Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является. Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    Формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является. Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Предмет и система курса
      • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
        • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
        • Формы и виды предпринимательской деятельности
      • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
      • Принципы предпринимательского права
        • Основные принципы предпринимательского права
      • Методы предпринимательского права
      • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
    • Источники предпринимательского права
      • Понятие и виды источников предпринимательского права
        • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
        • Система предпринимательского законодательства
      • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
      • Применение норм международного права
      • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
    • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
      • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
      • Индивидуальная форма предпринимательства
        • Правоспособность индивидуального предпринимателя
        • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
      • Коллективные формы предпринимательства
      • Субъекты малого предпринимательства
        • Предпринимательские объединения
          • Классификация холдингов
          • Способы создания холдингов. Система участия
      • Финансово-промышленные группы
      • Иные формы предпринимательских объединений
      • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
    • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
      • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
      • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
      • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
      • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
    • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
      • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
        • Критерии банкротства
        • Признаки банкротства
      • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
      • Правовой статус кредитора
      • Правовой статус арбитражного управляющего
      • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
      • Процедуры несостоятельности (банкротства)
    • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
      • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
      • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
      • Правовой режим отдельных видов имущества
        • Правовой режим денежных средств
        • Правовой режим ценных бумаг
        • Правовой режим прибыли
    • Приватизация государственного и муниципального имущества
      • Понятие и основные цели приватизации
      • Законодательство о приватизации
      • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
      • Порядок и способы приватизации
    • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
      • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
      • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
      • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
    • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
      • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
        • Субъекты конкуренции
        • Антимонопольное законодательство
        • Понятие и виды монополий
        • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
        • Антимонопольные органы
        • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
      • Техническое регулирование
        • Технические регламенты
        • Стандартизация
        • Подтверждения соответствия
        • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
      • Государственное регулирование ценообразования
        • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
        • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
        • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
      • Государственное регулирование инновационной деятельности
        • Источники правового регулирования инновационной деятельности
        • Субъекты и объекты инновационной деятельности
        • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
      • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
        • Субъекты инвестиционной деятельности
        • Объекты инвестиционной деятельности
        • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
        • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
      • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
        • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
        • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
        • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
    • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
      • Государственное регулирование банковской деятельности
        • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
        • Источники правового регулирования банковской деятельности
        • Правовое положение кредитных банковских организаций
        • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
      • Государственное регулирование биржевой деятельности
        • Источники правового регулирования биржевой деятельности
        • Субъекты биржевой деятельности
        • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
      • Государственное регулирование страховой деятельности
        • Источники правового регулирования страховой деятельности
        • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
        • Объекты страхования
        • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
      • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
        • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
        • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
        • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Государственное регулирование аудиторской деятельности
        • Виды аудита
        • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
        • Субъекты аудита
        • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
      • Государственное регулирование оценочной деятельности
        • Источники правового регулирования оценочной деятельности
        • Субъекты и объекты оценочной деятельности
        • Публично-правовой режим оценочной деятельности
    • Предпринимательский договор
      • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
      • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
      • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
      • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
    • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
      • Понятие, виды и основания для применения ответственности
      • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
      • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

    Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.

    Вместе с тем степень соотношения товарно-денежного и иерархического механизмов в разных странах различна. В тех странах, в которых используется преимущественно административно-командная модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенны ограниченны. И, наоборот, в промышленно развитых странах широко применяются рыночные механизмы саморегулирования экономики.

    Едва ли здесь уместно говорить о каком-либо количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами. Доля участия государства в регулировании экономики определяется самим государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества. Наглядно это можно продемонстрировать на процессах приватизации, деприватизации и национализации.

    В тоже время нельзя смешивать разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. Действительно, в реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления.

    Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой - развитием рыночной экономики). Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности - один из показателей смешанной экономики. Равно образом упрощенным выглядит взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

    Соответственно делению механизмов на товарно-денежный и иерархический можно выделить два основных метода государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это иерархический (административный) и товарно-денежный (экономический) метода воздействия на экономические процессы в обществе.

    В экономической и юридической литературе широкое распространение получили взгляды ученых, отстаивающих выделение прямого и косвенного регулирования экономики. Практически ставится знак равенства между прямым и административным методами, с одной стороны, косвенным и экономическим методами - с другой. Правильно ли это?

    В связи с этим обратим внимание на следующее.

    Во-первых, любой метод есть система способов воздействия (в рассматриваемом случае - система способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность). В свою очередь, способ состоит из средств, приемов, действий.

    Во-вторых, словосочетание «административный метод» не означает, что в данном случае речь идет об административно-правовом воздействии на экономику. Такой подход является упрошенным и, по существу, ограничен рамками одной отрасли права.

    Специфика административного метода заключается в том, что государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д. Н. Сафиуллин в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической путаницы.

    В-третьих, если рассматривать прямой метод в качестве административно-правового, тогда логично косвенным методом считать не экономический, а частноправовой. Таковы законы деления (дихотомии).

    В-четвертых, нельзя ставить знак равенства между методами государственного регулирования и методами правового регулирования. В любом случае это несовпадающие по содержанию понятия.

    К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся:

    • определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах;
    • государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции;
    • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
    • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.

    Методами косвенного регулирования экономических процессов являются: налогообложение; уровень обложения и система налоговых льгот; платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы.

    Как видно, в состав прямых методов включены разнопорядковые явления: цели развития экономики, государственные заказы и контракты (последние, по мнению большинства ученых-цивилистов, есть вид гражданско-правового договора); административные средства (требования к качеству и сертификации, запреты и ограничения).

    По мнению Е. П. Губина, к прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д.2 Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

    В сравнительном плане можно привести мнение авторитетного представителя науки коммерческого права В. Ф. Попондопуло. Он рассматривает метода прямого (административного) воздействия на экономику как средства, призванные обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел).

    «Широкое применение этих методов в мирное время пагубно влияет на развитие общества. Достаточно вспомнить практику тотального директивного планирования экономики советского периода». Правда, возникает вопрос: зачем надо вспоминать практику тотального директивного планирования советского или военного времени? Разве в рыночной экономике нет места методам прямого воздействия?

    Итак, можно сформулировать некоторые общие вывода.

    1. Деление методов государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности на прямые (административные) и косвенные (экономические) малоисследованно и носит описательный характер. Ученые-экономисты и юристы порой без достаточной проработки этого вопроса механически называют те или иные методы государственного воздействия на экономику, относя их либо к прямым, либо к косвенным.

    2. На наш взгляд, более правильно и последовательно проводить разграничение между экономическими понятиями «прямые метода» и «косвенные метода», а также между юридическими понятиями «методы публично-правового воздействия на экономику» и «методы частноправового регулирования экономию!». При этом будут использованы единые критерии: характер воздействия (прямое или косвенное), отраслевая принадлежность (публичное или частное воздействие).

    Как отмечалось ранее, термин «метод» чаще всего используется для обозначения системы способов государственного воздействия на экономику. Способ состоит из средств, приемов, действий. Понятие «способ» связано с вопросом, как осуществляется регулирование, а средство - с вопросом, что применяют для такого регулирования.

    В отечественной литературе вопрос об определении понятия «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» недостаточно разработан. Имеются лишь некоторые попытки ученых обосновать существование отдельных видов таких средств.

    Понятие «средство» имеет несколько значений:

    1. прием, способ действия для достижения чего-нибудь;
    2. орудие (предмет, совокупность приспособлений);
    3. для обозначения множества вещей (денежные, кредитные, основные и оборотные средства);
    4. капитал, состояние.

    В научной литературе термин «средство» также имеет различное понимание и толкование. На наш взгляд, любое средство - это прежде всего инструмент (орудие), а также прием, способ воздействия. Поэтому средство государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой инструмент, способ государственного воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

    Мы поддерживаем деление всех средств на две большие группы: правовые и неправовые. Однако считаем, что в основе такой классификации лежат не цели применения, а видовые отличия в рамках категории «средство». В частности, к неправовым относятся политические, организационно-технические и экономические средства. Как отмечает К. К. Лебедев, «в экономической политике государства ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам - денежному обращению и эмиссии ценных государственных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (Центрального банка РФ) и т. д.».

    В связи с этим можно сделать некоторые замечания:

    1. в логическом ряду денежное обращение и денежные средства первое место занимают средства; равном образом ценные государственные бумаги, а не эмиссия ценных бумаг;
    2. некорректно включать в состав понятия «экономические нормативы» налоги и сборы (даже и через их размеры). Словосочетание «экономические нормативы» применяется в строго определенной сфере (например, норматив оборотных средств, норматив обязательных резервов банка);
    3. в контексте использования термина «экономические средства» правильнее говорить о ценах и тарифах, а не об их регулировании. Именно цены и тарифы являются экономическими категориями и экономическими средствами.

