Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • К прямому государственному регулированию предпринимательской деятельности относится. Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    К прямому государственному регулированию предпринимательской деятельности относится. Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определённые условия и предпосылки. В настоящее время в экономической науке общепризнано, что предпринимательская деятельность не может функционировать без государственного регулирования. Сегодня человек уже не руководствуется тем соображением, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» .

    В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства ещё более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государство обязано участвовать, во-первых , в формировании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых , в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого предпринимательства; в-третьих , в целевой ориентации, стимулировании и поддержке малого предпринимательства в сфере производства; в-четвёртых , в формировании организационной и рыночной инфраструктуры малого предпринимательства; наконец , в обеспечении социальной ориентации процесса формирования и развития малого предпринимательства.

    Спектр мер государственного регулирования предпринимательства очень широк и имеет правовую, экономическую и организационную основу. Он включает следующие направления:

      правовое регулирование;

      ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства;

      формирование инфраструктуры малого предпринимательства;

      информационное обеспечение;

      международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства:

      экономический контроль в сфере предпринимательской деятельности .

    Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

    Негативные условия – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряжённость в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, спад производства и т.д.

    Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.

    Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в своевременном выявлении и поддержке.

    Выделяют следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность:

      Экономические методы . К ним относятся:

      налогообложение;

      перераспределение доходов и ресурсов;

      ценообразование;

      осуществление государственной предпринимательской деятельности.

      Административные методы . Среди них:

      принятие и корректировка законодательства;

      контроль за его соблюдением.

    Эти методы используются только в том случае, когда экономические – неэффективны.

    Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

      создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и правовые акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.

      обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;

      стабилизирует экономическое развитие;

      принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии;

      разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;

      организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы .

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

      предпринимательство – это особый тип хозяйствования, осуществляемый на свой риск, основывающийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты и направленный на систематическое получение прибыли. Существует множество факторов, как внутренних, так и внешних, которые влияют на развитие предпринимательской деятельности.

      выбор формы предпринимательской деятельности, каждая из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки, зависит от цели деятельности, располагаемого начального капитала, планируемых масштабов деятельности и других факторов.

      государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности необходимо для развития и функционирования субъектов предпринимательства, а также для поддержки их конкурентоспособности. Особое влияние оказывают государственные законодательные и нормативные акты.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

    Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

    Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

    Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестимулирование осуществления деятельности.

    Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта . Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, разрешения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов: нормы, нормативы (например, нормы амортизационных отчислений); лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду); размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты (например, при экспорте товаров); коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов); резервы (например, установление сумм, резервируемых коммерческими банками); размеры капиталов и фондов (например, установление минимального размера уставного капитала).

    Представляется, что под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.

    Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском (хозяйственном) праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным.

    Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства.

    Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промыш-ленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона).

    Как и направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.

    Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.

    Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

    Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот.

    Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам - правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.

    Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности - это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. «Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей».

    Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

    Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование - это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

    Что касается соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган:

    выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

    дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала.

    Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.

    Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социальноэкономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

    Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности поразному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования.

    Государство в лице компетентный: органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:
    обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета;
    защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
    обеспечение занятости населения;
    обеспечение безопасности и обороны страны;
    реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
    соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

    Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как:
    необходимость эффективного управления государственной собственностью;
    необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;
    обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

    На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

    Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

    Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних.

    В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся:
    государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею;
    создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности;
    планирование.

    С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственноправового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики1. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

    С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.

    В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

    Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

    Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой". В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.

    В связи с этим можно выделить основные направления государственноправового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например:
    антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
    использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);
    государственное регулирование национального рынка России;
    государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
    государственное регулирование международных экономических отношений.

    Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности стал­киваются частные интересы предпринимателей и публичные инте­ресы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не вхо­дить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно разными приемами и способами, которые будут рассмотрены далее.

    Следует сразу сказать, что замыслы законодателя и реальное их воплощение не всегда совпадают. Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

    Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности может быть прямым и косвенным. Прямое регулирование бо­лее свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов пред­принимательской деятельности. Прямое государственное регулиро­вание можно рассматривать по следующим направлениям:

    Установление требований, предъявляемых к предпринима­тельской деятельности;

    Введение запретов на те или иные проявления при ее осуществ­лении;

    Применение государством санкций и мер ответственности;

    Создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и лик­видация (например, унитарных предприятий);

    Заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

    Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением раз­личных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государст­венное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообло­жении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестиму- лирование осуществления деятельности.

    Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением.

    Одной из основных задач феде­рального антимонопольного органа является контроль за соблюде­нием требований антимонопольного законодательства хозяйствую­щими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государствен­ного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйству­ющим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требо­вание о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние . Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Кон­кретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, раз­решения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законода­тельства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного пред­приятия) и др.

    Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов:

    Нормы, нормативы (например, амортизационных отчислений);

    Лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природ­ную среду);

    Размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей;

    Квоты (например, при экспорте товаров);

    Коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов);

    Резервы (например, установление сумм, резервируемых ком­мерческими банками);

    Размеры капиталов и фондов (например, установление мини­мального размера уставного капитала).

    Еще по теме 3. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности:

    1. ЛЕКЦИЯ 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
    2. Глава 5 Виды и формы предпринимательской деятельности
    3. Глава 5. Виды и формы предпринимательской деятельности
    4. лекция 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
    5. 11.1. Формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации
    6. Основные правовые формы предпринимательской деятельности в аудите
    7. 2.3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
    8. 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления7.1. Формы государственного управления и их классификация
    9. 2.4. Формы государственного регулирования рынка недвижимости

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -