Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Требования международных стандартов аудита. Сущность мса и их классификация. Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

    Требования международных стандартов аудита. Сущность мса и их классификация. Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

      Необходимость применения МСА в России.

      Сущность МСА и их классификация.

      Различия международных и российских стандартов аудита.

    1. Необходимость применения мса в России.

    Необходимость осуществления в РФ аудиторской деятельности по МСА объясняется следующими объективными и субъективными причинами:

      потребность возникает со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в российскую экономику. Для создания благоприятных условий привлечения западного капитала российским компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами;

      необходимость в аудиторской деятельности возникает со стороны ведущих аудиторских и консультационных компаний. Это связано с высоким уровнем конкурентоспособности крупных западных фирм, глобализацией аудиторского бизнеса, что приводит к монополизации аудиторско-консультационного рынка и слиянию капитала в сфере аудита. Применение единых международных стандартов профессиональной деятельности способствует эффективности деятельности крупных аудиторских фирм и повышению качества предоставляемых ими услуг;

      реальная интеграция российского аудита в международное профессиональное сообщество, а также формирование и становление аудиторской профессии в России усиливает интерес к методологии аудита и вызывает потребность в освоении международных стандартов и положений по международной аудиторской практике;

      процесс реформирования системы бухгалтерского учета в России, переход к МСФО оказывает влияние на развитие стандартов аудита. Выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к повышению степени единства отчетности, следствием чего является возможность применения общих подходов к аудиту;

      МСА представляют интерес для российской бухгалтерской общественности. Бухгалтерам предприятий, ориентированных на иностранных инвесторов, необходимо иметь представление о наиболее существенных особенностях международных технологий аудита и тех нормах аудита, которые станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и дальнейшего внедрения в практическую деятельность новых МСА.

    Изучение и практическое применение МСА в деятельности российских аудиторских фирм должно способствовать повышению степени доверия со стороны иностранных партнеров к результатам аудита, проводимого в России. Также знание и эффективное использование МСА повысит уровень профессионализма аудиторов и аудиторских фирм, качество проводимого аудита.

    1. Сущность мса и их классификация.

    Разработкой стандартов на международном уровне занимается международное профессиональное объединение аудиторов и бухгалтеров – Международная Федерация Бухгалтеров (МФБ), созданная 7 октября 1977 года с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита.

    МФБ объединяет профессиональные организации многих стран мира, членами которых являются юридические лица – аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые организации, а так же физические лица – главные бухгалтера, консультанты и т.д.

    В разработку также вносят вклад Международная ассоциация бухгалтеров, Международный банк реконструкции и развития, Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных аудиторских организаций.

    Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различными группами пользователей.

    «Стандарт» - дословно «образец», т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудиторов их клиенты и общественность.

    В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, системы бухгалтерского учета и других условий, стандарты являются мерой качества выполнения работ.

    Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которое обеспечивает определенный уровень гарантии результатов проверки.

    По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются. На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

    Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

    Значение стандартов заключается в том, что они:

    Обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;

    Способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

    Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

    Повышают престиж профессии;

    Облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

    Обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

    Главная особенность стандартов по мысли их создателей заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него может быть снята значительная часть ответственности.

    В настоящее время действуют 58 международных стандарта по аудиторским заданиям и 15 Положений по международной практике. Международные стандарты по аудиторским заданиям подразделяются на 5 групп:

    1. международные стандарты контроля качества (1-99);

    2. международные стандарты аудита, имеющие трехзначную нумерацию (от 100 до 999), в которую входят 7 подгрупп аудиторских стандартов, устанавливающие требования в отношении порядка проведения аудита финансовой отчетности;

    3. международные стандарты обзорных проверок, имеющие четырехзначную нумерацию (от 2000 до 2699), применяемые для проведения обзора отчетной и промежуточной финансовой информации;

    4. международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность (от 3000 до 3699);

    5. международные стандарты по сопутствующим услугам (от 4000 до 4699).

    В отдельные группы выделены Положения по международной аудиторской практике (1000-1999), международные положения по практике обзорных проверок (2700-2999), международные положения по практике выполнения других заданий, обеспечивающих уверенность (3700-3999), международные положения по практике оказания сопутствующих услуг (4700-4999), целью которых является предоставление аудиторам дополнительных практических рекомендаций и разъяснений по применению положений МСА.

    Под аудитом понимают такой вид деятельности, при котором происходит сбор информации и оценка факторов, которые влияют на экономическое состояние предприятия. Аудит осуществляется независимым лицом, которое имеет соответствующую квалификацию. На основании установленных критериев должно выноситься заключение о качестве функционирования предприятия.

    Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА)

    Основной целью аудита является проверка правдивости предоставленной информации о финансовых отчетах предприятия, их соответствие нормам законодательства. У аудита есть свои методы исчисления, элементами которых являются:

    • выборка;
    • аудиторские доказательства;
    • документы;
    • тесты, которые используются для контроля;
    • аудиторские процедуры.

    Аудит в некотором роде – это вид финансового контроля, который совершается независимыми органами. При этом, отношения между аудиторами и директором предприятия построены на основании договора о предоставленных услугах. Также не стоит путать аудит и ревизию – их цели существенно отличаются.

    1977 год стал годом создания Международной Федерации бухгалтеров (IFAC). Сегодня ее членами являются больше 150 бухгалтерских институтов со всего мира. В них входят почти 2 с половиной миллиона бухгалтеров. Это единственная в своем роде организация, которая включает в свои ряды и бухгалтеров (из частных или государственных организаций), и аудиторов, и работников сферы образования.

    Основная цель федерации – развитие такой профессии, как бухгалтер, повышение уровня стандартов деятельности. Для этого IFAC разрабатывает специальные руководства, которые бухгалтеры из разных стран могут применять в своей работе, а также проводит консультации по вопросам, которые возникают в процессе работы.

    Каждый из институтов занимается формированием элиты бухгалтеров в своей стране, специалистов с высокой квалификацией, которые не только владеют техническими знаниями в своей сфере работы, но и понимают и принимают вызовы и проблемы современного мира. Благодаря институтам они могут постоянно совершенствовать свой уровень и свои знания.

    Порядок создания МСА

    Международные стандарты аудита создавались на протяжении нескольких лет, а началось их формирование сразу же после создания комитета по аудиторской практике, который имел статус международного.

    Сначала IFAC провела регистрацию 8 крупных компаний, которые занимались аудиторской деятельностью по всему миру. В каждой из них работало по пару тысяч работников. Через некоторое время эти фирмы были реструктуризированы, после чего их число сократилось до 6.

    После этого еще несколько раз происходило их укрупнение. Эти компании проводят аудит по всему миру. Их работа отвечает всем международным стандартам. Это позволяет одинаково трактовать все проблемы, которые возникают во время аудиторских проверок.

    История создания МСА

    Современный аудит родился в Англии в 1844 году, когда вышло несколько законов о том, что крупные акционерные общества должны каждый год привлекать к работе специального сотрудника, который смог бы со стороны проверить правильность заполнения бухгалтерских учетов.

    В 1932 году в США был принят Акт о правильности ценных бумаг. Это событие принято считать первой пробой ввести стандартизацию аудита. Сам акт выдвигал требования к негосударственным компаниям, которые выпускали ценные бумаги проводить независимый аудит.

    На новый этап развитие аудита вышло уже в послевоенное время. Американский институт бухгалтеров в 1948 году сформировал такой документ, как «10 стандартов аудита». Они делились на 3 группы:

    • общие;
    • стандарты труда на объекте;
    • заключительные стандарты.

    С начала 1960 началось укрупнение национальных компаний, на основании которых создавались международные финансовые корпорации. Этот процесс низменно вел к тому, что появилась острая необходимость в международном бухгалтерском учете. Это подтолкнуло к формированию МСФО, что и случилось в 1970 году. Впоследствии этого и появилась надобность единых стандартов для аудиторов.

    Формирование МСА берет свое начало еще в 1977 году. Главную роль в работе над стандартами играет IFAC. Первая редакция МСА включала в себя 29 стандартов для аудиторов и еще 4 дополнительных стандарта для сопутствующих услуг.

    В 1990 году прошла реформа международных стандартов аудита. В ее результате поменялась их нумерация, структура, основные характеристики стали более современными, введены в действия много новых стандартов.

    В 2005 году в силу вступила новая версия МСА, которая насчитывает 58 стандартов. Все они делятся на 10 групп:

    1. Группа «Вводные аспекты» включает в себя юридический статус стандартов, список терминов, главные принципы, классификацию.
    2. «Обязательства» — здесь приведены 7 стандартов, где определяются цели и назначения аудита, ответственность аудиторов, определяется необходимый уровень их работы, контроль над документацией и пр.
    3. «Планирование» — включает пять стандартов, где приведена процедура планирования аудиторских проверок, а также трактовка значение концепции в структуре аудита.
    4. «Внутренний контроль» — в эту группу входит три стандарта, где описывается процедура оценивания, аудит риска и проведение контроля клиентом.
    5. «Аудиторские доказательства» — одна из самых крупных групп, в состав которой входят 12 стандартов. Они направлены на регламентирование сбора аудиторских доказательств в разнообразных ситуациях.
    6. «Работа третьих лиц» — здесь можно найти 3 стандарта, где приведены правила аудиторской проверки других аудиторов.
    7. «Выводы и подготовка отчетов» — включает 5 стандартов, где приведены рекомендации по составлению аудиторских отчетов и порядок включения в них дополнительных данных.
    8. «Специализированные сферы» — стандарт говорит о том, какие действия должен предпринять аудитор во время составления отчетов по специальным заданиям.
    9. «Сопутствующие услуги» — этим стандартом должны руководствоваться аудиторы при предоставлении сопутствующих услуг.
    10. «Международная практика аудита» — включает в себя 15 стандартов, которые помогают аудиторам решать возникшие вопросы во время выполнения своих обязанностей: проверка небольших предприятий, работа с руководством компании и пр.

    Порядок разработки и принятия МСА

    Сразу несколько комитетов МФБ занимаются разработкой стандартов аудита. Их порядка десяти. Каждый из них отвечает за свою отрасль аудиторской деятельности, что позволяет сделать стандартизацию максимально подробной и точной.

    В последние годы в отрасли стандартизации аудиторских проверок произошли существенные изменения. В целом они были направлены на:

    • переработку МСА;
    • изменение Положений о международной аудиторской практике;
    • формирование стандартов по услугам, которые могут предлагать аудиторы по выдаче гарантий;
    • смену рекомендаций на аудит банковских учреждений.

    Повышение уровня международных стандартов аудита должно хорошо отразиться на одобрении Международной комиссии по ценным бумагам. А уже это обязательно станет толчком к повышению доверия к аудиторской отчетности.

    Почти каждый год IFAC издает собрание документов, которые актуальны именно в это время. Например, к таким бумагам относят Кодекс этики, который разработан именно для профессиональных бухгалтеров.

    МАС в России – особенности проведения

    Российские стандарты аудита построены на основании международных стандартов. Их использование преследует такие цели:

    • помогать развитию профессии аудитора и бухгалтера в стране;
    • сделать процесс аудита максимально унифицированным со всеми странами мира.

    Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» называет аудиторские стандарты едиными требованиями для осуществления работы аудиторов, а также для предоставления дополнительных услуг. По этому законодательному акту стандарты можно поделить на такие группы:

    • федеральные;
    • внутренние, которые могут действовать в объединениях аудиторов;
    • внутрифирменные, которые применяются внутри организаций аудиторов, или же для отдельных специалистов.

    Выполнение федеральных стандартов обязательно для всех видов аудиторских компаний или же отдельных аудиторов. Исключением могут считаться только те положения, в которых указано, что они имеют характер рекомендации.

    МСА уже довольно длительное время используется в самых развитых странах мира. Важность внедрения этих стандартов в России невозможно переоценить, так как РФ крайне необходимо полностью интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Для этого необходимо увеличить уровень качества работы аудиторов.

    Внедрение МСА в России вызывает такие проблемы:

    • большие корпорации и предприятия не понимают важности проведения аудиторской проверки;
    • рынок аудиторских услуг постоянно растет, что приводит к нарушениям этических норм;
    • внедрение МСА приводит к подорожанию услуг аудиторов;
    • не все аудиторы еще вполне понимают основные принципы МСА, что приводит к частым ошибкам;
    • непонимание необходимости введения на российском рынке именно международных стандартов.

    МСА – это единые правила, которые разработаны для повышения качества аудиторской деятельности, тогда как российские федеральные стандарты – это скорее свод правил о нормах поведения аудиторов.

    Вконтакте

    С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие Международные стандарты аудита (МСА). При этом применение на практике указанных стандартов вызывает у многих экономических субъектов некоторую обеспокоенность, связанную с устойчивостью их бизнеса. Попробуем разобраться с правдой и мифами о МСА.

    Договор на аудит выгоднее заключить в 2016 году, чтобы не переплачивать за применение МСА

    Международные стандарты аудита обязательны для применения аудиторскими компаниями и ни в коей мере не касаются аудруемых лиц. Но в последнее время появилась тенденция использовать введение МСА в качестве маркетингового хода при убеждении потенциальных клиентов заключить договор на аудит «здесь и сейчас». В качестве основного убеждающего аргумента используется утверждение, что заключение договора на аудит в 2017 году приведет к его удорожанию, т.к. будут применяться МСА вместо ФСАДов (федеральных стандартов аудита). Соответственно, возрастет количество аудиторских процедур, потребуется заполнение многочисленных рабочих документов, в том числе различных форм и таблиц. При этом умалчивается, что действующие в настоящее время стандарты (ФСАДы) давно базируются на международных, только недостаточно актуализированных. Поэтому, если аудиторская компания следует федеральным стандартам по форме и по сути, в переходе на МСА для нее нет ничего сложного.

    Кроме того, введение МСА на территории РФ имеет переходный период: если договор на аудит заключен в 2016 году, аудиторские компании могут проводить аудит по стандартам, действующим в настоящее время. Это означает, что аудиторские компании сами выбирают порядок проведения аудита по договорам, заключенным в 2016 году. Следует отметить, что практически невозможно избежать заключения договоров на аудит в 2017 году. Соответственно, у аудиторской компании портфель заказов будет состоять как из договоров, заключенных в 2016 году, так и заключенных в 2017 году. При таких обстоятельствах у аудитора возникнет дилемма: применять в одном и том же периоде разные стандарты (ФСАД и МСА) или одинаковые (только МСА). Любой человек, даже не имеющий специального экономического образования скажет, что применение одного типа стандартов выгоднее, т.к. создает меньше трудностей, в т.ч. требует меньших трудозатрат и приводит к уменьшению ошибок в их применении.

    Возрастание рисков потери финансовой устойчивости для аудируемых лиц в связи с отражением в аудиторском заключении наиболее существенных рисков для бизнеса

    Действительно, МСА предполагают раскрытие в аудиторском заключении информации о ключевых факторах деятельности аудируемого лица, в т.ч. наиболее существенные риски для бизнеса по мнению аудитора. Но такое раскрытие информации в аудиторском заключении обязательно только для тех экономических субъектов, чьи акции котируются на бирже. Если же аудируемая компания не имеет таких акций, ключевые факторы деятельности не подлежат обязательному раскрытию.

    Следует отметить, что акционерные общества, чьи акции можно купить на бирже, давно применяют риск-ориентированный подход при формировании бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо самостоятельно раскрывает все существенные риски для бизнеса.

    Поэтому говорить о том, что сообщение в аудиторском заключении дополнительной информации о ключевых факторах деятельности, может привести к возрастанию рисков потери финансовой устойчивости для бизнеса, не совсем верно. Аудиторское заключение существует не самостоятельно, а только в совокупности с бухгалтерской отчетностью в отношении которой выказывается мнение. При этом именно в отчетности и раскрывается вся необходимая информация, в т.ч. и об имеющихся бизнес-рисках.

    Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

    Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности, предписывает сообщать в органы статистики соответствующую информацию для формирования государственного информационного ресурса. При этом к сведениям, сообщаемым в статистику, относятся, как экземпляр бухгалтерской отчетности, так и аудиторское заключение (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это означает, что любое заинтересованное лицо может в любой момент запросить в органе статистики, как экземпляр бухгалтерской отчетности экономического субъекта, так и аудиторское заключение.

    Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу с 1 октября 2016 года. Согласно вновь введенной ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ в реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц необходимо среди прочих сведений внести информацию о результатах обязательного аудита, проведенного в отношении акционерных обществ, кредитных организаций и пр. При этом информацию обязан внести сам экономический субъект - заказчик аудита. Данные о бухгалтерской отчетности также отражаются в таком реестре, если это установлено действующим законодательством. Особенностью указанного реестра является его открытость и общедоступность (абз.2 п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

    Таким образом, действующее российское законодательство обеспечивает достаточную публичность аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности. Соответственно, введение МСА никоим образом не оказывает дополнительного влияния на публичность результатов аудита

    Правда о стандартах аудита

    Вне зависимости от того, какие стандарты аудиторской деятельности применяет аудиторская организация, аудируемое лицо должно составлять отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности. Строгое соблюдение указанных правил поможет компании сформировать достоверную отчетность на основании которой можно принимать соответствующие управленческие решения. Бухгалтерская отчетность организации, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением, также является основанием для принятия взвешенных бизнес-решений, как инвесторам, так и контрагентам.

    Сложности для аудируемого лица заключаются в том, что бухгалтерское законодательство не стоит на месте: в него постоянно вносятся изменения. Бухгалтер при своей загруженности не всегда успевает своевременно отследить все новшества, соответственно, в отчетности возникают огрехи, которые могут послужить основанием как для появления оговорок в аудиторском заключении, так и выдачи отрицательного заключения.

    Чтобы избежать появления ошибок в бухгалтерской отчетности необходимо проводить аудиторскую проверку заранее, а не в последние дни перед ее сдачей. Еще более выгодным вариантом проведения аудита для организации является поэтапный аудит: проверка проводится не за год, а по периодам (например, за 9 месяцев). При таких обстоятельствах вероятность появления ошибок в отчетности существенно снижается. Кроме того, исключается «авральность» работы бухгалтерии, что также способствует уменьшению ошибок. Именно поэтому рекомендуется не откладывать заключение договора на аудит «в долгий ящик», а заключать договор заранее, в т.ч. и в 2016 году.

    Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

    Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

    Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

    На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

    Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

    • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
    • создают общественный имидж профессии;
    • устраняют контроль со стороны государства;
    • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
    • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

    Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

    Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

    Значение системы стандартов состоит в том, что она:

    • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
    • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
    • создает общественный имидж профессии.

    Международные аудиторские стандарты

    В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

    Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

    1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

    2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

    Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

    • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
    • аудитор должен быть независим от клиента;
    • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
    • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

    4. Существенность в аудите.

    5. Аудиторские доказательства.

    6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

    8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

    9. Аффилированные лица.

    10. События после отчетной даты.

    11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

    Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

    1. Общие стандарты.

    2. Рабочие стандарты.

    3. Стандарты отчетности.

    4. Прочие стандарты.

    Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

    • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
    • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
    • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
    • образование аудитора и др.

    Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

    • планирование аудита;
    • аудиторская выборка;
    • аудиторские доказательства;
    • документирование аудита;
    • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
    • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

    Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

    • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
    • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
    • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

    Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

    • особенности аудита малых экономических субъектов;
    • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
    • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

    Внутрифирменные стандарты аудита

    Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

    Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

    При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

    Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

    Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

    Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

    • целесообразности – иметь практическую пользу;
    • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
    • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
    • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
    • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

    Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

    Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

    Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

    Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

    Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

    • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
    • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
    • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
    • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

    Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

    Источник - Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.

    Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

    МСА способствуют развитию аудиторской профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, формируют единые подходы к проведению аудиторских проверок.

    МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

    Структура МСА включают в себя:

    Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

    Разделы, излагающие суть стандарта;

    Приложение (для некоторых стандартов).

    Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики). В мировой практике имеют место три подхода к применению международных стандартов аудита (МСА):

    Принимаются к сведению аудиторскими организациями в странах, имеющих свои национальные стандарты (например, в Канаде, Великобритании и США);

    Используют в качестве базы для разработки собственных подобных стандартов (например, в Австралии, Бразилии, Голландии, России);

    Воспринимаются в качестве национальных в тех странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (например, Малайзия, Нигерия).

    Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. Их следует применять только к существенным аспектам. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при предоставлении сопутствующих аудиту услуг.

    Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

    Международная Федерация Бухгалтеров - является международной организацией, представляющей профессию бухгалтера. Разработкой стандартов занимаются комитеты МФБ. Комитеты придерживаются процессов, содействующих разработке высококачественных стандартов, выражающих интересы общества, с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и результативности.

    Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (КМСАВУ) - разрабатывает Международные Стандарты Аудита (МСА).

    КМСАВУ является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМСАВУ назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМСАВУ, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМСАВУ могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

    Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК).

    Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета».

    МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

    МФБ обеспечивает широкий доступ к своим руководствам, предоставляя возможность всем желающим бесплатно скачать все публикации с сайта МФБ (http://www.ifac.org) и поощряя своих действительных и ассоциированных членов, региональные бухгалтерские органы, разработчиков стандартов, регулирующие органы и прочие лица делать ссылки со своих сайтов или печатных материалов на публикации, представленные на сайте МФБ.

    Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.

    Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (на 20.02.2011) представлен в Приложении 1.

    Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

    Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям.

    После изучения и обобщения полученной информации КМСАВУ готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

    Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

    1. КМСАВУ выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;

    2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;

    3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМСАВУ;

    5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМСАВУ;

    6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМСАВУ;

    8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.

    Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.