Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Всемирная выставка "экспо". Выставки всемирные - определение

    Всемирная выставка

    1 мая 1851 года в Лондоне открылась первая Всемирная выставка "Великая выставка изделий промышленности всех наций" (название ЭКСПО появилось позже).

    Для ее проведения в Гайд-парке был построен огромный Хрустальный дворец. Инициатором выставки был принц Альберт, супруг королевы Виктории, а дворец был воздвигнут по проекту Джозефа Пекстона. В 1936 году это уникальное сооружение сгорело дотла. Первая Всемирная универсальная выставка в Лондоне имела огромный успех, поэтому было решено провести вторую. Однако, итоги парижской выставки 1855 года были иными - 8 млн. франков убытков. Но это лишь раззадорило принца Альберта - он решил организовать третью выставку, которая открылась в 1862 году. На ней в качестве спецкора венской газеты Presse работал Карл Маркс.

    Выставку посетили 6,2 млн. человек, однако с экономической точки зрения она оказалась не такой успешной. Это охладило энтузиазм англичан, однако начало новой эпохе было положено - именно эти три выставки считаются родоначальницами нынешних всемирных выставок ЭКСПО.
    В 1867 году в Париже прошла очередная Всемирная ярмарка, положившая начало традиции размещать экспозиции стран-участниц в специально построенных национальных павильонах. Итогами венской выставки 1873 года стали 7,26 млн. посетителей и 14,86 млн. австрийских шиллингов прибыли - рентабельность составила 350%. Всемирная выставка, прошедшая через три года в Филадельфии, приняла уже 10 млн. человек и принесла 3,3 млн. долл. прибыли.
    На Всемирной выставке в Париже 1878 года впервые состоялись международные научные конгрессы и конференции. Всемирные выставки стали символом торговой власти над миром, поэтому для них стали строить самые запоминающиеся архитектурные символы. Памятником Парижской выставки 1889 года стала Эйфелева башня.

    В 1900 году Всемирную выставку в Париже посетило рекордное за всю историю всемирных выставок прошедшего столетия количество зрителей - 51 млн. человек. Лишь немногие выставки первой волны оказывались убыточными, поэтому находилась масса желающих организовать нечто подобное. В результате, начиная примерно с 1889 года, доходность официальных выставок стала снижаться. В 1907 году, чтобы как-то бороться с таким "клонированием", национальные выставочные комитеты европейских стран объединились в международную федерацию, а в 1912 году в Берлине была созвана дипломатическая конференция, подготовившая Конвенцию о международных выставках. Однако начавшаяся мировая война помешала ей вступить в силу. Это произошло только в 1928 году. Тогда же было учреждено Международное бюро выставок, в задачу которого входила координация соответствующих проектов. В шести разделах конвенции оговаривались сроки и частота проведения выставок, а также
    обязательства приглашающей и участвующих стран. Например, продолжительность Всемирных выставок не могла быть меньше трех недель и больше шести месяцев.

