Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Как составить резюме: наши советы соискателям
  • Сеть постаматов и пунктов выдачи PickPoint, Россия - «~Постамат PickPoint
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм. Свободная торговля или протекционизм

    Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм. Свободная торговля или протекционизм

    Протекционизм государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

    Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю.

    Одна из важнейших задач государства – это определение разумного уровня защиты внутреннего рынка. Рассмотрим аргументы за и против протекционизма, которые активно используются в современных экономических условиях.

    Аргументы против протекционизма:

    1. Протекционизм не позволяет стране получить выгоды от использования сравнительных преимуществ.

    2. Тариф снижает экономический рост, поскольку при более высоких ценах сокращается внутреннее потребление товаров.

    3. Импортный тариф косвенно снижает экспорт, поскольку экспортируемые товары могут содержать импортируемые компоненты.

    4. Введение тарифа приводит к росту цен, что увеличивает налоговое бремя на потребителей. Именно они расплачиваются за введение тарифа. Потребители оплачивают издержки неэффективно работающих отечественных предприятий.

    Эксперты Всемирного банка оценивают прямые издержки протекционизма, связанные со снижением уровня благосостояния потребителей, в размере 1-2% ВВП. Косвенные издержки протекционизма (потери от контрабанды, затрата ресурсов на лоббирование, потери, вызванные уклонением от уплаты тарифов) оцениваются в размере 4-6% ВВП.

    Указанные аргументы нуждаются в критическом комментарии.

    Рассмотрим первый аргумент в защиту свободы торговли.

    Пример. Пусть страна А имеет относительное преимущество по сырью, а страна Б – по высокотехнологичной продукции (табл. 7.3).


    Таблица 7.3

    Издержки на производство единицы товаров

    В соответствии с теориями Д. Рикардо и Хекшера-Олина страна А должна производить исключительно сырье, обменивая его на высокотехнологичную продукцию, выпускаемую в стране Б. В краткосрочной перспективе обе страны от взаимной торговли выиграют, но выигрыш страны Б будет несопоставимо больше, чем страны А. В долгосрочной перспективе специализация страны А на сырье закрепляет ее экономическую отсталость. Тем самым свобода торговли в долгосрочной перспективе оказывается выгодной высокоразвитым странам.

    Второй аргумент основан на подмене экономических понятий, поскольку экономический рост в стране будет наблюдаться лишь при увеличении производства собственных товаров.

    Третий аргумент не направлен против протекционизма, а говорит лишь о необходимости разумного подхода к установлению тарифов.

    В краткосрочной перспективе либерализация внешней торговли действительно выгодна большому количеству потребителей, которые получат возможность приобретать импортные товары по более низким ценам. Она не выгодна небольшому количеству предприятий – производителей, которых высокий тариф защищает от иностранной конкуренции. Однако деятельность этих предприятий создает новые рабочие места.



    Кроме того, следует иметь в виду, что свобода торговли выгодна странам с более развитой экономикой, имеющей меньшие издержки производства. Но на начальном этапе своего развития эти страны (Англия – в XVII-XVIIIвв., США – в XIX и начале XX вв.) активно использовали протекционизм.

    Аргументы в пользу протекционизма:

    1. Защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно развиты в других, нуждаются в защите. Недостаток – сложно определить необходимые отрасли.

    2. Необходимость поддержания отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность или национальную независимость страны. Недостаток – неэкономический аргумент.

    3. Проведение стратегической внешнеторговой политики. Она имеет смысл в условиях олигополистической конкуренции, когда небольшое количество предприятий отрасли получают сверхприбыли. В этом случае вмешательство государства создает отечественным производителям условия для получения большей доли прибыли.

    Все эти аргументы справедливы, но они могут быть использованы лоббистами для отстаивания собственных экономических интересов.

    В торговой политике всегда были недопонимания, людей больше всего интересовало следующее направление. Почему те государства, которые обладают огромными ресурсами, беднеют на глазах, а другие, которые обладают только человеческими ресурсами, богатели и, причем быстро. Этот вопрос составляет один из самых сложных, но, в тоже время, интересных проблем в международной экономике. Внутри экономики сформировались научные направления - протекционизм и свободная торговля . Сторонник свободной торговли утверждают, сто структуру должен формировать рынок. А сторонники протекционизма считают, что государство должно защищать отечественных производителей от вмешательства иностранной конкуренции.

