Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Международные правила стандарты аудита. Сфера применения настоящего стандарта. Соблюдение Международных стандартов аудита, имеющих отношение к конкретному аудиторскому заданию

    Международные правила стандарты аудита. Сфера применения настоящего стандарта. Соблюдение Международных стандартов аудита, имеющих отношение к конкретному аудиторскому заданию

    Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повы­шения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC), созданная в 1977 г.

    Международные стандарты (нормативы) аудита (International Auditing Guidelines - IAG) - это унифицированные регулирующие пра­вила, в соответствии с которыми следует организовывать и осуществ­лять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессиональное ауди­торское суждение относительно степени достоверности этой отчетно­сти.

    Международные стандарты аудита имеют кодовую нумерацию. На каждый объект стандартизации выделено 100 номеров (позиций), при этом к каждому стандарту можно открыть до десяти дополнитель­ных субстандартов (рисунок).

    Рисунок. Объекты международной стандартизации

    Федеральные правила (стандарты) аудита:

    Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалифи­кации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

    1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ;

    2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

    3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

    Стандарты являются подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРОА и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

    В настоящее время сложилась ситуация, когда в области аудита приняты и действуют ФПСАД (утверждены Правительством РФ); частично применяются ПСАД (одобрены Комиссией по АД); появляются новые ФСАД (утверждает Минфин).

    Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти могут быть подразделены на три основные группы:

    1) общие правила (стандарты) аудита , которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалифика­ции аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

    2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки , ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

    3) правила (стандарты) составления отчета, которые пред­усматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудито­ра и администрации аудируемого лица.

    Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты , как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандар­та, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: ти­тульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

    Структура построения и разделы правил (стандартов) аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

    1) общие принципы стандарта:

    Цель и необходимость разработ­ки данного стандарта,

    Объект стандартизации,

    Сфера применения стандарта;

    Взаимосвязь с другими стандартами;

    2) основные понятия и определения (если это необходимо), ис­пользуемые в стандарте - охватывает новые термины и их ха­рактеристику;

    3) сущность стандарта - формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

    4) практические приложения - включают в себя различ­ные схемы, таблицы, образцы документов и др.

    С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие Международные стандарты аудита (МСА). При этом применение на практике указанных стандартов вызывает у многих экономических субъектов некоторую обеспокоенность, связанную с устойчивостью их бизнеса. Попробуем разобраться с правдой и мифами о МСА.

    Договор на аудит выгоднее заключить в 2016 году, чтобы не переплачивать за применение МСА

    Международные стандарты аудита обязательны для применения аудиторскими компаниями и ни в коей мере не касаются аудруемых лиц. Но в последнее время появилась тенденция использовать введение МСА в качестве маркетингового хода при убеждении потенциальных клиентов заключить договор на аудит «здесь и сейчас». В качестве основного убеждающего аргумента используется утверждение, что заключение договора на аудит в 2017 году приведет к его удорожанию, т.к. будут применяться МСА вместо ФСАДов (федеральных стандартов аудита). Соответственно, возрастет количество аудиторских процедур, потребуется заполнение многочисленных рабочих документов, в том числе различных форм и таблиц. При этом умалчивается, что действующие в настоящее время стандарты (ФСАДы) давно базируются на международных, только недостаточно актуализированных. Поэтому, если аудиторская компания следует федеральным стандартам по форме и по сути, в переходе на МСА для нее нет ничего сложного.

    Кроме того, введение МСА на территории РФ имеет переходный период: если договор на аудит заключен в 2016 году, аудиторские компании могут проводить аудит по стандартам, действующим в настоящее время. Это означает, что аудиторские компании сами выбирают порядок проведения аудита по договорам, заключенным в 2016 году. Следует отметить, что практически невозможно избежать заключения договоров на аудит в 2017 году. Соответственно, у аудиторской компании портфель заказов будет состоять как из договоров, заключенных в 2016 году, так и заключенных в 2017 году. При таких обстоятельствах у аудитора возникнет дилемма: применять в одном и том же периоде разные стандарты (ФСАД и МСА) или одинаковые (только МСА). Любой человек, даже не имеющий специального экономического образования скажет, что применение одного типа стандартов выгоднее, т.к. создает меньше трудностей, в т.ч. требует меньших трудозатрат и приводит к уменьшению ошибок в их применении.

    Возрастание рисков потери финансовой устойчивости для аудируемых лиц в связи с отражением в аудиторском заключении наиболее существенных рисков для бизнеса

    Действительно, МСА предполагают раскрытие в аудиторском заключении информации о ключевых факторах деятельности аудируемого лица, в т.ч. наиболее существенные риски для бизнеса по мнению аудитора. Но такое раскрытие информации в аудиторском заключении обязательно только для тех экономических субъектов, чьи акции котируются на бирже. Если же аудируемая компания не имеет таких акций, ключевые факторы деятельности не подлежат обязательному раскрытию.

    Следует отметить, что акционерные общества, чьи акции можно купить на бирже, давно применяют риск-ориентированный подход при формировании бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо самостоятельно раскрывает все существенные риски для бизнеса.

    Поэтому говорить о том, что сообщение в аудиторском заключении дополнительной информации о ключевых факторах деятельности, может привести к возрастанию рисков потери финансовой устойчивости для бизнеса, не совсем верно. Аудиторское заключение существует не самостоятельно, а только в совокупности с бухгалтерской отчетностью в отношении которой выказывается мнение. При этом именно в отчетности и раскрывается вся необходимая информация, в т.ч. и об имеющихся бизнес-рисках.

    Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

    Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности, предписывает сообщать в органы статистики соответствующую информацию для формирования государственного информационного ресурса. При этом к сведениям, сообщаемым в статистику, относятся, как экземпляр бухгалтерской отчетности, так и аудиторское заключение (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это означает, что любое заинтересованное лицо может в любой момент запросить в органе статистики, как экземпляр бухгалтерской отчетности экономического субъекта, так и аудиторское заключение.

    Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу с 1 октября 2016 года. Согласно вновь введенной ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ в реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц необходимо среди прочих сведений внести информацию о результатах обязательного аудита, проведенного в отношении акционерных обществ, кредитных организаций и пр. При этом информацию обязан внести сам экономический субъект - заказчик аудита. Данные о бухгалтерской отчетности также отражаются в таком реестре, если это установлено действующим законодательством. Особенностью указанного реестра является его открытость и общедоступность (абз.2 п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

    Таким образом, действующее российское законодательство обеспечивает достаточную публичность аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности. Соответственно, введение МСА никоим образом не оказывает дополнительного влияния на публичность результатов аудита

    Правда о стандартах аудита

    Вне зависимости от того, какие стандарты аудиторской деятельности применяет аудиторская организация, аудируемое лицо должно составлять отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности. Строгое соблюдение указанных правил поможет компании сформировать достоверную отчетность на основании которой можно принимать соответствующие управленческие решения. Бухгалтерская отчетность организации, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением, также является основанием для принятия взвешенных бизнес-решений, как инвесторам, так и контрагентам.

    Сложности для аудируемого лица заключаются в том, что бухгалтерское законодательство не стоит на месте: в него постоянно вносятся изменения. Бухгалтер при своей загруженности не всегда успевает своевременно отследить все новшества, соответственно, в отчетности возникают огрехи, которые могут послужить основанием как для появления оговорок в аудиторском заключении, так и выдачи отрицательного заключения.

    Чтобы избежать появления ошибок в бухгалтерской отчетности необходимо проводить аудиторскую проверку заранее, а не в последние дни перед ее сдачей. Еще более выгодным вариантом проведения аудита для организации является поэтапный аудит: проверка проводится не за год, а по периодам (например, за 9 месяцев). При таких обстоятельствах вероятность появления ошибок в отчетности существенно снижается. Кроме того, исключается «авральность» работы бухгалтерии, что также способствует уменьшению ошибок. Именно поэтому рекомендуется не откладывать заключение договора на аудит «в долгий ящик», а заключать договор заранее, в т.ч. и в 2016 году.

    Международные стандарты - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг .

    МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

    Структура МСА включают в себя:

    1. Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

    2. Разделы, излагающие суть стандарта;

    3. Приложение (для некоторых стандартов).

    В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются только в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

    Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики).

    МСА в различных странах используются многовариантно. Так, в России, Голландии и других странах МСА принимаются за базу при разработке своих национальных стандартов. В США, Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности. В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др., МСА приняты как национальные .