    В 1925 году на выставке в Париже вывеска "Россия" сменилась на "СССР". Каталог советской экспозиции подготовил поэт В. Маяковский, получивший за это серебряную медаль.В 1937 году главной темой Всемирной универсальной выставки в Париже стало "Искусство и техника в современной жизни". В павильоне СССР была представлена скульптура "Рабочий и Колхозница", установленная затем на входе в ВДНХ. Напротив статуи стоял нацистский орел - интрига, придуманная руководством выставки.
    Всемирная выставка 1939 года прошла в Нью-Йорке. После закрытия выставки была замурована "капсула времени" (цилиндр высотой 2 м и диаметром 20 см), которая содержала различные предметы, характеризующие жизнь Соединенных Штатов тех лет. "Капсулу" надлежит открыть через 5 тысяч лет - в 6939 году. В 1958 году выставка прошла в Брюсселе и была посвящена теме "Человек и прогресс".
    ЭКСПО-58 поразила совершенно новым мышлением, прежде всего, в архитектуре павильонов. Павильон США, к примеру, был построен по принципу велосипедного колеса. Создавался эффект, что крыша диаметром в 120 м висит в воздухе. Но павильоны при всей своей уникальности были, по сути, пусты. Новинок почти не было. Причину открыл глава американской делегации: "Частные фирмы боятся выставлять новинки, опасаясь европейских конкурентов, а правительственная техника в основном военная".
    В 1967 году Всемирная универсальная выставка, прошедшая в Монреале под девизом "Земля и люди", получила название ЭКСПО. Первоначально выставку предполагалось провести в Москве, на территории площадью 500 га в районе Теплого стана, приурочив к 50-летию Октябрьской революции. В 1960 году был объявлен конкурс на разработку генплана выставки, однако вскоре из-за финансовых проблем СССР ее проводить отказался. Выставку перенесли в Канаду, и та в результате получила 210,7 млн. долл. прибыли (продали 50 млн. билетов). Для проведения выставки было искусственно создано несколько островов на реке Св. Лаврентия. Для этого было засыпано около 30 млн. кубометров камня скальных пород и намыто 10 млн. кубометров грунта, взятого со дна реки.
    В 1970 году Всемирная выставка впервые прошла на азиатском континенте - в Японии (Осака). Главным архитектором экспозиции в Осаке стал знаменитый Кэндзо Танге, возглавивший школу японского метаболизма (отрицание законченности композиции). Павильоны выставки напоминали то исполинских размеров кристаллы, то развёрнутое крыло бабочки, то перо птицы или причудливое туловище насекомого.
    Выставку, проведенную под девизом "Прогресс и гармония человечества", посетило рекордное количество зрителей - 65 млн. человек. До сих пор рекордом остается и прибыль выставки - 52 млн. долл. На выставке Осака впервые показала возможности электронных медиа. Именно с той поры всемирные выставки стали превращаться в шоу, изумляя зрителей мультимедийными представлениями и выходами в виртуальное пространство.
    Выставку 1974 года отличило самое маленькое число стран-участниц - 10, и посетителей - 5,6 млн. человек. Она прошла в Спокане (США) под девизом "За обновленную, свежую окружающую среду завтрашнего дня". Темой ЭКСПО-75, проведенной на японском острове Окинава, стало "Море- каким мы его хотим видеть". Вершиной выставки стал город-остров Акваполис - фрагмент будущего плавучего города, созданный японскими инженерами.
    Местом проведения Всемирной специализированной выставки 1985 года снова стала Япония. Прошедшая в городе Цугуба выставка под девизом "Дом и быт - наука техника на службе у человека" продемонстрировала новейшие компьютеризированные системы. Выставка стала техническим "Диснейлэндом". Всюду были роботы: играющие на гитаре по нотам, рисующий тушью портрет любого посетителя. По деревьям в механическом парке лазили механические звери. Японская техника превзошла самоё себя в этой последней выставке ХХ столетия.
    В 1986 году под девизом "Мир в движении - стремление человека к достижениям в области транспорта и связи" открылась Всемирная специализированная выставка в Ванкувере (Канада). В ней приняло участие рекордное количество для специализированных выставок стран - 54. Темой Всемирной специализированной выставки в Брисбене (Австралия, 1988) стал "Досуг человека в технологический век". Чтобы увеличить количество посетителей, каждому австралийцу было предложено направить своим родственникам и друзьям приглашение, подписанное премьер-министром страны.
    В 1992 году Всемирная выставка в Севилье (Испания) была посвящена 500-летию открытия Нового Света Христофором Колумбом. Участниками выставки стали 111 стран. На специализированной выставке, прошедшей в 1993 году в городе Тэджон (Южная Корея), количество стран-участниц в очередной раз достигло очередной рекордной отметки - 108.
    В 1998 году Всемирная выставка в Лиссабоне была посвящена теме океана. В поддержку выставки ЮНЕСКО провозгласил 1998 год международным годом Мирового океана. На площади более 50 гектаров разместились павильоны 146 стран, 14 международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Олимпийский комитет), океанариум, башня Васко де Гамы со смотровой площадкой, порт, фуникулер, множество открытых концертных площадок и аттракционов. "ЭКСПО-98" стоила организаторам 1 млрд 600 млн. долл. Россия выделила своему павильону из бюджета 3,5 млн. долл.
    "ЭКСПО-2000" работала в Ганновере с 1 июня по 30 октября 2000 года под девизом "Человек - Природа - Техника". Достопримечательность выставки - "Тематический парк", который стал такой же особенностью выставки, как Хрустальный дворец на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году или Эйфелева башня на прошедшей в 1889 году выставке в Париже. Одиннадцать экспозиций тематического парка посвящены путям решения будущего труда, здравоохранения, коммуникации и информации общества, окружающему миру и человеку. Кроме того - это также совершенно новое явление в истории Всемирных выставок - на ЭКСПО в Ганновере представлены 770 проектов 120 стран, под девизом "Возрождение нового мира". Это практическое развитие идей о том, что будущее пришло и требует другого к себе отношения.

    Выставка побила все рекорды по числу стран-участниц - 173 государства. Однако общие убытки выставки в Ганновере составили более 2,4 млрд. марок (500 млн. долл.) при 3,4 млрд. вложенных. С этой выставкой фатальным образом совпали европейский чемпионат по футболу и Олимпийские игры в Сиднее, что резко снизило интерес к ней. Из запланированных 40 млн. билетов там были проданы лишь 20 млн.
    Специалисты связывают убытки выставки с неучастием США. Отказ американцев впервые за 149 лет от участия во всемирной выставке был мотивирован невозможностью оплатить затребованные оргкомитетом 40 млн. долл. за право постройки павильона.

