Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Какие основные группы наемных работников вы знаете? Профессии и специальности. Основной и вспомогательный персонал

    Какие основные группы наемных работников вы знаете? Профессии и специальности. Основной и вспомогательный персонал

    Виды численности персонала.

    Анализ численности и движения персонала.

    Планирование потребности в персонале.

    Понятие, характеристика и состав трудовых ресурсов.

    Кадры предприятия – совокупность наемных работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии в соответствии со штатным расписанием, а также работающие собственники организации, получающие на предприятии заработную плату.

    Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

    Персонал предприятия – совокупность физических лиц состоящих с предприятием, как юридическим лицом в отношениях регулируемых договором найма.

    Понятие персонал более ёмкое, оно включает весь личный состав работающих на предприятии:

    – работников списочного состава (штат);

    – лиц принятых по совместительству с других предприятий;

    – лиц выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

    Классификация персонала предприятий по:

    – должностям (Должность – служебная обязанность или должностное лицо, выполняющее организационные или административно-хозяйственные обязанности. Бывают: штатные, вакантные, руководящие, ведущие, специалистов и др.);

    – профессиям (Профессия – особый род, вид деятельности трудового населения, предусматривающий обладание определёнными знаниями, профессиональной пригодностью (менеджер).);

    – специальностям (Специальность – специализация трудовой деятельности в рамках конкретной профессии, предусматривающая наличие специальных знаний, образования и опыта (менеджер по персоналу).);

    – уровню квалификации (Квалификация – уровень специальной подготовки персонала для выполнения определенного вида работ или услуг. Отражает степень сложности выполняемых работ.);

    – характеру трудовых отношений (постоянные или временные работники);

    социальным аспектам (пол, стаж, возраст);

    – отношению к собственности (учредители, владельцы, наемные работники).

    1. Руководители: Работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений: директора, начальники, заведующие, главные специалисты и заместители по этим должностям

    2. Специалисты: Работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и др. работами: администраторы, бухгалтеры, инженеры, диспетчеры, экономисты, энергетики, ассистенты названных специалистов.


    3. Служащие: Работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: архивариусы, дежурные, кассиры, контролеры, табельщики.

    4. Рабочие основные и вспомогательные: Лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг.

    Виды численности персонала

    Численность персонала может быть определена:

    Численность на дату – показатель численности работников списочного состава предприятия на определенное число отчетного периода, включая принятых и исключая выбывших работников в этот день.

    При планировании и учете численности рабочих определяется их списочный и явочный состав. Все другие категории только списочным.

    Явочная численность – необходимое число работников, которое должно ежедневно обеспечивать осуществление производственного (торгово-технологического) процесса.

    В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

    Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

    Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

    Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются: приказы (распоряжения) о приеме работника на работу, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска работнику, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. ф. N N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка работника (ф. N Т-2), табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ф. N Т-12), табель учета рабочего времени (ф. N Т-13), расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49) и другие документы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях устанавливается инструкциями Минфина России.

    В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:

    1. фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;

    2. находившиеся в служебных командировках, если за ними сохраняется заработная плата в данной организации, включая работников, находившихся в краткосрочных служебных командировках за границей;

    3. не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

    4. не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

    5. принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором. В списочной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу.

    К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, в частности: работники в возрасте до 18 лет; работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; женщины, работающие в сельской местности; инвалиды I и II групп;

    6. принятые на работу с испытательным сроком;

    7. заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом (надомники). В списочной и среднесписочной численности работников надомники учитываются за каждый календарный день как целые единицы;

    8. сотрудники, имеющие специальные звания;

    9. направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;

    10. временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

    11. студенты и учащиеся образовательных учреждений, работающие в организациях в период производственной практики, если они зачислены на рабочие места (должности);

    12. обучающиеся в образовательных учреждениях, аспирантурах, находящиеся в учебном отпуске с сохранением полностью или частично заработной платы;

    13. обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    14. находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором и трудовым договором, включая находившихся в отпуске с последующим увольнением;

    15. имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку времени при суммированном учете рабочего времени;

    16. получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;

    17. находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком;

    18. принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);

    19. находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам;

    20. находившиеся в отпусках по инициативе администрации;

    21. принимавшие участие в забастовках;

    22. работавшие вахтовым методом. Если организации не имеют обособленных подразделений на территории другого субъекта Российской Федерации, где производятся вахтовые работы, то работники, выполнявшие работы вахтовым методом, учитываются в отчете организации, с которой заключены трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера;

    23. иностранные граждане, работавшие в организациях, расположенных на территории России;

    24. совершившие прогулы;

    25. находившиеся под следствием до решения суда.

    Не включаются в списочную численность работники:

    1. принятые на работу по совместительству из других организаций. Учет внешних совместителей ведется отдельно.

    Примечание. Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица);

    2. выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

    Примечание. Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы, а начисленная ему заработная плата по трудовому договору и договору гражданско-правового характера - в графе 5;

    3. привлеченные для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы) и учитываемые в среднесписочной численности работников;

    4. переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу;

    5. направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии;

    6. подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

    7. собственники данной организации, не получающие заработную плату;

    8. члены кооператива, не заключившие трудовых договоров с организацией;

    9. адвокаты;

    10. военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.

    А)повышение зарплаты рабочим
    Б)увеличение продолжительности рабочей недели

    В)выдача паспортов колхозникам

    Г)увеличение пенсионного возраста

    Д)установление государственных пенсий колхозникам

    Е)проведение антиалкогольной кампании

    Укажите верный ответ.

    2) Какие из названных событий культурной жизни в СССР относились к периоду «оттепели»?

    А)открытие театра «Современник»

    Б)выход постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

    В)публикация в журнале «Новый мир» повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

    Г)возникновение диссидентского движения

    Д)создание Союза советских писателей

    Е)проведение в Москве международного конкурса имени П.И. Чайковского

    Укажите верный ответ.

    3) Прочтите отрывок из записки в ЦК КПСС группы ученых и руководителей ведомств от 10 сентября 1960 г. и укажите фамилию ученого, которая была среди подписавших записку.

    «Для обеспечения первого полета человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области…

    Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения…»

    1) Н.И. Вавилов

    2) С.П. Королев

    3) Н.Н. Семенов

    4) Л.Д. Ландау

    4) Прочтите отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя.

    «Уважаемый г-н Председатель,

    … Я пришел к выводу, что ключевые элементы… заключаются в следующем:

    Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство… прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу.

    Мы, с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…»

    5) Прочтите отрывок из статьи историков О. Волобуева и С. Кулешова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

    «Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, (он) хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно».

    6)Заявление о том, что «ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей», сделали на встрече в середине 1980-х гг. в Рейкьявике президенты:

    1) М. Горбачев и Дж. Буш

    2) Л. Брежнев и Р. Никсон

    3) М. Горбачев и Р. Рейган

    4) Н. Хрущев и Дж. Кеннеди

    7) Понятия «перестройка», «гласность» связаны с именем руководителя СССР

    1) Н.С. Хрущева

    2) Л.И. Брежнева

    3) Ю.В. Андропова

    4) М.С. Горбачева

    8) Понятие «многопартийности» в отечественной истории второй половины ХХ в. связано с периодом

    1) первого десятилетия после Великой Отечественной войны

    2) хрущевской «оттепели»

    3) брежневского «застоя»

    4) перестройки под руководством М. Горбачева

    9) Введение в СССР понятия «государственная приемка» как меры контроля за качеством продукции относится к периоду

    1) восстановления хозяйства после Великой Отечественной войны

    2) хрущевской «оттепели»

    3) застоя при Л. Брежневе

    4) перестройки при М. Горбачеве

    1. Выберите правильный ответ. 1) Что получили крестьяне в 1861 г.? а) свободу от царских повинностей; б) личную свободу; в) право выхода из общины; г)

    все вышеперечисленное. 2) Укажите годы правления Александра III. а) 1881-1894 гг.; б) 1870-1898 гг.; в) 1881-1899 гг.; г) 1881-1901 гг. 3) Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887 г.): а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев; б) предписывал открывать в городах детские дома; в) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 8-летнего возраста; г) предоставлял детям из беднейших слоев льготы для получения образования. 1. Соотнесите основные направления общественно-политической мысли России второй половины XIX в. и их представителей. 1) революционное народничество; 2) консерватизм; 3) либерализм; 4) марксизм а) Б.Н.Чичерин; б) В.И.Ленин; в) М.А.Бакунин; г) К.П.Победоносцев. 2. Соотнесите даты и события. 1) 1883-1903 гг.; 2) 1864-1885 гг.; 3) 1877-1878 гг.; 4) 1879-1883 гг. а) русско-турецкая война; б) деятельность организации «Народная воля»; в) деятельность группы «Освобождение труда»; г) присоединение Средней Азии к России. 4. Найдите ошибки в историческом тексте. Основная идея народничества – возможность России через крестьянскую общину сразу, минуя капитализм, перейти к социалистическому обществу. Первая организация народников – «Черный передел» – возникла в 1876 г. Вскоре она распалась. Отдельно оформилась террористическая организация – «Народная воля», во главе которой стояли Г.В. Плеханов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская. Народовольцы все силы отдали подготовке и проведению в жизнь покушения на царя. 1 марта 1880 г. Александр II был убит. 5. К какому историческому деятелю относится данный фрагмент? Он учился в Берлинском университете, во время франко-прусской войны он участвовал в восстании лионских рабочих. Главным в жизни он считал разрушение любых форм государства, едва ли не главной чертой русского народа он считал склонность к бунту. Он умер в Швейцарии 6. Установите последовательность событий. 1. Лондонская конференция, отмена ограничительных статей Парижского мира. 2. Вступление на престол Николая II. 3. Отмена крепостного права. 4. Денежная реформа С.Ю. Витте. 5. Циркуляр о «кухаркиных детях». 7. Найдите ошибку в определении понятия. Пролетариат – один из основных классов промышленного общества; наемные работники, владеющие средствами производства, продающие свою рабочую силу.

    Задание 4 выполните тест

    1. Укажите годы правления Александра III

    А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895

    2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

    А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

    Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

    В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

    3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

    А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

    В) Россия, Франция и Турция

    4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

    А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

    Б) предписывал открывать в городах детские дома

    В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

    5. Кто такие земские начальники?

    А) представители земских собраний Б) председатели земских управ

    В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

    6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

    А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

    Б) разрешались только в Татьянин день В) строго воспрещались

    7. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

    А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.

    7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

    А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте

    8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

    А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

    Б) примитивная агротехника

    В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

    Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

    9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

    10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

    11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

    12. Дайте определение понятиям

    Коалиция Реформа Контрреформа ЦензураПротекционизм Коалиция Реформа Контрреформа Цензура Протекционизм

    13. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

    А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

    Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

    В) оформление австро-германского союза

    14.Какие государства объединил Тройственный союз?

    А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

    Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

    В) Германию, Италию, Турцию

    15. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

    А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов

    16. В годы правления Александра III крестьянам:

    А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

    Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

    В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

    Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

    Задание 5 заполните таблицу

    Представитель

    Область деятельности

    Политические взгляды

    Роль в истории

    К.П. Победоносцев

    М.Н. Катков

    Г.В. Плеханов

    А.М. Горчаков

    Генерал Скобелев

    О. Бисмарк

    Серафим Саровский

    Светлана Михнова (Астана, Казахстан)

    В настоящее время одной из важнейших как теоретических, так и практических проблем развития современного казахстанского общества является процесс социально-стратификационных преобразований. Это обусловлено наличием целого комплекса объективных причин, связанных, в первую очередь, с реализацией структурных социально-экономических преобразований в обществе. Формируется новая система отношений неравенства как на уровне общества в целом, так и отдельных социально-экономических групп. Эти процессы влияют на формирование и функционирование новой социальной структуры на постсоветском пространстве, в том числе, и в Казахстане. Экономическая база данного социального процесса происходит, прежде всего, на базе объективных показателей – отношение к форме собственности, место в организации труда, форма и размер доходов. На этой основе формируются различные социально-экономические группы. Одним из направлений качественной характеристики положения группы в социально-экономическом пространстве является использование также и субъективных критериев, в частности самоидентификации группы.

    Самоидентификация респондентов проходит по трем направлениям:

    1 самооценка положения личности в социальном пространстве

    2 связь социального самочувствия с активностью

    3 связь каждого из социальных показателей с общественным благополучием личности

    Самоидентификация проводилась по четырем основным показателям:

    1 количественный показатель - размер текущего дохода;

    2 качественный показатель - возможность самореализации в социальном пространстве (прежде всего, в трудовом коллективе);

    3 качественный показатель – хорошая работа (формальные и неформальные отношения в трудовом коллективе, социально-психологический климат, условия и характер труда);

    4 качественный показатель – правила игры (понимание сложившейся социально-экономической ситуации и условий как в трудовом коллективе, так и в обществе в целом)

    Эти показатели проводятся в сравнении - в настоящее время, 1-3 года назад и желаемое положение в соответствии сложившегося жизненного стандарта.

    Среди привлеченной выборочной совокупности респондентов были выделена группа - наемные работники, занятые на предприятиях полугосударственного и частного сектора экономики, не являясь его собственниками или акционерами, по договорам найма и трудовым соглашениям. В данной статье будет проанализирована самоидентификация этой группы. Было опрошено 500 респондентов, занятых в различных организациях.

    Самооценка положения личности

    Ухудшение всех позиций в определении своего социально-экономического уровня показывает группа наемных работников. Прежде всего, значительно сократился уровень доходов – с достаточно невысоких 58% до низких 45% (при 100% желаемого уровня). Поскольку некоторые респонденты либо полностью лишились работы, либо заняты частично, снизилась и возможность их самореализации от 62% до 40%, при этом следует отметить, что респонденты данной группы не высказали желания полностью себя реализовать даже при полной трудовой занятости (74% желаемого уровня). В то же время, все респонденты (желаемый уровень 100%) хотят иметь хорошую работу, при этом 47% оценивают ее сейчас как хорошую (при предыдущих 60%). Правила игры важны для наемных работников на рынке труда – в настоящее время это показало 65% респондентов данной группы (при предшествующих 52%), правильно и вовремя ориентироваться в сложившейся социально-экономической ситуации в обществе для решения проблемы трудовой занятости посчитало важным 93% наемных работников.

    Следующий субъективный показатель определяет, насколько респонденты связывают свое социальное самочувствие,то есть положение в обществе, со своей активностью по всем социально-экономическим параметрам и возможность влиять на изменение своего социально-экономического положения (индекс активности от «0»до « 100»%).

    Связь социального самочувствия с активностью

    Группа наемных работников связывает свое социальное самочувствие с активностью в трудовой деятельности – фактором возможности самореализации (90%), поскольку их доход напрямую связан с количеством и качеством выполненной работы. В то же время респонденты отметили, что их доход связан не только с их трудовой активностью, но и отношением к оплате труда со стороны работодателя (75%). Следовательно, активность наемных работников по позиции «хорошая работа », проявляется в том, чтобы найти работу, обеспечивающую им благоприятное социальное положение (70%). Активность в « правилах игры» - это способ и форма участия в конкуренции на рынке труда и активная позиция в поиске работодателя (75%).

    Следующий субъективный качественный показатель связан с обобщающим понятием «общественное благополучие». Данное понятие связано не только с экономическими показателями - уровнем, формой и стабильностью получения дохода, и рядом социальных характеристик – возможностями и степенью реализации своих потенциальных возможностей (возможность самореализации), условия и характер трудовых взаимоотношений (хорошая работа), включенность в систему изменяющихся социально-экономических факторов развития общества (правила игры). Для правильной самооценки респонденты должны выделить место и значение каждого из предложенных параметров в формировании их общественного благополучия, какая из социальных позиций в наибольшей степени способствует поддержанию их социально-экономического статуса в нашем обществе (показатель влияния от « 0% » до « 100 %»).