    Как известно МСА должны применяться только к существенным аспектам. Однако мировая практика допускает возможность отступления от них с целью достижения наибольшей эффективности аудиторских проверок. В этом случае аудитор обязан аргументировано обосновать это отступление.

    Разрабатывает МСА Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

    Основные цели, которые преследует данный комитет при разработке МСА:

    a) гармонизировать национальные правила и другие нормативные документы в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества;

    б) поднять уровень профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового.

    Факторы, влияющие на разработку МСА

    Методика работы над стандартами и положениями, принятая МФБ, следующая:

    1. Отбор тем, предназначенных для изучения;

    2. Создание специальных подкомитетов;

    3. Изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения комитетом;

    4. В случае утверждения проекта представление его на рассмотрение членам МФБ и международным организациям;

    5. Рассмотрение комитетом комментариев и предложений для внесения изменений;

    6. Издание новой утвержденной редакции проекта в виде стандарта (положения).

    Для ускорения работы над МСА совет МФБ одобрил выделение дополнительных ресурсов и определил первоочередные задачи:

    пересмотр отдельных МСА и положений о международной аудиторской практике;

    разработка стандартов по услугам;

    публикация МСА по производным ценным бумагам.

    Некоторые задачи уже выполнены: пересмотрен МСА"Мошенничество и ошибка", "Допущение непрерывности деятельности предприятия" и др.

    Разработка МСА и дальнейшее их совершенствование осуществляется под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних.

    К внутренним факторам относят:

    1) процесс концентрации мирового капитала;

    2) непрерывный процесс слияния в сфере аудиторских услуг, проводимый с целью обеспечения возможности предоставления более широкого спектра услуг в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, маркетинга, финансового анализа и управленческого учета.

    Этот процесс ведет к единству стратегии, методологии аудита, а так же выработке единых критериев качества, т.е. общепризнанных стандартов.

    Усиление интеграционного процесса стран мирового сообщества (внешний фактор) требует гармонизации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности.

    Только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированным пользователями различных стран мирового сообщества.

    Классификация МСА.

    В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Дадим их общую характеристику .

    1 группа - "Введение" - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

    2 группа - "Обязанности" - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

    3 группа - "Планирование" - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

    4 группа - "Внутренний контроль" - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

    5 группа - "Аудиторские доказательства" - состоит из 11стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

    6 группа - "Использование работы третьих лиц" - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

    7 группа - "Аудиторские выводы и заключения" - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.

    8 группа - "Специальные области аудита" - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

    9 группа - "Сопутствующие услуги" - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

    Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудит малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам . Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

    Значение стандартов состоит в том, что они:

    обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

    содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

    устраняют необходимость контроля со стороны государства;

    помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;

    обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;

    заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию;

    обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;

    рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

    Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом работы огромного числа аудиторов в разных странах мира.

    Эти стандарты в дальнейшем получили международное призвание.

    Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.

    Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок. Они регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности, обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С помощью аудиторских правил (стандартов) формируют программы подготовки и единые требования аттестации аудиторов, регулируют качество аудиторской деятельности.

    Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. В зависимости от изменения экономических условий, к общепринятым правилам (стандартам) выпускают дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого отступления.

    Международные стандарты аудита (в дальнейшем МСА) - это сборник документов, объединенных идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей, или ключевым понятием, является необходимость в ходе проведения аудиторских проверок обеспечения или не обеспечения определенного уровня уверенности. Уверенность - это тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе выбора того или иного типа проверки, а вслед за этим и уровня ответственности за ее результаты.

    На основе действующих в настоящее время МСА разработан ряд российских аналогов, в целом их объединяют в несколько групп:

    • 1) международные стандарты близкие к российским правилам,
    • 2) международные стандарты отличающиеся от российских правил,
    • 3) международные стандарты не имеющие аналогов среди российских правил,
    • 4) российские правила не имеющие аналогов в системе МСА.

    МСА 120 - относится к документам, не имеющим аналогов среди российских правил (стандартов), на сегодняшний день является отменённым с декабря 2004 года. Данный факт обусловлен несколькими причинами. Во-первых, уровни уверенности по-прежнему остались той основой, которая определяет тип проверки, и этот критерий пронизывает всю систему МСА. Во-вторых, Минфин России пока не признает данный вариант МСА в качестве официального, поскольку в России до сих пор отсутствует официальный перевод новой редакции сборника МСА.

    При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор, осуществляющий проверку, должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами :

    Аудитор в ходе аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

    Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов .

    Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

    МСА 120 «Основные принципы МСА» является базовым международным стандартом, разработанным с целью концептуальной основы, в рамках которой выпускаются международные стандарты аудита по отношению к услугам, которые могут предоставляться аудиторами. В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и предоставления финансовой отчетности экономических субъектов, а так же проведено разграничение между аудитором и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которой не предполагает, что аудитор должен будет выразить уверенность) .

    Под уверенностью рассматривается убежденность аудитора в отношении надёжности предпосылок, предоставленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. В этом главным является, что:

    • 1) в случае аудиторского задания аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности, в том что информация является предметом аудита свободна от существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) выражается позитивным образом в виде разумной уверенности;
    • 2) при обзорной проверке аудитор обеспечивает средний уровень уверенности о информации, подлежащие обзорной проверке, не содержит существенных искажений - выражается в виде негативной уверенности;
    • 3) в случае задания о согласованных процедурах аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без выражения уверенности. Пользователям отчета самим предоставляется возможность оценить проведенные процедуры и факты приведенные в отчете, а так же сделать собственные выводы по данным работы аудиторов;
    • 4) в случае задания о компиляции - пользователи скомпилированной информации получают отдельные преимущества от участия в работе бухгалтера, но при этом аудитор в заключении не выражает никакой уверенности.

    Согласно МСА 120 аудит финансовой отчетности призван давать аудиторской организации возможность выразить мнение о правильности составленной отчетности в соответствии законодательству. Мнение аудитора должно базироваться на собранных в ходе аудита достаточных и уместных доказательствах. Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации. если к ней прилагается его отчет (заключение), либо аудитор выражает согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью .

    В случае если аудитору становятся известны факты не надлежайшего использования субъектом процедур имени аудитора в связи с финансовой информацией - то аудитор должен потребовать прекращения не правомерных действий со стороны руководства субъекта. А так же аудитор может проинформировать любые известные третьи стороны об использовании его имени ненадлежайшим образом в связи с указанной информацией.

    В МСА 120 говориться, что в конце каждого международного стандарта должен приводится раздел «Перспективы государственного сектора», он раскрывает случаи требующие пояснения либо дополнения, если такой раздел отсутствует - то он применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

    Международные стандарты аудита представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они являются критерием качества аудиторских услуг позволяют пользователям получить определённую уверенность в том что аудитор не подтвердит не достоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно .

    Знание и соблюдение основных принципов аудита способствует не только лучшему пониманию аудитором своей роли, но и повышению эффективности результатов аудиторской деятельности.

    аудит ревизор проверка

    Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

    Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

    Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

    На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

    Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

    • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
    • создают общественный имидж профессии;
    • устраняют контроль со стороны государства;
    • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
    • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

    Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

    Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

    Значение системы стандартов состоит в том, что она:

    • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
    • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
    • создает общественный имидж профессии.

    Международные аудиторские стандарты

    В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

    Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

    1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

    2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

    Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

    • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
    • аудитор должен быть независим от клиента;
    • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
    • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

    4. Существенность в аудите.

    5. Аудиторские доказательства.

    6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

    8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

    9. Аффилированные лица.

    10. События после отчетной даты.

    11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

    Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

    1. Общие стандарты.

    2. Рабочие стандарты.

    3. Стандарты отчетности.

    4. Прочие стандарты.

    Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

    • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
    • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
    • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
    • образование аудитора и др.

    Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

    • планирование аудита;
    • аудиторская выборка;
    • аудиторские доказательства;
    • документирование аудита;
    • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
    • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

    Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

    • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
    • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
    • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

    Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

    • особенности аудита малых экономических субъектов;
    • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
    • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

    Внутрифирменные стандарты аудита

    Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

    Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

    При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

    Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

    Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

    Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

    • целесообразности – иметь практическую пользу;
    • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
    • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
    • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
    • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

    Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

    Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

    Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

    Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

    Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

    • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
    • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
    • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
    • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

    Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

    Источник - Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.