Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Научные подходы и виды управления экономическими системами. Формы управления социально-экономическими системами. Сущность научной проблемы состоит в необходимости разработке методических, аналитических и учетных методов для экономической оценки факторов к

    Научные подходы и виды управления экономическими системами. Формы управления социально-экономическими системами. Сущность научной проблемы состоит в необходимости разработке методических, аналитических и учетных методов для экономической оценки факторов к

    Актуальность изучения данной темы. Управление экономическими системами - это управление сложными экономическими объектами в условиях неопределенности. Управление строится на основе математического моделирования и применения средств вычислительной техники.

    Объектами исследования управления экономическими системами являются любые экономические объекты. Предметом исследования объектов является управление экономическими объектами. Основой выработки управляющих воздействий являются математические модели, которые рассматриваются как экономические системы.

    Прежде чем начать раскрывать тему необходимо разобраться, что из себя представляет экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ .

    В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную, смешанную и традиционную экономики. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, включающий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств. Под традиционной экономикой подразумевается архаичное общество, основанное на общей (общинной) собственности, на натуральном хозяйстве, в котором решения принимаются согласно традициям и обычаям .

    В современных условиях большинство экономических систем располагаются между крайностями «чистого» рынка и директивной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой .

    Возникает необходимость государственного регулирования этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности, расширение государственной собственности в ущерб частной. Большинство экономически развитых стран принадлежат к смешанным хозяйственным системам.

    Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что эффективность управления экономическими системами во многом зависит от соблюдения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами рыночной экономики.

    Для эффективности регионального управления предлагают использовать следующие основные принципы:

    • децентрализация;
    • партнерство;
    • субсидиарность;
    • мобильность;
    • адаптивность;
    • выделенная компетентность.

    Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управления взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там, где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптимальной пропорции .

    К сожалению, при отсутствии четкого представления об экономической системе управления государства трудно создать адекватную эффективную систему управления.

    Противоречивость государственной экономической политики проявляется в том, что декларируемые приоритеты имеют мало общего с реализуемыми крайне дорогостоящими представительскими инвестиционными проектами (Инвестиционный центр в Сколково, мост на о. Русский и строительство комплекса на этом острове, Олимпиада в Сочи, Международная студенческая спартакиада в Казани). Затраты на их осуществление несоизмеримы с их влиянием на развитие соответствующих территорий.

    Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблему выбора, которая стоит не только перед обществом, а целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком .

    Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики: что производить, какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время? Как производить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

    Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос - для кого производить, кто будет покупать выбранные товары? Эти три вопроса обычно просто формулируются как: "что? как? и для кого?" производить.

    Наряду с устоявшимися, сложившимися экономическими системами сегодня в мире существуют страны с переходными экономиками - экономическими системами, которые характеризуются наличием старых экономических форм, элементами новых, а также смешанных (переходных) форм и отношений. Наглядным примером переходной экономики служит экономика бывших социалистических стран, в том числе России, осуществляющих переход от плановой к смешанной экономике .

    Имеется много проблем в управлении экономикой:

    • нарушается управляемость народного хозяйства в связи с инфляцией, долларизацией экономики;
    • существует противостояние между исполнительной и законодательной властями;
    • местная власть отторгнута от функционирования государственных структур;
    • параллелизм власти на местах;
    • разбухание управленческого аппарата;
    • проблемы с наличием кадров высокого качества в управлении;
    • несовершенность законов.

    Отсутствие позитивных перспектив неизбежно ведет к социальной напряженности, к потере кредита доверия центральным властям и др.

    Концепция управления экономической системой - одно из приоритетных направлений теоретических поисков и практических решений как в России, так и во всем мире. Поэтому важной структурной составляющей общей концепции обновления российской экономики является структурно-функциональный анализ систем управления экономическими системами и их изменений, необходимых для достижения эффективности функционирования в условиях резкого ускорения разнообразных экономических и социальных процессов.

    34. Современные теории организации. Научные подходы и виды управления экономическими системами (тра­диционный или проблемно-ориентированный, процессный, системный, ситуационный, синергетический). Поня­тие системы управления

    В своем развитии организации прошли несколько этапов. Эволюцию этих понятий на протяжении последнего века можно проследить по четырем типам моделей, которые отражают как развитие теории организаций, так и практику использования ее основных положе­ний: модель организации, базирующаяся на теоретических положе­ниях школы научного управления; модель организации, базирующаяся на положениях теорий че­ловеческих отношений и поведенческих наук; модель организации, базирующаяся на положениях теории си­стем; модель организации, базирующаяся на представлении о роли организации как общественного института.

    Базовые модели организаций Первая модель, известная под названием «механистической, или модели рациональной бюрократии»,

    отражает представление об орга­низации, сформировавшееся в конце прошлого века и получившее широкое распространение в первой половинеXX столетия. Ее теоре­тической базой являются положения школы научного управления. Родоначальник этого направления Ф. Тейлор рассматривал эффек­тивность совместного труда в организации с позиций времени и дви­жения. Расчленение работы на автономные, полностью программи­руемые элементы и последующий оптимальный сбор их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с этой теори­ей формируют высокопроизводительную организацию. Другой пред­ставитель этого теоретического направления. - немецкий социолог М. Вебер - выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой человеческой организации является ра­циональная бюрократия. Предприятие - это механизм, представля­ющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается анализу технико-экономических связей и зависимости различных факторов производства. Многие положения школы научного управления организацией не потеряли своего значения и в настоящее время, особенно для крупных предприятий, в которых сконцентрированы огромные и разнообразные по своему назначению ресурсы. В то же время механистическая модель в целом критически оценива­ется современной наукой и практикой из-за ее приоритетной ориентации на крупные организации; выбора в качестве орудия завоевания рынка снижение издержек, а не рост доходов; использования аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике; стрем­ления к сохранению стабильности (консерватизм); всеобщего контроля и над­зора за качеством и выполнением плановых заданий; представления о высших руководителях как о людях, которые «мудрее, чем рынок» и т.п. Все это ставит определенные рамки в использовании механистической модели организации.

    Вторая модель построена на определении организации как кол­лектива людей, выполняющих общую работу, используя принципы разделения и кооперации труда .

    Н
    ачало ее разработки относится к 30-м годам и связано с именами таких известных ученых, как Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Ч. Варнард и Ф. Селзник, создавших осно­вы теории человеческих отношений и поведенческих наук. В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами, рабо­тающими на социалистических предприятиях, развивали А.К. Гас-тев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке и многие другие ученые и практи­ки, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда в 20-30-е годы. Модель организации строится исходя из главного положения теории о том, что важнейшим фак­тором производительности на предприятии является человек как со­циальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, комму­никации, лояльность, участие в принятии решений. Другими слова­ми, моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. При этом особое внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удов­летворенности работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю, обеспечивающему наиболее полное рас­крытие способностей работающих за счет их вовлеченности не толь­ко в процесс исполнения, но и в процесс разработки управленчес­ких решений.

    Возможности модели, построенной на основе теории человеческих отно­шений и поведенческих наук, в поиске резервов эффективности организации ограничиваются тем, что внимание концентрируется только на одном внутрен­нем факторе - человеческом ресурсе и подчинении ему всех остальных фак­торов производства.

    В третьей модели организация представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением . Ее основу составляет общая теория систем
    (основополагающий вклад за рубежом был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем; в нашей<стране эти проблемы исследовались И.В. Блаубергом, Э.Г. Юдиным, В.В. Дружининым, В.Н. Садовским, В.Г. Афанасье­вым и многими другими учеными, разрабатывавшими их по самым различным направлениям), главная идея которой заключается в при­знании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организации рассматриваются как со­ставные части рынка, предопределяющего их структуру и системы управления. Ключевые факторы успеха их деятельности находятся в двух сферах: во внешней (из которой они получают все виды ресур­сов, включая информацию, т.е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для пре­образования ресурсов в продукцию и услуги).

    При оценке этой модели необходимо учитывать, что, несмотря на большое значение внешней среды, она лишь определяет «правила игры». Внутренняя среда любой организации, которая формируется под воздействием непрерыв­но принимаемых руководством управленческих решений, реально определяет уровень системной эффективности.

    Четвертая модель представляет организацию как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы различные группы как внутри, так и вне ее границ.

    В
    заимосвязь интересов предопределяется тем, что организация для коллективного, осно­ванного на разделении труда, производства товаров и услуг, исполь­зует ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых, в свою очередь, удовлетворяются продукцией данной организации. Таким образом, цели организаций трактуются не только в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, но и с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей"лоставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом. В основе этой модели (она формируется с 80-х го­дов) лежит концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные ин­тересы партнеров, круг которых может быть довольно широким.

    Процессный подход Управление рассматривается как процесс , потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непре­рывных взаимосвязанных действий . Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации.Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: Планирование . Организация . Мотивация . Контроль – функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений , и для всех необходима коммуникация , их часто назы­вают связующими процессами . Системный подход Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации явл-ся системами.Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Модель организации как открытой системы: Входы : организация получает из окр. среды инфу, капитал, чел. ресурсы и материалы. Выходы : преобразованная продукция или услуги. Ситуационный подход Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организа­ции наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между ор­ганизациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значи­мые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. 1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в принятии предпр. решений.

    2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку.

    3)Total Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты удовлетворения запросов потребителя

    4)Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников орг-ции.

    5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних достижений основных конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития техники и технологии и использования этой инф-ции при определении стратегии развития орг-ции.

    6)реинженеринг – это перепроектирование бизнес-процессов с чистого листа с целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения организац. хар-ра, учета совр. возм. в технике и технологии

    Одним из направлений поиска является выведение общих принципов повеления сложных систем с помощью синергетической методологии, которая включает в себя принципы нелинейности, бифуркации и самоорганизации, не замкнутость экономических систем, неравновесность экономических процессов, неединственность экономических эволюций (управленческих решений). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент». В качестве одного из ярких примеров синергизма, подчеркивающих универсальность принципов эволюции, можно привести факт возникновения дополнительной стоимости, которая появляется в результате слияния (объединения) двух и более фирм. Возникает кооперативный экономический эффект. Синергизм не всегда очевиден и это делает слияние более сложной проблемой, чем обычные инвестиции и (или) инновации.

    Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:- структура управления (соответствовать целям и задачам организаций);- техника управления. (функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

    Компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота)- функции управления.- методология управления цели(законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности).

    2.1 Понятие, виды и этапы управления социально-экономическими системами

    Управление – это деятельность, связанная с комплексом целенаправленных воздействий субъекта на объект и его структурные составляющие (элементы, взаимосвязи, процессы), направленная на сохранение или изменение его состояния с учетом тенденций развития объекта (его составляющих) и изменения внешней среды.

    Выделяют следующие виды управления социально-экономическими системами:

    1. По объекту:

    Человечество в целом;

    Государство;

    Группа организаций;

    Самостоятельная организация;

    Группа людей;

    Отдельный человек.

    2. По сфере:

    Управление политическими организациями;

    Управление коммерческими организациями;

    Управление некоммерческими организациями;

    Управление творческими организациями.

    3. По методам воздействия на объекты:

    Административно-командное;

    Демократическое;

    Самоуправление.

    Общее управление;

    Управление людьми;

    Управление технологическими процессами;

    Управление материальными потоками;

    Управление финансовыми потоками:

    Управление информационными потоками.

    5. В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность:

    Текущее управление;

    Перспективное (стратегическое) управление.

    Процесс управления является непрерывным и включает в себя следующие этапы:

    1. Диагностика текущего состояния объекта управления и оказывающих на него влияние факторов внешней среды;

    2. Формулировка целей (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных) с их закреплением в разрабатываемых планах и определении контролируемых параметров;

    3. Организация работы для выполнения принятых плановых решений;

    4. Реализация решений;

    5. Непрерывный текущий контроль полученных результатов и установленных параметров объекта управление, и внесение корректировок;

    6. Вознаграждение или наказание исполнителей (охватывает все этапы управления).

    Виды управленческого труда:

    1. Эвристический труд направлен на изучение проблем и разработку вариантов их решения. Выполняется руководителями и специалистами.

    2. Административный труд связан с текущей координацией деятельности подчиненных, контролем, распоряжением с поощрением или наказанием. Выполняется только руководителем.

    3. Операторный труд состоит из операций по техническому обеспечению производственных и управленческих процессов и связан с выполнением стереотипных, постоянно повторяющихся операций. Его осуществляют технические исполнители.

    Задачи менеджмента:

    1. Тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы и всех его элементов (отделов, департаментов, подразделений);

    2. Стратегическая – развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние.

    Можно выделить следующие виды менеджмента:

    1. Производственный менеджмент – решает следующие задачи:

    Определение оптимального объема и структуры выпуска продукции;

    Улучшение применяемых технологий;

    Определение рациональной загрузки оборудования;

    Рациональное использование трудовых ресурсов (расстановка людей);

    Устранение сбоев и неполадок;

    Текущий контроль производственного процесса;

    Руководство персоналом;

    Разрешение конфликтов.

    2. Снабженческо-сбытовой менеджмент

    Организация и заключение договоров закупки, доставки, хранения сырья, материалов и готовой продукции;

    Поставка готовой продукции;

    3. Менеджмент персонала, задачами которого являются:

    Расстановка, обучение, повышение квалификации кадров;

    Разрешение трудовых споров и конфликтов;

    Улучшение условий работы.

    4. Финансовый менеджмент, задачами которого являются:

    Определение текущего и перспективного финансового состояния предприятия;

    Формирование рациональной структуры имущества и капитала предприятия;

    Формирование и рациональное использование финансовых ресурсов;

    Финансовое планирование и бюджетирование;

    Осуществление финансового контроля и финансовой дисциплины;

    Принятие мер по укреплению финансового состояния предприятия.

    5. Маркетинг-менеджмент, представляющий собой процесс принятия управленческих решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов в производимом предприятием товаре. Маркетинг-менеджмент включает 4 направления:

    Анализ рынка, представляющий собой процесс сбора и оценки информации о маркетинговой среде предприятия;

    Поиск и отбор целевых рынков, заключающийся в сегментировании рынка, выбора целевых сегментов и позиционировании товара или услуги на рынке;

    Разработка комплекса маркетинга, представляющий собой разработку товара, ценообразование, выбор каналов распределения и продвижение определенного товара или услуги на рынке;

    Проведение маркетинговых мероприятий, заключающихся в разработке маркетинговой стратегии и осуществлении контроля за ее выполнением.

    6. Менеджмент инноваций, объектом которого является процесс научных исследований, осуществления прикладных разработок, создания опытных образцов и внедрения новинок в производство.

    7. Аккаунтинг-менеджмент, заключающийся в управлении процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности фирмы, сравнении их с исходными и плановыми показателями, а также с результатами деятельности других фирм с целью выявления резервов и возможных проблем.

    2.2 Основные принципы и методы управленческой деятельности

    Впервые основные принципы управления были сформулированы французским теоретиком и практиком менеджмента, основателем административной школы менеджментаАнри Файолем (1841-1925) . Данные принципы были представлены в работе Общее и промышленное управление» (франц. Administration Industrielle et Générale). Основные принципы управления, согласно административной школы менеджмента включают:

    1. Разделение труда.

    2. Власть (полномочия и ответственность).

    3. Дисциплина.

    4. Единство распорядительства

    5. Единство руководства.

    6. Подчиненность

    7. Вознаграждение персонала

    8. Централизация.

    9. Иерархия (скалярная цепь).

    10. Порядок.

    11. Справедливость

    12. Постоянство состава персонала

    13. Инициатива

    14. Единство персонала (корпоративный дух)

    В современных условиях развития науки и практики менеджмента, указанные принципы можно расширить, и в качестве принципов управления можно выделить следующие:

    1. Научность в сочетании с элементами искусства

    2. Целенаправленность. Любая управленческая деятельность направлена на достижение поставленных целей. Ключевым в данном случае является процесс целеполагания. Целеполагание–это процесс разработки целей предприятияи соответствующих им задач управления; приоритетных направлений развития; тенденций развития всех видов политикк предприятия (кадровой, производственной, финансовой и т.д.).

    3. Специализация в сочетании с универсальностью.

    4. Последовательность. Управленческая деятельность представляет собой последовательный процесс, начиная с диагностики, постановки цели и планирования деятельности, и заканчивая контролем за ее выполнением.

    5. Непрерывность. Управленческая деятельность является непрерывным процессом, направленным на достижение полезного результата.

    6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

    7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерности межличностных отношений и группового поведения.

    8. Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой материальным, моральным и организационным поощрением.

    9. Гуманизм. Данный принцип означает, что управление персоналом должно основываться на нормах деловой этики, а также принятых в обществе нормах морали и нравственности.

    10. Дифференциация представляющая собой расчленение крупных проблем на более мелкие:

    а) по блокам (оперативный, стратегический, инновационный);

    б) направлениям развития (техника, технология, качество, конкурентоспособность продукции и т.д.);

    в) подразделениям (цеха основного производства, заводоуправление и т.д.);

    г) видам работ (разделение труда) и др.

    11.Единоначалие. Данный принцип означает, что производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (его подразделений), а также деятельностью того или иного сотрудника руководит только один, уполномоченный на то руководитель. Следствиями принципа единоначалия являются принципы:

    а) единства прав, обязанностей и ответственности;

    б) иерархии;

    в) единства руководства.

    12.Исполнительская дисциплина - обязанность подчиненных выполнять указания руководителей.

    13.Системность - рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Реализуя этот принцип, субъект управления: 1) обеспечивает взаимную увязку решаемых задач; 2) координацию взаимодействия различных подразделений внутри предприятия.

    14.Обратная связь. Между объектом и субъектом управления устанавливается механизм обратной связи, для чего используются: учет, контроль и отчетность.

    15.Профессионализм. Данный принцип предполагает, во-первых, компетентное руководство, а, во-вторых, - компетентное выполнение принятых решений.

    16.Регламентация - установление правил, определяющих порядок деятельности предприятия (организации), а также отдельных его структурных подразделений, руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Основными документами, регламентирующими деятельность персонала предприятия, являются: законодательство о труде; учредительные документы; правила внутреннего распорядка; регламент внутрифирменного взаимодействия; положения; должностные инструкции.

    17.Адаптация к внешним условиям. Управляемая система находится в условиях постоянных социальных и экономических изменений (внешних и внутренних), в связи с чем она должна своевременно реагировать на эти изменения, активно приспосабливаясь к ним.

    18.Развитие творческой инициативы, привлечение к управлению большого числа работников.

    19.Субординация. Принцип субординации предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива. При этом руководитель несет полную ответственность за принимаемые решения.

    20.Эффективность. Данный принцип охватывает большой круг проблем - от экономической эффективности управления (соотношения затрат и результатов) до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решений и т.д.

    Методы управления представляют собой специфические способы воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга

    Классическими методами управленческой деятельности являются:

    1. Административные (распорядительные) методы, представляют собой методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Административные методы реализуются в форме: приказов, постановлений, распоряжений, инструкций, рекомендаций.

    2. Экономические методы, представляющие систему приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Для использования экономических методов должна быть выстроенная система управления, ориентированная на целевой результат, с установлением количественных и качественных характеристик эффективности работы предприятия (например, сбалансированная система показателей – BSC). В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

    3. Социально-психологические методы воздействуют на повышение трудовой активности через формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и через раскрытие личностных способностей каждого работника. Социально-психологические методы реализуются в форме морального поощрения, социального планирования, убеждения, внушения, личного примера, регулирования межличностных и межгрупповых отношений, создания и поддержания морального климата в коллективе.

    Помимо указанных методов также выделяют организационно-правовые методы. В данном случае создаются необходимые условия функционирования фирмы, формируются управленческие структуры, происходит нормирование и регламентация деятельности, определяются права и обязанности персонала.

    При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

    ‒ скорость достижения цели;

    ‒ вероятность достижения цели;

    ‒ отношения подчинения;

    ‒ личность управляемого;

    ‒ личность управляющего;

    ‒ экономическую самостоятельность;

    ‒ климат в коллективе.

    Сравнительная характеристика методов управления

    Признаки методов управления Методы управления
    Административные Экономические Социально-психологические
    1. Основа использования Законы государственности и права, правовые интересы Экономические законы и экономические интересы Законы социально-психологического развития, социальные интересы
    2. Орудия воздействия Административно-правовые и организационные формы Экономические формы Социально-психологические факторы
    3. Объекты соблюдения Организационно-правовая среда Экономическая среда Благоприятный социально-психологический климат
    4. Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
    5. Цель управления Выполнение законов, директив, планов Достижение конкуренто-способности выпускаемых объектов Достижение взаимопонимания
    6. Структура управления Жесткая Адаптивная к ситуациям Адаптивная к личности
    7. Форма собственности, где преимущественно применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и д.р. Частная
    8. Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
    9. Форма воздействия Нормативно-методические документы Мотивация Управление социально- психологическими процессами
    10. Основное требование к субъекту при применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм Психологическая устойчивость
    11. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все потребности
    12. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы Линейная, функциональная Линейная, функциональная, матричная Проектная
    13. Преимущественное направление управляющего воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное и горизонтальное
    14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов Авторитарный Смешанный Демократический
    15. Тип чаше всего принимаемого управленческого решения Строгое соблюдение нормативно- методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте
    16. Конкретные методы и способы управления 1. Государственное регулирование экономики. 2. Стандартизация и сертификация. 3. Мониторинг экосистемы. 4. Нормативно-методическое регулирование системы управления. 5. Планирование, учет и контроль 1. Экономическое стимулирование. 2. Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). 3. Экономико- математическое моделирование. 4. Балансовые методы 1. Мониторинг социально- психологических процессов. 2. Моделирование социально- психологических процессов. 3. Психо-технологии. 4. Моральное стимулирование

    2.3 Понятие и содержание основных функций управления

    Процесс управления фирмой, может быть представлен как совокупность выполняемых функций, которые можно представить в трех основных группах:

    1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

    2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

    3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы).

    Функции управления – это совокупность видов управленческой деятельности, объективно необходимых для осуществления процесса управления. Процесс реализации функции управления представляет собой последовательность действий по осуществлению функции управления.

    Структура функции управления – это характеристика функции управления, определяющая совокупность и взаимосвязь действий, связанных с осуществлением соответствующей функции.

    Все функции управления можно разделить на общие и конкретные (специальные).

    Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Впервые общие функции управления были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., к которым он относил предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.

    Впоследствии общие функции управления были расширены, и в настоящее время включают в себя:

    1. Планирование;

    2. Организация;

    3. Распорядительство;

    4. Координация

    5. Контроль.

    6. Мотивация (Работа с кадрами, управление персоналом.

    1. Планирование включает в себя выбор цели, стратегии, линии поведения, разработку программ и процедур их проведения. Планирование распространяется на все уровни и подразделения и представляет собой количественную формализацию целей и задач предприятия.

    2. Организация заключается в создании задуманной структуры ролей. Это осуществляется посредством:

    Определения видов деятельности, необходимых для достижения целей;

    Группировки этих видов деятельности;

    Закрепления отдельных видом деятельности за определенным менеджерами;

    Делегирования полномочий для осуществления отдельных видов деятельности;

    Координации полномочий;

    Обеспечения коммуникации в организационной структуре.

    3. Суть распорядительства состоит в том, что менеджер должен много работать со своими подчиненными, доводя до них цели и задачи предприятия, а также координировать их работу. Эта функция эффективно работает, когда управляющий является еще и лидером. Задача управляющего лидера состоит в том, чтобы координировать деятельность своих подчиненных с ориентацией на конечный результат.

    4. Координация заключается в согласовании деятельности между сотрудниками и структурными подразделениями организации. Координация осуществляется в формах совещаний, личных контактов руководителей, согласование рабочих планов и графиков и т.п.

    5. Контроль означает оценку и корректировку деятельности подчиненных для того, чтобы происходящие события соответствовали запланированным. При контроле сопоставляются результаты с целями и планами. При обнаружении отрицательных отклонений должны разрабатываться мероприятия по минимизации возможных последующих отклонений как путем улучшения работы предприятия, так и посредством корректировки плана.

    6. Мотивация (работа с кадрами) включает в себя учет, оценку, отбор, подготовку кадров для того, чтобы соответствующие ячейки, соответствующие посты, предусмотренные организационной структурой, были заполнены людьми соответствующей квалификации. Работа с кадрами также подразумевает разработку системы мотивации сотрудников, ориентированную на достижение работниками максимального полезного результата.

    Специальные (конкретные) функции управления осуществляются в процессе управления конкретной организацией (функциональной областью организации), характер реализации которых определяется объектом управления.

    К специальным функциям современного предприятия относятся следующие:

    1. снабжение;

    2. производство;

    3. сбыт и маркетинг;

    4. управление финансами;

    5. управление инновациями;

    6. управление персоналом;

    7. деловые коммуникации;

    8. управление конфликтами;

    9. управление рисками;

    10.организационное развитие;

    11.управление качеством продукции;

    12.организационная культура.

    При системном исследовании функций управления, необходимо ответить на следующие вопросы:

    1. Какова природа и цель данной функции;

    2. Каковы структурные свойства данной функции;

    3. Каким образом осуществляется каждая функция;

    4. Какие ключевые концепции применимы к данной функции;

    5. Какие принципы и какая теория являются основополагающими;

    6. Какие методы наиболее полезны;

    7. Какие трудности встречаются;

    8. Каким образом создавать соответствующую среду для осуществления каждой функции.

    2.4 Понятие миссии, цели и стратегии организации.

    Миссия

    Миссия фирмы – это в концентрированном виде выраженный смысл и причина существования фирмы, а также ее предназначение для сотрудников и внешней среды.

    Формирование миссии включает в себя три аспекта:

    1. Понимание, каким бизнесом занята организация в настоящее время;

    2. Решение о том, есть ли необходимость изменить стратегический курс;

    3. Коммуникация или распределение информации о миссии таким способом, чтобы она стала ясной и смогла заинтересовать работников, создать положительную реакцию.

    Появление миссии способно оказать влияние на изменение восприятия организации её сотрудниками, что может благоприятно сказаться на их вовлеченность в работу и преданность организации. Кроме того, сформулированная миссия способна оказать благоприятное влияние на контактную аудиторию, улучшая её информированность и восприятие организации, что может оказать благоприятное влияние на изменении конкурентного статуса фирмы.

    Определение миссии должно содержать ответы на четыре основных вопроса:

    1. Чем занимается наш бизнес?

    2. Какие потребности удовлетворять?

    3. Интересы каких групп потребителей удовлетворять?

    4. Каким образом удовлетворять потребности?

    Пример миссии строительной организации: Создание для населения комфортных условий проживания посредством качественного строительства современных жилых зданий, что обеспечивает развитие компании, благополучие ее сотрудников и социально-экономическое развитие региона.

    Цели

    Цели выражают отдельные конкретные результаты деятельности фирмы, и отражают то, к чему стремится фирма в своей деятельности.

    С точки зрения периода цели делят на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет).

    Краткосрочные цели имеют конкретное содержание и могут выражаться как получение прибыли. Среднесрочные и долгосрочные цели заключаются в достижении стратегических целей фирмы и реализации ее миссии.

    Для различных организаций среднесрочные и долгосрочные цели различаются, и это зависит от срока окупаемости деятельности фирмы, то есть продолжительности производственного и операционного циклов.

    Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей и долгосрочной перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями.

    Цели формируются в соответствии с системой ценностей организацией, теми, кто распоряжается ее ключевыми ресурсами.

    Функции целей:

    1. Цели отражают главный смысл и концепцию развития фирмы;

    2. Составляют основу общей и управленческой структур организации;

    3. Уменьшают неопределенность текущей деятельности субъекта;

    4. Составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, оценки результатов;

    5. Являются инструментом сплочения коллектива;

    6. Официально провозглашенные цели служат идейной основой необходимости существования организации.

    Задачи - конкретизация целей предприятия, выраженная в требуемых действиях. Традиционно выделяется 3 категории задач организации: работа с людьми, предметами и информацией.

    Отличительные черты целей называются SMART – характеристикой, которым должна соответствовать сформулированная цель.

    S (specific) – быть точным и ясным, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

    M (Measurable) – цели должны быть измеримы и выражать количественно все, чего требуется достичь, в том числе субъективные ожидания. Исполнители должны чётко представлять о количественных показателях, которые необходимо получить для достижения целей.

    А (Achievable)– цели должны быть достижимыми, поэтому все сотрудники фирмы должны быть уверены что поставленная цель достижима. Достижимость целей должна быть оценена с точки зрения внутренних ресурсов организации, а также влияния факторов внешней среды.

    R (Relevant) – цели должны быть ориентированы на результат и соотноситься с другими целями, в первую очередь со стратегическими целями, миссией и интересами исполнителей.

    Т (Timely) – цели должны быть четко определены во времени, для того, чтобы исполнители чётко представляли к кому сроку должны быть выполнены те или иные действия, необходимые для достижения целей.

    Примеры целей: Получение прибыли в размере 100 млн. руб. в течение 1 года. Увеличение объема продаж на 10% за предстоящий квартал. Увеличение доли рынка до 50% в течение ближайших 3 лет.

    Стратегия

    Стратегия 1 – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

    Стратегия 2 – выработка линии действия фирмы с целью определения ее места на рынке, закрепления на нем и последующего расширения не смотря на изменения, которые ожидают фирму в ближайшем и далеком будущем.

    Стратегия отвечает на вопрос: «Каким образом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющего конкурентного окружения?»

    Стратегия дает ответы на следующие вопросы относительно сущности организации:

    1. Что представляет наш бизнес сегодня?

    2. Каким должен стать наш бизнес завтра?

    3. Каковы наши товары, функции и рынки?

    4. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

    Стратегическое управление – это система управления организацией, ориентированная на достижение её долгосрочных целей посредством максимального использования своего внутреннего потенциала и внешних возможностей, гибкого реагирования и своевременных изменений, с учетом изменяющихся внешних условий.

    Стратегическое управление ориентировано на действия, определяемые разработанными стратегиями предприятия, которые способствуют достижению его стратегических целей.

    ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Общая теория управления

    Менеджмент - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и управления прибыли.

    Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работавших в организации.

    Менеджер (англ. управлять) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

    Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку.

    Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием.

    Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обуславливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции.

    Практическая реализация этих функций рассматривается в двух аспектах. Во-первых, можно формулировать как управление предприятием (организацией), действующее в условиях рынка при полной самостоятельности и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных ситуациях. Во-вторых, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Для предприятия «менеджмент» употребляется в 3-х значениях: генеральный менеджмент, менеджмент на уровне отдела и процесс менеджмента. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры, занимающие высшие должности, отвечающие за сформулированные цели, задачи, политику и все вопросы, связанные с планированием, контролем и управлением предприятия. Менеджмент на уровне отдела – разработка цели, стратегии и задач на уровне отдела в соответствии с общими стратегическими задачами и выбранной концепции управления предприятием. Процесс менеджмента отличается от генерального мен-та и мен-та на уровне отдела полномочиями, ответственностью, детализацией. В процессе мен-та все функции могут выполняться любым работником предприятия в пределах своей компетенции.

    2, 3 Закономерности управления различными системами. Управление социально – экономическими системами (организациями)

    Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов управления различными системами:

    Всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;
    - общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;
    - частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.
    Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы.

    Все закономерности управления можно разделить на две группы . К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента. Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой - производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов. Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом. Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени. Здесь же мы дадим краткую характеристику трех названных законов. Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

    4. Инфраструктура менеджмента и особенности инфраструктуры менеджмента в России

    Инфраструктура менеджмента - это среда, в которой приходиться функционировать менеджерам

    структура:

    1) владельцы капитала, собственник.

    Его цель – сохранение и преумножение капитала. Интересы собственника не всегда совпадают с интересами менеджера

    2) наемные работники предприятия, рабочие

    их интересы: - нормальные условия труда, постоянное место работы, удовлетворение работопотребности, профессиональный рост, самовыражение, з/п, потребность в общежитии

    3) владельцы заемного капитала – дают капитал фирме под определенный %

    Заинтересованы в повышение %, а менеджеры, наоборот, в снижении %

    4) поставщик

    Заинтересован в высокой цене, выгодные условия поставки, объем поставки, долговременный характер взаимоотношений

    5) государство

    Заинтересовано в повышении благосостояния своих граждан, в высокой конкурентоспособности на международном рынке, улучшении экологии своих стран

    6) государственные, негосударственные, общественные организации, которые решают задачи, способствуют хозяйственной деятельности, а с др. стороны ее ограничивают (брокерские конторы, торгово-промышленные палаты, гринпис…)

    Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей. Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов. К специфическим чертам относятся : национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

    Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:

    1. приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий. (Наиболее актуальными проблемами управления в России антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент)

    2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

    Здесь можно выделить 3 основных группы факторов : а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),
    б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров),
    в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

    3. комплекс факторов затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

    4. культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

    5. Социофакторы и этика менеджмента.

    Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному менеджменту является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления. Поэтому при поиске решения проблем в менеджменте необходимо в структуру управления встраивать ценностный элемент - этику, который преобразует неформализованные аспекты действия по управлению объектом в систему критериев, удовлетворение которых является задачей менеджмента при его ориентации на социальность происходящих процессов.

    Факторы социальной среды – условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен.

    С позиции управления социальным развитием различают:

    1. Факторы, которые опосредованно воздействуют на деловой настрой и качество трудовой жизни работников.

    Процессы управления являются предметом исследования нескольких научных направлений. Да, общие принципы управления исследуются в кибернетике. Проблемы управления техническими системами без участия человека изучаются в теории автоматического управления (ТАУ). Особенности управления в социально-экономических системах являются предметом менеджмента. Но во всех этих отраслях необходимое знание общих законов функционирования систем, которые основываются на применении системного подхода и исследуются в пределах общей теории систем и системного анализа.

    Под управлением понимают процесс формирования целеустремленного поведения системы при условиях изменения внешней среды через информационное влияние, которое осуществляется человеком (группой людей) или прибором.

    В системах с управлением в любом случае можно выделить подсистему управления (СУ) и управляемую подсистему, или объект управления (ОУ). Управление основывается на сборе и обрабатывании информации, которая рассматривается как своеобразный ресурс. Поэтому одной из главных предпосылок управления есть обратная связь, то есть передача информации о состоянии управляемой подсистемы и внешней среды к системе управления, обмен информацией между этими системами и внешней средой.

    Схематически система с управлением изображена на рис. 18. Здесь X - информация о состоянии внешней среды (внешнее влияние на объект управления), X / - информация о состоянии внешней среды, что имеется в СУ, Y - информация о состоянии объекта управления, Y / - информация о состоянии объекта управления, что имеется в СУ, u - командная информация.

    Рис. 18. Общая схема системы с управлением

    СУ реализует задание стабилизации, выполнение программы, слежки и оптимизации, и обеспечивает тем самым или содержание исходных характеристик и состояния системы при изменении внешних влияний в заданных пределах, или выполнение системой действий относительно изменения ее характеристик или характеристик внешней среды (переход на новую траекторию).

    Объект управления в этом случае выступает как инструмент или средство, которое реализует основную функцию системы. Система связи обеспечивает обмен информацией между СУ и ОУ.

    Задачами управления в таком случае будут:

    Синтез структуры и параметров ОУ, что отвечает главной цели системы (закону функционирования);

    Синтез структуры и параметров СУ, то есть определение типа структуры управления, количества уровней иерархии и типа связей между ними с учетом главной цели управления системой и ограничений относительно расходов (на разрабатывание, численность управленческого персонала и тому подобное), определения массивов информации, которые подлежат передаче, обрабатыванию и хранению;



    Синтез параметров и структуры системы связи.

    Функции управления. Конкретные функции управления реализуются через применение определенных методов управления. В зависимости от их содержания методы управления экономическими системами разделяют на:

    Экономические;

    Организационные;

    Правовые;

    Социальные.

    Принципы управления единственные для всех уровней иерархии социально-экономических систем, но по-разному реализуются в зависимости от объекта управления и функций, которые выполняются. Среди главных функций, которые выполняют при управлении социально-экономическими системами, выделяют:

    Планирование (оперативное, тактическое и стратегическое);

    Прогнозирование;

    Организацию;

    Анализ и контроль;

    Для учета человеческого фактора в отдельную группу выделяют функции стимулирования и мотивации.

    Стратегическое планирование. На стадии стратегического планирования рассматривают необходимость и возможность изменения структуры, свойств, и закон функционирования системы, происходит выбор главных целей системы, определяются желаемые конечные результаты и методы достижения целей и результатов. Методы и средства достижения поставленных целей (в том числе необходимые ресурсы, последовательность их использования) определяются без детализации. На этом этапе определяется образ последующих действий и обеспечиваются принципы для будущих долгосрочных решений.

    Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических, то есть в определении траектории системы. При этом детально определяются средства и способы решения заданий, применения ресурсов, необходимые процедуры и технологии. При стратегическом планировании рассматриваются вопросы возможного изменения характеристик всей системы из-за изменения ее состава, структуры или свойств. Например, для предприятия возможное увеличение производственных мощностей через строительство новых цехов, приобретения оборудования, изменения специализации или технологии, и тому подобное. При тактическом планировании свойства системы считаются заданными.

    Прогнозирование имеет целью учет уровня неопределенности состояния системы и внешней среды, возможного изменения структуры, свойств или отыскания закона функционирования системы, в будущем. Прогноз является научно обоснованным суждением относительно состояния системы в будущем, или относительно альтернативных путей и сроков достижения системой желаемого (целевого) состояния.

    Организация является функцией управления, которое заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми элементами системы, в определении порядка и условий их функционирования. Это означает объединение людей, производственных, материальных, природных, информационных ресурсов, в единственную систему, направленную на решение определенных целей. Под этим понимают определение структуры системы, взаимосвязей, между подсистемами, распределение функций между подразделами и предоставления полномочий.

    Анализ и контроль обеспечивают выявление и выяснение причин отклонения системы от желаемого состояния.

    Оперативное управление обеспечивает функционирование системы в соответствии с разработанным планом. Оно заключается в периодическом сопоставлении фактически полученных результатов с намеченным уровнем соответствующих показателей в плане и последующей коррекции производственных процессов. Оперативное управление тесно связано с тактическим планированием в том случае, когда отклонения состояния системы от намеченного плана нуждаются в изменении траектории движения системы.

    Все группы методов управления взаимозависимые и применяются в комплексе. Следовательно, процессы управления социально-экономическими системами включает ряд таких аспектов:

    Информационный (сбор и обрабатывание информации);

    Алгоритмический и модельный (разработка системы моделей);

    Регулирующий (разработка форм влияния для согласования интересов отдельных подсистем и системы в целом).

    Наличие разных аспектов управления, как и функций системы, предопределяет одновременное формирование и функционирование разных иерархических структур в соответствии с разными признаками разделения множественного числа элементов, которые образуют объект управления. Взаимодействие таких структур не сводится к простому отношению подчинения в иерархии.

    Важным заданием улучшения управления экономическими системами является построение рациональной системы взаимосвязей между отдельными подсистемами. С одной стороны, увеличение количества уровней иерархии или промежуточных цепей в системе управления приводит к росту расходов на систему управления и снижает ее эффективность. С другой стороны, недостаточное количество уровней управления приводит к перегрузке управленческих работников и снижению эффективности их труда. Поэтому выбор рациональной структуры управления должен обеспечивать максимальную эффективность системы.