    Связь каждой из социальных позиций с общим благополучием личности

    Наемные работники, так же как и бюджетники, свое общественное благополучие, связали с доходом и хорошей работой (по 100%). Однако факторы, определяющие данный выбор, другие – в условиях кризиса именно данная группа, занятая наемным трудом в сфере среднего и малого бизнеса, на первый план выдвигает хорошую работу с позиций ее наличия. Потеря работы – это не только потеря дохода, это потеря социального положения, своей сопричастности к общему делу, ослабления самодисциплины и самоконтроля, деквалификация и депрофессионализация. Для данной группы именно хорошая работа является основной социальной позицией, определяющей их доход и общественное благополучие. В поиске хорошей работы наемные работники должны достаточно адекватно ориентироваться сложившейся трудовой ситуации и использовать ее. Возможность самореализации в системе общественного благополучие для наемных работников напрямую связан не только с их трудовыми усилиями, но и со складывающей системой организации и управления труда (70%) . В поиске хорошей работы наемные работники должны достаточно адекватно ориентироваться в сложившейся трудовой ситуации (85%) и использовать ее для улучшения своего общественного благополучия.

    Обобщая полученные результаты по данной позиции, следует сделать следующие выводы:

    Для наемных работников основной социальной позицией в определении общего благополучия выступает доход (по 100%), уровень материального благосостояния в условиях кризисного финансово-экономического развития нашего общества является наиболее важным для закрепления своего социально-экономического положения;

    Такое же значение для общего благополучия респондентов имеет наличие хорошей работы: для наемных работников – это трудовая занятость в условиях растущей безработицы;

    Самореализация как социальная позиция общего благополучия для группы определяется сопутствующими факторами - созданными условиями труда и ее оплатой со стороны работодателей для наемных работников;

    Понимание сложившейся социально-экономической ситуации в условиях рыночной экономики, имеет немаловажное значение в общем благополучии для наемных работников.

    Классификация персонала.

    Структура персонала.

    Уровни управления персоналом.

    Фазы развития персонала.

    Профессионализм и возраст.

    В менеджменте персонал организаций рассматривается как социально-экономическая категория и как практический термин. Как социально-экономическая категория персонал выражает стремление или форму реализации научного подхода в формировании целостной социальной организации. В этом смысле употребление понятия «персонал предприятия» предполагает некоторое единство и социальную общность всех работников конкретной организации, что подтверждается формальными актами государственных правовых положений трудовых договоров, тарифных соглашений, а также общими правилами и регламентами для всего персонала каждой организации.

    В наиболее общем виде понятие «персонал организации» охватывает всю совокупность наемных работников данной организации, выполняющих определенные задачи.

    Персонал организации - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица - собственники или совладельцы организации, если они помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в деятельности организации своим личным трудом.

    Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица, занятые на так называемых семейных предприятиях, хотя и зарегистрированных в качестве юридического лица, не включаются в состав персонала, работающего по найму, так как вознаграждение за свой труд они получают из дохода, остающегося в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

    С практической точки зрения персонал представляет собой важнейший ресурс организации, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников, либо отдельным работником.

    Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями организации. При этом цели определяются интересами собственника и являются основой для выработки стратегии и политики управления организацией, которые в свою очередь предполагают эффективную реализацию поставленных целей. Ведущая роль в выполнении стратегических решений по достижению этих целей принадлежит персоналу организации.

    Классификация персонала



    Классификация персонала определяется целями и задачами, которые обуславливают ее содержание. Поэтому существуют различные варианты структурного деления работников и они достаточно условны.

    Наиболее важной характеристикой качества персонала является его профессионально-квалификационная структура . Она включает в себя:

    Профессиональную структуру рабочей силы - соотношение представителей различных профессиональных групп (водители, ремонтные рабочие, специалисты и т.п.);

    Квалификационную структуру - соотношение работников различных уровней квалификации (определяется разрядами, категориями: слесарь 5 разряда, старший научный сотрудник, инженер 1 категории и т.п.);

    Согласно требованиям Международной организации труда (МОТ) основной формой классификации профессионально-квалификационной структуры персонала является разделение занятых на три крупные группы:

    - «белые воротнички» - лица, занятые преимущественно нефизическим трудом;

    - «синие воротнички» - рабочие различных профессий и уровней квалификации;

    Работники обслуживания - повара, официанты, медицинский обслуживающий персонал, полицейские, пожарные, уборщики, прислуга и т.п.

    Классификационные признаки деления персонала:

    1. По функциям, выполняемым в производственном процессе различаются:

    Рабочие (основные и вспомогательные);

    Инженерно-технические работники;

    Служащие;

    Младший обслуживающий персонал (МОП);

    Ученики;

    2. По характеру фактической деятельности (роду занятий). Основанием для отнесения работника к той или иной категории служит не образование, а занимаемая им должность. В основу классификации занятий положено сочетание профессионального и отраслевого признаков: директор завода, начальник цеха, главный экономист, главный бухгалтер, документовед, секретарь-машинистка и т.д.

    3. По принципу участия работников в технологическом процессе (по производству продукции). Рабочие подразделяются на основных (выпускают непосредственную продукцию) и вспомогательных (обслуживают производственный процесс: слесари, электрики и т.д.).

    Инженерно - технические работники (ИТР) делятся на:

    Руководителей (менеджеров), которые осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы отдельных исполнителей, различных звеньев аппарата управления, контроль и регулирование хода производства, административно-распорядительные функции и т.д.;

    Специалистов - научные работники, инженеры, техники, экономисты и др. Они осуществляют разработку и внедрение в производство новых или усовершенствованных видов продукции, технических и экономических нормативов, а также форм и методов организации производства, труда и управления и т.д.;

    Технических исполнителей: учетчики, счетоводы, машинистки, чертежники, делопроизводители и т.д.

    Очень часто данные категории работников классифицируют как административно - управленческий персонал , а занятых непосредственно на производстве специалистов и рабочих - как производственный персонал .

    Деление инженерно-технических работников и служащих на российских предприятиях на административно-управленческий и производственный персонал весьма условно. Так, заведующий гаражом предприятия - административный, а начальник транспортного цеха - производственный персонал. В свою очередь управленческий персонал делится на инженерно-технических работников и служащих. К категории ИТР относят лиц, осуществляющих техническое руководство производственными процессами, а к служащим - лиц, осуществляющих техническое обслуживание производственного процесса. Подробное деление представляется также неудачным, так как лица на аналогичных должностях могут попасть в различные категории. Например, начальник планового отдела - ИТР, а начальник финансового отдела - служащий.

    4. По сроку работы работники делятся на: постоянных, сезонных, временных.

    Труд лиц, занятых на сезонных и временных работах регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.1974.

    Сезонными признаются работы, которые в силу природных или климатических условий выполняется не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев.

    Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы на срок до 4 месяцев.

    Лица, принимаемые на работу в качестве сезонных и временных работников должны быть предупреждены об этом при заключении трудового договора (контракта).

    5. По характеру труда:

    Выполняющие работы повторяющиеся, механические, регламентированные определенными правилами и техническими условиями. К ним относятся функции, выполняемые персоналом, ответственным за делопроизводство и частью ответственных исполнителей (например, регистрация документов, машинопись);

    Выполняющие комплекс повторяющихся работ, составляющих в основном идентичные циклы. Такой характер носят многие виды деятельности ответственных исполнителей (например, начисление заработной платы, разработка плана по труду и т.п.);

    Выполняющие неповторяющиеся работы или такие, цикл исполнения которых очень продолжителен. Их осуществляют в основном руководители и часть ответственных исполнителей (например, исследования на подчиненных объектах и т.п.).