    Свободная торговля - это принцип, предусматривающий и услугами между странами, освобожденный в максимальной степени от тарифных и нетарифных преград. хотя и может достигать эффективное размещение своих ресурсов, высокого уровня своего материального состояния именно благодаря свободной торговле. Но, тем не менее, свободная торговля сталкивается с огромным количеством проблем:

    Необходимо обеспечить оборону. Это направление хоть и относится в большей степени к военно-политической жизни, но этот аргумент необходимо выполнять также и с экономической стороны. В этом случае отрасли, которые связаны с национальной обороной, поддерживаются правительством. А это, в свою очередь, является самой основной причиной того, чтобы защитить отечественные некоторые отрасли. Такое явление влечет за собой большие экономические и социальные издержки, которые полностью оправдывают такое понятие, как необходимость усиливать национальную безопасность.

    Необходимо увеличить внутреннюю занятость. Как говорят многие сторонники протекционизма, с его введением создаются новые рабочие места, в то время как свободная торговля может привести к безработице. Но, на самом же деле, свободная торговля только лишь изменяет тип занятости, а не приводит ее к сокращению. Но все-таки свободная торговля может понижать спрос на товары некоторых отечественных производителей, а это и приводит к безработице в отраслях. Ресурсы ограничиваются и те ресурсы, которые не используются полностью, все же не остаются без присмотра. Здесь необходимо проводить хорошую налоговую и денежную политику.

    Необходимо проводить диверсификацию ради стабильной работы. Торговые барьеры могут быть необходимы для диверсификации, которая способна оградить внутреннюю экономику от того, чтобы на нее не повлияли политические международные события. Также диверсификация способствует спаду производства за пределами родной страны, обеспечивает стабильность внутри страны. Но при этом, также неэффективны и огромны.

    Необходимо защищать молодые отрасли, которые не смогли еще достигнуть экономического масштаба. В этом случае предлагается защита от конкуренции, которая может выходить от других стран.

    Необходимо применить дешевую рабочую иностранную силу. Многие утверждают, что при помощи протекционизма можно оградить отечественных рабочих и фирм от конкуренции, которая исходит со всех сторон, в которых намного выше. Если не принимать оградительные меры, то отечественные работники могут получать такой же низкий уровень заработной платы, как те работники, которые работают в менее развитой стране.

    А вообще, термин предполагает несколько направлений:

    Улучшение благосостояния наций, где применяется международная специализация производства;

    Повышение качества продукции в результате роста международной конкурентности;

    Оптимизацию процесса распределения ресурсов;

    Способствованию международной концентрации выпуска и производство товаров.

    В области международной торговли центральным вопросом для теоретиков является вопрос практический: что выбрать для обеспечения экономического развития – свободу торговли или протекционизм?

    Свобода торговли (фритредерство) отсутствие установленных правительством барьеров в торговле между отдель­ными лицами и фирмами разных стран.

    Протекционизм – защита национальных производителей от иностран­ных конкурентов с помощью торговых барьеров.

    Свобода торговли обладает многими достоинствами. Благодаря сво­бодной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

    Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию. Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологи ям с наиболее низкими издержками.

    Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

    Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны пе­ребросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их ис­пользования на неэффективное в целях удовлетворения своих разно­образных потребностей.

    Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привиле­гии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

    Классическая теория, обогащенная экономической мыслью XIX и XX веков, дает четкий ответ на поставленный выше вопрос: толь­ко свободный обмен позволяет достичь экономического оптимума как на мировом уровне, так и на уровне каждой страны.

    Анализ международного обмена за последние десятилетия внес некоторые уточнения в это суждение. Однако концепция свободы тор­говли и сегодня остается преобладающей.

    Тем не менее в реальности идея «свободной торговли» безогово­рочно поддерживается лишь в уставах международных организаций и в учебниках по международным экономическим отношениям.

    Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.

    Публикуемый Международным валютным фондом перечень таких ограничений занимает десятки страниц.

    Исторически доктрина «свободной торговли» сосуществовала с «ростками» протекционизма.

    В начале XX века австрийский экономист Р. Шуллер способство­вал широкому распространению теории «неиспользованных факторов производства». Он считал, что незначительный тариф может приве­сти к включению в производство дополнительных факторов, прежде всего рабочей силы и земли. Кроме того, утверждал Р. Шуллер, про­текционизм в соответствии с неоклассической концепцией должен вводить дополнительные стимулы для импорта капитала или иммиг­рации рабочей силы, а также расширять национальное производство.

    Румынский ученый М. Манойлеску в это же время связывал протекционизм с несовершенством отраслевого распределения рабочей силы в менее развитых странах Европы.

    Названные ученые рассматривали протекционизм с учетом изме­ненных условий функционирования неоклассической концепции. В обоих случаях речь шла об отсталых европейских странах с преиму­щественно сельским населением.

    В настоящее время доводы в защиту национальной промышленности стали более разнообразными и завуалированными. Остановимся на наиболее популярных и часто встречающихся.

    1. Необходимость защиты нарождающейся национальной промыш­ленности.

    Этот довод начинается с замечания, что фирмы учатся эффек­тивному производству фактически в процессе своего функциониро­вания. Если на начальном этапе у отечественных фирм отсутствует опыт и они имеют высокие издержки, то как же они смогут продать достаточное количество товара, научиться производить его дешевле, чем производят иностранцы?

    Поэтому считается, что молодым отраслям должна оказываться протекция с помощью тарифа до тех пор, пока они не «повзросле­ют» и не станут конкурировать на равных условиях с более опытны­ми иностранными производителями.

    Действительно, существуют ситуации, требующие защиты моло­дых отраслей. Но введение тарифа – не лучший способ достижения этой цели по двум причинам.

    Во-первых, производственная субсидия лучше тарифа. Нет при­чин облагать налогом потребителей в течение того периода, пока оте­чественные производители набираются опыта; тариф только сокра­щает внутренний рынок.

    Во-вторых, на практике существует большая опасность поощрять отрасли, которые никогда не дорастут до того, чтобы стать конкуренто­способными, и по этой причине всегда будет трудно отменить тарифы или субсидии, раз они уже введены.

    Особо широкое распространение этот довод получил с появлени­ем в международном разделении труда развивающихся стран, для ко­торых характерна нехватка капитала.

    2. Необходимость защиты рабочих мест.

    Введение таможенного тарифа, безусловно, может повысить уро­вень занятости в национальной промышленности. Однако это верно лишь постольку, поскольку невозможно проведение альтернативных программ использования рабочей силы. Приемлемость решения про­блемы безработицы за счет повышения импортного тарифа будет оп­ределяться тем, носит ли данная безработица структурный или вре­менный (конъюнктурный) характер. Введение тарифа ничего не из­менит в случае сохранения заведомо обреченной отрасли.

    Выход будет заключаться в проведении альтернативных программ использования рабочей силы, включая переподготовку или просто досрочный выход на пенсию.

    Следует заметить, что стоимость рабочих мест, сохраненных в про­мышленно развитых странах благодаря протекционизму, непомерно велика. Она оценивается в 40 тыс. долларов на одно рабочее место в британской автомобильной промышленности (эквивалент годовой за­работной платы четырех рабочих); в 110 тыс. долларов на одно рабо­чее место в американской автомобильной промышленности (годовая зарплата шести рабочих); в 120 тыс. долларов на одно рабочее место в британском производстве видео­магнитофонов (годовая заработная плата десяти рабочих).

    3. Национальная оборона.

    Одним из наиболее старых аргументов в пользу тарифа является следующий: страна может счесть необходимой защиту отечественных отраслей, производящих стратегические материалы, чтобы не стать очень зависимой от иностранных поставок, которые в чрезвычайной ситуации или в случае войны могут быть прекращены.

    Этот аргумент имеет под собой некоторое основание. Например, страна не может полагаться в снабжении боеприпасами на своего главного потенциального противника. Тем не менее каждый случай следует тщательно анализировать: нет ли каких-нибудь других средств, с помощью которых можно достичь тех же целей успешнее, чем введением тарифов.

    Перечень экономических и политических обоснований для введе ния протекционизма можно было бы продолжить. Сюда относятся доводы в пользу сохранения стабильности национальной валюты, урегулирование платежного баланса и др.

    Однако все эти аргументы в пользу тарифа не могут доказать его преимущества по сравнению с другими мероприятиями экономической политики.

    Тарифы могут быть полностью оправданы только в том случае, когда страна бедна, а ее правительство настолько беспомощно, что тарифы являются жизненно важным источником средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности.

    Отклонение от политики свободной торговли допускается также в следующих случаях:

    1) если страна способна оказывать влияние на мировые цены. В этом случае можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш;

    2) когда в экономике страны существуют внутренние неразреши­мые проблемы, введение тарифа может оказаться полезнее, чем эко­номическая пассивность;

    3) при решении отдельных чисто внешнеторговых проблем введе­ние таможенных тарифов иногда является эффективнее любых дру­гих экономических мероприятий;

    4) таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкури­рующих с импортом, даже если совокупное состояние на­ции при этом снижается.

    Подводя итог всему вышеизложенному по поводу выбора внешне­торговой политики государства, можно сделать следующий вывод: очевидно, должно быть найдено равновесие между свободой торговли и протекционизмом. Это равновесие тем более благоприятно для гло­бального прогресса мировой экономики, чем больше оно повернуто в сторону свободы торговли; однако любые излишества в этой обла­сти неизбежно усиливают неравновесие между странами в пользу наиболее сильных и в ущерб наиболее слабым.

    Торговая политика значительно отклоняется от предписаний эконо­мического анализа. Политические реалии часто ведут к большему повы­шению таможенных барьеров, чем это можно было бы оправдать стрем­лением максимизировать общее экономическое благосостояние.

    Это не означает, что экономический анализ потерял значение. Экономисты, изучающие торговую политику, продолжают исполь­зовать экономический анализ, потому что он открывает дорогу к по­ниманию экономических связей между участниками рынка. Базисная теория торговой политики может быть использована любой группой (потребителями или производителями), независимо от характера ее экономических интересов.

    Рассчитанные показатели чистого национального и мирового эф­фекта могут быть использованы экономистами в ходе дебатов по вопросам торговой политики. Таким образом экономическая теория вносит решающий вклад в выработку политических решений.

    Предыдущая

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Кемеровский государственный университет»

    Экономический факультет (ОДО)

    Заочная форма обучения

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: Мировая экономика

    тема: Свобода торговли и протекционизм

    (Вариант №5)

    Кемерово 2009

    ПЛАН

    ВВЕДЕНИЕ 3

    Глава 1. Свобода торговли и протекционизм как формы

    внешнеторговой политики государства 4

    Глава 2. Инструменты торговой политики 6

    Глава 3. Аргументы за и против протекционизма 10

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

    ВВЕДЕНИЕ

    Споры о том, что лучше -- протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, -- предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли.

    С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция -- страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой -- это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися -- это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой -- это товары традиционного экспорта.

    Поэтому основными задачами написания данной контрольной работы являются:

    1) Раскрытие понятий «свобода торговли» и «протекционизм» как форм внешнеторговой политики государства;

    2) Изучение инструментов свободы торговли и протекционизма;

    3) Определить аргументы за и против протекционизма и свободы торговли.

    ГЛАВА 1. Свобода торговли и протекционизм как формы внешнеторговой политики государства

    Внешнеторговая политика - это совокупность государственных средств и методов в сфере внешней торговли, направлена на регулирование экспорта и импорта. Реализация внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях, в целом и по отдельным странам, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.

    Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеторговую деятельность, к ее сфере относится международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

    Основной целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, к которым относятся:

    · изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

    · изменение объема экспорта и импорта;

    · изменение структуры внешней торговли;

    · обеспечение страны необходимыми ресурсами;

    · изменение соотношения экспортных и импортных цен.

    Государственное регулирование международной торговли может быть:

    1) Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультации с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политической напряженности между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот).

    2) Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересы другой, страны могут согласовывать технические требования по маркировке, упаковке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и пр.

    3) Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашение о сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС).

    В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

    1) Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии.

    2) Свобода торговли (free trade) -- политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. К основным методам свободной торговли относят: демпинг (продажа товаров по искусственно заниженным ценам); нетарифные методы регулирования (рецензирование и стандартизование).

    Политика протекционизма, как и политика либерализма в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

    Ш селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;

    Ш отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

    Ш коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

    Ш скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

    И протекционизм, и свобода торговли отражают, прежде всего, реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. Как правило, в своей внешнеэкономической политике государства используют оба инструмента регулирования в зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Это может быть установление минимально гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, прямые субсидии производителям, льготные условия приобретения средств производства, квотирование объемов производства, установление ограничений на импорт с целью защиты национальных фермеров и пр.

    ГЛАВА 2. Инструменты торговой политики

    Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты, отвечающие в наибольшей мере уровню развития производительных сил конкретной социально-экономической ситуации.

    Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

    Инструмент торговой политики

    Регулирует преимущественно

    Тарифные

    Таможенные пошлины

    Тарифная квота

    Нетарифные

    количественные

    Квотирование

    Лицензирование

    «Добровольные ограничения»

    Государственные закупки

    Требования о содержании местных компонентов

    Технические барьеры

    Налоги и сборы

    финансовые

    Субсидии

    Кредитование

    Рисунок 1. Классификация инструментов торговой политики

    1) Тарифные инструменты.

    а) Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам.

    Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используют для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.

    Функции таможенной пошлины:

    · фискальная - пошлины являются одной из статей доходной части бюджета;

    · протекционистская (защитная) - относится к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    · балансировочная - относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    б) Тарифная квота - разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

    2) Нетарифные инструменты.

    а) Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

    К инструментам количественного ограничения относят квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения».

    Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. В эту категорию входят контингенты «глобальные», действующие в отношении отдельных стран и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.

    Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

    «Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

    б) Виды скрытого протекционизма.

    По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. К ним относятся:

    а) Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и др.

    б) Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке

    в) Требования о содержании местных компонентов - скрытые методы торговой политики, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

    3) Финансовые методы торговой политики

    а) Субсидии - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

    б) Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

    в) Демпинг - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

    ГЛАВА 3. Аргументы за и против протекционизма

    Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они используются практически всеми странами мира. Это объяс-няется с одной стороны, наличием эффекта перераспределения до-ходов, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для -которых политика протекционизма выгодна.

    1) Стимулирование производства и увеличение занятости.

    Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта позволяет:

    а) поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность;

    б) увеличить совокупный спрос в стране, что приведет к росту производства и занятости

    В тоже время политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, может привести к тому, что отечественное производство перестанет развиваться. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость связную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции.

    2) Защита молодых отраслей.

    Сторонники протекционизма приводят такой аргумент что, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться.

    Противники протекционизма считают, что:

    а) достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны;

    б) протекционизм в отношении молодых отраслей может значительно снизить стимулы к повышению их эффективности.

    3) Увеличение доходов государственного бюджета.

    Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при недостаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

    В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия:

    1) Обострение государственных противоречий. Следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли, скорее всего, станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые могут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.

    2) Сокращение экспорта и ухудшение торгового баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1) Основными формами внешнеторговой политики государства являются свобода торговли и протекционизм. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в определенных пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

    2) Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

    3) В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. 1. Международная макроэкономика; движение товаров и факторов производства. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2006.

    2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА_М, 2007. -640 с.

    3. Курс экономической теории учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н./ - 6-е, исправле6нное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2007.

    4. Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Издательство НОРМА, 2003.

    Подобные документы

      Внешнеторговый протекционизм, его виды, методы. "Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ). Преимущества и недостатки протекционизма. Внешнеторговая политика России: свобода торговли или протекционизм? Возможные пути улучшения внешнеторговой политики.

      контрольная работа , добавлен 04.12.2007

      Сущность и значение международной торговли. Крупнейшие страны по внешнеторговому обороту за 2009 год. Понятие и основные виды протекционизма. Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей.

      реферат , добавлен 25.03.2011

      Цели внешнеторговой политики. Противоположные виды внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Таможенные тарифы, ставка пошлины. Направление действия пошлин, нетарифные барьеры. Тенденции развития внешнеторговой политики России.

      курсовая работа , добавлен 15.03.2010

      Обеспечение экономического развития страны. Развитие внешней торговли. Основные понятия протекционизма. Государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Аргументы "за" и "против" протекционизма, формы протекционизма.

      реферат , добавлен 11.11.2013

      Основные методы регулирования внешнеторговой политики. Протекционизм и фритредерство. Специфика товарной структуры импорта, экспорта России. Участие страны во Всемирной Торговой Организации. Изменение внешнеторгового оборота в результате вступления в ВТО.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2013

      Основные теории международной торговли. Сущность и роль внешней торговли в экономике страны. Внешнеторговая политика России. Возможность развития внешнеторговой политики страны в условиях глобализации мировой торговли. Инструменты торговой политики.

      курсовая работа , добавлен 16.04.2015

      Сущность политики фритредерства и политики протекционизма. Методы влияния государства на внешнеэкономические отношения. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики, демпинг. Понятие и виды таможенных тарифов, тарифы на экспорт и импорт.

      контрольная работа , добавлен 13.12.2010

      Сущность внешнеэкономической политики Республики Беларусь. Развитие методов протекционизма и свободной торговли. Динамика внешней торговли РБ. Развитие торгово-экономических отношений со странами Содружества Независимых Государств и Европейского Союза.

      контрольная работа , добавлен 02.12.2013

      Рассмотрение понятия и основных видов протекционизма - политики покровительства отечественному товаропроизводителю. Ознакомление с типами дискриминационных мер, принятыми на антикризисном саммите и направленными на либерализацию международной торговли.

      реферат , добавлен 27.02.2012

      Сущность и основные теории международной торговли. Понятие, цели и направления внешнеторговой политики. Характеристика инструментов международной политики. Сравнительная характеристика внешнеторговой политики и отношений Китая и Российской Федерации.

    Центральный вопрос внешнеторговой политики: что выбирать для обеспечения экономического развития страны - свободу торговли или протекционизм?

    Почему это является главным?

    Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рыынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

    Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

    Зависимость от импорта может привести к нежелательной за-висимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

    Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рышке. Противоречивое влияние внешней торговли на экономику

    создало два противоположных подхода к ее развитию: протекционизм и защита свободы торговли.

    В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?

    Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

    Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?

    а) защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

    б) протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;

    в) в целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способ защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых депрессивных регионов (наблюдается отставание промышленных отраслей), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой).

    Защита свободы торговли

    Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограничении.

    Главный аргумент в пользу свободы торговли - сравнительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли заключены в том, что она:

    а) способствует международной специализации страны;

    б) облегчает развитие конкуренции;

    в) расширяет товарные рынки;

    г) удешевляет товары для потребителей внутри страны. Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном

    В период XVII-XVIII вв. преобладал протекционизм. Например, из Англии быпл запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продававшие товары в Англии, быгли обязаны, во-первых, израсходовать выыручку на покупку английских товаров, во-вторыых, обменять национальные деньги на английские. Основной целью внешнеторговой политики этого периода было создание национальной промышленности.

    В середине XIX в. Англия проводила политику свободной торговли - «фритредерства». Причина кроется в том, что Англия в этот период была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей быыли невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX в. преобладал протекционизм. Это быгло необходимо для становления и укрепления молодой национальной промышленности. XX в. породил новые формы протекционизма. Они осуществлялись с целью про-никновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной промышленности.

    Еще по теме 2.4. Регулирование внешней торговли. Протекционизм и свобода торговли:

    1. Выбор политики фритредерства (свободной торговли) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте