбора решения.

    При разработке вариантов проектов решений могут браться за основу ранее принятые решения, если задачи и обстоятельства, при которых было принято решение, совпадают с задачами и обстоятельствами, в которых предстоит принять новое решение.

    На рассматриваемой стадии более полно формулируются цели, задачи и содержание проекта решения. Определяются пути и средства достижения намеченных целей. Учитываются имеющиеся возможности (силы, средства, финансовые и иные ресурсы, фактор времени и др.) фактической реализации решения. Прорабатываются вопросы взаимодействия и координации между службами, подразделениями, группами, сотрудниками. Оцениваются возможные последствия принятия того или иного варианта проекта. Особенно это необходимо при решении сложных перспективных вопросов управления.

    Подготовку вариантов проектов решений осуществляют с помощью методов, позволяющих соизмерить затраты и результаты от реализации того или иного варианта.

    В зависимости от сложности проблемы, условий, в которых разрабатывается и принимается решение, руководитель таможенного органа может образовать группу разработчиков проекта решения. Эта группа должна соответствовать определенным требованиям в отношении численности, состава, представительств от заинтересованных подразделений и служб, профессиональных качеств членов группы и т.д.

    Выбор окончательного варианта (принятие решения)

    Вслед за разработкой вариантов проекта решений наступает выбор наилучшего, оптимального варианта. На данной стадии подготовленные варианты подвергаются сравнительному анализу. После оценки каждого варианта проекта решения производится выбор, т.е. принятие решения.

    Важным условием принятия оптимального решения является создание в таможенном органе деловой обстановки, стимулирующей всех участников процесса выработки решения к активной и целенаправленной работе.

    Участие в выработке решения сотрудников соответствующих служб и подразделений, исполнителей, коллектива сотрудников органа не только обогащает само решение, но и создает благоприятные предпосылки для его успешной реализации. Все это обычно повышает заинтересованность коллектива таможенного органа в выполнении решения.

    Большое значение в принятии оптимального решения имеет умение руководителя таможенного органа создать в ходе коллективной работы над решением обстановку доброжелательности, доверия и уважения к мнению всех участников подготовки и принятия решения. Этому должна способствовать и процедура коллективного обсуждения, обеспечивающая возможность участникам обсуждения вносить необходимые дополнения и изменения в проект решения.

    На качество решения оказывает влияние способ его принятия – единоличный или коллегиальный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. В тех случаях, когда решение, приказ исходят от руководителя таможенного органа, повышаются персональная ответственность за качество решения и оперативность в его принятии, но не исключается односторонний субъективный подход к разрабатываемой проблеме.

    Решения, принимаемые коллегией или иным совещательным органом, соединяют в себе опыт многих лиц, разные точки зрения и интересы. Они как бы проходят дополнительную всестороннюю проверку в ходе принятия. Рассматриваемые стадии свойственны процедуре подготовки и принятия управленческих решений стратегического или тактического характера.

    Принятие же оперативных решений на уровне таможенных постов производится по упрощенной процедуре, нередко исключающей, скажем, подготовку нескольких вариантов проектов решений, коллегиальное обсуждение и др.

    Особенности принятия решений в условиях дефицита информации и времени. Трудность принятия решения в условиях отсутствия полноты и точности исходной информации часто усугубляется дефицитом времени для выработки и принятия решения.

    В целях преодоления этих трудностей в принятии решений в таможенных органах разрабатываются типовые варианты решений, рассчитанные на разрешение конкретных вопросов и ситуаций. Их использование позволяет в условиях дефицита информации и времени действовать более целенаправленно и оперативно.

    Выбор наилучшего варианта и принятие решения

    Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий: декомпозиция проблемы, выдвижение параллельных задач, определение ключевых подзадач, соотнесение выдвинутых задач с силами и средствами, аналогия, использование прогноза развития ситуации, определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

    Такой выбор производится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

    К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых средств и сил; уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы.

    Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотнесение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны приниматься во внимание две переменные: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

    Чтобы окончательно остановиться на одном варианте, необходимы волевые усилия, стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии. Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

    В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

    Форма решения должна соответствовать его содержанию.

    Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

    В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно остановленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др.

    Таким образом, процесс принятия управленческих решений – это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия решений управленческих решений является циклическим и повторяющимся.

    Глава 6. Кадры в управлении таможенными органами

    Одним из самых ответственных видов работы, в процессе управления выполняют руководители и другие должностные лица таможенной службы, является разработка и принятие управленческих решений. Каждая практическое действие в таможенной службе начинается с принятие конкретного решения, которым предусматривается непрерывная система мер его реализации, принятых на различных этапах управления.

    Особенности управленческого решения в таможенной службе:

    Имеет директивный, властный характер и является обязательным для исполнения всеми лицами, которым оно адресовано;

    Принимается в одностороннем порядке даже при коллегиальном обсуждении;

    Устанавливает обязательные правила поведения, регулирующие отдельные управленческие отношения;

    Может касаться как всего коллектива, так и отдельных его членов;

    Принимается в установленном процедурном порядке, который регламентируется соответствующими нормативными актами.

    При принятии решения имеют место три момента: интуиция, суждение и рациональность.

    Человек руководствуется собственными ощущениями, когда принимает интуитивное решение.

    В решениях на основании суждений превалируют знания и опыт. Чаще избирается вариант решения, который имел наибольший успех в прошлом в похожей ситуации.

    Рациональные решения базируются на применении методов экономического анализа, обоснованности и оптимизации выбора.

    Преимущество одного из моментов при принятии решения определяет лицо, которое принимает решение. Первые два момента превалируют при индивидуальном принятии решения, а второй и третий - при коллективном.

    Очень важным в управлении является определение эффективности управленческого решения.

    Эффективным можно считать управленческое решение, положительный эффект которого превышает эффект от нежелательных последствий. Таким образом, эффективность управленческого решения прямо пропорциональна позитивному эффекту в процессе достижения цели и обратно пропорциональна эффекта от нежелательных последствий и количества и качества используемых средств.

    Теорией управления разработаны системы выбора и поддержки принятия эффективных решений. Система включает набор аспектов, критериев и стратегий выбора рационального, оптимального и разумного управленческого решения, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.

    Следует отметить, что таможенной системе присущи определенные особенности, которые в значительной степени влияют на процессы управления. Прежде всего, это ее фискальный характер, правоохранительная направленность, а также милитаризованная структура. В то же время постепенно возрастает роль потребителя результатов таможенной деятельности. При определении эффективности деятельности таможенной службы, особенно во взаимоотношениях с участниками внешнеэкономической деятельности, все настойчивее заявляет о себе принцип удовлетворение потребностей потребителя и заказчика.

    Как уже отмечалось, в социальном управлении принимается большое количество управленческих решений, которые можно классифицировать по различным критериям, основные из них отражены в табл. 3.2.

    Внешние решения обеспечивают взаимодействие органа с окружающей средой, в котором он функционирует (вопросы организации деятельности в отношении субъектов ВЭД, преступности, правонарушений, взаимодействия с другими правоохранительными органами и т.д.).

    Внутрисистемные решения обеспечивают взаимодействие органа со средой, в котором он существует, и проявляются в составлении таких

    документов:

    Графиков дежурств в подразделениях, учреждениях;

    Планов работы органов, подразделений, отдельных сотрудников;

    Приказов руководителей органов, подразделений по организации их работы и т.п..

    Инициативные решения принимаются самими органами без указаний вышестоящих субъектов управления.

    Таблица 3.2.

    Классификация решений в управлении таможенной службой

    № п / п Основания для классификации Вид управленческих решений
    1 За субъектами управления 1) Центральных органов; региональных; местных т.д., 2) индивидуальные; коллегиальные; коллективные
    2 По направленности непосредственного влияния Внешние,
    3 По масштабу и уровню управления Стратегические, тактические, оперативные
    4 За время действия Не ограниченные во времени действия, с определенным сроком действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); прекращают свое действие в степени их выполнения
    5 По характеру (объемом проблемы) Общие, отдельные, специальные
    6 По содержанию Экономические; политические; организационные; технологические
    7 По форме Письменные; устные
    8 По инициативе принятия Инициативные, обеспечение
    9 За юридическими признаками Нормативные; рекомендательные; императивные
    Обеспечительные решения направлены на обеспечение выполнения решений высших субъектов управления.

    Стратегические решения рассчитаны на длительное время и включают весь комплекс деятельности органа (подразделения) или его основные направления (например, Концепция реформирование системы таможенной службы Украины, специальные планы действий).

    Тактические решения рассчитаны на долгосрочный срок (5 лет).

    Индивидуальные решения касаются отдельных лиц и событий (например, приказы о назначения, выговор, благодарность, наказания).

    Нормативные решения обязательны для исполнения всеми сотрудниками органа (Например, приказ о режиме работы органа).

    Императивные решения обязывают объекты выполнять требования, которые устанавливаются решениями субъекта.

    Отдельные решения принимаются по конкретным вопросам и имеют оперативный характер.

    Письменные решения рассматриваются как определенным образом оформленное письменное документ. В многих случаях такие решения оформляются в строгом форме (планы оперативных мероприятий и т.п.) с необходимыми атрибутами.

    Устные решение не являются второстепенными и обязательны к исполнению, а в случаях их невыполнение обеспечиваются принудительными мерами (требования, указания, приказы, распоряжения).

    В итоге отметим, что управленческое решение - это осознанный акт организационной деятельности в таможенной службе, который связан с выбором цели, путей и способов ее достижения.

    Распространены различные модели принятия решений. Это обусловлено тем, что модели дают упростить сложные проблемы управления и получать объективные варианты решений в сложных ситуациях.