Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют. Стандарты аудиторской деятельности рф

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют. Стандарты аудиторской деятельности рф

    Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

    Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

    Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

    На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

    Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

    • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
    • создают общественный имидж профессии;
    • устраняют контроль со стороны государства;
    • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
    • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

    Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

    Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

    Значение системы стандартов состоит в том, что она:

    • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
    • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
    • создает общественный имидж профессии.

    Международные аудиторские стандарты

    В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

    Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

    1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

    2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

    Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

    • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
    • аудитор должен быть независим от клиента;
    • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
    • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

    4. Существенность в аудите.

    5. Аудиторские доказательства.

    6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

    8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

    9. Аффилированные лица.

    10. События после отчетной даты.

    11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

    Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

    1. Общие стандарты.

    2. Рабочие стандарты.

    3. Стандарты отчетности.

    4. Прочие стандарты.

    Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

    • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
    • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
    • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
    • образование аудитора и др.

    Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

    • планирование аудита;
    • аудиторская выборка;
    • аудиторские доказательства;
    • документирование аудита;
    • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
    • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

    Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

    • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
    • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
    • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

    Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

    • особенности аудита малых экономических субъектов;
    • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
    • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

    Внутрифирменные стандарты аудита

    Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

    Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

    При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

    Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

    Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

    Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

    • целесообразности – иметь практическую пользу;
    • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
    • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
    • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
    • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

    Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

    Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

    Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

    Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

    Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

    • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
    • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
    • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
    • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

    Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

    Источник - Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.

    Введение

      Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности

      Характеристика стандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг

    Заключение

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

    В переводе с английского audit – это проверка, ревизия. То есть, в своей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок. Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяют различие между аудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас на предприятиях и в организациях.

    Внутренние проверки существуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Если говорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с 1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанности входило оказание помощи общему собранию акционеров в ежегодной проверке финансовой отчетности и ее утверждении. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченным лицом акционеров.

    В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами. В РФ законодательная база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России действует ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 гг.

    Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этим подтверждается то, что Международные стандарты аудита предваряют Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, в котором независимость рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих деятельность публично практикующего профессионального бухгалтера. международный аудиторский стандарт

    Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни различных предприятий и организаций.

    Целью данной курсовой работы является:

      описать общие сведения об аудите;

      рассказать о Международных стандартах аудита, их внедрении в России;

      обозначить взаимосвязь Международных стандартов аудита с обеспечением качества аудиторской деятельности.

    1. Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности

        Аудиторские стандарты, их назначения и виды

    Стандарты аудита - это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.

    Различают четыре группы стандартов:

      международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;

      национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

      внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных

      внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

    При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным стандартам.

    Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

    Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

    На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

    Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

    Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

      обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

      содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

      помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

      создают общественный имидж профессии;

      устраняют контроль со стороны государства;

      помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

      обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

        Стандартизация аудиторской деятельности в России

    В России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.

    Работа над современным вариантом системы общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. С самого начала эта система создавалась как национальный аналог системы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ.

    В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

    Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

      федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

      внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

    Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

    Различаются не только подходы к аудиту, но и содержание аудиторских стандартов. Сравнение международных стандартов аудита и российских необходимо для:

    Понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности;

    Формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.

    На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов. В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: 1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита; 2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита; 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита; 4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита. Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:

    1) различиями в подходах к аудиту;

    2) формальными различиями - стиль и оформление документов, подробности изложения; практические примеры и т.п.;

    3) реформой международных стандартов аудита.

    Тринадцать документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов. Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена.

    Кроме того, следует учитывать, что практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе в России, свои особенности, связанные со спецификой каждой страны, системой ее государственного самоуправления и многими другими факторами.

    Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности.

    С целью развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся:

    1. Подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», в том числе введение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

    2. Разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ.

    3. Разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом.

    4. Разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.

    5. Повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.

    В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а бухгалтерская и аудиторская профессия выйдут на качественно новый этап своего развития.

        Основные международные аудиторские стандарты

    Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В рамках Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.

    В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии и других странах международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.

    В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями.

    Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, - стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.

    Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита,. состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

    Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

    Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

    Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.

    Ознакомление с полным сводом международных стандартов аудита (в формате краткого аналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостную картину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и предстоящего ввода в действие новых международно-ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов. Они состоят из разделов:

    1. Вводные аспекты

    История возникновения и порядок разработки международных стандартов аудита и сопутствующих услуг. Статус Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП). МСА 100 "Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг".

    Принципы построения и содержание перечня терминов и определений МСА. МСА 110 "Глоссарий".

    Требования, предъявляемые к подготовке финансовой отчетности с точки зрения ее аудита. Определение аудита и сопутствующих услуг. Уровни уверенности аудитора для различных видов аудиторских услуг. Причастность аудитора к финансовой информации. МСА 120 "Концептуальная основа Международных стандартов аудита". Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Основные понятия и фундаментальные принципы Кодекса этики. Структура Кодекса этики и его применение на практике.

    2. Обязанности (стандарты, регламентирующие ответственность аудиторов):

    Цель, объем и общие принципы аудита. Концепция достаточной (разумной) уверенности аудитора. Ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности. МСА 200 "Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности".

    Письма - обязательства о проведении аудита, обязательная информация, которая должна содержаться в них. Необходимость пересмотра писем - обязательств в случае повторных аудиторских проверок. Порядок принятия изменений в договоренности об аудиторском задании. МСА 210 "Условия договоренностей об аудите".

    Ответственность руководства экономического субъекта и аудитора в связи с вероятностью появления фактов мошенничества и ошибок. Ограничения, присущие аудиту, и связанный с этим риск того, что некоторые существенные искажения финансовой отчетности не будут обнаружены. Процедуры, проводимые при наличии признаков мошенничества или ошибки. Сообщение о факте мошенничества или ошибки (руководству экономического субъекта, пользователям аудиторского заключения ПО ФАКСУой отчетности, органам регулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудитор вправе отказаться от проведения аудита. МСА 240 "Мошенничество и ошибки".

    Ответственность руководства за соблюдение законов и нормативных актов. Проверка аудитором соблюдения законов и нормативных актов и процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения. Сообщение о несоблюдении (руководству экономического субъекта, пользователям аудиторского заключения по финансовой отчетности, органам регулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудитор вправе отказаться от проведения аудита. МСА 250 "Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности".

    3. Планирование (аудита):

    Необходимость планирования работы. Общий план аудита (знание бизнеса клиента, понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность, характер, сроки и объем процедур, координация, направление работы, надзор за ней и ее анализ, прочие аспекты). Программа аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления плана аудита. Порядок внесения изменений в общий план и программу аудита. МСА 300 "Планирование".

    Получение и применение знаний о деятельности клиента. Факторы, подлежащие изучению: общие экономические условия, отраслевые условия, влияющие на бизнес клиента, информация об экономическом субъекте как таковом (характеристики управления и собственности, финансовое положение и доходность, условия подготовки финансовой отчетности, отраслевое законодательство, особенности деятельности - продукция, рынки, поставщики, расходы, технология производства). МСА 310 "Знание бизнеса".

    Понятие существенности. Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском. Применение понятия существенности для оценки последствий искажений финансовой отчетности. МСА 320 "Существенность в аудите".

    4. Внутренний контроль (система внутреннего контроля):

    Неотъемлемый риск, факторы риска на уровне финансовой отчетности и на уровне сальдо счета и класса операций. Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (необходимость понимания этих систем для целей аудита, ограничения, присущие средствам внутреннего контроля). Риск системы контроля (предварительная оценка риска системы контроля, документация, отражающая понимание и оценку риска системы контроля, тесты контроля, качество и своевременность аудиторского доказательства, окончательная оценка риска системы контроля). Риск необнаружения. Аудиторский риск в малых предприятиях. Информирование руководства о недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. МСА 400 "Оценка рисков и система внутреннего контроля".

    Квалификация и компетентность аудитора в области компьютерных информационных систем (КИС). Планирование аудита в среде КИС. Оценка риска и особенности проведения аудиторских процедур в условиях КИС. МСА 401 "Аудит в условиях компьютерных информационных систем".