    по материалам rian.ru, .itar-tass.com, en.wikipedia.org

    С момента проведения самой первой универсальной выставки, которая прошла в Лондоне в 1851 году Россия была постоянным участником всемирных выставок, затем получивших свое окончательное название – ЭКСПО.

    Утверждение русской нации, ее самостоятельности неразрывно связано с участием России на всемирных и международных выставках. Российская империя, Советский союз и Российская Федерация являлись традиционными участниками всемирных универсальных выставок. Сильные архитектурные и экспозиционные проекты нашей страны помогали создавать архитектурные ансамбли выставок и зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

    Именно на всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом. Участие России на этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов.

    Российская империя участвовала в международных выставках регулярно, преследуя при этом вполне традиционные цели: изучить международный опыт, представить свои разработки и продукцию, наладить контакты с зарубежными партнерами. На первых всемирных выставках россияне возводили павильоны, стилизованные под московский Кремль, угощали иностранцев изысканными блюдами русской кухни и предлагали полюбоваться сибирскими мехами и самоцветами.

    К началу ХХ века Россия стала заявлять о себе как об индустриальной державе. Уже на Парижской выставке 1900 года помимо теремов и изделий Фаберже можно было увидеть русскую мебель, фабричный ситец и другие промышленные изделия, а также экспозицию, посвященную Транссибирской железной дороге и первым русским автомобилям.

    С возникновением СССР экспозиции для всемирных выставок наполнились новой идеологией, но ничуть не потеряли своего величия, монументальности и основательности.

    Российская Федерация уже представила свои экспозиции на нескольких всемирных выставках. Постоянное развитие экономики, технологий, промышленности позволяет нам из года в год поддерживать высокий имидж страны на мировой арене, а также демонстрировать новейшие проекты и разработки во всех стратегически важных и передовых областях.

    Некоторые Всемирные выставки, в которых Россия принимала участие:


    1851 год, Лондон


    1855 год, Париж


    1878 год, Париж


    1900 год, Париж


    1925 год, Париж


    1937 год, Париж


    1939 год, Нью-Йорк


    1958 год, Брюссель


    1967 год, Монреаль


    1970 год, Осака


    1975 год, Окинава

    В.П. Зайцев

    ПЕРВЫЕ ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
    ВЫСТАВКИ В ЛОНДОНЕ

    В.П. Зайцев

    Зайцев Валентин Павлович - кандидат исторических наук

    Первая всемирная промышленная выставка открылась в Лондоне в 1851 г. В 1862 г. там же приняла своих первых посетителей третья всемирная промышленная выставка. В 1855 г. состоялась вторая всемирная выставка в Париже, которая оставила в истории менее заметный след, чем первая и третья. В обоих лондонских выставках принимала участие Россия. Участником выставки 1885 г. в Париже Россия не была.

    Интерес к всемирным промышленным выставкам в Лондоне 1851 и 1862 гг. понятен: первые всемирные промышленные (или, как их иногда называют, торгово-промышленные) выставки положили начало традиции периодического проведения международных смотров достижений хозяйства, которая сохранялась и поныне .

    Почему именно в Англии состоялась первая промышленная выставка?

    В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира. Страна занимала первое место в мировой торговле. К 1850 г. объем экспорта из Англии увеличился в 3 раза по сравнению сего уровнем в начале века . На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии имели большой спрос. Они буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое превосходство было очевидно. Процветание промышленности в Англии усилилось вследствие того, что к середине XIX в. англичанам стали доступны голландские колонии, а также благодаря широкой возможности использования новых коммуникационных линий на Тихом океане.

    Законодательство о свободной торговле, принятое в начале XIX в., подготовило путь для превращения Англии в "мастерскую мира". Оно создало благоприятные условия для буржуазии, заинтересованной в вывозе товаров, завоевании все новых колоний и рынков сбыта. Политика буржуазии пользовалась полной поддержкой правительства и была надежно защищена самым сильным в мире британским флотом. Небывалый рассвет промышленности, который обычно приписывали влиянию одной только свободы торговли, был в гораздо большей степени вызван колоссальным развитием железных дорог и океанского пароходства .

    Одним из факторов, способствовавших процветанию промышленности Англии стала первая промышленная выставка в Лондоне в 1851 г., которую ее современники называли всемирным конгрессом продуктов и производителей.

    С самого начала возникновения идеи о выставке в Британии к ней относились как к важнейшему, незаурядному событию. И до сих пор английские авторы, затрагивающие проблемы первой всемирной промышленной выставки, обычно называют ее великой. И вполне закономерно. Одним из инициаторов проведения выставки был Г. Коул (1808-1882), видный государственный деятель, предприниматель и дизайнер. Санкционировал проведение этого грандиозного мероприятия принц Альберт, супруг английской королевы Виктории . Он сумел убедить королеву и внушить ей такой же интерес к совершенно новому в то время предприятию.

    Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Но ни один из них не прошел по условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты.

    Для всемирной выставки, как подметил видный русский историк искусств В.В. Стасов, где должны были явиться перед глазами всех, в первый раз на свете, образцы творчества и производства всех народов мира, еще небывалого, потребно было и помещение небывалое . Условия конкурса предъявляли еще одно требование, гласившее, что здание должно отличаться "такой особенностью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии"

    Со своим предложением выступил англичанин Дж. Пакстон, управляющий садов в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона принципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Хрустальный дворец. Здание было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок и размещено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским. Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне.

    Английский писатель У. Теккерей назвал здание "дворцом для сказочного принца" Он написал лирическую оду о Хрустальном дворце в связи с открытием выставки 1851 г. Многие из очевидцев воспринимали Хрустальный дворец как главный экспонат выставки. Лорд Маколей назвал его "самым великолепным зрелищем". Журнал "Панч" окрестил дворец викторианской гордостью и чудом.

    Для англичан, посетивших выставку 1851 г. - это было "одно из чудес Мира" - заявила Королева Великобритании Виктория, - "действительно начало золотого века". А вот впечатление одного очевидца: "В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен"

    Здание всемирной выставки 1851 г. в Лондоне и после его переноса на новое место было образцом из всех значительнейших созданий всемирной архитектуры . Современники свидетельствовали, что дворец стал замечательным достижением строительной техники. Все это позволило специалистам в области архитектуры поставить Хрустальный дворец в один ряд с выдающимися памятниками архитектуры, такими, как Пантеон и храм св. Софии.

    Первая всемирная выставка в Лондоне 1851 г. пробудила стремление к проектированию больших залов из железа и стекла. Назовем некоторые значительные сооружения, возникшие под влиянием архитектурного решения Хрустального дворца, в частности, крупные читальные залы: круглый-в Лондонском Британском музее (1851 г.), четвероугольный с тонкими громадно-высокими железными колонками - в Париже (1873 г.). До конца XIX в. в мире появилось еще ряд оригинальных железностеклянных читательных залов публичных библиотек. В следующем году подобный дворец был сооружен для выставки в Нью-Йорке, в 1854 году-стеклянный дворец в Мюнхене. Наиболее распространенными повторениями сооружений типа Хрустального дворца стали торговые пассажи и сводчатые галереи. Среди них овальный концертный зал "Альберт Холл" в Лондоне на восемь тысяч человек, построенный в 1867-1871 гг. и другие .

    Первая всемирная промышленная выставка оказала влияние и на многие процессы социально-экономического развития мира и, прежде всего, Англии. Многие историки высказали мысль о том, что устройство всемирных торгово-промышленных выставок способствовало установлению мира между всеми странами и народами. Французский историк Луи Блан писал: "Выставка 1851 года породила много надежд, которые потом не осуществились, или осуществились только отчасти... Соприкосновение, в какое выставка поставила между собой различные народы, прошло не совсем бесследно, и последствия ее в этом отношении очень важны" .

    В связи с началом Крымской войны (1854-1856) Дж. Тревельян отмечал, что английскому народу наскучил мир, несмотря на прилив пацифистских разговоров, которым он предался тремя годами ранее, во время Всемирной выставки . Однако влияние всемирной выставки 1851 г. на созревание и распространение идеи достижения мира во всем мире, конечно, имело место.

    По старой привычке и по старым преданиям, люди еще дрались, войны шли своим чередом, - писал В.В. Стасов, - но народы уже выросшие и окрепшие в своем самосознании после варварских и нелепых наполеоновских войн, начинали все более и более приходить к чувству взаимной симпатии, взаимной любви и взаимной помощи. Всемирные выставки выступали помощниками и распространителями этих идей .

    Проведение первой всемирной промышленной выставки повлияло и на совершенствование народного образования в Англии. Итоги выставки заставили британское правительство проявить заботу о распространении среди населения технических знаний и навыков, а также знаний в области художественно-промышленного образования . В 1853 г. правительству был представлен билль об образовании. Среди мер, содержащихся в нем, были предложения о совершенствовании технического и научного образования, появление которых побудила всемирная выставка 1851 г. В частности, местным властям небольших городов с населением 5 тыс. человек и более разрешалось взимать местный налог на цели образования . С 1861 в Англии стала действовать новая система распространения государственной субсидии, выделяемой на цели школьного образования. Согласно этой системе каждая школа получала ту или иную сумму в зависимости от результатов экзамена, который держали все ее ученики .

    Разумеется, то были лишь первые шаги в развитии научно-технического образования трудовых слоев народа, предпринятые в период промышленного расцвета. И сделаны они были под давлением объективных потребностей общества, которое, активно внедряя новую технику и технологию в различных отраслях промышленности, не могло обойтись без образованных рабочих кадров. Повсеместное развитие элементарного народного образования в стране произошло лишь в 1870 г., когда был принят закон об образовании .

    Выставка дала импульс делу подготовки специалистов в области прикладного искусства. По инициативе английских художников, архитекторов, олицетворявших движение искусств и ремесел, и сотрудничавшего с ними во время Выставки 1851 г. немецкого зодчего Г. Земпера была создана система обучения мастеров дизайна и архитекторов на базе специальных художественных музеев. Одним из достижений этого движения явилось создание такого музея в 1857 г. в Южном Кенсингтоне (Лондон) и связанной с ним школы проектирования (дизайна). Впоследствии она стала главным центром формирования молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899 г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне.

    Наряду с воздействием международной промышленной выставки на социально-экономические факторы эволюции Англии ее проведение оказало существенное влияние на развитие капитализма и на общественный прогресс. По мнению современников выставка 1851 г. положила конец английской островной замкнутости. Англия постепенно интернационализировалась. Выставка начала работу 1 мая 1851 г. и продолжалась пять с половиной месяцев. В ней приняло участие несколько десятков стран. Грандиозная экспозиция была подразделена на четыре отдела: сырье, машины, готовые товары и прикладное искусство . Проводилась выставка под гуманным и привлекательным девизом: "Пусть все народы работают над великим делом - совершенствованием человечества". Число экспонатов составило 13937, из них 7381 англичан и 6556 иностранцев . Они представляли несколько тысяч английских и зарубежных фирм.

    Большое впечатление посетителей привлекали различные машины, изобретенные в Англии и в других индустриально развитых странах. Среди наиболее интересных экспонатов, привлекавших внимание посетителей, назовем: модели мостов и паровозов, гидравлические прессы и макет Суэцкого канала, телескопы и даггеротипы (предшественники современных фотографий), новейшие прядильные и ткацкие станки, печатная машина, дававшая за час 5 тыс. оттисков "Иллюстрированных лондонских новостей", паровой молот Круппа и электрический телеграф Сименса. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо. Высокие оценки ценителей искусства на выставке получил викторианский фарфор.

    Экспонаты Англии - машины и товары занимали на выставке больше места, чем такие же изделия всех других стран, вместе взятых . В большей степени изделия машиностроения были представлены английскими фирмами. Литейное предприятие англичан Хьюзов, позже прославившее себя тем, что в 1828 г. отлило детали для знаменитого Биг-Бена, демонстрировало формовочный стенд для литья колоколов.

    По производству машин Англия занимала тогда первое место в мире. Более того, в ту пору она была в мире основным поставщиком машин, многие британские фирмы снискали себе хорошую репутацию. Покупатели, как правило, отмечали высокие качества и прочность их станков и машин, наличие специальных конструктивных приспособлений. Большое внимание посетителей привлекали машины, показанные в действии. Выставка заявила человечеству о том, что мир вступил в век изделий из металла и машин.

    Широко были представлены и роскошные ювелирные изделия, и огромные вазы из яшмы, и потоки сукна и кружев, и мебель самых различных стилей и даже целые дворики, построенные в подражание архитектуре разных эпох (например, "средневековый дворик"). Император Австрии Франц-Иосиф прислал в подарок королеве Виктории огромный книжный шкаф, который был украшен искусной резьбой, что напоминало фасад средневекового собора. Подарок императора также экспонировался в Хрустальном дворце.

    Почти все первые премии достались англичанам. Первая всемирная выставка стала рекламой английских товаров, заметно повлияла на развитие торговли: в ходе ее было заключено много контрактов на поставки английской продукции . Выставка 1851 г. продемонстрировала бурное развитие британской промышленности и возвестила о наступлении эры британского владычества на значительной части планеты. Не будет преувеличением сказать, что Выставка свидетельствовала о бурном преобразовании всего британского общества. Это стало результатом промышленного переворота, начавшегося в Англии во второй половине XVIII в.

    Выставку посетило более 6 млн. человек. Доходы превысили расходы, которые пошли на ее устройство, почти вдвое.

    Всемирный смотр изделий и производителей явил собой один из первых крупных международных шагов в пропаганде успехов и превосходства достижений Британии. Выставка 1851 г. разогрела национальную гордость - в душе народа (читай: английских деловых кругов и аристократии) не осталось места для других чувств .

    Однако даже во время выставки в среде британских либеральных авторов и изданий раздавались голоса, которые обращали внимание на тяжелое положение огромной армии людей труда, создающих все эти превосходные товары и изделия. Либеральный историк Дж.М. Тревельян отмечал, что, когда весь мир приходил на всемирную выставку восхищаться богатством, прогрессом и просвещением Англии, полезно было бы сделать "выставку" тех жилищ, в которых ютилась беднота, чтобы показать восхищенным иностранным посетителям некоторые из опасностей, которые преграждали путь столь громко восхваляемой викторианской эпохе .

    Всемирная промышленная выставка 1862 г. в Лондоне оставила не столь заметный след, как выставка 1851 г. Но и к этой выставке внимание мировой общественности было значительным.

    В конце 50-х гг. XIX в. в Англии был подъем экономики, активизировалась экономическая деятельность тред-юнионов и кооператоров, наблюдалось затухание классовой борьбы. Однако развитие социально-экономических процессов в обществе не проходило гладко. Британскую промышленность поразил экономический кризис 1857-1858 гг., который приобрел характер всемирного. В 1861-1862 гг. наступила глубокая депрессия. Это произошло в дни выставки 1862 г. Вот свидетельство современника, написанное в день ее открытия: "Дела очень плохи... Манчестер совсем в крайности. Ланкашир совсем изнемогает. Надо же так, чтобы праздник промышленности праздновался именно в тот самый час, когда промышленность выносит тяжкий кризис" . Гражданская война в США, начавшаяся в 1861 г., привела к приостановлению поступления американского хлопка в Англию. Это вызвало массовые закрытия хлопчатобумажных фабрик.

    Английские правящие круги сделали все, чтобы, как и было намечено, открыть 1 мая 1862 года вторую в Лондоне (третью по счету) всемирную промышленную выставку, которая действовала до ноября того же года. На выставке было представлено 29800 экспонатов, а число посетителей составило 6 млн. 211 тыс. человек. И это по тому времени очень значительное число, если учесть, что в Лондоне тогда насчитывалось 2800000 жителей.

    Отделы выставки (всего 25) были созданы по принципу: одна страна - один отдел. Однако, под экспонаты Англии отводилось шесть отделов (с 20 по 25) .

    Готовясь к выставке 1862 г., английская буржуазия стремилась перещеголять всех. Был построен новый дворец для всемирной выставки в Южном Кенсингтоне, расположенный рядом с Гайд-парком. Здание возвели за 12 месяцев, стоило оно более двух с половиной миллионов фунтов стерлингов . Автором проекта был капитан Ф. Фоук, который пользовался расположением принца Альберта. Дворец выставки обладал удивительной притягательной силой, им гордился Южный Кенсингтон . Неслучайно устроители выставки надеялись, что она будет блистательной. Поэт А. Теннисон написал стихи на открытие выставки, а композитор С. Беннет положил эти стихи на музыку.

    Промышленность Англии и других ведущих стран мира продолжала развиваться, оплодотворенная новыми научно-техническими открытиями. В тот период появился и воздухонагревательный аппарат для горячего дутья в доменных печах, созданный Э. Каупером, получила распространение конструкция парового молота, предложенная Д. Нэсмитом и ряд других изобретений . С 1860 г. становится промышленным изделием двигатель на газовом топливе. В 1861 г. был изобретен универсальный фрезерный станок.

    В США в 50-60-е годы появились идеальные условия для механизации полевых работ в сельском хозяйстве. С. Маккормиком изобретена современная жатка. Она снизила затраты труда на одну треть. Не очень сложная переделка жатки породила сенокосилку, которая распространилась в США в 1856 г. Там появились и другие автоматизированные уборочные машины.

    Что касается России, то здесь в силу ряда причин (одна из главных - крепостничество) промышленный переворот произошел куда позже, чем в передовых странах Запада. Однако ее талантливые умельцы создали немало превосходных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на всемирной выставке 1862 г. в Лондоне. Накануне, в 1861 г. в Санкт-Петербурге состоялась выставка русской мануфактурной промышленности. Среди ее экспонатов были разнообразные изделия. Кроме железа листового и полосового, экспонировались гвозди, столы, диваны, решетки, кованные из железа, отлитые из чугуна статуэтки и др. Особенно привлекали внимание скульптуры самых изящных форм - отливки мастеров Каслинского и других уральских заводов. Наиболее выдающиеся экспонаты Санкт-Петербургской выставки заняли достойное место и на всемирной выставке в Лондоне.

    На лондонской выставке 1862 г. также впервые осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет. Современники отмечали, что среди экспонатов этой выставки преобладали картины, скульптуры и иные художественные изделия. Большое внимание привлекала в высшей степени изящная мебель, особенно небольших габаритов из черного дерева в стиле Ренессанс, выдвижные ящики которой отделаны слоновой костью.

    С большим успехом экспонировались здесь и статуя Венеры в исполнении знаменитого английского скульптора Джибсона и прекрасные картины известного художника Великобритании Тэрнера. В целом, как писал Луи Блан, английская школа искусства предстала на выставке 1862 г. с величественным блеском .

    Среди английских экспонатов выставки, отмеченных медалями была и фирма "Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°", которая демонстрировала цветное стекло, декорированную мебель и вышитые изделия. Возглавлял фирму 28-летний художник и поэт У. Моррис, позднее получивший известность в Англии и за рубежом и как теоретик искусства, писатель-утопист, видный деятель социалистического движения .

    Наград удостоилось немало французских экспонентов. Почетные места здесь заняли также ряд представителей России, Австрии и других стран.

    Большое внимание англичан и иностранных гостей привлекла церемония раздачи наград экспонентам, произведения которых получили официальное признание, имевшая место 12 июня 1862 г. Торжество по случаю вручения наград победителям своеобразного состязания ("великая публичная церемония" ) было обставлено весьма пышно, даже помпезно. Внутри здания выставки открылось блистательное зрелище. По описанию очевидца, "важные особы, седовласые государственные мужи, министры, мыслители, торжественно парадируют кругом здания, облаченные в разного рода живописные костюмы". Среди присутствовавших официальных лиц премьер-министр Великобритании лорд г. Пальмерстон, видные политические деятели страны, лидеры ведущих политических партий - вигов и тори, бывшие и будущие премьер-министры У. Гладстон, Б. Дизраэли, граф Д. Рассел, из почетных зарубежных гостей - египетский паша. Открывал церемонию раздачи наград как самою выставку 1 мая, лорд Грэнвилл. С кратким ответным словом обратился к собравшимся герцог Кэмбриджский. В промежутке между их речами прочел отчет лорд Таунтон, президент присяжных (их было 615, в том числе 328 англичан), которым было поручено оценить все экспонаты. От имени этого своего рода независимого суда, он сообщил, что присяжные образовали 65 советов, работа которых продолжалась два месяца. Оценки проводились по 36 категориям (классам), на которые были подразделены все выставленные предметы. Число присужденных медалей было 7 тыс., а число почетных отзывов - 5300, больше по сравнению с выставкой 1851 г., но менее, чем на Парижской выставке 1855 года.

    Более 100 лет отделяет нас от первых всемирных промышленных выставок. С тех пор их состоялось более сорока. Они сыграли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также в развитии торговли между государствами. Выставки способствовали и ускорению научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, в переработке продукции сельского хозяйства, других отраслях экономики, оказали существенное позитивное воздействие на ускорение объективного процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.

    Русский поэт и очеркист М.И. Михайлов, посетивший в 1859 г. Лондон, под впечатлением увиденного Хрустального дворца и других новейших достижений в промышленности и строительстве Англии и отдавая дань способностям английского народа назвал XIX столетие "наш прославленный положительностью век" Гайд-парка на Сайденхемский холм в южном Лондоне. На новом месте помещения дворца использовались для проведения национальных выставок, музыкальных фестивалей, праздничных фейерверков, концертов и званых обедов. Словом, для четырех поколений англичан он был местом развлечений и центром демонстрации достижений науки, техники и искусства. В конце ноября 1936 г. в результате пожара здание полностью разрушилось. Оставшиеся от него две башни были снесены в 1940 г. - См.:

    32. Weekly М . William Morris. London, 1934, p. 62.

    33. Михайлов М.И. Лондонские заметки в кн. "Русские очерки", т. 1, М., 1956, с. 478.

    Всемирная выставка ЭКСПО или WorldExpo – это не только крупнейшая международная выставка новейших научно-технических достижений, но и история, традиции и культура стран всего мира. ЭКСПО проводится в разных странах с 1851 года, каждая выставка имеет отдельную тему.Первая ЭКСПО состоялась в Хрустальном дворце в Гайд-парке в Лондоне. Именно здесь был представлен первый телефон.

    С 10 июня по 10 сентября 2017 года ЭКСПО проходит в Астане.

    Основная тема выставки - «Энергия Будущего».

    Она отражает озабоченность международного сообщества проблемой энергопотребления, которое оказывает все большее влияние на планету. Главная цель Выставки – призыв к ответственности, стимулирование дискуссий и формирование знаний с тем, чтобы люди научились планировать и контролировать энергопотребление на планете, минимизируя ущерб для природы.

    В ЭКСПО-2017 принимают участие 115 стран и 22 международные организации. Общая площадь выставочного комплекса равна 174 гектарам. Из них 25 гектаров отведено непосредственно под выставочную зону, которая вместила в себя Национальный павильон Казахстана, международные, тематические и корпоративные павильоны.

    История возникновения Всемирных универсальных выставок

    Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия большого количества стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

    Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

    Всемирные выставки всегда были базой для ознакомления со всевозможными изобретениями и новинками.

    После войны организаторы выставок стали уделять внимание не только достижениям в сфере технологий, но и к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством, например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.

    Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств - претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.

    Было инициировано принцем Альбертом. Главной достопримечательностью выставки стал Хрустальный дворец, спроектированный Джозефом Пакстоном из железа и стекла. Наряду с экспонатами, внутри вдоль главных проходов были размещены деревья и скульптуры. После закрытия выставки здание было перенесено в новый парк, но в 1936 году оно сгорело.

    В 1928 году было образовано Международное бюро выставок (Bureau International des Expositions, BIE), курирующее международные экспозиции более 100 стран-членов.

    На Универсальных выставках были величайшие изобретения человечества, инновационные для своего времени технологии, всемирно известные памятники и сооружения.

    В 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии (США) Александр Белл впервые представил широкой публике телефон.

    В 1889 году в качестве входных ворот специально ко Всемирной выставке в Париже (Франция) была построена Эйфелева башня.

    В 1893 году посетители Всемирной выставки в Чикаго (США) осматривали территорию с высоты 80 метров при помощи первого в мире колеса обозрения.

    В 1901 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) впервые был представлен рентгеновский аппарат.

    В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) представлены первые коммерческие образцы люминесцентной лампы.

    В 1958 году ко Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) был построен стометровый Атомиум как символ мирной ядерной эпохи.

    В 1970 году на Всемирной выставке в Осаке (Япония) представили одну из первых моделей сотового телефона.

    В 1982 году на Всемирной выставке в Ноксвилле (США) представлен прототип сенсорного экрана.

    Для проведения каждой Всемирной выставки городом-организатором выделяется пространство, на котором страны-участники возводят собственные выставочные павильоны. Каждая новая выставка "ЭКСПО" посвящена единой глобальной теме.

    Всемирная выставка "ЭКСПО-2015" пройдет в Милане с 1 мая по 31 октября 2015 года. Тема выставки — "Питание для планеты. Энергия для жизни".

    К 2050 году население планеты составит девять миллиардов человек, поэтому проблема питания сегодня наиболее актуальна.

    Всемирная выставка рассмотрит эту тему с экономической, научной и культурно-социальной точек зрения, объединив для ее решения лучшие интеллектуальные ресурсы человечества.

    Для наиболее полного раскрытия основной темы выставки организаторы определили семь ключевых направлений : солидарность и сотрудничество в пищевой сфере; наука для безопасности и качества пищи, продовольственной безопасности; технология для сельского хозяйства и биоразнообразие; еда и улучшение образа жизни; правильное и здоровое питание; питание в культурах народов мира и этнических группах; инновации в цепи поставок сельхозпродукции.

    Милан не случайно выбран в качестве города-организатора. Обладая репутацией центра европейской моды и стиля, Милан также выступает промышленным центром Италии — страны, известной своими достопримечательностями, самобытной культурой, традициями и кухней.

    Павильоны "ЭКСПО" размещаются на острове, окруженном искусственными каналами. Остров разделен на четыре части двумя главными перпендикулярными улицами, на пересечении которых расположится Площадь Италии. На острове помимо павильонов возведены Дворец Италии, в котором пройдут официальные церемонии и приемы, арена для проведения культурно-зрелищных мероприятий, а также амфитеатр.

    История участия России во Всемирных выставках насчитывает более полутора веков, начиная с самой первой "ЭКСПО" в Лондоне.

    Соблюдая традицию, в 2015 году в Милане возведен российский павильон под девизом "Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего".

    Архитектурная концепция павильона была создана в бюро Speech Сергеем Чобаном, проектировавшим Башню Федерации в Москве, Дом Акваре в Берлине и Невскую ратушу в Санкт-Петербурге, Алексеем Ильиным и Мариной Кузнецкой. Павильон 2015 года олицетворяет собой молниеносное движение, устремленность ввысь.

    На его строительство Россия выделила более 2 миллиардов рублей.

    Во время работы выставки экспозиция российского павильона будет меняться каждые две недели в зависимости от того, какой из регионов будет представлен на "ЭКСПО".

    Российский павильон продемонстрирует масштабы страны в аспекте продовольствия: мировые запасы воды и пахотных земель, личности великих российских ученых и их труды, многообразие национальных кухонь и традиций народов России.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников