Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. предпринимательская среда

    Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. предпринимательская среда

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

    Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

    Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

    Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестимулирование осуществления деятельности.

    Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта . Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, разрешения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов: нормы, нормативы (например, нормы амортизационных отчислений); лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду); размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты (например, при экспорте товаров); коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов); резервы (например, установление сумм, резервируемых коммерческими банками); размеры капиталов и фондов (например, установление минимального размера уставного капитала).

    Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

    1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

    2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

    Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

    1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

    2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

    3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

    4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

    5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

    К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

    1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

    2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

    Методы государственного регулирования предпринимательства

    Методы государственного регулирования делятся на:

    1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

    2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

    3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

    Базовые законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность – это

    По каким критериям дается характеристика малым предприятиям

    Как комплексно раскрывается сущность малых предприятий в РФ

    Инновационное предпринимательство – это

    Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

    Формами государственной поддержки малого предприятия являются

    Внешняя среда маркетинга

    Процесс согласования запросов потребителей и возможностей организации протекает в определенной внешней среде, в которой осуществляется маркетинговая деятельность.

    Внешняя среда маркетинга характеризует факторы и силы, внешние по отношению к маркетингу, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы не подвластны прямому управлению со стороны организации.

    Различают микровнешнюю и макровнешнюю среду маркетинга.

    Микровнешняя среда маркетинга включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность организации обслуживать своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.).

    Под макровнешней средой маркетинга понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микровнешней среды маркетинга, она включает в свой состав: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.

    Виды маркетинга

    В зависимости от состояния спроса на рынке:

    Конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.

    Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.

    Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).

    Ремаркетинг оживляет спрос в определенный период угасания жизненного цикла товаров или услуг.

    Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.

    Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.

    Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).

    Демаркетинг используется для снижения спроса на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объём производства. Добиться подобных результатов можно, например, повышением цены на товар, снижением объёмов рекламы или усилий по продвижению. Цель демаркетинга (в отличие от противодействующего маркетинга) - не разрушить спрос на продукт, а лишь уменьшить его, сбалансировав с производственными мощностями.

    В зависимости от охвата рынка

    Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учета различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия установить низкие цены так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.

    Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (Товары для молодоженов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.

    Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (Молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей. Сложен для реализации.

    Затраты производства

    Затраты на производство - часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т.е. с обычными видами деятельности.

    Состав затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.

    Все затраты на производство в конечном итоге включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг или групп однородной продукции. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты на производство подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимают расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, работ, услуг (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимают расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и др.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов, определяемых исходя из отраслевых и технологических особенностей.

    В группировке затрат на производство по статьям прямые расходы, как правило, формируют самостоятельные статьи по соответствующим элементам, а косвенные образуют комплексные статьи (состоят из затрат, включающих несколько элементов), различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе.

    Правила учета затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету, как правило, отраслевого характера.

    Функции цены

    В связи с этим можно рассмотреть следующие функции цены на рынке:

    1) измерительная. Цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;

    2) соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;

    3) учетная. Мир товаров с помощью цен переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;

    4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;

    5) социальная. Цена - фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;

    6) стимулирующая. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) - с другой.

    Цена является инструментом образования прибыли, фактором налогообложения - цен на аренду квартир. В систему экономического стимулирования кроме цены включены, как известно, базирующиеся на цене экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. В современных рыночных условиях основным орудием конкурентной борьбы становится цена, а конкуренция - основная движущая сила производства;

    7)распределительная. Распределение и перераспределение доходов происходит через уровень цен, их структуру, соотношение. Могут устанавливаться разные уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.

    В перераспределительных процессах в экономике цена - не единственный фактор. Даже более существенную роль играет финансовая система. Изучая функции цены, следует отметить, что если другие элементы хозяйственного механизма (кредитный, финансовый) воздействуют на экономические процессы, как правило, административными методами, то цена всегда влияет на экономические интересы, т. е. это более тонкий инструмент. Производитель не в силах отменить налоги, зато он имеет массу способов манипулирования ценой за счет множества ее составляющих.

    Классификация цен

    Классификация цен по основным признакам:

    1) В зависимости от вида продукта:

    Цены на товары;

    Тарифы на услуги.

    2) В зависимости от сферы обслуживания товарного оборота:

    Закупочные;

    Оптовые;

    Розничные.

    3) В зависимости от роли на рынке:

    Цены спроса;

    Цены предложения;

    Цены рыночного равновесия;

    Цены соглашений между субъектами рынка.

    4) В зависимости от типа рынка:

    Конкурентные;

    Монопольные.

    5) В зависимости от региона действия:

    Региональные;

    6) В зависимости от страны реализации:

    Внутренние;

    Внешнеэкономические.

    7) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов на внутреннем рынке:

    Система цен "Франко" разных видов.

    8) Согласно порядку государственного регулирования:

    регулируемые;

    нерегулируемые (свободные).

    9) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов, страхования и таможенное "очищение" товаров во внешнеэкономической деятельности:

    Система цен "Инкотернс" разных видов.

    10) По вариативности установления:

    Твёрдые (фиксированные);

    11) По периоду действия во времени:

    Постоянные;

    Временные.

    12) По степени новизны товара:

    На новые товары;

    На товары которые продаются;

    На товары снятые с производства.

    Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    1. В зависимости от уровня регулирования.

    В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона.

    Например, федеральные налоги, установленные НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

    2. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

    А. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом.

    Важной правовой формой, которая используется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование*(169):

    1) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП). Целевые программы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, если в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусмотрены средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год. Во исполнение мероприятий ФЦП Правительством РФ утверждается государственный заказчик.

    Государственный заказчик обязан организовать исполнение ФЦП. Для этого он, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона отбирает исполнителей ФЦП - поставщиков, подрядчиков. Если государственные средства вкладываются в качестве инвестиций (строительство объектов для государственных нужд), государство становится собственником объектов инвестирования;

    2) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации. В отношении государственного имущества проводится политика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является ежегодно утверждаемый Правительством РФ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Агентству по управлению федеральным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях приватизации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе приватизации это решение принимается им, а не Правительством РФ.

    Указанный правовой акт как юридический факт создает правовые последствия и для унитарных предприятий, имущественные комплексы которых предстоит приватизировать в очередном году.

    Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс к покупателю предприятие как юридическое лицо ограничивается в правах. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников предприятия, получать кредиты и совершать иные действия, указанные в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(170).

    На основе прогнозного плана (программы) приватизации принимается, как уже отмечалось, решение об условиях приватизации конкретного объекта приватизации. Если программа приватизации является актом общего планирования, охватывающим круг объектов, которые предполагается приватизировать в соответствующем году, то решение об условиях приватизации можно квалифицировать в качестве плана приватизации конкретного предприятия.

    Решение об условиях приватизации как юридический факт создает правовые последствия как для Агентства по управлению федеральным имуществом, так и для предприятий, имущественные комплексы которых подлежат приватизации (подробнее см. главу учебника о приватизации);

    3) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении этого предприятия как хозяйствующего субъекта утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение, а в отношении казенного предприятия к тому же доводит обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд (ст.

    20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях")*(171).

    Правительство РФ вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации федеральных унитарных предприятий. В целом можно утверждать, что в отношении действующих унитарных предприятий применяются и директивные методы управления ими.

    Б. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке ("правила игры"), соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).

    3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

    Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание ФСФР России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).

    4. В зависимости от вида деятельности. Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.

    5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий - совершать действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы - требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения. При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, независимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

    Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

    Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

    Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

    Охрана окружающей среды;

    Выравнивание экономического цикла;

    Обеспечение нормального уровня занятости населения;

    Защита жизни и здоровья граждан;

    Поддержка конкуренции на рынке;

    Поддержка и развитие малого предпринимательства;

    Специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

    Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

    Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.



    1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

    Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    Налогообложение;

    Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

    Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

    2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

    Прогнозирование и планирование;

    Предоставление налоговых льгот;

    Льготное кредитование;

    Государственный (муниципальный) заказ и др.

    Предпринимательская среда

    Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

    Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

    Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

    Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

    Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

    Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

    Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

    Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

    К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

    Выводы

    Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, оказывающей влияние на все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

    Внешняя предпринимательская среда

    Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении собственного дела.

    Внешняя предпринимательская среда включает сферы и факторы макросреды (обшей среды) фирмы (табл. 1).

    Таблица 1. Внешняя предпринимательская среда фирмы

    Сфера макросреды Факторы макросреды
    1. Международная Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время Количество международных симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе
    2. Политическая Стабильность демократических преобразований в стране Вероятность возврата к прошлой политической системе Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день Криминальная обстановка в стране Количество политических фракций в законодательной власти
    3. Экономическая Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны Тенденции изменения внешнеэкономических связей Дефицит бюджета страны, % Среднегодовые темпы инфляции Удельный вес частной собственности в совокупной собственности старны Наличие «стратегии перехода» страны к рыночным отношениям и их развитие Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам) Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности Структура распределения доходов населения Уровень развития финансовой системы страны
    4. Социально-демографическая Место страны в мире по продолжительности жизни Место страны в мире по жизненному уровню населения Продолжительность жизни (мужчин, женщин) Смертность детей в возрасте до одного года, % от числа родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем Рождаемость и смертность населения страны Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу числа работающих женщин, служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др. Миграция населения Перспективность городов Структура населения но доходу и др.
    5. Правовая Наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм Наличие федеральной программы создания правового государства Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали
    6. Экологическая Параметры экосистемы страны Количество городов, которые не отвечают требованиям экологии, и удельный вес численности их населения Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны
    7. Природно-климатическая Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе Характеристика климатических факторов страны Дефицит отдельных видов ресурсов по регионам страны Степень использования вторичных ресурсов
    8. Научно- техническая Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества Удельный вес числа докторов наук, профессоров в общей численности работающих в стране Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого Уровень автоматизации производства в машиностроении страны Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (в долларах США) Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны Характеристика системы информации страны Уровень компьютеризации страны
    9. Культурная Средний уровень образования населения страны Обеспеченность населения страны объектами культуры Отношения людей к окружающему миру Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей

    Внутренняя предпринимательская среда

    Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды - определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

    К внутренней предпринимательской среде относятся определенные сферы и факторы микросреды (рабочей среды) фирмы (табл. 2).

    Таблица 2

    Сфера микросреды Факторы микросреды
    1. Поставщики Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалам Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму Интегральный показатель качества нормативно-методической документации Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму Прогноз изменения условий поставок
    2. Потребители Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров Прогноз изменения доходов потребителей Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
    3. Конкуренты Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
    4. Контактные аудитории Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контрактной аудиторией
    5. Маркетинговые посредники Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров Налаживание контрактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями
    6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

    Задача управления - выявление характера и степени воздействия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе:

    Маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;

    Планирования и разработки плановых показателей;

    Оперативного управления;

    Контроля за результатами хозяйственной деятельности.

    Эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.

    Глубокий и тщательный анализ внутренней среды - необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация - это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.

    Это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

    Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

    1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

    Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления

    Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров

    Защита интересов и прав потребителей

    Установление стандартов и мер

    Предупреждение споров между предпринимателями

    2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса

    3. Решение макроэкономических проблем:

    Пропорциональность развития экономики

    Темпы экономического роста

    Объем национального производства

    Внешнеэкономические связи страны

    Уровень занятости и социальная защита населения

    Контроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются напрямой и косвенный .

    Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.

    К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

    Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

    1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем

    2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности

    3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений

    4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов

    5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

    Функции государственного управления:

    1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение

    2. Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений

    3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

    Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические . К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.

    Интернет государственное регулирование

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности

    Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспече­ния государством среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

    Главной целью государственного регулирования является создание благоприятных социально-экономиче­ских условий для укрепления и развития предпринима­тельства.

    Современное предпринимательство немыслимо без эф­фективного механизма его взаимодействия с государством. Более того, такой механизм стал одним из существенных признаков высокоразвитой рыночной экономики и демок­ратического общества индустриально развитых стран. Государство должно осуществлять регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринима­тельскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека. Свое практическое воплощение это взаимодействие на­ходит в самых различных формах и направлениях:

    В со­здании инфраструктуры предпринимательства;

    Обеспече­нии благоприятных условий для его эффективного функ­ционирования;

    Деятельности полуправительственных экспортно-консультативных организаций с обязательным участием в них представителей бизнеса;

    Формирова­нии и реализации промышленной и внешнеэкономической политики;

    Размещении государственных и муниципальных заказов;

    Узаконении лоббистской деятельности предпри­нимательских структур;

    Корпоративизме в регулировании социально-трудовых отношений и т. д.

    В России предпринимательство особенно нуждается в государственной под­держке, поскольку находится на этапе становления. Ему свой­ственна нехватка капитала и технических ресурсов, ори­ентация на быструю прибыль и ограниченность связей с внешним миром. Предприятия вынуждены вести постоянную конкурент­ную борьбу за свои рынки с крупным как отечественным, так и иностранным капиталом. Государство в период становления свободного предпри­нимательства выполняет следующие основные функции.

    1. Формирование субъектов современного пред­принимательства.

    2. Развитие конкурентной среды.

    3. Создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг, производимых на иннова­ционной основе.

    4. Стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию.

    5. Формирование организационной и рыночной инфра­структуры предпринимательства.

    6. Обеспечение социальной ориентации процесса фор­мирования и развития малого бизнеса.

    Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами:

    законность (законность государственного регулирования пред­принимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установ­ленном законом порядке);

    – гуманность;

    целесообразность (регулирование должно использоваться только тогда, когда с его по­мощью те или иные проблемы в развитии предпринима­тельства могут быть решены и когда отрицательные по­следствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта);

    справедливость (нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйство­вания перед законом, и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности);

    – сочетание государственного регулирования и незави­симости субъектов предпринимательства;

    – взаимная ответственность государства и хозяйству­ющих субъектов;

    – соблюдение баланса интересов государства и пред­принимателя;

    – ограниченность числа субъектов государственного ре­гулирования.

    Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые за­крепляются в действующем законодательстве и использу­ются в процессе управления страной.

    Методы государственного макроэкономического регули­рования включают в себя экономические и администра­тивные.

    Административные методы предполагают: ограниче­ние необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; лицензирование; те­кущий надзор и аудит; законодательное внедрение меха­низмов адаптации к рискам.

    Экономические методы подразделяются на норматив­ные (прямые) и регулирующие (косвенные).

    Государство осуществляет регулирующие функции через органы законодательной, исполнитель­ной и судебной властей.

    Законодательство , регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Инструментом правового воздействия на экономику являются в основном нормы права, принимаемые государством. К правовым факторам относятся:

    1) наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ус­коренная процедура открытия и регистрации предприятий;

    2) за­щита предпринимателя от государственного бюрократизма;

    3) со­вершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельно­сти,

    4) развития совместной деятельности предпринимателей Рос­сии с зарубежными странами.

    Субъекты рынка, вступая во взаимодействия, нуждаются в согласовании своих прав и ответственности. Каждый из них заранее, до совершения сделки должен знать, какая у него возникает ответственность при этом. Какие возникают права. Право формирует критерии оправданности действий в бизнесе.

    Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения, включает следующие компоненты:

    – гражданское и уголовное законодательство государства;

    – общее предпринимательское законодательство государства – касающееся деятельности всех предпринимателей (налоговое, о государственной регистрации, о банкротстве, таможенное);

    – специальное предпринимательское законодательство – регулирующее отдельные виды предпринимательской деятельности (банковское, торговое, о стандартизации и качестве продуктов, о цб);

    – подзаконные нормативные документы;

    – нормы международного права.

    Официальное право в настоящее время оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому значительная часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами.Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разре­шения споров. Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

    Регулирование предприниматель­ства органами исполнительной власти достигается проведением единой государственной по­литики, системой мер экономической политики. Суть государственной (правительственной ) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

    – консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

    – оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

    – оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

    Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций. Механизм государственной поддержки включает организационно-управленческие и экономические меры.

    Организационные структуры поддержки бизнеса сегод­ня представлены в первую очередь подразделениями Министерства экономики и торговли, региональными фондами, агентствами, центрами и другими. Все более активно действуют на фе­деральном и региональном уровнях союзы, ассоциации и другие общественные объединения малых предприятий. Су­щественно укрепиласьсистема торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

    Основные мероприятия государственных органов направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие предприниматель­ства, таких, как:

    – несовершенство системы налогообложения;

    – нестабильность бюджетного финансирования феде­ральной и региональных программ поддержки мало­го предпринимательства;

    – неразвитость механизмов финансово-кредитной под­держки и страхования рисков малых предприятий;

    – отсутствие механизмов самофинансирования (кредит­ные союзы, общества взаимного страхованияи др.);

    – ограничение доступа малых предприятий к произ­водственным мощностям и имуществу реструктури­зируемых предприятий;

    – отсутствие надежной социальной защищенности и без­опасности предпринимателей;

    – организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

    – административные барьеры на пути развития мало­го предпринимательства.

    Формы экономической поддержки различны:

    1) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т. п.;

    2) налоговые льготы и послабления;

    3) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

    4) одна из основных форм помощи в развитии пред­принимательства, особенно на начальной стадии, – пре­доставление субъектам предпринимательства кредитов.

    Кредиты могут предоставляться непосредственно из бюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.


    ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

    Внутрифирменное планирование – составление планов компании (различных по срокам исполнения, методам и сути), определяющих цели работы, прогноз дальнейшего развития, практику и стратегию. Также внутрифирменное планирование можно охарактеризовать как комплекс связанных между собой решений, направленных на достижение определенных целей (повышения прибыли, улучшения конкурентоспособности и так далее).

    Виды внутрифирмернного планирования

    Планирование деятельности компании – это одна из основных управляющих функций, суть которой в оценке внешних факторов, прогнозировании, выявлении лучших вариантов для развития бизнеса и достижения целей, разработке планов развития компании и так далее. При этом все виды внутрифирменного планирования можно разделить:

    1. По особенностям плановых заданий :

    - директивное планирование . Здесь речь идет об обязательном принятии решений, касающихся изучаемых объектов. Часто директивные планы являются точечными, то есть имеют адресный тип и глубокую детализацию. В случае невыполнения одного из пунктов такого плана под угрозой срыва может оказаться целый проект;

    - индикативное планирование является антиподом предыдущему типу. По сути, это государственное планирование, которое не обязательно к исполнению. В составе такого плана могут иметь место специальные и важные задания для компании, но, как правило, их объем ограничен. Индикативное планирование в 90% случаев несет характер обычной рекомендации.

    Директивное планирование составляется в текущем режиме, а индикативное – на перспективу. При этом два этих плана фактически дополняют друг друга и должны соответствовать общей системе компании.


    2. По сроку и степени детализации :

    - долгосрочное планирование всегда формируется на перспективу, с оглядкой на несколько лет вперед. Такой план может охватывать период от пяти до десяти лет. Основная задача – долговременная стратегия роста компании. В него могут быть включены научно-технические, экономические и социальные этапы развития.

    Особое значение на общий успех планирования имеет комплексный прогноз, который составляется на более продолжительный срок – до 15 лет. Его задача – определение ориентиров развития компании, возможность привлечения новых типов сырья (предоставления дополнительных услуг), освоение новых технологий производства, техническая реконструкция и так далее. При формировании долгосрочного прогноза специалист всегда опирается на реальные показатели и ставит целью будущее повышение производительности и эффективности труда.

    Прогноз представляет собой основу для долгосрочного планирования. Между этими двумя планами также есть общие и расхожие черты. Объединяет их тот факт, что как планирование, так и прогнозирование являются попыткой предвидеть пути развития компании. Разница – в вероятности совпадений. К примеру, в планах можно описывать не только цели, но и реальные средства, позволяющие их достичь. Прогноз – это просто одна из вероятностей развития событий, хоть и основанная на реальной базе;

    - среднесрочное планирование производится в срок от года до пяти лет. На большинстве предприятий подобную работу часто не выделяют и производят совместно с с составлением краткосрочного плана. В такой ситуации названием документа – «скользящий 5-ти летний план»;

    - краткосрочное планирование – это формирование расчетов по развитию компании на срок до одного года. Особенность такого плана – полная развернутость и углубленность в основные плановые показатели, производственно-хозяйственную деятельность, финансовые ресурсы, а также на внутренний рынок труда Особое внимание уделяется не только финансовой части, но и повышению качеству продукции, оптимизации труда, внедрению инновационной деятельности, оптимизации по номенклатуре и так далее;

    - оперативное планирование подразумевает составление двух видов плана – календарного и оперативно-планового. Задача первого – детализировать цели каждого конкретного отдела, службы, цена на определенный период времени (от месяца до часов). Задача второго – обеспечить слаженную работу всех звеньев цепи, то есть обеспечить диспетчеризацию.

    3. По сути плановых решений:

    - стратегическое планирование ставит своей целью долгосрочное планирование. В нем определяются главные направления развития компании в ближайшие несколько лет. В стратегическом плане должны отображаться основные перспективы, возможности внедрения новых направлений, расширения деятельности, стимулирования в технической сфере. Рассматривается, какие меры стоит предпринять для покрытия запросов рынка, в каких сферах будет выгодней работать, выпуском какого товара заниматься и так далее.

    Итогом стратегического планирования является четкая постановка перспектив дальнейшего развития и разработка способов по их достижению;

    - тактическое планирование. Его особенность – в формировании предпосылок для реализации тех или иных замыслов. По сути, это подготовка «почвы» для внедрения стратегического плана в жизнь. И если в стратегическом планировании делается упор на то, что хочется получить компания в перспективе, то тактический план дает ответ на вопрос, как это можно сделать проще всего. Чаще всего тактический план составляется на небольшой период времени (до пяти лет), в то время, как стратегический план может формироваться на период от 5-ти лет и выше;

    - оперативно-производственное планирование – это «финишная прямая» в разработке плана для компании. Здесь можно выделить несколько основных функций – определение времени на проведение основных операций по производству товара или предоставления услуг, подготовку производства к реализации запланированных объемов (подготовка рабочего места, закупка заготовок и так далее), также проведение анализа, контроля и учета всех реализованных задач. Особенного внимания заслуживает внедрение инноваций.

    4. По уровню планирования – бизнес-единицы, группы бизнесов, корпоративный.

    5. По функциям, на которые ориентируется план – маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал.

    6. По регулярности – политика, повторяющиеся планы, правила, процедуры и так далее.

    7. По своей уникальности – уникальные программы и уникальные проекты.

    Кроме этого, внутрифирменное планирование может классифицироваться по временной очередности, учету изменений во входящей информации, координации частных планов, сферам, глубине и объектам планирования. Но в большей части такая разбивка является вторичной и ключевого значения на понимание структуры планирования не имеет.

    Принципы внутрифирменного планирования

    На сегодня выделяется четыре основных принципа планирования на предприятии:

    1. Принцип единства. Его особенность – представление объекта, как единого целого. При этом за основу работы берется системный подход, реализация которого производится через интеграцию или координацию конкретных служб по вертикали и горизонтали. Такой вид планирования имеет объединяющую функцию и позволяет качественно увязать все имеющиеся в компании планы для дальнейшей реализации.