    Будучи по своей природе экономическими категориями, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и т. д. в реальной экономической жизни не могут существовать и реализовываться вне правового регулирования, особенно когда речь идет о государственном воздействии на экономические процессы общества.

    Так, из положения ч. 1 ст. 3 НК и общих начал законодательства о налогах и сборах вытекает, что налог устанавливается законно избранными представителями народа («каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы»).

    Другой пример: цены и тарифы. Опосредуя отношения обмена, цена (тарифы) сама становится предметом правового регулирования общественных отношений.

    По этой причине можно утверждать, что экономические средства регулирования предпринимательской деятельности находят свое воплощение в соответствующих правовых формах. Иначе говоря, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и др. есть экономико-правовые средства. Сказанное в равной степени относится к политическим и организационно-техническими средствам.

    Что касается правовых средств в строгом смысле этого слова, то в юридической литературе они давно служат объектом оживленной дискуссии. На наш взгляд, данное понятие имеет несколько уровней: первый охватывает нормы права, индивидуальные правовые акты; второй связан со стадией реализации права; третий выражается во всех средствах, которые непосредственно связаны с реализацией и применением права («средства в средствах»).

    Таким образом, правовые средства - собирательное понятие. В этом качестве совокупность (система) правовых средств представляет собой механизм правового регулирования. К элементам (средствам) такого механизма относятся: юридические нормы; нормативные правовые акты; правоотношения; акты реализации права; правоприменительные акты; правосознание; режим законности.

    Следуя данной логики до конца, нетрудно заметить, что система юридических норм образует такие структурные образования, как правовой институт, одноименную отрасль права и право в целом. Поэтому, если юридические нормы признавать в качестве одного из правовых средств механизма правового регулирования, напрашивается вывод: вся совокупность юридических норм (т. е. право) является правовым средством . То же самое можно сказать о совокупности нормативных правовых актов. Выходит, что российское законодательство есть правовое средство.

    Конечно, нельзя ставить в один ряд правовые средства разного уровня. Одно дело юридические нормы, правовые институты, отрасли права, право в целом, другое - договор, внедоговорное обязательство, имущественная ответственность и другие гражданско-правовые средства. Но, утверждая, что «посредством правовых средств осуществляется правовое регулирование», Е. П. Губин косвенно признает, что посредством права (читай: правовое средство) осуществляется правовое регулирование. Такова логика теоретических рассуждений, а с ней сложно спорить.

    Категория «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» не получила нормативной прописки в действующем законодательстве. Данная категория закреплена в нормах Хозяйственного кодекса Украины.

    В силу ст. 12 Кодекса основными средствами государственного воздействия на деятельность субъектов хозяйствования являются: государственный заказ, государственное задание; лицензирование, патентование и квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот; предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

    Соглашаясь в целом с перечнем основных средств государственного воздействия, надо отметить, в нем отсутствуют такие средства, как государственная регистрация хозяйствующих субъектов, государственная регистрация объектов недвижимости и сделок с ними, государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и др. Возможно, одна из причин отсутствия в данном перечне двух государственных регистрации заключается в том, что они составляют предмет гражданско-правового регулирования, а не Хозяйственного кодекса Украины.

    Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности - сложная и малоисследованная категория. В литературе встречается целая палитра взглядов на определение, что есть форма. Одни авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности, другие считают, что предпочтительнее использовать термин «вид» вместо понятия «форма», третьи не раскрывают значение выражения «форма государственного регулирования предпринимательской деятельности». Слово «форма» означает способ существования содержания, его внешнее выражение. Возникает вопрос: что есть форма и содержание в контексте государственного регулирования предпринимательской деятельности? Что понимается под термином «правовая форма»?

    Равно как методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности подразделяются на правовые и неправовые, так формы можно (хотя и условно) классифицировать на политические, организационные, экономические и правовые. Было бы правильно, на наш взгляд, говорить также о существовании (наряду с правовым) механизмов политического, организационного и экономического регулирования отношений.

    Итак, форма - это внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. По поводу понятия правовой формы в юридической литературе высказано множество различных точек зрения. Термин «правовая форма» понимается как совокупность правовых норм (правовой институт), система права, система законодательства, норма права и др. Применительно к юридическим лицам используется понятие «организационно-правовые формы», к вещным правам - понятие «формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности», к предпринимательским договорам - понятие «форма заключения».

    Поэтому правовая форма, будучи способом связи элементов внутри системы (содержания), не дает этой системе рассыпаться; напротив, она (форма) упорядочивает и скрепляет правовые и неправовые явления.

    Вряд ли можно согласиться с мнением тех ученых, которые не замечают условного характера в известном словосочетании «единство правовой формы и экономического содержания», что указанное единство сохраняет свою силу лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свое значение. Форма и содержание - подвижные, переменные категории, что порождает порой разночтение в литературе,

    В связи с этим принципиальным является вопрос: что есть форма и содержание в понятии «государственное регулирование предпринимательской деятельности»? Начнем с того, что предпринимательская деятельность - это содержание, государственное регулирование - форма.

    Соответственно правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является прежде всего акт (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), с которым связываются предусмотренные законом последствия.

    Как видно, здесь наблюдается так называемое удвоение формы (первая форма - государственное регулирование, вторая - акт). В действительности часто встречаются ситуации, когда экономическое содержание обслуживается несколькими правовыми формами либо когда происходит реальная замена содержания на форму, и наоборот.

    И, конечно же, нельзя сводить многообразие правовых форм, используемых в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, к одной форме: управленческому акту. Другой пример: правовой акт - типичная правовая форма, которая широко применяется на практике. Причем нормативный правовой акт и индивидуальное предписание представляют собой не только правовое средство.

    С точки зрения соотношения формы и содержания правовой акт выступает в качестве правовой формы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Иначе говоря, одно и то же правовое явление может быть одновременно и правовым средством, и правовой формой. В этом нет ничего противоречивого, взаимоисключающего.

    Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

    Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

    Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

    Охрана окружающей среды;

    Выравнивание экономического цикла;

    Обеспечение нормального уровня занятости населения;

    Защита жизни и здоровья граждан;

    Поддержка конкуренции на рынке;

    Поддержка и развитие малого предпринимательства;

    Специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

    Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

    Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.



    1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

    Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    Налогообложение;

    Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

    Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

    2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

    Прогнозирование и планирование;

    Предоставление налоговых льгот;

    Льготное кредитование;

    Государственный (муниципальный) заказ и др.

    Предпринимательская среда

    Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

    Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

    Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

    Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

    Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

    Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

    Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

    Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

    К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

    Выводы

    Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, оказывающей влияние на все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

    Внешняя предпринимательская среда

    Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении собственного дела.

    Внешняя предпринимательская среда включает сферы и факторы макросреды (обшей среды) фирмы (табл. 1).

    Таблица 1. Внешняя предпринимательская среда фирмы

    Сфера макросреды Факторы макросреды
    1. Международная Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время Количество международных симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе
    2. Политическая Стабильность демократических преобразований в стране Вероятность возврата к прошлой политической системе Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день Криминальная обстановка в стране Количество политических фракций в законодательной власти
    3. Экономическая Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны Тенденции изменения внешнеэкономических связей Дефицит бюджета страны, % Среднегодовые темпы инфляции Удельный вес частной собственности в совокупной собственности старны Наличие «стратегии перехода» страны к рыночным отношениям и их развитие Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам) Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности Структура распределения доходов населения Уровень развития финансовой системы страны
    4. Социально-демографическая Место страны в мире по продолжительности жизни Место страны в мире по жизненному уровню населения Продолжительность жизни (мужчин, женщин) Смертность детей в возрасте до одного года, % от числа родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем Рождаемость и смертность населения страны Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу числа работающих женщин, служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др. Миграция населения Перспективность городов Структура населения но доходу и др.
    5. Правовая Наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм Наличие федеральной программы создания правового государства Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали
    6. Экологическая Параметры экосистемы страны Количество городов, которые не отвечают требованиям экологии, и удельный вес численности их населения Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны
    7. Природно-климатическая Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе Характеристика климатических факторов страны Дефицит отдельных видов ресурсов по регионам страны Степень использования вторичных ресурсов
    8. Научно- техническая Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества Удельный вес числа докторов наук, профессоров в общей численности работающих в стране Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого Уровень автоматизации производства в машиностроении страны Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (в долларах США) Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны Характеристика системы информации страны Уровень компьютеризации страны
    9. Культурная Средний уровень образования населения страны Обеспеченность населения страны объектами культуры Отношения людей к окружающему миру Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей

    Внутренняя предпринимательская среда

    Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды - определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

    К внутренней предпринимательской среде относятся определенные сферы и факторы микросреды (рабочей среды) фирмы (табл. 2).

    Таблица 2

    Сфера микросреды Факторы микросреды
    1. Поставщики Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалам Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму Интегральный показатель качества нормативно-методической документации Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму Прогноз изменения условий поставок
    2. Потребители Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров Прогноз изменения доходов потребителей Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
    3. Конкуренты Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
    4. Контактные аудитории Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контрактной аудиторией
    5. Маркетинговые посредники Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров Налаживание контрактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями
    6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

    Задача управления - выявление характера и степени воздействия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе:

    Маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;

    Планирования и разработки плановых показателей;

    Оперативного управления;

    Контроля за результатами хозяйственной деятельности.

    Эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.

    Глубокий и тщательный анализ внутренней среды - необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация - это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.

    Это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

    Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

    1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

    Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления

    Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров

    Защита интересов и прав потребителей

    Установление стандартов и мер

    Предупреждение споров между предпринимателями

    2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса

    3. Решение макроэкономических проблем:

    Пропорциональность развития экономики

    Темпы экономического роста

    Объем национального производства

    Внешнеэкономические связи страны

    Уровень занятости и социальная защита населения

    Контроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются напрямой и косвенный .

    Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.

    К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

    Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

    1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем

    2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности

    3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений

    4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов

    5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

    Функции государственного управления:

    1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение

    2. Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений

    3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

    Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические . К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.

    Интернет государственное регулирование

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности

    Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспече­ния государством среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

    Главной целью государственного регулирования является создание благоприятных социально-экономиче­ских условий для укрепления и развития предпринима­тельства.

    Современное предпринимательство немыслимо без эф­фективного механизма его взаимодействия с государством. Более того, такой механизм стал одним из существенных признаков высокоразвитой рыночной экономики и демок­ратического общества индустриально развитых стран. Государство должно осуществлять регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринима­тельскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека. Свое практическое воплощение это взаимодействие на­ходит в самых различных формах и направлениях:

    В со­здании инфраструктуры предпринимательства;

    Обеспече­нии благоприятных условий для его эффективного функ­ционирования;

    Деятельности полуправительственных экспортно-консультативных организаций с обязательным участием в них представителей бизнеса;

    Формирова­нии и реализации промышленной и внешнеэкономической политики;

    Размещении государственных и муниципальных заказов;

    Узаконении лоббистской деятельности предпри­нимательских структур;

    Корпоративизме в регулировании социально-трудовых отношений и т. д.

    В России предпринимательство особенно нуждается в государственной под­держке, поскольку находится на этапе становления. Ему свой­ственна нехватка капитала и технических ресурсов, ори­ентация на быструю прибыль и ограниченность связей с внешним миром. Предприятия вынуждены вести постоянную конкурент­ную борьбу за свои рынки с крупным как отечественным, так и иностранным капиталом. Государство в период становления свободного предпри­нимательства выполняет следующие основные функции.

    1. Формирование субъектов современного пред­принимательства.

    2. Развитие конкурентной среды.

    3. Создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг, производимых на иннова­ционной основе.

    4. Стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию.

    5. Формирование организационной и рыночной инфра­структуры предпринимательства.

    6. Обеспечение социальной ориентации процесса фор­мирования и развития малого бизнеса.

    Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами:

    законность (законность государственного регулирования пред­принимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установ­ленном законом порядке);

    – гуманность;

    целесообразность (регулирование должно использоваться только тогда, когда с его по­мощью те или иные проблемы в развитии предпринима­тельства могут быть решены и когда отрицательные по­следствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта);

    справедливость (нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйство­вания перед законом, и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности);

    – сочетание государственного регулирования и незави­симости субъектов предпринимательства;

    – взаимная ответственность государства и хозяйству­ющих субъектов;

    – соблюдение баланса интересов государства и пред­принимателя;

    – ограниченность числа субъектов государственного ре­гулирования.

    Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые за­крепляются в действующем законодательстве и использу­ются в процессе управления страной.

    Методы государственного макроэкономического регули­рования включают в себя экономические и администра­тивные.

    Административные методы предполагают: ограниче­ние необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; лицензирование; те­кущий надзор и аудит; законодательное внедрение меха­низмов адаптации к рискам.

    Экономические методы подразделяются на норматив­ные (прямые) и регулирующие (косвенные).

    Государство осуществляет регулирующие функции через органы законодательной, исполнитель­ной и судебной властей.

    Законодательство , регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Инструментом правового воздействия на экономику являются в основном нормы права, принимаемые государством. К правовым факторам относятся:

    1) наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ус­коренная процедура открытия и регистрации предприятий;

    2) за­щита предпринимателя от государственного бюрократизма;

    3) со­вершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельно­сти,

    4) развития совместной деятельности предпринимателей Рос­сии с зарубежными странами.

    Субъекты рынка, вступая во взаимодействия, нуждаются в согласовании своих прав и ответственности. Каждый из них заранее, до совершения сделки должен знать, какая у него возникает ответственность при этом. Какие возникают права. Право формирует критерии оправданности действий в бизнесе.

    Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения, включает следующие компоненты:

    – гражданское и уголовное законодательство государства;

    – общее предпринимательское законодательство государства – касающееся деятельности всех предпринимателей (налоговое, о государственной регистрации, о банкротстве, таможенное);

    – специальное предпринимательское законодательство – регулирующее отдельные виды предпринимательской деятельности (банковское, торговое, о стандартизации и качестве продуктов, о цб);

    – подзаконные нормативные документы;

    – нормы международного права.

    Официальное право в настоящее время оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому значительная часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами.Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разре­шения споров. Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

    Регулирование предприниматель­ства органами исполнительной власти достигается проведением единой государственной по­литики, системой мер экономической политики. Суть государственной (правительственной ) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

    – консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

    – оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

    – оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

    Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций. Механизм государственной поддержки включает организационно-управленческие и экономические меры.

    Организационные структуры поддержки бизнеса сегод­ня представлены в первую очередь подразделениями Министерства экономики и торговли, региональными фондами, агентствами, центрами и другими. Все более активно действуют на фе­деральном и региональном уровнях союзы, ассоциации и другие общественные объединения малых предприятий. Су­щественно укрепиласьсистема торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

    Основные мероприятия государственных органов направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие предприниматель­ства, таких, как:

    – несовершенство системы налогообложения;

    – нестабильность бюджетного финансирования феде­ральной и региональных программ поддержки мало­го предпринимательства;

    – неразвитость механизмов финансово-кредитной под­держки и страхования рисков малых предприятий;

    – отсутствие механизмов самофинансирования (кредит­ные союзы, общества взаимного страхованияи др.);

    – ограничение доступа малых предприятий к произ­водственным мощностям и имуществу реструктури­зируемых предприятий;

    – отсутствие надежной социальной защищенности и без­опасности предпринимателей;

    – организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

    – административные барьеры на пути развития мало­го предпринимательства.

    Формы экономической поддержки различны:

    1) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т. п.;

    2) налоговые льготы и послабления;

    3) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

    4) одна из основных форм помощи в развитии пред­принимательства, особенно на начальной стадии, – пре­доставление субъектам предпринимательства кредитов.

    Кредиты могут предоставляться непосредственно из бюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.


    ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

    Внутрифирменное планирование – составление планов компании (различных по срокам исполнения, методам и сути), определяющих цели работы, прогноз дальнейшего развития, практику и стратегию. Также внутрифирменное планирование можно охарактеризовать как комплекс связанных между собой решений, направленных на достижение определенных целей (повышения прибыли, улучшения конкурентоспособности и так далее).

    Виды внутрифирмернного планирования

    Планирование деятельности компании – это одна из основных управляющих функций, суть которой в оценке внешних факторов, прогнозировании, выявлении лучших вариантов для развития бизнеса и достижения целей, разработке планов развития компании и так далее. При этом все виды внутрифирменного планирования можно разделить:

    1. По особенностям плановых заданий :

    - директивное планирование . Здесь речь идет об обязательном принятии решений, касающихся изучаемых объектов. Часто директивные планы являются точечными, то есть имеют адресный тип и глубокую детализацию. В случае невыполнения одного из пунктов такого плана под угрозой срыва может оказаться целый проект;

    - индикативное планирование является антиподом предыдущему типу. По сути, это государственное планирование, которое не обязательно к исполнению. В составе такого плана могут иметь место специальные и важные задания для компании, но, как правило, их объем ограничен. Индикативное планирование в 90% случаев несет характер обычной рекомендации.

    Директивное планирование составляется в текущем режиме, а индикативное – на перспективу. При этом два этих плана фактически дополняют друг друга и должны соответствовать общей системе компании.


    2. По сроку и степени детализации :

    - долгосрочное планирование всегда формируется на перспективу, с оглядкой на несколько лет вперед. Такой план может охватывать период от пяти до десяти лет. Основная задача – долговременная стратегия роста компании. В него могут быть включены научно-технические, экономические и социальные этапы развития.

    Особое значение на общий успех планирования имеет комплексный прогноз, который составляется на более продолжительный срок – до 15 лет. Его задача – определение ориентиров развития компании, возможность привлечения новых типов сырья (предоставления дополнительных услуг), освоение новых технологий производства, техническая реконструкция и так далее. При формировании долгосрочного прогноза специалист всегда опирается на реальные показатели и ставит целью будущее повышение производительности и эффективности труда.

    Прогноз представляет собой основу для долгосрочного планирования. Между этими двумя планами также есть общие и расхожие черты. Объединяет их тот факт, что как планирование, так и прогнозирование являются попыткой предвидеть пути развития компании. Разница – в вероятности совпадений. К примеру, в планах можно описывать не только цели, но и реальные средства, позволяющие их достичь. Прогноз – это просто одна из вероятностей развития событий, хоть и основанная на реальной базе;

    - среднесрочное планирование производится в срок от года до пяти лет. На большинстве предприятий подобную работу часто не выделяют и производят совместно с с составлением краткосрочного плана. В такой ситуации названием документа – «скользящий 5-ти летний план»;

    - краткосрочное планирование – это формирование расчетов по развитию компании на срок до одного года. Особенность такого плана – полная развернутость и углубленность в основные плановые показатели, производственно-хозяйственную деятельность, финансовые ресурсы, а также на внутренний рынок труда Особое внимание уделяется не только финансовой части, но и повышению качеству продукции, оптимизации труда, внедрению инновационной деятельности, оптимизации по номенклатуре и так далее;

    - оперативное планирование подразумевает составление двух видов плана – календарного и оперативно-планового. Задача первого – детализировать цели каждого конкретного отдела, службы, цена на определенный период времени (от месяца до часов). Задача второго – обеспечить слаженную работу всех звеньев цепи, то есть обеспечить диспетчеризацию.

    3. По сути плановых решений:

    - стратегическое планирование ставит своей целью долгосрочное планирование. В нем определяются главные направления развития компании в ближайшие несколько лет. В стратегическом плане должны отображаться основные перспективы, возможности внедрения новых направлений, расширения деятельности, стимулирования в технической сфере. Рассматривается, какие меры стоит предпринять для покрытия запросов рынка, в каких сферах будет выгодней работать, выпуском какого товара заниматься и так далее.

    Итогом стратегического планирования является четкая постановка перспектив дальнейшего развития и разработка способов по их достижению;

    - тактическое планирование. Его особенность – в формировании предпосылок для реализации тех или иных замыслов. По сути, это подготовка «почвы» для внедрения стратегического плана в жизнь. И если в стратегическом планировании делается упор на то, что хочется получить компания в перспективе, то тактический план дает ответ на вопрос, как это можно сделать проще всего. Чаще всего тактический план составляется на небольшой период времени (до пяти лет), в то время, как стратегический план может формироваться на период от 5-ти лет и выше;

    - оперативно-производственное планирование – это «финишная прямая» в разработке плана для компании. Здесь можно выделить несколько основных функций – определение времени на проведение основных операций по производству товара или предоставления услуг, подготовку производства к реализации запланированных объемов (подготовка рабочего места, закупка заготовок и так далее), также проведение анализа, контроля и учета всех реализованных задач. Особенного внимания заслуживает внедрение инноваций.

    4. По уровню планирования – бизнес-единицы, группы бизнесов, корпоративный.

    5. По функциям, на которые ориентируется план – маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал.

    6. По регулярности – политика, повторяющиеся планы, правила, процедуры и так далее.

    7. По своей уникальности – уникальные программы и уникальные проекты.

    Кроме этого, внутрифирменное планирование может классифицироваться по временной очередности, учету изменений во входящей информации, координации частных планов, сферам, глубине и объектам планирования. Но в большей части такая разбивка является вторичной и ключевого значения на понимание структуры планирования не имеет.

    Принципы внутрифирменного планирования

    На сегодня выделяется четыре основных принципа планирования на предприятии:

    1. Принцип единства. Его особенность – представление объекта, как единого целого. При этом за основу работы берется системный подход, реализация которого производится через интеграцию или координацию конкретных служб по вертикали и горизонтали. Такой вид планирования имеет объединяющую функцию и позволяет качественно увязать все имеющиеся в компании планы для дальнейшей реализации.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

    Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

    Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

    Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестимулирование осуществления деятельности.

    Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта . Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, разрешения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов: нормы, нормативы (например, нормы амортизационных отчислений); лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду); размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты (например, при экспорте товаров); коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов); резервы (например, установление сумм, резервируемых коммерческими банками); размеры капиталов и фондов (например, установление минимального размера уставного капитала).

    Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социальноэкономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

    Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности поразному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования.

    Государство в лице компетентный: органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:
    обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета;
    защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
    обеспечение занятости населения;
    обеспечение безопасности и обороны страны;
    реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
    соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

    Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как:
    необходимость эффективного управления государственной собственностью;
    необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;
    обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

    На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

    Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

    Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних.

    В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся:
    государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею;
    создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности;
    планирование.

    С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственноправового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики1. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

    С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.

    В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

    Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

    Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой". В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.

    В связи с этим можно выделить основные направления государственноправового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например:
    антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
    использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);
    государственное регулирование национального рынка России;
    государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
    государственное регулирование международных экономических отношений.

    Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

    Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателей, реализующих свое конституционное право.

    Режим осуществления предпринимательской деятельности - совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности.

    Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществления которых способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования.

    Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности:

    1) В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяют:

    a. Правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режимы);

    b. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

    2) В зависимости от содержания регулируемых отношений:

    a. Налоговый режим;

    b. Таможенный режим;

    c. Режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

    3) В зависимости от политики государства по отношению к субъектам рынка, в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности выделяют:

    a. Режим поддержки малого и среднего предпринимательства;

    b. Режим особого контроля за субъектами действующими в условиях естественной монополии;

    c. Режим особого контроля за обычными временными монополистами.

    Необходимость государственного воздействия на экономику определяется следующими задачами:

    1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и в социальном развитии;

    2. Формирование государственного бюджета;

    3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

    4. Обеспечение занятости населения;

    5. Обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

    6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита о монополизма;

    7. Соблюдение правопорядка во внешне экономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

    Основания государственного воздействия на предпринимательство:

    1. Экологические;

    2. Социальные;

    3. Экономические;

    4. Политические;

    5. Юридические.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. В целом государственное регулирование представляет собой реализацию всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.


    Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются:

    1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц;

    2. Акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, качающиеся конкретного объекта. Виды актов ненормативного характера:

    a. Акты позитивного регулирования. Применяются при отсутствии правонарушения и определяют конкретные права и обязанности конкретного лица (акты регистрации юридических и физических лиц, прав на недвижимость и сделок с ней; акты разрешения; акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий; государственном и муниципальном секторах экономики применяют акты директивного характера в отношении унитарных предприятий);

    b. Акты реагирования на правонарушения. Применяются через применение санкций и мер ответственности.

    Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

    1. В зависимости от уровня регулирования:

    a. Регулирование в масштабах все территории РФ;

    b. Регулирование в пределах территории соответствующего региона.

    2. В зависимости от отношений между государством (его организациями) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации и ординации) и формы собственности на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различаются:

    a. Регулирование в государственном секторе экономики;

    b. Общеправовое регулирование;

    3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

    a. Прямое;

    b. Косвенное.

    4. В зависимости от вида деятельности.

    5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем выделяют:

    a. Воздействие через правосубъектность;

    b. Воздействие в рамках конкретного правоотношения.

    Правовые средства государственного регулирования:

    1) Общие средства регулирования. Нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций;

    2) Специальные средства. Требования, устанавливающие количественные измерители (ограничители деятельности предпринимателя:

    a. Нормы, нормативы;

    b. Лимиты;

    c. Размеры ставок;