Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Методы управления стоимостью проекта. бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта. j- номер конечного события

    Методы управления стоимостью проекта. бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта. j- номер конечного события

    Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта. Для строительных проектов определяется стоимость строительства, которая представляет собой часть стоимости проекта, в которую входят денежные средства, необходимые для капитального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквивалентна оценке общей стоимости проекта. Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. В контексте настоящей главы управление стоимостью и управление затратами практически являются тождественными понятиями. Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат. Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы: » оценку стоимости проекта; » бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта; » контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера. Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта. Смета проекта - документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен. Одним из способов, позволяющих управлять затратами проекта, является использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета работы все ресурсы, привлекаемые для ее выполнения, списываются на различные статьи затрат. Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации, вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта. При выполнении работ проекта фактическая информация о затратах также учитывается на соответствующих счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими. Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах проектного цикла. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта- управления стоимостью на протяжении проекта (life-cycle costing - LCC) Представленная концепция будет описана по мере рассмотрения процессов, составляющих управление стоимостью, особенно процесса оценки стоимости проекта, так как этот процесс является основным как для бюджетирования и контроля, так и для функции управления стоимостью в целом. Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно и обычно имеет структуру, представленную на рис. 14.1.2. Как видно, основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта. Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются на предынвестиционной фазе проекта. Таким образом, возможность управления стоимостью проекта также распределяется неравномерно на протяжении всего его жизненного цикла.

    14.2. Оценка стоимости проекта

    В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок. Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках планирования проекта (гл. 13), а в модуль оценки стоимости должны поступать результаты выполнения этого процесса. Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе: » оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг); » приспособления, устройства и производственные мощности; » рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту); » расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.); » материалы; » обучение, семинары, конференции; » субконтракты; » перевозки и т. д. Все затраты можно классифицировать как: » прямые и накладные расходы; » повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей - повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования- единовременые затраты; » постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ; » плату за сверхурочное рабочее время. Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимости всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проекта выбирается свой план счетов или семейство таковых. В качестве базовых вариантов могут использоваться российские бухгалтерские планы счетов, международные бухгалтерские планы счетов, планы счетов управленческого учета. Техника оценки затрат проекта состоит из 13 шагов. Они могут различаться в зависимости от проекта и включают в общем случае следующие: 1. Определение потребностей работы в ресурсах. 2. Разработку сетевой модели. 3. Разработку структуры разбиения работ. 4. Оценку затрат в разрезе структуры разбиения работ. 5. Обсуждение СРР (структура разбиения работ) с каждым из функциональных управляющих. 6. Выработку основного направления действий. 7. Оценку затрат для каждого элемента СРР. 8. Согласование базовых затрат с высшим уровнем управления 9. Обсуждение с функциональными управляющими потребности в персонале. 10. Разработку схемы линейной ответственности. 11. Разработку детальных графиков. 12. Формирование суммарного отчета по затратам. 13. Включение результатов оценки затрат в документы проекта. Оценка стоимости проекта по сути является оценкой всех затрат, необходимых для успешной и полной реализации проекта. Эти затраты могут иметь различные представления, окрашенные различными экономическими смыслами. При этом различия между такими представлениями подчас бывают весьма тонкими. Различают три вида затрат: » обязательства; » бюджетные затраты (сметная стоимость работ, распределенная во времени); » фактические затраты (отток денежной наличности). Обязательства возникают, например, при заказе каких-либо товаров или услуг заблаговременно до момента их использования в проекте. В результате выставляются счета, оплата по которым может производиться либо в момент готовности товаров к поставке, либо в момент его получения, либо согласно принятой в организации политики оплат. В любом случае при заказе бюджет уменьшается на сумму этого заказа. В ряде случаев она не учитывается до момента получения счета, что некорректно отражает текущее состояние бюджета. В связи с этим возникает потребность в системе планирования и учета обязательств проекта. Кроме выполнения своих основных функций, данная система позволит прогнозировать будущие выплаты. Бюджетные затраты характеризуют расходы, планируемые при производстве работ. Фактические затраты отражают расходы, возникающие при выполнении работ проекта, либо в момент выплаты денежных средств. Реальное соотношение этих видов затрат зависит от нескольких факторов, включающих в себя: » соотношение между объемами трудовых ресурсов, материалов и субконтрактов в проекте; » политику оплаты счетов в организации; » период поставки основного оборудования; » график выполнения работ по субконтрактам; » влияние графика работ на то, когда и каким образом будут списываться затраты рабочих при поставке оборудования. Понимание разницы между описанными «выражениями» затрат позволит эффективно управлять общими расходами проекта. Исходя из структуры жизненного цикла проекта его стоимость включает в себя следующие составляющие: ♦ стоимость исследований и разработок: проведение предынвестиционных исследований, анализ затрат и выгод, системный анализ, детальное проектирование и разработка опытных образцов продукции, предварительная оценка продукции проекта, разработка проектной и другой документации на продукцию; ♦ затраты на производство: производство, сборка и тестирование продукции проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала и пр.; ♦ затраты на строительство: производственные и административные помещения (строительство новых или реконструкция старых); ♦ текущие затраты: заработная плата, материалы и полуфабрикаты, транспортировка, управление информацией, контроль качества и пр.; ♦ снятие продукции с производства: затраты на переоборудование производственных мощностей, утилизация остатков.

    14.3. Бюджетирование проекта

    Под бюджетированием понимается определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего установленное (утвержденное) распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре. Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках традиционного бухгалтерского плана счетов, так и с использованием специально разработанного плана счетов управленческого учета. Практика показывает, что в большинстве случаев бухгалтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики с точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый проект должен иметь свой уникальный план счетов, но который базируется на установившихся показателях управленческого учета. Как видно из рис. 14.1.1, на различных фазах и стадиях проекта разрабатываются различные виды бюджетов. Точность и назначение этих видов бюджетов приведены в табл. 14.3.1. Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. определением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства. Бюджет может составляться в виде: 1) календарных план-графиков затрат (рис. 14.3.1), 2) матрицы распределения расходов, 3) столбчатых диаграмм затрат, 4) столбчатых диаграмм кумулятивных (нарастающим итогом) затрат (рис. 14.3.2), 5) линейных диаграмм распределенных во времени кумулятивных затрат (рис. 14.3.3), 6) круговых диаграмм структуры расходов (рис. 14.3.4) и пр. Форма представления бюджетов зависит от: » потребителя документа; » цели создания документа; » сложившихся стандартов; » интересующей информации. В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть: » предварительными (оценочными); » утвержденными (официальными); » текущими (корректируемыми); » фактическими. После проведения технико-экономических исследований (гл. 4) составляются предварительные бюджеты, которые носят в большей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюджеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта или другим лицом, принимающим решение. После того, как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических результатов. В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры. Особого внимания заслуживают сметы, представляющие собой бюджеты расходов. Сметная документация является важной составляющей бюджетной документации в крупных инвестиционных проектах.

    14.4. Методы контроля стоимости проекта

    Контроль стоимости проекта возникает из-за влияния факторов, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличения позитивных последствий изменения стоимости проекта. Контроль стоимости проекта включает: » мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью обнаружения отклонений от бюджета; » управление изменениями в бюджете с целью обеспечения выполнения бюджета; » предотвращение ранее запланированных ошибочных решений; » информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения проекта с точки зрения соблюдения бюджета. Контроль стоимости проекта имеет две составляющие: учетную, т. е. оценку фактической стоимости выполненных работ и затраченных ресурсов, и прогнозную, т. е. оценку будущей стоимости проекта. Базовыми показателями, используемыми при контроле стоимости проекта, являются следующие: » необходимо для завершения (НДЗ): устанавливается оценка затрат, которые предстоят для завершения работы или проекта. Оценка НДЗ является наилучшей текущей оценкой того, сколько надо дополнительно вложить на данный момент, чтобы завершить работу; » расчетная стоимость (PC): наилучшая оценка общей стоимости, которую будет иметь работа или проект при завершении. Расчетная стоимость вычисляется как сумма фактических затрат на текущую дату и НДЗ; Существуют два основных метода контроля стоимости: традиционный метод; метод освоенного объема. Традиционный метод контроля (рис. 14.4.1.) использует следующие понятия: Плановые (бюджетные) затраты - BCWS (Budgeted Cost of Work Scheduled). Это бюджетная стоимость работ, запланированных в соответствии с расписанием, или количество ресурса, предполагаемые для использования к текущей дате. Текущая дата- это дата, на которую имеется фактическая информация: BCWS = ВС (общий бюджет) х % по плану. Фактические затраты - ACWP (Actual Cost of Work Performed). Это стоимость фактически выполненных работ на текущую дату или количество ресурса, фактически потраченное на выполнение работ до текущей даты. Фактические затраты не зависят от плановых показателей по затратам или потреблению ресурсов. Основной недостаток традиционного метода заключается в том, что он не учитывает, какие работы были фактически выполнены за счет потраченных денежных средств. Другими словами, он не оперирует временем или графиком выполнения работ. Расхождение по затратам при традиционном методе рассчитывается как разница между фактическими и плановыми затратами. Метод освоенного объема основан на определении отношения фактических затрат к объему работ, которые должны быть выполнены к определенной дате. При этом учитывается информация по стоимости, плановому и фактическому графику работ и дается обобщенная оценка по состоянию работ на текущий момент. Выявленные тенденции используются для прогноза будущей стоимости объема работ при завершении и определении факторов, оказывающих влияние на график выполнения работ. При анализе освоенного объема используются три показателя для определения расхождения в графике работ и стоимости: » плановые (бюджетные) затраты -BCWS; » фактические затраты- ACWP; » освоенный объем - BCWP (Budgeted Cost of Work Performed). Это плановая стоимость фактически выполненных работ или количество ресурса, запланированное на фактически выполненный объем работ к текущей дате. Освоенный объем не зависит от фактически произведенных затрат по работе: BCWP = Плановая стоимость х% использования ресурса. Так как метод освоенного объема учитывает фактор времени, то он позволяет определить как реальное отклонение по затратам, так и отставание по графику выполнения работ. Отклонение по затратам (перерасход денежных средств) представляет собой величину, полученную из разности фактической стоимости выполненных работ (ACWP) и плановой стоимости выполненных работ (BCWP). Для работы, находящейся в процессе выполнения, необходимо выполнить процентную оценку завершенности (с точки зрения затрат) Отставание от графика определяется разностью между плановой стоимостью работ по графику (BCWS) и плановой стоимостью выполненных работ (BCWP). Рис. 14.4.2 дает графическое представление анализа на основе факта. Использование метода анализа освоенного объема требует дополнительной структуризации системы управления затратами по проекту и дополнительных усилий менеджера по сбору и анализу данных. Тем не менее данный подход позволяет получить более точную картину состояния дел по проекту и представить ее высшему руководству и заказчику в виде разнообразных отчетов Основным достоинством методики освоенного объема является возможность «раннего обнаружения» (обнаружения на ранних стадиях реализации проекта) несоответствия фактических показателей проекта плановым, прогнозирования на их основе результатов выполнения проекта (сроков, затрат и т. д.) и принятия своевременных корректирующих воздействий, вплоть до прекращения проекта. Помимо оценки суммарных затрат на выполнение проекта, на основании наблюдаемых показателей освоенного объема возможно также прогнозирование и других характеристик проекта. Поясним разницу между традиционным методом и методом освоенного объема на примере. Допустим, бюджет проекта составляет 100 ден. ед. На выполнение работ до текущей даты планировалось израсходовать 25 единиц, а фактически было израсходовано 22 ед., т. е. BCWS = 25, а ACWP = 22. При этом, согласно плану, на выполнение работ нужно было израсходовать 20 ед., т. е. BCWP = 20. В соответствии с традиционным подходом отклонение по затратам составляет 25-22=3 ед., т. е. наблюдается экономия. В соответствии с методом освоенного объема реальное отклонение по затратам составляет 20-22-2 ед., т. е. имеет место перерасход денежных средств. При этом отклонение от графика расхода денежных средств составляет 25-20=5 ед., что говорит об отставании реального хода выполнения проекта от запланированного на 20%. Прогнозирование затрат подразумевает оценку конечной стоимости проекта на основании информации о затратах проекта на текущий момент времени. Существуют следующие варианты оценки конечной стоимости проекта (ЕАС), при которых используются как традиционный метод оценки, так и метод освоенного объема: » Стоимость по завершении = Фактические затраты на текущую дату + Оставшаяся стоимость проекта, скорректированная с учетом индекса освоения затрат; » Стоимость по завершении = Фактические затраты на текущую дату + Оценка оставшейся стоимости проекта (ETC); » Стоимость по завершении = Фактические затраты на текущую дату + Новая смета на оставшуюся часть проекта. Индекс освоения затрат (CPI) рассчитывается как отношение освоенного объема к фактическим затратам: Параллельно рассчитывается индекс выполнения расписания (SPI): С использованием этих показателей оценка затрат по завершении (прогнозировании затрат) рассчитывается следующим образом: 1.Традиционный метод ЕАС = ACWP + ETC. 2.Метод освоенного объема Пессимистическая оценка Оптимистическая оценка Также может использоваться показатель прогнозного отклонения стоимости проекта (variance at completion- VAC): VAC=BAC - ЕАС. В этих формулах используются суммарные индексы, а не периодические или дискретные. Периодические данные о затратах в различные моменты времени могут значительно отличаться друг от друга, что в итоге некорректно отразиться на конечной оценке. Суммарные данные сглаживают эти отклонения, оставаясь при этом более надежным инструментом для долгосрочного прогнозирования. В любом случае нельзя забывать, что с какой бы точностью ни была сделана оценка по завершении, она не будет на 100% корректно отражать конечный результат проекта. Чем ближе момент оценки к моменту завершения проекта, тем меньше разница между этими двумя величинами. 14.5. Отчетность по затратам Отчетность обеспечивает основу для координации работ, оперативного планирования и управления. Процесс движения отчетной информации в организации изображен на рис. 14.5.1. Исходной информацией для отчетности являются данные о планируемых затратах работ и фактических расходах на их выполнение. На стадии планирования проекта формируют отчеты о бюджетной стоимости работ (рис. 14.5.2), распределении бюджетных средств по счетам затрат (рис. 14.5.3) и т. д. На стадии контроля, как правило, собираются стоимостные данные о: » трудозатратах; » материалах; » других прямых издержках; » перерасходе денежных средств. Отчет о перерасходе денежных средств формируется ежегодно либо ежемесячно на весь проект. Значения фактических затрат (ACWP) и освоенного объема (BCWP) для каждой работы являются основными элементами, на которых строится отчетность о состоянии затрат. Эти данные собираются на уровне счетов затрат и попадают в отчеты. Обычно эти отчеты подготавливают ежемесячно для каждого уровня СРР или ССО в зависимости от требуемого уровня агрегирования информации. В дополнение к ним формируют еженедельные отчеты о фактических трудовых затратах, на основе которых можно проводить анализ использования человеческих ресурсов. ЛИТЕРАТУРА 1. Kerzner H. Project management: a system approach to planning, scheduling and controlling. 6th ed. 1998. 2. Шеремет В.В. и др. Управление инвестициями. В 2 т. - Т.1. - М.: Высшая школа, 1998. 3. Разу М.Л. и др. Управление программами и проектами. - ML: ИНФРА-М, 1999.

    1. Основные принципы управления стоимостью проекта.

    2. Оценка стоимости проекта.

    3. Бюджетирование проекта.

    1. Стоимость проектаопределяется совокупностью стоимостей ресурсов, стоимостью и временем выполнения работ проекта. Для строительных проектов определяется стоимость строительства, которая представляет собой часть стоимости проекта, куда входят денежные средства, необходимые для капитального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквивалентна оценке его общей стоимости.

    Управление стоимостью проектавключает процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. В контексте настоящей главы управление стоимостью и затратами - практически тождественные понятия. Цели системы управления стоимостью (затратами) - разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

    Управление стоимостью(затратами) проекта включает следующие процессы:

    Оценку стоимости проекта;

    Бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат;

    Контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

    При расчетах стоимости на определенном уровне необходимо сформировать порядок ее получения из стоимостных оценок (показателей) более низкого уровня, т. е. определить правила агрегирования показателей и применения функций, которые обеспечат достоверную связь стоимостных оценок (показателей) нижнего уровня с оценками верхнего уровня.

    Первый уровень(элементные показатели ресурсов и стоимости) соответствует научно-исследовательским работам, стоимостным расчетам при разработке детальной проектной документации, расчетам при составлении конкретных калькуляций, а также при взаиморасчетах за выполненные работы.

    На втором уровненачинается агрегирование, создание укрупненных сметных нормативов, основных показателей, используемых при разработке сметной документации на стадиях рабочей и проектной документации при составлении актов выполненных работ для взаиморасчетов, при подготовке оферты подрядчика для участия в торгах.

    Третий уровеньукрупнения показателей используется при внутрифирменном планировании, на стадии проведения подрядных торгов, при разработке инвесторской сметы, при региональном планировании объемов инвестиций, а также при предварительных расчетах стоимости комплексов, этапов, укрупненных показателей для определения сроков и авансирования работ.

    Четвертый уровеньпредставлен на дереве агрегирования и стоимости расчетов рядом укрупненных, удельных показателей, прейскурантами на строительство зданий и сооружений, показателями стоимости конструктивных элементов. Показатели четвертого уровня используются на предпроектных и проектных стадиях, при разработке концептуальной и инвесторской сметы, региональном планировании объемов инвестиций.

    На пятом уровнепроисходит окончательное формирование договорной стоимости инвестиционного проекта, что соответствует стадии концепции проекта. Верхнему - пятому - уровню должны соответствовать суммарные затраты и определенная прибыль всех участников инвестиционного цикла; рассчитываются фактическая стоимость, фактическая себестоимость, рентабельность, а также ряд других показателей (фактический расход материалов, фактические трудозатраты, сроки, производительность и т.п.), необходимых на завершающей фазе для анализа, контроля, создания банка аналоговуправления стоимостью проекта.

    Так, соблюдая процедуры укрупнения затрат, считая заданными затраты участников проекта и двигаясь вверх по стоимостным уровням, определяют вариант минимальной стоимости из нескольких вариантов на конкретном уровне агрегирования.

    Основной документ, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, - бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет -документ, определяющий ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит его затратная составляющая, которую принято называть сметой проекта.

    Смета проекта- документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), как правило, на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

    Один из способов, позволяющих управлять затратами проекта, -использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета все ресурсы, привлекаемые для выполнения работы, списываются на различные статьи затрат.

    Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта.

    При выполнении работ фактическая информация о затратах также учитывается на счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими.

    Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта - управления стоимостью на протяжении проекта(LCC - life-cycle costing).

    Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно. Основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта. Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются в его прединвестиционной фазе. Таким образом, возможность управления стоимостью также распределяется неравномерно на протяжении всего жизненного цикла проекта.

    2. В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей исследования применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. От целей зависит и точность таких оценок.

    Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках его планирования, а в модуль оценки стоимости должны поступать результаты выполнения этого процесса.

    Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в их числе:

    Оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

    Приспособления, устройства и производственные мощности;

    Рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

    Расходные товары (канцелярские принадлежности и т.д.);

    Материалы;

    Обучение, семинары, конференции;

    Субконтракты;

    Перевозки и т.д.

    Все затраты можно классифицировать как:

    Прямые и накладные расходы;

    Повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей - повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования - единовременые затраты;

    Постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;

    Плату за сверхурочное рабочее время.

    Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимости всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проекта выбирается свой план счетов или семейство таковых. В качестве базовых вариантов могут использоваться российские бухгалтерские планы счетов, международные бухгалтерские планы счетов, планы счетов управленческого учета.

    Техника оценки затрат проекта включает 13 шагов. Они могут различаться в зависимости от проекта, но в общем случае типичны (перечислены ниже):

    Определение потребностей работы в ресурсах;

    Разработка сетевой модели;

    Разработка СРР;

    Оценка затрат в разрезе СРР;

    Обсуждение СРР с каждым из функциональных управляющих;

    Выработка основного направления действий;

    Оценка затрат для каждого элемента СРР;

    Согласование базовых затрат с высшим уровнем управления;

    Обсуждение с функциональными управляющими потребности в персонале;

    Разработка схемы линейной ответственности;

    Разработка детальных графиков;

    Формирование суммарного отчета по затратам;

    Включение результатов оценки затрат в документы проекта.

    Оценка стоимости проекта по сути является оценкой всех затрат, необходимых для его успешной и полной реализации:

    а) обязательствавозникают, например, при заказе каких-либо товаров или услуг заблаговременно, до момента их использования в проекте. В результате выставляются счета, оплата по которым может производиться либо в момент готовности товаров к поставке, либо в момент их получения, либо согласно принятой в организации политике оплат. В любом случае при заказе бюджет уменьшается на сумму этого заказа. В ряде случаев она не учитывается до момента получения счета, что некорректно отражает текущее состояние бюджета. В связи с этим возникает потребность в системе планирования и учета обязательств проекта. Кроме выполнения своих основных функций данная система позволит еще и прогнозировать будущие выплаты.

    б) бюджетные затратыхарактеризуют расходы, планируемые при производстве работ.

    в) фактические затратыотражают расходы, возникающие при выполнении работ проекта либо в момент выплаты денежных средств.

    Реальное соотношение этих видов затрат зависит от нескольких факторов, включающих:

    Соотношение между объемами трудовых ресурсов, материалов и субконтрактов в проекте;

    Политику оплаты счетов в организации;

    Период поставки основного оборудования;

    График выполнения работ по субконтрактам;

    Влияние графика работ на списание затрат при поставке оборудования.

    Понимание разницы между описанными видами затрат позволит эффективно управлять общими расходами проекта.

    Исходя из структуры жизненного цикла проекта, его стоимость включает следующие составляющие:

    Стоимость исследований и разработок: проведение прединвестиционных исследований, анализ затрат и выгод, системный анализ, детальное проектирование и разработку опытных образцов продукции, предварительную оценку продукции, разработку проектной и другой документации на продукцию;

    Затраты на производство, сборку и тестирование продукции проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала и пр.;

    Затраты на строительство производственных и административных помещений (строительство новых или реконструкцию старых);

    Текущие затраты: заработную плату, материалы и полуфабрикаты, транспортировку, управление информацией, контроль качества и пр.;

    Снятие продукции с производства: затраты на переоборудование производственных мощностей, утилизацию остатков.

    3. Под бюджетированиемпонимается определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета, содержащего установленное (утвержденное) распределение затрат по статьям, видам работ, по времени их выполнения, по центрам затрат или по иной структуре. Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках традиционного бухгалтерского плана счетов, так и с использованием специально разработанного плана счетов управленческого учета. Практика показывает, что в большинстве случаев бухгалтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики с точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый проект должен иметь свой уникальный план счетов, который базируется на установившихся показателях управленческого учета.

    На различных фазах и стадиях проекта разрабатываются разные виды бюджетов.

    Бюджетирование - это планирование стоимости, т. е. определение плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства.

    Бюджет может составляться в виде: календарных планов-графиков затрат, матрицы распределения расходов, столбчатых диаграмм затрат, столбчатых диаграмм кумулятивных (нарастающим итогом) затрат, линейных диаграмм распределенных во времени кумулятивных затрат, круговых диаграмм структуры расходов и пр.

    Форма представления бюджетов зависит: от потребителя документа, цели создания документа, сложившихся стандартов, интересующей информации.

    В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть: предварительными (оценочными), утвержденными (официальными), текущими (корректируемыми), фактическими.

    После проведения технико-экономических исследований составляются предварительные бюджеты, которые носят в большей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюджеты согласовываются со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта или другим лицом, принимающим решение. После того как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, с которым сравниваются фактические результаты. В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры.

    Особого внимания заслуживают сметы, представляющие собой бюджеты расходов. Сметная документация - важная составляющая бюджетной документации в крупных инвестиционных проектах.

    • Воздействие на факторы, вызывающие изменения базового плана по стоимости.
    • Проверка одобрения на запрошенные изменения.
    • Управление изменениями стоимости.
    • Обеспечение сохранения расходов (периодических и всего проекта) в рамках, определенных пределами финансирования проекта.
    • Осуществление мониторинга выполнения стоимости с целью обнаружения и анализа отклонений от базового плана по стоимости.
    • Фиксирование всех отклонений от базового плана по стоимости.
    • Информирование соответствующих участников проекта об утвержденных изменениях.
    • Выполнение действий, необходимых для того, чтобы превышения стоимости затрат оставались в допустимых пределах.

    Входы процесса управления стоимостью

    Исходной информацией для управления стоимостью являются:

    • Базовый план по стоимости .
    • Требования к финансированию проекта .
    • Отчеты об исполнении - содержат информацию о расходовании ресурсов в процессе выполнения фактических работ.
    • Информация об исполнении работ - содержит данные, относящиеся к статусу и стоимости выполненных операций проекта, и включает следующее:
      • завершенные и незавершенные результаты поставки;
      • одобренные и произведенные расходы;
      • прогноз времени завершения плановых операций;
      • процент фактически выполненных плановых операций.
    • Одобренные запросы на изменения .
    • План управления проектом . В процессе управления стоимостью учитываются данные плана управления проектом (плана управления стоимостью и других вспомогательных планов).
    Инструменты и методы для управления стоимостью

    Система управления изменениями стоимости содержит описания процедур внесения изменений в базовый план по стоимости и включает в себя формы, документацию, системы отслеживания и определения уровня уполномоченных одобрять внесение изменений.

    Метод освоенного объема - интегрированный анализ исполнения календарного плана проекта и бюджета по стоимостным оценкам, наиболее распространенный метод измерения исполнения проекта и его управления. (Освоенный объем задачи - это утвержденный бюджет, выделенный на ее решение.) Данный метод позволяет в одном отчете - отчете по освоенному объему - представить сведения об исполнении расходов и расписания, причем и расписание и расходы измеряются в валюте, в которой ведется бюджет проекта . Измерение и расходов, и расписания проекта в денежных единицах является наиболее информативным описанием состояния проекта. Метод использует систему отчетности с нарастающим итогом, которая основана на отслеживании трех показателей проекта:

    • Плановая стоимость запланированных работ или плановый объем - PV (Planned Value). Плановый объем рассчитывается на основании базового плана по стоимости и базового расписания, где каждая операция имеет свои сроки и оценку стоимости. Плановый объем представляет бюджет с нарастающим итогом и отображающий во времени, когда предполагается делать затраты согласно плану проекта ( рис. 6.4);
    • Фактическая стоимость выполненных работ - AC (Actual Cost). Фактическая стоимость с нарастающим итогом отображается во времени для каждого отчетного периода ( рис. 6.4);
    • Плановая стоимость выполненных работ или освоенный объем - EV (Earned Value). Объем работы эквивалентен бюджету, установленному для данной работы. Освоенный объем изображается на графике в конце каждого отчетного периода на основании информации о фактической выполненной работе.

    Если проект выполняется в соответствии с планом, все три показателя будут иметь одинаковое значение. Отклонения между показателями могут стать сигналом об отставании проекта по срокам или перерасходе бюджетных средств.


    Рис. 6.4.

    Трудными задачами методики освоенного объема является сбор данных и составление отчетности о выполнении работ.

    Ключевыми показателями методики освоенного объема являются:

    • отклонение по стоимости - CV (Cost Variance) . Равно разнице между плановой стоимостью выполненной работы и ее фактической стоимостью. CV = EV - AC .
    • отклонение по срокам - SV (Schedule Variance) . Равно разнице между плановой стоимостью выполненной работы и плановой стоимостью запланированных работ. SV = EV - PV .
    • коэффициент выполнения бюджета (или индекс выполнения стоимости) - CPI (Cost Performance Index). CPI = EV/AC .
    • коэффициент выполнения календарного плана (или индекс выполнения сроков) - SPI (Schedule Performance Index). SPI = EV/PV .

    Индексы - относительные показатели, используемые для сравнения хода выполнения проектов разной величины, когда сравнение абсолютных показателей проектов невозможно.

    На рис. 6.5 представлены различные варианты состояния проекта и соответствующие им значения показателей.


    Рис. 6.5.

    Метод освоенного объема объединяет параметры содержания проекта, стоимости (или ресурсов) и сроков, которые помогают команде управления проектом оценить эффективность исполнения проекта.

    Прогнозирование включает в себя оценку или описание условий, которые возникнут в будущем проекта, на основании информации и знаний, доступных на момент прогнозирования. По мере выполнения проекта прогнозы создаются, обновляются и переиздаются на основе поступающей информации об исполнении работ.

    Анализ эффективности исполнения проекта предусматривает сравнение эффективности затрат по времени для плановых операций или пакетов работ, выполнение которых отличается от предусмотренных бюджетом значений как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Анализ предназначен для оценки выполнения и оценки состояния плановых операций или пакетов работ. Для проведения анализа используется один или несколько представленных ниже методов составления отчетов об эффективности исполнения проекта:

    • анализ отклонений включает в себя сравнение данных фактической эффективности проекта с запланированными или ожидаемыми;
    • анализ тенденций предполагает изучение данных эффективности проекта во времени для определения, происходит ли улучшение или ухудшение исполнения проекта;
    • метод освоенного объема предусматривает сравнение плановых показателей эффективности с фактическими.

    Запрошенные изменения - обрабатываются, и в процессе общего управления изменениями вносятся соответствующие коррективы в план.

    Активы организационного процесса (обновления) . Документы накопленных знаний включают в себя информацию об основных источниках отклонений, критерии, по которым было выбрано то или иное корректирующее действие, и другие виды накопленных знаний, относящихся к стоимости.

    План управления проектом (обновления) . Документы, относящиеся к базовому плану по стоимости, плану управления стоимостью и бюджету проекта, являются составными элементами плана управления проектом . Все одобренные запросы на изменения, влияющие на содержание этих документов, оформляются в виде обновлений и включаются в состав документов.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА
    Рубрика (тематическая категория) Технологии

    Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. На рис. 4.1 дается краткий обзор следующих базовых процессов:

    1. Планирование ресурсов - определœение, какие ресурсы (люди, оборудование, материалы) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта.

    2. Определœение стоимости работ - выработка оценки стоимости ресурсов, требуемых для выполнения работ проекта.

    3. Определœение базы стоимости - привязка оценок стоимости работ с элементами календарного графика.

    4. Контроль стоимости - контролирование изменений в бюджете проекта.

    Управление стоимостью проекта в первую очередь связано со стоимостью ресурсов, требуемых для выполнения работ проекта. При этом управление стоимостью проекта должно также принимать во внимание и эффект от решений в области использования продукта проекта. К примеру, ограничение количества испытаний конструкции может сократить стоимость проекта и в то же время повысить операционные затраты клиента. Этот более широкий взгляд на управление стоимостью проекта часто принято называть стоимостной оценкой жизненного цикла.

    Рис. 4.1. Обзор процессов управления стоимостью проекта

    Во многих прикладных областях прогнозы и анализ перспектив финансового положения продукта проекта реализуются за пределами проекта. В других (к примеру, проекты капитальных сооружений) управление стоимостью проекта включает в себя и эту деятельность. При включении таких прогнозов и анализов управление стоимостью проекта будет включать в себя дополнительные процессы и многочисленные технологии общего менеджмента͵ такие как прибыль на инвестированный капитал, дисконтирование потока денежных средств, анализ окупаемости и др.

    Управление стоимостью проекта должно рассматривать информацию, необходимую для участников проекта͵ - различные участники могут измерять стоимость проекта разными способами и в разное время. К примеру, стоимость поставки должна быть измерена при поручении, заказе, доставке или при записи в бухгалтерскую ведомость.

    Когда затраты проекта используются как компоненты систем поощрения и трудовых взаимоотношений (процесс ʼʼСовершенствование командыʼʼ), контролируемые и неконтролируемые затраты должны быть оценены и учтены в смете по отдельности для подтверждения того, что поощрения соответствуют фактическому выполнению.

    В некоторых проектах, особенно в маленьких, планирование ресурсов, составление сметы и определœение сметных затрат настолько тесно связаны, что они рассматриваются как единый процесс (они бывают выполнены одним индивидуумом за относительно короткое время). Οʜᴎ представлены здесь как разграниченные процессы, потому что инструментарий и технологии для каждого разные.

    Планирование ресурсов

    Планирование ресурсов включает определœение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта. Планирование ресурсов должно быть тесно скоординировано с определœение стоимости работ. К примеру:

    ‣‣‣ Команда строительного проекта должна быть ознакомлена с местными строительными правилами. Такие правила часто имеются в наличии и их можно получить бесплатно при использовании местной рабочей силы. При этом если у этих рабочих ресурсов отсутствует опыт в работе с необычными или специализированными строительными технологиями, то потребуются дополнительные затраты для привлечения консультанта͵ и это, возможно, будет наиболее эффективным путем обеспечения знания местных строительных правил.

    ‣‣‣ Команда автомобильного проектирования должна быть ознакомлена с новейшими принципами в автоматизированных сборочных технологиях. Требуемые знания бывают получены от принятых на работу консультантов, посредством командирования конструкторов на семинар по робототехнике или путем принятия в команду кого-нибудь из производственников.

    Входные данные для планирования ресурсов

    · Структура декомпозиции видов деятельности. Структура декомпозиции видов деятельности (WBS, процесс ʼʼОпределœение видов деятельностиʼʼ) выделяет элементы проекта͵ которым требуются ресурсы, и таким образом она определяет главные (первичные) входные данные для планирования ресурсов.

    · Список работ. Работа определяется как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение желаемого результата (процесс ʼʼОпределœение работʼʼ). Декомпозиция на уровне видов деятельности не позволяет с крайне важно й точностью определить стоимостные параметры проекта͵ в связи с этим для определœения потребности в ресурсах и дальнейшей стоимостной оценки ресурсов, требуется декомпозиция на уровне списков работ.

    · Историческая информация. Историческая информация относительно того, какие типы ресурсов были использованы для похожей деятельности в предыдущих проектах, должна быть использована при наличии таковой.

    · Описание целœей. Описание целœей (рассмотренного в процессе ʼʼПланирование целœейʼʼ) включает обоснование проекта и его целœей, оба этих элемента должны быть рассмотрены во время планирования ресурсов.

    · Описание общего фонда ресурсов. Описание включает знание того, какие из потенциально имеющихся ресурсов (люди, оборудование, материалы) необходимы для планирования ресурсов. Детализация и уровень специфичности описания общего фонда ресурсов варьируются. К примеру, в течение ранних фаз инженерного проектирования в общий фонд могут входить младшие и старшие инженеры в больших количествах. Во время поздних фаз того же проекта͵ однако, общий фонд должна быть ограничен для тех индивидуумов, которые ознакомились с проектом в рамках ранних фаз.

    · Организационная политика. Действия исполняющей организации в связи с набором персонала и аренды или покупки ресурсов и оборудования должны быть рассмотрены в течение фазы планирования ресурсов.

    Инструментарий и технологии для планирования ресурсов

    · Экспертное заключение. Экспертное заключение часто требуется для оценки исходных данных для этого процесса. Такая экспертиза должна быть обеспечена какой-либо группой или одним человеком со специальными знаниями или подготовкой. Такая экспертиза возможна из многих источников, к примеру:

    ‣‣‣ Другие отделы внутри исполняющей организации.

    ‣‣‣ Консультанты.

    ‣‣‣ Профессиональные и технические ассоциации.

    · Определœение альтернатив. Определœение альтернатив описано в процессе ʼʼПланирование целœейʼʼ.

    Результаты планирования ресурсов

    · Потребности в ресурсах. Результатом процесса планирования ресурсов является описание того, какие типы ресурсов и в каких количествах требуются для каждого элемента WBS (работы). Эти ресурсы обеспечиваются как через процесс подбора персонала, так и через поставки.

    УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА" 2017, 2018.