    Оценка влияния обслуживающей организации на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. Вопросы, рассматриваемые аудитором клиента. Отчет аудитора обслуживающей организации. МСА 402 "Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций".

    5. Аудиторские доказательства

    Достаточные и уместные аудиторские доказательства. Утверждения, на основе которых подготовлена финансовая отчетность: существование, права и обязательства, возникновение, полнота, стоимостная оценка, измерение, представление и раскрытие. Процедуры получения аудиторских доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос и подтверждение, подсчет, аналитические процедуры. МСА 500 "Аудиторские доказательства".

    Присутствие при инвентаризации товарно-материальных запасов. Подтверждение дебиторской задолженности. Запрос о судебных делах и претензиях. Стоимостная оценка и раскрытие информации о долгосрочных инвестициях. Информация по сегментам. МСА 501 "Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей".

    Аудиторские процедуры, которые аудитору необходимо получить в отношении начальных сальдо. Аудиторские выводы и заключения, связанные с проверкой начальных сальдо. МСА 510 "Первая аудиторская проверка - начальные сальдо".

    Характер и цели аналитических процедур. Аналитические процедуры при планировании аудита. Аналитические процедуры как процедуры проверки по существу. Аналитические процедуры при проведении общего обзора на завершающей стадии аудита. Степень надежности аналитических процедур. Использование аналитических процедур для исследования необычных статей. МСА 520 "Аналитические процедуры".

    Понятия аудиторской выборки, элемента выборки, генеральной совокупности, риска, связанного и не связанного с использованием выборочного метода. Риски, связанные с получением аудиторских доказательств (тестов контроля и процедур проверки по существу). Отбор элементов для тестирования в целях получения аудиторских доказательств (отбор всех элементов, отбор специфических статей, аудиторская выборка). Статистический и нестатистический подходы к выборкам. Разработка выборки. Объем выборки. Формирование выборки. Проведение аудиторской процедуры. Анализ характера и причин ошибок. Прогнозирование ошибок. Оценка результатов выборки. МСА 530 "Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки".

    Отечественные стандарты определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

      Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

    1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;

    2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

    3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

      Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

    1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

    2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

    3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

    4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

      Внутренние документы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    Федеральные аудиторские стандарты

    Разработанные проекты правил (стандартов) в значительной мере соответствуют международным стандартам аудита.

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 27.01.2011):

    Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита

    Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита

    Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите

    Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства

    Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

    Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны

    Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты

    Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности

    деятельности аудируемого лица

    Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита

    Правило (стандарт) № 13. Утратило силу

    Правило (стандарт) № 14. Утратило силу

    Правило (стандарт) № 15. Утратило силу (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863)

    Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка

    Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

    Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

    Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица

    Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры

    Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений

    Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

    Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

    Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

    Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

    Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

    Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора

    Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

    Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

    Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации

    Правило (стандарт) № 32 Использование аудитором результатов работы эксперта

    Правило (стандарт) № 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Правило (стандарт) № 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н:

    ФСАД 1/2010. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

    ФСАД 2/2010. Модифицированное мнение в аудиторском заключении

    ФСАД 3/2010. Дополнительная информация в аудиторском заключении

    ФСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.

    ФСАД 5/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

    ФСАД 6/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

    Вопросы для самопроверки:

      Как классифицируются стандарты аудиторской деятельности?

      Приведите определение стандарта аудиторской деятельности.

      Опишите структуру стандарта аудита и его содержание.

      Дайте общую характеристику Международных стандартов аудита.

      Приведите характеристику федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов.

    Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.

    В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

    Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

    Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.

    Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.

    Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.

    В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.

    Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).

    Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).

    Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

    N Правила
    (стандарта)

    Наименование
    стандарта

    Группа 1. Основные принципы

    Цель и основные
    принципы аудита
    финансовой
    (бухгалтерской)
    отчетности

    Введение, цель аудита, общие принципы
    аудита, объем аудита, разумная
    уверенность, ответственность за

    Группа 2. Ответственность аудиторов

    Согласование условий
    проведения аудита

    Введение, договор оказания аудиторских
    услуг, повторяющийся аудит, изменение
    аудиторского задания, приложение
    Пример письма о проведении аудита

    Обязанности аудитора
    по рассмотрению
    ошибок и
    недобросовестных
    действий в ходе
    аудита

    Введение, ошибки и недобросовестные
    действия; ответственность представителей
    собственника и руководства аудируемого
    лица; обязанности аудитора; аудиторские
    процедуры при обстоятельствах,
    указывающих на возможные искажения
    финансовой (бухгалтерской) отчетности
    Влияние искажений финансовой
    (бухгалтерской) отчетности на
    аудиторское заключение, документирование
    факторов риска и дополнительных
    аудиторских процедур, официальные
    заявления и разъяснения руководства,
    сообщение информации, неспособность
    аудитора завершить аудиторское задание
    Приложение N 1. Примеры факторов риска,
    связанных с искажениями в результате
    недобросовестных действий

    Обязанности аудитора
    по рассмотрению
    ошибок и
    недобросовестных
    действий в ходе
    аудита

    1. Факторы риска, связанные с
    искажениями в результате

    (бухгалтерской) отчетности
    особенностям руководства аудируемого
    лица и его влиянию на контрольную среду
    Факторы риска, относящиеся к состоянию
    области деятельности аудируемого лица
    Факторы риска, относящиеся к
    характеристикам хозяйственной
    деятельности и финансовой стабильности
    2. Факторы риска недобросовестных
    действий, связанные с искажениями в
    результате незаконного присвоения
    активов
    Факторы риска, связанные с
    подверженностью активов присвоению
    Факторы риска, связанные со средствами
    контроля
    Приложение N 2. Примеры модифицирования
    аудиторских процедур в качестве реакции
    на оценку факторов риска, связанных с
    искажениями в результате
    недобросовестных действий
    1. Профессиональный скептицизм
    2. Распределение обязанностей среди
    членов аудиторской группы
    3. Учетная политика
    4. Средства внутреннего контроля
    5. Модификация характера, временных
    рамок и объема процедур
    6. Особенности процедур, относящихся к
    конкретному остатку по счету
    бухгалтерского учета, группе однотипных
    хозяйственных операций и предпосылке
    подготовки финансовой (бухгалтерской)
    отчетности
    7. Меры по поиску искажений в результате
    недобросовестного составления финансовой
    (бухгалтерской) отчетности
    8. Меры по поиску искажений, возникающих
    в результате присвоения активов
    Приложение N 3. Примеры обстоятельств,
    указывающих на возможные
    недобросовестные действия или ошибку

    Учет требований
    нормативных правовых
    актов Российской
    Федерации в ходе
    аудита

    Введение; ответственность руководства
    аудируемого лица за соблюдение
    нормативных правовых актов Российской
    Федерации; рассмотрение аудитором
    соблюдения законодательства Российской
    Федерации аудируемым лицом; процедуры,
    применяемые при выявлении фактов
    несоблюдения нормативных правовых актов
    Российской Федерации; сообщение о
    несоблюдении нормативных правовых актов
    Российской Федерации; отказ от
    аудиторского задания
    Приложение. Примеры фактов, которые
    могут указывать на несоблюдение
    аудируемым лицом нормативных правовых
    актов Российской Федерации

    Группа 3. Планирование и документирование аудита

    Документирование
    аудита

    Введение, форма и содержание рабочих
    документов, конфиденциальность,
    обеспечение сохранности рабочих
    документов и право собственности на них

    Планирование аудита

    Введение, планирование работы, общий
    план аудита, программа аудита, изменения
    в общем плане и программе аудита

    Существенность в
    аудите

    Введение, существенность, взаимосвязь
    между существенностью и аудиторским
    риском, существенность и аудиторский
    риск при оценке аудиторских
    доказательств, оценка последствий
    искажений

    Оценка аудиторских
    рисков и внутренний
    контроль,
    осуществляемый
    аудируемым лицом

    Стандарт включает содержание двух ранее
    принятых Стандартов - N 8 и N 15.
    Установлены единые требования к
    пониманию деятельности аудируемого лица
    и среды, в которой она осуществляется
    Процедуры оценки рисков и источники
    информации о деятельности аудируемого
    лица
    Оценка существенного искажения
    информации
    Сообщение информации, полученной по
    результатам аудита, руководству
    аудируемого лица и представителям
    собственника
    Информация о документации

    Применимость
    допущения
    непрерывности
    деятельности
    аудируемого лица

    Введение; факторы, оказывающие влияние
    на непрерывность деятельности; действия
    аудитора по планированию и проверке
    применения допущения непрерывности
    деятельности аудируемого лица;
    дополнительные аудиторские процедуры в
    случае выявления факторов, касающихся
    допущения непрерывности деятельности
    аудируемого лица; выводы аудитора и
    аудиторское заключение; подписание или
    утверждение финансовой (бухгалтерской)
    отчетности значительно позже отчетной
    даты

    Аудиторская выборка

    Введение; определения, используемые в
    настоящем Правиле (Стандарте)
    аудиторской деятельности; аудиторские
    доказательства; учет риска при получении
    аудиторских доказательств; отбор
    элементов для тестирования с целью
    получения аудиторских доказательств;
    статистический и нестатистический
    подходы к выборочной проверке,
    построение выборки, объем выборки; отбор
    подлежащей проверке совокупности
    элементов; проведение аудиторских
    процедур; характер и причина ошибок;
    экстраполяция (распространение) ошибок;
    оценка результатов проверки элементов в
    отобранной совокупности
    Приложение N 1. Примеры факторов,
    совокупности для тестирования средств
    внутреннего контроля
    Приложение N 2. Примеры факторов,
    влияющих на объем отобранной
    совокупности для проверки по существу
    Приложение N 3. Характеристика методов
    отбора совокупности

    Группа 4. Внутренний контроль качества аудита

    Внутренний контроль
    качества аудита

    Введение, требования по обеспечению
    качества аудита в ходе аудиторской
    проверки; обязанности руководителя
    аудиторской проверки по обеспечению
    качества проведения аудита; этические
    требования; принятие на обслуживание
    нового клиента или продолжение
    сотрудничества с клиентом по конкретному
    аудиторскому заданию; формирование
    аудиторской группы; выполнение задания;
    мониторинг

    Контроль качества
    услуг в аудиторских
    организациях

    Введение; обязанности руководства
    аудиторской организации по обеспечению
    качества услуг, оказываемых аудиторской
    организацией; этические требования;
    принятие на обслуживание нового клиента
    или продолжение сотрудничества; кадровая
    работа; выполнение задания; мониторинг;
    документирование

    Группа 5. Аудиторские доказательства

    Аудиторские
    доказательства

    Введение, достаточные надлежащие
    аудиторские доказательства, процедуры
    получения аудиторских доказательств

    Получение
    аудиторских
    доказательств в
    конкретных случаях

    Введение, присутствие аудитора при
    проведении инвентаризации материально-
    производственных запасов, раскрытие
    информации о судебных делах и
    претензионных спорах, оценка и раскрытие
    информации о долгосрочных финансовых
    вложениях, раскрытие информации по
    отчетным сегментам финансовой
    (бухгалтерской) отчетности аудируемого
    лица

    Получение аудитором
    подтверждающей
    информации из
    внешних источников

    Введение; связь процедур внешнего
    подтверждения с оценкой рисков;
    предпосылки подготовки финансовой
    (бухгалтерской) отчетности, в отношении
    которых могут быть получены внешние
    подтверждения; подготовка запроса для
    внешнего подтверждения; позитивные и
    негативные внешние подтверждения;
    пожелания руководства аудируемого лица;
    особенности лиц, предоставляющих ответ
    на запрос; процедура внешнего
    подтверждения; оценка результатов
    полученных ответов; получение внешних
    подтверждений до отчетной даты

    Особенности аудита
    оценочных значений

    Введение; особенности расчета оценочных
    значений; аудиторские процедуры при
    аудите оценочных значений; общая и
    детальная проверка процедур, применяемых
    руководством аудируемого лица;
    использование независимой оценки;
    проверка последующих событий; оценка
    результатов аудиторских процедур

    Аналитические
    процедуры

    Введение, сущность и цели аналитических
    процедур, аналитические процедуры при
    планировании аудита, аналитические
    процедуры как разновидность аудиторских
    процедур проверки по существу,
    аналитические процедуры как общая
    обзорная проверка финансовой
    (бухгалтерской) отчетности, надежность
    аналитических процедур, действия
    аудитора при отклонении от ожидаемых
    закономерностей

    Группа 6. Использование работы третьих лиц

    Использование
    результатов работы
    другого аудитора

    Введение; назначение основного аудитора;
    процедуры, выполняемые основным
    аудитором; сотрудничество между
    аудиторами; вопросы, требующие
    рассмотрения при составлении
    аудиторского заключения; разделение
    ответственности

    Рассмотрение работы
    внутреннего аудита

    Введение, объем и цели внутреннего
    аудита, взаимоотношения между внутренним
    аудитом и внешним аудитором, понимание и
    предварительная оценка внутреннего
    аудита, сроки взаимодействия и
    координации, оценка эффективности
    внутреннего аудита

    Использование
    аудитором
    результатов работы
    эксперта

    Введение, определение необходимости
    использования результатов работы
    эксперта, компетентность и объективность
    эксперта, объем работы эксперта, оценка
    результатов работы эксперта, ссылка на
    результаты работы эксперта в аудиторском
    заключении

    Группа 7. Выводы и отчеты в аудите

    Аудиторское
    заключение по
    финансовой
    (бухгалтерской)
    отчетности

    Введение; основные элементы аудиторского
    заключения; аудиторское заключение;
    модифицированное аудиторское заключение;
    обстоятельства, которые могут привести к
    выражению мнения, не являющегося
    безоговорочно положительным

    Аффилированные лица

    Введение, наличие связанных сторон и
    раскрытие информации о них, проверка
    операций со связанными сторонами,
    заявление руководства аудируемого лица,
    выводы аудитора, аудиторское заключение

    События после
    отчетной даты

    Введение; события, произошедшие до даты
    подписания аудиторского заключения;
    отражение событий, произошедших после
    даты подписания аудиторского заключения,
    но до даты предоставления пользователям
    финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    отражение событий, обнаруженных после
    предоставления пользователям финансовой
    (бухгалтерской) отчетности;
    осуществление эмиссии ценных бумаг

    Особенности первой
    проверки аудируемого
    лица

    Введение, аудиторские процедуры при
    первой проверке аудируемого лица,
    особенности аудиторского заключения при
    первой проверке аудируемого лица.
    Приложение. Примерный фрагмент
    завершающей части аудиторского
    заключения, включающего оговорку в связи
    с неучастием аудитора в инвентаризации
    материально-производственных запасов

    Сообщение
    информации,
    полученной по
    результатам аудита,
    руководству
    аудируемого лица и
    представителям его
    собственника

    Введение; надлежащие получатели
    информации; информация, которую следует
    сообщать руководству аудируемого лица и
    представителям его собственника; сроки
    сообщения информации руководству
    аудируемого лица и представителям его
    собственника; формы сообщения информации
    надлежащим получателям;
    конфиденциальность; нормативные правовые
    акты Российской Федерации в части
    предоставления аудитором информации

    Заявления и
    разъяснения
    руководства
    аудируемого лица

    Введение, признание руководством
    аудируемого лица ответственности за
    финансовую (бухгалтерскую) отчетность
    аудируемого лица, использование
    аудируемого лица в качестве аудиторских
    доказательств, документальное оформление
    заявлений и разъяснений руководства
    аудируемого лица, действия аудитора при
    отказе руководства аудируемого лица
    представить заявления и разъяснения
    Приложение. Образец письма-представления

    Прочая информация в
    документах,
    содержащих
    проаудированную
    финансовую
    (бухгалтерскую)
    отчетность

    Введение, доступ к прочей информации,
    рассмотрение прочей информации,
    существенные несоответствия,
    существенное искажение фактов,
    доступность прочей информации после даты
    аудиторского заключения

    Учет особенностей
    аудируемого лица,
    финансовую
    (бухгалтерскую)
    отчетность которого
    подготавливает
    специализированная
    организация

    Введение; вопросы, рассматриваемые
    аудитором аудируемого лица; заключение
    аудитора специализированной организации

    Сопоставимые данные
    в финансовой
    (бухгалтерской)
    отчетности

    Введение, соответствующие показатели,
    сопоставимая финансовая (бухгалтерская)
    отчетность
    Приложение. Примеры аудиторских
    заключений
    Пример А. Аудиторское заключение,
    абз. 1 п. 9 Федерального правила
    (стандарта) N 26
    Пример Б. Аудиторское заключение,
    составляемое в случаях, приведенных в
    абз. 2 п. 9 Федерального правила
    (стандарта) N 26
    Пример В. Аудиторское заключение,
    составляемое в случаях, приведенных в
    п. 19 Федерального правила (стандарта)
    N 26
    Пример Г. Аудиторское заключение,
    составляемое в случаях, приведенных в
    п. 13 Федерального правила (стандарта)
    N 26
    Пример Д. Аудиторское заключение,
    составляемое в случаях, приведенных в
    пп. "б" п. 21 Федерального правила
    (стандарта) N 26

    Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги

    Основные принципы
    федеральных правил
    (стандартов)
    аудиторской
    деятельности,
    имеющих отношение к
    услугам, которые
    могут
    предоставляться
    аудиторскими
    организациями и
    аудиторами

    Введение; основные принципы финансовой
    (бухгалтерской) отчетности; основные
    принципы аудита и сопутствующих аудиту
    услуг; уровни уверенности,
    обеспечиваемой аудитором; аудит;
    сопутствующие аудиту услуги,
    ненадлежащее использование имени
    аудитора
    Приложение. Сравнительная характеристика
    аудита и сопутствующих аудиту услуг

    Выполнение
    согласованных
    процедур в отношении
    финансовой
    информации

    Введение, цель выполнения согласованных

    согласованных процедур в отношении
    финансовой информации, определение
    условий выполнения согласованных
    процедур в отношении финансовой
    информации, процедуры и доказательства,
    подготовка отчета
    Приложение. Пример отчета о фактах,
    отмеченных при выполнении согласованных
    процедур по проверке кредиторской
    задолженности

    Компиляция
    финансовой
    информации

    Введение, цель компиляции финансовой
    информации, общие принципы выполнения
    компиляции финансовой информации,
    определение условий компиляции
    финансовой информации, процедуры,
    подготовка отчета о выполнении
    компиляции финансовой информации
    Приложение. Примеры отчетов о компиляции
    финансовой информации
    1. Отчет о компиляции финансовой
    (бухгалтерской) отчетности
    2. Отчет о компиляции финансовой
    (бухгалтерской) отчетности с текстом,
    привлекающим внимание к существующим
    отступлениям от основных принципов
    составления финансовой (бухгалтерской)
    отчетности

    Обзорная проверка
    финансовой
    (бухгалтерской)
    отчетности

    Введение, общие принципы выполнения
    обзорной проверки, условия проведения
    обзорной проверки, процедуры и
    доказательства, подготовка заключения по
    результатам обзорной проверки
    Приложение 1. Примерный перечень
    процедур, которые могут быть проведены в
    ходе образной проверки финансовой
    (бухгалтерской) отчетности
    Приложение 2. Пример заключения по
    результатам обзорной проверки с
    выражением безоговорочного
    положительного мнения
    Приложение 3. Примеры заключений по
    результатам обзорной проверки,
    содержащих мнение, не являющееся
    безоговорочно положительным

    Группа 9. Образование и подготовка кадров

    Стандарты находятся в стадии разработки

    Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.

    Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .

    Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.

    Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.

    Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.

    Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.

    Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).

    Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.

    Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.

    Девятая группа находится в стадии разработки.

    Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.

    С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых под-тверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

    Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

    Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стан-дарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

    Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспе-чению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию поль-зователями финансовой информации сущности и методов аудита, обес-печению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.

    Разработкой таких профессиональных норм на международном уров-не занимается Комитет по международной аудиторской практике Меж-дународной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита, названия и краткая характеристика которых приведе-ны в Приложении 2. Эти стандарты содержат основные принципы и не-обходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, пред-ставленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руко-водство по их применению.

    В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:

    Финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности;

    Понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разгра-ничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: об-зор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по на-логообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие;

    Выражение аудитором мнения в отношении достоверности утвержде-ний, представленных одной стороной и предназначенных для исполь-зования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполнен-ных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;

    При проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности фи-нансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; приме-нение тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убеди-тельный характер большинства доступных аудитору доказательств;

    Аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информа-ции в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут счи-тать аудитора ответственным за данную финансовую информацию .

    Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические от-ношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

    В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты ауди-та (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США.

    В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных.

    В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) между-народные стандарты используются в качестве базы для создания собст-венных подобных стандартов.

    В разработке аудиторских стандартов в России на основе междуна-родных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, оте-чественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по ауди-торской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудитор-ская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессио-нальных Аудиторских Организаций, аудиторские организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и др.

    Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобре-ние) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Прези-денте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает сле-дующие разделы:

    Общие положения - формулируется цель и задачи стандарта, объект

    стандартизации и сфера применения;

    Основные понятия и определения - содержатся определения аудитор-ских терминов и их краткая характеристика;

    Сущность стандарта - обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

    Практические приложения - отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов.

    В экономической литературе описаны две классифи-кации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает три основные группы:

    Общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профес-сиональных требований относительно квалификации аудитора, неза-висимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся вы-полняемой работы, и др.

    Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изуче-ния и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, по-лучения доказательных материалов и др.

    Правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, от-ражают состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3).

    Вторая классификация построена аналогично классификации Между-народных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов (см. Приложение 4).

    Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международ-ные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регла-ментируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и ра-циональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита.

    В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Тре-бования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организа-ций" внутренние стандарты аудиторской организации - это до-кументы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуще-ствлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

    Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рам-ках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнитель-ные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди-торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.

    Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядитель-ном документации и системы внутреннего контроля аудиторской органи-зации и должны удовлетворять следующим требованиям:

    Целесообразности - иметь практическую пользу;

    Преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внут-ренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

    Логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, цело-стность и ясность изложения;

    Полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

    Единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

    Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской органи-зации и раскрывают содержание конкретных процедур проведения про-верки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней от-четности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотрудников аудиторской организации. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необхо-димых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск оши-бок при формулировании заключения. Появляется возможность увели-чить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.

    В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, ско-вывать инициативу аудиторов, так как это может превратить аудит в меха-нический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными сужде-ниями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как по-ложений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов.

    Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:

    Общие положения - необходимость внутреннего стандарта, описание объекта стандартизации, определение его основных терминов и поня-тий, сферы применения;

    Цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные про-блемы, решение которых обеспечивается его применением;

    Определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом:

    Оформление - перечень документов, которые аудитор должен соста-вить согласно требованиям стандарта;

    Перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руково-дствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).

    Внутренние стандарты аудиторской организации по своему назначе-нию могут быть объединены в несколько групп (см. табл. 2.1.).

    Наименование групп внутренних стандартов

    Наименование видов внутренних стандартов

    1. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту

    1.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру

    1.2. Стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности

    1.3. Стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации

    1.4. Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов

    2. Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита

    2.1. Стандарты, регламентирующие ответственность аудитора

    2.2. Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита

    2.3. Стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля

    2.4. Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств

    2.5. Стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц

    2.6. Стандарты, регламентирующие применение компьютеров при проведении аудита

    3. Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов

    3.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений

    3.2. Стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

    3.3. Стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью

    Продолжение

    4. Специализированные стандарты

    4.1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений

    4.2. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования 4.3 Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов

    4.4. Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов

    5. Стандарты, устанавли-вающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг

    5.1. Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудито-ра по специальным аудиторским заданиям

    5.2. Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации

    6. Стандарты по образова-нию и подготовке кадров

    6.1. Стандарты, устанавливающие требования к образованию и профессиональному уровню аудиторов

    6.2. Стандарты, определяющие порядок подготовки и повышения квалификации кадров

    Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимают-ся Методическим советом аудиторской организации с последующим ут-верждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредитель-ными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

    Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядко-вый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стан-дарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, кото-рые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объек-тов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

    В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться при-ложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютер-ные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных поло-жений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управле-ния аудиторской организации.